Научная статья на тему 'Механизм развития потребительского спроса в современных условиях хозяйствования'

Механизм развития потребительского спроса в современных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2804
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / ФАКТОРЫ СПРОСА / СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА / «ПРОГРЕССИВНЫЙ» ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / "PROGRESSIVE" CONSUMER DEMAND / CONSUMER DEMAND / DEMAND FACTORS / DEMAND STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Николай Владимирович

В статье поставлена цель – рассмотреть механизм развития потребительского спроса в современных условиях. Исходя из этого, рассмотрены основные методы, применяемые административным аппаратом для стимулирования потребительского спроса; предложена схема разработки комплекса государственных мероприятий по стимулированию потребительского спроса, и разработан механизм формирования и развития «прогрессивного» потребительского спроса. Определено, что создание и внедрение в практику механизма формирования и развития «прогрессивного» потребительского спроса направлено на корректирование экономической политики в сфере регулирования потребительского спроса в соответствии с быстроменяющимися условиями хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF THE CONSUMER DEMAND IN MODERN CONDITIONS OF MANAGING

In article the purpose – to consider the mechanism of development of a consumer demand in modern conditions is set. Proceeding from it, the main methods applied by administrative facilities to stimulation of a consumer demand are considered; the scheme of development of a complex of governmental activities on stimulation of a consumer demand is offered and the mechanism of formation and development of a "progressive" consumer demand is developed. It is defined that creation and introduction in practice of the mechanism of formation and development of a "progressive" consumer demand is directed on a correcting of economic policy in the sphere of regulation of a consumer demand according to fast-changing conditions of managing.

Текст научной работы на тему «Механизм развития потребительского спроса в современных условиях хозяйствования»

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ1

Н. В. ДЕНИСОВ

В статье поставлена цель - рассмотреть механизм развития потребительского спроса в современных условиях. Исходя из этого, рассмотрены основные методы, применяемые административным аппаратом для стимулирования потребительского спроса; предложена схема разработки комплекса государственных мероприятий по стимулированию потребительского спроса, и разработан механизм формирования и развития «прогрессивного» потребительского спроса. Определено, что создание и внедрение в практику механизма формирования и развития «прогрессивного» потребительского спроса направлено на корректирование экономической политики в сфере регулирования потребительского спроса в соответствии с быстроменяющимися условиями хозяйствования.

Ключевые слова: потребительский спрос, факторы спроса, стимулирование спроса, «прогрессивный» потребительский спрос.

Размер потребительского спроса является ключевым фактором экономического роста, восприимчивым к инструментам регулирования экономики, находящимся в руках государства. Расширение и поддержание внутреннего потребительского спроса требует осуществления целенаправленной государственной политики в этой области. Политика должна быть основана на разработке эффективного для российской экономики механизма расширения потребительского спроса.

Остановимся теперь более подробно на конкретных методах, применяемых административным аппаратом для стимулирования потребительского спроса. Как известно, для активации потребительского спроса во многих случаях применяется способ снижения цены на тот или иной товар. В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении

1 Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 6.1376.2011 по теме «Теоретико-методическое развитие политико-хозяйственной концепции «Державность» как основа модернизации России».

цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкуретной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о «разумной» политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на

мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика или предоставляется свобода товарному рынку.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Государство может фиксировать цены. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста: цена предприятия равна фиксированной цене. Государство фиксирует цены следующими способами. Оно может ввести государственные прейскурантные цены. Государственный прейскурант - это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами. Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные и авиатарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен. Если государство устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным последствиям: если цена «свободна», то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту. В данном случае велика вероятность возникновения явных ценовых диспропорций. К этому обычно приводит практика установления ценовых дотаций. Ценовые дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных [4].

Одним из наибоеее эффективных методов стимулирования потребительского спроса является выплата дотаций. Дотация в Большом юридическом словаре под редакцией А. Я. Сухарева понимается следующим образом: «Дотация - денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами» [2]. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело, бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими. Также дотации - государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Таким образом, основные инструменты стимулирования потребительского спроса - это налоги, дотации, детерминация цен, издание различных нормативно-правовых актов, а также государственное инвестирование в определенные отрасли, что порождает увеличение частных инвестиций в смежные отрасли. Например, если региональные власти дотируют сферу строительства, то частный бизнес, скорее всего, будет направлять свои ресурсы в сферы домового сервиса (установка окон, дверей, ре-монтно-отделочные работы, производство мебели и т. д.). Применительно к Тамбовской области, такой метод видится целесообразным в сочетании с материальным стимулированием смежных региональному инвестированию отраслей (снижение налогового бремени, предоставление субсидий, малопроцентного кредита и т. д.).

Дотации являются мощным инструментом стимулирования потребительского спроса. Дотации потребителю снижают в его глазах цену товара, но ценность остается для него той же, то есть действует формализованный механизм снижения цены, но не ценности товара. При этом необходимо учитывать, что дотировать целесообразней не потребителя напрямую, а продавца того или иного товара или услуги, а также определить цель, на которую должна идти дотация, то есть на активацию или деактивацию потребительского спроса. Например, в сфере доступа к Интернет-ресурсам представляется целесообразным поощрять пользователей образовательных порталов, то есть формировать перерасчет стоимости для пользователя потребления именно этой информации. Допустим, что с данного 1Р-адреса более 70 % времени/трафика уделяется образовательным ресурсам, тогда оплата услуг провайдера для него будет снижаться на определенную процентную долю общей стоимости всех услуг провайдера. Дотация в этом случаи выплачивается непосредственно провайдеру.

Также чрезвычайно эффективным и малозатратным способ является такой РЯ-ход как действенность массового сознания. Например, если в маршрутном автобусе в течение всего пути двое молодых людей будут активно восхищаться здоровым образом жизни, и данная процедура будет проходить по многим маршрутам в течении нескольких месяцев, то количество населения, занимающегося спортом, скорее всего, повысится.

Также следует помнить, что потребительский спрос тогда является нормальным и общественно-полезным, когда потребляются качественные товары. Поэтому необходим четкий контроль над качеством предоставляемых товаров и услуг. Также важно заметить, что зачастую продавцы стимулируют потребительский спрос различными маркетинговыми методами, среди которых встречаются и тормозящие экономику в целом. Например, рекламируя сотовый телефон по цене чуть ниже рыночной, они «забывают» предупредить, что данный экземпляр сотового телефона был в употреблении или после ремонта. Поэтому необходимо не только четкий контроль за качеством предоставляемых на территории области услуг и продаваемых товаров, но и проведение комплекса мероприятий по ознакомлению потребителей с маркетинговыми уловками продавцов. При этом следует помнить, что проведение таких мероприятий должно проводиться крайне осторожно, с тем, чтобы потребительский спрос не падал, а переориентировался, иначе возможен спад деловой активности.

Исходя из этого, в рамках государственного стимулирования потребительского спроса необходима четкая экономическая политика по формированию системы средств и методов активации или деактивации потребительского спроса, которая должна включать в себя механизм соотнесения затрат и результатов, а также должна быть необходимая доля инновационной составляющей. То есть комплекс мер по стимулированию потребительского спроса должен быть построен таким образом, чтобы затраты на него были минимальны, а результаты - максимальными.

Анализируя затраты и результаты, также необходимо учитывать и значимость потребительского спроса, которая определяется следующими основными принципами, сформированными А. Ю. Гладковым [3]:

1. Потребительский спрос является ключевым слагаемым макроэкономической системы, оказывающим непосредственное влияние на динамику развития национальной экономики и играющим важную роль в трансформации существующих и развитии новых общественных потребностей, как базового элемента процесса воспроизводства. Развитие сфер экономики, направленных на всестороннее удовлетворение усложняющихся потребностей современного человека, служит укреплению механизма национального хозяйства в целом и формированию конкурентной реакции на глобальные вызовы мировой экономики.

2. Расширение потребительского спроса занимает важное место среди факторов обеспечения сбалансированного экономического роста. Значимое положение потребительского спроса в числе компонентов совокупного спроса, выступающего одной из сторон макроэкономического равновесия, определяет его существенное влияние на долгосрочное улучшение экономической динамики национальной экономики. То есть потребительский спрос выступает основой для повышения уровня благосостояния населения, интенсификации развития сферы производства, освоения новых инновационных технологий, ускоренного развития механизмов рыночной экономики.

3. Качество и устойчивость экономического роста, являющиеся приоритетными целями макроэкономического развития, тесно взаимосвязаны с оптимизацией структуры потребительских расходов, повышением жизненных стандартов и условий восполнения человеческого капитала. Индивидуальный потребительский спрос является исходным элементом расширения потребительского спроса как на уровне государства, так и на уровне корпорации. На современном этапе разви-

тия повышается роль человеческого капитала среди факторов сбалансированного роста экономики, увеличивается его значимость по отношению к традиционным факторам роста (земле, труду, капиталу, предпринимательским способностям). Комплексное воспроизводство человеческого капитала требует повышения качества потребления, прироста в его структуре значимости сферы услуг в части развития образования, здравоохранения и культуры.

4. Потенциал потребительского спроса не используется в современной российской экономике в необходимом объеме, что обусловлено широким кругом ограничительных факторов, таких как высокая дифференциация и поляризация доходов населения, сжатие основных источников потребительского спроса, неблагоприятная демографическая ситуация, низкая конкурентоспособность отечественного производства. Несбалансированность потребительского спроса связана, прежде всего, со слабостью политики перераспределения доходов в пользу групп с высокой склонностью к потреблению, в частности, лиц наемного труда, начальным этапом формирования «среднего класса» как основы развития потребительского рынка, низким уровнем вклада заработной платы в системе источников доходов населения, удовлетворением широкого круга потребностей вне рынка.

5. Влияние на формирование потребительского спроса осуществляется со стороны всех основных субъектов экономической системы: домо-хозяйств, корпоративного сектора, государства. Таким образом, определение природы и форм проявления потребительского спроса осуществляется на всех указанных уровнях экономики, что позволяет учитывать все многообразие взаимодействий, возникающих между основными субъектами воспроизводственного процесса. Важно отметить, что в рамках реализации собственных экономических целей все экономические субъекты, как правило, способствуют расширению потребительского спроса в долгосрочной перспективе, укреплению его роли среди факторов экономического роста.

6. Стимулирование расширения потребительского спроса выступает одной из ключевых целей государства и общества в свете его высокого значения в системе показателей улучшения качества жизни населения. Решение поставленной задачи требует осуществление системы стимулирующих мер как на уровне государственной политики, выражаемой в повышении качества распределения доходов, снижения дифференциации,

развитии внутреннего рынка, повышении конкурентоспособности отечественных предприятий, развитии институтов современной рыночной экономики, так и на уровне корпоративного сектора, реализующего стратегии расширения рынков и интенсификации потребления, внедрения инноваций, применения зарекомендовавших себя технологий маркетинга и менеджмента.

7. Особое значение в формировании механизмов расширения потребительского спроса должно придаваться приоритету развития личности и наиболее полному удовлетворению потребностей индивида в современном обществе. Увеличение потребительского спроса необходимо рассматривать не только как рост материальной обеспеченности базовых субъектов экономики (домохозяйств), но и возрастание возможностей прироста человеческого капитала, повышения качества трудовых ресурсов. Реализация всех указанных стратегий в развитии национальной экономики России позволит добиться сбалансированного экономического роста, основанного на всестороннем развитии национальной промышленности, что сделает возможным ослабление зависимости экономического развития от сырьевых и экспортных факторов.

Исходя из вышеперечисленных принципов актуальности потребительского спроса как экономической категории, можно сделать вывод, что необходимо уделять должное внимание разработке комплекса мер по активации и деактивации потребительского спроса.

Разработка комплекса мер по стимулированию потребительского спроса должно исходить из четкого осмысления всех условий формирования и развития потребительского спроса, а также из анализа существующей рыночной конъюнктуры. Исходя их этого, первым пунктом при разработке системы государственных мероприятий по стимулированию потребительского спроса будет выступать анализ существующего потребительского спроса. В данном контексте необходимо изучить динамику потребительского спроса за последние годы и выявить существующую структуру потребительского спроса на данный момент, при этом особо важным является выбор методов изучения потребительского спроса.

Процесс исследования потребительского спроса состоит из пяти этапов.

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

2. Отбор источников информации.

3. Сбор информации.

4. Анализ собранной информации - извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Исследователи сводят их в таблицы, на основе этих таблиц выводят и рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Затем исследователь обрабатывает полученные данные с помощью современных статистических методик и моделей принятия

решения, применяемых в системе анализа маркетинговой информации [1].

5. Формирование полученных результатов, анализ существующей конъюнктуры спроса на основе полученных данных и выработка комплекса мероприятий по стимулированию потребительского спроса.

В схематическом виде процесс исследования потребительского спроса можно представить на рисунке 1.

Постановка цели

Выявление существующей проблемы

Формулирование цели действия

Определение задач

Отбор источников информации

Выбор методов исследования

Выбор исслед орудий ования

Составление плана выборки

Выбор способов связи с аудиторией

Сбор информации

Анкетирование

Кассирование

Механизация процесса сбора информации

Анализ собранной информации

Обобщение результатов

Систематизация данных

Сведение данных в таблицы

Эксплицирование сформулированных результатов

Выработка комплекса мероприятий по стимулированию потребительского спроса

Анализ существующей рыночной конъюнктуры

Формирование средств и методов стимулирования потребительского спроса

Рис. 1. Схема разработки комплекса государственных мероприятий по стимулированию потребительского спроса

Следует отметить, что в современной российской экономике формируется «прогрессивный» потребительский спрос - это спрос, в структуре которого преобладают инновационные товары и услуги, перманентно обновляемые за счет появления новых решений по удовлетворению прогрессирующих потребностей всех иерархических уровней. Исходя из необходимости активации общественно полезной составляющей потребительского спроса и деактивации общественно вредной, механизм формирования и развития «прогрессивного» потребительского спроса включает соответствующие дифференцированные блоки.

Следует отметить, что осуществление действия данного механизма должно осуществляться постоянно, поэтому в него включен блок перманентного анализа существующего спроса, а также блок адаптации зарубежного опыта. Анализ су-

ществующего спроса включает в себя оценку динамики, объема и структуры потребительского спроса, расчет количественных критериев идентификации «прогрессивного» потребительского спроса и выявление причин недостаточного роста. Выявленные причины должны быть учтены в процессе формирования приоритетных направлений по совершенствованию экономической политики в сфере развития «прогрессивного» потребительского спроса.

Создание и внедрение в практику механизма формирования и развития «прогрессивного» потребительского спроса направлено на корректирование экономической политики в сфере регулирования потребительского спроса в соответствии с быстроменяющимися условиями хозяйствования (рис. 2).

А €ализ существующего спроса:

Анал 1з структуры, объемов динамики, сопоставление колиественными и качественными критериями идентификации, ыявление причин

Анализ зарубежного опыта:

— анализ методов и инструментов регулирования потребительского спроса за рубежом

— отбор методов и инструментов с учетом конъюнктуры детерминирующих спрос условий

— адаптация методов и инструментов стимулирования потребительского спроса

Негативные экстерна-лии экономической

политики:

— значительная дифференциация доходов населения;

— неравномерное развитие регионов;

— высокие цены на базовые товары и услуги;

— несовершенство образовательной системы;

— несовершенство административной системы;

— несовершенство правовой системы;

— неразвитость гражданского общества,

— неразвитость институциональной структуры;

— неразвитость инфраструктуры российской экономики

Рис. 2. Механизм формирования и развития «прогрессивного» потребительского спроса

Литература

1. Антохонова И. В. Потребительский спрос в переходной экономике: методология статистического исследования. Улан-Удэ, 2005.

2. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2004

3. Гладков А. Ю. Потребительский спрос как фактор экономического роста // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 5.

4. Маренков Н. Л. Государственное регулирование экономики и цен // Ценообразование. 2006. № 1.

* * *

THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF THE CONSUMER DEMAND IN MODERN CONDITIONS OF MANAGING

N. V. Denisov

In article the purpose - to consider the mechanism of development of a consumer demand in modern conditions is set. Proceeding from it, the main methods applied by administrative facilities to stimulation of a consumer demand are considered; the scheme of development of a complex of governmental activities on stimulation of a consumer demand is offered and the mechanism of formation and development of a "progressive" consumer demand is developed. It is defined that creation and introduction in practice of the mechanism of formation and development of a "progressive" consumer demand is directed on a correcting of economic policy in the sphere of regulation of a consumer demand according to fast-changing conditions of managing.

Key words: consumer demand, demand factors, demand stimulation, "progressive" consumer demand.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.