\ МАСТЕР-КЛАСС \
)
Роман ФИЛЬЦОВ
От поля до прилавка
Продукция Замкнутый круг
агрохолдинга «Эту схему я подсмотрел в 2006 году в Чехии у одного фер-«Русское поле» — мера, — вспоминает председатель совета директоров яйцо и мясо ООО «Управляющая компания «Русское поле» Вячеслав
птицы — всегда Романов. — Чехия тогда только вступила в Евросоюз, в ре-востребована. зультате чего фактически 95% предприятий страны либо разорились, либо перешли под контроль транснациональных корпораций. А этот предприниматель — один из немногих, кто выжил. Когда я поинтересовался у него секретом успеха, он рассказал про свою стратегию — создание структуры, включающей в себя процессы производства продукции и ее реализации через собственную розничную сеть».
Сегодня в состав холдинга «Русское поле» входят 10 предприятий различных направлений деятельности. На одних площадках выращивают зерно, вырабатывают комбикорма, на других — производят белое товарное и инкубационное яйцо. На птицефабриках разводят бройлеров, перерабатывают мясо птицы.
«Меня часто спрашивают, какое предприятие основное в вашем холдинге, — говорит Вячеслав Романов. — А как я могу ответить на этот вопрос? Я сам вырос в большой семье, где у каждого ребенка и взрослого были свои обязанности. Так и у нас в холдинге — все предприятия работают как единый механизм».
Зерновые культуры в агрохолдинге возделывают сразу на нескольких площадках в Нижегородской и Саратовской областях. Их общая площадь — около 10 тыс. га. Например, в «Михеевском» выращивают пшеницу, ячмень и рапс, в Ясенцах — еще и овес, а в «Возрождении-1» — кроме зерновых, растят и подсолнечник. «Что помогло собрать подсолнечник, ячмень, рапс и другие урожайные культуры этого года, так это серьезное обновление машинно-тракторного парка, — говорит директор департамента сельского хозяйства УК «Русское поле» Иван Чернышев. — Правильным оказалось и другое решение управляющей компании — засевать поля холдинга только элитными семенами с добавлением микроэлементов в процессе протравливания. Все это позволяет нашим нижегородским предприятиям растениеводства работать с прибылью».
Специалисты агрофирмы «Павловская» за свою 30-летнюю историю разработали более 40 наименований высококачественных кормов и кормовых добавок для животноводства и птицеводства. С вхождением предприятия в агрохолдинг «Русское поле» здесь проводится модернизация оборудования для повышения качества готовой продукции.
Прибыль в глубокой переработке
В мае 2009 года на заседании Инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области проекту реконструкции и модернизации птицеплемрепродуктора «Ясе-нецкий» и птицефабрики «Павловская» был присвоен статус приоритетного. В ходе реализации инвестпроекта две структуры объединились в одно предприятие (с двумя производственными площадками). Была реконструирована большая часть птичников. Ныне здесь используется как клеточное выращивание бройлеров, так и напольное, бесклеточное содержание птицы.
«Наши планы — в течение пяти лет увеличить объемы производства мяса птицы с 8 до 60 тыс. т (в 2011 году было произведено 40 тыс. т). Для решения этой задачи было принято решение о приобретении птицефабрики «Центральная» во Владимирской области, — говорит Вячеслав Романов. — Однако последние три года цена на мясо птицы практически не меняется. И в 2012-м, думаю, в большую сторону не изменится. Население в целом не так богато. Поэтому покупать часто свинину и говядину, которая сейчас стоит на рынке под 400 руб. за килограмм, многие позволить себе не могут. Курица — самое доступное мясо».
И на продаже мяса птицы «Русское поле» не зарабатывает, уверяет глава агрохолдинга: «Продавать сырье неэффективно во всем мире. Поэтому у нас налажена глубокая переработка. Если при производстве мяса мы имеет нулевую рентабельность, а то и в минус уходим, то при производстве полуфабрикатов в конечную цену мы имеем возможность закладывать добавленную стоимость».
Роль головного переработчика мяса в «Русском поле» выполняет Павловская птицефабрика. Здесь действует
68 прямые инвестиции / № 3 (119) 2012
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
Руководитель
нижегородского агрохолдинга «Русское поле» Вячеслав Романов утверждает, что его компании не страшны ни кризисы, ни ВТО В основу работы предприятия положен принцип «от поля до прилавка».
«В результате присоединения нашей страны к ВТО, думаю, до 30% отечественных птицеводческих предприятий разорится или присоединится к крупным агро-холдингам».
цех переработки, где выпускают свыше 250 наименований продукции из мяса птицы. И это не только тушка и субпродукты, но и разнообразные колбасы, ветчины, копченая продукция, рулеты, пельмени, котлеты и другие деликатесы! Еще один цех по выпуску полуфабрикатов работает в Нижнем Новгороде.
Не складывать все яйца в одну корзину
В агрохолдинге «Русское поле» на практике реализовали золотое правило не складывать все яйца в одну корзину. Помимо мясного направления здесь активно развивают производство товарного яйца. Выпускают его на птицеводческом предприятии «Дивеевское» на юге Нижегородской области. По показателям яйценоскости (333 яйца в год на одну несушку при среднем показателе по области 310 яиц) Дивеевская птицефабрика не раз признавалась профильным нижегородским министерством одной из лучших в регионе.
В 2009-2011 годах на площадке в Дивееве был реализован проект по увеличению производственных мощностей более чем в два раза. Инвестпроект был профинансирован Волго-Вятским банком Сбербанка России, выделившим предприятию кредит в размере 57 млн руб. На птицефабрике реконструировали яйцесклад, закупили и установили новую яйцесортировальную машину, которая не только повысила производительность труда, но и снизила процент боя яйца. Построены новые цеха для содержания кур-несушек, немецкое оборудование позволило разместить в каждом птичнике 86 тыс. птиц. На предприятии освоен выпуск перепелиных яиц под торговой маркой «Дивеевская перепелочка».
«Пять лет назад на птицефабрике выпускали всего 40 млн яиц. В 2011-м было произведено 140 млн. План на 2012 год — 170 млн яиц, — делится планами Вячеслав Романов. — Дивеевская птицефабрика
самая эффективная в нашем агрохолдинге, поскольку при пересчете на единицу продукции товарное яйцо наиболее прибыльное».
Безусловным лидером по товарному яйцу в Нижегородской области является Сеймовская птицефабрика. Представлена продукция и иногородних производителей. «Конкуренция по яйцу достаточно высокая, — признает Вячеслав Романов. — Дивеевское яйцо пользуется популярностью у потребителей: во-первых, яйца белые, содержат максимальное количество микроэлементов и аминокислот, а во-вторых, дивеевская птица вскормлена на экологически чистых кормах собственного производства и чистой родниковой воде».
Палочка-выручалочка
«Магазины — это наша палочка-выручалочка, наша «подушка безопасности». Мы спокойнее смотрим в мир и более уверенно ведем диалог с сетями», — говорит Вячеслав Романов о собственной розничной сети. В Нижегородской, Владимирской и Московской областях сейчас более 120 фирменных магазинов «Русского поля» формата «у дома». В магазинах «Павловская курочка» и «Владимирская курочка» можно приобрести весь ассортимент, который производится предприятиями агрохолдинга. Специальный центр логистики холдинга обеспечивает ежедневные поставки свежей продукции непосредственно до прилавков.
«До 40% продаж нашей продукции идет через собственную торговую сеть. Если раньше в фирменных магазинах мы продавали в сутки по 50-60 т мяса птицы и продуктов переработки, то сейчас — до 100 т. Это не предел, — уверен Вячеслав Романов. — Кроме того, в своих точках продаж мы имеем возможность знакомить покупателей с широким ассортиментом продуктов из мяса птицы, реально востребованного людьми, при этом мы не зависим от мнения сетевого ретейла при формировании ассортимента».
Есть и минусы: магазины формата «у дома» уступают гипермаркетам по ассортименту представленных товаров и удобству обслуживания. Но на селе, где располагается
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
прямые инвестиции / № 3 (119) 2012 69
примерно половина фирменных торговых точек «Русского поля», ги-пермаркетов нет, а позиции супермаркетов не так сильны.
Вместе с тем продукция предприятий «Русского поля» представлена во всех крупных сетях Нижегородской области, а также в несетевом ретейле. «Конечно, сотрудничество с сетями — это путь компромиссов, — признается Вячеслав Романов. — Отказываться от сотрудничества с гипермаркетами и сетями нецелесообразно для производителя, который ставит для себя цель занять существенную долю на рынке. Эти форматы в силу своих особенностей являются привлекательными для значительной части населения. Поэтому нам как производителю важно обеспечить присутствие продукции на всех сбытовых площадках, а потребителям дать возможность выбрать среди различных торговых марок продукции из мяса птицы нашу «Павловскую курочку».
«Государственные деньги на поддержку сельского хозяйства несопоставимы с нуждами аграриев».-
«ВТО — это новый рынок»
— Вячеслав Романович, ваш агрохолдинг развивается очень динамично. Если верить СМИ, в 2008 году товарооборот «Русского поля» составлял 1,8 млрд руб., в 2009-м — уже около 4 млрд, в прошлом году вы преодолели отметку в 6 млрд... Такое возможно в агропромышленном комплексе?
— Действительно, мне многие говорят, что скорость изменений у нас достаточно серьезная. Работать в нашей компании непросто. К сожалению, не все удерживаются в этом стремлении быстро идти вверх. Мы обычно делаем бизнес-план на следующий год в трех вариантах: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Например, при сохранении государственных программ поддержки сельского хозяйства — это если брать «средний» вариант развития событий — мы планируем увеличение производства мяса птицы на 10% в год. Тогда на 15% подрастет производство комбикормов, не меньше чем 20% будет рост по производству инкубационного яйца. Выпуск товарного яйца должен увеличиться не менее чем на 20%. Таким образом, выручку на 2012 год мы закладываем на уровне 8 млрд рублей.
— В чем для вас выражается поддержка государства?
— Для реализации своих инвестиционных проектов мы используем кредиты банков с субсидированием процентной ставки на срок до семи лет из средств федерального и областного бюджетов. Государство возвращает нам потом две трети ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пользуемся дотациями на произведенную продукцию, которые предусмотрены законодательством региона. Но государственные деньги на поддержку сельского хозяйства несопоставимы с нуждами аграриев.
Тех мер поддержки, которые реализуются, недостаточно. Нужно больше внимания уделять экономическим процессам в сельском хозяйстве, регулированию рынка продовольствия. Если государство вновь возьмет на себя расходы по прокладке коммуникаций, газа, воды, дорог, то современных сельскохозяйственных комплексов в области появится гораздо больше. Также необходимо продумать и реализовать механизмы снижения цен на ГСМ, газ, электроэнергию, механизм компенсации капитальных затрат на строительство сельскохозяйственных объектов, закупку скота, зерна и иные меры.
— Вас не пугает вступление России в ВТО?
— В результате присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации, думаю, до 30% отечественных птицеводческих предприятий разорится или присоединится к крупным агрохолдингам. Это, прежде всего, те фабрики, которые не успели обновить оборудование, у которых себестоимость продукции достаточно высока, которые не умеют продавать... Трясти будет всех года два-три. Но с другой стороны, для нас вступление России в ВТО означает расширение рынка сбыта. Уверен, что наше яйцо не хуже европейского, а птица — точно лучше. Пока мы не планируем выходить на зарубежный рынок, но обязательно будем получать европейские сертификаты на всю нашу продукцию.
— Расскажите о сотрудничестве со Сбербанком.
— Волго-Вятский банк Сбербанка России и предприятия группы «Русское поле» сотрудничают более 10 лет. Холдинг давно имеет безукоризненную кредитную историю. Однажды я поздравлял председателя Волго-Вятского банка Ирину Вячеславовну Кудрявцеву с Днем сельского хозяйства, чему она очень удивилась. А чему удивляться? «Мы, — говорю, — заложили в ваш банк фактически все наши предприятия и получили кредиты на развитие. Поэтому наш праздник — это и ваш праздник».
С 2008 года Сбербанком осуществляется финансирование проектов «Русского поля» по реконструкции инфраструктуры и расширению производства. За это время предприятиям группы предоставлено инвестиционных кредитов на сумму 435 млн руб. Работать со Сбербанком тяжело, но выгодно.
70 прямые инвестиции / № 3 (119) 2012 \ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \