Библиографический список
1. Смолина Л.В. Мобильные приложения для изучения английского языка как средство организации самостоятельной работы обучающихся. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС. Воронеж: Воронежский государственный университет:, 2019: 135-143.
2. Лыткина С.Т. Организационно-педагогические установки применения интерактивного сопровождения педагогической практики студентов физкультурного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 65-67.
3. Капина А.А. Использование мобильных приложений на занятиях по иностранному языку Образование. Наука. Культура: материалы Международного научного форума. Гжель: Гжельский государственный университет, 2020: 217-219.
4. Капина А.А. Образовательные возможности магистратуры в подготовке будущих учителей к применению мобильных технологий в учебном процессе. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 43-47.
5. Капина А.А. Практические механизмы формирования готовности будущих учителей к применению мобильных технологий в условиях магистратуры. Высшее образование сегодня. 2021; № 7-8: 31-35.
6. Насырова Э.Ф., Насыров РИ. Игровые технологии как средство развития инновационного мышления студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 51-53.
7. Кузнецова Ю.В. Применение интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 94-96.
8. Асташина Н.И., Симусёва М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения. АНИ: педагогика и психология. 2017; Т. 6, № 1: 15-18.
9. Гедрих И.В. Разработка и применение мультимедийных и интерактивных материалов при обучении иностранному языку. Инновационная наука. 2017; № 1: 144-147.
10. Куличенко Ю.Н., Попова О.Ю., Линькова Ю.И. Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Мир науки, культуры и образования. 2019; № 4 (59): 30-33.
11. Хамдамова С.О. Эффективность использования мультимедиа и гипермедиа на занятиях английского языка. Вопросы науки и образования. 2018; № 8 (20): 89-91.
12. Шарифбаева Х.Я. Применение мобильных технологий в сфере образования. Проблемы педагогики. 2018; № 2 (34): 106-107.
13. Шамсиддинова Э.М., Варга В.В. Возможности и проблемы использования информационных технологий в вузах. Наука, образование и культура. 2017; Т. 1, № 5 (20): 66-67.
14. Рубцова Е.В. Повышение качества образовательного процесса (коммуникативной направленности обучения) иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий. Карельский научный журнал. 2017; Т. 6, № 4: 76-81.
15. Итинсон К.С. Применение мультимедийных средств при изучении дисциплины иностранный язык. Региональный вестник. 2020; № 2 (41): 56-57.
16. Антропова М.Ю. Мобильные технологии в учебном процессе (на примере китайского Wechat). Сrоss-curtural Studies Education and science. 2018; Vol. 3: 218-224.
17. Фахрутдинова Д.Р Мобильные технологии в обучении иностранному языку. Проблемы современной лингводидактики. 2017; № 13: 13-18.
18. Сухорукова Е.В. Формирование готовности будущих педагогов к использованию смартфона на уроке. Образование. Технологии. Качество: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Перо, 2019: 160-165.
References
1. Smolina L.V. Mobil'nye prilozheniya dlya izucheniya anglijskogo yazyka kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty obuchayuschihsya. Innovacionnye tehnologii obucheniya inostrannomu yazyku v vuze i shkole: realizaciya sovremennyh FGOS. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 135-143.
2. Lytkina S.T. Organizacionno-pedagogicheskie ustanovki primeneniya interaktivnogo soprovozhdeniya pedagogicheskoj praktiki studentov fizkul'turnogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 65-67.
3. Kapina A.A. Ispol'zovanie mobil'nyh prilozhenij na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Obrazovanie. Nauka. Kultura: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Gzhel': Gzhel'skij gosudarstvennyj universitet, 2020: 217-219.
4. Kapina A.A. Obrazovatel'nye vozmozhnosti magistratury v podgotovke buduschih uchitelej k primeneniyu mobil'nyh tehnologij v uchebnom processe. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 43-47.
5. Kapina A.A. Prakticheskie mehanizmy formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej k primeneniyu mobil'nyh tehnologij v usloviyah magistratury. Vysshee obrazovaniesegodnya. 2021; № 7-8: 31-35.
6. Nasyrova 'E.F., Nasyrov R.I. Igrovye tehnologii kak sredstvo razvitiya innovacionnogo myshleniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 51-53.
7. Kuznecova Yu.V. Primenenie interaktivnyh metodov obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 94-96.
8. Astashina N.I., Simuseva M.V. K voprosu ob ispol'zovanii interaktivnyh metodov obucheniya. ANI: pedagogika ipsihologiya. 2017; T. 6, № 1: 15-18.
9. Gedrih I.V. Razrabotka i primenenie mul'timedijnyh i interaktivnyh materialov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Innovacionnaya nauka. 2017; № 1: 144-147.
10. Kulichenko Yu.N., Popova O.Yu., Lin'kova Yu.I. Ispol'zovanie mul'timedijnyh prezentacij v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2019; № 4 (59): 30-33.
11. Hamdamova S.O. 'Effektivnost' ispol'zovaniya mul'timedia i gipermedia na zanyatiyah anglijskogo yazyka. Voprosy nauki i obrazovaniya. 2018; № 8 (20): 89-91.
12. Sharifbaeva H.Ya. Primenenie mobil'nyh tehnologij v sfere obrazovaniya. Problemy pedagogiki. 2018; № 2 (34): 106-107.
13. Shamsiddinova 'E.M., Varga V.V. Vozmozhnosti i problemy ispol'zovaniya informacionnyh tehnologij v vuzah. Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2017; T. 1, № 5 (20): 66-67.
14. Rubcova E.V. Povyshenie kachestva obrazovatel'nogo processa (kommunikativnoj napravlennosti obucheniya) inostrannyh uchaschihsya s pomosch'yu informacionnyh komp'yuternyh tehnologij. Karel'skij nauchnyjzhurnal. 2017; T. 6, № 4: 76-81.
15. Itinson K.S. Primenenie mul'timedijnyh sredstv pri izuchenii discipliny inostrannyj yazyk. Regional'nyj vestnik. 2020; № 2 (41): 56-57.
16. Antropova M.Yu. Mobil'nye tehnologii v uchebnom processe (na primere kitajskogo Wechat). Sross-curtural Studies Education and science. 2018; Vol. 3: 218-224.
17. Fahrutdinova D.R. Mobil'nye tehnologii v obuchenii inostrannomu yazyku. Problemy sovremennojlingvodidaktiki. 2017; № 13: 13-18.
18. Suhorukova E.V. Formirovanie gotovnosti buduschih pedagogov k ispol'zovaniyu smartfona na uroke. Obrazovanie. Tehnologii. Kachestvo: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Pero, 2019: 160-165.
Статья поступила в редакцию 11.11.22
УДК 37.01
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: [email protected]
Dzhioeva F.Kh., teacher (Russian Language, Literature), Secondary School No. 1 of Nogir Village, Republic of North Ossetia-Alania (Russia),
E-mail: [email protected]
THE PLACE AND ROLE OF LANGUAGE TEACHING IN MULTICULTURAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The paper reveals the essence of a concept of multicultural education, examines its place in the pedagogical process of modern secondary schools and the personal development of students. Particular attention is paid to the role of language in the assimilation of both native and other ethnic cultures. After all, it is with the help of linguistic means that thoughts and feelings, characteristics and moods are translated, the expression of emotional states of subjects of interpersonal and intercultural interaction is carried out. The individual develops a desire to understand the content of the contacting cultures and the possibility of communication in the language of any of them. It is language acquisition that serves as a sure means of studying the culture of its native speakers, thus creating conditions for dialogue and polylogue of cultures. The conclusion is made about the need for constructive interaction and mutual enrichment of cultures in contact in the educational space, which is the most important determinant factor of the formation and self-determination of a developing personality.
Key words: multicultural education, ethnic culture, dialogue of cultures, interaction of cultures, language learning, linguistic personality.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]
Ф.Х. Джиоева, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1, с. Ногир, E-mail: [email protected]
МЕСТО И РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
В работе раскрывается суть понятия поликультурного образования и воспитания, рассматривается его место в педагогическом процессе современной общеобразовательной школы и личностном развитии учащихся. Особое внимание обращается на роль языка в усвоении как родной, так и иных этнических культур. Ведь именно с помощью языковых средств осуществляется трансляция мыслей и чувств, характеристик и настроений, выражение эмоциональных состояний субъектов межличностного и межкультурного взаимодействия. У индивида развивается стремление к пониманию содержания контактирующих культур и возможности общения на языке какой-либо из них. Именно овладение языком служит верным средством изучения культуры его носителей, создавая таким образом условия для диалога и полилога культур. Делается вывод о необходимости конструктивного взаимодействия и взаимообогащения контактирующих в образовательном пространстве культур, что является важнейшим детерминирующим фактором становления и самоопределения развивающейся личности.
Кточевые слова: поликультурное образование, этническая культура, диалог культур, взаимодействие культур, изучение языков, языковая личность.
Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы работы обусловлена тем, что в сложившейся социокультурной ситуации ключевой фигурой педагогического процесса в контексте функционирования системы образования всех субъектов РФ выступает индивид, воспитывающийся, развивающийся, обучающийся в полиэтническом и поликультурном пространстве. В связи с интенсивным ростом этнического самосознания и соответствующим повышением уровня этнокультурной самоидентификации все более актуализируется интерес населения к особенностям культуры родных и иных этносов, к специфике взаимодействия между личностью и культурой. У индивида развивается стремление к пониманию контактирующих культур и возможности общения на языке какой-либо из них. Именно овладение языком служит верным средством изучения культуры его носителей, создавая таким образом условия для диалога и полилога культур [1-15].
Цель статьи состоит в исследовании основных преимуществ поликультурного образовательного пространства, места и роли языковых дисциплин в его оптимальной организации, обеспечивающей осуществление поликультурного образования и воспитания учащихся, формирование в школьных условиях поликультурной языковой личности.
Основные задачи статьи могут быть определены следующим образом:
- проанализировать положительные характеристики процесса преподавания школьных дисциплин лингвистического цикла, которые могут быть приняты на вооружение педагогами в контексте осуществления поликультурного образования и воспитания учащихся;
- предложить рекомендации по использованию возможностей обучения языковым дисциплинам в процессе поликультурного образования и воспитания школьников.
Методы исследования, примененные при подготовке данной статьи: теоретические (изучение и анализ научной педагогической и методической литературы) и практические (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы с педагогами и методистами в области преподавания школьных дисциплин образовательной области «Филология».
Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования школьных дисциплин лингвистического цикла для организации поликультурного образовательного пространства, обеспечивающего поликультурное воспитание и образование учащихся.
Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знаний о формах и видах психолого-педагогического взаимодействия в контексте использования языковых дисциплин в реализации процесса поликультурного образования и воспитания учащихся.
Практическая значимость статьи состоит в возможности использования ее материалов в практической работе учителей при обучении школьным дисциплинам лингвистического цикла (осетинскому, русскому, английскому языкам). Ряд изложенных в статье положений могут использоваться при обучении языковым дисциплинам в школах других субъектов РФ.
Республика Северная Осетия - Алания, состоящая в числе наиболее многообразных по этническому составу субъектов Российской Федерации, характеризуется, как известно, контактированием разных этнических культур. В ней проживают, согласно последней переписи населения, представители около 100 национальностей: осетины (64,5%), русские (20,6%), ингуши (4%), армяне (2,28%), кумыки (2,22%), грузины (1%), украинцы (0,46%), башкиры (0,03%) и др. [4]. Данное обстоятельство сигнализирует о настоятельной необходимости осуществления поликультурного образования и воспитания, а это предполагает в первую очередь создание поликультурной образовательной среды.
Рассматриваемая проблема, характеризуясь высокой степенью актуальности, находится в центре внимания целого ряда отечественных исследователей: И.Л. Бим [2], Н.Д. Гальсковой [3], Е.И. Пассова [11], С.Г. Тер-Минасовой [12] и др., проявляющих пристальный интерес к вопросам использования языков в развитии и совершенствовании диалога и полилога культур и считающих, что в современных социокультурных условиях для образованного индивида не только желательно, но и совершенно необходимо владение по меньшей мере двумя языками как лингвистическими системами, например, родным и вторым (иностранным) языком.
Система отечественного образования призвана, согласно положениям основополагающих государственных документов в данной области, содействовать обеспечению:
- поступательной преемственности поколений, поддерживания, распространения и развития этнокультурных ценностей, привития подрастающему поколению бережного отношения к историко-культурному достоянию человечества;
- воспитания патриотов Отечества, высоконравственных граждан, характеризующихся национальной и конфессиональной терпимостью, уважительным отношением к языкам, традициям, культуре как своего, так и иных народов;
- формирования у современных молодых людей образа мира, культуры межличностного и межэтнического взаимодействия [1; 2; 3].
Индивид, характеризующийся вышеуказанными качествами, может по праву считаться поликультурной личностью. Владение родными языками, изучение языков коренных национальностей субъектов РФ, иностранных языков содействуют не только обогащению лингвистического кругозора каждого индивида, становлению его языкового сознания, но и формированию полноценной, гармонической, гуманистически ориентированной, толерантной личности. У поликультурного индивида, знающего обычаи и традиции собственного и других народов и владеющего двумя или более языками, как правило, не наблюдается проявления нетерпимости в отношении к другим людям - представителям иных этнических общностей.
Поликультурное образование в условиях педагогического процесса современной школы выполняет, по единодушному утверждению ученых, следующие функции:
- обеспечивает глубокое и прочное освоение учащимися культурного колорита родного этноса;
- способствует формированию у них представлений о многообразии, взаимосвязи и взаимодействии этнических культур;
- содействует пониманию высокой значимости культурного многообразия для самовыражения индивида;
- обеспечивает формирование у школьников положительного отношения к различиям контактирующих в образовательном пространстве культур;
- способствует вырабатыванию у учащихся умений и навыков доброжелательного, толерантного взаимодействия между носителями разных культур [2; 6; 7; 9; 12].
Мы полностью разделяем мнение В.И. Матиса [6], утверждающего, что эффективная реализация процесса формирования поликультурной личности предполагает наличие образовательного учреждения, в педагогическом процессе которого осуществляется не только воспитание у учащихся высоких моральных качеств, но и их подготовка к полноценной жизнедеятельности в условиях поликультурной среды [6]. Ключевым функциональным механизмом реализации данного процесса может служить, по мнению ученого, «общеобразовательная поликультурная модель» [12, с. 100-101], включающая комплекс образовательных областей с содержательным наполнением регионального характера, направленных на формирование у учащихся межкультурной компетентности и готовности к благоприятной интеграции в полиэтническое социальное пространство [1; 2; 8; 12, с. 105].
О.В. Аракелян, основываясь на данных исследований отечественных ученых [1], утверждает, что участие обучающихся, воспитанников, принадлежащих к разным этническим общностям, в организации праздничных и других утренников и вечеров, тематических прогулок и экскурсий должно быть непременно коллективным и осуществляться при акцентировании внимания на обеспечении толерантного отношения каждого индивида к носителям иных культур. В числе задач, направленных на реализацию поликультурной направленности образовательного процесса, О.В. Аракелян особо выделяет следующие:
а) формирование у школьников прочных знаний о культурах родного и других этносов,
б) обучение национальным языкам и литературам (исходя из этнической принадлежности учащихся) [1].
Решение данных задач диктует необходимость творческой реализации в образовательной среде определенного комплекса средств формирования поликультурной личности, установленных с учетом этнических особенностей субъ-
ектов взаимодействия. В качестве таких средств выступают в первую очередь язык и фольклорные произведения (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, сказки, легенды, песни и пр.), традиции и обычаи, празднества, игры, танцы и т. д.
Действенным механизмом реализации поликультурного образования и воспитания школьников служит обучение их дисциплинам лингвистического цикла - родному языку, языку преобладающей этнической общности, иностранным языкам. Это не только неотъемлемый компонент социально-коммуникативного развития школьников, но и основной механизм их приобщения к многообразию способов мышления и чувствования, сообщения им принципов и правил, регламентирующих поведение и деятельность [2; 3]. Представляя полнейшую и вернейшую летопись духовной жизни этноса, язык, по меткому выражению К.Д. Ушинского, в то же время является величайшим народным педагогом, обучавшим людей еще в те времена, когда не было ни книг ни школ, и продолжающим учить их на всем протяжении народной истории [13, с. 9].
Необходимо также отметить, что именно с помощью языковых средств осуществляются трансляция мыслей и чувств, характеристик и настроений, выражение эмоциональных состояний субъектов межличностного и межкультурного взаимодействия. У каждого этноса, как указывает А.И. Холмогоров, формируется самобытная система языковых образов, стилистических и риторических фигур, произведений малых фольклорных жанров, с поразительной точностью отражающих исторический путь его развития, жизненный уклад, бытовые и природные условия существования [14]. Следует при этом учитывать, что язык не только служит приоритетным орудием коммуникации, могучим средством развития каждой этнической культуры. Он транслирует активные психические процессы национального бытия. С точки зрения Ю.Н. Караулова, путь к постижению любой культуры берет свое начало с освоения языка ее носителей [5, с. 121]. Так, изучая осетинский язык, учащиеся знакомятся и с безэквивалентной лексикой, т. е. со словами-реалиями, служащими для обозначения понятий, характерных лишь для народа - его носителя, являющихся частью его культуры и не употребляемых за пределами его социально-лингвистического пространства. Ими обозначаются особенно яркие компоненты культуры, в которых находит отражение её национальная самобытность. Ведь этнокультурная специфичность любого языка наиболее ярко выражается именно с помощью его лексики. Это, например, осетинское существительное «ныхас», обозначающее форум осетинского селения, собрание взрослых мужчин аула и само место этого собрания; лексемы «хъисын фандыр» - осетинский струнный смычковый музыкальный инструмент; «уырдыгстаг» - молодой человек из числа родственников или соседей, которому поручается обслуживание гостей во время крупных семейных пиршеств; «ронг» -хмельной напиток, который издревле осетины готовили из особого сорта пива в сочетании с медом [15]. К безэквивалентным языковым единицам, отражающим традиционные особенности данного этноса, относятся и такие выражения, как «ма сары цицау» (досл.: «хозяин моей головы»), обозначающее обращение осетинской женщины к супругу; «Ма мады хай» (досл.: «часть моей матери») -обращение молодого человека к пожилой женщине и др. В числе лексических единиц данной категории могут быть указаны и русские существительные «гусли» - полое приспособление с натянутыми над ним струнами, воспроизводящее и усиливающее звуки определённой высоты и представляющее собой русский
Библиографический список
народный музыкальный инструмент; «матрёшка» - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся три или более подобных ей кукол меньшего размера. Таковыми являются и английские лексемы «lunch» ('второй завтрак'), «devil's-food cake» ('обливной шоколадный торт'), «Easter Monday» ('второй день Пасхи') и др.
У индивида, овладевающего неродным языком, формирование личностной культуры реализуется под влиянием основообразующих идеалов как собственной этнической общности, так и носителей нового для него языка [9; 14].
У школьника формируется, согласно концептуальным положениям исследований Ю.Н. Караулова и С.П Тер-Минасовой, так называемая «вторичная языковая личность» [5; 12]. Он становится носителем еще одной культуры, заметно разнящейся с родной в плане аксиологических реалий, мировоззренческих понятий и пр. [5; 12]. В данной связи целесообразно привести положение педагогической теории К.Д. Ушинского о том, что вернейшим средством проникновения в характер народа является усвоение его языка, и чем глубже овладение последним, тем глубже интеграция в ментальность этноса [13, с. 330]. Именно через развитие у индивида черт «вторичной языковой личности» [5; 12] у него вырабатывается способность к продуктивному, паритетному участию в межкультурном диалоге и полилоге. Однако его лингвокультурный и социокультурный опыт характеризуется определенной спецификой, которая непременно должна учитываться в организации межкультурного взаимодействия.
Содержательное наполнение процесса поликультурного образования структурируется, таким образом, в контексте следующих концептуальных ориентиров: социокультурной идентификации индивида; овладения определенным арсеналом сведений о поликультурном пространстве; воспитания благожелательного отношения к широкому культурному окружению; вырабатывания механизма социального взаимодействия. Важно, чтобы это содержательное наполнение соответствовало определенному комплексу предъявляемых к нему критериев:
- отражение в получаемой школьниками информации гуманистических
идей;
- педагогическая интерпретация исключительных, неповторимых черт в изучаемых культурах народов мира;
- раскрытие в этнических культурах общих идей и свойств, способствующих мирному и согласованному взаимодействию;
- приобщение школьников к общечеловеческой культуре, к освоению сущности процесса глобализации, к социокультурному взаимодействию народов мира.
Вышеизложенное закономерно приводит к следующим выводам. Во-первых, организация конструктивного межкультурного взаимодействия может быть возможной лишь при глубоком осознании и строгом учете социокультурных условий, представляющих особую важность для подготовки учащегося к последующей благоприятной интеграции в поликультурное пространство. Во-вторых, осуществление поликультурного образования и воспитания должно всемерно способствовать обеспечению педагогических условий для эффективного изучения языков и культур родного и других этносов, конструктивного взаимодействия и взаимообогащения контактирующих в образовательном пространстве культур, что является важнейшим детерминирующим фактором становления и самоопределения развивающейся личности.
1. Аракелян О.В. Поликультурное образование и этнопсихология. Москва: Грааль, 2019.
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе. 2018; № 4: 5-7.
3. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2019.
4. Каберты Н.Г., Гуриева Л.К., Бегиева А.Ш. Демографическая ситуация в Северной Осетии: факторы, прогнозы и механизм регулирования. Владикавказ: СОГУ 2017.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва: Наука, 2017.
6. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для студентов вузов. Барнаул: БГПУ, 2020.
7. Михайлов М.М. Двуязычие (принципы и проблемы). Москва: Грааль, 2017.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года: Постановление Правительства РФ от 04.10.2010 N 751. г. Москва. Available at: https:// rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/4-%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0-4-%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4-%D1%87 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA.pdf
9. Сапрыкина Г.В. Диалог культур - условие развития иноязычной коммуникативной культуры студентов университета. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета «Гуманитарные науки». 2018; № 4 (30): 21-26.
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf
11. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. Москва: Русский язык, 2020.
12. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. Москва: Грааль, 2017.
13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Москва: Просвещение, 1968.
14. Холмогоров А.И. Единый и многонациональный. Рига: Лиесма, 1970.
15. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. Составители А.Б. Дзадзиев, Х.В. Дзуцев, С.М. Караев. Владикавказ, 1994. References
1. Arakelyan O.V. Polikul'turnoe obrazovanie i 'etnopsihologiya. Moskva: Graal', 2019.
2. Bim I.L. Nekotorye aktual'nye problemy sovremennogo obucheniya inostrannym yazykam. Inostrannyeyazyki vshkole. 2018; № 4: 5-7.
3. Gal'skova N.D. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2019.
4. Kaberty N.G., Gurieva L.K., Begieva A.Sh. Demograficheskaya situaciya v Severnoj Osetii: faktory, prognozy imehanizmregulirovaniya. Vladikavkaz: SOGU, 2017.
5. Karaulov Yu.N. Russkijyazyk iyazykovaya lichnost'. Moskva: Nauka, 2017.
6. Matis V.I. Pedagogika mezhnacional'nogo obscheniya: uchebnik dlya studentov vuzov. Barnaul: BGPU, 2020.
7. Mihajlov M.M. Dvuyazychie (principy iproblemy). Moskva: Graal', 2017.
8. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2010 N 751. g. Moskva. Available at: https://rnk-concept.ru/ wp-content/uploads/2022/04/4-%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0-4-%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4-%D1%87%D0%B8%D1 %81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA.pdf
9. Saprykina G.V. Dialog kul'tur - uslovie razvitiya inoyazychnoj kommunikativnoj kul'tury studentov universiteta. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta «Gumanitarnye nauki». 2018; № 4 (30): 21-26.
10. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015 g. № 996-r. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf
11. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Osnovy kommunikativnoj teorii i tehnologii inoyazychnogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: Russkij yazyk, 2020.
12. Ter-Minasova S.G. Yazyki mezhkul'turnaya kommunikaciya: uchebnoe posobie. Moskva: Graal', 2017.
13. Ushinskij K.D. Izbrannyepedagogicheskieproizvedeniya. Moskva: Prosveschenie, 1968.
14. Holmogorov A.I. Edinyjimnogonacional'nyj. Riga: Liesma, 1970.
15. 'Etnografiya i mifologiya osetin. Kratkij slovar'. Sostaviteli A.B. Dzadziev, H.V. Dzucev, S.M. Karaev. Vladikavkaz, 1994.
Статья поступила в редакцию 08.11.22
УДК 378
Dobrovenskis D.V., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Solovyova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University
(Elekiroizolator, Russia)
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia);
Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN APPROACHES TO PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS. The article discusses conceptual approaches that are used to improve the quality of education of future teachers. On the basis of scientific articles, the paper examines methods of teacher training in terms of innovation. Approaches to the organization of the educational process and how a teacher can effectively convey educational material in an era of an unlimited amount of information are analyzed. The researchers have identified several modern professions that appear in the educational space and what role these professions have in modern education. Hypotheses regarding the need to expand the influence of the teacher on the life of the student were also considered. As a theoretical justification, the work considers the trend towards the development of the personality of students, and also studied the social portrait of the student. The researchers also make assumptions about which approaches to training best meet modern requirements for a teacher.
Key words: modernization, modern educational programs, personality education, approaches, teaching methods.
Д.В. Добровенекие, аспирант, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,
E-mail: [email protected]
Н.В. Соловьева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье рассматриваются теоретические подходы, которые используются для улучшения качества образования будущих педагогов. На основе научных статей были проанализированы методы подготовки учителей в условиях инноваций. Были исследованы подходы к организации учебного процесса и к тому, как педагог может эффективно доносить учебный материал в эпоху неограниченного количества информации. Мы выделили несколько современных профессий, которые появляются в учебном пространстве, и то, какую роль эти профессии играют в современном образовании. Также были рассмотрены подходы, обеспечивающие расширенное влияние педагога на жизнь ученика. В качестве теоретического обоснования была проанализирована тенденция к развитию личности учащихся и проанализирован социальный портрет школьника. В конце статьи были сделаны выводы, какие подходы, с точки зрения автора, в подготовке учителей являются наиболее эффективными в современных социокультурных условиях.
Ключевые слова: модернизация, современные образовательные программы, воспитание личности, подходы, методики преподавания.
Актуальность статьи заключается в необходимости быстро адаптироваться в условиях инноваций. Система образования не стоит на месте, и многие методы преподавания теряют свою эффективность. В эпоху, когда школьник может открыть Интернет и найти любую информацию, педагог должен стать путеводителем, помогая не только изучать, но и адаптироваться в обществе и самостоятельно развиваться. Для этого необходимы новые подходы в подготовке будущих преподавателей, которые помогут расширить влияние учителя и его профессиональные навыки.
Целью данной статьи является изучение современных подходов к подготовке будущих учителей.
Основные задачи статьи заключаются в следующем:
- рассмотреть общие образовательные тенденции подготовки будущих учителей;
- определить методы и подходы в образовательном процессе будущего педагога;
- изучить новые функции, которые выполняет педагог в современных социокультурных условиях.
- сделать прогнозы касательно изменения образовательной подготовки будущих учителей в современных условиях.
Научная новизна статьи заключается в изучении и сегментации различных подходов в подготовке будущего педагога в условиях новых, постоянно обновляющихся требований к качеству подготовки обучаемых в условиях общего образования.
Теоретическая значимость заключается в том, что были рассмотрены теоретические подходы и тенденции, которые применяются в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Практическая значимость заключается в том, что были показаны новые разновидности профессиональной педагогической деятельности, которые возникают в современных социокультурных условиях.
Подходы к обучению школьников постоянно совершенствуются. Этому способствуют различные факторы: новое поколение требований ФГОС ВО, новый взгляд на «индикатор развития человеческого потенциала», одним из важнейших компонентов которого является «политика качества» в образовании. Вся система обучения выходит на новый уровень идей, задач и принципов. В педагогике возникают новые узкие направления, происходит стандартизация подготовки будущих преподавателей. Всё это осуществляется как ответная реакция на некоторые негативные факторы, которые замедляют развитие образования: меньше рабочих часов, обилие обучающей литературы «старой» школы и, напротив, недостаточное количество учебников о современном подходе к обучению, который в большей степени отталкивается от идеи развития индивидуальности учащегося [1-8].
Таким образом, наблюдается тенденция к необходимости повышения качества образования педагогов. В этой связи возможны следующие направления работы с педагогами:
1. На специальных организованных образовательных курсах необходимо обеспечить знакомство педагогов с новыми прогрессивными методиками преподавания.
2. В теоретической части образовательных курсов необходимо освещать современные тенденции преподавания, основанные на необходимости межпредметной интеграции учебного материала, междисциплинарности преподаваемых знаний и возможности их применения в современных условиях.
3. Создавать условия для вовлечения педагога в научную и поисковую деятельность, усиливая теоретическую подготовку по методике проведения ис-