Большакова С. В. Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14559. -0,37 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14559.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14559 УДК 372.8
Большакова Светлана Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны [email protected]
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО
Аннотация. В статье рассматривается обучающий потенциал мастер-класса с нескольких позиций: сущность технологии и особенность проведения мастеркласса, его дидактическая система и эффективность использования этой формы в вузе в общей системе переподготовки учителя ИЗО.
Ключевые слова: структура мастер-класса, дидактическая система переподготовки учителя, интегрированное образовательное пространство мастер-класса. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В сфере отечественного педагогического образования пересматриваются пути развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей в связи с введением новых ФГОС и ФГТ. На факультетах переподготовки создаются новые программы, направленные на качественное обновление профессиональной компетентности педагогов школ и дополнительного образования. Направления профессионального совершенствования учителей ИЗО связаны с изменениями практики школ в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, а также с необходимостью постоянного дополнения знаний, корректировки методик и подходов к обучению учащихся, соответствующих уровню научных изысканий и возрастающим запросам современного общества.
Опыт проведения занятий для учителей ИЗО на факультете повышения квалификации НИСПТР показал, что в программе курсов в качестве особо продуктивных и активизирующих творческий потенциал слушателей зарекомендовали себя занятия в форме мастер-класса. Данная технология широко используется в различных образовательных учреждениях, но анализу ее методико-педагогической, личностно-развивающей и организационно-содержательной сторон не уделено достаточного внимания.
Само понятие «мастер» всегда соотносилось с человеком, владеющим секретами ремесла. Оно применяется к умельцу в какой-либо сфере, обладателю технического совершенства или автору оригинального и эффективного способа действий в профессии. В искусстве и художественной педагогике смысловое содержание термина «мастер» (применительно к учителю) имеет выраженный технический аспект, понимаемый как виртуозность (маэстро), связанная со смысловым наполнением деятельности. Понятие «мастер» имеет и педагогический смысл, а именно мастер в обучении, учитель-практик высокого уровня [1].
Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области + class - занятие, урок) - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения их кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
В отличие от традиционных мастер-классов, повышающих общую эрудицию слушателей или скрашивающих досуг участников, мастер-класс, организуемый в вузе для
IV 'I rw
Большакова С. В. Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14559. -0,37 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14559.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
учителей, должен обладать характеристиками педагогической технологии, а именно являться «упорядоченной совокупностью действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» (В. А. Сластенин) [2].
Обучающий потенциал мастер-класса нами рассматривается с нескольких позиций: сущность технологии и особенность проведения мастер-класса, его дидактическая система и эффективность использования в вузе в общей системе переподготовки. А. В. Машуков дает ряд определений мастер-класса как педагогического явления:
- открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;
- особый жанр обобщения и распространения опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику;
- средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) системы профессиональной деятельности;
- особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной или проблемной задачи в реальных условиях работы с различными категориями учащихся [3].
Поэтому при подготовке и проведении мастер-класса обычно делается упор на алгоритм, технологичность в передаче способов деятельности, раскрывается методика или совокупность приемов. Передать суть продуктивных методов работы - одна из важнейших задач для разработчика мастер-класса. В вузе требования к содержанию мастер-класса должны быть выше, так как развитие технологической и методической оснащенности современного учителя должно быть связано с глубоким, сущностным пониманием ценности получаемой информации, вариативности ее применения в дальнейшем.
Цель проведения мастер-класса должна быть связана как с совершенствованием структуры и повышением эффективности учебного процесса на занятиях, так и с повышением личностной и профессиональной активности слушателя. Для этого в ходе мастер-класса необходимо решать комплекс взаимосвязанных дидактических задач:
- образовательных (получение новых знаний, расширение профессионального кругозора);
- инновационных (исследование, апробация нового опыта);
- поисково-творческих (индивидуальный, авторский подход к освоению нового материала);
- коммуникативных (развитие навыков профессионального общения, состязательности);
- презентативных (представление авторского продукта);
- методических (овладение методикой и алгоритмом действий, возможность их адаптации к условиям школы);
- рефлексивных (осмысление своей деятельности, самоанализ и самооценка).
Исследователи полагают, что применение формы мастер-класса в учебном процессе как самостоятельной обучающей технологии соответствует положениям концепции личностно-ориентированного образования (В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская), в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения, позволяющая реализовывать индивидуальные стратегии развития в сво-
конт тнпт
научно-методический электронный журнал
ART 14559 УДК 372.8
IV О rw
Большакова С. В. Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14559. -0,37 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14559.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
бодном выборе содержания и путей образования. Условия обучения в концепции личностно-ориентированного образования рассматриваются как совокупность целенаправленных действий в учебном процессе, способствующих достижению более высоких результатов в реализации личностью своих профессиональных и культурных запросов.
Понятие «педагогическая технология» исследователи рассматривают и как педагогический процесс, разложенный на этапы, неизбежно ведущий к запланированному результату; и как алгоритмизированную деятельность преподавателя и обучающихся; и как комплексный процесс по освоению новых видов деятельности, формирующих личность. Последнее толкование нам представляется наиболее перспективным в рассмотрении модели мастер-класса с позиции интегрированного подхода.
Мастер-класс представляет собой единый комплекс целей и содержания, средств и предполагаемых результатов, повышающих уровень мастерства и компетентность участников. По форме мастер-класс - педагогическое сотрудничество, представляющее единство интересов мастера и слушателей в процессе овладения новой практико-ориентированной информацией, поэтому образовательное пространство мастер-класса можно назвать интегрированным, представляющим «целостную многокомпонентную систему» [4].
Понятие «интеграция» (от лат. Integer - целый) - это достижение в какой-либо системе целостности и единства (при определенных условиях) на основе комбинации ее частей и элементов. В педагогической теории и практике исследуется и общеметодологическое понимание интеграции в образовании - интегрированное обучение, которое связано с целостным восприятием мира. Интегрированный подход в области искусства позволяет включать в учебную деятельность совместное творчество преподавателя и учащихся и предполагает на уроке взаимодействие культур, искусств, разных видов художественно-образного мышления (Л. Г. Савенкова). Интегрированные технологии в художественной педагогике представлены довольно разнообразно, их основу составляют: педагогическая гибкость (игровые, импровизационные приемы), тематическое единство в изучении различных сторон действительности и культуры, опора на активное, творческое усвоение информации обучающимися, сотрудничество участников учебного процесса, сочетание коллективных и индивидуальных методов обучения [5].
По нашему наблюдению, в методике проведения педагогического мастер-класса присутствуют признаки интегрированной технологии, если ей присущи следующие компоненты:
1) актуальность заявленной темы для слушателей будет высокой, если содержание мастер-класса основывается на комплексной подаче материала (обнаруживается связь с творческим и педагогическим опытом учителя, с содержанием учебного планирования уроков, с возможностью применения полученных знаний и умений в различных учебных коллективах, образовательных учреждениях и с иными условиями практической работы педагога);
2) учебная тема, учебно-творческая задача, художественная или авторская техника, как правило, состоит из цикла занятий, но по условиям мастер-класса их изучение «сжато» временными рамками;
3) учитывается различный уровень подготовки учителей, избирательность их творческих интересов, различие дидактических систем в их профессиональной деятельности, что требует высокой культуры и универсальности в подходах к проведению мастер-класса, наличия технической обеспеченности слушателей и привлечения средств наглядности;
конт тнпт
научно-методический электронный журнал ART 14559 УДК 372.8
IV 3 ^
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14559 УДК 372.8
Большакова С. В. Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14559. -0,37 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14559.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
4) постоянная нацеленность всех этапов мастер-класса не только на репродуктивное изучение слушателями нового содержания курса, но и на проявление их личностного, творческого отношения к материалу, побуждение его авторского преобразования;
5) доступность и самодостаточность в процессе практического освоения слушателями каждого обучающего этапа мастер-класса.
В результате опросов слушателей курсов ФПК, анализа их работ в ходе занятий нами обнаружено, что в процессе проведения мастер-класса с опорой на интегрированный подход повышается мотивация слушателей к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию, возрастает их креативность, возникает нацеленность на самоанализ своих достижений и недостатков, проведение педагогических исследований.
В проведении мастер-класса выделяют следующие этапы:
1. Предварительный:
- выделение проблемы, которую позволяет решить материал мастер-класса. Дается обоснование актуальности материала мастер-класса, выявление его эксклюзивности и прогрессивности для системы школы;
- знакомство с коллективом слушателей, формирование рабочих групп (при необходимости). Коллективные формы работы в ходе мастер-класса позволяют участникам организовываться в микрогруппы, распределять обязанности, эффективнее использовать деловое общение, проявлять самостоятельность;
- определение плана работы участников мастер-класса, общей цели занятия и индивидуальных задач участников. План мастер-класса состоит из заданий, которые направляют деятельность слушателей на самостоятельное решение поставленной проблемы. Внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор средств для достижения цели, выбор темпа и приемов работы, соответствующих своему уровню результативности.
2. Содержательный:
- знакомство с системой занятий в режиме презентуемой технологии. Определение оптимальности и достаточности используемых на занятии средств, их сочетание, связь с целью занятия и результатом;
- демонстрация мастером технологии выполнения работ, заданий, построения уроков, которые необходимо усвоить слушателям.
3. Коммуникативно-практический:
- взаимодействие в процессе практической части мастер-класса. Выстраивается учебно-творческое общение в проекте между руководителем проекта и слушателями, а также слушателями между собой. Мастер инициирует поисковый, творческий, самостоятельный характер взаимодействия участников. Он является и консультантом, и активным участником обучающего процесса;
- выполнение пробных вариантов заданий, сравнение их с эталонными образцами. Происходит выделение общих и индивидуальных подходов к выполнению заданий.
4. Аналитический:
- фиксация полученных способов действий, их обобщение (фото, схема, конспектирование);
- изучение особенностей методики изложения нового материала;
- фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного задания.
5. Результативный: подведение итогов (промежуточных и конечных) мастеркласса. Эффективность мастер-класса следует оценивать по количественной и качественной результативности.
IV ^ rw
Большакова С. В. Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14559. -0,37 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14559.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
6. Рефлексивный:
- анализ руководителем процесса выполнения заданий и итогов мастер-класса;
- самоанализ работ самими участниками, степень их профессионализма в овладении новым материалом. В анализе работ соотносятся цель и полученные результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности;
- выявление вариативного потенциала мастер-класса с профессиональной и методической сторон.
7. Прогностический (отсроченный):
- использование материала мастер-класса в последующей профессиональной деятельности, а практических работ - в качестве пособий для уроков;
- организация экспозиции работ слушателей по итогам мастер-класса (по желанию).
В результате анализа структуры проведения различных мастер-классов следует отметить, что ключевым методом мастер-класса является метод погружения в изучаемую проблему, технологию или методику. Это достигается при условии наличия высокой мотивации со стороны слушателей, а также опыта преподавателя, ведущего мастер-класс. В процессе проведения мастер-класса применяются и такие методы обучения:
- деятельностный (получение знаний в процессе собственной учебно-познавательной деятельности);
- активный (интенсификация интеллектуальных и творческих ресурсов обучаемых);
- наглядный (демонстрация приемов и технологий);
- интенсивный (ускоренное освоение большого и нового объема материала в ограниченный промежуток времени);
- интегральный (комбинированные приемы обучения, включающие разные способы познания и учебной деятельности, тесное объединение теории и практики в обучении).
В качестве вывода следует заключить, что мастер-класс - дидактически целостная, психологически комфортная и технологичная форма проведения учебных занятий с учителями ИЗО в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Интенсивность усваивания нового материала делает эту форму работы востребованной и эффективной, отвечающей индивидуальным запросам каждого слушателя.
Успешность мастер-класса, его высокая результативность обеспечивается сотрудничеством с мастером в процессе обучения и интеграцией новой информации с педагогическим и творческим опытом слушателей. Интеграция как общий механизм выстраивания системы обучающих мероприятий на факультете повышения квалификации нами рассматривается как принципиальная основа для проявления современным учителем педагогического творчества в образовательном пространстве урока.
Ссылки на источники
1. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. V. Л-М. -СПб.: Азбука-классика, 2006. - С. 564.
2. Сластенин В. А. Доминанта деятельности // Народное образование. - 1997. - № 9. - С. 6.
3. Организация и проведение мастер-классов: метод. рек. / сост. А. В. Машуков (2004); под ред. А. Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007. - 13 с.
4. Краткий словарь терминов, определений, используемых в современной педагогике искусства. -М.: ИХО РАО, 2008 - С. 18.
5. Там же.
КОНТ ТНПТ
научно-методический электронный журнал ART 14559 УДК 372.8
(V С rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14559 УДК 372.8
Большакова С. В. Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14559. -0,37 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14559.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Svetlana Bolshakova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of fine arts,
Naberezhnye Chelny Institute of Social and educational technologies and resources, Naberezhnye Chelny [email protected]
Master class as an integrated pedagogic technology in the advanced professional training system and retraining program for fine arts teachers Abstract. The author considers the master class learning potential from the several viewpoints: the essence of technology and the feature of master class carrying out, learning system and an efficiency of this method in general system of retraining program for fine arts teachers at university.
Key words: master class structure, learning system of retraining program for teacher, integrated educational environment of master class.
References
1. Vlasov, V.G. (2006) Novyjjenciklopedicheskij slovar'izobrazitel'nogo iskusstva: V10 t., t. V. L-M, Azbuka-klassika, St. Petersburg, p. 564 (in Russian).
2. Slastenin, V.A. (1997) “Dominanta dejatel'nosti”, Narodnoe obrazovanie, № 9, p. 6 (in Russian).
3. Mashukov, A.V., Oboskalov, A.G. (eds.) (2007) Organizacija iprovedenie master-klassov. Metodicheskie rekomendacii, Cheljabinsk, 13 p. (in Russian).
4. (2008) Kratkijslovar'terminov, opredelenij, ispol'zuemyh vsovremennojpedagogike iskusstva, IHO RAO, Moscow, p. 18 (in Russian).
5. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»
r>J
6 ~