Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНОМ ПАБЛИКЕ ЛЕНТАЧ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ'

СПОСОБЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНОМ ПАБЛИКЕ ЛЕНТАЧ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМ / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / "ВКОНТАКТЕ" / "ЛЕНТАЧ" / ИНТЕРНЕТ-СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивандаева Елизавета Константиновна

За 27 лет существования Интернета в России число его пользователей увеличилось в десятки раз и продолжает расти. По данным исследователей, большее количество времени пользователи уделяют социальным сетям. Закономерно, что они стали перспективной площадкой для развития новых СМИ. В данной статье в качестве медиаплощадки для изучения были выбраны посты паблика Лентач социальной сети ВКонтакте за апрель 2017 года (всего 762 записи). Автором проанализированы основные способы визуализации информации в этом паблике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНОМ ПАБЛИКЕ ЛЕНТАЧ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ»

ская, П. Ф. Сумской // Судьба печатной прессы в эпоху интернета: коллектив. моногр. / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2018. - 181 с.

15. Я могу играть Арию, Queen - 10-летний участник рок-фестиваля в Костанайском районе: телеканал «Алау» [Электронный ресурс]. - URL: http://alau.kz/arija-queen-zemfira-rok-festival-sostojalsja-v-kostanajskom-rajone/ (дата обращения 26.02.2018)

Ивандаева Е. К.

СПОСОБЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНОМ ПАБЛИКЕ ЛЕНТАЧ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ

За 27 лет существования Интернета в России число его пользователей увеличилось в десятки раз и продолжает расти. По данным исследователей, большее количество времени пользователи уделяют социальным сетям. Закономерно, что они стали перспективной площадкой для развития новых СМИ. В данной статье в качестве медиапло-щадки для изучения были выбраны посты паблика Лентач социальной сети ВКонтакте за апрель 2017 года (всего 762 записи). Автором проанализированы основные способы визуализации информации в этом паблике.

Ключевые слова: мем, визуальный контент, визуализация, социальные сети, «ВКонтакте», «Лентач», интернет-СМИ.

Ключевым понятием для нашей работы является термин «визуализация информации». «Визуальный контент - это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее» [2]. Мы изучили классические способы визуализации, опираясь на исследования С. И. Симаковой, которая включила в них иллюстрацию, фотографию, инфографику и мультимедийный контент [9. C. 214].

Однако мы пришли к выводу, что существует еще один способ визуализации информации, помимо классических, который не выделяют как отдельный, - это мемы. «Мем - это единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, фотографий, ритуалов, жестов и т. д.» [8]. Данное определение подходит для всех мемов в общем, но в нашей работе мы изучаем только интернет-пространство, поэтому нам необходимо понять, что представляет из себя понятие интернет-мема в частности. «Интернет-мемом могут быть: концепция, характерная ситуация, эпизод игрового кино, изображение персонажа, манера поведения, занятие или фраза, спонтанно приобретающие популярность, распространяясь в Интернете посредством социальных сетей, форумов, блогов и так далее» [6]. Отличие этих двух понятий заключается в том, что интернет-мем, соответственно, распространяется с помощью сети Интернет, зарождается там. В определении интернет-мема нам наиболее важна фраза «спонтанно приобретающие популярность», которое дает представление о том, как то или иное явление становится мемом.

Но так ли спонтанна эта приобретенная популярность? Е. И. Голованова в научной статье все же выделяет механизмы становления какой-либо шутки мемом: «Для возникновения интернет-мемов, используемых как элемент медиапространства, актуально следующее правило: чем короче и оригинальнее по содержанию некоторый вербальный текст, чем он злободневнее, тем больше у него шансов стать мемом и получить дальнейшее развитие» [3. С. 136].

Биолог Ричард Докинз в 1976 году в книге «Эгоистический ген» назвал мемы «единицей культурной информации», которая умеет размножаться [5. С. 25]. Мемы способны быстро распространяться среди пользователей интернета, видоизменяться, подстраиваясь под определенную ситуацию, но при этом оставаясь узнаваемыми. Иногда мемы называют вирусными, потому что они распространятся также стремительно и «заражают» определенной идеей большое количество людей [10. С. 163].

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что мем не может существовать в сознании только одного или двух человек, он по определению является продуктом коллективного сознания. «Мемы - это коллективное бессознательное в момент обретения словесной формы», - пишет в своей статье «Мемы - миф или реальность» блогер Антон Антонович [1].

Интернет-СМИ используют мемы в качестве невербальных средств коммуникации с аудиторией, а также для привлечения ее внимания. На наш взгляд, больше остальных в этом преуспел паблик «Лентач» в социальной сети «ВКонтакте» [7]. Но прежде чем поговорить о мемах, используемых в нем, хотелось бы отметить, какие классические способы визуализации информации были обнаружены нами в паблике «Лентач» за апрель 2017-го года.

Иллюстрации не представлены в паблике в широком сегменте. Они могут быть как цельными, так и составными, созданными из разных элементов. Например, иллюстрация может представлять из себя рисунок и подпись к нему, оформленная как облако диалога. Такой тип визуализации информации как фотография используется в паблике в постах, предполагающих фоторепортаж с интересного события. Мультимедийный контент в па-блике «Лентач» социальной сети «ВКонтакте», как правило, представлен видеозаписями, аудиозаписями документального содержания. Администрация паблика также активно использует инфографику в качестве визуализации к новостным постам. Она, как правило, несет в себе юмористический оттенок и скорее принимает форму иллюстрации, стилизованной под инфографику со схемами и статистикой.

Для того чтобы наиболее точно описать мем как вид визуализации информации в па-блике «Лентач», мы использовали классификацию журналиста Александра Горбачева, подкорректировали ее и дополнили [4].

Итак, какие мемы мы обнаружили в «Лентаче» в апреле 2017 года:

1. Иллюстративные мемы

а) Двусоставные мемы. Мы не обнаружили в записях паблика Лентач за апрель двусоставных мемов в чистом виде. В связи с этим можно предположить, что там данный вид не особо популярен как способ визуализации. Но нам встретился один пример, отдаленно похожий на двусоставный мем. Новость о том, что комитет Госдумы по культуре предложил запретить рекламные паузы во время сериалов и фильмов. Иллюстрацией служит мем «Парень терпит». В качестве завязки используется фраза: «Когда только середина "Звёздных войн"», а панч-лайна: «а ты уже выпил весь чай». Нам кажется, что данный мем очень точно выражает невербальные средства коммуникации.

б) Персонажные мемы. Самое большое количество мемов паблика так или иначе связано с персонажами. Чаще всего в паблике появляются такие персонажи, как Вовка из Тридевятого царства (мем «И так сойдет», чаще всего данный мем используется для визуализации новостей о ремонте дорог или работе чиновников), Фрай из мультсериала «Футурама» и многие другие. Но один из самых часто используемых персонажей - это премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев.

в) Синтаксические мемы. Отталкиваются от определенной структуры текста с рядом переменных. Новость о том, что президент Турции Реджеп Эрдоган закрыл доступ на ресурс Википедия, потому что там его назвали диктатором. Визуализацией к посту стал видоизмененный мем «Умный афроамериканец». Вместо героя мема администрация

подставила лицо главы Турции с надписью, соответствующей формуле мема, а именно: «Никто не посмеет назвать тебя диктатором, если ты введешь диктатуру».

г) Ситуативные комиксы - это еще один из самых используемых видов мемов в новостном паблике «Лентач». Ситуативные комиксы больше остальных опираются на не-вербалику. Они минимумом слов и объяснений помогают читателям понять отношение паблика к той или иной новости, ведь мем отвечает за выражение эмоций. Например, новость о том, что спрос на загранпаспорта среди россиян вырос на 60 %, оформлен с помощью мема, появившегося благодаря сцене из фильма Стенли Кубрика «Сияние». В ней главный герой вламывается в дверь ванной и пугает свою жену, которая скрывается от него. В данном случае муж оформлен как российский флаг, а жена выкрашена во флаг Европейского союза. Таким образом, администраторы паблика намекают, что в сложившейся ситуации россияне поедут заграницу, и это вызовет дискомфорт у европейцев.

д) Компаративные мемы. В апреле 2017-го года в паблике «Лентач» был замечен лишь один мем данного типа. Новость звучит так: «Путин заявил, что отношения с США деградировали. При Обаме было лучше». Оформляется пост в стиле некогда популярного мема «Раньше было лучше», где воспоминания о прошлом доходят вплоть до открытия Колумбом Америки и высказывании о том, что тогда отношения России и Америки были самыми хорошими.

е) Психологические комиксы (рейдж-комиксы). Данный вид не представлен широко в паблике и встречен нами в апреле 2017 года лишь один раз. Подобным образом оформлена новость «В РПЦ противников передачи Исаакия церкви сравнили с создателями суицидальных пабликов». В качестве визуализации используется довольно популярный персонаж рейдж-комиксов. Скорее всего, такое нечастое появление данного вида обусловлено потерей популярности рейдж-комиксов, так как они являлись одними из первых интернет-мемов и со временем потеряли актуальность.

з) Экзистенциальные мемы. Как ни странно, учитывая политику паблика по отношению к жизненным реалиям в России, экзистенциальные мемы встречаются в «Лентаче» не часто. Нами было замечено лишь два поста с данной визуализацией, один из которых рассказывал подписчиками о новом виде муравьев, названных в честь депрессивной американской рок-группы Radiohead.

В ходе анализа контента новостного паблика «Лентач» (напоминаем, что это лишь данные за апрель 2017 года) нами не были замечены такие виды мемов, как видео-мемы и флеш-анимаця (гифки), текстовые и ностальгические мемы.

Скорее всего, видео-мемы не используются пабликом, потому что в отличие от иллюстративных мемов, видеофайлы необходимо запускать самостоятельно, что тормозит процесс идентификации пользователем того или иного мема, и к тому же их сложно подстроить под тематику того или иного новостного поста.

В ходе анализа мы не смогли ответить на вопрос, почему администрация паблика не использует флеш-анимацию, ведь она выражает невербальные средства коммуникации ярче, нежели иллюстративные мемы. Возможно, использование данного вида визуализации не соответствует стилистике паблика Лентач.

Мы предполагаем, что текстовые мемы не используются администрацией паблика, так как визуальная часть мемов выражает невербальные средства коммуникации, а в данном типе мемов визуальная часть отсутствует.

Стоит отметить, что некоторые мемы являются мемами только в контексте новостного паблика «Лентач». Механизм таков: паблик берет некоего персонажа и многократно использует его в различных ситуациях. Одним из таких персонажей является (назовем его так) «Толстый чиновник». Данный персонаж не является общеизвестным мемом, однако он довольно часто используется именно в новостом паблике «Лентач» и узнаваем для его пользователей. Еще один мем, появляющийся только в данном паблике, сделан по образу

и подобию рейдж-комикса. По сюжету комикса агрессивный кот выступает в качестве стендап-комика. В данном меме используется типичная для рейдж-комикса схема «завязка + панч-лайн».

Все типы визуализации, представленные в паблике «Лентач» социальной сети «ВКон-такте», имеют отличительную черту: в них используются фирменные цвета, а именно сочетание сиреневого, зеленого и белого, а также единый шрифт. Увидев эти признаки в ленте новостей, пользователь сразу поймет, даже не читая название паблика, что пост размещен на «Лентаче».

Стоит отметить, что практически все элементы визуализации в новостном паблике «Лентач» имеют оригинальное оформление. То есть, если это мемы, они могут видоизменяться, чтобы соответствовать той или иной новости. Например, уже упомянутая новость о том, что президент Турции Реджеп Эрдоган закрыл доступ на популярный ресурс Википедия. В элементе визуализации снова использован фирменный сиреневый цвет «Лентача» и шрифт.

Визуализацией с оригинальным оформлением также могут быть комиксы, созданные специально для паблика. Стоит отметить, что данные комиксы не являются мемами. Например, пост о том, что тракторист год притворялся врачом. Для визуализации использовались изображения со сценами из врачебных кабинетов, где врачи говорят типичные, но немного измененные фразы: «Сестра, принесите ключ на 32» или «Садитесь, сейчас будем смотреть ваш карбюратор». В оформлении также использован фирменный цвет и шрифт.

Таким образом, мы выяснили, что администрация новостного паблика «Лентач» социальной сети «ВКонтакте» использует все типы визуализации информации, при этом оформляя их особенным образом. Скорее всего, это сделано не только для узнаваемости, но и для защиты оригинальных постов паблика от плагиата, столь распространенного в Интернете.

В нашей работе мы проанализировали не только хорошо известные способы визуализации информации - такие, как инфографика, иллюстрации, фотографии и т. д., но и новые, малоизученные, а именно - мемы. В ходе нашего исследования мы не встретили ни одного упоминания о мемах как об отдельном типе визуализации информации, и мы считаем, что это противоречит современным реалиям. Мы отдаем себе отчет в том, что мемы можно причислить к таким типам визуализации, как фотография или иллюстрация, однако на данный момент мемы составляют настолько широкий пласт визуализации, что мы посчитали возможным выделить их в отдельный тип. В настоящее время мемы являются неотъемлемой частью массовой культуры, и отрицать их влияние на сознание читателей не представляется для нас возможным.

В ходе исследования нами была проанализирована и более точно разделена существующая классификация мемов, что в дальнейшем помогло при изучении способов визуализации информации в новостном паблике «Лентач» социальной сети «ВКонтакте». Нам удалось доказать, что классификацию мемов А. Горбачева можно использовать в качестве инструмента для анализа мемов и их описания.

Данное сообщество было выбрано нами не случайно. Для нас наибольший интерес представляла визуализация «Лентача», принявшая, в основном, вид мемов. Данный па-блик, как элемент массовой культуры, является доказательством нашего убеждения в том, что выделение мемов в отдельный тип визуализации информации необходимо.

В данной статье мы не раз говорили о мемах, как о невербальном способе коммуникации и средстве воздействия на аудиторию. Анализ контента новостного паблика «Лентач» показал, что это суждение является истинным. Часто мемы являлись дополнением к тексту паблика, выражая мнения и эмоций администрации по тому или иному вопросу. Посты, в визуализации к которым использовались мемы, получали большее количество положительных оценок, нежели посты без них.

О мемах, как о явлении массовой культуры в России, заговорили не так давно, и мы видим в них большой потенциал для изучения и последующего научного осмысления. Существует еще множество видов мемов, которые никем не исследовались, в том числе и в интернет-СМИ, а также в рекламе и PR.

Список литературы

1. Антонович, А. Мемы - миф или реальность [Электронный ресурс] / А. Антонович. - URL: https://shkolazhizni.ru/world/articles/35193/ (дата обращения: 02.04.2017).

2. Визуальный контент [Электронный ресурс]. - URL: http:// comagency.ru/vizualnyj-kontent-kak-sredstvo-vizualnoj-kommunikacii (дата обращения: 21.05.2017).

3. Голованова, Е. И. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ [Текст] / Е. И. Голованова, Н. В. Часовский // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 16. Языкознание. - Челябинск : Энциклопедия, 2015. - № 5. - С. 135-141.

4. Горбачев, А. Типология мемов: от улыбчивого кавказца до Саши Грей [Электронный ресурс] / А. Горбачев. - URL: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/vk-tipologiya-memov/ (дата обращения: 05.04.2017).

5. Докинз, Р. Эгоистичный ген [Текст] / Р. Докинз; пер. с англ. Н. Фомин. - М.: Мир, 1993. - 318 с.

6. Интернет-мемы - что это? - URL: https://sites.google.com/site/ mememediavirus/ (дата обращения: 18.03.2017).

7. Лентач [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/oldlentach (дата обращения 28.03.2017).

8. Мем. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мем (дата обращения: 18.03.2017).

9. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Северо-Осетинского ун-та им. К.Л. Хетагурова. Сер. Общественные науки. - Владикавказ : Изд-во Северо-Осетинского ун-та, 2015. - № 3. - С. 213-218.

10. Щурина, Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации [Текст] / Ю. В. Щурина // Науч. диалог. - Екатеринбург: Центр науч. и образоват. проектов, 2012. -№ 3. - С. 161-173.

Иванова Д. Н.

СПЕЦИФИКА ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ В СМИ НА ПРИМЕРЕ ФОТОФАКТА И ФОТОРЕПОРТАЖА

В этой статье рассмотрены два самых популярных фотожанра в журналистике: фотофакт и фоторепортаж. Они используются в СМИ не только как средство привлечения внимания, но и как коммуникативный канал связи с читателями-зрителями. Для большего понимания были рассмотрены конкретные примеры этих жанров в трёх изданиях разных эпох.

Ключевые слова: визуальная коммуникация, фоторепортаж, фотофакт, фото-текст, фотография.

В современном мире фотография используется во многих сферах: искусстве, журналистке, науке, в личных целях людей. Абсолютно каждая из этих сфер, придает фотографии свое собственное «лицо».

«Фотография стала неотъемлемым элементом печатной журналистики, начиная с XIX века» [7. C. 214]. И за долгое время своего развития, сформировалась целая система жанров, обеспечивающих отображение различных фактов в СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.