Массовые открытые онлайн курсы в образовательном
процессе университета
Нилова Светлана Владимировна доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, к. пед.н, Ивановский государственный университет, ул. Ермака, 39, г. Иваново, 153025, (4932)374571 [email protected]
Аннотация
Статья посвящена теории и опыту использования массовых открытых онлайн курсов в образовательном процессе университета. Автор рассматривает теоретические и правовые вопросы этой технологии и представляет опыт ее внедрения на уровне компетенции конкретного преподавателя. Стратегия организации учебного курса является инструментом включения перспективных идей в содержание учебного процесса. В статье рассмотрена модель дистанционного обучения и роль коллективного субъекта от регионального до глобального образовательного пространства. Вопрос развития дистанционного образования автор связывает с сотворчеством и междисциплинарными исследованиями.
Article is devoted to the theory and experience of use of the massive оpen online courses in educational process of university. The author considers theoretical and legal questions of this technology and represents experience of its introduction on level of competence of the specific teacher. Strategy of the organization of a training course is the instrument of inclusion of perspective ideas in the content of educational process. In article, the model of online learning and a role of the collective subject from regional to global educational space is considered. The author connects a question of development of online education with coauthorship and interdisciplinary researches.
Ключевые слова
массовые открытые онлайн курсы, сотворчество, электронное обучение, дистанционное обучение, стратегия, образовательный процесс университета, смешанное обучение, проект
massive оpen опНш curses, ^creativity, e-learning, online learning, strategy, educational process of the university, blended learning, project
Введение
Модернизация системы образования РФ происходит в условиях развития открытого образовательного пространства, появляются новые технологии на разных уровнях: от личного пространства до глобального сообщества. Информационные технологи «как технологии общего назначения» сами по себе «не повышают производительность, но открывают возможности для создания большого количества новых прикладных технологий» [1].
Дистанционное образование уже развивается как самостоятельная отрасль, стремительное изменение которой обусловлено двумя важнейшими составляющими: "удобство удаленного взаимодействия и качественное обучение" [2]. Феномен МООС (анг. Massive Open Online Courses) является технологией дистанционного образования, однако его роль и значение намного шире, если рассматривать это
явление в социокультурном контексте. В статье мы раскроем некоторые возможности использования этой технологии в образовательном процессе университета на уровне компетенции конкретного преподавателя.
Существуют разные агрегаторы массовых открытых онлайн курсов (http://www.class-central.com/), которые предлагают МООС от Стэнфордского и Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, а также быстро развивающихся стартапов Coursera (http://www.coursera.org/), Udacity, (https://www.udacity.com/), edX (https://www.edx.org/), NovoED (https://novoed.com/) и др. Википедия дает подробное представление по каждой из указанных выше возможностей, Ambient Insight (http://www.ambientinsight.com/SiteWide/About.aspx) уже освещает и предлагает перспективные исследования для поставщиков глобального технического обучения. В октябре 2013 в пресс-релизе «Ленты.ру» появилась информация о том, что на Coursera представлены первые русскоязычные курсы «Три российских вуза - Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики» -стали партнерами Coursera [3]. Этот факт сам по себе говорит об интегрированных аспектах в высшем образовании и перспективности технологии МООС.
В Интернете рассматриваются потенциалы и угрозы этого явления для высшей школы разных стран мира. Эта тема была представлена и на страницах журнала "Образовательные технологии и общество"
(http://ifets.ieee.org/russian/periodical/izgurn.html). Модели МООС описаны в кратком обзоре "Глобальные конкуренты на рынке ДО" [2]. В.Б. Артеменко раскрывает сущность и базовые характеристики МООС, предлагает новые подходы к обучению и повышению квалификации (профессиональному развитию) с учетом концепции обучения через всю жизнь (анг. Life Long Learning) [4].
Отметим некоторые реалии российской действительности, которые сопричастны с темой МООС. Более пяти лет существует инициативный проект «Лекториум» (http://www.lektorium.tv/). В этой медиатеке вузы и отдельные лекторы публикуют видео лекции свободно и бесплатно. В российских школах используется популярный портал открытых видео уроков по основным предметам школьной программы (http://interneturok.ru/ru). Подобные проекты являются важным ресурсом перспективных педагогических технологий, таких как «смешанное обучение» (анг. blended learning) и «перевернутый класс» (анг. flipped classroom) и могут быть основой организации МООС. Параллельное развитие этих технологий создает точки роста для нового качества образовательного процесса как в школе, так и в вузе. Заметим, что для нас идеи смешанного обучения, которые используются в системе образования США, являются методикой очно-дистанционного обучения и вопрос соотнесения и согласования некоторых понятий в международном образовательном пространстве остается открытым.
Совершенствование содержания и технологий дистанционного образования предусматривалось в Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2006 - 2010 годы». Так, удельный вес численности выпускников учреждений профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения к 2010 году, должен был быть 20 процентов [5]. Запланированные показатели не были реализованы в отведенные сроки, задача остается актуальной и Министерство образования и науки РФ продолжает способствовать развитию дистанционного обучения. Это иллюстрируют порталы «Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения» (http://smartlearn.ru/) и «Система информационного обеспечения электронного обучения в вузах» (http://monitoring-el.ru/). Выявление текущего уровня электронного обучения в вузах РФ и «уровня их потенциальной готовности к участию в межвузовских образовательных проектах" [6] предполагает возможную перспективу, которая в результате может привести к
российскому образу МООС. Эти федеральные ресурсы можно рассматривать и как начальный этап внедрения и развития идеи МООС, если сосредоточиться только на этой технологии. Межвузовские объединения смогут удовлетворять потребности нескольких регионов. Вопрос открытости (бесплатности) таких курсов для реальных пользователей, на наш взгляд, это вопрос времени. Заметим, что использование возможностей LMS (англ. Learning Management System) в единой среде доступа [7], например, таких как MOODLE, соответствует общей тенденции популярности платформ для электронного обучения с открытым кодом и общей тенденции развития МООС.
Теоретическая основы внедрения МООС
Рассмотрим идею МООС в контексте нормативных требований Российской Федерации, принимая во внимание тот факт, что МООС - это важная составляющая современных дистанционных технологий и электронного образования вообще. Понятие «дистанционные технологии» часто воспринимается как синоним электронного обучения, однако в ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» эти явления существуют как самостоятельные. С 2003 года дистанционные образовательные технологии сохраняют свое нормативное содержание, когда впервые в действующем на тот момент ФЗ «Об Образовании» была внесена эта норма: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [8]. В новом законе появилась сетевая форма взаимодействия, когда образовательные программы могут быть реализованы несколькими организациями, включая международные. На практике эта норма фактически не может быть реализована без дистанционных технологий. Использование и совершенствование электронного обучения и образовательных технологий относится к компетенции образовательных организаций (Ст. 28, п. 3). Соответственно развитие и использование МООС является вопросом конкретного университета.
Среди принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в статье 3, пункта 7 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» предусматривается «предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания» [8]. Эта норма дает право преподавателю использовать потенциал МООС в содержании учебных курсов. Путь включения нового явления в образовательный процесс может обеспечить сотворчество со студентами, создать условия для взаимного развития всех участников образовательного процесса независимо от качества управления в конкретном вузе.
Бесспорным плюсом эффективности использования технологии МООС в университетах и электронного обучения в целом является, например, введение должности проректора по организации электронного обучения (опыт МЭСИ). Однако, в массовой практике управления вузами это должно происходить не за счет роста новых ставок проректоров, а необходимого перераспределения обязанностей внутри ректората и развития качества стратегического управления, соответствующего быстро меняющемуся миру. Этому способствуют и такие положения федерального закона как информационная открытость и необходимость эффективной работы с сайтом конкретной образовательной организации. Однако, в образовательном процессе вузов «сложившаяся система организационных практик, не затронутая до сих пор реформой образования, является основным тормозом результативности новых образовательных технологий» [1], и «слишком мало
руководителей нашей высшей школы понимают общую стратегию мировой академической среды» [9].
Вопрос развития и использования МООС требует намного больше внимания, чем это направление представлено в деятельности российских вузов. Следует заметить, что наряду с МООС, и интенсивно развивающиеся корпоративные университеты в ряде регионов могут быть серьезными конкурентами классическим университетам. Как пишет О. А. Захарова: «Если эти темпы сохранятся в течение ближайших десяти лет, то корпоративных университетов станет больше, чем традиционных вузов, считают многие эксперты» [10].
Использование МООС в конкретном вузе связано с ролью профессиональной иноязычной коммуникации на рынке труда и способствует эффективному развитию лингвистической компетенции. В образовательной сфере «навыки деловой коммуникации как уровня стратегического планирования международной деятельности, так и документационного обеспечения делового английского языка необходимы сотрудникам всех должностных уровней - от ректора до секретаря» [11].
Качественное использование массовых открытых онлайн курсов тесно связано с теорией сотворчества (анг. Соcreativity) [12, 13].
В модели сотворчества в образовательном процессе университета МООС входит в систему педагогических инструментов наряду с другими методами и технологиями локального уровня. Изучение содержания МООС может быть задачей сотворчества преподавателя и студентов, которая является новой для всех участников.
Рис. 1. - Модель сотворчества.
МООС - новое явление для преподавателей высшей школы, освоение готовых предложений (разных вариантов курсов) требует времени, соответствующей оценки содержания, способов работы и целесообразности их включения в образовательный процесс. Эффективно это делать вместе со студентами и тогда сотворчество становится необходимой парадигмой взаимного развития.
Сотворчество в информационном обществе уже является основой совместной творческой деятельности. Об этом говорят успешные практические проекты, такие как Википедия, Хабрахабр, развитие свободного программного обеспечения. Мы предполагаем, что и некоторые МООС появились через сотворчество. Парадигма сотворчества - инвариант гармоничного развития личности и общества (группы, коллектива, организации). Этот феномен может быть основой динамичного развития любой образовательной организации и учреждения, если на всех уровнях от ректора до преподавателя эта идея разделяется. Сотворчество способствует эффективности образовательного процесса, развитию междисциплинарных исследований и открытости образовательного пространства. Однако, пока мы рассуждаем о возможной деятельности и согласовываем инстанции, зарубежные практики активно осваивают российское образовательное пространство.
Вопрос МООС нельзя сводить только до уровня электронной дидактики, электронного обучения и электронного образования. Это явление следует рассматривать как социокультурный феномен, перспективную роль которого нам еще предстоит осмыслить в будущем. Теоретическое и практическое значение МООС намного шире функции обучения, однако статус МООС как образовательной технологии позволяет нам очертить границу этого явления в рамках целостного образовательного процесса и рассмотреть этот вопрос в логике педагогической науки. Почему важно использовать термин образования, а не обучения? Многие педагоги отмечают категорию целостности образовательного процесса и в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативно закреплено, что образование -это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [8].
МООС - перспективная технология дистанционного образования, которая уже реализуется на практике. Рассмотрим отдельные вопросы электронной дидактики через призму МООС, которые обсуждаются в научном сообществе.
Уточним некоторые положения модели дистанционного обучения, которую предлагает А.Н. Печников [14]. Насколько корректны в статье замечания в адрес педагогики? В построении модели дистанционного обучения концепция многоуровневого методологического знания может помочь, если «вышестоящие науки» по отношению к педагогике справляются с прогностической функцией развития интернет мира. Как реализуется прогностическая роль науки вообще на всех этажах ее развития? Можно ли констатировать неспособность только педагогики в описании технологических процедур перспективной модели дистанционного обучения? Так ли отличается между собой дистанционное обучение и теория очных видов обучения?
Следует признать вопрос значимости методологических положений информатики для педагогики. Но именно методологических положений, а не отдельных аспектов развития информатики. Качество знания теории дистанционного образования должно объединять педагогический и технологический подходы. Этот вопрос требует конкретного описания. Какие положения информатики педагогика не учитывает? Возможно речь идет о названных подходах в развитии дистанционных образовательных технологий? Но тогда следует отметить современную ограниченность технических решений в отношении реализации некоторых успешных педагогических технологий докомпьютерного периода. Например, как представлены в дистанционном образовании идеи «Педагогики общей заботы» И.П. Иванова (http://www.kommunarstvo.ru/)?
Ярким представителем педагогического подхода в практике дистанционного образования является деятельность Центра «Эйдос» (http://www.eidos.ru/) во главе с доктором педагогических наук А.В. Хуторским, который, учитывая природу педагогических процессов и явлений, более пятнадцати лет умело использует
различные формы телекоммуникаций, создав свою собственную дистанционную систему образования. На наш взгляд, следует рассматривать вопрос способностей участников того или иного подхода (педагогического или технологического) творчески использовать имеющиеся возможности.
Любая терминология обусловлена своими границами. Сфера дидактики - это обучение. Заметим, что педагогика занимается воспитанием и обучением, при этом именно в теории воспитания есть замечательные технологии, которые уже успешно используются в электронном образовании. В перспективной модели дистанционного образования наиболее важным мы считаем вопросы дистанционного формирования групп, а эта проблема рассматривается и педагогами, и психологами. Например, обобщенная характеристика теории командообразования на основе отечественного опыта А.С. Макаренко и И.П. Иванова представлена В.Л. Ситниковым и может быть инвариантом перспективной модели дистанционного образования. «Ключевыми элементами их системы являются: деятельная забота об улучшении окружающей жизни; отношения творческого содружества разных поколений коллектива; структурирование коллектива на разновозрастные микрогруппы, объединенные общими задачами по организации совместной деятельности; чередование творческих поручений внутри групп; регулярная смена руководителей всех уровней; включение всех членов (независимо от возраста, опыта, квалификации) в целеполагание, коллективное планирование и подведение итогов любой деятельности с обязательной позитивной оценкой каждого, внесшего реальный вклад в достижение желаемого результата; сохранение многообразных традиций и ритуалов коллектива; бодрый, «мажорный» тон даже в самых сложных ситуациях; требовательное и бережное отношение к каждому члену коллектива, сформулированное А.С. Макаренко в формуле: «Как можно больше уважения к человеку, и как можно больше требовательности к нему» [15].
На первый взгляд, кажущиеся неперспективными для дистанционного образования идеи уже работают в некоторых курсах МООС, а личный опыт дистанционного сотворчества со студентами на локальном уровне деятельности конкретного вуза показывает важность этих положений для успешности дистанционной деятельности преподавателя.
В перспективной модели электронного обучения А.Н. Печникова [14] на основе треугольника (учитель, ученик, компьютерное средство обучения) не хватает коллективного субъекта образования. Интроспекция личного опыта прохождения МООС и анализ содержания некоторых курсов показывает важность этого участника, который формируется в процессе обучения и дистанционного взаимодействия. Коллективный субъект МООС - это такие же участники дистанционного обучения, которые частично берут на себя роль учителя, при этом сами являются учениками. Именно они выполняют функцию приема, переработки информации и возможного рождения нового знания в совместной работе. В процессе курсов появляется и поддерживается соуправление, которое развивается в условиях того или иного содержания курса. Временный коллектив (группа, сообщество), становится фактической средой для развития каждого и от самоопределения в таком дистанционном коллективе будет зависеть и успех, и качество обучения конкретной личности. Как от простого дистанционного взаимодействия перейти к продуктивной деятельности? Вопрос обучения студентов действовать в сетевых сообществах был поставлен нами десять лет назад [16], но как сделать эту деятельность наиболее продуктивной требует своего рассмотрения в будущем.
В педагогике вопрос формирования коллектива традиционно рассматривается теорией воспитания и естественно, что теория обучения (дидактика) имеет свои ограничения в построении перспективных моделей дистанционного образования. На наш взгляд, именно вопросы функционирования коллективного субъекта дистанционного образования, различные взаимо-процессы
(взаимообучение, взаимоконтроль, взаимооценка, соуправление и др.) и их сочетание с само-процессами (самоопределение, самооценка, самоконтроль и др.) должны разрабатываться технически и найти свое достойное место в перспективной модели дистанционного обучения.
«Нужно только иметь КСО, которое способно реализовывать двухсторонний семантический диалог с учеником и в результате этого диалога создавать адресное содержание обучение, т.е. такое содержание обучения, которое полностью соответствует дидактической ситуации, сложившейся здесь и сейчас отношении конкретного ученика» [14]. Этим «компьютерным средством обучения» становится временное сообщество, которое появляется в дистанционном курсе, одновременно являющееся и коллективным субъектом. Естественно, что вопрос коллективного субъекта дистанционного образования должен рассматриваться исходя из разных типов обучения, которые давно разработаны и описаны педагогикой.
Практические основы использования МООС
Представим МООС на основе ретроспективного анализа личного опыта. Первые шаги использования дистанционных технологий в образовательном процессе университета были сделаны в 2002 году, когда мы объединили идеи «Педагогики общей заботы» И. П. Иванова с имеющимися на тот момент формами телекоммуникаций (ICQ, форум, чат, рассылки, семинары на основе етаП и т.д.) в методике очно-дистанционного обучения.
Личное знакомство с МООС состоялось в сентябре 2012 года благодаря внутрисемейному обучению, сын рассказал об этой технологии, проходя на Курсере курсы по программированию. Молодежь ищет новые пути в освоении знаний и новых профессиональных областей, и МООС удовлетворяет такие образовательные запросы. Наблюдая за его опытом обучения, был выбран понравившийся курс «The Fundamentals of Online Education: Planning and Application» (Georgia Institute of Techology), который открылся в январе 2013 года. Однако после первой недели курс был закрыт из-за объективных технических проблем. Что поразило в первые дни занятий? В нем реально зарегистрировалось и участвовало более пятидесяти тысяч человек из разных стран мира. Курс сопровождал один преподаватель и один программист. Надо отдать должное преподавателю за интересную идею и перспективное содержание, но на этапе самоопределения подвели некоторые технические возможности самостоятельной записи в группы по 20 человек. Прием формирования учебных групп реализовывался на основе облачного сервиса Google. В первые дни курсов к таблице записи в группы обратилось несколько десятков тысяч человек. Количество ячеек - мест в группы оказалось ограниченным для такого количества участников. Программа дала сбой, и преподаватель пробовал вручную сформировать группы согласно возможным профилям, ступеням системы образования и возможного самоопределения. Количество постов форумов, которые вручную создавал преподаватель, должно было ограничивать состав группы. Но в отведенные сроки эту задачу невозможно было решить при таком количестве участников со всех стран мира. Курс был закрыт на доработку, так и не открывшись за год. Возможно, что у организаторов были свои цели и задачи на этот счет, которые были связаны с тестированием некоторых элементов курса.
Формирование групп на локальных уровнях давно используется в очной педагогике, но этот перспективный прием в дистанционном обучении не смог быть эффективно реализован при большом количестве участников из разных стран и их практически одновременном обращении к серверу. Личный опыт дистанционной работы, интенсивная неделя курса «The Fundamentals of Online Education: Planning and Application» и последующее самоопределение участников этого МООС до его
полного закрытия позволили сделать вывод, что именно групповая работа в дистанционном обучении делает дистанционное образование гармоничным. В этом курсе была возможность получить оценку за свои комментарии творческих текстов и диалогов с другими, в которые сразу на первой неделе включились участники, работая в созданных группах, которые удалось сформировать в первый день. Несколько десятков форумов групп, в которые включились представители разных стран, уже имеющие опыт дистанционной работы, показал актуальность темы курса вообще для мирового образовательного сообщества. Оценка этого вида деятельности (работы на форуме) была автоматизирована и для нас это стало интересным техническим решением дистанционных технологий, когда мы смогли увидеть автоматическую оценку своих тематических и педагогических постов.
В моделях МООС на основе групповой работы разворачивается семантический диалог и от самоопределения каждого зависит его качество обучения. Интересный факт мы отметили на основе исследования содержания форумов разных групп этого курса. Ряд американских педагогов записываются на подобные курсы вместе со своими студентами и используют возможности МООС в организации своего локального образовательного процесса. В дальнейшем эта идея подтолкнула нас включить МООС как стратегию изучения учебных курсов в университете.
Весной 2013 в личном портфолио появился первый пройденный МООС Амстердамского университета «Introduction to Communication Science» (https://www.coursera.org/amsterdam). В ходе образовательного процесса по курсу "Психология и педагогика" вместе с преподавателем его проходил студент математического факультета А. Куваев (итоговый результат за курс 84 процента). Успехи преподавателя оказались намного скромней. Если у студента знание английского языка было на высоком уровне, то у преподавателя освоение английского языка через МООС является одной из комплексных задач отношения к этой технологии вообще. Для Амстердамского университета этот курс был первым в Нидерландах, который готовила целая команда участников (около 20 человек). Организаторы оперативно реагировала на технические замечания. Так высказанное нами предложение о необходимости выкладывать текстовые версии лекций, наряду с видео лекциями, практически было реализовано за два дня. Этот компонент курсов МООС особенно важен для иноязычной аудитории. Завершили курс чуть меньше 10 процентов участников (меньше тысячи человек), что характерно практически для всех МООС. В своей будущей работе со студентами университета мы рекомендовали им выбрать именно этот курс, поскольку он был организован на высоком уровне.
В технологии МООС многие участники могут быть наблюдателями за процессом, что само по себе дает представление о технологии и содержании курса. Такая роль была выбрана нами в курсе «Inspiring Leadership through Emotional Intelligence» (Case Western Reserve University).
Осенью 2013 года мы попытались пройти новый курс на Курсере по теме «Blended Learning: Personalizing Education for Students», который организовывался представителями трех образовательных организаций США, сотрудничающих между собой (New Teacher Center, Silicon Scools Fund, Qayton Chirstensen Institute). Итогом освоения курса должен был быть видео проект модели смешанного обучения на английском языке. Без этого невозможно было получить сертификат. Важным компонентом курса стала работа на форумах и обсуждение содержания курса через комментарии, вопросы и собственное мнение с другими участниками. Преподаватели давали качественный материал в видео лекциях, целостно рассматривая модели смешанного обучения через управленческие, финансовые, технические и психологопедагогические аспекты, но не участвовали в работе форумов. Это не мешало нам в освоении материала. Модели смешанного обучения обсуждались на уровне отношений студента и преподавателя, особенно были интересны некоторые междисциплинарные аспекты, которые связаны с программным обеспечением. В
ходе работы на форумах каждый участник мог увидеть рейтинг 100 наиболее продуктивных участников курса. Личный опыт позволил войти в этот рейтинг, однако мы не смогли в ходе курса выполнить проект. Требования появились в середине курса, для его выполнения была необходима интеграция технических, языковых, психологических и педагогических аспектов. В отведенное время мы оказались не готовы представить результат и лишь педагогический аспект (знаю, что показать?) не вызывал трудностей. Готовность говорить перед студентами на английском языке, снять ролик про себя и быстро овладеть технологиями для монтажа видео отсутствовала. В конце курса, анализируя проекты участников, мы обратили внимание, что некоторые слушатели решили эту задачу за счет текстовых заставок на английском языке, имея опыт владения нужными компьютерными технологиями. Этот курс обозначил для нас возможную перспективу личностного профессионального развития.
Опыт обучения в этом МООС показал практическую популярность LMS MOODLE в системах образования разных стран мира. Вопрос бесплатности, свободы и доступности технического средства является важным условием его использования в образовательном процессе и в модели смешанного обучения, в частности.
Примеры включения массовых открытых онлайн курсов в образовательный процесс университета. Рассмотрим варианты использования МООС в учебных курсах для студентов и в курсах повышения квалификации преподавателей университета. Цель не только использовать, но начать осваивать эту технологию, обеспечивая развитие университета на другом качественном уровне. Представленная ранее модель сотворчества (Рис.1) очерчивает важные компоненты этого процесса и учитывает особенности МООС как совместной творческой задачи.
I. В работе со студентами университета. Подобный опыт возможен в большинстве учебных курсов. Остановимся на важных нормативных аспектах на примере курса «Социальная педагогика» (социолого-психологический факультет, 7 семестр). Трудоемкость учебной дисциплины 180 часов (5 кредитов, экзамен). Из них: 36 часов - лекции, 18 часов - семинарские занятия, 126 часов - самостоятельная работа. Планируемая трудоемкость учебной нагрузки преподавателя практически в два раза меньше: 36 лекций, 18 семинарских занятий (36 часов с учетом двух групп), 2 часа консультаций и 14 часов - экзамен. В некоторых случаях факультеты планируют самостоятельную работу под руководством преподавателя, и она входит в карточку учебных поручений. В нашем случае нормативное время итогового контроля было использовано для промежуточного контроля.
Важное методическое условие, которые должен выполнить преподаватель, предполагающий использовать дистанционные технологии и МООС. В рабочей программе учебной дисциплины необходимо записать особенности изучения курса с использованием дистанционных технологий и проектной деятельности. Его выполнение полностью зависит от мастерства конкретного преподавателя, обсуждения и утверждения рабочей программы на соответствующей кафедре и факультете. Отметим еще раз, что по ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации» преподаватель имеет право свободно выбирать формы и методы преподавания.
На установочной лекции учебного курса преподаватель рассказывает об особенностях очно-дистанционного обучения. Важным инструментом организации работы является использование LMS MOODLE (все студенты регистрируются в среде курса) и реализация одной из стратегий (трудоемкость для студента не меньше 50 часов). Эти элементы помогают создать индивидуализацию образовательного процесса, учитывают планируемую трудоемкость деятельности преподавателя и обеспечивают преподавание с учетом компетентностного подхода. В объемных по времени курсах (от 3 кредитов и выше) мы предлагаем студентам стратегические направления, которое так или иначе могут быть ориентированы на будущее личностное развитие [12].
Что такое стратегия изучения учебного курса? Одно из определений стратегии (гр. strategia - stratos войско + ago веду) - это «искусство планирования, руководство, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах», другое предполагает составную часть военного искусства, «охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне и ее ведения» [17]. В образовательном смысле это понятие должно быть ориентировано на возможное профессиональное самоопределение и помощь в этом. В курсе «Социальная педагогика» студентам (44 человека) было предложено три стратегии на выбор:
1) взаимодействие с ПВН УВД (Подразделения по делам несовершеннолетних УВД). Основная задача получить представление о профессиональной деятельности инспектора и на практике осмыслить и понять некоторые вопросы социальной педагогики (выбрало 20 человек);
2) научно-исследовательская деятельность по социальной педагогике и подготовка тезисов для публикации на студенческую конференцию ИвГУ «Молодая наука» (8 человек);
3) практическое знакомство и освоение технологии МООС как перспективной технологии социального образования (7 человек).
Традиционный итоговый экзамен сдавали 9 человек, так как не смогли набрать необходимое количество баллов во время промежуточного контроля, не реализовали стратегию или по разным причинам не получили согласованный с преподавателем и группой результат деятельности.
Каждая группа студентов опиралась на групповую работу, а затем представляла свои результаты в ходе завершающего этапа учебного курса как очно (на лекции), так и дистанционно через среду MOODLE (скриншоты своих результатов, материалы тезисов и описание деятельности в ПВН УВД).
По стратегии МООС студентами были выбраны следующие курсы: «Introduction to communication science» - 2 человек, «Foundations of Psychology» - 4 человека, «Creating Emotionally Supportive Classrooms» - 1 человек. Все студенты успешно завершили их и получили цифровые сертификаты, которые были представлены в среде MOODLE.
Элемент стратегии может способствовать изучению и использованию технологи МООС в любой учебной дисциплине. Что дает такой подход вузу? И преподаватели, и студенты получают представление об этой технологии, содержание учебного курса в университете обогащается технологией МООС. Преподаватель и вуз может сравнить качество и уровни преподавания на глобальном уровне дистанционных возможностей, выбрать оптимальный путь своего собственного развития, учитывая риски и преимущества этой технологии и т.д.
II. Параллельно подобная модель организации учебного курса на основе стратегий развивалась в курсах повышения квалификации преподавателей университета (тема "Современные образовательные технологии"), руководителем которых был автор статьи (октябрь-декабрь 2013 г.). Преподавателям было предложено три стратегии: 1) регистрация баз данных; 2) создание учебного курса в среде MOODLE (базовый уровень); 3) знакомство с технологией МООС и их возможное освоение. Отметим, что 6 человек из 20 участников (основной состав преподаватели факультета романо-германской филологии) выбрали технологию МООС. Преподаватели прошли курсы в разных университетах на основе личного самоопределения. Выбор преподавателей был сделан в пользу следующих курсов: «The Kennedy Half Century» (Virginia University), «William S. Burroughs' Short Class on Creative Reading» (Nagora University), «Introduction to Psychology» (San Jose State University), «E-Learning and Digital Culture» (Edinburgh University), «ColWri2.1x College Writing 2x: Principles of Written English» (Berkeley University), «Introduction to Communication Science» (Amsterdam University). Выбор преподавателей отражает специфику их преподавания в университете.
Мнения о степени организации курсов разные. Но практически все выделяют одну особенность МООС - это личное ожидание получить оценку преподавателя курса, а этого не происходит. В лучшем случае эти функции берет на себя коллективный субъект - объединение таких же участников. Оценку можно получить через тестирование и работу на форумах.
Технология МООС разнообразна, каждый курс дает не только новое содержание, но и новые методы и приемы. Базовые компоненты МООС схожи, даже если вы используете разные сети МООС. Приступая к их освоению важно понимать, что вы можете принимать участие в междисциплинарных проектах. Вы должны быть готовы взять на себя инициативу по организации нужного образовательного пространства из таких же участников как вы, и тогда эта технология будет более эффективной. Наряду с традиционной установкой получить знание, вы будете носителем этого знания и возможно возьмете на себя некоторые организаторские функции взаимодействия с такими как вы участниками. Лидерство и организаторские способности - важная черта для успешного освоения МООС. Это существенное положение как для преподавателей, так и для студентов.
Вопрос использования коллективного субъекта в МООС и дистанционных образовательных технологиях достаточно перспективный. Подобные педагогические технологии активно использовались в очной коллективной творческой деятельности, в работе с временными коллективами (например, опыт ВДЦ «Орленок»). Эти направления представлены в достаточном количестве диссертаций по педагогике и психологии. На локальном уровне, имея доступные технические средства (например, форум) можно сформировать межфакультетские группы студентов по решению близких проблем в условиях учебных курсов, которые изучаются под руководством одного преподавателя в одном семестре. Вопрос привлечения других преподавателей к подобному взаимодействию требует согласования единых педагогических требований, что не всегда можно обеспечить в реальном образовательном процессе даже одной кафедры.
Идея межфакультетских проектов используется нами давно. Ранее такие проекты проводились на основе рассылок электронной почты. Направления проектов должны быть актуальными для совместной разработки студентов разных факультетов и быть связаны с содержанием учебного предмета. В 2013 году к ней были привлечены студенты разных факультетов и она организовывалась в условиях открытого форума Ивановского государственного университета (http://ivamvo.ac.m/fomm/viewfomm.php?f=34&sid=40ede4a21794dc3dcd3640d235f9fe ad). Свои коррективы в эту работу внес и личный опыт освоения МООС. В деятельности участвовали студенты социолого-психологического факультета 2 курса - 28 чел. (курс «Основы социального образования»); математического факультета 2-3 курса - 70 чел. (курс «Психология и педагогика»), физического факультета 2 и 4 курса - 28 чел. (курс «Современные информационные технологии в учебном процессе»), исторического факультета, магистратура 1 курс - 7 чел. (курс «Практикум педагогического мастерства»).
Анализ и оценка разработки
1. Перспективная модель дистанционного обучения должна учитывать разные типы обучения: сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное, развивающее и личностно-ориентированное, которые давно описаны и разработаны отечественной педагогикой и рассматривались учеными как конкретные технологии обучения. Каждый тип может быть представлен в дистанционных технологиях и развиваться электронной дидактикой. Например, опыт использования MOODLE показывает, что его возможности позволяют выстроить
учебный курс, используя разные типы обучения. И основной вопрос - это преподавание конкретного преподавателя. Творческий стиль преподавателя, тип выбранного обучения задает правила обучения и МООС не является исключением в этом.
2. МООС как перспективное явление может изменить облик высшего образования и качество преподавания в российских вузах. Эту технологию можно успешно использовать конкретному преподавателю, способному к творческому развитию и ориентированному на сотворчество со студентами и другими преподавателями.
3. Важным аспектом МООС и дистанционного обучения вообще является роль коллективного субъекта обучения, который формируется на основе разной специфики организации курсов. Именно это явление создает важный контекст самоорганизующейся системы обучения. Педагогические способы организации такой работы давно разработаны отечественной педагогикой. Вопрос технической основы перспектив такого обучения должен быть связан с вариантами самоопределения в группах. Например, как обеспечить эффективное дистанционное распределение по группам многотысячной, многонациональной, разнопрофильной группы участников? Или как технически обеспечить возможную ротацию внутри групп во время обучения? Как оценить такую работу? Роль каждого в групповой деятельности? Как автоматически обеспечить объективную оценку творческих текстов и постов на форуме? Как на основе компьютерных технологий дать оценку деятельности слушателей (студентов) по составлению коллективного текста в ВИКИ? На наш взгляд, именно эти направления следует технически решать в перспективной модели дистанционного обучения. Возможно, усиливая технические основы развития LMS (и TMS) с открытым кодом, например, таких как МOODLE.
4. При современном развитии дистанционных технологий качество образовательного процесса в вузе зависит от конкретной роли преподавателя и его способности творчески использовать методы, формы и технологии, давно наработанные педагогической наукой. Готовность преподавателя обучаться, выходить за границы своей научной области и использовать междисциплинарные связи позволяет ему соответствовать быстро меняющемуся миру.
Заключение
1. В России дистанционные технологии до сих пор развиваются на основе «педагогического» и «технического» подхода. Вопрос эффективности развития возможен только на основе взаимной обусловленности и «со-изобретения» (англ. то-invention, термин используется с 2002 г., введен Bresnahan T.). «Со-изобретение состоит во взаимной адаптации технологии и организации, использующей последнюю» [1]. Возможно в этом случае более уместно использовать термин "сотворчество" (в англ. ^creativity), который в 20 веке появился в России.
2. Уточнение терминологии. Термин "смешанное обучение" не совсем точно отражает суть очно-дистанционной методики, которая, например, используется в очном обучении. Возможно еще раз сравнить эти явления. Термин "электронная дидактика" ограничивает воспитательные аспекты дистанционного образования. Уже есть понятия "дистанционное воспитание", "электронное воспитание" "электронное (дистанционное) образование" и "электронное (дистанционное) обучение". Англоязычный термин "оn-line learning", не совсем соответствует полноте дистанционного обучения в России. А как быть с обучением ой^-Мш? Или только термин "электронное обучение"(e-learning), электронное образование (e-еducation) является согласованным международным понятием? В качестве возможной перспективы можно предложить разработку единого терминологического аппарата
основных понятий участников научного сообщества, которые так или иначе сотрудничают с журналом "Образовательные технологии и общество" с учетом новых перспектив глобального образования и нашей взаимодополнительности. Эта деятельность должна строится на междисциплинарной основе.
3. Исключительную важность для себя мы считаем дальнейшее развитие возможностей дистанционных образовательных технологий с учетом роли коллективного субъекта. Сочетание различных само- и взаимо-процессов, происходящих в дистанционных образовательных технологиях. Как решить важную педагогическую проблему согласования возможностей личности и коллектива (группы, сообщества, временного коллектива) в дистанционных технологиях? Как эффективно обеспечить соуправление в университетском сообществе на локальном уровне? Дальнейшая перспектива очно-дистанционных межфакультетских проектов студентов и развитие соуправления в них.
4. Методические рекомендации вузам. Разработка стратегий вузов с учетом лингвистической компетенции и использования технологий МООС. Интересны перспективы развития проекта о роли профессиональной иноязычной коммуникации, например, на основе МООС. Пример «Концепции развития лингвистического образования в Самарском государственном техническом университете» представлен в работе И.Н. Розиной [11]. Изучение языка на основе технологии МООС, может помочь построить перспективные зарубежные отношения, если содержание курса располагает к этому, а преподаватель проявляет творческую инициативу.
5. Возможная организация региональной деятельности университета по организации дистанционной деятельности для школ, с учетом технологий МООС и смешанного обучения.
6. Дальнейшее изучение и освоение технологии МООС вместе со студентами, используя модель сотворчества.
Литература
1. Скрипкин К.Г. Эффективность ИТ и организационные изменения в современном российском вузе // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013, том 16, №2, С. 573-586. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i3/html/11.htm
2. Мишнев Б.Ф., Филь Н.П., Скворцов А.А. Опыт внедрения и перспективы развития
дистанционного обучения в TSI // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 2013. том 16, №4, С. 475-492.
http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i4/html/15.htm
3. На Coursera появились русскоязычные курсы. Лента.ру Режим доступа 24 октября 2013 http ://lenta. ru/news/2013/10/24/coursera/.
4. Артеменко В. Б. МООС и мониторинг качества жизни населения регионов Украины // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 2014, том 17, №1, С. 374-384. http://ifets.ieee.org/russian/periodical/izgurn.htm
5. Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006 - 2010 годы» // Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803. http://old.fcpro.ru/
6. Система информационного обеспечения электронного обучения в вузах // Система мониторинга электронного обучения http://monitoring-el.ru/
7. Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения // Министерство образования и науки Российской Федерации http://smartlearn.ru/
8. Об Образовании в Российской Федерации ФЗ № 273, 29 декабря 2012 Сайт Министерства образования и науки. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D1%8B/2974
9. Сомов Я. М. Тренды в образовательной среде (памятка для вуза). http://habrahabr.ru/post/162793/
10. Захарова О. А. Развитие корпоративного обучения: от «e-Learning» до «we-Learning» // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 2013, том 16, №2, С.529-546. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i2/html/13.htm
11. Розина И Н Результаты опроса исследовательского проекта НОПАЯз «English for Specific Purposes” // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 2013, том 16, №2, С 547-561. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i2/html/14.htm
12. Нилова С.В. Сотворчество в образовательном процессе университета. Дис. ... канд. пед. наук. Иваново, 1999. - 256 с.
13. Нилова С.В. Сотворчество как форма образовательной компьютерно-
опосредованной коммуникации в университете // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society), 2005, том 8, № 2. С. 289-297.
http://ifets.ieee.org/russian/depository/v8_i2/html/7.html
14. Печников А. Н. E-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна //
Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 2013, том 16, №4, С. 326-343.
http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i4/html/4.htm.
15. Ситников В.Л. Педагогические истоки современной психологии командообразования. Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена. 2012. № 148. С. 51-60.
16. Колин К.К., Нилова С.В. Сетевые сообщества -эффективный механизм развития гражданского общества Научная сессия Московского инженерно-физического института. 2004. Т. 6. С. 44.
17. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. С. 582-583.