С. И. Константинова,
учитель английского языка гимназии № 11 Санкт-Петербурга
МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ
Наша гимназия дважды была победителем приоритетного национального проекта «Образование» и выиграла 2 миллиона рублей. В основном эти деньги были потрачены на повышение квалификации учителей. В частности, сегодня я хотела бы обратить внимание на мастер-классы как форму повышения квалификации учителей, проводимые средствами видеоконференцсвязи. Как раз на выигранные средства мы смогли приобрести оборудование и установить в школе видеоконференцсвязь, посредством которой наши учителя имеют возможность повышать свою квалификацию.
Вначале хотелось бы осветить вопрос: что такое мастер-класс? Об этом много говорится в последние годы, и если учителя участвуют в различных конкурсах, в различных проектах, то в основном их просят провести не открытый урок, а мастер-класс. К сожалению, мастер-класс зачастую трактуется как открытый урок. Иногда такое противоречивое понятие, как мастер-класс, рассматривается как презентация достижений педагога или средство передачи авторской системы, обмен опытом обучения и воспитания или демонстрация оригинальных методов. На самом деле мастер-класс — это очень широкое понятие, и сюда мы должны вкладывать не только презентацию своих достижений, не
ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
только передачу авторской педагогической системы, а рассматривать мастер-класс, как некое интерактивное действо, когда учитель презентует свою точку зрения, презентует свою авторскую методику, включая участников мастер-класса в процесс, передавая им не только информацию, которую он имеет, передавая не только свои знания, но и способы действия и умения, которые помогли бы участникам, в данном случае педагогам, в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Видеоконференцсвязь — это одно из инновационных средств, которое может помочь провести мастер-класс на более высоком уровне. Что же это такое? Видеоконференцсвязь в первую очередь дает возможность визуального интерактивного общения, когда активная студия — одна из школ какого-либо города — заявляет конкретную тему и имеет возможность обсуждать педагогические проблемы с различными регионами. Это повышает мобильность коммуникаций с коллегами в других городах. В процессе видеоконференц-связи можно обсуждать различные проблемы, слышать различные точки зрения коллег из других регионов, которые зачастую отличаются от наших суждений, привносят что-то новое. Соответственно, мы можем говорить об увеличении эффективности работы школ и — как результат — о развитии профессиональной компетентности учителей.
Мастер-класс, проводимый средствами видеоконференцсвязи, предоставляет различные возможности. Первое — это, конечно, возможность принимать совместные решения в режиме on-line. При этом каждый участник видеоконференцсвязи может включаться в активную беседу. Мы имеем возможность обсудить различные стороны проблемы, выслушать различные точки зрения на одну и ту же педагогическую проблему педагогических коллективов разных школ города, регионов России и прийти к согласованному решению. Безусловным плюсом использования видеоконференцсвязи в процессе проведения мастер-классов является динамичность: быстрое реагирование на ход дискуссий, возможность в режиме on-line задавать вопросы и получать ответы, что обеспечивает продуктивность диалога.
Мы работаем по этой системе уже несколько лет и выработали определенный алгоритм проведения мастер-классов. Сначала мы выделяем проблему, сообщаем о теме, посредством видеоконференцсвязи рассылаем приглашения в регионы. Образовательные учреждения, которые хотят с нами сотрудничать, работают с этим материалом и готовятся к выступлениям; затем в режиме видеоконференцсвязи on-line представляют свои результаты работы, и мы корректируем результаты нашей работы.
Не только мастер-классы мы используем как вид работы в режиме on-line, но и такие формы, как рабочее совещание, педсовет, лекции, конференции, семинар-презентации.