Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДПРОВЕРОЧНОГО АНАЛИЗА В ПЛАНИРОВАНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК'

МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДПРОВЕРОЧНОГО АНАЛИЗА В ПЛАНИРОВАНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый контроль / выездная налоговая проверка / планирование выездных налоговых проверок / предпроверочный анализ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафаев С. М.

Предпроверочный анализ является ключевым этапом в процессе планирования выездных налоговых проверок, позволяющим налоговым органам оценить обоснованность (целесообразность) проведения выездной налоговой проверки и повысить эффективность мероприятий налогового контроля. В статье будет рассмотрено место и роль предпроверочного анализа в планировании выездных налоговых проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мустафаев С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДПРОВЕРОЧНОГО АНАЛИЗА В ПЛАНИРОВАНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК»

МУСТАФАЕВ САХИБ МАЗАХИР ОГЛЫ,

аспирант Кафедры международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ,

e-mail: [email protected]

МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДПРОВЕРОЧНОГО АНАЛИЗА В ПЛАНИРОВАНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

= Аннотация. Предпроверочный анализ является ключевым этапом в процессе планиро-

= вания выездных налоговых проверок, позволяющим налоговым органам оценить обоснован-

= ность (целесообразность) проведения выездной налоговой проверки и повысить эффектив-

= ность мероприятий налогового контроля. В статье будет рассмотрено место и роль предпро-

Е верочного анализа в планировании выездных налоговых проверок.

= Ключевые слова: налоговый контроль, выездная налоговая проверка, планирование

= выездных налоговых проверок, предпроверочный анализ.

MUSTAFAEV SAKHIB MAZAKHIR OGLY,

Graduate of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government

of the Russian Federation

PLACE AND ROLE OF PRE-AUDIT ANALYSIS IN THE PLANNING OF TAX VISITS

= Annotation. Pre-inspection analysis is a key step in the planning process of tax inspections, = allowing tax authorities to assess the validity (feasibility) of conducting an inspection and improve the = effectiveness of tax control activities. The article will consider the place and role of pre-audit analysis = in the planning of tax inspections.

= Key words: tax control, tax inspection, planning of tax inspections, pre-inspection analysis.

Своевременное и полное исполнение обязательств по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей является ключевым фактором, обеспечивающим формирование доходной части бюджетов всех уровней государственной бюджетной системы. В этой связи на контролирующие органы возлагается важная и сложная задача — организовать эффективную работу по всем направлениям налогового контроля. Среди них особое место занимает выездная налоговая проверка, которая является наиболее результативным инструментом выявления нарушений и обеспечения соблюдения налогового законодательства.^]

В целях повышения качества и эффективности выездных налоговых проверок в деятельности налоговых органов было введено новое направление — «планирование выездных налоговых проверок», которое способствует оптимизации как подготовке, так и проведению выездных налоговых проверок, а также увеличивает их результативность за счет предварительного анализа и оценки доступной информации о налогоплательщиках.

В последние годы в деятельности налоговых органов произошли существенные измене-

ния в подходе к организации контрольной работы. Теперь основное внимание уделяется проведению всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что дало возможность отказаться от модели тотального контроля и перейти к системе, основанной на оценке и управлении рисками. Этот подход позволяет налоговым органам оптимизировать распределение ресурсов путем сосредоточения внимания на наиболее значимых и потенциально рискованных категориях налогоплательщиков, что способствует повышению эффективности и результативности контрольных мероприятий.

Для определения места предроверочного анализа в системе планирования выездных налоговых проверок, необходимо рассмотреть указанные понятия с теоретической точки зрения.

Впервые понятие «планирование выездных налоговых проверок» официально появилось в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [2] (далее - Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@; Приказ). Этот документ стал основой для формирования открытого и системного подхода к организации выездных налоговых

проверок, основанного на критериях риска совершения налоговых правонарушений, что обеспечило прозрачность и обоснованность отбора объектов для проверок.

Согласно Приказу, планирование выездных налоговых проверок - открытый и прозрачный процесс, который направлен на отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки на основе общедоступных и четко определенных критериев риска совершения налоговых правонарушений. Открытый характер этого процесса обеспечивает доступность информации о критериях отбора. Налогоплательщик, который соответствует указанным критериям, с большой вероятностью будет включен в план выездных налоговых проверок.

Согласно данному определению, планирование выездных налоговых проверок является многоступенчатым процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных этапов, каждый из которых может включать свои собственные подэ-тапы. Такой подход обеспечивает тщательную и систематизированную организацию контрольных мероприятий.

Планирование выездных налоговых проверок можно подразделить на следующие этапы:

1) Отбор налогоплательщиков;

2) Контрольно-аналитическая работа с налогоплательщиком;

3) Предпроверочный анализ;

4) План выездных налоговых проверок;

Отбор налогоплательщиков - представляет

собой процесс, направленный на выявление и выбор налогоплательщиков, которые с высокой вероятностью могут совершать или совершили налоговые правонарушения или имеют признаки финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.[5]

В рамках данного этапа налоговым органом проводится анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, анализ движения денежных средств, а также анализ результатов экономической деятельности, т.е. той информации, которая может быть получена налоговым органом в рамках использования внутреннего ресурса (автоматизированного комплекса), не прибегая к иным мероприятиям налогового контроля.

Анализ осуществляется не менее чем за календарный год, предшествующий году проверки.

В случае выявления несоответствий, налоговый орган переходит к следующему этапу планирования выездных налоговых проверок - контрольно-аналитическая работа.

На этом этапе налогоплательщику направляется уведомление о необходимости явки в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу

ведения финансово-хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). [1]

В процессе осуществления данного мероприятия налогового контроля налоговый орган доводит до сведения налогоплательщика информацию о том, что его деятельность связана с определенным уровнем налогового риска. Кроме того, ему предлагается пересмотреть свои отношения с контрагентами, а также порядок формирования налоговой базы по конкретному налогу, с целью добровольного уточнения налоговых обязательств за анализируемый период.

По результатам контрольно-аналитической работы, должностное лицо налогового органа уже переходит к более тщательному изучению данных расхождений, которое включает в себя сбор и анализ дополнительной информации, которая может свидетельствовать либо о предполагаемом совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, либо об отсутствии такового.[3]

В рамках данной деятельности налоговый орган уже не ограничивается внутренними ресурсами, но также начинает сбор информации и документов из внешних источников путем реализации иных мероприятий налогового контроля: требования (поручения) о представлении документов (информации), уведомление о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний, запрос информации из иных государственных ведомств и служб и т.д.

Фактически указанные мероприятия ознаменовывают переход к следующему и ключевому этапу планирования выездных налоговых проверок - предпроверочный анализ.

В современной юридической доктрине, а также действующем законодательстве отсутствует понятие предпроверочный анализ. Указанное обстоятельство является предметом судебных споров налоговых органов и налогоплательщика.

Недостаточная регламентация процедур, касающихся проведения предпроверочного анализа, как в налоговом законодательстве, так и в инструктивных материалах Федеральной налоговой службы России, а также отсутствие унифицированных требований к его организации и недостаточная разработанность соответствующего методологического аппарата значительно ухудшают эффективность данного анализа. Кроме того, низкий уровень изучения этой проблемы в научной литературе также негативно влияет на результативность предпроверочного анализа.

Эта ситуация приводит к отсутствию четких и единых стандартов для проведения предпрове-рочного анализа, что затрудняет обеспечение

последовательности и обоснованности при отборе налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. В результате, процесс предпро-верочного анализа может не достигать своих целей в полной мере, что негативно влияет на общую эффективность налогового контроля и снижает способность налоговых органов выявлять и предотвращать налоговые правонаруше-ния.[6]

В ходе предпроверочного анализа налоговым органом реализуются следующие полномочия:

5) истребование документов у анализируемого налогоплательщика, а также его контрагентов;

6) запросы в банки;

7) получение показаний свидетелей;

8) иные мероприятия, которые могут оказать содействие в выявлении причины отклонений.

Целью такого анализа является получение объективных и достоверных данных, которые позволят сделать вывод о наличии или отсутствии признаков налогового правонарушения.

При проведении предпроверочного анализа налоговым органом устанавливается факт наличия или отсутствия необоснованных отклонений налоговой и бухгалтерской отёчности от фактических финансово-хозяйственных операций налогоплательщика.

По результатам вышеуказанных действий налоговым органом завершается этап предпро-верочного анализа и формируется заключение о наличии/отсутствии нарушений налогового законодательства, который отражает позицию налогового органа, соответственно, о целесообразности/нецелесообразности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

При этом, обязательным условием для принятия решения о целесообразности включения в план выездных налоговых проверок является наличие материальных, а конкретно финансовых, ресурсов налогоплательщика.

Заключительным этапом процесса планирования выездных налоговых проверок является составление плана выездных налоговых проверок.

На данном этапе налоговые органы формируют перечень налогоплательщиков, в отношении которых целесообразно провести выездные проверки в ближайший период. План формируется ежеквартально и может корректироваться в течение текущего квартала.

Таким образом, предпроверочный анализ играет ключевую роль в планировании выездных налоговых проверок, обеспечивая обоснованный и эффективный отбор налогоплательщиков для

проведения контрольных мероприятий. Этот этап позволяет налоговым органам выявить потенциальные риски и признаки налоговых правонарушений и, впоследствии, принять решение о целесообразности или нецелесообразности проведения выездной налоговой проверки.

Отсутствие правовой регламентации необоснованно расширяет полномочия налоговых органов, одновременно ущемляя права налогоплательщиков.

Необходимо развитие и совершенствование нормативной базы, а также методического обеспечения предпроверочного анализа, чтобы повысить его эффективность и прозрачность. Это может включать в себя разработку и утверждение единых требований к организации пред-проверочного анализа, а также проведение научных исследований для разработки более совершенных методов и подходов к его проведению. Только таким образом можно обеспечить, чтобы предпроверочный анализ стал действительно эффективным инструментом в системе налогового контроля.

Список литературы:

[1] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824;

[2] Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

[3] Актуальные вопросы налогового администрирования на современном этапе развития российской налоговой системы [Текст]: монография / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, В.Л. Рыку-нова [и др.]; Юго-Западный государственный университет. - Курск, 2010.

[4] Масальская Марина Викторовна, Миша-нова Елена Владимировна, Рожкова Наталья Викторовна Предпроверочный анализ как инструмент прогнозирования выездной налоговой проверки учреждений УИС и его совершенствование // Финансы: теория и практика. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ predproverochnyy-analiz-kak-instrument-prognozirovaniya-vyezdnoy-nalogovoy-proverki-uchrezhdeniy-uis-i-ego-sovershenstvovanie (дата обращения: 29.01.2025).

[5] Борзова А. С. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. №10 (196). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZotbor-nalogoplatelschikov-dlya-provedeniya-vyezdnyh-nalogovyh-proverok (дата обращения: 29.01.2025).

[6] Сиразова Татьяна Петровна Предпрове-рочный анализ в организации налогового кон-

троля // Baikal Research Journal. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predproverochnyy-analiz-v-organizatsii-nalogovogo-kontrolya (дата обращения: 30.01.2025).

Spisok literatury:

[1] «Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaia)» ot 31.07.1998 N 146-FZ (red. ot 29.11.2024) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», N 31, 03.08.1998, st. 3824;

[2] Prikaz FNS Rossii ot 30.05.2007 № MM-3-06/333@ «Ob utverzhdenii Kontseptsii sistemy planirovaniia vyezdnykh nalogovykh proverok»

[3] Aktual'nye voprosy nalogovogo adminis-trirovaniia na sovremennom etape razvitiia rossiiskoi nalogovoi sistemy [Tekst]: monografiia / L.V. Sevri-ukova, T.Iu. Tkacheva, V.L. Rykunova [i dr.]; lugo-Zapadnyi gosudarstvennyi universitet. - Kursk, 2010.

[4] Masal'skaia Marina Viktorovna, Mishanova Elena Vladimirovna, Rozhkova Natal'ia Viktorovna

Predproverochnyi analiz kak instrument prog-nozirovaniia vyezdnoi nalogovoi proverki uchrezhde-nii UIS i ego sovershenstvovanie // Finansy: teoriia i praktika. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/predproverochnyy-analiz-kak-instrument-prognozirovaniya-vyezdnoy-nalogovoy-proverki-uchrezhdeniy-uis-i-ego-sovershenstvovanie (data obrashcheniia: 29.01.2025).

[5] Borzova A. S. Otbor nalogoplatel'shchikov dlia provedeniia vyezdnykh nalogovykh proverok // Nauchnyi vestnik MGTU GA. 2013. №10 (196). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZotbor-nalogoplatels-chikov-dlya-provedeniya-vyezdnyh-nalogovyh-prov-erok (data obrashcheniia: 29.01.2025).

[6] Sirazova Tat'iana Petrovna Predproverochnyi analiz v organizatsii nalogovogo kontrolia // Baikal Research Journal. 2011. №4. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/predproverochnyy-analiz-v-orga-nizatsii-nalogovogo-kontrolya (data obrashcheniia: 30.01.2025).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.