Инвестиционный потенциал
УДК 339.13
антиквариат
как объект инвестирования
А. Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права Е-mail: su500005@yandex. т Тверской государственный университет
В статье сделаны теоретические обобщения по специфике инвестирования в антиквариат, дана оценка доходности таких инвестиций. Представлена возможная (эффективная) стратегия инвестирования в антиквариат.
Ключевые слова: антиквариат, инвестирование, коллекционеры, доходность.
В настоящее время антиквариат принято рассматривать в качестве одного из выгодных источников вложения средств, способного в будущем обеспечить его владельцу получение прибыли за счет его продажи по более высокой цене [1, 2, 3, 6].
Антиквариат—это старые вещи, среди которых в наибольшей степени предметами купли—продажи выступают картины, книги, монеты и банкноты, предметы домашнего обихода и пр. Обычно среди антикваров принято считать антиквариатом вещи, созданные не менее ста лет назад. Однако в число антиквариата также включаются вообще все старые вещи, которые могут представлять интерес для экспертов, историков и коллекционеров.
В России на нормативном уровне закреплено, что к антиквариату относятся культурные ценности, которые были созданы более 50 лет назад [5]. Таким образом, в 2013 г. к антиквариату должны быть отнесены вещи, созданные не позднее 1963 г. Это означает, что если человек в юности (в возрасте 15
лет) приобрел какую-либо вещь, то она будет считаться антиквариатом при достижении им 75 лет. В Указе Президента РФ от 30.05.1994 № 1108 «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей» дан исчерпывающий перечень предметов, которые законодательно получают статус антиквариата (при достижении ими возраста не менее 50 лет) [5]. К нему отнесены:
— исторические ценности;
— предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
— художественные ценности (картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов);
— оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
— художественно оформленные предметы культового назначения, в том числе иконы и церковная утварь;
— гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
— произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе изделия традиционных народных промыслов и другие художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и прочих материалов);
— архитектурные, исторические, художественные памятники, памятники монументального искусства;
— редкие рукописи и документальные памятники;
— архивы;
— уникальные и редкие музыкальные инструменты;
— старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, относящиеся к культурным ценностям.
Рынок антиквариата сложился стихийно. Он существовал практически всегда и является продуктом интереса людей к старым вещам, несущих колорит и отпечаток ушедших времен. Чем старше по времени изготовления вещь, чем лучше она сохранилась, тем больший интерес представляет для лиц, увлекающихся старыми вещами, и тем выше ее стоимость.
Участниками рынка антиквариата являются:
— продавцы антиквариата;
— дилеры и всевозможные перепродавцы;
— антикварные магазины, аукционы;
— коллекционеры как конечные покупатели антиквариата.
Коллекционеры способны предложить наивысшую цену за интересующие их предметы антиквариата. Поэтому знакомство с ними позволяет дилерам получать максимальную прибыль. На антикварном рынке цена предметов антиквариата при его движении от первичного продавца до конечного покупателя (коллекционера) может увеличиться в разы, а в ряде случаев — в десятки и сотни раз.
Антикварный рынок можно структурировать по уровням.
Высший уровень представляют всемирно признанные аукционные дома, которые проводят торговлю антиквариатом. Традиционно ими являются аукционные дома Сотбис и Кристис.
Следующий уровень составляют национальные аукционные дома и крупнейшие антикварные салоны. Учитывая трудность, а порой и невозможность перемещения культурных ценностей через национальные границы, крупнейшие аукционные дома и антикварные салоны в тех или иных странах являются лидерами аукционной торговли. Продавая старые вещи через них, можно получить наибольшую цену.
В России крупнейшим аукционным домом антиквариата является ООО «Гелос», созданный еще в 1988 г. Через него ежегодно продается более
50 тыс. предметов антиквариата [9]. Наиболее крупными лидерами в торговле антиквариатом в России признаны салоны «АртАнтик», «Серебряный ряд» и др., находящиеся в Москве.
Низшим уровнем в антикварном рынке можно считать множество небольших антикварных магазинов, разбросанных как по столице, так и по стране. Через них реализуется основная масса старых вещей, не всегда имеющих хорошую сохранность, по относительно невысоким ценам.
Отдельные участники антикварного рынка — дилеры (искусствоведов, работников музеев и др.), занимающихся перепродажей старых вещей за свой счет и на свой страх и риск. Дилеры, обладающие специальными знаниями и имеющие необходимые связи, обеспечивают себе получение практически гарантированной прибыли. Ими сразу же приобретаются недооцененные предметы антиквариата для немедленной перепродажи заинтересованным коллекционерам.
В России антикварные магазины обязаны вести реестр всех принимаемых на реализацию предметов антиквариата, а также лиц, от которых эти предметы поступают. Антиквариат должен выставляться на продажу только после проверки на предмет нахождения в розыске — в числе похищенных или пропавших культурных ценностей. Государственным учреждениям культуры предоставлено приоритетное право приобретения предметов антиквариата.
Высокая доходность антиквариата является скорее инвестиционным мифом, чем экономической реальностью, а сам антиквариат служит не средством инвестирования, а способом удовлетворения эстетических потребностей человека в уникальных и редких предметах прошлого. Коллекционер редко приобретает антикварные предметы в целях их перепродажи: вряд ли он готов когда-то с ними расстаться. И, наоборот, целью инвестора является получение прибыли, и он не является конечным «потребителем» антиквариата. В этом плане его можно рассматривать как промежуточное звено между одним продавцом и другим покупателем (коллекционером). Инвестор в антиквариат скорее выполняет функцию обеспечения ликвидности антикварного рынка и становится своеобразным посредником (временным держателем предметов антиквариата) между продавцом и покупателем-коллекционером.
Предположения о прибыльности вложения средств в антиквариат строятся на том, что чем
больше возраст предметов, тем больше они должны стоить, а также на том, что по прошествии большего количества лет количество таких предметов заметно уменьшается. Поэтому с течением времени старые вещи должны вырасти в реальной стоимости (в номинальной стоимости они обязаны расти в силу постоянного процесса обесценения денег). Однако следует понимать, что значительный прирост реальной стоимости вещи во времени должен произойти на длительном временном горизонте, порой выходящим за пределы человеческой жизни. Если купить вещь сегодня, то она сможет стать антиквариатом только через 50—100 лет. Соответственно ощутимое увеличение ее стоимости может быть, если этой вещи будет 150, 200 лет и т. д. Если за 50 лет антикварная вещь увеличит свою стоимость в 10 раз, то это будет соответствовать реальной доходности в 4,7 % годовых, в 100 раз — 9,6 %. Но на практике такой рост происходит крайне редко.
Инвестиции в антиквариат вовсе не гарантируют получения дохода. Инвестор даже может лишиться части вложенного в него капитала из-за потери вещью своей рыночной стоимости. И хотя это противоречит системе мифов про инвестирование в антиквариат, но на практике такое происходит постоянно. С течением времени могут измениться предпочтения людей, и на старинные предметы трудно будет найти покупателя. В разные периоды существует разный спрос на те или иные старинные вещи. В мире антиквариата мода также меняется. Кроме того, возможно увеличение поступления на рынок подобных старинных вещей, что существенно снизит их цену. Примером этого служит увеличившееся предложение старинных монет: из-за массового распространения кладоискательства с использованием металлоискателей их поступает на рынок гораздо больше, чем прежде.
Надо понимать, что если бы антиквариат действительно давал высокую реальную доходность на вложенный капитал, то масштабы инвестирования в него были бы более значительными. Однако многие состоятельные люди в антиквариат вкладывают ничтожно малую долю своего богатства (в среднем по миру — менее 1 %), а основными их вложениями являются акции и недвижимость.
С течением времени антикварная вещь вообще может потерять своей прежний товарный вид, даже если она не будет использоваться владельцем. Если ее активно используют, то вряд ли вообще смогут продать в будущем. В качестве примера можно
привести столовое серебро. Его использование приводит к тому, что серебряные ложки и вилки истираются и в дальнейшем могут быть проданы лишь по цене лома.
Инвестирование в антиквариат осложняется тем, что не существует каких-либо признанных индексов цен на него и их крайне трудно составить (кроме инвестиций в искусство). Поэтому этот рынок (в отличие от многих других рынков инвестиционного характера) лишен индикаторов, характеризующих его состояние. Имеются лишь общие описательные (как правило, не количественные) оценки текущего состояния и динамики рынка антиквариата.
Рисками инвестирования в антиквариат являются:
— приобретение старых вещей по высокой первоначальной цене;
— наличие подделок;
—ухудшение физических характеристик вещей;
— сокращение количества коллекционеров определенных вещей, либо переполнение ими рынка.
Все данные риски существенно снижают привлекательность инвестирования в антиквариат, хотя участники рынка часто переоценивают инвестиционные качества приобретаемых ими старых вещей. Можно утверждать, что в немалой степени рынок антиквариата поддерживает слепая вера общества в рост цен на старые вещи.
На стоимость предметов антиквариата оказывают воздействие следующие факторы.
1. Редкость предметов — один из важнейших факторов ценообразования на старые вещи.
2. Сохранность предметов. Отличная сохранность обеспечивает им наивысшую стоимость, в разы превышающую стоимость предметов, имеющих меньшую сохранность. Предметы, имеющие плохую сохранность, могут иметь стоимость, стремящуюся к нулю.
3. Возраст вещи. При прочих равных условиях, чем больше возраст старой вещи, тем она будет дороже. Как правило, сам возраст вещи для коллекционеров может вызывать восхищение. Однако играет роль также и редкость вещи, ее уникальность.
4. Мода на коллекционирование тех или иных видов вещей, которая не всегда является постоянной. Может изменяться само количество коллекционеров.
5. Изменение предложения на рынок количества старых вещей определенного рода. Увеличение их
предложения не всегда приводит к снижению цены, а, наоборот, может сопровождаться ее увеличени-ем1. Хотя это представляется как бы нелогичным с позиции действия законов спроса и предложения, но все же, имеет место в силу следующих причин:
— увеличивающееся предложение старых вещей приводит к формированию спроса на них, побуждая все большее количество людей создавать их коллекцию;
— рост спроса на определенный род старых вещей может привести к их поиску и увеличению предложения на рынок.
6. Благосостояние населения (уровень среднедушевых доходов) и степень распределения его в обществе. Спрос на антиквариат — это спрос на предметы отнюдь не первой необходимости. С ростом реальных доходов населения спрос на антиквариат увеличивается более высокими темпами.
7. Степень открытости национальных границ для ввоза (вывоза) культурных ценностей. Часто государства (в том числе и Россия) позволяют беспрепятственно ввозить культурные ценности, практически полностью запрещая их вывоз [4]. В условиях строгого запрета на вывоз культурных ценностей из «бедной» страны цены на старые вещи в ней будут достаточно низкими, а за рубежом — очень высокими. Это будет делать сверхприбыльным нелегальный вывоз культурных ценностей.
Инвестирование в антиквариат имеет следующие особенности.
1. Возможность инвестирования не значительных по величине денежных средств (в отличие, например, от приобретения объектов недвижимости или земельных участков).
2. Наличие достаточно высоких трансакцион-ных издержек, достигающих 30—40 % от стоимости антиквариата.
3. Наличие специальных знаний об объектах вложения капитала (денежных средств). Это обеспечивает рынку антиквариата асимметричность информации, когда одни из его участников знают о предмете купли—продажи больше, чем другие его участники. Те кто обладают большей информацией и специальными знаниями, имеют преимущество и могут получать из рынка систематическую прибыль.
4. Низкая ликвидность из-за невозможности быстро реализовать предметы антиквариата.
1 Такая ситуация не противоречит действию закона предложения и на графике в стандартной модели спроса и предложения будет представлять сдвиг кривой предложения вправо.
5. Низкая реальная доходность средств, вложенных в антиквариат.
Эффективная стратегия инвестирования в антиквариат должна быть основана на следующих основных правилах.
1. Следует специализироваться на инвестирование только в отдельные предметы антиквариата, избегая приобретения всего подряд. Это отражает реализацию стратегии концентрации, которая позволяет стать наиболее компетентным в узком круге специальных вопросов и завести широкий круг знакомств в данной области. На рынке антиквариата наибольшую доходность может получить только специалист в своей предметной области.
2. В целях снижения риска потери старинными вещами своих физических (а тем самым и потребительских) свойств при выборе ниши инвестирования в антиквариат следует отдать предпочтение тем предметам, которые в наименьшей степени подвержены этому процессу. Например, инвестирование в монеты, вазы, скульптуры и пр., в отличие от мебели, которая с течением времени может прийти в негодность или снизить свои потребительские свойства.
3. Следует приобретать антиквариат наиболее высокого качества. Несмотря на то, что качественные предметы стоят дорого, они обладают высшим инвестиционным потенциалом. Существует больше вероятности, что их стоимость с течением времени будет расти.
4. Следует по возможности получать письменные экспертные заключения от специалистов или специализированных организаций о подлинности вещи и ее качестве. Несмотря на то, что такие экспертизы увеличивают затраты на приобретаемые вещи, происходит снижение риска мошенничества и обеспечивается повышение стоимости этой вещи при ее будущей продаже.
5. Следует приобретать антиквариат в известных антикварных магазинах и у авторитетных коллекционеров и дилеров.
6. В рамках стратегии концентрации следует реализовывать стратегию диверсификации, приобретая широкий спектр антикварных вещей в рамках выбранного сегмента.
Учитывая сравнительные инвестиционные качества антиквариата по сравнению с другими объектами инвестирования (земельные участки, недвижимость, акции и др.), можно считать, что его целесообразно приобретать в целях непосредственного использования и только потом считать
объектом сохранения стоимости (в достаточно редких случаях — средством увеличения реальной стоимости) [7, 8]. Приобретение антиквариата может быть даже более выгодным по сравнению с приобретением аналогичных современных вещей. Например, цены на добротную (хорошо сохранившуюся) антикварную мебель, выполненную из ценных пород деревьев, бывают ниже или сравнимы с ценами на подобную новую мебель. Аналогично может быть со столовым серебром. Порой бывает выгоднее покупать прекрасно сохранившееся столовое серебро в антикварных магазинах, чем современное — в ювелирных магазинах.
В соответствии с Законом РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» наложен запрет на вывоз культурных ценностей, которые были созданы более 100 лет назад [4]. Кроме того, антиквариат, содержащий драгоценные металлы или драгоценные камни, подпадает под действие еще ряда федеральных законов.
Из-за существования ограничений на вывоз культурных ценностей из стран мира рынок антиквариата оказывается как бы ограниченным в рамках отдельных национальных государств. Одновременно это формирует внутренний спрос преимущественно на национальный антиквариат (принцип «предложение формирует спрос»). С другой стороны, национальный антиквариат часто больше интересен для местных коллекционеров, и только отчасти — для зарубежных. К примеру, русские иконы сейчас представляют наибольший интерес для покупателей-коллекционеров на внутреннем рынке. Немалое количество ранее вывезенных из страны (нелегально) икон опять возвращается в Россию (тоже преимущественно нелегально). Мощным каналом формирования предложения антиквариата в России являются находки нелегальных кладоискателей, благодаря распространению продаж металлоискателей.
Итак, можно сделать вывод о том, что антиквариат (его собирание) следует рассматривать скорее как способ непосредственного удовлетворения эстетических потребностей человека, и только отчасти — как объект инвестирования капитала. Существует крайне малая вероятность получения сколько-нибудь значительного реального дохода от таких инвестиций, а выгодность инвестиций в антиквариат является мифом
Список литературы
1. Антонова В. Г. Исследование проблем антикварного рынка России // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. Т. 37. № 2.
2. Буркин А. И. Инвестиции в антиквариат // Финансы и кредит. 2006. № 8.
3. Нуруллина Р. ^.«Антикварные» законы: реальность и необходимость // Современное право. 2013. № 1.
4. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15.04.1993. № 4804-1.
5. О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей: Указ Президента РФ от 30.05.1994 № 1108.
6. Пузыня Н. Ю., Локтионов А. Н., Михлин А. В. Вопросы оценки культурных ценностей // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 3.
7. Сухарев А. Н. Механизм формирования стоимости золота // Вестник Тверского государственного университета. 2005. № 10.
8. Сухарев А. Н. Меновая стоимость золота: парадоксы исторических закономерностей // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 4.
9. URL: http://www. gelos. ru/about/index. shtml.