Научная статья на тему 'Механизм ценообразования на рынке предметов искусства'

Механизм ценообразования на рынке предметов искусства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА / МЕХАНИЗМ / MARKET / ART / PRICING / VALUATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Виктория Геннадиевна

В статье кратко рассмотрены механизмы ценообразования на рынке предметов искусства, проведен их анализ, а также предложена новая система оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм ценообразования на рынке предметов искусства»

МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

PRICING MECHANISMS OF THE ART MARKET

УДК [339.1 : 338.5] : 7

АНТОНОВА Виктория Геннадиевна

старший преподаватель кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, [email protected]

ANTONOVA Victoria Gennadievna

senior lecturer in Economics in cinema and television, St. Petersburg state University of cinema and television [email protected]

Аннотация.

В статье кратко рассмотрены механизмы ценообразования на рынке предметов искусства, проведен их анализ, а также предложена новая система оценки.

Ключевые слова: рынок, предметы искусства, ценообразование, оценка, механизм.

Annotation.

The article summarizes the mechanisms of price formation on the art market, their analysis, and proposed a new evaluation system.

Key words: market, art, pricing, valuation mechanism.

Современный отечественный рынок предметов искусства представляет собой структуру среднего уровня развития, в которую заложены зачатки традиций, накопленных в Европе и, в меньшей степени, США. На данный момент он занимает промежуточное положение между открытым типом рынков, где границы для перемещения ценностей открыты, и закрытым.

На российском рынке предметов существует множество проблем, усложняющих его нормальное функционирование и не позволяющих выйти на мировой уровень.

Одной из основных проблем является отсутствие механизма ценообразования, который учитывал бы как экономические, так и неэкономические характеристики предмета. К неэкономическим компонентам ценообразования автор относит те критерии, которые непосредственно связаны с историко-художественной значимостью.

Экономические характеристики представлены следующими компонентами:

• объективированная стоимость (стоимость воспроизводства);

• субъективная стоимость, зависящая от спроса на предмет;

• накладные расходы, связанные с различными транспортными издержками, инфляцией, стоимостью кредитных ресурсов и т. д.

Цена антикварных предметов устанавливается также исходя из цен на аналогичные произведения. В качестве ориентира чаще всего выступают каталоги престижных аукционов, в первую очередь, крупнейших западных.

В настоящее время существует несколько основных методов формирования цены на рынке предметов искусства. Их сравнительных анализ представлен в табл. 1.

Таблица 1

Анализ методов экспертной оценки предметов искусства

Название метода Сущность метода Недостатки

Метод анализа иерархий Эксперт, в зависимости от приоритетов конкретной ситуации, производит выбор из ряда альтернатив, характеризуемых различными параметрами (весами). Процесс состоит из 5 этапов. - Громоздкость и сложность расчетов; - зависимость расчетов от конкретных определяющих факторов (инвестиционная привлекательность, художественная ценность и т. д.).

Экспертный Используется при анализе и прогнозировании ситуации с большим числом значимых факторов. Оценка основывается только на знаниях и интуиции эксперта, которые не всегда оказываются верными.

Quick Price 98 Компьютерная программа, позволяющая определить самых перспективных художников для капиталовложений. Основа этого метода - связь между стоимостью 1 см2 полотна и его размером. - Труднодоступность для широкого круга потребителей; - ограниченность применения (только живопись); - привязанность к конкретным авторам и параметрам изделия.

Метод анализа иерархий (МАИ) получил широкое распространение во многих видах экономической деятельности. В этом случае эксперт, в зависимости от приоритетов конкретной ситуации, производит выбор из ряда альтернатив, характеризуемых различными параметрами (весами). Для получения этих параметров необходим МАИ [1]. Процесс анализа состоит из нескольких этапов:

1. Выделение проблемы.

2. Построение иерархии альтернатив.

3. Построение множества матриц парных сравнений.

4. Расчет векторов и величин по каждой из матриц.

5. Синтез оценок для получения весов.

Еще один метод оценки - экспертный. Данный метод используется при анализе и прогнозировании ситуации с большим числом значимых факторов. При определении стоимости произведения искусства в первую очередь необходимо учесть все факторы, влияющие на его стоимость, которые анализируются исходя из принципов оценки. В основу принципов положены логика, правила и модели экономического поведения людей при формировании стоимости товара на свободном рынке. Эти принципы взаимосвязаны, универсальны и применимы ко всем видам объектов оценки. Их практическая направ-

ленность может меняться в зависимости от назначения оценки и характера оцениваемого объекта.

Для оценки живописи применяется методика Quick Price 98. Это компьютерная программа, позволяющая определить самых перспективных художников для капиталовложений. Программа предназначена для оперативной оценки картин 65 000 художников мира размером до 160x160 см. Расчеты основаны на результатах аукционных торгов антикварного объединения «Гелос» [2].В результате анализа были выявлены существенные недостатки по каждому из методов. Вследствие этого мы предлагаем разработанную нами многофакторную систему ценообразования предметов искусства (на примере ювелирных изделий), базирующуюся на стоимости материальных составляющих предмета и учете его глобальных характеристик.

В расчетную систему включены:

• расчет материального компонента по одному или группе (2-3) материалов;

• шесть базовых характеристик изделия.

Сегодняшняя стоимость материального

компонента определяется по формуле:

Моцен = Цбл1 Х П1 + Цбл1 Х П1 +• • • + Цблк x nk, (1)

где n - масса;

Цбл - цена 1 грамма благородного металла предмета на местном рынке.

Выраженные коэффициентами шесть базовых характеристик позволяют сформировать цену изделия с учетом редкости, сохранности и художественного уровня, века изготовления, мастера и принадлежности:

I. Редкость предмета определяется коэффициентом редкости Кр, зависящим от количества оставшихся в наличии предметов, устанавливается по справочной литературе. Пределы установлены столь значительные, что ошибки исключены.

II. Век изготовления предмета фиксируется коэффициентом Кв достаточно точно.

III. Сохранность, т.е. состояние предмета, определяется коэффициентом Кс по документам или экспертным путем, согласно установленным традициям.

IV. Художественный уровень выражается коэффициентом Кх, дается укрупненно, оценка его устанавливается экспертной комиссией.

V. Мастер (изготовитель), мастерская фиксируется коэффициентом Км по фамилии, клейму, если они есть, или по другим признакам, характеризующим предмет.

VI. Принадлежность историческому лицу обозначается коэффициентом Кп; должна

быть подтверждена юридически оформленным свидетельством.

По каждой характеристике предмета нами определены коэффициенты качества; они представлены в табл. 2.

Расчетная формула изменения цены предмета искусства:

Ц = М + М х [(К- ) + (К- К) +

'и.п оцен оцен 4 р ра' 4 в ва'

+ (К -К ) + (К - К ) + (К - К ) +

4 с са' 4 х ха' 4 м ма'

+ (Кп - КпД (2)

где Цип - цена предмета искусства;

Кр - коэффициент редкости предмета;

Кра - коэффициент редкости аналога;

Кв - коэффициент века изготовления предмета;

Ква - коэффициент века изготовления аналога;

Кс - коэффициент сохранности предмета;

Кса - коэффициент сохранности аналога;

Кх - коэффициент художественного уровня;

Кха - коэффициент художественного уровня аналога;

Км - мастер, изготовитель;

Кма - мастер, изготовитель аналога;

Кп - коэффициент принадлежности историческому лицу;

Кпа - коэффициент принадлежности историческому лицу аналога.

Таблица 2

Система оценочных коэффициентов качества предмета искусства

Оценочные качества предметов Оценка коэффици- ентов качества

Редкость (наличие единиц) Век изготовления Сохранность, (%) Художе- ственный уровень Мастер- изготовитель (мастерская) Принадлежность исторической личности

1 до Р/Х 90-100 Мировой шедевр Мировая знаменитость Мировой уровень 1

2-9 І-ІХ 70-90 Нацио- нальное достояние Национальная знаменитость Национальный уровень 0,65

10-99 Х-ХУП 50-70 Высокий Хорошо известен Хорошо известный 0,35

100-999 ХУІІІ-ХІХ 30-50 Средний Мало известен Малоизвестный 0,2

1000 и более XX 30 Низкий Неизвестный Неизвестный 0,1

Сопоставление оценочных параметров дает возможность рассчитать цену удорожания или удешевления изделия по критериям качества относительно аналога, при этом нередко совпадают редкость (наличие единиц),

век изготовления и художественный уровень. Тогда изменение цены формирует сохранность, мастер-изготовитель и принадлежность к исторической личности. Получение положительной величины оценочных коэф-

фициентов означает увеличение стоимости изделия относительно аналога, а отрицательной - уменьшение стоимости (чаще всего из-за плохой сохранности или неизвестной принадлежности).

Система далее дополняется расчетом оценки влияния на цену предмета в зависимости от места продажи аналога. За рубежом антиквариат стоит существенно дороже, чем в России; на аукционах он дороже, чем в магазинах. Соответственно необходимо сравнивать место продажи предмета и его аналога. Мы разработали и приводим поправочные коэффициенты реализации антиквариата в магазинах Москвы и Петербурга относительно аналога, реализованного на различных аукционах:

Sotheby’s, Christie’s - Кмп = 0,3; еВау.сот - Кмп = 0,4№;

другие зарубежные аукционы - Кмп = 0,6; российские аукционы - Кмп = 0,7.

С учетом места продажи устанавливается окончательное изменение цены изделия.

Ц = Ц + Ц х К , (3)

'ои 'и.п 'п м.п.

где Км.п. - коэффициент места продажи аналога. Таким образом, стоимость изделия равна:

С = С + Ц , (4)

изд а 'ои

где Са - стоимость изделия-аналога.

Таким образом, проанализировав достоинства и недостатки различных методов ценообразования, мы разработали принципиально новую многофакторную систему ценообразования на рынке предметов искусства (на примере оценки антикварных ювелирных изделий), базирующуюся на учете стоимости материальной составляющей предмета и его характеристик.

Список литературы

1. Оценка произведений искусства с помощью метода анализа иерархий (МАИ). URL: http:// http://www.gelos.ru (дата обращения: 19.10.2010).

2. Методологии оценки предметов коллекционирования. URL: http:// http://www.ceae.ru (дата обращения: 29.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.