Разработка и реализация дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования
Шлат Наталья Юрьевна, к. п. н., доцент кафедры педагогики и психологии начального и дошкольного
образования,
«Псковский государственный университет» ул. Владимирская, 5в-99, д. Родина, Псковский р-н, Псковская обл., 180024
+7 (953)2382897 [email protected]
Орлов Александр Олегович, ассистент кафедры педагогики и психологии начального и дошкольного образования, «Псковский государственный университет» мкр-н Молодежный, 11-13, д. Карпово, Островский р-н, Псковская обл., 181301
+7 (911) 3897897 [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются механизмы разработки и внедрения дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования. Анализируются особенности, проблемы и перспективы взаимодействия разработчиков и адресатов дистанционного обучения с учетом специфики их профессиональной деятельности; описана структура и содержание сайта дистанционного образования.
Представленный в статье материал апробирован в ходе реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации на базе Псковского государственного университета.
The article deals with the mechanisms for the creation and implementation of distance training courses for teachers of preschool education, discusses the features, problems and prospects of cooperation of developers and users of distance learning, taking into account their specific professional activities; describes the structure and content of the site for distance education.
Submitted material tested in the course of the additional professional development programmes on the basis of the Pskov State University.
Ключевые слова
дистанционное обучение, повышение квалификации, дошкольное образование, компьютерное тестирование;
distance learning, professional development, preschool education, computer testing.
Введение
В соответствии с «Национальной Доктриной развития Образования до 2025 г.» в качестве ключевых направлений развития информационных технологий в образовании выделяют интенсивное обновление технологий обучения и расширение
межкультурной коммуникации, и, следовательно, развитие информационной компетентности участников образовательного процесса.
По оценкам экспертов из различных профессиональных сфер, дистанционное образование является самой перспективной формой подготовки и переподготовки специалистов в XXI в. Мы согласны с А.А. Щедриной [1], что дистанционное обучение позволяет учащемуся действовать в активной роли даже в условиях фронтального массового обучения. Это выражается в том, что преподаватель становится консультантом, дает список литературы, ссылки и т.п., обучаемый в основном самостоятельно проходит учебный материал, демонстрируя приобретаемые знания преподавателю.
Говоря о преимуществах дистанционного образования для обучающихся на курсах повышения квалификации работников дошкольного образования, необходимо выделить следующее: гибкость (обучение в удобное время, удобном для слушателя месте и приемлемом для каждого обучающегося темпе), модульность, параллельность (без отрыва от производства), асинхронность (обучение проходит по согласованному со слушателем расписанию), массовость, рентабельность, социальность (с одной стороны, невысокий уровень жизни, неустойчивое экономическое положение работников сферы дошкольного образования, с другой -обязательность непрерывного образования, аттестация педагогических работников (один раз в пять лет) и спрос на повышение уровня своей профессиональной подготовки).
С вступлением в действие с 1 января 2014 г. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [2] все специалисты, работающие в системе дошкольного образования, должны в ограниченные сроки переориентировать свою деятельность в соответствии с ФГОС ДО. В ходе обсуждения возможностей повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с использованием дистанционных образовательных технологий внимание обращается на возникающие в связи с этим существенные «вызовы» (проблемы): низкий уровень компьютерной грамотности и учебной мотивации слушателей, их «сопротивление новому» как одна из составляющих кризиса профессионального развития педагога ДОУ, в частности, и педагогической профессии, в целом (В.В. Байлук, Л.М. Ванюшкина, Н.Ю. Вознюк, Е.Г. Муромова и др.).
Важно отметить, что взаимосвязь между базовой профессиональной подготовкой педагогов ДОУ и системой повышения квалификации обеспечивается за счет организации и проведения, прежде всего, вузами специализированных курсов повышения уровня психолого-педагогической компетентности специалистов дошкольного образования. Приоритет вузовской программы повышения квалификации объясняется взаимовыгодным сотрудничеством: вузам легче увидеть пробелы в собственной работе по подготовке профессиональных кадров, а ДОУ -обеспечить оптимальный, в соответствии с государственным заказом, уровень теоретической и практической профессионально-педагогической подготовки воспитателей, методистов, руководителей.
Научно-методические основы разработки дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования
На сегодняшний день в России отсутствует общая, целостная система повышения квалификации специалистов дошкольного образования, объединяющая позитивный опыт различных программ.
Институт непрерывного образования Псковского государственного университета осуществил попытку внедрить в систему повышения квалификации дистанционного образовательного курса для работников сферы дошкольного образования.
Разработкой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение познавательного и личностного развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте», анализом опыта реализации программы в дистанционной форме занимались преподаватели университета, имеющие опыт работы в детских образовательных учреждениях, - А.О. Орлов, Н.Ю. Шлат.
Целью программы является повышение уровня подготовки руководителей, воспитателей ДОУ и учителей начальных классов в области комплексного сопровождения ребенка в процессе реализации основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы в соответствии с ФГОС дошкольного и общего начального образования.
Слушатель, освоивший программу, должен совершенствовать или приобрести следующие компетенции:
1) готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
2) готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
3) способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
В результате курса повышения квалификации слушатели овладеют:
- знаниями теоретических и методических аспектов психо лого-педагогического сопровождения познавательного и личностного развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте;
- умениями применять современные технологии психолого-педагогического сопровождения познавательного и личностного развития детей в образовательном процессе ДОУ и начальной школы, в том числе, в условиях реализации преемственности образования на дошкольном и школьном уровне;
- практическим опытом реализации образовательного процесса с использованием методов, средств, технологий, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое сопровождение комплексного развития ребенка (в соответствии с положениями ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования).
Гибкость и вариативность блочно-модульного построение курса позволяет предлагать содержание в зависимости от конкретной категории слушателей курсов повышения квалификации: специалистов дошкольного образования или педагогов начальной школы.
Содержание программы включает в себя три блока. Первый блок посвящен актуальным проблемам психолого-педагогического сопровождения познавательного и личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Второй блок освещает вопросы возрастных и индивидуальных особенностей интеллектуального развития в дошкольном и младшем школьном возрасте; основные подходы к определению понятия «интеллект» в отечественной и зарубежной педагогике и психологии; особенности использования интегративных методов с целью познавательного развития дошкольников и младших школьников (виды,
функции, содержание и ключевые принципы конструирования интегративных методов); методы психологической и педагогической диагностики интеллекта, познавательных способностей и познавательного интереса.
При изучении третьего содержательного блока программы слушатели получают знания об основных направлениях, факторах, технологиях развития личности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школы; о способах социализации дошкольников и младших школьников. Слушатели курсов повышения квалификации знакомятся с вопросами использования этно- и поликультурного компонента в организации воспитательного процесса образовательного учреждения, особенностями конструирования модели системы этнокультурного образования детей дошкольного возраста на приграничных территориях России; с обучающимися обсуждается здоровьесберегающий потенциал образовательной среды (здоровьесберегающие образовательные технологии: условия и проблемы реализации).
Центральными модулями являются следующие разделы: «Использование интегративных методов с целью познавательного развития дошкольников и младших школьников», «Использование этно- и поликультурного компонента в организации воспитательного процесса образовательного учреждения». Теоретический блок данных разделов включает психолого-педагогический анализ отечественных и зарубежных примеров этно- и поликультурного образования дошкольников, в том числе детей-билингвов, а также знакомство с интегративным подходом к разработке средств этнокультурного образования в условиях моно- и полиэтнической детской группы. Практическая часть обозначенных модулей знакомит слушателей с актуальными технологиями и средствами формирования этнической идентичности детей в условиях ДОУ, авторскими разработками логических игр и задач (А.О. Орлов, Н.Ю. Шлат).
Изучение центральных модулей программы предполагает возможность укрепления сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями в рамках научного руководства по представленной проблематике, экспериментальной апробации различных компонентов системы этнокультурного образования.
Концептуальными основами разработки программы «Психологопедагогическое сопровождение познавательного и личностного развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте» стали идеи непрерывного образования как условия личностного роста и развития человека (С.Г. Вершловский [3]), которое может быть осуществлено в системе повышения квалификации кадров (Р. Безделина, С.Г. Вершловский, А.П. Владиславлев, Е.П. Тонконогая и др.); идеи андрогогики, раскрывающие особенности обучения взрослых людей и позволяющие выделить наиболее приемлемые для специалистов дошкольного образования условия взаимодействия с учетом принципов обучения взрослых (С.Г. Вершловский, С.И. Змейов, Дж. Джонстон, Е.И. Степанова, П. Фюртер и др.); принцип интегративности («интегральности») применительно к информационно-образовательной среде, учитывающий междисциплинарные связи, знания из различных областей с целью постижения субъектами образовательного процесса целостной картины мира; синтез интеллектуальных, культурных, программно-методических, организационных и технических ресурсов (И.Г. Захарова [4]) и др.
Описанные выше идеи преследуют достижение одной из главных задач курсов повышения квалификации - изменения в результативности образования: от формальных результатов (получение удостоверений о прохождении курсов) к реальным, связанным с потребностями самих педагогов и педагогической практики.
В большинстве современных образовательных курсов повышения квалификации особое внимание уделяется средствам контрольно-оценочной деятельности. В дистанционных курсах таким средством часто выступает компьютерное тестирование.
Организация компьютерного тестирования специалистов дошкольного образования базировалась на позиции современных исследователей [5; 6], заключающейся в использовании преимуществ такой формы контроля качества знаний, как: быстрое получение результатов испытания, автоматизация работы по обработке результатов тестирования, объективность в оценке, достигаемая с помощью стандартизации процесса тестирования (одинаковые инструкции, одинаковая система оценки результатов тестирования) и др. На сегодняшний день различными авторами разработан и описан целый ряд компьютерных систем тестирования, позволяющих реализовать все этапы контрольно-оценочной деятельности (разработка тестов, организация тестирования, обработка результатов, обратная связь). Примерами таких комплексов являются TestMaker и ACT-Теst [6], «Электронный журнал» [7], OpenTEST [8], также разработан макрос для текстового редактора MS Word, позволяющий формировать варианты тестовых заданий как для бланочного тестирования с распечаткой твердой копии, так и для компьютерного тестирования [9].
Реализация программы повышения квалификации педагогов ДОУ в дистанционной форме
Для апробации разработанного курса в марте 2014 года на базе Института непрерывного образования Псковского государственного университета были организованы первые в области курсы повышения квалификации специалистов дошкольного образования с использованием технологий дистанционного образования. В них приняли участие 59 педагогов из дошкольных образовательных учреждений г. Пскова и Псковского района. Слушатели представляли различные категории по возрасту, опыту работы, занимаемым должностям, что позволяет считать выборку репрезентативной по ключевым параметрам, в том числе и гендерному (из общего количества участников 58 человек составили женщины).
Проведение курсов общей продолжительностью в 72 академических часа осуществлялось в два этапа: 1) установочная лекция, основной целью которой было знакомство с дистанционной технологией курса; 2) дистанционное обучение, завершающееся итоговым тестированием.
Установочная лекция объемом в 4 академических часа проводилась в очной форме со слушателями из г. Пскова в аудиториях Института непрерывного образования, а со слушателями из Псковского района — на базе их дошкольного образовательного учреждения. Необходимость проведения такой лекции в очном формате была вызвана причинами, проанализированными выше — отсутствием опыта дистанционного обучения у педагогов и, как следствие, «боязни трудностей» перед предстоящими курсами, невысоким уровнем компьютерной грамотности. В процессе лекции авторы курса представили цели, структуру и основное содержание программы повышения квалификации, обсуждали с участниками их ожидания. Основная часть лекции была посвящена подробному описанию ресурсов дистанционного обучения и правилам работы с ними. Результатом лекции стало снижение уровня тревоги у большинства слушателей (по отзывам обучающихся), проявление умеренного интереса к новой образовательной технологии и согласие на продолжение работы в дистанционном формате.
Для осуществления дистанционного обучения было разработано содержание сайта программы повышения квалификации (http://www.deducation.a5.ru) на базе конструктора сайтов a5.ru. Основной задачей разработчиков было создание максимально простого, лаконичного и понятного интерфейса, чтобы слушатели с минимальным уровнем компьютерной грамотности могли в большей степени
самостоятельно работать с сайтом. Это стало основной причиной отказа от использования в данном случае дистанционной системы Псковского государственного университета, построенной на базе платформы moodle. На представленном авторами сайте не требовались регистрация, а также специальные знания о способах работы с разными видами контента.
Сайт дистанционного образования состоит из двух страниц: титульной (рис. 1) и содержательной (рис. 2).
Рис. 1. Титульная страница сайта.
На титульной странице размещены полное название программы повышения квалификации, приветствие с кратким описанием контента сайта, кнопка входа на содержательную страницу, а также ссылки на внешние ресурсы с более подробной информацией о преподавателях курса (профайл сотрудника на сайте Псковского государственного университета, персональный сайт). Отсутствие лишних элементов и простой дизайн позволяют обучающемуся запомнить сайт, без ошибок перейти на страницу с материалами через кнопку входа.
D|EDUCATION
На главную страницу
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Уважаемый коллега!
Пройдите 7 шагов дистанционного обучения, выполнив предлагаемые задания. Делайте это в удобном для Вас
темпе, неограниченное количество раз.
При изучении материалов активно используйте информацию, полученную на очном курсе обучения, сравнивайте ^ ее с Вашим практическим опытом.
Если у Вас возникнут вопросы во время работы с материалами или Вы заметите ошибку, неработающую ссылку и
др. пишите на e-mail;
Шаг 1. Узнайте больше о том, как в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - ведущем документе в организации процесса образования в ДОУ - определены ключевые особенности познавательного и личностного развития современного дошкольника, изучив материалы презентации здесь.
Шаг 2. Повысьте уровень Ваших знаний о процессах интеллектуального развития детей 3-7 лет и влияния на них образования, изучив параграфы из книги Кураева Г.А., Пожарской Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций, - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. здесь: - Развитие речи. - Развитие познавательных процессов. - Психологическая готовность к школе.
Шаг 3. Ознакомьтесь с возможностями интегративного подхода к познавательному, этно- и поликультурному образованию дошкольников, изучив статью Шлат Н.Ю, Орлова А,О. Этнокультурное образование дошкольников средствами архитектуры г. Пскова, опубликованной в Псковском регионологическом журнале (№ 15),
Шаг 4. Узнайте о способах педагогической и психологической оценок развития детей дошкольного возраста, изучив статью Юдиной Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка, а также список книг по детской психодиагностике из книги Курс лекций по психодиагностике: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Голев С.В., Голева О.С. - Херсон, ХФ ОМУРЧ «Украина», -2008.
Шаг 5. Повысьте уровень Ваших знаний об особенностях личностного развития детей раннего и дошкольного возраста, изучив параграфы из книги Кураева Г.А., Пожарской Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. здесь: - Личностное развитие в раннем возрасте, -Личностное развитие в дошкольном возрасте , а также статью Сусловой Э.К. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
Шаг 6. Ознакомьтесь с полезными ресурсами портала "Здоровая Россия", с помощью которых можно лучше организовать здоровьюсберегающую среду в детском саду здесь.
Шаг 7 (последний). Завершите изучение программы, пройдя итоговое тестирование из 20 вопросов, составленных по материалам курса. Чтобы успешно сдать тест, необходимо ответить правильно как минимум на 11 вопросов (более 50%). Тест можно сдавать неограниченное количество раз.
Удачи!
НАЧАТЬ ТЕСТ
Дополнительные
материалы:
1. Федеральный государственный
образовательный_____стандарт
дошкольного образования
2. Презентация Н.Ю, Шлат
11 Пс их олого-пе да готическое сопровождение познавательного и личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО" (полная версия)
3. Презентация А.О. Орлова "Интеллектуальное развитие детей 3-7 лет"
4. Презентация А.О. Орлова "Личностное развитие детей
раннего
дошкольного
возраста"
5, Н.Ю. Шлат" ФГОС и ФГТ: общие характеристики"
Рекомендуем почитать:
1. Н.Б. Крылова "Личность в социокультурном измерении: история и современность"
2. Т.Б. Алексеева "Социокультурные практики в современном образовательном процессе"
3. В.Г. Маралов, Л. П. Фролова "Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста"
4. И.Е. Емельянова "Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования"
Рис. 2. Содержательная страница сайта.
Страница с содержанием визуально разделена на три части. Вверху на ярком фоне описан порядок работы с материалами курса и техническая информация. Основную часть страницы занимают семь разделов, представленных как шаги, которые соответствуют модулям и темам программы повышения квалификации. В каждом разделе перед слушателем ставится образовательная задача, и предлагаются ссылки на материалы, изучение которых позволяет ее решить. В материалы включены как авторские разработки (презентации, статьи), так и материалы других авторов, размещенных на образовательных ресурсах. На данном сайте нельзя скачать материалы, нарушающие авторские права третьих лиц. В правой части страницы
размещены разделы с дополнительными материалами, позволяющими глубже изучить темы программы. К ним относятся доступные для скачивания специально разработанные презентации преподавателей курсов повышения квалификации, а также некоторые нормативные документы. Также в этой части представлен список дополнительных литературных источников.
Дистанционное обучение завершается контролем качества знаний (шаг 7). Для этого на базе Google Forms был разработан итоговый тест (рис. 3), переход к которому происходит с содержательной страницы через кнопку «Начать тест».______________
Итоговый тест "Дошкольное образование"
Уважаемый коллега! Ответьте на 20 вопросов по материалам пройденного курса программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение познавательного и личностного развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте».
Для успешного завершения программы и получения сертификата Вам необходимо правильно ответить как минимум на 11 вопросов (более 50%), построенных по принципу "верно-неверно".
При ответе на вопросы будьте внимательны и следуйте инструкциям. После ответов на все вопросы не забудьте нажать кнопку "Отправить" для того, чтобы система запомнила ответы.
Ваши ответы конфиденциальны и используются только с целью контроля качества знаний.
Результаты прохождения теста и дальнейшие действия Вам сообщат по указанному адресу электронной почты в течении 2-3 дней после тестирования.
В случае возникновения вопросов или при обнаружении ошибок пишите на e-mail: [email protected]
* Обязательно
Данные об участнике
Ваше имя '
Ваша фамилия *
Ваш e-mail ’
Основной опрос
Вопросы построены так, что Вам нужно выбрать один из вариантов ответа; верно или неверно Вопрос 1 *
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте и целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования
С Верно
Неверно
Рис. 3. Форма итогового теста.
Тест содержит: в верхней части — подробную инструкцию, требования к результатам и техническую информацию, в средней части — данные об участнике, необходимые для индивидуализированной обработки результатов, в нижней части — двадцать вопросов, охватывающих все модули программы повышения квалификации в соответствии с материалами, изученными слушателями.
Вопросы теста были построены по принципу «одиночного выбора»: с одной стороны, для увеличения объективности оценки ответов слушателей [10], а с другой,
— для снижения рисков совершения ошибок, связанных с невысоким уровнем компьютерной грамотности обучающихся.
Каждый участник проходил тест в удобное для него время с персонального компьютера. После этого его данные отправлялись системой в общий файл-таблицу, а результаты анализировались преподавателями. Если количество правильных ответов составляло менее 50% всех ответов, участнику высылалось электронное письмо с просьбой повторно изучить материалы курса и пройти тест повторно. В случае успешного прохождения теста (если правильные ответы составили более 50% всех ответов) слушателю, на указанный им электронный адрес, высылалось письмо, в котором содержалось поздравление с завершением обучения по программе и приглашение поучаствовать в кратком опросе для формирования обратной связи и оценки эффективности курса (рис. 4).
Обратная связь со слушателями курсов повышения квалификации
* Обязательно Вопрос 1*
Была ли полезной для Вас программа повышения квалификации специалистов дошкольного и общего начального образования «Психолого-педагогическое сопровождение познавательного и личностного развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте»
Да, была полезной
Скорее была полезной
Скорее была бесполезной
Нет, была бесполезной
Вопрос 2*
Оцените по 5-бальной шкале уровень профессионализма лекторов 1 2 3 4 5
Низкий О О О О О Высокий
Вопрос 3 *
Оцените по 5-бальной шкале уровень удобства пользования сайтом дистанционного образования 1 2 3 4 5
Неудобно О О О О О Удобно Вопрос 4 *
Насколько для Вас удобна очно-заочная дистанционная форма обучения без отрыва от производства по сравнению с традиционной очной (несколько дней занятий) формой
О Да. удобна. Лучше, чем очная форма
Скорее удобна Есть некоторые преимущества перед очной формой
Нет разницы в удобстве
Нет. не удобна Очная форма лучше.
Вопрос 5
Ваши пожелания и предложения
Рис. 4. Форма обратной связи (опрос).
Результаты, полученные с помощью добровольного опроса слушателей курсов повышения квалификации, позволяют оценить успешность апробации программы, выявить достоинства и недостатки разработанной технологией и внести необходимые изменения для повышения эффективности.
Оценка эффективности дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования
Проведенная апробация дистанционного курса повышения квалификации показала, что использование данной технологии в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования возможно и перспективно. Это подтверждают результаты итогового тестирования и данные проведенного опроса участников курсов.
Итоговое тестирование прошли 100% слушателей (59 человек); все участники сдали тест успешно, то есть ответили правильно более, чем на 50% вопросов. Можно сравнить результаты тестирования всех слушателей курсов повышения квалификации на основании полученных данных (табл. 1).
Таблица 1.
Сравнительный анализ результатов тестирования____________
Результаты тестирования (%) Количество слушателей (чел.) Количество слушателей (%)
91 - 100 0 0
81 - 90 27 45,8
71 - 80 28 47,4
61 - 70 4 6,8
51 - 60 0 0
Всего 59 100
В добровольном опросе по завершению курса приняли участие 31 человек, что составляет 52,5% от количества всех слушателей, и, следовательно, позволяет получить представительные данные об использовании технологии дистанционного образования и эффективности курса для его участников.
Так, на вопрос «Была ли для Вас полезной программа повышения квалификации ...» 77,4% респондентов ответили «да, была полезной», оставшиеся 22,6% отметили «скорее была полезной». Это позволяет сделать вывод о полезности разработанной программе в дистанционной форме.
80,6% опрошенных оценили уровень профессионализма лекторов как «высокий», 19,4% — «выше среднего».
На вопрос об удобстве использования разработанного сайта дистанционного образования 80,6% респондентов ответили «удобно», 19,4% — «скорее удобно».
Данные о том, насколько дистанционная форма обучения оказалась удобнее, по сравнению с традиционной, распределились следующим образом: 51,6% участников опроса считают дистанционную форму обучения удобнее традиционной, оставшиеся 48,4% — имеющей определенные преимущества перед традиционной формой.
Таким образом, положительную оценку форме проведения курсов повышения квалификации, их структуре, логике изложения по формальному признаку дали 100 % слушателей.
На основании проведенного опроса можно сделать вывод о востребованности подобной формы повышения квалификации у специалистов дошкольного образования и успешной апробации разработанной программы.
Заключение
Признавая сложившуюся ситуацию в системе образования как быстроменяющуюся, повышающую требования к уровню профессионализма педагогов, возникает необходимость в грамотной организации процесса непрерывного образования педагогов в действующих условиях повышения квалификации педагогического коллектива.
На основе анализа результатов апробации курсов можно обозначить перспективы дальнейшего внедрения дистанционных образовательных технологий в практику организации курсов повышения квалификации не только специалистов дошкольного образования, но и начального общего образования. При этом ведущее направление развития дистанционного образования в Псковском регионе, по мнению авторов реализованной программы - это концентрация усилий на отработке и совершенствовании технического, технологического, учебно-методического и организационного обеспечения дистанционного обучения:
• организация обратной связи (о качестве обучения, выполнения заданий и др.) при помощи интерактивных сервисов (ICQ, веб-конференции и веб-семинары, Skype). Это позволяет участникам поддерживать связь с преподавателями и другими слушателями, образовывать группы для подготовки заданий. При этом данные возможности взаимодействия могут быть организованы при использовании свободного (бесплатного) программного обеспечения;
• современное содержание (научно-методическое обеспечение) дополнительного образования должно учитывать и образовательные, и социальные возможности (связанные, в большей мере с проблемами в информационнометодической подготовленности педагогов), настоящие и будущие потребности обучающихся.
Таким образом, перед авторами-разработчиками дополнительных профессиональных программ повышения квалификации специалистов дошкольного образования стоят задачи, связанные с преодолением «интерпретационных» барьеров (задачи, направленные на решение проблем, связанных с повышением медиакомпетентности и информационной культуры педагогов,), решением финансовых проблем, относящихся как к поддержке и реализации подобных образовательных проектов, так и к организации встреч в Интернете с каждой участвующей стороной «здесь и сейчас» (доступность оборудования: компьютеров, видеозаписей и др.); задачи, направленные на решение проблем, заложенных в триаде «организация-мотивация-самоорганизация».
Литература
1. Щедрина А.А. Интеллектуальные агенты как средство автоматизации роли преподавателя // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2002 - V. 5 - N 2. -С. 187-197. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v5_i2/html/2. html
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва (Опубликовано 25 ноября 2013 г. в "РГ". Федеральный выпуск № 6241).
3. Вершловский С.Г. Андрогогика постдипломного педагогического образования / С.Г. Вершловский. - СПб. : СПбАППО, 2007. - 259 с.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.Г. Захарова. - 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.
5. Ахметханова Е.М. К вопросу об использовании компьютерного тестирования в обучении высшей математике // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" -2003 - V. 6 - N 2. - С. 117-123. - ISSN 1436-4522. URL:
http ://ifets.ieee .org/russian/depo sitory/v6_i2/html/6. html
6. Галеев И.Х. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Test / И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Н.В. Аристова, В.Г. Урядов // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2007 - V. 10 - N 3. - С. 336-360. - ISSN 1436-4522.
URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/html/2_Maker.htm
7. Оганесян А.Г. Тестирование или экзамен на компьютере? / А.Г. Оганесян, Ю.Л. Дещинский, К.Ю. Бирюлев // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" -2010 - V. 13 - N 1. - С. 264-280. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i1/html71.htm
8. Осадчий В.В. Компьютерная система рейтингового оценивания знаний, как средство повышения уровня знаний студентов // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2013 - V. 16 - N 2. - С. 361-371. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i2/html/2.htm
9. Измайлов В.В. Опыт использования дополнительных возможностей MS Office в преподавательской деятельности / В.В. Измайлов, М.В. Новоселова, Л.А. Степанова // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2003 - V. 6 - N 3. -С. 111-115. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v6_i3/html/Lhtml
10. Печников А.Н. Модели и процедуры оценки результатов компьютерного тестирования знаний / А.Н. Печников, А.О. Туровская, Р.Р. Туктаров // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2013 - V. 16 - N 4. - С. 365-371.
- ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i4/html/6.htm
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-36-01242.