Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
УДК 338
Трансформация противоречий между факторами потребительского спроса
в современной экономике
Батайкин П.А
Соискатель кафедры экономической теории
Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева
В статье исследованы особенности формирования потребительско-
го спроса в современной российской экономике, выявлены противоречия между факторами потребительского спроса.
Ключевые слова: спрос, потребительский спрос, ценовой фактор, расход, потребность, цена, институт, демонстративное потребление.
Разработка теоретических положений относительно содержания спроса создает предпосылки для его регулирования, которое направлено на предупреждение поляризации населения по доходам, повышение уровня собираемости налогов, повышение эффективности производства общественных благ, формирование социальных стандартов потребления и определение минимальной потребительской корзины, снижение потребления вредных для здоровья и жизни населения товаров. Эффективность государственного воздействия на потребительское поведение определяется во многом полнотой представлений о содержании ценовых и неценовых факторов, влияющих на индивидуальный спрос. Становление постиндустриального общества, структурное реформирование российской экономики предопределили качественную трансформацию указанных факторов, что нашло отражение в расширении их перечня, в усилении роли формальных и неформальных институтов в процессе их формирования и реализации, в усложнении внутренних взаимосвязей по мере развития потребностей субъектов, в углублении дифференциации потребительских предпочтений. Активизация противоречивых процессов регионализации и глобализации экономического пространства многонационального государства способствует реализации противоположенных тенденций в развитии факторов спроса: с одной стороны, происходит их унификация, обусловленная интенсивным развитием современных информационных и коммуникационных технологий, с другой 12
стороны, сохраняется зависимость потребительских предпочтений от исторических, этноконфессио-нальных, культурных традиций, уровня образования в многополярном мире.
Рост действительного спроса в российской экономике сопровождается увеличением отложенного спроса у отдельных групп потребителей, что обусловлено фактором негативных ожиданий изменения рыночной конъюнктуры и институциональной среды.
Теневые экономические процессы могут способствовать росту национального богатства или к его перераспределению и потреблению, а также росту благосостояния домохозяйств, что позволяет доходы последних относить к числу смешанных, поскольку они имеют признаки дохода от предпринимательской деятельности и дохода наемных работников. Увеличение доли теневых доходов в ВВП РФ значительно снижает оценку емкости потребительского рынка, усложняет прогнозирование потребительского спроса и создает дополнительные препятствия для его трансформации в эффективный спрос под влиянием государственных мер регулирующего воздействия.
В настоящее время в России имеются значительные различия в содержании и структуре расходов у отдельных групп потребителей по функциональному назначению. Потребители с доходом на уровне прожиточного минимума используют последний для собственного воспроизводства. Выполнение иных функций потребительских расходов, среди
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
которых - стимулирование, развитие, регулирование, демонстративное потребление - предполагает наличие дохода среднего и выше среднего. При этом инвестиции в человеческий капитал как функция потребительских расходов выполняется группой потребителей, относящихся к числу высокодоходных. Иными группами общественные блага (услуги образования, здравоохранения) рассматриваются как полностью бесплатные, что может трактоваться как институциональная ловушка, препятствующая реализации развивающей функции доходов домохозяйств.
Поведение потребителей в современной России инициируется в значительной части иррациональными факторами, среди которых значительная доля расходов на спиртосодержащую продукцию, на табачные изделия, товары демонстративного потребления. Особенностями потребительских расходов в современной России выступают: высокая доля импортных товаров в составе потребительской корзины является источником угрозы для экономической безопасности на микро-, мезо- и макроуровнях; незавершенность формирования лояльных групп потребителей вследствие неэффективности институтов брендинга и нерезультативности конфорсмента контрактов в отношении результатов интеллектуальной деятельности, что проявляется в значительном объеме контрафактной продукции. Для потребителей с доходом ниже среднего или средним характерно незначительное количество релевантных альтернатив покупки (объем воображаемого ассортимента), что сужает границы потребительского выбора. Федеративное устройство российского государства, активизация процессов регионализации обусловили существенную дифференциацию структуры потребительских расходов по отдельным регионам, определяемую содержанием формальных (различия в региональном законодательстве) и неформальных (этические, религиозные, культурные, национальные традиции) институтов и др.
Исследование факторов, определяющих потребительский спрос, доказывает наличие ряда противоречий между ними и регулирующими их институтами. Ценовые и неценовые факторы неоклассического характера имеют тенденцию к изменениям в краткосрочном периоде: изменение цены на товары (услуги) в рамках их жизненного цикла; рыночной стратегией, реализованной производителем (поставщиком); изменение вкусов, потребностей; изменения цен взаимозависимых товаров (субститутов и комплементов), а также в их содержании; изменения в объеме и структуре доходов потребителей в результате изменения макроэкономической конъюнктуры, налоговой и кредитной политики государства; изменения в количестве потребителей и в их ожиданиях. В то же время институциональные факторы изменяются в долгосрочном периоде, что
предполагает наличие временного лага между мерами государственного воздействия и полученным результатом. Так, изменения в налоговом или банковском законодательстве приводят к изменениям в потребительском спросе по истечении значительного периода времени, что может стать причиной негативных последствий, если указанные результаты вступят в противоречие с изменившимися к этому времени неоклассическими ценовыми факторами. Отсутствие или недостаточный уровень развития формальных институтов является причиной противоречий между формальными и неформальными институтами. При этом последние заполняют пустоты, возникшие в институциональной среде рынка, что, при отсутствии комплементарности институтов, может стать причиной нововведений (спрос на качественно новые финансовые инструменты со стороны населения в условиях активизации финансовых пирамид в 90-е гг. вызвал необходимость совершенствования законодательной базы фондового рынка), консервации устаревших институтов (устойчивый спрос на товары Гиффена как форма неэффективного сбережения со стороны малоимущих слоев населения) или параллельного существования двух типов институтов (изменение институциональной среды образовательного пространства привел к формированию устойчивого спроса на услуги репетиторов). Под влиянием глобализационных процессов, сетевизации рынка сбыта, широкого распространения IT-технологий в сфере сбыта и др. происходит процесс унификации потребительского спроса. В то же время процессы регионализации единого экономического пространства, сохранение его многополюсности, социальная стратификация российского общества при отсутствии социальных лифтов - все это обусловливает формирование специфических особенностей спроса у отдельных групп потребителей, что находит отражение в различии между потребительскими стратегиями, в демонстративном потреблении как форме выражения принадлежности к определенной социальной группе, сетевым образованиям. При этом помимо обратной зависимости между ценой и количеством спрашиваемой продукции наблюдается обратная зависимость в отношении отдельных видов потребительских товаров - товаров Гиффена, предметов роскоши, сетевых товаров, в отношении которых эффект дохода преобладает над эффектом замещения. Растущая кредиторская задолженность населения - институциональная ловушка, поскольку в долгосрочном периоде при изменении цен на факторы производства потребительский кредит может привести к уменьшению потребительского спроса. При этом основную тяжесть платежей по кредитам несут добросовестные заемщики, что ведет к созданию финансово-кредитной пирамиды. Развитие системы потребительского кредитования ведет
13
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
к тому, что модель жизни в долг входит в систему ценностей российских потребителей; неэффективность институтов потребительского кредитования (отсутствие федерального закона, регламентирующего процедуру банкротства физических лиц и др.) обусловливает оппортунистическое поведение со стороны заемщиков и кредиторов (непрозрачные договоры кредитования и неплатежи по ним), сужение индивидуального потребительского спроса, в том числе и на некредитуемые товары, т.е. перераспределение и сокращение на других видах рынка; высокая доля невозвратности потребительского кредита в долгосрочном периоде может привести к кризисным ситуациям в банковской сфере, диспропорциям на потребительском рынке. В то же время следует признать, что в краткосрочном периоде потребительское кредитование способствует расширению потребительского спроса, адаптации домохозяйств к инфляционным процессам.
Литература:
1. Андреев В. Частные вкладчики доверяют «избранным» // Экономика и жизнь. - 1990. - № 50. - С. 15-16.
2. Андряков А., Гурвич Е., Чернявский А. Согласование макроэкономических прогнозов в методологии Системы национальных счетов // Вопросы экономики. - 2006. - № 8. - С. 65-82.
3. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. - М.: «Прогресс», 1993. - 196 с.
Transformation of Contradictions Between Factors of Consumer Demand in Modern Economy
P. Bataykin
The Kazan State Technical University named after Tupolev
In the clause investigated features of formation consumer demand in modern Russian economy, revealed contradictions between factors of consumer demand.
Key words: demand, consumer demand, price factor, expense, requirement, price, institute, demonstrative consumption.
14