Научная статья на тему 'Сотворчество как путь информатизации образовательного пространства'

Сотворчество как путь информатизации образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОТВОРЧЕСТВО / ТЕХНОЛОГИИ МООС / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилова С. В.

В статье рассматривается сотворчество как процесс взаимообусловленного творческого развития различных участников образовательного пространства. Рассматриваются некоторые направления деятельности и информатизации образовательного процесса университета, которые могут быть реализованы через сотворчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотворчество как путь информатизации образовательного пространства»

12. Istorii klientov - Google Apps dlya uchebnyh zavedeniy [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.google.ru/intx/ru/enterprise/apps/education/ customers.html

13. Gmail [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wiki-pedia.org/wiki/Gmail

14. Google Kalendar' [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Kalendar'

15. Obzor Google Diska [Elektronnyj resurs]. URL: https://support.google.com/drive/answer/2424384 ?hl=ru&topic= 14941&rd=1

16. Dokumenty Google [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Docs

17. Sayty Google [Elektronnyj resurs]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Sayty_Google

18. Produkty - Google Apps dlya uchebnyh zavedeniy [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. google.ru/intx/ru/enterprise/apps/education/pro-ducts.html#vault

19. Simonova I.V. Opyt organizatsii raboty sluzhby soprovozhdeniya obrazovaniya na osnove ob-

lachnyh servisov Google Apps // Informatika i obrazovanie. 2014. № 3.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF CLOUD TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

A.Yu. Sirotkin

Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: ms12008@rambler.ru

The article discusses the pedagogical potential of cloud technologies in higher education: the merits of their use for student and instructor resources cloud technology to store educational information, discusses the benefits of using various tools Google Apps in the university and their connection algorithm for the educational process.

Key words: use of cloud technologies in education, tools, cloud technologies, cloud data storage.

УДК 004.7

СОТВОРЧЕСТВО КАК ПУТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

С.В. Нилова

Ивановский государственный университет, Россия, г. Иваново. e-mail: svnil@narod.ru

В статье рассматривается сотворчество как процесс взаимообусловленного творческого развития различных участников образовательного пространства. Рассматриваются некоторые направления деятельности и информатизации образовательного процесса университета, которые могут быть реализованы через сотворчество.

Ключевые слова: информатизация, образование, сотворчество, технологии МООС, открытое образовательное пространство.

Сотворчество - процесс взаимообусловленного творческого развития различных участников образовательного пространства, которое обеспечивает совместное решение практических и теоретических задач быстро меняющегося мира в условиях глобализации и открытости. Рассмотрим некоторые направления деятельности и информатизации образовательного процесса университета, которые могут быть реализованы через сотворчество.

1. Сотворчество преподавателя и студентов на основе изучения технологии МООС (Massive Open Online Courses). Вопрос новой глобальной технологии международного непрерывного образования весьма перспективен для сотворчества конкретного препода-

вателя университета, который совершенствует качество своего образования и преподавания. Содержание курсов МООС позволяет обеспечить взаимное развитие студентов и конкретного преподавателя, который их использует. Это позволяет расширить образовательный потенциал на содержательном и технологическом уровне, оценить уровень преподавания в зарубежных вузах, усовершенствовать личную методику преподавания. К теме МООС мы обращались ранее [1], поэтому рассмотрим другие направления сотворчества.

2. Внедрение и использование свободного программного обеспечения (СПО) в образовательный процесс школы и вуза. С 2008 г. студенты физического факультета Иванов-

ского государственного университета изучают и внедряют разные образовательные возможности различных дистрибутивов Linux на базе школы № 20 г. Иванова. Деятельность студентов обусловлена содержанием учебного курса «Современные информационные технологии в учебном процессе» и осуществляется через коллективные или индивидуальные проекты. Каждый раз выбор задач использования того или иного СПО является новой как для преподавателя, так и для студентов. Это позволяет обеспечить последовательное развитие информатизации образовательного пространства школы и развивать совместную деятельность на творческой основе. Отдельные аспекты сотворчества представлены на открытом форуме «Молодая наука» ИвГУ в разделе «Свободное ПО в системе образования» (http://ivanovo.ac.ru/ forum/viewtopic.php?f=28&t=31).

3. Открытый форум университета и сетевые межфакультетские проекты как направления сотворчества. Нами были обозначены пять перспективных направлений межфакультетских объединений: 1) «Открытое образовательное пространство: региональные, федеральные и международные уровни»;

2) «Стратегия развития университета: сайт и сравнительный анализ развития вузов»;

3) «Статус преподавателя: от школы до вуза»; 4) «Партнерство в образовании: от родителей учеников до представителей бизнеса»; 5) «Свободное программное обеспечение в образовании: от Linux до облачных технологий». Форум является площадкой для представления теоретических и практических вопросов, которые могут стать инструментом выбора актуальных исследовательских задач для других студентов в будущем.

Например, тема СПО стала предметом обсуждения в рамках межфакультетских дистанционных проектов на форуме (http:// ivanovo.ac.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=149) весной 2013 и 2014 гг. Это позволило актуализировать дальнейшее самостоятельное изучение этой темы студентами математического факультета, так как на факультете существует проблема ориентации содержания учебного процесса на изучение одной операционной системы без перспективной вариативности. Последующее самостоятельное изучение темы СПО возможно через техно-

логию МООС. Так, в качестве перспективы студентам можно рекомендовать курс «Introduction to Linux» от еdХ (https://www.edx. org/course/linuxfoundationx/linuxfoundationx-lfs 101x-introduction- 1621#.U5AV498o7FZ) и показать некоторые интересные способы освоения новых знаний и умений.

Форма объединения студентов в межфакультетские группы и включение этого вида деятельности как элемента учебных дисциплин позволяет расширить образовательный потенциал учебных предметов, использовать взаимообучение на межпредметной основе и построить интересную сетевую учебную работу, заданную условиями межфакультетских проектов. Сам по себе форум университета и его включение в учебную дисциплину может быть отдельным направлением информатизации образования. Открытые образовательные форумы университетов позволяют обеспечить преемственность и поступательное развитие студенческих проектов и исследований в том или ином направлении, включая стратегические вопросы, требующие особого внимания. В будущем ресурсы обсуждения могут помочь в выборе актуальных тем студенческих курсовых и дипломных работ.

Организация работы межфакультетских форумов может быть осуществлена на основе распределенной деятельности младших и старших курсов, включая студентов магистратуры. Так, в организации форумов 2014 г. модераторами были студенты магистратуры исторического факультета, которые сопровождали межфакультетские темы и выполняли функцию сетевых преподавателей для своих межфакультетских групп. Фасилита-торы, студенты 4-го курса физического факультета, помогали создать условия для обсуждения теоретических и практических вопросов. На основе личной деятельности студентов физического факультета было проведено исследование роли сетевых преподавателей и фасилитаторов (студенческий координатор Н. Скобелева). Студентами были выработаны критерии оценки деятельности: взаимодействие участников, индивидуальная активность, стиль речи, грамотность. Свое исследование студенты представили на очном этапе студенческой конференции «Молодая наука в ИвГУ».

Отдельный вузовский преподаватель может быть организатором подобной межфакультетской деятельности. Важное условие ее осуществления - проектирование учебных курсов, включенных в индивидуальную карточку учебных поручений преподавателя, с учетом межфакультетских проектов. В этом случае преподавателю следует рассматривать свои курсы не как самостоятельные предметы, а как совокупность некоторых сквозных практико-ориентированных задач, которые могут изучаться студентами разных факультетов и в тех аспектах, которые непосредственно связаны с содержанием курсов и возможным развитием разных субъектов (студента, студенческой группы, университета, школы, региона и т.д.). В этом случае эти сквозные задачи становятся направлениями сотворчества.

4. Другим аспектом сотворчества может быть использование LMS MOODLE (англ. Learning Management System), которая установлена на сервере ИвГУ и работает на основе свободной лицензии. Заметим, что личный опыт участия и использования МООС в образовательном процессе университета [1] показал популярность этой системы в различных странах. Традиционные пути дистанционного обучения и преподнесения материалов преподавателем в виде классических лекций, индивидуальных заданий, презентаций и тестов широко применяется вузовскими преподавателями. Однако, на наш взгляд, наиболее перспективным является использование коллективных форм работы, например совместной работы с глоссарием курса, форумами и ВИКИ. Но вопрос проверки таких творческих работ занимает достаточно времени преподавателя. Как автоматизировать эту деятельность?

В образовательном процессе университета некоторые аспекты изучения и доработки этой LMS могли бы обеспечить развитие навыков программирования. Например, как автоматизировать процесс проверки творческих текстов, которые представляют студенты через MOODLE в форумах или ВИКИ? Как проверить на плагиат и (или) компиляцию студенческие работы, которые, например, загружаются студентами индивидуально в MOODLE (элемент «Задание»)? Подобное техническое решение при подготовке сту-

дентов в области ГГ может быть предметом сотворчества и стать интересным решением сообщества, которое объединено свободной системой MOODLE.

С проблемой студенческих компиляций мы столкнулись при выполнении индивидуальных заданий по экспертизе сайтов образовательных учреждений (курс «Психология и педагогика» на математическом факультете 2-го курса, 40 человек). Это задание позволяет разнообразить однотипные упражнения на основе вариативности ресурсов школ и вузов. Сравнительные характеристики сайтов школы и вузов разных регионов и стран позволяют расширить образовательный потенциал и обеспечить мониторинг образовательной системы региона в Интернете. Свой выбор школы студенты представляли в ресурс ВИКИ системы MOODLE, каждый мог видеть самоопределение друг друга. Рассмотрим требования к этому заданию подробно.

Сайт школы представляет информацию по различным направлениям. Для экспертизы важно понимание студента о направлениях модернизации образования (независимая оценка качества образования, сетевое взаимодействие, новая система оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование, государственно-общественное управление, введение новых стандартов, работа с одаренными детьми, здоровьесберегающие технологии и т.д.). Основным источником информации являются локальные акты, публичный доклад школы, новости и события, которые выложены на сайте. В своей работе студент должен включить оценку соответствия информации сайта положениям ФЗ «Об Образовании в РФ» (ст. 29 «Информационная открытость образовательной организации»). Задание может быть непосредственно связано с мониторингом публичной отчетности образовательных учреждений с применением информационно-коммуникационных технологий.

Структура работы предполагает оценку деятельности школы на основе школьного сайта и учитывает 3-5 направлений модернизации образования. Объем работы от 20 предложений. С сайтов можно копировать любую информацию и использовать ее в тексте работы, но важно обратить внимание на пра-

вильное оформление ссылок. Не стоит копировать целые таблицы, схемы, важно выбрать нужную информацию. Аналитическую справку необходимо выложить в среду МООDLE до определенного времени через элемент «Задание». Оценка работы проходит на основе содержательного критерия (соответствия текста заданию и наличия выводов), техническому критерию (форматирование текста, верное оформление ссылок), временного критерия (выполнение задания в отведенные сроки).

Для некоторых студентов выполнение этого задания стало формой компиляции, когда к одинаковому тексту подставляются ссылки других школ. Чтобы сделать этот ресурс максимально персонализированным, необходимо усовершенствовать способы автоматической проверки и, как мы сказали ранее, возможно доработать систему, добавив блок проверки на плагиат. На первом этапе разработки достаточно это сделать на уровне отдельного курса и уже загруженных работ в систему.

Важным элементом МООDLE является глоссарий, который может быть представлен в любом учебном курсе и может создаваться коллективно со студентами. Работа с этим элементом позволяет формировать исследовательскую культуру и умение работать с электронными библиотеками. Рассмотрим вариант задания из личного опыта преподавания. Глоссарий заполняется исключительно на основе электронной научной библиотеки Elibrary.ru. Студентам необходимо зарегистрироваться в библиотеке и выбрать термин для работы. Выбор терминов должен быть с учетом предварительного просмотра глоссария и уже выложенных работ. В библиотеке студенты используют вкладку «Поисковые запросы». Важно уточнить количество полученных результатов по выбранному термину и включить этот результат в комментарий к понятию. На основе нескольких (от 3) открытых научных работ студент приводит сущностные характеристики понятия, используя возможности строгого цитирования. Текст должен быть отформатирован, предпочтительно использовать один стиль, ссылки на источники должны быть верно оформлены в комментариях к понятию. В задании преподаватель приводит образец

оформления глоссария. Возможно усложнить задание и предложить использовать ресурсы авторефератов и диссертаций электронной библиотеки диссертаций (http://www. dissercat.com/). Это задание особенно актуально для студентов магистратуры.

При работе студентов сразу определяется уровень исследовательской культуры. Студенты забывают ставить кавычки, не умеют оформлять литературу и последовательно выстраивать важные компоненты библиографической ссылки. Если студентам предлагается самостоятельно выбрать термин, то некоторые не всегда готовы представить термин именно изучаемой дисциплины (например, «Педагогика» и «Социальная педагогика»). Тогда преподаватель предлагает дополнительные пояснения. Деятельность студентов следует оценивать только после 100-процентного выполнения всех указанных требований, после этого совместно созданный ресурс можно использовать в изучении учебного предмета в будущем.

В 2013-2014 гг. мы использовали MOODLE по семи разным курсам на математическом, физическом, историческом и со-циолого-психологическом факультетах. По результатам курсов студенты отмечают плюсы обучения через MOODLE. Однако новый вид заданий требует времени на осмысление способа работы с информацией и у студентов формируется представление, что трудоемкость курса значительно увеличивается. На начальном этапе и у преподавателя без универсализации отдельных педагогических приемов и методов уходит много времени. Какой стандартный набор действий в MOODLE важно уметь выполнять вузовскому преподавателю? Необходимо освоить: способы записи студентов на курс (или запись вручную как основной); работу с элементами и ресурсами (выбор оптимального набора на начальном этапе работы с MOODLE); оценки и варианты работы с тестами, базой вопросов; в случае необходимости редактирования ресурса умение работы с кодом; экспорт и импорт элементов (опыт такого действия помогает экономить время при подготовке курсов); сохранение ресурсов курса; ограничения деятельности преподавателя курса и роль администратора системы MOODLE в конкретном универси-

тете (необходимо построить эффективную коммуникацию с администратором системы).

При параллельной работе с несколькими курсами преподавателю важно оптимизировать свою деятельность до уровня некоторых стандартных решений, которые могут помочь в организации любого курса на основе MOODLE, и тогда появляется время на решение перспективных задач сотворчества как очного, так и дистанционного.

5. Интересным направлением сотворчества может стать отдельное направление «Тестирование в образовании», «Стандартизация в образовании». Из опыта деятельности со студентами физического факультета в курсе «Современные информационные технологии в учебном процессе». Этот проект предполагал разное содержание и сравнительные характеристики возможных тестовых программ и организацию тестирования от момента технической подготовки оборудования и теста до окончательной оценки учащегося за тест. Так, в нашем случае этот проект включал следующие важные элементы: практическую организацию тестирования в школе на основе ГTEST, настройку сервера и клиента, подготовку тестов, проведение тестирования с учащимися и организацию методического занятия для учителей школы. А также изучение различных программ для организации тестирования как сравнение возможностей и особенностей ГTEST, MуTEST, облачных сервисов (например, http://learningapps.org/), MOODLE и обоснование выбора оптимального решения для будущей профессиональной деятельности учителя и деятельности вузовского преподавателя в сложившейся ситуации в университете. Совместно был сделан вывод, что при наличии сервера MOODLE в университете путь создания тестов в этой системе наиболее оптимален. Однако подготовка хорошего теста требует от преподавателя достаточного времени и знаний основ педагогической квалиметрии. Иногда целесообразно включать в проектную деятельность студентов подготовку тестов для других курсов с их последующим проведением и оценкой.

Любопытным аспектом проекта «Тестирование в образовании» может быть использование готовых тестов, которые уже выложены в Интернете. Воспользуемся личным

опытом изучения МООС. Во время нашего дистанционного обучения в курсе «University Teaching 101» в Университете Джонса Хоп-кинаса [2] преподаватели представили интересные ресурсы по изучению стилей обучения, которые используются в системах образования разных стран. Это тесты: «Index of Learning Styles Questionnaire» [3] и «VARK (Visual, Aural, Read/Write, and Kinesthetic)» [4]. В результатах тестов представляется модель доминирования по различным параметрам: активное/пассивное познание (active/reflective); чувственное/интуитивное познание (sensing/intuitive); визуальное/вербальное познание (visual/verbal); детальное/глобальное познание (sequential/global) и выявляется стиль предпочтительного обучения. Однако вопрос дальнейшего использования этих тестов, даже при открытом доступе в Интернет, предполагает разобраться с вопросами авторских прав и условий его бесплатного использования. Подобные ресурсы могут стать началом рассмотрения большого блока информации, который связан с авторским правом в разных странах. На сегодняшний момент следует признать, что преподаватели университетов РФ недостаточно компетентны в этих вопросах.

Проект «Стандартизация в образовании» имеет перспективный потенциал для сотворчества, если направить совместную исследовательскую деятельность на развитие системы качества профессионального образования с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов. Интересно дополнить это направление некоторыми условиями движения «Worldskills» (www. worldskills.org). Так, например, требования к системному администратору (IT Network Systems Administration, http://www.worldskills. org/index.php?option=com_content&task=view &id=301&Itemid=429) могут быть перспективными практико ориентированными задачами и для высшей школы, несмотря на их возможное описание для среднего профессионального образования. Развитие этого движения может быть яркой перспективой для конкретного вуза, РФ предполагает претендовать на проведение мирового чемпионата WorldSkills International в 2019 г. в России (конкретно - в Казани).

Среди стратегических задач сотворчества в региональных вузах могут быть направления, которые связаны с развитием региональных систем образования и сравнением эффективности вузов одного субъекта РФ; c изучением программ модернизации системы профессионального образования региона и возможного объединения учреждений профессионального образования кластерного типа. Информатизация в образовательном пространстве региона предполагает эффективное партнерство, сотрудничество и сотворчество.

Литература

1. Нилова С.В. Массовые открытые онлайн курсы в образовательном процессе университета // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 2. С. 555-568. URL: http://ifets. ieee.org/russian/periodical/V_ 172_2014EE. html

2. Pamela R Jeffries, David W. Andrews. University Teaching 101 // Johns Hopkins University. Coursera. 2014. URL: https://www.coursera.org/ course/univteaching101

3. Barbara A. Soloman Richard M. Felder. Index of Learning Styles Questionnaire // North Carolina State University. URL: http://www.engr.ncsu. edu/learningstyles/ilsweb. html

4. Neil D Fleming The VARK // Christchurch, NewZtland.ru. URL: http://www.vark-learn.com/ english/page.asp?p=questionnaire

References

1. Nilova S.V. Massovye otkrytye onlayn kursy v obrazovatel'nom protsesse universiteta // Obra-zovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2014. T. 17. № 2. S. 555-568. URL: http://ifets.ieee.org/ russian/periodical/V_ 172_2014EE. html

2. Pamela R Jeffries, David W. Andrews. University Teaching 101 // Johns Hopkins University. Coursera. 2014. URL: https://www.coursera.org/ course/univteaching 101

3. Barbara A. Soloman Richard M. Felder. Index of Learning Styles Questionnaire // North Carolina State University. URL: http://www.engr.ncsu. edu/learningstyles/ilsweb. html

4. Neil D Fleming The VARK // Christchurch, NewZtland.ru. URL: http://www.vark-learn.com/ english/page.asp?p=questionnaire

COAUTHORSHIP AS A WAY INFORMATION EDUCATIONAL SPACE

S.V. Nilova

Ivanovo State University, Ivanovo, Russia. e-mail: svnil@narod.ru

This article discusses the co-creation as a process of creative development of mutually different participants in the educational space. Discusses some activities and information of the educational process of the University, which can be realized through co-creation.

Key words: Information, education, co-creativity, technology, MEP, open educational space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.