ЭКОНОМИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Особенности организованной
преступности экономической направленности в сфере внешнеэкономической деятельности
России
Xa6u6ynuH A.r.*
In article features of the organized crime of an economic orientation in sphere of foreign trade activities of Russia are considered.
В настоящее время преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью, являются наиболее интеллектуальной, изощренной, профессиональной, высокоорганизованной и сверхприбыльной противоправной деятельностью.
По данным ГИАЦ МВД России в течение 2008 г. выявлено более 6,8 тыс. преступлений, связанных с внешнеэкономической деятельностью (темпы прироста к АППГ составили 13,1 %), в том числе более 1,7 тыс. фактов контрабанды, более 1,3 тыс. фактов уклонений от уплаты таможенных платежей и около 100 фактов невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте.
Сложности в сфере противодействия организованной экономической преступности во внешнеэкономической деятельности связаны с недостаточным правовым регулированием вывоза морских биоресурсов, которые добываются в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Если биоресурсы добываются в наших территориальных водах, то они проходят таможню, выплачиваются таможенные пошлины и, естественно, существует строгий контроль, сколько продукции вывозится и какого ассортимента. Если все это добывается за пределами территориальных вод, то таможенного оформления, в соответствии с действующим законодательством, не
производится. Поэтому установить четкий контроль за количеством вывозимой продукции зачастую возможности не представляется.
По данным ГИАЦ МВД России всего в России в 2008 г. расследовано более 4,8 тыс. уголовных дел о преступлениях, связанных с внешнеэкономической деятельностью, причинивших ущерб государству на сумму более 1,3 млрд рублей.
Трудно оценить социальный, моральный и материальный урон, наносимый нашей стране, в результате вывоза из России предметов искусства, имеющих высокую историческую и культурную ценность. Так, Следственным комитетом при МВД России расследуется уголовное дело о контрабанде из России 145 киотов, 6 икон и других предметов искусства на сумму более 7,5 млн рублей. Вывезти в Америку культурные ценности XIX в. гражданину США удалось с помощью эксперта Росохранкультуры Министерства культуры России, занизившей стоимость предметов искусства ровно в 32,5 раза.
Расследование этих уголовных дел затруднено в связи с необходимостью проведения дорогостоящих экспертиз, следственных действий на территории других государств и международным характером совершенных преступлений.
Вышеуказанные примеры наглядно показывают, что отдельные контрабандные операции достигли размеров, созда-
Начальник Академии экономической безопасности МВД России, доктор юридических наук, профессор.
CJ
О)
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
СМ
О)
о о см
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2
ф
d
л <
S I
н
о ф
со
ющих угрозу экономической безопасности государства.
Повышенный уровень криминоген-ности отмечается в особых экономических зонах (ОЭЗ), имеющих значительные объемы внешнеэкономической деятельности, особенно экспортных операций, которые сопровождаются большим количеством нарушений налогового и валютного законодательства. Фактически ОЭЗ необходимо рассматривать как территории, в которых в наиболее явном виде происходит «выпадение» из сферы государственного (контрольно-надзорного, налогового, правоохранительного) контроля. К типичным видам преступных проявлений такого рода относятся следующие:
• незаконное получение налоговых льгот в результате оформления ложного экспортного режима;
• заключение фиктивных договоров консигнации;
• реализация продукции за рубежом без отражения в бухгалтерском учете;
• коммерческая деятельность нерезидентов на территории России без регистрации представительства и уплаты налогов;
• наличие обращения иностранной валюты при расчете с российскими партнерами без достоверного отражения сделок в бухгалтерском учете;
• невозврат экспортной валютной выручки на счета в уполномоченных банках;
• непоступление товаров по импортным контрактам;
• перечисление на счета инофирм валютных средств в счет оплаты фиктивных услуг (информационных, маркетинговых и др.);
• совершение операций, связанных с движением капитала, без лицензии Центрального банка РФ;
• работа валютного счета за рубежом без лицензии Центрального банка РФ. Вывоз российского капитала осуществляется в разрешенных законодательством формах и под контролем государства как вывоз интеллектуального, финансового и производственного капитала, право собственности на который возникло на территории Российской Федерации, с целью его инвестирования в экономику зарубежных государств, как правило, без обязательства об обратном ввозе.
Вывоз капитала имеет легальный характер (отток капитала) и несанкциони-
рованный (бегство капитала). В этой связи, разрабатывая соответствующие меры по сокращению вывоза капитала (стремясь к полному его прекращению), необходимо четко разграничивать «бегство капитала» от «оттока капитала».
Отток капитала в форме его вывоза за рубеж осуществляется в соответствии с действующим законодательством государства, сокращение объемов вывоза капитала легального характера связано с совершенствованием законодательства Российской Федерации. Необходимо отметить, что в новом Законе о валютном регулировании и валютном контроле, принятом в 2003 г., содержатся нормы, позволяющие увеличивать объемы легального вывоза капитала из России.
Соответственно под определением «бегство капитала» можно понимать нелегальный или несанкционированный вывоз капитала за границу, то есть осуществляемый с нарушением каких-либо норм законов. «Бегство капитала» свидетельствует о критическом уровне национальной безопасности страны, низкой эффективности или бесперспективности внутреннего инвестирования.
Основными причинами «бегства капитала» из России являются экономическая и политическая нестабильность, долларизация и криминализация экономики, либерализация внешнеэкономической деятельности, другие факторы.
Исходя из этого, при определении объема несанкционированного вывоза капитала, прежде всего, необходимо проводить экспертную оценку экспортно-импортных и валютных операций клиентов.
Экспертная оценка, во-первых, должна быть направлена на выявление факторов, условий и причин, сопутствующих несанкционированному вывозу капитала, включая теневой сектор экономики и криминальные ситуации во внешнеэкономической деятельности.
В целом, осознавая объективность существующих причин «бегства капитала», их можно объединить в несколько групп:
• кризис системы денежного обращения и кризис рубля как ее основы;
• кризис отношений собственности, которая в рамках акционерных обществ перешла в собственность менеджеров крупных компаний, манипулирующих ею по своему усмотрению;
• утеря контроля над валютными операциями, способствующего устойчивому развитию экономики;
• криминализация внешнеэкономической деятельности.
Кризис денежного обращения характеризуют показатели роста денежной массы в долларовом исчислении в коммерческих банках, в домашнем хозяйстве, в торговом обороте, на потребительском рынке.
«Бегство капитала» обусловлено возрастанием предпринимательских рисков: потери из-за девальвации национальной валюты, высокий уровень инфляции и налогов, национализация иностранной собственности, желание перевода активов предприятий в личную собственность владельцев или менеджеров предприятий и использование для личного потребления, приобретения собственности за рубежом или для вложения в акции российских предприятий, возможность реинвестирования в государственные ценные бумаги для спекуляции, осуществление прямых инвестиций в российскую экономику, замаскированных и защищенных как иностранные инвестиции, возможность вывода ликвидных активов из страны для уклонения от налогообложения и создания возможности расчетов за рубежом и т.д.
Указанные факторы являются определенными катализаторами, способствующими ускорению перемещения капиталов за рубеж, в первую очередь с целью сохранения стоимости активов. Необходимо при этом отметить, что вывоз капитала может иметь как криминальное происхождение, так и легальное. Любая операция нелегального перевода капитала за рубеж является противозаконной, хотя источник капитала внутри национальной экономики может сам по себе быть абсолютно законным. Так, например, легально полученная прибыль, уводимая от налогообложения за рубеж, становится частью правонарушения только после нелегального вывоза из страны. И, напротив, вывозимые за рубеж доходы от криминальной деятельности являются преступными уже по своему происхождению. Следовательно, процесс вывоза капитала может быть связан с различными нарушениями закона в зависимости от источника происхождения денежных средств.
Анализ динамики объемов вывоза капитала позволяет отметить увеличение зарубежных активов российского частного сектора (банков, нефинансовых предприятий и домашних хозяйств). Так, по данным Центробанка РФ чистый вывоз капитала частного сектора в 2003 г. соста-
вил 1,9 млрд долл., в 2004 г. увеличился в 4 раза и достиг 7,8 млрд долл.
Рекордный объем вывоза капитала частным сектором наблюдался в 2008 г., по предварительным данным платежного баланса составил 129,9 млрд долл., что превысило уровень 2004 г. почти в 16,6 раза. Предыдущий значительный годовой отток капитала зафиксирован в 2000 г. и составил 24,8 млрд долл.
В настоящее время «бегство капитала» происходит на фоне мирового финансового кризиса и почти 4-х кратного падения и нестабильности цен на нефть (основного экспортного товара).
В 1-м квартале 2009 г. чистый вывоз капитала составил 38,7 млрд долл., из них банковским сектором — 5,8 млрд долл., или 15 %, прочими секторами экономики — 32,9 млрд долл., или 85 %. В 1-м квартале 2008 г. было вывезено 22,8 млрд долл., в 1-м квартале 2007 г. — 13,5 млрд долл. чистого капитала. В 1-м квартале 2009 г. превышение уровня вывоза капитала 1-го квартала 2008 г. составило 70 %, аналогичного периода в 2007 г. — в 2,9 раза (расчеты проведены на основе данных платежного баланса России) 1.
Статистический учет вывоза капитала ведется на основе данных платежного баланса Центробанка России путем соотношения денежных платежей из-за границы и всех платежей за границу. Платежный баланс представляет собой счет текущих операций (за товары и услуги, доходы от инвестиций), счет операций с капиталом и финансовые операции (включая изменения в размерах инвестиций и кредитов), а также изменения государственных валютных резервов.
Отметим, что минимальная сумма оценки «бегства капитала» из России отражается в статье платежного баланса «Чистые ошибки и пропуски», отрицательное значение которой свидетельствует о существовании постоянной утечки средств из страны, не учитываемой в других статьях платежного баланса. Это вполне закономерно, особенно, если учесть, что статья «Чистые ошибки и пропуски», по сути, показывает величину, на которую не сошелся баланс, т.е. количество денежных средств, «убежавших» из страны неизвестно куда и неизвестно как. Отметим, что устойчивое отрицательное значение «Чистых ошибок и пропусков» в российском платежном балансе, получаемое из года в год, может рассматриваться как свидетельство существования посто-
см
О)
о о
см •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
О)
о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2
ф
d
л <
*
S I
н
о ф
со
янной утечки капитала из страны, не учитываемой в других статьях платежного баланса. Данные статьи «Чистые ошибки и пропуски» в годовом платежном балансе, публикуемом Центральным банком РФ, могут рассматриваться как одна из составляющих частей оценки объемов скрытого вывоза капитала из страны.
Таким образом, масштаб «бегства капитала» за период с 2004 по 2008 гг. составил около 30 млрд долл.2 «Бегство капитала» наблюдалось в 2004 г., 2005 г., 2007 г. и 2008 г. Однако наибольшего значения утечка капитала достигла в 2007 г., составив около 14 млрд долл.
Другая статья платежного баланса России (её значение — стабильно отрицательное) — «Своевременно неполученная экспортная выручка, непоступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами» — свидетельствует о непрекращающемся росте задолженности российских хозяйствующих субъектов по переводу в Россию экспортной выручки. Часть денежных средств, полученных от реализации экспортных операций, регулярно остается за границей на счетах зарубежных банков, что является нарушением российского законодательства. При этом не учитывается возможное занижение цен в экспортных контрактах против фактических, равно, как и завышение импортных цен, которые, как правило, не имеют статистического выражения. С 2004 по 2008 гг. данный показатель достиг в России величины немногим более 170 млрд долл. (172 782 млн долл.) 3.
Необходимо отметить рост масштабов «бегства капитала» в 2005 г., 2007 г. и 2008 г. Снижение нелегального вывоза капитала в размере 23,8 млрд долл. или на 66 %, наблюдалось в 2006 г.
При анализе статьи платежного баланса России «Торговые кредиты и авансы» обращает на себя внимание её стабильно отрицательное значение. Неизменно возрастает общий объем кредитов и авансов, предоставленных российскими резидентами своим зарубежным партнерам, а «утечка капитала» из страны превышает его возможный приток в той же форме. Все это позволяет рассматривать сальдо статьи «Торговые кредиты и авансы» платежного баланса России как один из элементов несанкционированного вывоза капитала. Учитывая значение данного показателя, отметим, что в России за период с 2004 по
2008 гг. сумма «убежавшего» капитала составила немногим более 190 млрд долл.4
Изложенное позволяет судить о том, что методы оценки вывоза капитала из страны по данным Платежного баланса России отражают масштабы его несанкционированного вывоза и составляют от 30 (статья «Чистые ошибки и пропуски») до 190 млрд долл. (сумма данных трех статей «Чистые ошибки и пропуски», «Своевременно неполученная экспортная выручка», «Торговые кредиты и авансы»).
Вывоз капитала за границу в товарной и денежной форме проводится в целях получения прибыли и расширения сферы инвестиционной деятельности. Все большее распространение получает вывоз предпринимательского капитала в виде инвестиций в экономику других стран, а также вывоз ссудного капитала в виде займов, кредитов, вложений в банки других стран. Предпринимательский капитал экспортируется из России в виде прямых инвестиций, обеспечивающих контроль над заграничными предприятиями, а также портфельных инвестиций, что не дает право контроля над заграничными предприятиями.
С 2004 г. наблюдается значительное увеличение экспорта товаров (до 183,2 млрд долл. по сравнению с 135,9 млрд долл. в
2003 г. и 105 млрд долл. в 2000 г.). В 2008 г. экспорт товаров из России достигал 471,6 млрд долл., или в 3,5 раза больше, чем в
2004 г. и в 4,5 раза больше, чем в 2000 г.
За 2004—2008 гг. увеличился импорт
товаров, в основном продовольствия, с 97,4 млрд долл. до 291,9 млрд долл., или в 3 раза. Наблюдался и рост сальдо торгового баланса с 85,8 млрд долл. до 179,7 млрд долл., или в 2 раза.
Можно констатировать, что вывоз товаров из России значительно превышает объем импорта товаров. По данным экспертов около 40 % валютной выручки отоваривается, а 60 % составляет невозврат.
В 1-м квартале 2009 г. наблюдается снижение объемов экспорта товаров из России по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 47,4 %, импорта товаров — на 36,7 %, торгового сальдо — на 60,5 %.
Часто провести четкое разграничение между юридически законными и незаконными формами вывоза из России финансовых ресурсов весьма трудно. Примером однозначных правонарушений является невозврат резидентами экспортной валютной выручки. В большинстве случаев «утечка капитала» осущест-
вляется не в нарушение, а в обход действующих законодательных норм, то есть в тех легальных, полулегальных и легализованных формах, которые, не будучи за-прещеными де-юре, оказываются допустимыми де-факто из-за пробелов в федеральном законодательстве. Российские криминальные группы применяют нестандартные приемы и способы перемещения ресурсов за рубеж.
К числу основных каналов «утечки капитала» из России относятся следующие:
• невозврат в страну экспортной валютной выручки; преступные манипуляции с количеством, качеством, стоимостью стратегически важных сырьевых товаров (неучтенная выручка достигает до 30—40 %);
• необоснованные авансовые перечисления в счет фиктивных контрактов на поставки в страну товаров и оплаты фиктивных импортных услуг (информационных, маркетинговых, консалтинговых, комиссионных и пр.) с последующим инвестированием за рубежом части средств (доля расчетов достигает 60 % от внешнеторгового оборота России);
• манипуляции с ценами при безвалютных товарообменных сделках (бартерных, клиринговых, компенсационных и т.п.) с последующим инвестированием за рубежом части средств.
Одна из схем сокрытия валютных средств с использованием офшорных фирм состоит в перепродаже через посредничество российской фирмы одной и той же партии товара по трансфертным ценам офшорной фирме для последующей реализации за рубежом. Через подобные каналы за рубеж переводятся значительные средства российских импортеров, укрывающихся от уплаты налогов и таможенных платежей. Чтобы минимизировать налоговые и таможенные платежи, импортеры часто искусственно занижают цену ввозимых товаров, переводя разницу за границу по теневым каналам.
Наряду с нелегальным вывозом капитала из России происходит его идентичное встречное движение из других стран.
Зарубежная организованная преступность стремится к легализации доходов, полученных преступным путем, в России. При этом, иностранные финансовые ресурсы поступают в отрасли с быстрым оборотом капитала, а также на предприятия в целях ухода от уплаты налогов.
В настоящее время в России наблюдается тенденция доступности иностранного капитала к дешевым источникам топлива, сырья, материалов и рабочей силы (не случайно в структуре иностранных инвестиций доля топливно-энергетического комплекса составляет около 32 %).
В отношении мер противодействия вывозу капитала существует два различных подхода, которые с известной долей условности могут быть обозначены как либерально-рыночный и административно-государственный.
С точки зрения сторонников первого подхода данная проблема разрешится сама собой по мере продвижения рыночных реформ, нормализации ситуации в области налогообложения и общего улучшения условий инвестиционного климата в России.
Согласно второму подходу, характерному для российских внешнеэкономических ведомств и некоторых федеральных служб, а также для ряда российских ученых, утечка финансовых ресурсов из России обусловлена общей криминализацией экономики и массовыми злоупотреблениями в сфере внешнеэкономической деятельности (прежде всего по причине ее чрезмерной либерализации). При этом она выступает самостоятельным фактором разрушения хозяйственного потенциала. Для противодействия «утечке капитала» требуется усилить государственный контроль над валютными и внешнеэкономическими операциями и принять целенаправленные меры (в том числе законодательные) по борьбе с правонарушениями и коррупцией в этой области.
Большинство специалистов признают, что наряду с рыночной стабилизацией экономики (как базового условия для предотвращения дальнейшей утечки капиталов) требуются еще и специальные меры, не связанные с макроэкономическим регулированием.
Литература и примечания
1. [Электронный ресурс]: www.cbr.ru/statistics/.
2. По данным платежного баланса Российской Федерации за период с 2004 по 2008 гг. [Электронный ресурс]: www.cbr.ru/statistics/.
3. По данным платежного баланса Российской Федерации за период с 2004 по 2008 гг. [Электронный ре-сурс]:www.cbr.ru./statistics/.
4. По данным платежного баланса Российской Федерации за период с 2004—2008 гг. [Электронный ре-сурс]:www.cbr.ru./statistics/.
СМ
О)
о о
см •
о о о о. С[ Сй
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
Сй