Научная статья на тему 'Профилактика нарушений психического развития детей на ранних этапах онтогенеза средствами психолого-педагогического воздействия'

Профилактика нарушений психического развития детей на ранних этапах онтогенеза средствами психолого-педагогического воздействия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2042
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИИ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лазуренко С. Б., Черемисина М. А., Стребелева Е. А.

Наша статья посвящена внедрению технологий раннего вмешательства в педиатрическую практику в условиях учреждения здравоохранения. Представлен алгоритм, цели и содержание психолого-педагогической помощи в первые три года жизни ребенка, в зависимости от темпа его психического развития, группы здоровья, возрастного этапа развития. Указываются формы и направления работы дефектолога в многопрофильной команде специалистов учреждения здравоохранения. Психолого-педагогическая помощь реализуется через специальную педагогическую помощь ребенку и повышение родительской компетентности. Подчеркивается важность семьи в создании социальной ситуации развития для реализации потенциала малыша.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лазуренко С. Б., Черемисина М. А., Стребелева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика нарушений психического развития детей на ранних этапах онтогенеза средствами психолого-педагогического воздействия»

Профилактика нарушений психического развития детей на ранних этапах онтогенеза средствами психолого-педагогического воздействия

Лазуренко С.Б. кандидат педагогических наук заведующая лабораторией Специальной психологии и коррекционного обучения, Научный центр здоровья детей

РАМН, Москва, Россия

Черемисина М.А. научный сотрудник лаборатории Специальной психологии и коррекционного обучения, Научный центр здоровья детей

РАМН, Москва, Россия

Стребелева Е.А. доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт коррекционной педагогики РАО,

Москва, Россия

Аннотация: Наша статья посвящена внедрению технологий раннего вмешательства в педиатрическую практику в условиях учреждения здравоохранения. Представлен алгоритм, цели и содержание психолого-педагогической помощи в первые три года жизни ребенка, в зависимости от темпа его психического развития, группы здоровья, возрастного этапа развития. Указываются формы и направления работы дефектолога в многопрофильной команде специалистов учреждения здравоохранения. Психолого-педагогическая помощь реализуется через специальную педагогическую помощь ребенку и повышение родительской компетентности. Подчеркивается важность семьи в создании социальной ситуации развития для реализации потенциала малыша.

Ключевые слова: развитие ребенка, обучение, реабилитация.

В целях обеспечения эффективной и гуманной помощи детям с последствиями перинатальной патологии ЦНС различной этиологии и степени, из которых 74% имеют ограниченные возможности здоровья, а 25 % относятся к категории практически здоровых, а значит, являются «национальным достоянием государства», необходимо создать условия для активного участия семьи в процессе медицинской помощи, лечения и реабилитации маленького пациента. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 366н определены порядок педиатрической и правила первичной медико-санитарной помощи.

Педиатрическая помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Медицинская помощь осуществляется врачами-педиатрами участковыми, врачами по медицинской реабилитации, соответствующим средним медицинским персоналом и иными специалистами немедицинского профиля, образование и специализация которых, позволяет применять немедикаментозные методы реабилитации с целью оказания комплексного лечебного воздействия на организм ребенка. Необходимость применения медикаментозных и немедикаментозных методов в восстановлении детского здоровья, в том числе психолого-педагогических технологий определяется единством биологического и социального в процессе развития детской психики, а значит повышения эффективности лечебного процесса от воздействия на каждую из них одновременно.

В первые месяцы жизни детей происходит интенсивное созревание головного мозга, закладываются основы фундаментальных двигательных, сенсорных и коммуникативных навыков, появляются первые социальные ответы на воздействие окружающей среды - это время является оптимальным для начала осуществления психолого-педагогического воздействия на психологическую сферу ребенка.

Педагогическая поддержка способствует созданию оптимальных условий среды, активному включению родителей в процесс реабилитации, сохранению или восстановлению физического и психического здоровья ребенка. При любых формах организации медицинской помощи психолого-педагогическая поддержка становится одной из ее неотъемлемых составляющих.

Психолого-педагогическая помощь семье и ребенку раннего возраста должна быть доступна гражданам и включена в стандарт оказания медицинской помощи, как в амбулаторных условиях детской районной поликлиники, так и стационарного (круглосуточного или дневного) лечения на втором и третьем этапе реабилитации.

Психолого-педагогические технологии используются на всех этапах медицинской деятельности: диагностическом, профилактическом, просветительском, реабилитационном. При такой организации педиатрического обслуживания детского населения педагог-дефектолог или специальный психолог становится равноправным участником лечебного процесса. В обязанности специалистов психолого-педагогического профиля входит проведение психолого-педагогического обследования детей различных групп здоровья с целью определения темпа их психического развития, выявление детей с особыми образовательными потребностями, создание эффективных условий ухода, воспитания и обучения ребенка в период раннего детства с целью полноценной реализации их психологического потенциала, оптимизации социальной ситуации развития, определение содержания индивидуальной программы обучения и педагогических рекомендаций по реализации образовательного маршрута ребенка.

Целью психолого-педагогической помощи ребенку в процессе восстановления его здоровья является создание благоприятных и оптимальных условий ухода, воспитания и обучения для актуализации потенциальных возможностей его психики и формирования гармоничных психологических взаимоотношений с внешним миром. Условно здоровым детям психолого-педагогическая помощь оказывается для профилактики или предупреждения появления вторичных социальных отклонений в психическом развитии. Эта необходимость возникла в силу того, что периодические отклонения в состоянии здоровья детей с легкими последствиями перинатального поражения ЦНС в виде функциональных отклонений в работе органов и систем детского организма, снижения регуляторной функции нервной системы детей, потребность родителей в повышении собственной педагогической компетентности, наличие вопросов по уходу, воспитанию и обучению детей требовали систематического контроля хода психического развития детей, индивидуального подбора режима и объема сенсорной развивающей нагрузки в период бодрствования ребенка, демонстрации родителям физиологических и психологических потребностей, а также особенностей их малыша, обучение близких педагогическим технологиям развития психологических возможностей с учетом выявленных у ребенка индивидуальных психофизиологических характеристик, состояния здоровья и работы нервной системы.

Коррекционный процесс включает в себя следующие этапы: анализ данных о состоянии здоровья, диагностическое обследование, наблюдение за свободной самостоятельной активностью ребенка и процессом общения взрослого с ним, анкетирование и беседа с родителями, анализ результатов сопоставления клинических и психолого-педагогических сведений о состоянии здоровья и психическом развитии ребенка, социальных условиях жизни семьи для определения варианта формирования детской психики, характера нарушений психического развития и особых образовательных потребностей ребенка, разработку индивидуальной педагогической программы и ее реализацию в форме индивидуальных занятий.

Контроль темп психического развития осуществляется в 1, 3, 6, 12, 24 и 36 месяцев жизни. Такая периодичность контрольных психолого-педагогических осмотров позволяет наблюдать за динамикой психического развития, установить соответствие социальных условий жизни ребенка его индивидуальным психофизическим возможностям и потребностям, эффективность восстановительного лечения и психолого-педагогического воздействия, своевременно вносить изменения в программу обучения.

Психолого-педагогическая помощь представляет собой два взаимосвязанных блока: специальную педагогическую помощь ребенку и повышение родительской компетентности. Специальное обучение детей раннего возраста осуществляется в форме индивидуального коррекционно-педагогического занятия, которое проводится в утреннее время в присутствии и активном участии матери.

В ходе занятий осуществляется практическое обучение матери в вопросах воспитания и обучения малыша, применению полученных знаний в домашних условиях. Наличие психолого-педагогических технологий в процесс лечения создает уникальную возможность для оказания социальной поддержки семье тогда, когда проблема только начала формироваться, предотвратить неблагоприятные, а иногда глубоко патологичные последствия стресса родителей. Психолого-педагогическая поддержка может осуществляться в форме индивидуальной беседы, наглядной демонстрации педагогом специальных методов и приемов развития познавательного потенциала малыша в период его бодрствования, а так же лекций.

В остальное время мать по специально разработанной педагогической программе создает условия закрепления новых достижений малыша в течение дня. В ходе обучающих бесед педагог оказывает психологическую поддержку матери в принятии ребенка на личностном, безоценочном уровне, без конкретных ожиданий и требований, признание его самоценности и уникальности, а также подводит ее к осознанию наличия у него особенностей здоровья и необходимости его восстановления с помощью медикаментозных и немедикаментозных методов, в том числе с помощью специальных педагогических технологий с целью развития его психических возможностей. Комплексная психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет выявить предикторы возможной дисгармонии во внутрисемейных и детско-родительских отношениях, предупредить неблагоприятный вариант развития этих отношений, тем самым оказать гармонизирующее воздействие на социальную ситуацию развития малыша, оптимизировать эмоциональное состояния родителей, а значит, делает их более активными и последовательными в процессе ухода, воспитания и обучения ребенка, сохранения или восстановления его физического и психического здоровья.

Организация, форма, цели и задачи, содержание, периодичность встреч педагога-психолога с семьей и ребенком зависит от возраста и состояния здоровья ребенка, характера, структуры и степени тяжести нарушений в развитии, в том числе анализаторов, темпа формирования новых уровней взаимодействия с окружающими людьми и средой, условий оказания педиатрической помощи.

Психолого-педагогическая помощь новорожденным детям и младенцам первых месяцев жизни осуществляется в любой из трех форм медицинской помощи: втором или этапе выхаживания в виде круглосуточного или дневного пребывания, амбулаторно-

поликлинического наблюдения. В этом возрасте с помощью методов психолого-педагогической диагностики должны быть определены следующие социальные показатели психического развития: темп психического развития и характер психологических взаимоотношений детей с внешним миром, проведена первая приблизительная классификация варианта психического развития, этиология, структура и степень тяжести нарушений в работе органов и систем детского организма. Согласно качеству физиологических непроизвольных ответов организма и центральной нервной системы ребенка на воздействие внешних раздражителей младенцы могут иметь два варианта психического развития: нормальный и отклоняющийся, наличие или отсутствие нарушений в работе анализаторов, что позволяет выявить из общего числа тех, у кого есть особые образовательные потребности и кто нуждается в специальном обучении.

Для каждой категории детей необходимо разработать индивидуальную программу ухода и воспитания, определить оптимальные развивающие условия среды для развития познавательного потенциала, укрепления их здоровья. Особое внимание в этот период уделяется образованию тесной эмоционально-положительной связи младенца с матерью, которая является фактором, влияющим на дальнейшую социализацию ребенка. Причем при создании условий для межличностного взаимодействия матери необходимо учитывать ее собственное эмоциональное состояние, отношение к болезни малыша, так как эти аспекты будут оказывать непосредственное влияние на субъективный опыт ребенка и процесс взаимоотношений в диаде мать-дитя и дитя - социальный мир. Обучение матери уходу и воспитанию грудничка осуществляется в ходе 2-3 индивидуальных занятий, 1-2 лекций и обучающих бесед в период дневного сна ребенка. Такого количества встреч и времени работы с семьей достаточно для знакомства родителей с необходимыми методами и приемами воспитания ребенка грудного возраста в семье, овладения достаточным уровнем педагогических знаний для активизации темпа психического развития малыша в первые месяцы его жизни.

В последующем психолого-педагогическая помощь детям I и II группы здоровья осуществляется в амбулаторно-поликлинических условия для сохранения их здоровья, оптимизации их психологических взаимоотношений с окружающим миром и успешной социальной адаптации в нем. В возрасте 1 года жизни детей по результатам контрольного комплексного медико-психолого-педагогического обследования состояния здоровья и психического развития определяются программа медицинской помощи и педагогический маршрут ребенка. На втором и третьем годах жизни психолого-педагогическая поддержка семьи реализуется как в учреждениях здравоохранения, так и в учреждениях образования.

Комплексный контроль состояния здоровья и психического развития детей и восстановительные мероприятия на протяжении раннего возраста позволят предупредить негативное влияние внешней среды, в том числе педагогических и социальных факторов на организм и психику ребенка и являются способом первичной профилактики отклоняющегося от нормы варианта психического развития.

Психолого-педагогическая помощь детям, которым установлена III, IV и V группы здоровья, выявлен отклоняющийся от нормы вариант психического развития, нарушения в работе органов и систем организма различной этиологии, структуры и степени тяжести для успешного восстановления здоровья и социализации, последовательного овладения ими психологическими достижениями возраста в возможном для каждого темпе достаточно от 100 развивающих занятий и обучающих встреч с семьей до 200 психолого-педагогических консультаций детей с минимальным темпом психического развития с особыми образовательными потребностями. Специальная педагогическая поддержка детей в учреждении здравоохранения являлась одним из методов комплексного восстановительного лечения. Наличие у детей объективных физиологических ограничений, препятствующих их психологическому контакту с внешним миром, а также особенности восприятия, переработки и накопления сенсорной информации определило большое число особых образовательных потребностей и необходимость организации процесса воспитания и

обучения с применением специальных технических средств, методов и дидактического инструментария. Специальные педагогические методы и приемы стимулирующего сенсорного воздействия, активизации познавательной и двигательной активности, нормализации тонуса и фонематического восприятия устанавливались в зависимости от этиологии, структуры и степени тяжести нарушений анализаторов, т.е. от характера первичного нарушения здоровья и педагогической ее классификации. Психолого-педагогическая программа разрабатывалась педагогом-дефектологом, согласовывалась и утверждалась лечащим врачом ребенка и реализовывалась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, которые проводились как в амбулаторно-поликлинических условиях, в домашних условиях, а также в инновационных формах, созданных при учреждениях дошкольного образования. Дифференцированный подход в организации процесса обучения способствовал расширению социальных границ ребенка и семьи, что являлось психологической и педагогической поддержкой матери, помогало ей осознать, принять детские особенности и потребности, поддержать ее настойчивость и усилия в формировании новых уровней психического развития ребенка, определить возможные перспективы жизни ребенка и ближайшие планы родителей, реально воспринимать свое и его будущее.

За первые три года жизни дети III, IV и V группы здоровья с помощью коррекционно-педагогической помощи организованной в индивидуальной и подгрупповой форме и являющейся составной частью восстановительного лечения последовательно овладевали психологическими достижениями возраста, социальными способами коммуникации и взаимодействия в индивидуальном и возможном для них темпе, за счет чего большинство из них могли своевременно начать обучение по существующим образовательным программам, а небольшая часть была подготовлена к кратковременному пребыванию в образовательном учреждении, все они были готовы к взаимодействию со сверстниками, т.е. социализированы.

Таким образом, специальным образом организованная система обучения в стандарте медицинского обслуживания ребенка способствует своевременному предоставлению родителям педагогической информацией по созданию в семье таких условий воспитания и социальной ситуации развития, в которых был бы максимально полно реализован физический, интеллектуальный и эмоциональный потенциалы малыша.

Исходя из выше сказанного, становится очевидным, что педагогический процесс начинает осуществляться в учреждениях здравоохранения в ходе лечения и продолжается в учреждениях образования, например центрах раннего вмешательства. Такой подход обеспечивает преемственность в работе тех ведомств, на которые возложена ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстановительного лечения позволяет своевременно выявить детей с нарушением темпа психического развития, совместно с лечащим врачом наметить необходимые методы и приемы педагогической помощи, разработать комплексную программу реабилитации, оценить эффективность реабилитации с помощью клинических и психолого-педагогических методов, определить дальнейший реабилитационный и педагогический маршрут ребенка. Разработанная НЦЗД РАМН модель комплексной реабилитации позволяет сохранить здоровье детей I и II групп здоровья, а также активизировать темп психического развития III групп здоровья, компенсировать проявления органической патологии ЦНС и уменьшить степень инвалидизации ребенка IV и V групп здоровья, а значит уменьшить будущие затраты на их содержание, лечение и образование.

Считаем, что коррекционно-педагогическая помощь может быть отнесена к методам развития познавательного потенциала ребенка и является средством профилактики социального сиротства, в связи с чем, должна стать неотъемлемой частью системы восстановительного лечения. Коррекционно-педагогические технологии должны использоваться во вновь открывающихся в различных регионах страны перинатальных центрах, городских отделениях восстановительного лечения, психоневрологических стационарах. Это позволит своевременно создать развивающие условия среды для

реализации психического потенциала больного ребенка, повысить качество жизни подрастающего поколения.

Библиография

1. ВыготскийЛ.С. 1983. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М.: Педагогика.

2. Тонкова-Ямпольская Р.В. 1987. Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста // Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В. Дружининой. М.: Медицина. С. 15-35.

3. Фрухт Э.Л. 1989. Контроль за нервно-психическим развитием и поведением детей в Доме ребенка // Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребенка / Сост. Э.Л. Фрухт. М. С. 156-168.

4. Хейссерман Э. 1964. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. М. 1964. 390 с.

5. Щелованов Н.М. 1957. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни // Руководство для врачей яслей и домов ребенка. М. С. 413-414.

6. Эльконин Д.Б. 1995. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. Воронеж. 414 с.

7. Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П. 1988. Влияние микросоциальных условий на отдаленное развитие недоношенных детей // Мат. XII Всесоюзн. съезда дет. врачей. М. С. 145146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.