Научная статья на тему 'Механизмы формирования прогностических умений у будущих учителей'

Механизмы формирования прогностических умений у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1201
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / MECHANISMS OF FORMATION / MODEL OF FORMATION / FORECASTING SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров Антон Викторович

Статья посвящена проблеме использования механизмов обучения в процессе формирования прогностических умений у будущих учителей. Рассмотрены подходы к изучению механизмов формирования. Разработана модель формирования прогностических умений у будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of formation of future teachers' forecasting skills

The article is devoted to the problem of using instruction mechanisms in the process of formation of future teachers' forecasting skill. Different approaches to learning the mechanisms of formation were examined and analyses. The model of formation of future teachers' forecasting skills was worked out on the base of those mechanisms.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования прогностических умений у будущих учителей»

УДК 37

А. В. Захаров

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В настоящее время педагогическая наука обращается к проблеме развития личности в системе непрерывного педагогического образования, как к одному из основных условий подготовки педагога. Важнейшим условием готовности к профессиональной деятельности будущих учителей мы рассматриваем прогностические умения.

Проблемами педагогического прогнозирования занимались С. Е. Бакулев, А. С. Белкин, И. В. Бестужев-Лада, И. В. Булдакова, А. М. Гендин, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, Ф. И. Кевля, А. Ф. Присяжная, Л. А. Регуш, В. А. Сластенин, и др. Формированию прогностических умений у студентов педвузов и учителей посвящены работы Т. В. Дымовой, И. Т. Пуковой, Н. Н. Осиповой, А. Маркес, М. В. Мироновой, А. М. Хубиевой и др. Накопленный обширный материал по данной проблеме актуализирует ряд вопросов: почему и как происходит усвоение прогностических действий и знаний, необходимых для успешного прогнозирования, и как осуществляется развитие субъекта прогностической деятельности. Ответить на эти вопросы возможно при условии изученности внутренних механизмов формирования.

В своей работе мы исходим из понимания умений как сложного психологического образования, объединяющего мыслительные процессы, знания и навыки с действиями, обеспечивающими успех в педагогической работе. Поэтому прогностические умения мы определяем как возможность осуществлять действия, направленные на исследование возможных тенденций, преобразований и перспектив развития субъектов и объектов педагогической деятельности. Умения представляют собой единство следующих компонентов: знаниевого - содержание прогностической деятельности, деятельностного - процессуальная сторона прогностической деятельности, мыслительного - качеств мышления определяющих структуру способности к прогнозированию.

Формирование прогностических умений - специально организованный, целенаправленный процесс развития способностей к осуществлению действий, направленных на получение опережающей информации о наиболее вероятных тенденциях развития объектов или субъектов педагогической действительности на научной основе. Известно, что реальный эффект обучения зависит от соотношения двух ведущих составляющих учебного процесса: от овладения знаниями, способами деятельности (в нашем случае - это усвоение прогностических действий) и развития обучаемых (развития качеств

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ ...

мыслительных процессов). Поэтому, приведенное определение мы конкретизируем следующим образом.

Формирование прогностических умений - процесс взаимодействия, взаимовлияния между усвоением прогностических действий и развитием способностей к осуществлению этих действий.

В общей трактовке вскрыть механизм чего-либо - это значит проникнуть в его внутреннее устройство (строение), уяснить взаимосвязь и взаимозависимость частей или элементов целого и через это понять и объяснить сущность предмета (процесса), его необходимый закономерный ход и его неизбежное возникновение из тех или иных условий.

Анализ практики употребления этого термина в педагогической и психологической литературе показывает, что важнейшими его характеристиками являются: механизм - особая детализированная составная характеристика психических процессов (Е. И. Бойко); механизм - это закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы её преобразования (Л. И. Анцыферова), а также способы осуществления психической деятельности (Н. Н. Никандров) [4]; механизм - это отражение на субъективном уровне тех объективных процессов и явлений, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой, и их можно представить как закономерную связь факторов, условий, средств, структур различных отношений, связей (В. Г. Леонтьев) [3].

Необходимо отметить, что в изученной нами научной литературе мы не встретили исследования, специальным предметом которых являлись бы механизмы формирования прогностических умений. Однако в ряде работ можно выделить процессы, которые положены в основу формирования умений прогнозирования. Условно их можно разделить на два направления различающихся подходом к ним со стороны психологии и педагогики как наук.

Первое связано с объяснением развития прогностических умений и способностей в процессе профессионального развития, где обучение выступает в качестве условия (Л. А. Регуш [6], Ю. М. Краева [2] и др.). Эти исследователи, убедительно доказывают, что развитие способности прогнозирования осуществляется по спирали. Например, качества мыслительных процессов, составляющие ядро способности прогнозирования, создают возможность для формирования нового уровня данной способности: через овладение специальными знаниями формируется способность к прогнозированию нового круга явлений - педагогических. Однако здесь не рассматривается, какие изменения в процессе обучения необходимо произвести, чтобы развитие проходило более эффективно.

Второе направление рассматривает в качестве предмета сам процесс обучения педагогическому прогнозированию, его закономерности, а психические свойства студента на различных ступенях его развития выступают лишь как условия, которые должны быть учтены (Т. В. Дымова, Н. Н. Осипова [5] и др.). Общим для указанных работ является, определе-

ние сферы деятельности преподавателя как управляющего блока, а сферы деятельности студента как управляемого, а формирование сводится к усвоению прогностических действий. Возникает реальная опасность того, что психологические механизмы отождествляются с механизмами усвоения и вытесняются, подменяются ими. Психика всегда неразрывно связана с усвоением, но они не тождественны, отмечает А. В. Брушлинский. [1]

Для нас определить механизмы формирования прогностических умений, значит ответить на вопрос как необходимо обучать, чтобы обеспечить взаимодополнение процессов усвоения и развития. Мы полагаем, что организацию подобного обучения следует осуществлять через решения системы учебных задач объединенных в блоки: 1) содержательно-информационный, нацеленный на овладение знаниями - основаниями для прогнозирования (например, знаниями о развития личности учащихся), реализуется за счет ассоциативных механизмов обучения; 2) деятельнос-тно-технологический, направленный на овладение операциональными компонентами прогностической деятельности, осуществляется на базе алгоритмических механизмов; 3) интеллектуально-творческий, сориентированный на целенаправленное развитие качеств мыслительных процессов необходимых для успешного осуществления прогностической деятельности, основывается на творческих механизмах. В качестве содержательного наполнения блоков мы включаем совместную деятельность обучающего и обучающегося, как равноправных субъектов по решению совокупности учебно-профессиональных задач. Воплощением механизмов формирования являются методы обучения, как способы взаимодействия преподавателя и субъекта учения в единстве с целями, содержанием и средствами конкретных способов обучения.

Последовательность работы механизмов раскрываются в модели (рисунок) Модель включает три этапа: учебный, имитационный, практический. На каждом этапе реализуются все три блока, однако приоритет отдается определенному блоку в зависимости от ведущего механизма. Таким образом, каждый блок реализуется в определенном типе обучения (методической системе).

Имитационный этап (реализации деятельностно-технологичес-кого блока) характеризуется тем, что студенты практически реализуют выполнение способа действия прогнозирования на основе полученных знаний. Осуществлялся он главным образом на семинарских занятиях, где была организована деятельность по решению предлагаемых нами задач - моделей педагогических ситуаций, существующих как система прогностических задач.

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ

Цель: формирование прогностических умений у будущих учителей, включающие следующие компоненты:

Знаниевый Деятельно стный Мыслительный

Механизмы формирования прогностических умений (и соответствующие им типы обучения)

Ассоциативные механизмы (сообщающее обучение) Алгоритмические механизмы (программированное обучение) Механизмы творческой деятельности (проблемное обучение)

информационно -содержатель ный блок

подготовительным этап

деятельностно-

технологический

блок

интеллектуально -творческий

информационно -содержательный блок

имитационныи этап

деятельностно-

технологический

блок

интеллектуально -творческий

практический этап

информационно - деятельностно-

содержательный технологический

блок блок

интеллектуально -творческий

Результат: необходимый и достаточный уровень сформированости прогностических умений у будущих педагогов для реализации профессиональной функции прогнозирования

Общий вид модели формирования прогностических умений у будущих учителей.

Практический этап направлен на повышение уровня проявления качеств мыслительных процессов в ходе ознакомления со способами осуществле-

ния операции попутно с осуществлением основной деятельности. Студенты включались в различные виды деятельности: проектную, исследовательскую, профессиональную, а прогнозирование выступало обязательным компонентом осуществления определенной деятельности.

Разработанная нами модель формирования прогностических умений у будущих учителей, реализующая механизмы обучения позволяет преобразовать процесс формирования из стихийного, эмпирического явления, в теоретически и методически обоснованный процесс поэтапного целенаправленного научно-обоснованного развития способности к осуществлению прогностической деятельности.

Библиографический список

1. Брушлинский, А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности [Текст] / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1994. -№ 3. т. 15. - С. 17-27.

2. Краева, М. Ю. Динамика прогностических способностей у студентов психологов в образовательном процессе вуза: дис. канд. псих. наук, [Текст] / М. Ю. Краева. - Ставрополь, 1999. С. - 205.

3. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования [Текст] / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. - 264 с.

4. Никандров, В. В. Метод моделирования в психологии: учеб. пособие. [Текст] / В. В. Никандров. - СПб.: Речь, 2003. - 55 с.

5. Осипова, Н. Н. Подготовка учителей начальных классов к прогностической деятельности в обучении математики младших школьников дис. канд. пед. наук, [Текст] / Н. Н. Осипова. - Пенза, 2000. - 182 с.

6. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. [Текст]/ Л. А. Регуш. - СПб., Речь, 2003. - 352 с.

7. Сластенин, В. А. Готовность учителя к инновационной деятельности [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 1. - С. 42-49.

8. Суханова, Л. А. К вопросу об обучении студентов технических специальностей продуцированию собственных научно-технических текстов [Текст] / Л. А. Суханова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 81-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.