О
(N
УДК 332.142(571.6) ББК 65.04
ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ АНАЛИЗ В ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Анализируются проблемы и перспективы проведения выездных налоговых проверок и применения процедуры предпроверочного анализа. Делается вывод, что рассмотренное применение процедуры выездных налоговых проверок может обеспечить максимальную результативность налоговых проверок.
Ключевые слова: налоговый контроль, выездная налоговая проверка, предроверочный анализ.
T.P. Sirazova
PRE-INSPECTION ANALYSIS IN TAX CONTROL ORGANIZATION
Federal Taxation Service of the Russian Federation and territorial bodies control compliance to the tax legislation by means of tax inspections. The procedure of field tax inspections has been significantly improved in the recent years, but still there remain a large number of unsolved problems. The article deals with problems and prospects of making field tax inspections and using the pre-inspection analysis.
Keywords: tax control, field tax inspection, pre-inspection analysis.
SSI
KS г g|l'
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
5s 1
S I
8s! ИН 25 о
СнО!
£яц
МО I See
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Особую роль в решении задачи совершенствования системы налогового контроля призваны сыграть меры, направленные на повышение результативности выездных налоговых проверок. Порядок проведения выездных налоговых проверок в последние годы значительно усовершенствован, тем не менее остается множество нерешенных проблем. Cуществует ряд основных критериев отбора налогоплательщиков для включения их в план выездной налоговой проверки. Однако бытует мнение, что только два критерия практически однозначно свидетельствуют о наличии налоговых проблем в организации. Это критерий «Непредставление без объективных причин пояснений об ошибках и противоречиях в документах» и критерий «Миграция между налоговыми инспекциями». Все остальные критерии могут отражать особенности функционирования конкретных компаний, а не свидетельствовать о налоговых нарушениях. В первую очередь это касается убыточности, использования вычетов, рентабельности и налоговой нагрузки.
Важнейшим условием эффективной организации выездных налоговых проверок является проведение предпроверочного анализа, позволяющего в условиях дефицита кадровых ресурсов инспекторского состава налоговых органов и законодательно установленных жестких ограничений периодичности и продолжительности данного вида проверок выработать оптимальную стратегию организации проверки, предполагающую включение в программу ее проведения вопросов контроля над теми сферами экономической деятельности налогоплательщика и его структурных подразделений, вероятность выявления нарушений налогового законодательства в которых является максимальной, определить перечень необходимых и достаточных для выявления данных
© Т.П. Сиразова, 2011
О
нарушений мероприятий налогового контроля, подготовить предложения по количественному, структурному и персональному составу проверяющей группы, а также осуществить комплекс иных подготовительных мероприятий, направленных на обеспечение эффективного проведения выездной проверки.
£5 | Как показывает изучение практики налогового контроля, в значи-
тельной части налоговых органов в рамках подготовки к проведению выездной проверки в той или иной степени применяются процедуры предпроверочного анализа. Это имеет место и при организации проверки по налогу на доходы физических лиц. Однако в настоящее время методические подходы к данным мероприятиям не носят системного характера и определяются в значительной мере исходя из опыта и знаний должностных лиц налоговых органов, осуществляющих этот анализ. При этом недостаточная урегулированность процедур, связанных с проведением предпроверочного анализа, в налоговом законодательстве и в инструктивных документах ФНС России, отсутствие единых требований к его организации и непроработанность соответствующего методического аппарата, а также относительно низкий уровень исследования настоящей проблематики в научной литературе существенно снижают эффективность данной деятельности.
В условиях ограниченных возможностей налоговых органов по обеспечению высокой степени охвата налогоплательщиков выездными проверками проблема неотвратимости наказания за совершенные налоговые правонарушения может быть решена лишь при условии непременного соблюдения двух важнейших условий:
- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;
- осуществление налоговыми органами тщательной предпровероч-ной подготовки.
Предпроверочная подготовка как комплекс проводимых налоговым ; органом мероприятий по обеспечению наиболее благоприятных условий
для проведения выездной проверки налогоплательщика включает в себя ой § два вида мероприятий:
^1 - предпроверочный анализ — аналитическая работа с информацией
^ | о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, и
1 формирование по ее результатам выводов, являющихся существенными
в для целей обеспечения эффективности предстоящей выездной налого-
§к§ вой проверки;
в - организационные мероприятия, необходимые для эффективного
з проведения проверки в установленные сроки.
к®3 Предпроверочный анализ должен стать неотъемлемой частью про-
цесса подготовки выездных налоговых проверок и проводиться по всем налогоплательщикам, включенным в план проведения выездных нало-23 говых проверок.
Качественное проведение предпроверочного анализа дает возможность налоговому органу:
- углубить или опровергнуть сформулированные на стадии планирования выездных проверок выводы о вероятном наличии в экономической деятельности налогоплательщика налоговых правонарушений, установить сферы экономической деятельности налогоплательщика, в которых наиболее вероятно выявление налоговых нарушений;
О
н
Н
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
НД
ЬА
ОЙ"
^ 1
5к 1
«Л* ё§! ь Е
« ЦТ I
8Н! й§ о
ЕнО а
£М1| МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
- оценить риск совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, а также предполагаемый размер неуплаченных налогов;
- оценить объем необходимых для выявления предполагаемых нарушений трудозатрат специалистов налогового органа на проведение выездной проверки, а также степень эффективности данной проверки;
- разработать общую стратегию предстоящей выездной налоговой проверки и детальный подход к характеру, срокам проведения и объему контрольных мероприятий и т.д.
В результате проведения данной работы обеспечивается рост результативности выездных налоговых проверок и сокращение трудозатрат сотрудников налоговых органов и времени, необходимых для проведения выездной проверки. Кроме того, увеличивается процент охвата выездными проверками налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах.
С учетом изложенного представляется целесообразным внесение в часть первую НК РФ дополнений, предполагающих, в частности:
- определение понятия предпроверочной подготовки и правовых оснований ее проведения;
- предоставление налоговым органам права запрашивать в ходе проведения предпроверочной подготовки у банков справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке, а также истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), данные документы (информацию);
- введение нормы о том, что назначение выездной налоговой проверки возможно только при наличии мотивированного основания, выявленного (подтвержденного) в ходе предпроверочной подготовки. Представляется, что наличие такой нормы не только бы придало проведению предпроверочной подготовки обязательный характер, но и исключило бы возможность назначения выездной проверки при отсутствии обстоятельств, указывающих на вероятное нарушение налогоплательщиком налоговой дисциплины, т.е. проверки, заведомо неэффективной. Такая норма явилась бы дополнительной государственной гарантией, защищающей законопослушного налогоплательщика от излишних обременений, связанных с проведением выездной проверки.
Чтобы достичь повышения результативности выездных налоговых проверок, требуется анализ тенденций развития технологии, техники и организации системы налогового контроля и проведение исследования, конечными задачами которого, на наш взгляд, являются:
- сокращение трудоемкости аналитической работы при отборе налогоплательщиков за счет ее автоматизации;
- повышение результативности выездных налоговых проверок путем обоснованного отбора налогоплательщиков;
- снижение количества налоговых нарушений за счет повышения качества контрольной работы и выработки у налогоплательщика привычки представлять достоверную информацию, а также полностью и своевременно уплачивать налоги;
О
(N
SS1
2нё Яч >
MhSI
HSS
«31
Ен^ 1
ой-
%<s ^ 1
5s 1
^ Л £ ё§|
« F I
8s! й§ о
ул* ЕнО а
£мц
МО £ £И4
Sffle
«
н
н
о
н
PQ
со
н
- создание условии для содержательного управления контрольной работой налоговых органов за счет использования единоИ организационной, методической и информационной основы процесса отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.
При этом подразумевается не только разработка соответствующих методологий и процедур, но и их внедрение.
Для решения вышеперечисленных задач предлагается: во-первых, отказаться от стопроцентного охвата камеральными проверками всех налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в налоговом органе, и внедрить технологию «самоначисления». В связи с этим высвобождаемая численность работников отдела камеральных проверок может быть направ-лена на проведение выездных налоговых проверок, результативность и эффективность которых выше.
Во-вторых, отбор налогоплательщиков для планирования проведения выездных налоговых проверок должен осуществляться с обязательным анализом сравнения сумм предполагаемых доначислений по результатам выездной налоговой проверки с затратами на ее проведение для исключения безрезультативных проверок, т.е. должно соблюдаться следующее правило: сумма предполагаемых доначислений по выездной налоговой проверке должна превышать сумму затрат на проведение этой проверки.
В-третьих, совершенствование процедуры проведения и оформления результатов проверки, а именно снижение документооборота. По итогам налоговой проверки должен составляться акт проверки, а не справка как промежуточный документ. При отсутствии выявленных нарушений достаточно направить налогоплательщику уведомление о невыявлении нарушений в процессе проведенной проверки. Все это позволит сократить расходы налоговых органов на осуществление налоговой проверки, а сэкономленные ресурсы направить на проведение большего количества налоговых проверок.
Такое применение процедуры выездных налоговых проверок может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалиста налоговых органов максимальную результативность налоговых проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет с меньшими затратами, так и с точки зрения воспитания у налогоплательщиков налоговой культуры и дисциплины.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31 июля 1998 г. № 146 ФЗ (с изм. и доп.).
2. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (в ред. от 14 окт. 2008 г.).
3. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, от 25 июня 2007 г. (подготовлены на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-33-06/333@).
4. Мороз В.В. Пути повышения эффективности выездной налоговой проверки / В.В. Мороз // Финансы. — 2010. — № 8. — С. 37-39.
Referenses
1. Nalogovyi kodeks RF (chast’ 1) ot 31 July 1998 g. № 146 FZ (s izm. i dop.).
О
(N
2. Ob utverzhdenii Kontseptsii sistemy planirovaniya vyezdnykh nalogovykh proverok: prikaz FNS RF ot 30 May 2007 g. № MM-3-06/333@ (v red. ot 14 Okt. 2008 g.).
3. Obshchedostupnye kriterii samostoyatel’noi otsenki riskov dlya nalogo-platel’shchikov, ispol’zuemye nalogovymi organami v protsesse otbora ob’ektov dlya provedeniya vyezdnykh nalogovykh proverok, ot 25 June 2007 g. (podgotovleny na osnovanii Kontseptsii sistemy planirovaniya vyezdnykh nalogovykh proverok, utv. Prikazom FNS Rossii ot 30 May 2007 g. № MM-33-06/333@).
4. Moroz V.V. Puti povysheniya effektivnosti vyezdnoi nalogovoi proverki / V.V. Moroz // Finansy. — 2010. — № 8. — S. 37-39.
Информация об авторе
Сиразова Татьяна Петровна — ассистент, кафедра статистики и экономического анализа; аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Sirazova Tatyana Petrovna — Junior Instructor, Chair of Statistics and Economic Analysis, post-graduate student, Chair of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].
SSI
Zsl
ка > gll1
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
5s 1
S I
8s! ИН 25 о
СнО!
£яЦ
E40 I See
К
H
H
о
H PQ
CO
H