УДК 378
О.В. Мицук, соискатель НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА САМОПЕРЕЗЕНТАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проводится анализ понятия «мастер-класс» и его функционального назначения применительно к системе дополнительного профессионального образования; раскрываются особенности рассматриваемого феномена как формы самоперезентации учителя-мастера на высшей стадии профессионализации и как формы «информального образования» при организации повышения квалификации опытных учителей. В заключение на основе анализа факторов, препятствующих достижению учителем технологии и предпринимательства педагогического мастерства, представлены общие положения методологии мастер-класса и некоторые рекомендации по проведению мастер-класса в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное самосовершенствование учителя, педагогическое мастерство, учитель-мастер, мастер-класс, са-мопрезентация.
Современное состояние педагогической практики характеризуется активным развитием образовательных процессов. Сегодня накоплен огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ, учителей-новаторов, учителей-мастеров, который необходимо постоянно обобщать, систематизировать и распространять. В этих условиях изменились требования к деятельности и личности специалиста, в частности к учителю технологии: это должен быть не только мастер - «золотые руки», но и педагог-наставник, умеющий передать свой профессиональный опыт молодым. Одновременно с этим в профессиональном становлении молодых учителей ведущая роль отводится саморазвитию, самообучению, в рамках которых они овладевают не только новыми востребованными знаниями и способами деятельности, но и готовы к принятию инновационного опыта.
По данным исследований ученых С.Г. Вершловского,
Э.Ф. Зеера, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, и др., приобретая профессиональный опыт, специалист становится субъектом собственной деятельности, ставит и реализует цели в практике работы, выходит на уровень обобщения, систематизации и самостоятельного анализа собственной деятельности, проектируя ее в дальнейшем на более высоком уровне, повышая свою компетентность - от квалифицированного специалиста через профессиональное самосовершенствование до профессионального мастерства. Наряду со склонностью к глубокому осознанию своего опыта мастерство учителя проявляется не только во владении нормами профессиональной деятельности, общения, в следовании ориентирам профессиональных ценностей и способности вносить в деятельность уникальное, неповторимое, в умении находить решения в нестандартных ситуациях. К числу ведущих особенностей завершающего этапа профессионализации учителя относится потребность в наставнической деятельности и передаче профессионального опыта. Новаторскую, творческую деятельность, обогащающую профессиональный опыт в целом, необходимо презентовать. Поэтому владение умениями самопрезентации также становится одной из характеристик учителя-мастера.
Одной из популярных форм обобщения и презентации опыта работы учителя является «мастер-класс». В настоящее время мастер-классы активно используются при проведении научно-практических конференций, семинаров, стажерских площадок и других мероприятий, где предполагаются различного рода презентации инновационного опыта. Независимо от места применения такая форма организации профессионального взаимодействия предоставляет педагогам возможности для взаимообмена опытом, мастерством, инновационными идеями, находками и решениями. Основное назначение мастер-класса для учителя - представить аудитории себя, свои идеи, проблемы, способы их решения и творческий продукт. В результате знакомства с опытом работы учителя-мастера аудитория получает представление о нем, о способах и продукте его деятельности, о возможности их использования в собственной практике. В данной связи мастер-класс рассматривается не только как форма презентации педагогического опыта, но и как одна из эффективных форм обучения у учи-
теля-мастера. Как показывает опыт работы, при широком использовании этой формы взаимодействия в образовательной практике учитель-мастер испытывает ряд затруднений при подготовке и проведении данного мероприятия.
Анализ профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в рамках экспериментального исследования в период с 2005 года по настоящее время позволил выявить ряд факторов, препятствующих достижению высокого уровня педагогического мастерства:
• слабое владение умениями самопроблематизации -умение четко сформулировать свои проблемы и потребности в сфере профессиональной деятельности, если они не касаются социальных и материально-технических условий труда - это отмечают 72% учителей, принимавших участие в эксперименте;
• недостаточное владение умениями обобщения и систематизации своего опыта работы, самоанализа, низкий уровень владения методикой самопрезентации - соответственно данную позицию показывают 56%, 73%, 66% учителей;
• сложившиеся в профессиональной среде принципы, нормы, ценностные представления далеко не всегда согласуются с профессиональной позицией учителя - на это указывают 46% опрошенных учителей;
• личный жизненный и профессиональный опыт, составляющий богатство учителя и одновременно перерастающий в профессиональные стереотипы, становится барьером для восприятия новых идей - данная позиция характеризует 48% учителей.
При этом, согласно исследованиям ряда ученых (С.Г. Вершловский, А.Ю. Панасюк и др.), профессиональные стереотипы присущи не только учителям с низким уровнем профессионализма, они свойственны и тем, кто достиг достаточно высокого уровня педагогического мастерства [2; 5].
В решении обозначенных проблем значимую помощь учителю-мастеру оказывает повышение квалификации как одно из звеньев системы непрерывного образования, профессионального становления и развития.
Рассматривая альтернативные направления модернизации современного образования и технологии обучения, «мастер-класс» представляется нам как «форма передачи опыта мастеров педагогического труда, новаторов, ученых небольшому кругу заинтересованных собеседников в непринужденной атмосфере творческой мыследеятельности и переживаний». (Г.К. Селевко). С другой стороны - это «ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментируемого показа приемов работы» [3, с. 71]. Именно эта вторая сторона мастер-класса открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования в качестве формы повышения квалификации опытных учителей непосредственно у мастера.
По мнению ряда исследователей, в том числе группы французских учителей «Французская группа нового воспитания ЖФЭН (ОБЕК)», Г.К.Селевко и др. понятие «мастер-
класс» неразрывно связывается с технологиями мастерских и представляется как разновидность, как одна из форм организации учебного процесса в рамках реализации данных технологий [4, с. 631]. Учитель-мастер в технологии мастерских не учитель, передающий свои знания и умения «незнающему и неумеющему» ученику. Он лишь создает алгоритм действий, инициируя поисковый, творческий характер деятельности обучающихся в его мастерской, выстраивая обучение на основе индукции, самоконструкции, социоконструкции, социализации, коррекции, творческого конструирования знания [4, с. 655]. Участие в этом процессе принимают все, включая самого мастера. Такое взаимодействие в творческом процессе предполагает высокий уровень самомотивации обучающихся, субъектную позицию, подкрепляющуюся наличием деятельностно-ценностного умения учиться, готовностью к освоению новых способов и приемов действий, новаторского опыта, к профессиональному самосовершенствованию, одновременно с этим учитель-мастер совершенствует педагогическое мастерство, навыки самопрезентации.
Организация деятельности участников мастерской в составе малой группы - 7 -15 человек может рассматриваться как основа организации и методики проведения мастер-класса в качестве формы повышения квалификации под руководством опытного учителя. Так, алгоритмы организации деятельности обучающихся, разработанные в технологии мастерских, сегодня находят широкое применение в практике работы образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. Особенно продуктивно использование формы мастер-класса в организации учебного процесса на занятиях, предусматривающих знакомство и изучение передового педагогического опыта, авторских методик, технологий, техник, представляемых автором в рамках профессионального проекта, а также освоение методики презентации опыта работы.
Мастер-класс как форма презентации педагогического опыта с одной стороны и как форма повышения квалификации - с другой, расширяет арсенал «информального образования», решая различные задачи и выполняя различные функции, как-то:
1. популяризаторскую - для популяризации, тиражирования и использования творческих продуктов, проектов, индивидуального педагогического опыта в профессиональной деятельности и повседневной жизни, или в качестве методического фонда по преподаванию учебного предмета;
2. научно-просветительскую или образовательную -для внедрения социо-культурных проектов, дидактических разработок в образовательное пространство. В данном случае целесообразно представление продукта в качестве методических пособий, разработок, учебного или дидактического материала, наработанного в педагогической практике или в опыте одного человека;
3.научно-исследовательскую - информационную - для освещения результатов научно-педагогических исследований, новых фактов и т.п.. Мастер-класс такого характера предназначен для узкого круга специалистов. В этом случае наиболее эффективно использование электронных версий, которые применяются в качестве «носителей», «хранилищ» информации и могут быть полезны при проведении дальнейших исследований в практике работы другими учителями для:
- документирования коллекций, источников, экспонатов;
- систематизации исследований, новых фактов и т.п.;
- каталогизации;
- обеспечения доступа к вне библиотечным базам данных;
- организации работы не с самими документами, а с их электронными копиями.
4. коммуникативную с целью поиска единомышленников, выхода на сотрудничество.
Отметим, что популяризаторская цель зачастую совпадает с научно-просветительской и, в последнее время, до-
вольно часто рассматривается как рекламная. Учитель, посещающий мастер-класс, как правило, настроен на то, чтобы увидеть «что-то новенькое, интересное, полезное», что можно использовать в его собственной педагогической практике. Поэтому важно, чтобы проект, предлагаемый для представления в рамках мастер-класса или результаты его реализации, отвечали, по крайней мере, трем требованиям: практико-ори-ентированная направленность, творческий характер и новизна.
Например, практико-ориентированный проект должен быть нацелен на решение образовательных задач, отражающих интересы его участников или его внешних потребителей. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.д., а также в профессиональной деятельности учителя. Форма конечного продукта может быть достаточно разнообразной - от учебного пособия для кабинета искусства или мастерской до пакета рекомендаций по модернизации образовательной системы в целом. Ценность такого проекта заключается в реальности его использования на практике, в способности решить конкретную проблему.
Проект может иметь творческое направление, где учитель-мастер представляет свой опыт в овладении тем или иным мастерством (ремеслом). Это предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и демонстрации его результатов. Так могут быть представлены произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, технического творчества, музыкальные произведения, альманахи, театрализации, видеофильмы и т. п., и связанные с ними новые технологии, нетрадиционные техники исполнения или обработки различных материалов и т.д., где учитель-мастер раскрывает секреты своего мастерства.
С целью повышения эффективности работы с учителями при проведении курсовой подготовки и различного рода мероприятий сотрудниками кафедры ОО «Искусство» и «Технология» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования разработаны краткие методические рекомендации по технологии мастер-класса, а также рекомендации для представления результатов работы в форме письменной теоретико-методической разработки. Повысить эффективность работы учителя, обучающегося у мастера, помогают рекомендации по анализу учебного мероприятия [5].
В рамках данной статьи мы не преследовали цель знакомить читателя с разработками в полном объеме, поэтому ограничимся лишь общими положениями методологии мастер-класса и рекомендациями. Некоторые из них:
Цель мастер-класса формулируется в зависимости от того, что будет представлять учитель (презентация образовательной программы, методики, отдельных инновационных методов работы и т.д.).
Тема отражает главную решаемую проблему, принципиальную идею, суть предъявляемой системы работы, основные направления и характерные особенности деятельности.
Профессиональное взаимодействие участников мастер-класса выстраиваются на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает организацию условий, инициирующих действие обучающегося, а также реализацию принципов субъектной активности и авторской позиции обучающихся; диалогичного, рефлексивного взаимодействия; творческой образовательной среды [1].
Особенности деятельности учителя-мастера и обучающихся обуславливают принципы отбора содержания образования: целостности и системности, ценностной ориентированности, информативности, интегративности, практической направленности и действенности. Соответственно, содержание мастер-класса отражает следующие аспекты:
• ценностный аспект - этический, эстетический, культурологический и т.п.;
• научно-познавательный аспект - информационность, мышление, познавательный интерес;
• деятельно-творческий аспект - проективность, оригинальность, результативность, социализация.
Специфика содержания образования определяет выбор методов работы в рамках мастер-класса, среди которых наряду с традиционными, широко используются активные и интерактивные методы: программированный, проблемный, модельный, метод проектов, анализ конкретных ситуаций, тренинги и др.
Формы проведения мастер-класса могут быть различными - мини-лекция; доклад; выступление-презентация; практикум; интегрированное, комбинированное (лекционно-практическое) занятие.
Возможные формы представления результатов работы:
• письменные теоретико-методические разработки;
• методические иллюстрации в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей;
• эскизные видеозарисовки фрагментов уроков, факультативов, бесед и др.
Методика проведения мастер-класса, как правило, включает три этапа:
1 этап - теоретический: общее представление.
2 этап - практический: демонстрация приемов работы при активном включении обучающихся в процесс, главное на данном этапе - показать работу, сам процесс, а не результат работы.
3 этап - рефлексивный: обобщение и систематизация знаний, умений, активность аудитории в процессе обсуждения на данном этапе рассматривается как показатель результативности мастер-класса.
Примерное распределение времени по этапам предлагается следующее:
1 этап - 20 мин.; 2 этап - 50 мин.; 3 этап - 20 мин.
Библиографический список
Учителю-мастеру необходимо учитывать основные требования к выступлению перед аудиторией:
- уметь преподносить небольшим группам людей идеи и новые факты в привлекательной, интересной и убедительной форме;
- иметь четкое представление о методике подготовки выступления;
- опираться на жесткий алгоритм подготовки и проведения мастер-класса;
- иметь навыки работы с аудиторией.
В заключение отметим, что устранение причин, препятствующих достижению учителем высокого уровня педагогического мастерства, связано с целым комплексом мероприятий по усовершенствованию форм организации учебного процесса и деятельности преподавателей системы повышения квалификации. Среди них наряду с расширением функций самообразования, выбором содержания и планирования учителем своих знаний, значимая роль отводится использованию опыта педагогической работы учителей-мастеров.
Введение мастер-класса в образовательный процесс учреждений дополнительного профессионального образования как формы повышения квалификации позволяет расширить рамки «информального образования», которое учитель «выстраивает» в соответствии со своими потребностями. Посещение мастерской учителя-мастера становится продуктивной формой самообразования учителя, основанной на самопро-блематизации и самостоятельном целеполагании. Критическое осмысление инновационного опыта, основанное на потребности в самообразовании, приводит к рефлексивному анализу собственной деятельности, «преобразованию» интуитивно верно найденных решений в сознательную профессиональную деятельность учителя как мастера.
1. Вершловский, С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2003. - № 8.
2. Вершловский, С.Г. Профессионализм и мастерство. - Санкт-Петербург: Информационное агентство «ПРоАтом» [Э/р]: E-mail: [email protected], [email protected].
3. Селевко, Г.К. Альтернативыные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - Серия «Энциклопедия образовательных технологий».
4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 тт. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - Серия «Энциклопедия
образовательных технологий».
5. Панасюк, А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991.
6. «Педагогическое эхо» 2003. - спец. выпуск - сентябрь. - прилож. к ж-лу «Сибирский учитель».
Статья поступила в редакцию 29.03.10
УДК 378+152.32
А.Ф. Сиволапов, доц.; В.А Порфирьев, соискатель; А.А. Тюрин, соискатель НВВКУ(ВИ), г. Новосибирск,
Е-mail: тчки@ academ/org
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В статье рассматриваются личностные и профессиональные качества, необходимые преподавателю военного ВУЗа, и предлагается модель системы подготовки военных курсантов, которая включает в себя четыре основных компонента: информационный, самоактуализационный, практический, аналитико-исследовательский.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, военный ВУЗ, профессиональная направленность.
Реформирование российского образования вышло на новый виток переустройств в его структуре, содержании, критериях результативности [1]. В русле идеи модернизации приоритетными на сегодняшний день выступают принципы инновационного развития и задачи повышения качества образования, ориентация на компетентностный подход. Эти вопросы касаются и преподавателей высшей военной школы, которая имеет свою специфику. Как показывает практика, инновации в военном образовании в большинстве случаев свелись к внедрению в образовательный процесс новых информационных и телекоммуникационных технологий, в то время как определение ключевых компетентностей и критериев качества образования до сегодняшнего дня остается самым дискуссионным
вопросом. При этом первостепенное место в военном образовательном процессе остается за преподавателем, от мастерства которого зависит, в какой мере будущие офицеры смогут соединить свою профессиональную компетентность с высокой нравственностью и социальной активностью.
Восточный философ Конфуций подчеркивал, что преподавание обнажает слабости и недостатки учителя и побуждает его учиться самому, и считал, что учить и учиться - это неразрывно связанные понятия. Если учеба требует восприимчивости, то учительство - активности. Учителя должны вести и мягко поощрять своих учеников, не пытаясь заставлять их учиться; иначе ученики теряют интерес и перестают любить науку. В современных сложных и противоречивых социально-