ПРАВО П ЭКОНОМИКА
НИКОЛАЕНКО Наталья Сергеевна,
студентка
Юридической школы Дальневосточного федерального университета, e-mail: [email protected]
ДЕРЕНДЯЕВА Софья Дмитриевна,
студентка Юридической школы Дальневосточного федерального университета, e-mail: [email protected]
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-6-117-120 NIION: 2021-0079-6/23-335 MOSURED: 77/27-025-2023-06-335
Аннотация. В настоящее время экономическая безопасность страны является главным составляющим стабильности государства. Одной из составляющих стабильной экономики является устойчивая налоговая система, которой необходим контроль со стороны государства. Налоговый контроль является одним из основных элементов управления налоговой системой, способствующих стабильности экономики любой страны.
Ключевые слова: налоговый контроль, экономическая безопасность, налоговая система, плательщик сборов, налог, выездная налоговая проверка.
NIKOLAENKO Natalya Sergeevna,
Student, Law School of the Far Eastern Federal University
DERENDYAEVA Sofia Dmitrievna,
Student, Law School of the Far Eastern Federal University
LEGAL ANALYSIS OF TAX CONTROL AS A CONTROL ELEMENT OF THE TAX SYSTEM
Annotation. At present, the economic security of the country is the main component of the stability of the state. One of the components of a stable economy is a stable tax system, which requires state control. Tax control is one of the main elements of managing the tax system, contributing to the stability of the economy of any country.
Key words: tax control, economic security, tax system, fee payer, tax, field tax audit.
Как ни странно, налоговое законодательство регулирует не только имущественные отношения сторон, например, по взысканию налога, но и неимущественные отношения, то есть те самые организационные отношения, которые пошли из административного права. Если говорить о чем-то конкретном, то это отношения по контролю. Ввиду общего состояния административного права, законодатель предпочел установить эти правила именно в Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) [1], при этом не ссылаясь на административное законодательство. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 82 НК РФ [1] налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в
порядке, установленном НК РФ. Данное определение покажется на первый взгляд очевидным, но все-таки в нем содержатся некоторые базовые моменты, которые имеют практическое значение.
Основной целью налогового контроля считается обеспечение исполнения налогового законодательства всеми субъектами налоговых правоотношений [3; 4; 5; 6; 7; 10]. При всём этом, необходимо учитывать, что в нынешних условиях преодоления российским бизнесом экономических санкций Запада, крайне важно суметь выстроить эффективную систему налогового контроля как ключевого элемента управления налоговой системы [9]. Для того, чтобы обеспечить исполнение налогового законодательства необходимо выявить налоговые правонаруше-
ния, а после выявления - привлечь к ответственности лиц, которые в них виновны. Помимо выявления, следует обеспечить наступление налоговой, административной или уголовной ответственности. Следует понимать, независимо от того какая наступит ответственность, наказание будет неотвратимо. Во-первых, налоговый контроль осуществляется уполномоченным органом, т.е. проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ [1].
Виды налогового контроля принять разграничивать по четырем критериям: по времени проведения, по способу, по месту проведения, по периодичности. Что касается критерия «по времени проведения», то выделяют: текущий, предварительный, последующий. «По способу» принято выделять: сплошной и выборочный.
С введением рискоориентированного подхода сплошной контроль показал свою неэффективность, потому что сплошные налоговые проверки, сплошной налоговой контроль требуют очень много времени, огромное количество трудовых ресурсов, что не всегда результативно. А вот «выборочный налоговый контроль» показывает свою результативность, глядя на статистику. Так, например, начиная с 2017 г. по настоящее время у нас идет неуклонное сокращение количество организаций, которые подверглись выездным налоговым проверкам. На сегодняшний день, выездными налоговыми проверками охвачено менее 1 % налогоплательщиков, которые зарегистрированы в налоговых органах. Это объясняется тем, что с введением риск-ориентированного подхода отошли от понимания необходимости проверки при выездном налоговом контроле всех налогоплательщиков, так как это неэффективно, нерезультативно, соответственно проходит только «выборочные налоговые проверки», когда под проверки попадают только небольшое количество налогоплательщиков, но почти 98 %, проведенных проверок заканчиваются вынесением решения, в котором содержится величина суммы недоимок.
По результатам проверок средней суммой недоимок стало 24 млн. рублей (если говорить о проверке организаций). Куда меньшая сумма недоимок отражается в статистике, когда говорят об индивидуальным предпринимателях (примерно 7 - 8 млн. рублей).
Соответственно, чтобы провести такую масштабную и эффективную налоговую проверку,
необходимо проведение большой, аналитической работы, которая производится до начала проверки. Это и служит достоянием риск-ориентированного подхода, который смещается к предпро-верочной аналитической работе и соответственно проверками охватываются организации, которые изначально показали свою склонность к риску. Причем речь идет не о финансовом риске, а о налоговом риске.
Налоговые органы участвуют в налоговых проверках тогда, когда есть проблемы в выбранной организации и остается лишь собрать доказательственную базу. В этом проявляется отличие риск - ориентированного подхода.
Методы налогового контроля можно разделить на: предварительное наблюдение, последующий контроль, текущий контроль. Метод предварительного наблюдения не одно и то же, что и предпроверочная аналитическая работа. В предварительном наблюдении на первый план идет учет и регистрации налогоплательщиков и объектов налогообложения. В текущем контроле включается общий контроль за сдачей налоговых деклараций, своевременностью и полнотой уплаты налогов. Последующий контроль - это контроль, который касается проверки налогопла-тельшиков на предмет правильности и полноты исчисления налогов. Целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. По критерию «периодичности» выделяют следующие виды контроля: первичный и повторный. Здесь есть небольшой нюанс, проведение повторных налоговых проверок в целом в России запрещено, но есть возможность, когда налоговая проверка проводится повторно.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что налоговые проверки являются основными формами налогового контроля, в связи с чем необходима четкая регламентация процедуры их проведения. Происходит активной расширение сферы применения налогового контроля, при этом следует заметить, что данной расширение происходит по разным направлениям, во-первых здесь можно говорить о том, что появляются новые сферы налогового контроля, появляются новые субъекты, во-вторых, у налоговых органов появляются новые полномочия в налоговом контроле. Проявление расширения сфер применения налогового контроля можно увидеть в такой форме как: трансфертное ценообразование.
По этой причине для стабильного развития экономики необходимо устранение пробелов существующих в регулировании процедур нало-
говых проверок. Для того чтобы определить основные пробелы регулирования налоговых проверок необходимо определить их виды. Так, в соответствии со ст. 86 НК РФ [1] выделяются два вида налоговых проверок: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки.
В соответствии со ст. 89 НК РФ выездной налоговой является налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа [1].
Её особенность заключается в том, что во время проведения проверки происходит изучение, анализ, сопоставление и оценка документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра и выемки документов и предметов. Именно в ходе данного вида налоговой проверки выявляется большее количество налоговых правонарушений. Как правило, выездная налоговая проверка реализуется в несколько этапов: 1) планирование; 2) предпроверочная работа; 3) проведение документальной проверки; 4) оформление результатов.
Выездные налоговые проверки проводятся на основании годового (с разбивкой по кварталам) плана проведения выездных налоговых проверок [2]. Основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», которая разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок, поскольку налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.
Отмечается, что указанный план может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов). Ознакомление налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок налоговым законодательством не предусмотрено. Для принятия решения по включению того или иного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок необходимо провести «предпроверочную работу», на основании которой будет принято решение о проведении данного вида проверки. Но налоговое законодательство не содержит определения данной стадии выездной налоговой проверки, поэтому легитимность и допустимость налоговых органов проводить мероприятия налогового контроля во время подготовки выездных налоговых проверок
является сомнительной. Такая деятельность налоговых органов, проводимая в течение подготовки к выездным налоговым проверкам, нормативно не закреплена и не относится ни к одному виду проверок.
На данном этапе, вся имеющаяся информация о налогоплательщике глубоко анализируется налоговым органом. Но результаты такого анализа содержат узкий круг информации о налогоплательщике и возможных нарушениях законодательства, по той причине, что предпроверочная работа налоговых органов не отражается в налоговом законодательстве при подготовке выездных налоговых проверок. Кроме того, выделяются ограниченные промежутки времени на проведение предпроверочных работ, что не позволяет сделать качественные выводы, следовательно, оказывает воздействие на результативность проверки налогоплательщиков сотрудниками налогового органа, что приводит к неудобствам для налогоплательщиков. Для решения указанной проблемы стоит согласиться с Е.В. Никулиной, которая указывает, что следует при проведении камерального контроля формировать «досье» налогоплательщика и в случае выявления признаков нарушений и необходимости более полного комплекса мероприятий, в том числе за предыдущие налоговые периоды, становится целесообразным проведение выездной налоговой проверки [8]. Таким образом, указанные недостатки не позволяют отличить добросовестного налогоплательщика от недобросовестного на стадии предпроверки, что влияет на внесение того или иного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок, что зачастую приводит к снижению эффективности работы налоговых органов.
Список литературы:
[1] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 12.05.2023).
[2] Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 12.05.2023).
[3] Кудреватых Н.В. Оценка результатов налогового контроля в РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 6. - С. 253261.
[4] Кулажников В.В. Мероприятия налогового контроля - средство борьбы с налоговыми преступлениями // Образование и право. 2021. № 3. - С. 182-185.
[5] Кулажников В.В. Правовые и организационные основы участия милиции в осуществлении финансового контроля: автореферат дис. ... к.ю.н. [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т]. - Тюмень, 2009. - 22 с.
[6] Методология налогового контроля: учебное пособие / Е.А. Федоров, Л.Г. Баранова, В.С. Федорова. - СПб.: Петербург. гос. ун-т путей сообщения, 2013. - 87 с.
[7] Налоговый контроль. Налоговые проверки: учебное пособие для магистратуры / Арзу-манова Л.Л., Лагкуева И.В., Мячехин В.А. и др.; под О.В. Болтиновой, Ю.К. Цареградской. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 159 с.
[8] Никулина Е.В. О проблемах эффективности планирования выездных налоговых проверок // Теория и практика общественного развития. 2017. № 6. - С. 278-281.
[9] Симонов С.Г., Хаматханова М.А. Варианты стратегии преодоления российским бизнесом экономических санкций Запада // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 1А. -С. 190-199.
[10] Федоров Е.А., Баранова Л.Г., Федорова В.С. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования // Известия ПГУПС. 2014. № 3. - С. 176-182.
Spisok literatury:
[1] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 146-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_19671/ (data obrashcheniya: 12.05.2023).
[2] Koncepciya sistemy planirovaniya vyezdnyh nalogovyh proverok» (utv. Prikazom FNS ot 30 maya 2007 g. № MM-3-06/333@) [Elektronnyj resurs]. -
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_55729/ (data obrashcheniya: 12.05.2023).
[3] Kudrevatyh N.V. Ocenka rezul'tatov nalogovogo kontrolya v RF // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2020. № 6. - S. 253261.
[4] Kulazhnikov V.V. Meropriyatiya nalogovogo kontrolya - sredstvo bor'by s nalogovymi prestupleniyami // Obrazovanie i pravo. 2021. № 3.
- S. 182-185.
[5] Kulazhnikov V.V. Pravovye i organizacionnye osnovy uchastiya milicii v osushchestvlenii finansovogo kontrolya: avtoreferat dis. ... k.yu.n. [Mesto zashchity: Tyumen. gos. un-t]. - Tyumen', 2009. - 22 s.
[6] Metodologiya nalogovogo kontrolya: uchebnoe posobie / E.A. Fedorov, L.G. Baranova, V.S. Fedorova. - SPb.: Peterburg. gos. un-t putej soobshcheniya, 2013. - 87 s.
[7] Nalogovyj kontrol'. Nalogovye proverki: uchebnoe posobie dlya magistratury / Arzumanova L.L., Lagkueva I.V., Myachekhin V.A. i dr.; pod O.V. Boltinovoj, Yu.K. Caregradskoj. - M.: Norma: INFRA-M, 2018. - 159 s.
[8] Nikulina E.V. O problemah effektivnosti planirovaniya vyezdnyh nalogovyh proverok // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2017. № 6.
- S.278-281.
[9] Simonov S.G., Hamathanova M.A. Varianty strategii preodoleniya rossijskim biznesom ekonomicheskih sankcij Zapada // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2023. T. 13. № 1A. - S. 190-199.
[10] Fedorov E.A., Baranova L.G., Fedorova V.S. Nalogovyj kontrol' kak element nalogovogo administrirovaniya // Izvestiya PGUPS. 2014. № 3. -S. 176-182.