Научная статья на тему 'Атрибуция и особенности оценки китайских антикварных фарфоровых изделий'

Атрибуция и особенности оценки китайских антикварных фарфоровых изделий Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
4676
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ ФАРФОР / РЫНОК АНТИКВАРИАТА / ПРИЗНАКИ ДРЕВНОСТИ / АТРИБУЦИЯ КИТАЙСКОГО АНТИКВАРНОГО ФАРФОРА / CHINESE PORCELAIN / ANTIQUES MARKET / SIGNS OF ANCIENT TIMES / ATTRIBUTION OF CHINESE ANTIQUE PORCELAIN

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Дронова Н. Д., Дронов Д. С.

В статье анализируется практика атрибуции и оценки китайского антикварного фарфора. Рассматриваются признаки древности и факторы, влияющие на повышение рыночной, залоговой и страховой стоимости изделия. Делается заключение о том, рынок китайского антиквариата является растущим и недооцененным. Даны рекомендации по оценке и диагностике старинного китайского фарфора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRIBUTION OF FEATURES AND EVALUATION CHINESE ANTIQUE PORCELAIN

The article analyzes the practice of attribution and evaluation of Chinese antique porcelain. Are considered signs of ancient times and the factors affecting the increase in the market, the value of the collateral and insurance products. It is concluded that the Chinese antiques market is growing and undervalued. The recommendations for the evaluation and diagnosis of ancient Chinese porcelain.

Текст научной работы на тему «Атрибуция и особенности оценки китайских антикварных фарфоровых изделий»

 Атрибуция и особенности оценки китайских антикварных фарфоровых изделий

Н.Д. Дронова профессор кафедры «Профессиональные дисциплины» Института традиционного декоративно-прикладного искусства, доктор технических наук (г. Москва) Д.С. Дронов заведующий кафедрой «Ювелирное искусство» Высшей школы народных искусств, член союза художников России, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург)

Нона Дмитриевна Дронова, dronovanona@mail.ru

Если подсчитать объемы продаж, осуществляемых аукционными домами Sotheby's и Christie's, то можно с удивлением обнаружить, что в 2015 году китайский арт-рынок впервые в истории открытых торгов вышел на первое место в мире по аукционной выручке, обогнав традиционную тройку лидеров США - Великобритания - Франция [1]. По данным исследования TEFAF, в 2015 году объем рынка только китайского антиквариата составил более 10 миллиардов евро (8,6 миллиарда долларов), показав рост на 160 процентов по сравнению с аналогичным показателем 2014 года.

Особенностью инвестиционной привлекательности современного рынка китайского антиквариата является ее недооце-ненность. В мире существует множество подлинников, неправильно определенных как имитации, например недооценка китайской императорской вазы крупнейшим аукционным домом в 2011 году. Эту вазу ожидалось продать на аукционе «Сотбис» всего за 800 долларов, но цены взлетели до астрономических 18 миллионов долларов. В каталоге ваза была датирована как «вероятно, республиканский период» или начало XX века. На торгах эта красивая фарфоровая ваза в гамме «розового семейства» вызвала взрыв эмоций - экс-

перты были убеждены, что аукционный дом допустил ошибку в оценке и эта императорская ваза относится к эпохе династии Цянь-лун XVIII века 1.

Рекомендации по атрибуции и оценке рыночной стоимости античного китайского фарфора актуальны для российских оценщиков. Специалист по оценке китайского антиквариата должен знать как свои региональные, так и международные рынки. Справочники цен по антикварным ювелирным изделиям следует использовать только как справочники, а не как указатели точных цен. Крупные аукционные дома, такие как «Сотбис» и «Кристис», включают китайский фарфор в свои специальные каталоги. Поиск сопоставимых предметов в этих каталогах - хороший подход к началу определения текущих цен, но необходимо иметь в виду, что аукционные дома выпускают иллюстрированные каталоги, в которых указаны только цены реализации.

Больше всего информации о текущих ценах можно собрать, посещая антикварные салоны, регулярно проводимые в Центральном доме художника на Крымском валу в Москве.

Существуют некоторые особенности при определении стоимости антиквариата. Так, оценку древнего изделия (украшения) сле-

ши http://www.thecityreview.com/s11 schintai.html

дует начинать с оценки его внешнего вида, а затем оценивать качество изготовления, анализировать использованные технологии и особенности изделия.

Значительную часть ранних керамических изделий составляют танские изделия, выполненные в технике «сансай», которые могут быть ценными сами по себе. Денежная стоимость таких изделий довольно спорная и главным образом зависит от желания коллекционера приобрести изделие.

Стоимость древних изделий периода Северных династий (550-577) и периода династии Тан (618-907) устанавливается рынком. Рынок формируют частные коллекционеры и музеи. Цены могут значительно колебаться. На них оказывают влияние такие факторы, как:

• редкость предмета относительно других известных предметов такого же вида;

• время, в течение которого предмет пребывал на рынке;

• материалы, использованные при изготовлении предмета;

• качества работы.

Необходимо иметь в виду, что азиатские коллекционеры ищут предметы более поздних династий (Сун, Мин, Цин), для западных же коллекционеров в последние годы представляют интерес и древние изделия, и предметы из захоронений (подробнее см. [3, 4]).

Для того чтобы оценщик мог определить стоимость античного или антикварного изделия, ему необходимо знать культуру, социальные обычаи и моду соответствующей эпохи.

Основой оценки антикварного китайского фарфора является определение времени его создания и места изготовления. Если на изделии присутствует набор марок, то время и место изготовления определяются при помощи специальных справочников. При установлении древности марка является важнейшей характеристикой. В подделках марка часто не совпадает с подлинной, ведь фальсификаторы не обращали внима-

ния на марки, а иногда просто не обладали нужной информацией. Если же марки и надписи отсутствуют, то диагностика ведется посредством изучения стилевых признаков (см. [5]).

Каждый предмет из фарфора должен быть тщательно изучен как со стилевой, так и с технической стороны. Бывает так, что предмет вовсе не имеет знаков или марок, хотя был скопирован абсолютно точно (см. [6]). В таком случае изделие следует подвергнуть основательному изучению с точки зрения стиля - стиль и форма должны соответствовать декору. Часто обнаруживаются противоречия между формой сосуда и его орнаментикой, в фигурном декоре - несоответствие в тематике, облачении фигур, пейзаже и стилистике сцен, несоответствие дна сосуда и его ручки эпохе (в разные периоды использовались разные формы дна сосуда и его ручек) (см. [7]).

Рассмотрим отличительные особенности антикварного изделия на примере уплощенных ручек, которыми украшались вазы с середины XVIII века. Такие ручки выполнены в виде упрощенно-схематических тел драконов, в нижней части образующих своеобразный завиток. Эти прихотливые ручки являются важным стилистическим признаком сосудов второй половины правления Цяньлун. Основным атрибутацион-ным признаком позднего Цяньлуна могут служить характерные плоские ручки в виде стилизованных извивающихся драконов (на горлышке или оплечье). В нижней части ручка как бы отрывается от тулова дракон и образует завиток. Обычно они покрываются контрастной по цвету эмалью. Также распространены ручки в виде голов слонов.

Если вы имеете дело с изделием с ручками и налепными узорами, то необходимо найти ответ на вопрос, соответствуют ли они периоду изготовления предмета. Затем следует проверить способ изготовления изделия.

Метод изготовления современной массовой продукции отличается от старинных технологий. Современное фарфоровое из-

делие изготавливается посредством заливки жидкой фарфоровой массы в поглощающую гипсовую форму, которую оставляют в кристаллизаторе в течение нескольких минут, пока слой скольжения не затвердеет. Затем избыток все еще жидкой глины выливают и оставляют изделие сушиться. Окончательно затвердевший элемент удаляется из формы и высыхает на воздухе. Это позволяет легко производить фарфоровые изделия с тонким телом. Старинные фарфоровые изделия, как и остальные керамические, создавались на гончарном круге. А если изделие имело квадратную или фигурную форму, то оно создавалось при помощи деревянных пластин. Еще влажные куски собирались с помощью небольшого количества глины кремообразной консистенции. Круглые и высокие старинные китайские фарфоровые сосуды, как правило, собирались из двух или трех горизонтальных секций и соединялись для придания им окончательной формы. Примерно через день изделие устанавливали на гончарный круг и обрезали с помощью токарных инструментов для придания ему окончательной формы. Ручки и шейка вазы изготавливались отдельно, а потом приставлялись к вазе.

Важным диагностическим признаком выявления древности является поиск следов шликерования (склейка или объединение двух или более секций необожженного керамического элемента с помощью жидкой глины - шликера). В подлинных старинных фарфоровых произведениях можно увидеть следы склейки сосуда (особенно такое соединение можно почувствовать внутри изделия). Как правило, шликерование можно обнаружить на плечах высоких ваз и в самых широких местах живота фляги.

Следующий шаг - поиск дефектов обжига. Исторически самая большая проблема для гончаров - поиск правильной температуры обжига. Если температура слишком высокая, то фарфор плавится и деформируется. Чтобы остановить деформацию, в глину добавляется каолин. В XV-XVI веках

в изделиях содержание каолина было низким по экономическим причинам, поэтому часто можно увидеть деформированные формы.

На изделиях Переходного периода (XVII век) после обжига зачастую образовывались такие дефекты, как щербины, прыщи, пузыри, засорка, рыжий или желтоватый оттенок. Исследование таких дефектов помогает диагностировать фарфоровый предмет.

Не все старинные фарфоровые изделия имеют одинаковую художественную ценность. Необходимо научиться отличать хорошее от прекрасного, а прекрасное от исключительного. Единственный способ приобретения такого понимания - глубокое изучение стиля эпохи и исследование как можно большего количества фарфоровых изделий, декорированных эмалями. Также необходимо знать особенности технологии нанесения эмалей на фарфоровую форму. Эмаль - это сплав свинца, олова, различных окислов с бурой, стекольным порошком и кварцем. Основным компонентом стекловидной эмали является очень рыхлая форма стекла, названного фриттой. Пигменты эмали в своем естественном состоянии представляют собой сухой порошок, который обычно смешивается с маслом, клеем или обычной водой. При нанесении росписи краски наносятся мягко, размашистыми мазками кисти. Если на фарфоровом предмете нанесена эмаль, то важно определить, в хорошем ли она состоянии, нет ли сколов и следов замены отдельных участков эмали лаком, а также проверить, насколько чисто и ясно выполнен рисунок и чисто ли выполнена работа в целом.

Следует обратить внимание на контуры рисунка, при этом необходимо помнить, что временные контуры могут использоваться на посуде для руководства декораторам, которые впоследствии сгорят при обжиге.

Необходимо иметь в виду, что в Китае некоторые глазури и эмали стали использовать лишь в первой трети XVIII века, например коричнево-шоколадная с люстровым

оттенком. Впоследствии эта эмаль будет обрамлять клейма в изделиях с композициями в гамме «розового семейства». Тогда же распространяются блекловатые эмали редких оттенков: фисташково-зеленые, оливковые, цвета слоновой кости, розоватые. Соответственно, если в росписи присутствуют эмали (белая, розовая, фиолетовая, фиолетово-голубая), а марка указывает на правление династии Мин, то вещь явно подражательная, поскольку такие эмали появляются только на рубеже XVII-XVIII веков.

На рубеже XVII-XVIII веков свободная роспись кобальтом начинает соединяться с монохромными глазурями (технологическое достижение, полученное в результате двойного обжига). При этом глазури цвета «жженого сахара» включаются в декор в виде подчеркивающих форму сосуда поясов (часто встречаются изделия, в которых подобной глазурью выделяются отдельные детали). В европейских странах ее называли по-разному: «батавская коричневая», «капуччино», «сухой лист». Тогда же изделия с такой декорировкой входят в большую моду в Голландии, где их пропагандировал декоратор из Франции Даниэль Моро (1661-1752), поэтому по отношению к такому колориту также применяют термин «стиль Моро».

В период Канси светло-бежевый цвет глазури был наиболее распространенным, в ранний период Цяньлун глазурь имела более темный оттенок шоколада.

В отдельную группу можно выделить изделия Fahua или клуазонне - (фр. cloisonné - разделенный перегородкой, от фр. cloison - перегородка). Этот стиль украшения керамики или фарфора напоминает перегородчатую эмаль на металле, где ободок используется для оконтуривания зон украшения. По рисунку выкладывались глиняные жгутики, а образованные ими углубления заполнялись цветными глазурями - фиолетовой, желтой, синей и бирюзовой. Этот стиль декорирования возник в правление Юнжгена.

При оценке антикварных фарфоровых изделий с золочением оценщикам нужно знать и различать типы золочения.

Самая древняя техника золочения называется «лучшая позолота», «твердое золочение» или «огонь позолота». Золочение выполняется следующим образом: чистое золото смешивают с жидкой ртутью, наносят на изделие и обжигают при температуре около 730 °C. При нагревании ртуть испаряется, а золото остается на поверхности изделия в виде матового слоя покрытия. По выходе из печи позолоченный предмет имеет непривлекательный вид, и для придания изделию блеска и яркости его полируют. Согласно отчетности иезуитского миссионера из города Цзиндэчжэнь, составленной в 1712 и 1722 годах, позолота на китайском фарфоре выполнялась посредством измельчения пластинок золота в порошок и дальнейшего смешивания этого порошка с обычной бесцветной эмалью, поэтому позолота на изделиях, изготовленных до середины XVIII века, не имеет яркого блеска.

Другой способ золочения - «жидкое золото» был введен на Западе в 1850-х годах. При применении этого способа используется порошковое золото в виде жидкой суспензии, которая наносится на предмет. После обжига на изделии образуется блестящая металлическая поверхность, и полировка не требуется. Однако нанесенное на изделие таким способом золото очень легко стирается.

Еще одним диагностическим признаком является наличие характерного кракелюра (от фр. craquelé - потрескавшийся). Кра-кле - это узор тонких трещинок на поверхности. Они могут появиться при остывании после глазурного обжига или муфельного (живописного) обжига через год, а могут проявиться и через 100 лет. Трещины в глазури керамического (фарфорового) изделия возникают вследствие разницы между температурными коэффициентами линейного расширения черепка и покрывающего его глазурного состава. Кракелюр

образуется, когда «рубашка» обожженного глазурного слоя «маловата» для черепка изделия. Специальные глазури-кракле образуются только на поверхности глазурного слоя, не доходя до черепка. Такие глазури покрывают многие монохромные изделия Сунского периода. Эффект повышался за счет втирания в трещины пигментов чайного, красного или черного цвета. Традиционно китайские ценители различали большие, жирные трещины, которые называли «коготь краба» (их заполняли черным пигментом), и гораздо более мелкую сеть трещинок, которая называется «рыбья икра» (на более позднем этапе втирали пигмент красного цвета) (см. [8]).

Большой интерес у коллекционеров вызывает селадон - обозначение специфической группы китайских изделий из огнеупорной фарфоровидной керамической массы, декорированных шпатовыми глазурями, окрашенными оксидом железа в зеленый или серо-зеленый цвет. Такие изделия создавались в мастерских Яочжоу (на севере страны) и Лунцюань южной провинции Чжэцзян в начале Северной династии Сун (960-1127) и до первой половины XVII века. Селадоны имели различные оттенки - от бледно-зеленого до темно-серого. Селадоновые глазури относятся к семейству прозрачных глазурей, часто с выраженными (а иногда специально подчеркнутыми) трещинами. Также керамику селадон называют greenware. Для селадона характерны простота и изящество форм, глазурование «под нефрит», высокая практическая ценность и легко узнаваемый стиль. Celadon глазури могут быть получены в различных цветах, включая белый, серый, синий и желтый. Это зависит от нескольких факторов:

1) толщина наносимого слоя глазури;

2) тип глины, на которую наносится глазурь;

3) точный состав глазури.

В казенных (императорских) селадоно-вых печах создавали изделия «гуань», отличающиеся голубоватым оттенком гла-

зури, поскольку в нее добавляли цинк. Селадоновые изделия цвета морской волны очень высоко ценились при дворе китайского императора на протяжении многих веков, особенно в период династии Юань, до тех пор, пока их не заменили расписанные кобальтом изделия. Селадон продолжали производить, но на более низком уровне. Селадоны, изготовленные в мастерских Лунцюань, были важной составляющей экспортной экономики Китая на протяжении более пятисот лет. Изделия цвета морской воды достигли совершенства в начале периода династии Мин. Они всегда был очень популярными. В период династии Гуансюй (1875-1908) японские дилеры, постоянно дислоцированные в старом Пекине, собирали селадоны Лунцюань для коллекционеров. Надо сказать, что подделки именно селадонов Лунцюань отличаются высоким качеством и имеют большое сходство с подлинными вещами.

Алгоритм оценки и диагностики

антикварного фарфорового изделия

Алгоритм оценки и диагностики антикварного фарфорового изделия следующий:

1) осмотр изделия;

2) определение состава (фарфор, фаянс, каменная масса);

3) диагностика периода изготовления;

4) изучение набора клейм и марок;

5) изучение стилевых признаков;

6) изучение особенностей технологии;

7) расчет базовой стоимости;

8) определение повышающих коэффициентов;

9) оценка износа изделия;

10) изучение рынка;

11)определение рыночной стоимости фарфорового изделия.

После определения базовой стоимости с учетом анализа аналогов рекомендуется использовать повышающие коэффициенты и надбавки к базовой стоимости старинного фарфорового изделия, которые склады-

ваются из следующих показателей:

• наличие набора марок - 15 процентов;

• наличие легенды - 55 процентов;

• наличие документально подтвержденной истории предмета - 110 процентов;

• стилевые признаки - от 10 до 15 процентов;

• наличие особенностей, позволяющих выявить почерк мастера, - 15 процентов;

• оригинальность замысла - 10 процентов;

• уровень исполнения - 25 процентов;

• сложность моделировки - 30 процентов;

• новое в технологии - от 50 до 100 процентов;

• комплектность изделия - 5 процентов;

• типичность (характерная для времени бытования) - 15 процентов;

• редкость (для времени бытования) -20 процентов;

• уникальность - 50 процентов;

• редкость для музейных коллекций -15 процентов;

• повышенный антикварный спрос - от 15 до 100 процентов;

• музейное хранение - от 5 до 10 процентов.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Брэйди Анна, Макгиверн Хана. Китайское искусство Ост-Индской компании. URL: http://www.theartnewspaper.ru/ posts/2941/ (дата обращения: 21 апреля 2016 года).

2. Informing the Eye of the Collector Chinese Ceramics and Works of Art from J. T. Tai & Co.Sotheby's, A.M., March 22, 2011. URL: http://www.thecityreview.com/s11schintai.html

3. Шмотикова Л. А. Опыт изучения декора китайской керамики периода Сунн // Научные сообщения ГМИНВ. М., 1977. Вып. IX.

4. Кузьменко Л. И. Жанр цветы-птицы в росписях китайского фарфора XVIII века // Научные сообщения ГМИНВ. М., 1977. Вып. IX.

5. Кузьменко Л. И. Европейский стиль в искусстве Китая XVIII в. / Материалы XI научной конференции «Общество и государство в Китае». М., 1980. Ч. II. Тезисы и доклады.

6. Богачихин М. М. Керамика Китая. М., 1998.

7. Кузьменко Л. И. (в сооавторстве с В. А. Набатчиковым и Н. В.Сазоновой). Московские коллекционеры произведений искусства Востока. М., 1997.

8. Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа (кон. XIV первая треть XVIII вв.). Каталог. Л., 1977.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА

предлагает квалифицированные услуги по оценке следующих объектов:

• предприятий, бизнеса;

• пакетов акций, облигаций;

• активов предприятий, созданных на основе франчайзинга;

• инвестиционных проектов;

• дебиторской задолженности;

• недвижимого имущества (незавершенных строительных объектов, земельных участков и т.д.);

• машин, оборудования и транспортных средств;

• интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.д.);

• ювелирных изделий и драгоценных камней, антиквариата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Звоните сегодня - (495)331-97-89, 331-99-41 Мы ждем Вас - 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 65 к1, 6 этаж e-mail post@maok.ru наш сайт www.maok.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.