ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
WWW.APRIORI-JOURNAL.RU
№ 3 2015
УДК 378
МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гордилова Ольга Александровна
канд. социол. наук Ульянцева Валентина Васильевна
преподаватель Майская гимназия, Белгород
аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги
Аннотация. Раскрываются особенности мастер-класса как формы повышения квалификации, рассмотрена структура и алгоритм проведения педагогического мастер-класса. Авторы проанализировали состояние организации мастер-класса в общеобразовательном учреждении и учреждении высшего профессионального образования, исследовали проблемы его проведения и предложили способы их решения. Содержание статьи даёт представление о формах развития современного педагога в системах общего образования и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: мастер-класс; повышение квалификации; профессиональное развитие современного педагога.
MASTER-CLASS AS A FORM OF MODERN TEACHER TRAINING
IN CONTINUOUS EDUCATION
Gordilova Ольга Александровна
сandidate of sociology
Ulyantseva Valentina Vasilyevna
teacher May gymnasium, Belgorod
Abstract. The article briefly disclosed the master-class as a form of professional development, the structure and behavior of teaching master-class algorithm. The authors analyzed master-class state in secondary schools and higher education institutions, investigated the problems its behavior and suggested ways to solve them. Content of the article gives an idea of modern form of teacher development in education and higher education.
Key words: master-class; training; professionalism development of modern teacher.
Одной из характеристик профессионализма современного педагога выступают его рефлексивные компетенции, готовность к анализу и распространению своего профессионального педагогического опыта. Если в системе общего образования традиционно уделяется внимание методике проведения учебных занятий и педагогическому мастерству, то в системе профессионального образования преподаватели, имея высшее специальное образование и практический опыт работы по той или иной профессии, не имеют психолого-педагогической подготовки. Мастер-класс, как показывает педагогическая практика, представляет собой
2
эффективную форму обучения и развития современных педагогов, независимо от образовательной системы, в которой осуществляется их педагогическая деятельность - общеобразовательной системы или системы профессионального образования (среднего и высшего). Это делает актуальным исследование особенностей педагогического мастер-класса как формы развития и повышения квалификации современного педагога.
Причины, которые побудили к исследованию мастер-класса, связаны с поиском эффективных форм обучения учителей и преподавателей в условиях непрерывного образования и совершенствования своей профессиональной компетентности. В настоящей статье рассматриваются сложившиеся подходы к пониманию мастер-класса, структура и алгоритм мастер-класса как формы взаимодействия педагога-мастера и педагогов-участников, а также отношение учителей и преподавателей к мастер-классам и возможности их проведения в среде своих коллег.
Представляет интерес одна из трактовок мастер-класса как «особого жанра обобщения и распространения педагогического опыта». В.А. Скакун сравнивает педагогический опыт с «золотым фондом» педагогической практики, который «питает саму практику и является «питательной средой» педагогической науки» [1, с. 310]. Передовой педагогический опыт вбирает в себя новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, которые были выявлены и отработаны в процессе поиска путей повышения эффективности обучения учащихся и студентов. Главной чертой передового педагогического опыта является его индивидуализированный характер. Следует подчеркнуть, что передовой опыт - это опыт конкретного человека, добившегося положительных результатов, поэтому изучение и использование такого опыта ни в коем случае нельзя понимать в буквальном смысле. Важным критерием передового педагогического опыта также является
его результативность: «важно не только продемонстрировать мастерство, но и научить конкретным техникам, навыкам» [2, с. 83].
Понимание мастер-класса как формы обучения педагогов делает акцент на тех, кому передают опыт. Педагоги принимают участие в мастер-классе с целью научиться новому. Сложились такие определения понятия мастер-класса, как «особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения» [2], «форма ученичества у мастера» [3] и другие.
Сравнительный анализ мастер-класса и открытого занятия позволяет выявить особенности мастер-класса как формы повышения квалификации. Если открытое занятие проводится с группой учащихся, студентов, то мастер-класс - с группой преподавателей, коллег. На открытом занятии у преподавателя контакт с педагогами-участниками опосредован взаимодействием с учащимися - на мастер-классе у преподавателя-мастера существует непосредственный контакт с педагогами-участниками. В первом случае педагогам-участникам отводится роль зрителей, экспертов, во втором - роль педагогов-участников - это «ученики», эксперты. На открытом занятии педагог проводит обучение учащихся, используя инновационные технологии, формы и методы, на мастер-классе педагог проводит обучение педагогов путем «практических» действий показа и демонстрации.
В структуре мастер-класса как вида педагогической деятельности можно выделить два элемента: 1) это субъект - педагог-мастер, который организует, проводит мастер-класс, передает опыт преподавания; педагог-мастер имеет педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, обладает исследовательскими навыками и умениями, владеет методами психолого-педагогических исследований и проектирования; яркая и творческая личность;
2) это субъект - преподаватели-участники мастер-класса, они выступают в двойственной роли, и как обучаемые, и как эксперты, одновременно оценивают, осваивают и применяют новый опыт. Условно можно выделить третий элемент: это объекты, которые одновременно выступают и в роли субъектов - это учащиеся, так как результаты мастер-класса будут направлены на совершенствование процесса обучения учащихся.
Практический опыт педагогов и его осмысление позволяет сформулировать цель и задачи мастер-класса. Цель мастер-класса состоит в том, чтобы создать условия для профессионального развития и самосовершенствования педагога, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности. Цель реализуется в ряде задач мастер-класса: 1) передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; 2) совместная отработка методических подходов и приемов решения проблемы, поставленной на мастер-классе; 3) рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; 4) содействие участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Содержание мастер-класса раскрывается на основе его особенностей как формы повышения квалификации и развития современного педагога. Основным смыслом такой формы выступает передача и обмен опытом. Однако преимущество мастер-класса перед другими формами повышения квалификации или обучения педагогов состоит в том, что педагоги выступают активными со-участниками освоения нового опыта, который представлен наглядно и образно и предполагает глубокое сочетание теории и практики. Содержание мастер-класса раскрывается и в том, что его проводит яркая личность - мастер своего дела, без назида-
тельности, максимально просто и доступно. Основной идеей педагогического мастер-класса является создание креативной и высокоинформативной среды, стимулирующей творческую и рефлексивную деятельность педагогов.
В общеобразовательных учреждениях проведение мастер-классов получило наибольшее распространение, по сравнению с образовательными учреждениями профессионального образования. Например, тематика мастер-классов, проводимых учителями Майской гимназии, достаточно разнообразна. Это, в первую очередь, мастер-класы, представляющие собой презентацию опыта использования одной из педагогических технологий. Например, мастер-класс на тему: «Использование здоро-вьесберегающих технологий как фактор успешного изучения английского языка». Учебный предмет «Английский язык» в концепции современного образования играет очень важную роль. Качественное владение английским языком необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство. Однако современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил. Им приходится много запоминать, говорить, писать, слушать и анализировать информацию. При неправильной организации учебного занятия это может привести к постепенному ухудшению состояния здоровья учащихся.
Для современного учебного занятия характерны информационная перегрузка учащихся; высокая интенсивность занятия; чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение учащихся; недостаточная двигательная активность. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках английского языка весьма актуальна, поэтому основной педагогической задачей работы учителя является создание такой обучающей среды, которая бы способствовала наиболее полному раскрытию задатков учащегося, обеспечивала ему условии для формирования положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности, мак-
симальной творческой самостоятельности и активности. Целью мастер-класса, проводимого учителем английского языка, является ознакомление педагогов с элементами технологий, приёмами и методами, используемыми в практике работы, которые позволяют снять психологическое напряжение, создать благоприятный психологический климат, то есть создать здоровьесберегающую обучающую среду на уроке английского языка.
Мастер-класс учителя технологии посвящен использованию техники скрапбукинг на уроках технологии. Учитель-мастер знакомит коллег с одной из интереснейших современных техник, которые можно использовать в дизайне сувениров, оформлении предметов интерьера. В условиях перехода гимназии на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения нам представляется актуальным мастер-класс учителя начальных классов на тему: «Тест как дидактическая единица русского языка и математики». Как правило, мастер-классы проводятся учителями гимназии на областных методических семинарах на базе МОУ «Майская гимназия».
Методика проведения мастер-классов строго не регламентирована, поскольку основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателей. Тем не менее, проведение мастер-класса предполагает, с одной стороны, информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и, с другой, обучение аудитории этим методам, приемам и формам. При организации и проведении мастер-класса сложился некоторый алгоритм, последовательность действий:
1) презентация педагогического опыта педагогом-мастером;
2) представление системы учебных занятий;
3) проведение имитационной игры;
4) моделирование;
5) рефлексия.
Цель презентации состоит в представлении опыта педагога-мастера в следующих формах: теоретико-методические разработки, методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, видеофрагментов данного опыта. В презентацию опыта входит:
1) краткая характеристика основных идей технологии;
2) описание достижений в работе;
3) доказательства результативности деятельности обучающихся, свидетельствующие об эффективности технологии;
4) определение проблем и перспектив в работе мастера. Сложность представления системы учебных занятий педагога-
мастера заключается в описании данной системы в контексте выработанной технологии, определении основных приемов работы с педагогами. В ходе проведения имитационной игры демонстрируются приемы эффективного взаимодействия с педагогами, которые играют одновременно две роли: обучающихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии. Моделирование «педагогами-учениками» самостоятельной работы по конструированию собственной модели учебного занятия осуществляется в рамках технологии, представляемой педагогом-мастером, который выступает в роли консультанта, организует самостоятельную работу педагогов, проводит обсуждение моделей учебного занятия. Рефлексия проводится в форме дискуссии по результатам совместной деятельности мастера и педагогов, позволяет осмыслить цели участия в мастер-классе, проанализировать и оценить полученные результаты.
Следует отметить, что при организации и проведении мастер-класса как формы повышения квалификации и развития педагогов необходимо ориентироваться на критерии эффективности мастер-класса. Одним из критериев выступает презентативность, которая учитывает выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культуру презентации идеи, ее популярность.
Эффективность мастер-класса зависит также от эксклюзивности, актуальности и научности содержания, мотивированности, от степени его результативности для каждого участника мастер-класса. Чтобы мастер-класс был эффективным, необходимо соблюдать технологичность, использовать оригинальные приемы актуализации, проблематизации, поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии.
С целью выявить отношение к мастер-классам и проблемам их проведения были опрошены 40 человек, из них 20 учителей Майской гимназии, 20 преподавателей кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского государственного аграрного университета. Результаты экспресс-опроса, проведенного среди учителей и преподавателей, показали, что владеют инновационным опытом преподавания и готовы ли им поделиться с коллегами - 60 % респондентов-учителей и 30 % респондентов-преподавателей. Вместе с тем, анализ результатов экспресс-опроса респондентов-преподавателей показал, что существуют факторы, затрудняющие процесс организации и проведения мастер-классов. К ним относится, прежде всего, неготовность педагогов к проведению мастер-класса: отсутствие опыта проведения и участия в мастер-классах (50 %), проблемы, связанные с описанием своего опыта, выбором методов от его подачи (30 %) и организацией моделирования учебного занятия (20 %). В числе возможных трудностей в проведении мастер-класса респонденты поставили на первое место - «побудить участников к рефлексии», на второе - «установить обратную связь с аудиторией педагогов», на третье - «удержать внимание».
Интерес представляет оценка преподавателями возможностей своего профессионального развития. Из предложенных форм повышения квалификации наиболее эффективной формой, по мнению преподавателей, является психолого-педагогический семинар (50 %). Возможно, это наиболее привычная и знакомая всем деятельность, с учетом современных требований к организации этой работы. Предпочтение уча-
стию в лаборатории по проблемам повышения профессионально-педагогической культуры отдали 35 % респондентов. За философско-педагогический лекторий высказались 5 % из числа опрошенных. Некоторые преподаватели предложили совместить психолого-педагогическую подготовку с курсами повышения квалификации (5 %). Готовность провести мастер-класс с преподавателями кафедры выразил каждый третий преподаватель, рассматривая его как средство повышения уровня своей профессионально-педагогической культуры.
В целях преодоления возникающих у преподавателей профессионального обучения трудностей в проведении мастер-классов целесообразно включить в программу повышения квалификации преподавателей и в планы методических семинаров кафедр тему «Методика проведения мастер-класса». Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что организация и проведение современным педагогом мастер-класса является условием его творческой профессиональной самореализации в системе непрерывного образования.
Список использованных источников
1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. 335 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М.: Педагогическое общество России, 2010. 448 с.