МНОГОФАКТОРНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
MULTIPLEFACTOR ASSESSMENT SYSTEM OF OBJECTS OF ART THROUGH ASSESSMENT OF JEWEL
УДК [339.1 : 338.5] : 7
ЕВМЕНОВА Надежда Игоревна
заведующая кафедрой экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, gavrilchak@ yandex.ru
EVMENOVA, Nadezhda Igorevna
Head of the Economics of Film and Television Department, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, [email protected]
АНТОНОВА Виктория Геннадиевна
старший преподаватель кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]
ANTONOVA, Viktoriia Gennadievna
Senior Lecturer at the Economics of Film and Television Department, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности деятельности организаций сферы услуг в области обращения предметов искусства. В данном контексте авторы изучают различные методы определения эффективности деятельности организаций данной сферы и в качестве одного из значимых факторов рассматривают влияние оценки стоимости цены предмета искусства на финансовые показатели организации в целом. В статье представлены практические рекомендации, основанные на анализе различных методов и расчетов, авторы иллюстрируют особенности оценки ювелирных предметов искусства на примере одного из описанных методов и дают рекомендации по их применению в практической деятельности.
Ключевые слова: сфера услуг, предметы искусства, методы, эффективность организации.
© Евменова Н. И., Антонова В. Г, 2017.
Abstract.
The article considers features of organization activity of service trade in the field of objects of art. In this context the author considers various methods of determining efficiency of organization activity in this sphere, and considers, as one of significant factors, influence of a value assessment of the price of an object of art on organization activity in general. The article provides practical recommendations based on the analysis of various methods and calculations, the author illustrates features of assessment of jewelry objects of art through one of the described methods, and gives recommendations on their application.
Key words: service trade, objects of art, methods, efficiency of organization.
В сфере услуг, к которой относится и деятельность организаций в сфере обращения предметов искусства, кроме аукционных домов и галерей, действуют и другие хозяйствующие субъекты, а именно: мелкие предприниматели, профессиональные частные продавцы, магазины и сети. Специфика каждого из вышеперечисленных субъектов экономической деятельности накладывает свои ограничения на оценку их деятельности с точки зрения финансовой эффективности, причем необходимо учитывать особенности видов экономической деятельности при определении экономического результата [1].
Эффективность экономической деятельности организаций сферы услуг в области обращения предметов искусства, по мнению различных авторов, может оцениваться при помощи следующих количественных показателей [2]:
• выручка от продажи работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) - Ы;
• себестоимость работ и услуг - 5 или условно-переменные затраты - 5
^ ^ перем
• валовая прибыль или маржинальный доход (маржинальная прибыль) - МД, МД = N - 5 ;
перем
• коммерческие расходы - КР;
• управленческие расходы - УР;
• прибыль от продаж - РЫ;
• операционные доходы - ОД;
• операционные расходы - ОР;
• внереализационные доходы - ВД;
• внереализационные расходы - ВР;
• налог на прибыль - Н;
• прибыль (убыток) до налогообложения -
^ рн/о=ы - 5 + ОД - ОР;
• чистая прибыль (нераспределенная прибыль) (убыток) отчетного периода - Р, Р = = Рн/о + Н.
Результативность функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, которые в свою очередь существенно зависят от организации процесса оказания услуг, внешних и внутренних факторов, т. е. того, что влияет на динамику финансово-хозяйственной деятельности. В практике анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций используются различные методики анализа финансовых отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов [3; 4]:
1) горизонтальный анализ, который заключается в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2) вертикальный анализ, суть которого состоит в определении структуры итоговых финансовых показателей;
3) трендовый анализ. Данный метод подразумевает сравнение каждой позиции отчетности отчетного периода с рядом предшествующих с последующим выявлением основной тенденции (тренда) динамики показателя без случайного влияния и особенно-
стей отдельных периодов. С использованием тренда ведется перспективный прогнозный анализ;
4) анализ относительных показателей (коэффициентный метод). В рамках данного метода проводятся расчеты отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности организации и определение взаимосвязей показателей;
5) сравнительный анализ. Это может быть как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, дочерних фирм, подразделений, так и межхозяйственный анализ, подразумевающий сравнение показателей данного предприятия с показателями конкурентов или со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
6) факторный анализ подразумевает анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с применением детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (в данном случае результативный показатель дробят на составные части), так и обратным (синтез) (его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель).
Анализ эффективности деятельности организаций сферы обращения предметов искусства, как и других организаций сферы услуг, целесообразно проводить по таким основным направлениям, как анализ платежеспособности и финансовой устойчивости организации; анализ деловой активности; анализ ликвидности организации; оценки показателей прибыли и рентабельности [5]. В то же время наиболее важным фактором, оказывающим влияние на данный показатель, является соответствующая цена предмета искусства. Определить справедливую стоимость предмета искусства достаточно сложно в силу следующих обстоятельств. Одной из составляющих стоимости предмета искусства, по нашему мнению, являются так называемые счетные расходы, связанные со стоимостью кредитных ресурсов, инфляцией, издержками по хранению, транспортировке и т. п. Существуют еще и сложно учитываемые скрытые
факторы, такие, как способность выступать в качестве носителя рекламы, тиражируемость. Например, творческое наследие Моне, образовав вокруг себя целую рекламную индустрию, стало рекламой самого себя [6].
Цена может зависеть и от цен на аналогичные произведения. Но для отечественной сферы обращения предметов искусства эта компонента представляется проблематичной, поскольку здесь отсутствуют ориентиры, которыми являются аукционные каталоги. Сегодня аукционные торги по произведениям живописи и декоративно-прикладного искусства проводятся главным образом только в аукционном доме «Гелос» [7]. В количественном отношении вещи, продающиеся на российском аукционе, значительно уступают Sotheby's и Christie's, поэтому антиквары при установлении цены охотнее обращаются именно к их каталогам [8; 9].
К неэкономическим компонентам ценообразования в сфере обращения предметов искусства авторы относят те критерии, которые непосредственно связаны с историко-художественной значимостью. Установление историко-художественной ценности - прерогатива историка искусств. Однако в каждой области предметов искусства своя специфика. Например, основные критерии ценообразования на предметы декоративно-прикладного искусства могут быть такими, как авторство, стоимость материала и использование сложных дорогостоящих техник, принадлежность к известному виду декоративно-прикладных искусств, оригинальная художественная специфика, высокий для своего времени уровень мастерства и технико-технологических приемов исполнения, эстетика визуально-смыслового узнавания и т. д.
Все перечисленные факторы могут быть включены в объем понятия уникальности, являющейся также важнейшей компонентой, поскольку она определяет цену предмета искусства в целом. Но подтверждение уникальности требует наличия экспертного заключения и провенанса, удостоверяющего легитимность происхождения. Таким образом, цена может быть увеличена на порядок, а соответственно и выручка от продаж самой
организации - за счет наценки за получение дополнительной ценной информации .
Оценщику произведений искусства достаточно часто приходится пользоваться методами, предназначенными для проведения экспертного анализа и сравнений предметов с аналогами. Необходимо в первую очередь снабдить практикующих оценщиков различными методами проведения экспертных оценок, нашедшими применение в других областях деятельности (науке и бизнесе) и подтвердившими свою эффективность.
Одним из таких методов является метод анализа иерархий (МАИ). Данный метод использует и аукционный дом «Гелос» [7]. Метод анализа иерархий разработан американским математиком Т. Саати (Питтсбурский университет) в 1970-е гг. МАИ получил широкое распространение и применяется в самых разнообразных отраслях [10]. Сегодня его используют уже повсеместно от риэлтеров при оценке недвижимости до кадровиков при замещении вакантных должностей. Метод применяется в тех случаях, когда перед экспертом стоит проблема выбора из ряда альтернатив. Альтернативы характеризуются некоторыми весами, зная которые, не составляет труда выбрать наилучшую из них. Проблема состоит в том, что веса заранее неизвестны. Они должны быть получены посредством применения метода анализа иерархии (МАИ). Этапы метода анализа иерархии [7; 10]:
1. Выделение проблемы. Определение глобальной цели.
2. Построение иерархии: от вершины (цели) через промежуточные уровни (критерии) к нижнему уровню альтернатив.
3. Построение множества матриц парных сравнений. Матрица строится для глобальной цели и для каждого из элементов промежуточных уровней.
4. Расчет собственных векторов и дополнительных величин по каждому из матриц парных сравнений.
5. Иерархический синтез оценок для получения искомых весов.
Первым этапом применения МАИ является структурирование проблемы выбора в виде иерархии или сети (рисунок). В наиболее элементарном виде иерархия строится с вершины (цели), через промежуточные уровни-критерии (технико-экономические параметры) к самому нижнему уровню, который в общем случае является набором альтернатив [7].
После иерархического воспроизведения проблемы устанавливаются приоритеты критериев (какие из них являются более или менее важными в каждом конкретном случае) и оценивается каждая из альтернатив по критериям. В МАИ элементы задачи сравниваются попарно по отношению к их воздействию на общую для них характеристику. Система парных сведений приводит к результату, кото-
Стоимость
Сохранность
Известность автора
Инвестиционная привлекательность
Художественная ценность
Оцениваемый объект
Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4
Иерархия МАИ
рый может быть представлен в виде обратно симметричной матрицы. Элементом матрицы a(i,j) является интенсивность проявления элемента иерархии i относительно элемента иерархии j, оцениваемая по шкале интенсивности от 1 до 9, предложенной авторами метода. Каждый предмет искусства можно оценивать по различным показателям. Для произведений искусства можно выделить следующие субъективные критерии оценки: историческая и художественная ценность; известность автора; инвестиционная привлекательность; сохранность; тиражность или уникальность работы; идейно-эстетическое содержание; художественность и т. д. При этом необходимо заметить, что эти общие критерии для филателии, букинистики, нумизматики, к примеру, могут быть расширены своими «узкоспециализированными» критериями оценки.
Определяющей является конкретная ситуация, для которой выбирается объ-
ект. Для одного эксперта (или покупателя) важна стоимость картины и «модность» художника, для другого - инвестиционная привлекательность произведения искусства и т. д. Таким образом, важна конкретная (узкая) постановка задачи перед экспертами и выбор ими эффективных и правильных критериев оценки предмета. Эксперт может сравнить два объекта, дать им оценки типа «хороший», «приемлемый», «плохой», упорядочить несколько объектов по привлекательности, но обычно не может дать сравнительную характеристику предметам искусства. Другими словами, ответы эксперта обычно измерены в порядковой шкале, являются ранжировками, результатами парных сравнений с другими объектами. Для того чтобы формализовать оценки экспертов, в методе анализа иерархии вводится специальная шкала оценок - шкала относительной важности (таблица 1).
Таблица 1
Шкала относительной важности (при сравнении двух объектов)
Интенсивность Определение Объяснение
0 Несравнимы Эксперт затрудняется в сравнении
1 Равная важность Равный вклад двух альтернатив в цель
3 Умеренное превосходство одного над другим Опыт и суждения дают легкое превосходство одной альтернативы над другой
5 Существенное или сильное превосходство Опыт и суждения дают сильное превосходство одной альтернативы над другой
7 Значительное превосходство Одной из альтернатив дается настолько сильное превосходство, что оно становится практически значительным
9 Очень сильное превосходство Очевидность превосходства одной альтернативы над другой подтверждается наиболее сильно
2, 4, 6, 8 Промежуточные решения между двумя соседними суждениями Применяются в компромиссном случае
Обратные величины приведенных выше чисел Если при сравнении одной альтернативы с другой получено одно из вышеуказанных чисел (например, 3), то при сравнении второго вида деятельности с первым получим обратную величину (т. е. 1/3)
Выбор шкалы определялся следующими требованиями:
а) шкала должна давать возможность улавливать разницу в чувствах людей, когда они проводят сравнения, различать как можно больше оттенков чувств, которые имеют люди;
б) эксперт должен быть уверенным во всех градациях своих суждений одновременно.
На втором этапе метода МАИ строится матрица сравнения и рассчитываются значения приоритетов критериев. Далее сравниваем влияние на стоимость картин каждого из выбранных критериев.
На последнем этапе анализа вычисляем весовые коэффициенты для приведения стоимостей аналогов к стоимости оцениваемого объекта, используя итоговые значения весов по критериям.
В итоге стоимость объекта рассчитывается по формуле [7]:
С = [СУММА (С • К.) • (К0/Ы) ], (1)
где С. - стоимость г-го аналога;
К. - весовые коэффициенты для .-го аналога;
К0 - весовой коэффициент для оцениваемого объекта;
N - количество аналогов.
МАИ применяется для оценки различных видов предметов искусства. Автор предлагает
рассмотреть данный метод на примере оценки ювелирного изделия. Предположим, нам необходимо определить стоимость ювелирного изделия (кольца) мастера XVIII в., золото, бриллиант, сохранность удовлетворительная. В распоряжении эксперта имеются данные о стоимости четырех аналогичных изделий того же автора:
• изделие 1 - стоимость 1065 $;
• изделие 2 - стоимость 1615 $;
• изделие 3 - стоимость 810 $;
• изделие 4 - стоимость 1195 $.
Построим матрицу сравнения и рассчитаем
значения приоритетов критериев (таблица 2).
В данном случае автор проранжировал критерии таким образом, что на первое место по значимости поставлена художественная ценность изделия, затем следует известность автора, инвестиционная привлекательность и сохранность.
Графа VI = (Графа II • Графа III х
х Графа IV • Графа V)"4. (2)
Графа VII = Графа VI / 5.87. (з)
Сравним влияние на стоимость ювелирного изделия каждого из четырех выбранных критериев (таблицы 3, 4, 5, 6).
Далее вычислим весовые коэффициенты для приведения стоимостей аналогов к стоимости оцениваемого объекта, используя итоговые значения весов по критериям (таблица 7).
Таблица 2
Матрица сравнения
Художественная ценность Известность автора Инвестиционная привлекательность Сохранность Вес по критерию
I II III IV V VI VII
Художественная ценность 1 3 5 9 3,41 0,581
Известность автора 1/3 1 3 5 1,5 0,255
Инвестиционная привлекательно сть 1/5 1/3 1 3 0,67 0,114
Сохранность 1/9 1/5 1/3 1 0,29 0,050
Сумма= 5,87 1
Таблица 3
Художественная ценность
Оцениваемый объект Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4 Вес критерия
I II III IV V VI VII VIII
Оцениваемый объект 1 4 1 7 4 2,57 0,37
Аналог 1 1/4 1 1/4 3 1 0,72 0,11
Аналог 2 1 4 1 7 4 2,57 0,37
Аналог 3 1/7 1/3 1/7 1 1/3 0,3 0,04
Аналог 4 1/4 1 1/4 3 1 0,72 0,11
Сумма= 6,86 1,00
Графа VII = (Графа II • Графа III • Графа IV • Графа V- Графа VI)1'5. (4)
Графа VII = Графа VI I/ 6.86. (5)
Таблица 4
Известность автора (мастера)
Оцениваемый объект Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4 Вес критерия
I II III IV V VI VII VIII
Оцениваемый объект 1 5 1/5 5 5 1,9 0,22
Аналог 1 1/5 1 1/9 1 1 0,47 0,0б
Аналог 2 5 9 1 9 9 5,14 0,б
Аналог 3 1/5 1 1/9 1 1 0,47 0,0б
Аналог 4 1/5 1 1/9 1 1 0,47 0,0б
Сумма= 8,4б 1,00
Графа VII = (Графа II • Графа III • Графа IV • Графа V•Графа VI)1'5. (6)
Графа VII = Графа VI I/ 8.46. (7)
Таблица 5
Инвестиционная привлекательность
Оцениваемый объект Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4 Вес критерия
I II III IV V VI VII VIII
Оцениваемый объект 1 5 5 1 5 2,б2 0,38
Аналог 1 1/5 1 1 1/5 1 0,53 0,08
Аналог 2 1 1 1 1 1 0,53 0,08
Аналог 3 1/5 5 5 1/5 5 2,б2 0,38
Аналог 4 1/5 1 1 1/5 1 0,53 0,08
Сумма= б,83 1,00
Графа VII = (Графа II • Графа III • Графа IV • Графа V- Графа VI)1'5. (8)
Графа VII = Графа VI I/ 6.83. (9)
Таблица 6 Сохранность
Оцениваемый объект Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4 Вес критерия
I II III IV V VI VII VIII
Оцениваемый объект 1 7 5 7 7 4,44 0,59
Аналог 1 1/7 1 1/3 1 1 0,54 0,07
Аналог 2 1/5 3 1 3 3 1,41 0,2
Аналог 3 1/7 1 1/3 1 1 0,54 0,07
Аналог 4 1/7 1 1/3 1 1 0,54 0,07
Сумма= 7,47 1,00
Графа VII = (Графа II • Графа III • Графа IV • Графа V- Графа VI)"5. (10)
Графа VII = Графа VI I/ 7.47. (11)
Таблица 7
Весовые коэффициенты
Сохранность Известность автора Инвестиционная привлекательно сть Художе ственная ценность К
I II III IV V VI
Оцениваемый объект 0,37 0,22 0,38 0,59 0,35
Аналог 1 0,11 0,06 0,08 0,07 0,09
Аналог 2 0,37 0,60 0,08 0,20 0,38
Аналог 3 0,04 0,06 0,38 0,07 0,09
Аналог 4 0,11 0,06 0,08 0,07 0,09
Сумма= 1,00
Графа VII = Графа II • 0.581 + Графа III • 0.255 + Графа IV • 0.114 + Графа V • 0.050. (12)
В итоге с помощью полученных коэффициентов можно вычислить стоимость антикварного изделия:
С = (1065-0.09 + 1615-0.38 + 810- 0.09 + + 1195-0.09) / (1 - 0.35) = $1370. (13)
В ходе использования методики МАИ авторы определили стоимость ювелирного изделия -$ 1370.
Проанализировав достоинства и недостатки различных методов для оценки стоимости
предметов искусства, авторы продемонстрировали на примере ювелирного изделия многофакторную систему оценки предметов искусства, позволяющую определить стоимость предмета искусства с помощью оценочных коэффициентов. Это, по мнению авторов, позволит предоставлять оценочные услуги субъектами данной сферы, соответствующие ожиданиям всех заинтересованных сторон, что, в свою очередь, положительным образом повлияет на экономическую эффективность организации в целом. Таким образом, можно
сделать вывод, что оценка эффективности деятельности организаций сферы обращения предметов искусства оценивается различными методами в зависимости от специфики функционирования организации. Основными
показателями экономической эффективности являются прибыль и рентабельность организации, изменение которых напрямую зависит от справедливой и обоснованной цены продажи предмета искусства.
Список литературы
1. Антонова В. Г., Сапелко С. Н. Исследование рынка предметов искусства: проблемы и пути их решения // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 31. С. 60-62.
2. Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н., Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика. М.: КНО-РУС, 2007. 328 с.
3. Евменов А. Д. Данилов П. В., Какосьян Э. К. Управление экономическими и социальными процессами в сфере услуг. СПб.: СПбГУКиТ, 2014.
4. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2014. 326 с.
5. Котова Н. Н. Оценка эффективности бизнеса организации // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». Т. 8. 2014. № 2.
6. Антонова В. Г. Механизм ценообразования на рынке предметов искусства // Петербургский экономический журнал. 2013. № 2. С. 68-72.
7. Официальный сайт Аукционного дома «Гелос». URL: http://www.gelos.ru/ (дата обращения: 16.01.2017).
8. Официальный сайт Аукционного дома Christie's. URL: www.christies.com (дата обращения: 16.01.2017).
9. Официальный сайт Аукционный дом Sotheby's. URL: www.sothebys.com (дата обращения: 16.01.2017).
10. Саати Т. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 2013.