ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ1
THE FEATURES OF THE USE OF DiSTANCE LEARNING TECHNOLOGiES
Корнещук Нина Геннадьевна
Доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования учебных курсов для системы дистанционного обучения, необходимые для этого компетенции преподавателей, разработчиков электронного контента.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, IT-компетенции, модели обмена учебных материалов, системы управления курсами, модели систем управления обучением.
Korneshchuk Nina G.
ScD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Abstract. This article discusses the design of training courses for the distance learning system, the necessary competence of teachers and e-content developers.
Keywords: off-campus learning technologies, iT-competence, training materials exchange model, course management systems, learning management systems models.
1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).
Новый Закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] закрепил за образовательными организациями правомерность использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при реализации ими образовательных программ разного уровня образования и подвидов дополнительного образования. Статья 16 указанного Закона «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» была конкретизирована:
а) Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 г. Москва «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
б) письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ».
Указанные выше локальные акты задают некоторые ориентиры для образовательных организаций, использующих ДОТ, оставляя за ними бОльшую самостоятельность в академических свободах, а значит и бОльшую персональную ответственность за содержание образования, за контролем качества образования и т. д.
Общий анализ публикаций по вопросам внедрения ДОТ показывает, что в основном обсуждаются технологические аспекты использования ДОТ: 1) выбор платформы ДОТ (Moodle, Blackboard, Desire2Learn и т. д.), 2) выбор системы управления обучением (англ. LMS - learning management system) и системы управления учебным контентом (англ. LCMS - learning content management system). Достаточно большое количество публикаций в последнее время посвящаются МООС (Massive Open Online Course) в качестве альтернативы традиционным системам дистанционного обучения как в рамках коммерческого сегмента рынка образовательных услуг, так и в плане абсолютной конкурентоспособности.
При этом практически не обсуждаются вопросы третьей (кадровой) стороны дистанционного обучения - это преподаватели и менеджеры образовательного процесса: первые отвечают за качество разработанного электронного учебного контента системы дистанционного обучения (СДО) и онлайн- и офлайн-общение с обучающимися в СДО, вторые же обеспечивают документальное сопровождение такого обучения. И, как следствие, остаются во многом нерешенные вопросы организации образовательного процесса, непосредственно влияющие на качество и эффективность образования в СДО.
Несмотря на имеющуюся всеобщую компьютерную грамотность, уровень IT-компетенций преподавателей вузов для разработки качественного электронного контента СДО до сих пор оставляет желать лучшего. Общероссийский компьютерный ликбез позволил массово обучить использованию средств офисных программных средств (текстового редактора, электронных таблиц и презентаций) в своей учебной деятельности. Но данных компетенций катастрофически не хватает для разработки эффективного и качественного электронного учебного контента для СДО.
Программное обеспечение (платформа, операционная система, средства организации и проведения вебинаров, средства разработки учебного контента; операционная
система сервера и необходимые надстройки сервера) находятся в постоянном развитии, что предполагает непрерывное повышение квалификации в области IT-компетенций.
Уже стало нормой проектирование учебной дисциплины в виде модулей (современных системах курс может представлять собой набор модулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах), стопроцентная мультимедийность (возможность использования в качестве контента не только текстовых, гипертекстовых и графических файлов, но и аудио, видео, gif- и flash-анимации, 3D-графики различных файловых форматов) [2], использование интеллект-карт и т. д.
Однако у преподавателей, как правило, отсутствуют представления об особенностях проектирования уже «начитанной» им учебной дисциплины в СДО. Нет понимания, что структура изложения учебного материала, технология и формат его отображения в СДО очень сильно отличаются от традиционных методических наработок.
При этом со стороны администрации образовательной организации должно быть четкое понимание, что формализация учебного контента под конкретную платформу СДО требует значительных интеллектуальных и технологический усилий как со стороны преподавателя - носителя специфических знаний, так и со стороны менеджера образовательного процесса. К сожалению, формальный перенос читаемых лекций в электронный формат с последующим размещением их в СДО не повышает качество и эффективность образовательного процесса, а, наоборот, делает его неинтересным, трудозатратным и малоэффективным.
Это, в свою очередь, связано исключительно с тем, что такой важный вопрос организации дистанционного обучения, как изучение модели обмена учебными материалами (SharableContentObjectReferenceModel - SCORM) незаслуженно упускается, притом что SCORM соединил и улучшил разработанные ранее стандарты и спецификации, создав четкую модель распространения образовательного контента, основанную на LMS. Изучение модели SCORM позволяет определить многократность использования образовательных объектов, разрабатывать новые модели контента, разрабатывать модели оценки знаний, создавать новые модели упорядочения содержания (sequencing), формировать образовательные «хранилища» и т. д.
Важность изучения элементов SCORM определяется тем, что web стал основной средой распространения объектов дистанционного обучения, поэтому нет необходимости адаптировать к новым платформам дальнейшие программные разработки. При этом SCORM продолжает развиваться так же, как и среда его распространения web. В настоящее время SCORM использует модель представления информации, спецификации и стандарты мета-дата элементов, дающие системе возможность быть доступной и описывать и упорядочить образовательный контент [3].
Таким образом, с целью повышения эффективности внедрения и использования систем дистанционного обучения в образовательном процессе необходимо в первую очередь определиться с кадровым вопросом, а именно организовать системную работу по повышению квалификации преподавателей и менеджеров образовательного процесса по таким направлениям, как изучение:
• современных стандартов моделей обмена учебных материалов (SCORM);
• современных моделей систем управления обучением (LMS);
• современных систем управления курсами (CMS);
• систем управления учебным материалом;
• оболочек для управления обучением;
• систем поддержки обучения;
• образовательных платформ.
В плане повышения IT-компетенций в программу повышения квалификации необходимо включать разделы, связанные с мультимедийностью, а именно: возможность использования в качестве контента гипертекстовых, графических, аудио-, видеофайлов, gif-и flash-анимации, 3D-графики различных файловых форматов, интеллект-карт и др.
Именно такой комплексный подход к кадровому вопросу позволит систему дистанционного обучения наполнить качественным образовательным контентом, что в итоге, несомненно, позитивно скажется на эффективности реализации образовательных программ с использованием ДОТ.
Список литературы
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
2. Батаев, А. В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире [Текст] / А. В. Батаев // Молодой ученый. - 2015. - № 17. - С. 433-436.
3. Богомолов, В. А. Обзор бесплатных систем управления обучением [Электронный ресурс] / В. А. Богомолов // Educational Technology & Society. - 2007. - 10 (3). -Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/html/9_bogomolov. htm (дата обращения: 12.02.2016).
References
1. Federalnyy zakon ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii No. 273-FZ ot 29.12.2012.
2. Bataev A. V. Obzor rynka sistem distantsionnogo obucheniya v Rossii i mire. Molodoy uchenyy. 2015, No. 17, pp. 433-436.
3. Bogomolov V. A. Obzor besplatnykh sistem upravleniya obucheniem. Educational Technology & Society. 2007, No. 10 (3). Available at: http://ifets.ieee.org/russian/ depository/v10_i3/html/9_bogomolov.htm (accessed: 12.02.2016).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2