Научная статья на тему 'Возможности мастер-класса в становлении экспертной компетентности студентов-психологов'

Возможности мастер-класса в становлении экспертной компетентности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР-КЛАСС / ЭКСПЕРТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / MASTER-CLASS / EXPERT COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL EXAMINATION / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, Кошенова Марина Ивановна

В статье представлен опыт проведения мастер-классов студентами психологического факультета как формы позиционирования результата освоения учебной дисциплины «Экспертная деятельность психолога в образовании». Показано значение использования технологии «мастер-класс» в формировании профессиональной мотивации студентов и актуализации потребности в профессиональном саморазвитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, Кошенова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF MASTER CLASS IN FORMATION OF EXPERT COMPETENCE OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Experience of holding master classes by students of psychological faculty as forms of positioning of result of development of a subject matter "Expert activity of the psychologist in education" is presented in article. Value of use of the master class technology in formation of professional motivation of students and updating of need for professional self-development is shown.

Текст научной работы на тему «Возможности мастер-класса в становлении экспертной компетентности студентов-психологов»

Психологические науки

УДК 159.99+371.38

ВОЗМОЖНОСТИ МАСТЕР-КЛАССА В СТАНОВЛЕНИИ ЭКСПЕРТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О.А. Белобрыкина, М.И. Кошенова

Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье представлен опыт проведения мастер-классов студентами психологического факультета как формы позиционирования результата освоения учебной дисциплины «Экспертная деятельность психолога в образовании». Показано значение использования технологии «мастер-класс» в формировании профессиональной мотивации студентов и актуализации потребности в профессиональном саморазвитии.

Ключевые слова: мастер-класс, экспертная компетентность, психологическая экспертиза, профессиональное саморазвитие.

POSSIBILITIES OF MASTER CLASS IN FORMATION OF EXPERT COMPETENCE OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS O.A. Belobrykina, M.I. Koshenova

Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract. Experience of holding master classes by students of psychological faculty as forms of positioning of result of development of a subject matter "Expert activity of the psychologist in education" is presented in article. Value of use of the master class technology in formation of professional motivation of students and updating of need for professional self-development is shown.

Keywords: master-class, expert competence, psychological examination, professional self-development.

В современных социокультурных условиях за экспертной деятельностью закреплена «приоритетная роль в психологическом обеспечении развивающего компонента образования, что, соответственно, обусловливает необходимость целенаправленной подготовки

профессиональных кадров, способных квалифицированно выполнять функцию эксперта» [2, с. 99]. В то же время мы вынуждены констатировать достаточно парадоксальный факт: если различным аспектам экспертной деятельности психолога в последние годы уделяется пристальное внимание в научных и учебно-методических публикациях, то вопросы вузовской подготовки специалистов этого профиля в литературе представлены крайне недостаточно [2; 3]. Между тем, проблематика освоения студентами позиции эксперта довольна дискуссионна, включая обсуждение форм, методов, способов, условий и пр., наиболее эффективных в обучении основам экспертной деятельности в целом и, психологической, в частности [10; 20]. В связи с этим, нам представляется, как минимум, полезным предложить вниманию профессионального сообщества наш вариант формирования экспертной компетентности студента -будущего профессионала через интерактивную форму обучения.

Не останавливаясь на анализе классических (общепринятых в педагогике) и не обсуждая инновационные (или позиционируемые как таковые) формы и методы обучения, распространенные в дидактике современной высшей школы, отметим, что многие из них, традиционно относимые к прерогативе преподавателя вуза, могут быть успешно осуществлены студентами. К числу таких интерактивных форм обучения относится метод «мастер-класса».

Понятие «мастер-класс» происходит от английского «masterclass» (master - лучший в какой-либо области; специалист, достигший высокого искусства в своем деле;

class - занятие, урок [13; 14]). На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе наблюдается множественная трактовка понятия «мастер-класс». Эту форму работы рассматривают как:

• урок высшего профессионального мастерства, проводимый наиболее компетентным специалистом в конкретной области деятельности;

• локальную технологию трансляции уровня профессионализма специалиста;

• интенсивный (незначительный по времени проведения) курс повышения квалификации для состоявшихся специалистов, ориентированных на профессиональное самообразование;

• современную форму проведения обучающего семинара-тренинга для отработки практических навыков по конкретным технологиям, методам и методикам в целях расширения кругозора, повышения профессионального уровня и обмена новаторским опытом участников;

• одну из эффективных форм распространения личного педагогического опыта, демонстрирования оригинальной авторской технологии или уникального метода освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия;

• особый жанр обобщения и позиционирования результативности методического подхода, опирающегося на конкретные принципы и имеющего определенную структуру;

• способ самостоятельной конфигурации новых знаний с помощью всех участников мероприятия;

• особая форма учебного занятия, основанная на практических действиях показа (демонстрации) творческого решения конкретной познавательной или проблемной педагогической задачи;

• метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями и активное обсуждение какого-либо вопроса [1; 10; 13; 15; 17].

Однако потенциальные возможности мастер-класса как педагогического средства намного шире.

В качестве ключевых приоритетов трансформации высшего образования в России большинство специалистов определяет формирование профессионально-творческой компетентности, которая не только позволяет обеспечить максимальную самореализацию личности студента, но и повышает меру социальной адаптивности выпускника вуза, его конкурентоспособности, готовности к инновационной деятельности, способности сохранять и преумножать профессиональную компетентность в условиях быстро меняющегося мира.

Очевидно, что для реализации этой задачи в процессе обучения в высшей школе необходимо делать акцент на создании условий для стимулирования активной позиции самого студента, а специфика профессионально-учебной деятельности должна подразумевать приоритет самостоятельности, на основе которой и формируется культура самообразования и саморазвития субъекта учения. В адекватно организованной образовательной среде вуза преподаватель направляет, организует и осуществляет контроль познавательной активности студентов, самостоятельно осуществляющих познание предметных областей профессиональной деятельности [1; 9; 18].

В рамках деятельностного подхода (Н.Я.Грот [8], Л.С.Выготский [6], С.Л.Рубинштейн [16], А.Н.Леонтьев [11], Б.Ф.Ломов [12]) особенность учебной деятельности на этапе вузовской подготовки можно рассматривать как квинтэссенцию овладения другой деятельностью -профессиональной. Согласно Н.Я.Гроту (2012) и С.Л.Рубинштейну (2007), только в деятельностной позиции

возможно обретение человеком личностного смысла, в том числе и будущей профессиональной деятельности.

Л.С.Выготским в качестве ключевого вектора развития обозначено переживание, рассматриваемое им как далее неделимая единица целостности внутреннего мира человека [6]. Только то, что пережито человеком, освоено им субъектно, может стать для него ценностно востребованным, автобиографичным, личностно значимым [5; 6; 16]. Очевидно, для того, чтобы студент состоялся как субъект профессиональной деятельности, уже в период обучения в вузе необходимы ситуации, способы и средства его обучения, позволяющие ему прожить смысловые детерминанты профессии в истинной форме.

Именно эти положения отечественной психологической школы были положены нами в основу подготовки студентов к самостоятельному проведению мастер-классов, предоставляющему им возможность продемонстрировать освоенные при изучении учебной дисциплины «Экспертная деятельность психолога в образовании» теоретические и практические компетенции.

В нашем случае под мастер-классом мы подразумеваем практико-ориентированное занятие, проводимое экспертом в определенной предметной области (или по конкретной дисциплине), для тех, кто стремится совершенствовать свои теоретические познания и практические достижения в этом направлении. По отношению к деятельности студентов, мастер-класс может рассматриваться как одна из форм позиционирования им уровня освоения метода экспертной оценки.

Мастер-класс - это, как правило, двусторонний процесс, что, соответственно, предполагает субъект-субъектный тип отношений. Именно этот аспект дает основание рассматривать обозначенный метод как особую школу распознавания смыслов, значений, средств и приемов определенного направления в конкретном виде деятельности

[4; 5]. Кроме непосредственной практической ориентации, гностической и коммуникативной направленности метода, его значимость заключается в эмотивной и ценностной обращенности. Испытываемые субъектами взаимодействия впечатления всегда сопровождаются комплексом переживаний, обеспечивающих глубину их ценностного отношения к процессу и результату осуществляемой деятельности. Безусловно, принцип единства аффекта и интеллекта, обозначенный Л.С.Выготским (1996) в качестве детерминанты развития, апеллирующий к значимости преобладания положительных переживаний (чувства радости, достижения и пр.) от процесса познания, наряду с принципом культуросообразности развития, можно рассматривать как основополагающие в формировании системы профессиональных ценностей личности.

Поскольку в условиях современного вузовского образования системой планирования и отчетности форма мастер-класса не предусмотрена, так как не является вариативной частью собственно учебного процесса, то она используется либо редко (за исключением вузов, осуществляющих подготовку кадров по творческим специальностям), либо периодически (применяя в рамках проведения научных мероприятий с целью ознакомления студентов с инновационными технологиями). Роль Мастера самому студенту доверяется крайне редко. Причин тому несколько: 1) срабатывает клише - «обучающийся не может быть Мастером, он еще только учится быть профессионалом»; 2) организация такого рода работы требует на подготовительном этапе от преподавателя весьма существенных временных затрат; 3) готовность выйти на высшую ступень субъект-субъектных отношений в подготовке профессионала - отношений подлинного партнерства - предполагает наличие у самого преподавателя не только высокого уровня профессиональной

компетентности, но и личностной зрелости, самодостаточности.

Заметим, что в психологии профессиональной деятельности «мастер» - это одна из ступеней развития профессионала, которой достигает субъект, взявший на себя ответственность за результаты осмысленного профессионального труда [9; 15; 18]. Это и дает нам основание, предложить в качестве адекватной формы освоения профессиональных компетенций и становления подлинной профессиональной компетентности студенческий мастер-класс.

Добавим к этому, что не только ведущие мастер-класса, но и его участники-студенты при такой форме организации процесса учения получают преимущества. Содержание мастер-класса предусматривает амплифицикацию

профессионального потенциала участников за счет формирования у них чувства уважения и доверия к студенту, выступающему в роли мастера, хотя фактически являющегося их ровесником, и благодаря возникновению чувства уверенности в том, что предлагаемая тематика не только соответствует их интересам и способностям, но и предоставит им возможность освоить компетентности, востребованные в собственной практической деятельности.

К настоящему времени у нас появились основания для обобщения собственного опыта реализации образовательных проектов подобного рода, что, как мы полагаем, может оказаться полезным и для других преподавателей, апробирующих интерактивные формы обучения в системе высшего образования.

На этапе предварительной подготовки студентов к проведению избранной формы демонстрации своих профессиональных возможностей, роль преподавателя состояла в методическом консультировании и совместном обсуждении содержательной стороны мастер-класса по заданной тематике. Особое внимание уделялось

рассмотрению требований к организации и продуктивному проведению мастер-класса, как особого развивающего пространства, предусматривающего необходимость:

а) четкой формулировки цели и ожидаемого результата;

б) подбора материала (дидактического, наглядного, стимульного и пр.), соответствующего поставленной цели;

в) предварительной подготовки вопросов, необходимой информации (сведений, проблем), которые будут предложены участникам для проживания и осмысления в процессе проведения мероприятия;

г) использования адекватных тематике и цели занятия средств актуализации мыслительной деятельности участников (работа в микрогруппах, компаративный анализ, обобщение, дискуссия и пр.);

д) владения методами организации диалога и полилога.

Кроме того, особо подчеркивалось, что при проведении

мастер-класса необходимо не столько сообщать информацию, сколько сконцентрироваться на передаче эффективных способов деятельности, будь то прием, метод, методика и пр., что позволит участникам непосредственно овладеть ими и актуализировать мотивацию к профессиональному саморазвитию, самообучению и самосовершенствованию.

Апробация возможностей мастер-класса в формировании у студентов субъектной позиции состоялась на II Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации», проходившей в НГПУ с 20 по 22 ноября 2013 г. В рамках научного мероприятия был проведен мастер-класс «Основы экспертной оценки диагностической состоятельности психологических тестов» с активным участием студентов факультета психологии в качестве ассистентов (студенты 5 курса Байгужинова Ольга и Лопухов Дмитрий, студенты 3 курса Клюев Василий и Астафьева Валерия). Содержание мастер-класса предусматривало рассмотрение и обсуждение (а) принципов

и параметров методологической оценки диагностических процедур [19], (б) алгоритма анализа диагностической состоятельности психологических тестов. Основное внимание в процессе проведения мастер-класса уделялось трем составляющим: 1) работе участников в микро-группах по осуществлению сравнительно-сопоставительного анализа методик (тест агрессивности («АВР») А.Баса-А.Дарки, тест-опросник родительского отношения («ОРО») А.Я.Варга-В.В.Столина, методика «Мотивационная структура личности» (В.Э.Мильман), методика эмпатии Г.Юсупова), расположенных в разных источниках); 2) экспертной оценке профессионально-психометрической пригодности

анализируемых диагностических методик; 3) рефлексии участников персонального опыта использования методов психодиагностики.

По мнению студентов, реализовывавших основную содержательную часть мастер-класса, подобная работа потребовала от них (уже на подготовительном этапе) высокого уровня самоорганизации, ревизии имеющихся

Рисунок 1. Фото со студенческого мастер- класса «Скрытое психологическое значение современной детской игрушки?»

знаний и их систематизации. Рефлексия ведущих мастер-класса по поводу появления уверенности в собственной профессиональной состоятельности стала одним из наиболее существенных аргументов в необходимости продолжения реализации данной формы работы со студентами старших курсов обучения.

Рисунок 2. Фото со студенческого мастер-класса «Скрытое психологическое значение современной детской игрушки?»

В частности, в дни празднования 20-летнего юбилея факультета психологии (май 2016 г.) студентами было проведено два мастер-класса:

1. Скрытое психологическое значение современной детской игрушки (студенты 4 курса факультета психологии Н.А.Гейдебрехт и Т.К.Штайц, обучающиеся по направлению «Психология») (рис. 1, 2).

2. Антибиблиотека профессионала (студенты 4 курса факультета психологии С.В.Оршацкая и Е.А.Стрюкова, обучающиеся по направлению «Психолого-педагогическое образование») (рис. 3).

Выбор тематики мастер-классов был продиктован не только готовностью студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью по данному направлению несколько лет, и, соответственно, готовых выйти на качественно иной уровень апробации своих профессиональных навыков. Обращение к данным темам позволяло, на наш взгляд, активизировать рефлексию широкого круга профессионалов, настоящих и будущих, в отношении социальной и профессиональной реальности, которые мы чаще всего признаем как некую данность, распространенную, а, значит, «правильную», что приводит к некритичному восприятию тиражируемого социального опыта.

Рисунок 3. Фото со студенческого мастер-класса «Антибиблиотека профессионала»

Рисунок 4. Плакат-приглашение на презентацию анонса мастер-класса «Антибиблиотека профессионала»

В данном случае перед ведущими изначально стояла более сложная задача - рекрутировать на мастер-классы студентов не только факультета психологии, но и других факультетов и институтов педагогического университета, в том числе, не имевших какого бы то ни было опыта обучения экспертной деятельности, что потребовало создания высокоинформативного и одновременно интригующего анонса. Соответственно, перед проведением мастер-класса

студентами была осуществлена (под патронажем преподавателей) обширная предварительная работа: подготовлены информационные плакаты (листовки) (рис 4, 5), разработаны анонсы планируемых мероприятий, представленные в качестве презентации научно-практических студенческих проектов (рис. 6, 7), ознакомление с которыми как раз и предполагалось осуществить в заданной форме.

Рисунок 5. Плакат-приглашение на презентацию научно-практического студенческого проекта «Детские игрушки -друзья или враги?»

Яркие плакаты, выполненные в детективном жанре (мастер-класс «Скрытое психологическое значение современной детской игрушки») или с содержанием, стилизованным «в духе» хорошо всем известных «вредных советов» Г. Остера (мастер-класс «Антибиблиотека профессионала»), буклеты с «вредными вопросами», актуализирующими проблемное поле заявленной тематики стали первым шагом на пути реализации интереснейшего студенческого проекта.

Предварительные презентации мастер-классов также в полной мере выполнили свою активизирующую интерес потенциальных участников роль.

Например, выступающая в качестве анонса мастер-класса «Скрытое психологическое значение современной детской игрушки» презентация проекта «Детские игрушки -друзья или враги?» предполагала следующую логику проведения: ведущие предлагали студентам, преподавателям, которых заинтересовал проект, выбрать из ряда

представленных игрушек одну и попробовать определить её положительные и отрицательные психолого-педагогические характеристики, зафиксировав их на листе бумаги. После этого им предлагался буклет, содержащий сведения об общих критериях оценки безопасности игрушки и краткое

Рисунок 7. Фото презентации

научно-практического студенческого проекта «Стоп непрофессионализму!»

заключение, подготовленное по результатам экспертной оценки, на анализируемую игрушку. Таким образом, респондент мог сравнить представленную информацию с собственными данными, задать ведущим интересующие его вопросы и понять, интересен ли ему мастер-класс (для разрешения когнитивного диссонанса, если таковой возникал, или для приобретения новых знаний для того, чтобы стать компетентным родителем или профессионалом). Важно отметить, что этот способ оказался продуктивным и для привлечения внимания преподавателей, которые тоже изъявили желание участвовать в работе мастер-класса.

По окончании презентации ведущие подводили итог по таким показателям: общее число выборов каждой игрушки; количество позитивных и негативных качеств, обозначенных респондентами (потенциальными участниками мастер -класса) - эта информация (в процентном соотношении) сообщалась на мастер-классе.

Показателем эффективности такого подхода к стимуляции рефлексии социальной реальности и профессиональной деятельности стала востребованность мастер-классов: в их работе приняли участие студенты разных направлений и специальностей, в число участников вошли и преподаватели.

Интерес студентов, проявленный к мастер-классу «Антибиблиотека профессионала», дает надежду, что будущие специалисты получили шанс на осознание проблемного поля в освоении профессии, а, значит, появляется надежда на то, что будет прервано тиражирование псеводопрофессионализма.

По сути, мастер-класс, проводимый студентами в режиме непосредственного общения, представлял собой демонстрацию модели для подражания, стимулируя участников на достижение высоких результатов в работе и облегчая профессионально мотивированным студентам выбор оптимального пути в достижении уровня эксперта.

В целом опыт работы показал, что у студентов, принимающих участие в проведении мастер-классов, уровень самоорганизации, персональной ответственности,

требовательности к себе, к уровню и качеству имеющегося запаса сведений, навыков, значительно возрастает, расширяется диапазон их профессиональных интересов с целью привлечения знаний и достижений из смежных отраслей наук (прежде всего, социальных, гуманитарных) [3;

7].

Студент-ведущий мастер-класса оказывается в ситуации необходимости самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие у слушателей, а, значит, его знания из пассивной (накопительный эффект) переходят в активную область, востребованную «здесь и сейчас». Освоение позиции мастера, эксперта способствует эффективному самообразованию студента, ориентации на достижение уровня метакомпетентности.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что мастер-класс как особая форма организации обучения в вузе, состоятельна по отношению к обозначенной в прогнозируемой модели образования такой ценностной категории, как единство профессиональных способностей и мастерства, позволяющие в совершенстве овладевать особо эффективными средствами деятельности в конкретной области [4]. Соответственно, движущая сила образования признается за профессиональной мотивацией, заинтересованностью и увлеченностью студентов собственным развитием [1; 2; 10; 17].

Подведем итог фрагментом из буклета, подготовленного студентками Н.А.Гейдебрехт и Т.К.Штайц к презентации проекта «Стоп непрофессионализму!», анонсирующей мастер-класс «Антибиблиотека

профессионала»:

Если сможешь без поддержки Разобраться в разных книжках, Мы придём к тебе толпою Мужественно руку жать.

Думай только головою, Книжки умные читай, И тогда ты сможешь гордо Зваться «Профессионал»!

Список литературы

1. Андронникова О.О. Роль сотрудничества педагога и обучающегося в формировании мотивации к учебной деятельности // Технология проблемно-модульного обучения как система повышения качества подготовки специалистов-гуманитариев: проблемы и перспективы совершенствования. Материалы научно-методической конференции. Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2012. С. 86-89.

2. Белобрыкина О.А. Профессиональное саморазвитие студента в условиях освоения позиции эксперта // Психология саморазвития человека: материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием (3-5 июня 2014 г.) / ред. Н.А.Низовских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. С. 97-104.

3. Белобрыкина О.А. Рефлексия опыта обучения студентов освоению позиции эксперта //Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: материалы VI Международной научно-практической конференции (Кемер, Турция, 26 апреля - 7 мая 2015 г.) / под науч. ред. В.И.Хаснулина, М.Г.Чухровой, О.А.Белобрыкиной. Новосибирск: Немо Пресс, 2015. С. 93-100.

4. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.

5. Большунова Н.Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ (научный сборник) / Отв. ред. А. Журавлев, А. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 137-154.

6. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512 с.

7. Гейдебрехт Н.А., Штайц Т.К, Белобрыкина О.А. Зачем читать детям сказки? Вопрос без ответа! (на материале пособия Т.М.Грабенко) // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14-16 апреля 2015 г.): в 2 ч. / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А.Шамшиковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. Ч. 2. С. 230-259.

8. Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах (Репринт с издания 1880 г.). М.: Книга по требованию, 2011. 572 с.

9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович А.Л. Психология высшей школы. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

10. Кошенова М.И. Особенности и закономерности личностного и профессионального становления студентов-психологов // Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М. Е. Бударина (30 ноября 2005 г.). Омск: ОмГПУ, 2005. С. 147-149.

11. Леонтьев А.Н. Личность. Деятельность. Сознание. М.: Смысл; Academia, 2005. 352 с.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. 1174 с.

13. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2002. 176 с.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. 1200 с.

15. Психология: Учебник для гуманитарных вузов /под ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 713 с.

17. Руденская Ю.Е. Педагогическая концепция оценки качества образования в высшей профессиональной школе //Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2011. С. 130-132

18. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2005. 400 с.

19. Стандартные требования к психологическим тестам: Приложение 2 Б // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2009. С.410-450.

20. Чупров Л.Ф. Судебно-психологическая экспертиза в работе психолога образования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 1. С. 100-113.

References

1. Andronnikova O.O. Rol' sotrudnichestva pedagoga i obuchajushhegosja v formirovanii motivacii k uchebnoj dejatel'nosti // Tehnologija problemno-modul'nogo obuchenija kak sistema povyshenija kachestva podgotovki specialistov-gumanitariev: problemy i perspektivy sovershenstvovanija. Materialy nauchno-metodicheskoj konferencii. Novosibirsk: NOU VPO NGI, 2012. S. 86-89.

2. Belobrykina O.A. Professional'noe samorazvitie studenta v uslovijah osvoenija pozicii jeksperta // Psihologija samorazvitija cheloveka: materialy IV Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (3-5 ijunja 2014 g.) / red. N.A.Nizovskih. Kirov: Izd-vo VjatGGU, 2014. S. 97-104.

3. Belobrykina O.A. Refleksija opyta obuchenija studentov osvoeniju pozicii jeksperta //Psihologo-pedagogicheskie tehnologii v uslovijah innovacionnyh processov v medicine i obrazovanii: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kemer, Turcija, 26 aprelja - 7 maja 2015 g.) / pod nauch. red. V.I.Hasnulina, M.G.Chuhrovoj, O.A.Belobrykinoj. Novosibirsk: Nemo Press, 2015. S. 93-100.

4. Bibler V.S. Ot naukouchenija - k logike kul'tury: Dva filosofskih vvedenija v XXI vek. M.: Politizdat, 1991. 413 s.

5. Bol'shunova N.Ja. Postupok kak voshozhdenie k sub#ektnosti // Nravstvennost' sovremennogo rossijskogo obshhestva: psihologicheskij analiz (nauchnyj sbornik) / Otv. red. A. Zhuravlev, A. Jurevich. M.: Institut psihologii RAN, 2012. S. 137-154.

6. Vygotskij L.S. Psihologija razvitija kak fenomen kul'tury. M.: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: NPO «MODJeK», 1996. 512 s.

7. Gejdebreht N.A., Shtajc T.K, Belobrykina O.A. Zachem chitat' detjam skazki? Vopros bez otveta! (na materiale posobija T.M.Grabenko) // Razvitie cheloveka v sovremennom mire: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (14-16 aprelja 2015 g.): v 2 ch. / pod red. N.Ja. Bol'shunovoj, O.A.Shamshikovoj. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2015. Ch. 2. S. 230-259.

8. Grot N.Ja. Psihologija chuvstvovanij v ee istorii i glavnyh osnovah (Reprint s izdanija 1880 g.). M.: Kniga po trebovaniju, 2011. 572 s.

9. D'jachenko M.I., Kandybovich L.A., Kandybovich A.L. Psihologija vysshej shkoly. Minsk: Harvest, 2006. 416 s.

10. Koshenova M.I. Osobennosti i zakonomernosti lichnostnogo i professional'nogo stanovlenija studentov-psihologov // Chelovek v kontekste jepohi: materialy regional'noj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 85-letiju M. E. Budarina (30 nojabrja 2005 g.). Omsk: OmGPU, 2005. S. 147-149.

11. Leont'ev A.N. Lichnost'. Dejatel'nost'. Soznanie. M.: Smysl; Academia, 2005. 352 s.

12. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M.: Direkt-Media, 2008. 1174 s.

13. Oganesjan N.T. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obuchenija: treningi, diskussii, igry. M.: Os'-89, 2002. 176 s.

14. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka / Pod obshh. red. prof. L.I.Skvorcova. M.: Oniks, Mir i Obrazovanie, 2007. 1200 s.

15. Psihologija: Uchebnik dlja gumanitarnyh vuzov /pod red. V.N.Druzhinina. SPb.: Piter, 2009. 656 s.

16. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. SPb.: Piter, 2007. 713 s.

17. Rudenskaja Ju.E. Pedagogicheskaja koncepcija ocenki kachestva obrazovanija v vysshej professional'noj shkole //Professional'naja kompetentnost' specialista kak resurs obespechenija novogo kachestva professional'nogo obrazovanija: Materialy X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Kemerovo: Izd-vo GOU «KRIRPO», 2011. S. 130-132

18. Smirnov S.D. Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija: ot dejatel'nosti k lichnosti. M.: Akademija, 2005. 400 s.

19. Standartnye trebovanija k psihologicheskim testam: Prilozhenie 2 B // Burlachuk L.F., Morozov S.M. Slovar'-spravochnik po psihodiagnostike. SPb.: Piter, 2009. S.410-450.

20. Chuprov L.F. Sudebno-psihologicheskaja jekspertiza v rabote psihologa obrazovanija // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2015. № 1. S. 100-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.