УДК Б1Б-053.2/.5-007
МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ
Е.П. Зубова, М.М. Садыков,
ГАУЗ «Детская городская поликлиника № 9», г. Казань
Зубова Елена Петровна - e-mail: [email protected]
В статье представлены данные об эффективности внедрения технологии комплексной медико-психолого-педагогической коррекции нарушений развития у детей раннего возраста в работу детской поликлиники - системы раннего вмешательства. Наибольшая эффективность наблюдается у детей первого года жизни: по всем линиям динамика в развитии повышается в среднем в 3,7 раза. Определена оптимальная схема медико-психолого-педагогической коррекции задержек развития детей раннего возраста в амбулаторных условиях.
Ключевые слова: коррекция, раннее вмешательство, дети раннего возраста, развитие, детская поликлиника.
The article presents data about the effectiveness of the implementation of the technology of complex medico-psycho-pedagogical correction of development disorders in young children into the work of children's polyclinic - system of early intervention. The biggest effectiveness is observed in children of their first year of life: in all the lines dynamics in development increases in average by 3,7 times. The optimal scheme of medico-psycho-pedagogical correction of developmental delays of young children in outpatient conditions has been determined.
Key words: correction, early intervention, young children, development,
children's outpatient department.
Введение
В последние годы наблюдаются ощутимые изменения в системе здравоохранения, направленные на улучшение материально-технической базы, внедрение высокотехнологичных методов помощи детям, раннюю диагностику многих врожденных и наследственных заболеваний, введение новых стандартов диспансерного наблюдения детей первого года жизни, переход на учет рождений в соответствие с критериями Всемирной организации здравоохранения. С другой стороны, сохраняется большое количество детей, родившихся с поражением центральной нервной системы (ЦНС), генетическими синдромами, врожденными аномалиями и другими состояниями, неблагоприятно влияющими на их психофизическое развитие [1]. У некоторых детей отмечаются проблемы с раннего детства, но это все зачастую списывается на возрастные особенности развития и пропускаются те пограничные состояния, которые могут привести к формированию вторичных нарушений
развития в более позднем возрасте. Поэтому вовремя выявленные нарушения развития и оказанная коррекционная помощь ребёнку в период с рождения до 3 лет позволяют более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичное отклонение.
Следует учитывает еще один момент: у специалистов первичного звена, с их загруженностью и минимальным временем, отведенным на каждого ребенка, при всем желании нет физической возможности для подробной комплексной оценки уровня нервно-психического развития и поведения ребенка [2, 3]. Таким образом, существует потребность в создании системы ранней помощи детям с рождения до 3 лет и их семьям на амбулаторно-поликлиническом уровне.
Цель исследования: обосновать эффективность внедрения технологии комплексной медико-психологопедагогической коррекции нарушений развития у детей раннего возраста в работу детской поликлиники.
Педиатрия
Материалы и методы
В ГАУЗ «Детская городская поликлиника № 9» г. Казани накоплен опыт и отработана методика по комплексной медико-психолого-педагогической диагностике уровня развития детей раннего возраста, коррекционной помощи и сопровождению семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями [4, 5]. Основной инновационный принцип нашей работы заключается в скоординированных действиях междисциплинарной команды специалистов -педиатра, невролога, психолога, дефектолога и инструктора ЛФК, по следующим направлениям:
• выявление детей с отклонениями в развитии или риском возникновения их путём междисциплинарной оценки основных сфер развития ребёнка;
• составление программ индивидуального сопровождения ребёнка и семьи;
• междисциплинарное обслуживание ребёнка и семьи в соответствии с разработанной программой;
• отслеживание эффективности ранней помощи, внесение изменений в разработанную программу;
• консультирование родителей по вопросам индивидуальных особенностей ребёнка и условий его оптимального развития.
На общей схеме организации работы кабинета (рис. 1) видно, что нуждающиеся в раннем вмешательстве разделяются на два потока:
• дети с отставанием в развитии, требующие интенсивного вмешательства - посещают кабинет раннего вмешательства 1-2 раза в неделю;
• дети группы риска задержки в развитии берутся под наблюдение специалистов и посещают кабинет раннего вмешательства 1 раз в месяц.
Первичный приём
Не нуждается в раннем вмешательстве Нуждается в раннем вмешательстве
„
Динамическое наблюдение Интенсивные программы вмешательства (индивидуальные и групповые занятия)
1
Выход из Переход в
программы ДДУ
РИС. 1.
Схема организации работы кабинета раннего вмешательства.
Направлению в кабинет подлежат следующие категории детей с рождения до 3 лет:
• перенесшие отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде (родовую травму, гипоксию и асфиксию при родах, внутриутробные инфекции, судороги, дистресс-синдром);
• имеющие врожденные аномалии нервной системы, органов зрения и слуха, органов дыхания, расщелину губы и неба, врожденные пороки развития и деформации костно-мышечной системы;
• с генетическими нарушениями;
• имеющие высокий биологический риск (глубоко недоношенные дети, дети с малой, менее 1500 г, массой при рождении);
• с выявленными нарушениями в психомоторном развитии;
• подвергшиеся стрессу, насилию.
В ходе исследования использованы следующие методы:
• скрининг детей группы риска путем анкетирования родителей с помощью KID- и RCDI-шкал [6, 7];
• оценка состояния здоровья, физического развития и социальной среды детей по данным историй развития ребенка (учетная форма № 112/у);
• диагностика нервно-психического развития и поведения детей путем наблюдения за ребенком, опроса родителей и оценки по линиям развития.
В деятельности кабинета раннего вмешательства применены следующие формы работы с детьми и их семьями: консультирование, индивидуальные занятия, групповые занятия, командное обсуждение.
Результаты и их обсуждение
Диагностика состояния психофизического развития была проведена 128 детям в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. По возрастным группам пациенты распределились следующим образом: 0-12 месяцев - 85 детей (66,4%), 13-24 месяца - 36 детей (28,1%) и 25-36 месяцев - 7 детей (5,5%). У 54% детей всех возрастных групп выявлены отставания в развитии. При этом, чем старше ребенок, тем у большего количества детей соответствующей возрастной группы выявляются отставания в развитии (рис. 2).
РИС. 2.
Задержка в развитии и отклонение в поведении по возрастным группам (в %).
Анализ данных по линиям развития и поведения показывает, что у детей первого года жизни преобладают нарушения в развитии моторных функций (>90%), речевого развития (90%) и навыков самообслуживания (90%). У детей второго года жизни преобладают задержка в когнитивном развитии (95,7%) и речевое развитие (95,7%). У детей третьего года жизни преобладают задержка в развитии тонкой моторики (100%), в когнитивном развитии (100%), в речевом развитии (100%) и отклонения в поведении (100%). С детьми, у которых были выявлены задержки в развитии, в течение 6 месяцев проводились занятия, включающие в себя: психокоррекционную работу, мануальную терапию с элементами остеопатии, кинези-отерапию, Войта-терапию, а также медикаментозную терапию по назначению. Во время занятий проводилось обучение родителей основам необходимых методов взаимодействия с ребенком для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях.
IVK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Послепроведенного медико-психолого-педагогического комплекса коррекционных мероприятий наблюдается положительная динамика в развитии психомоторных навыков и в поведении во всех возрастных группах. Наибольшая эффективность наблюдается у детей первого года жизни: по всем линиям динамика в развитии повышается в среднем в 3,7 раза (рис. 3).
РИС. 3.
Выявленные задержки по линиям развития (в %)
(до и после коррекции у детей с рождения до 12 мес.).
Педиатрия
У детей старше года динамика в развитии повышается менее значительными темпами, рост составляет в среднем 2,2 раза у детей от 13 до 24 месяцев и 2,6 раза у детей от 25 до 36 месяцев, соответственно (рис. 4, 5).
Заключение
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о высокой эффективности медико-психологопедагогического комплекса коррекционных мероприятий в детской поликлинике - системы раннего вмешательства. Одним из важнейших моментов в развитии системы раннего вмешательства является квалификационная, профессиональная составляющая междисциплинарной команды специалистов. Разнопрофильные специалисты работают одновременно. И очень важно их полное взаимопонимание и в терминологии, и в диагностировании, и в комплексной работе с ребёнком и с родителями. С учётом вышеизложенного крайне значимым представляется продолжение работы по обучению специалистов детских поликлиник специфике работы по раннему вмешательству, так как использование данной технологии в амбулаторных условиях обеспечивает оптимальную медико-психолого-педагогическую коррекцию задержек развития детей, их полноценную социальную адаптацию и интеграцию в общество.
ш
ЛИТЕРАТУРА
1. Фрухт Э.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В. Некоторые особенности развития и поведение детей с перинатальным поражением нервной системы. Российский педиатрический журнал. 2001. № 1. С. 9-12.
2. Зубова Е.П., Садыков М.М. К вопросу о реабилитации пациентов с ограниченными возможностями в детской поликлинике с помощью технологии раннего вмешательства. Городское здравоохранение. 2008. № 5. С. 14-16.
3. Шапиро И.А., Топоровская Е.Л., Антонова Е.Б. и др. Создание службы ранней помощи в муниципальной системе здравоохранения. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. 272 с.
4. Садыков М.М. Оптимизация амбулаторно-поликлинической помощи детям мегаполиса (комплексное клинико-социальное и медикоорганизационное исследование по материалам г. Казани): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Москва, 2008. 46 с.
5. Садыков М.М, Насыбуллина Н.Н., Зубова Е.П. Опыт внедрения раннего вмешательства по сопровождению детей с ограниченными возможностями в деятельность детской поликлиники. Опыт и перспективы развития амбулаторно-поликлинической помощи взрослому и детскому населению: Материалы научно-практической конференции, посвящённой 90-летию поликлиники № 37 и 80-летию детского поликлинического отделения № 12. СПб. 2008. С. 173-175.
6. Чистович И., Рейтер Ж., Шапиро Я. Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы KID. СПб.: СПб Институт раннего вмешательства, 2000. 64 с.
7. Шапиро Я., Чистович И. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. СПб.: СПб Институт раннего вмешательства, 2000. 62 с.
95.7% 35,7%
РИС. 4.
Выявленные задержки по линиям развития (в %) (до и после коррекции у детей от 13 до 24 мес.).
100,0% 100,0% 100,0% 4. > 4 100,0% >
83,3% / 83’К 66,7%
33,3% \ 50,0% \33,3%/ / \/ 33,3% у/ \ 33.3% V 66,7% 33,3%
16,7% 16,7%
/ / j / / / / / / ■' / / X / / / / х / / У fir чР / / f / у -♦-до коррекции -•-после коррекции
РИС. 5.
Выявленные задержки по линиям развития (в %) (до и после коррекции у детей от 25 до 36 мес.).