Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство как ключевое звено в достижении национальных целей России'

Малое и среднее предпринимательство как ключевое звено в достижении национальных целей России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / долгосрочная модель развития / национальный проект / структурно-технологическая модернизация / экономические инструменты / малый и средний бизнес / small and medium-sized enterprises / long-term development model / national project / structural and technological modernization / economic instruments / small and medium-sized businesses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игорь Николаевич Молчанов

Предмет исследования — особенности малого и среднего предпринимательства (МСП) в достижении национальных целей России. Цель работы — установление роли МСП в условиях динамично изменяющейся экономической действительности, решении задач обеспечения безопасности и технологического суверенитета государства. Научная новизна исследования состоит в определении потенциальных возможностей всех заинтересованных сторон (органов власти, образовательных и научных организаций, бизнес-структур, населения) по созданию условий для развития МСП и росту его вклада в экономическую мощь страны и благосостояние российских семей. Информационной базой исследования являются выступления Президента Российской Федерации, научные публикации российских авторов, материалы официальных источников, данные статистики. В статье рассмотрены консолидированные позиции органов государственной власти, касающиеся развертывания новой модели экономического роста России, мнения ученых по вопросам организации и управления МСП, определены причины, затрудняющие сбалансированное развитие хозяйствующих субъектов в разных отраслях и регионах страны. Осуществлено сравнение инновационных подходов к решению экономических и социальных проблем МСП на основе анализа практических достижений и результатов хозяйственной деятельности. Установлены приемлемые способы, инструменты и механизмы деятельности МСП в достижении национальных целей развития России. Выявлена сущность социальной политики и обоснованы приемлемые способы, инструменты и механизмы планомерного движения вперед в развитии МСП, согласованные с разными ветвями государственной власти, наукой, бизнесом и гражданским обществом. Сделаны выводы о своевременности консолидации производственных усилий и творческого потенциала бизнес-сообщества на решении проблем, которые сохраняются в ходе поэтапной реализации ключевых задач и достижения стратегических приоритетов, поставленных высшим руководством страны для достижения национальных целей развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and Medium-Sized Enterprises as a Key Link in Achieving Russia’s National Goals

The subject of the study is the peculiarities of small and medium–sized enterprises (SMEs) in achieving Russia’s national goals. The purpose of the work is to establish the role of SMEs in a dynamically changing economic reality, solving the problems of ensuring security and technological sovereignty of the state. The scientific novelty of the study consists in establishing the potential capabilities of all stakeholders (government authorities, educational and scientific organizations, business structures, the population) to create conditions for the development of SMEs and increase their contribution to the economic power of the country and the well-being of Russian families. The information base of the research is speeches by the President of the Russian Federation, scientific publications by Russian authors, materials from official sources, and statistical data. The article examines the consolidated positions of public authorities on the deployment of a new model of economic growth in Russia, the opinions of scientists on the organization and management of SMEs, identifies the reasons that impede the balanced development of business entities in different industries and regions of the country. The comparison of innovative approaches to solving economic and social problems of SMEs based on the analysis of practical achievements and results of economic activity is carried out. Acceptable ways, tools and mechanisms of SME activity in achieving the national development goals of Russia have been established. The essence of social policy is revealed and acceptable ways, tools and mechanisms of systematic progress in the development of SMEs are substantiated, agreed upon by the country’s top leadership with different branches of government, science, business and civil society. Conclusions are drawn about the timeliness of consolidating production efforts and the creative potential of the business community to solve problems that persist in the work of SMEs during the phased implementation of key tasks and the achievement of strategic priorities set by the country’s top leadership to achieve national development goals.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство как ключевое звено в достижении национальных целей России»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-5-6-17 УДК 334.72(045) JEL L26, J68

(CC) ]

Малое и среднее предпринимательство как ключевое звено в достижении национальных целей России

И. Н. Молчанов

Финансовый университет, Москва, Россия; МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - особенности малого и среднего предпринимательства (МСП) в достижении национальных целей России. Цель работы - установление роли МСП в условиях динамично изменяющейся экономической действительности, решении задач обеспечения безопасности и технологического суверенитета государства. Научная новизна исследования состоит в определении потенциальных возможностей всех заинтересованных сторон (органов власти, образовательных и научных организаций, бизнес-структур, населения) по созданию условий для развития МСП и росту его вклада в экономическую мощь страны и благосостояние российских семей.

Информационной базой исследования являются выступления Президента Российской Федерации, научные публикации российских авторов, материалы официальных источников, данные статистики.

В статье рассмотрены консолидированные позиции органов государственной власти, касающиеся развертывания новой модели экономического роста России, мнения ученых по вопросам организации и управления МСП, определены причины, затрудняющие сбалансированное развитие хозяйствующих субъектов в разных отраслях и регионах страны. Осуществлено сравнение инновационных подходов к решению экономических и социальных проблем МСП на основе анализа практических достижений и результатов хозяйственной деятельности. Установлены приемлемые способы, инструменты и механизмы деятельности МСП в достижении национальных целей развития России. Выявлена сущность социальной политики и обоснованы приемлемые способы, инструменты и механизмы планомерного движения вперед в развитии МСП, согласованные с разными ветвями государственной власти, наукой, бизнесом и гражданским обществом. Сделаны выводы о своевременности консолидации производственных усилий и творческого потенциала бизнес-сообщества на решении проблем, которые сохраняются в ходе поэтапной реализации ключевых задач и достижения стратегических приоритетов, поставленных высшим руководством страны для достижения национальных целей развития.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; долгосрочная модель развития; национальный проект; структурно-технологическая модернизация; экономические инструменты; малый и средний бизнес

BY 4.0

Для цитирования: Молчанов И. Н. Малое и среднее предпринимательство как ключевое звено в достижении национальных целей России. Экономика. Налоги.Право. 2024;17(5):6-17. DOI: 10.26794/1999-849Х-2024-17-5-6-17

ORiGiNAL PAPER

Small and Medium-Sized Enterprises as a key Link in Achieving Russia's National Goals

i. N. Molchanov

Financial University, Moscow, Russia; Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the peculiarities of small and medium-sized enterprises (SMEs) in achieving Russia's national goals. The purpose of the work is to establish the role of SMEs in a dynamically changing economic reality, solving the problems of ensuring security and technological sovereignty of the state. The scientific novelty of the study consists in establishing the potential capabilities of all stakeholders (government authorities, educational and scientific organizations, business structures, the population) to create conditions for the development of SMEs and increase their contribution to the economic power of the country and the well-being of Russian families.

© Молчанов И. Н., 2024

The information base of the research is speeches by the President of the Russian Federation, scientific publications by Russian authors, materials from official sources, and statistical data.

The article examines the consolidated positions of public authorities on the deployment of a new model of economic growth in Russia, the opinions of scientists on the organization and management of SMEs, identifies the reasons that impede the balanced development of business entities in different industries and regions of the country. The comparison of innovative approaches to solving economic and social problems of SMEs based on the analysis of practical achievements and results of economic activity is carried out. Acceptable ways, tools and mechanisms of SME activity in achieving the national development goals of Russia have been established. The essence of social policy is revealed and acceptable ways, tools and mechanisms of systematic progress in the development of SMEs are substantiated, agreed upon by the country's top leadership with different branches of government, science, business and civil society. Conclusions are drawn about the timeliness of consolidating production efforts and the creative potential of the business community to solve problems that persist in the work of SMEs during the phased implementation of key tasks and the achievement of strategic priorities set by the country's top leadership to achieve national development goals.

Keywords: small and medium-sized enterprises; long-term development model; national project; structural and technological modernization; economic instruments; small and medium-sized businesses

For citation: Molchanov i. N. small and medium-sized enterprises as a key link in achieving Russia's national goals. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(5):6-17. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2024-17-5-6-17

«Вкладывать ресурсы нужно в Россию, в регионы, в развитие компаний, в подготовку кадров. Самая надежная защита активов, капиталов российского бизнеса — наша сильная, суверенная страна».

Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию.

29 февраля 2024 г.1

«Нам важно обеспечивать стабильно высокие темпы и качество роста на долгосрочную перспективу. Решение этой задачи требует укрепления финансового, технологического, кадрового суверенитета, наращивания производственных мощностей и повышения конкурентоспособности российской продукции, причем и на внешних рынках, и на нашем собственном, внутреннем рынке».

Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на ПМЭФ-2024. 7 июня 2024 г.2

введение

В новой геополитической реальности обостряются противоречия между факторами производства: трудом, капиталом, природными ресурсами, предпринимательскими способностями. Для устойчи-

1 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585.

2 URL: https://www.1tv.ru/sobytiya/pmef-2024.

вого функционирования национального хозяйства России, особенно в условиях противостояния с «коллективным Западом», приоритетными являются «качественные, структурные изменения», которые предстоит «активно, целевым образом поддерживать, объединять вокруг них финансовые, кадровые, организационные ресурсы как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях, реализовывать национальные проекты»3.

Первостепенное значение приобретает решение проблемы размещения и эффективного использования экономических ресурсов в увязке с особенностями пространственной организации страны. Многоаспектность проблемы ресурсозамещения традиционно проявляется применительно к материальным ресурсам, а именно: средствам и предметам труда. В настоящее время «наблюдается взрывной технологический рост практически во всех сферах жизни»4, но особенно интенсивно нарастают противоречия в сфере трудовых отношений. В этой связи своевременной представляется концентрация внимания ученых и практиков на проблемах социальной политики, которая под воздействием внешних и внутренних факторов превращается в иерархически

3 Из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на ПМЭФ-2024. 7 июня 2024 г. URL: https:// www.1tv.ru/sobytiya/pmef-2024.

4 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ comminity_meetings/74234.

выстроенный управленческий комплекс, объединяющий деятельность всех экономических субъектов.

Если исходить из принципа системности, социальная политика охватывает «макроуровень (пенсии, тарифы, пособия по инвалидности, безработице и т.п.), мезоуровень (выравнивание социального уровня регионов, заработной платы работников различных отраслей и т.д.), а также микроуровень (принципы оплаты труда работников предприятий и организаций, расстановка, продвижение, найм и увольнение персонала и т.д.)» [1, с. 77].

Становится очевидным, что удовлетворенность людей своей работой во многом зависит от проводимой государством экономической политики и ее составной части — социальной политики, которая вследствие системно построенных целевых ориентиров и многоаспектного характера применяемых средств исполнения предопределяет качество трудовой жизни. Развитие методов и технологий реализации социальной политики выступает одной из целей методологического конструирования будущей социально-экономической системы государства. «Речь идет о широком, фронтальном развитии экономики и социальной сферы, о создании в России фактически новых отраслей и направлений промышленности, сферы услуг и т.д. Предстоит также реализовать масштабную инфраструктурную программу, включая строительство автомобильных и железных дорог, мостов и тоннелей, расширение морских портов и аэропортовой сети, обновление жилищно-коммунального хозяйства. У нас также обширная экологическая повестка, в которой бизнес играет важную, во многом определяющую роль»5.

В процессе формирования «новой институциональной суверенной модели России»6, ориентированной на «достижение нового качества и содержания экономического роста, изменение отраслевой структуры за счет активной политики экономики

5 Из выступления Президента России В. В. Путина на пленарном заседании съезда РСПП. 25 апреля 2024 г. URL: http://special.kremlin.ru/catalog/keywords/40/events/73940.

6 Россия переходит «к этапу устойчивого экономического роста, опирающегося на крупные инвестиции в углублен-

ную переработку сырья, создание современной инфраструктуры и развитого национального научно-техноло-

гического комплекса, формирование общества сбалансированного социального развития и достатка, мощных позиций России в новой многополярной конфигурации мировой экономической системы» [2, с. 9].

предложения»7, выявляются современные проблемы и формулируются перспективы развития малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), систематизируются существующие и разрабатываются новые инструменты регулирования хозяйственной деятельности в данной сфере.

Задачами настоящего исследования являются обоснование важности МСП в деятельности различных акторов (органов власти и управления, менеджмента организаций, молодежи, обучающейся в системе среднего и высшего профессионального образования, руководства образовательных организаций); выявление современных проблем и раскрытие сущности предпринимаемых мер в целях развития сферы МСП в России; оценка их результативности; формулирование предложений по улучшению подготовки обучающихся и созданию предпосылок для эффективного участия профессионально подготовленных, креативных кадров в деятельности МСП.

актуальность проблематики исследований о роли человеческого капитала в развитии мсп

Следствием беспрецедентных санкций в отношении России со стороны «коллективного Запада» стало введение ограничений в доступе к физическому капиталу, а именно: к сырью, материалам, оборудованию, комплектующим. В условиях неправомерных санкций и присущей экономическим ресурсам комплементарности большое значение приобретает задача повышения эффективности использования трудовых ресурсов. В связи с этим основополагающими задачами работодателей становятся раскрытие интеллектуального потенциала работников и использование их творческих способностей для наилучшего применения в производственном процессе.

Член-корреспондент РАН Г. Б. Клейнер обращает внимание на возникновение особого направления деятельности менеджмента, а именно: «управление умельцами» [1, с. 78]. Результатом роста заинтересованности руководства организаций в воспитании квалифицированных кадров может стать формирование информационного и финансового базиса для стимулирования инноваций, предпринимательской

7 Из выступления Президента России Владимира Путина на ПМЭФ-2024. 7 июня 2024 г.. URL: https://www.1tv.ru/ sobytiya/pmef-2024.

активности и других сопутствующих процессов. Во главе угла данной деятельности — бережное отношение к ценным работникам, а конечная цель состоит в формировании сбалансированных (с точки зрения профессионального творческого потенциала) трудовых коллективов.

Рекомендации, содержащиеся в научной литературе по данному вопросу, включают несколько приоритетных векторов, реализация которых помогает направлению творческого потенциала работников в единое русло — повышение эффективности и отдачи трудовых усилий, а конечной целью ожидаются достижение устойчивого экономического роста и переход к качественно новому состоянию общества — «экономике знаний», в которой знания играют решающую роль, а создание и применение полученных знаний становятся источником роста и фактором обеспечения конкурентоспособности предприятий, регионов и стран.

Надежным ориентиром для концентрации внимания ученых на целях устойчивого развития становится создание предпосылок для достижения позитивных темпов, повышения качества и инклюзивного характера экономического роста.

основные факторы,

сдерживающие развитие мсп

В научных кругах традиционными драйверами8 считаются потребительский спрос, инвестиции (инвестиционный спрос) и экспорт. Именно их поддержка и стимулирование в периоды благоприятной рыночной конъюнктуры создают мощный базис для ускорения темпов экономического роста. Однако в сложный период накопления различных препятствий со стороны «недружественных» стран России для интенсификации экономического развития требуется задействование всего спектра как положительно зарекомендовавших себя, так и нестандартных методов противодействия санкцион-ному давлению. В их основе лежат проведение реалистичной социально-экономической политики, рациональное использование имеющихся ресурсов и минимизация негативных социальных последствий [3, с. 58].

В научных публикациях дискутируется вопрос о целесообразности постановки и решения задачи по

8 Драйверы развития — катализаторы роста экономики, создающие фундамент экономической стабильности во всех секторах за счет многоуровневых связей и коопераций.

ускоренному росту российской экономики в условиях ее ограниченных возможностей с позиций использования указанных выше драйверов экономического роста и сохраняющегося беспрецедентного внешнего санкционного давления. Стратегически более выверенными представляются тактические задачи по сохранению устойчивого состояния экономики, в согласовании с которыми выстраиваются приоритеты экономической политики.

На проходившей в МГУ имени М. В. Ломоносова дискуссии по проблеме «Новая экономическая реальность: структурные и региональные аспекты» министр Минэкономразвития России М. Г. Решетников расставил акценты в отношении драйверов экономического роста в следующем порядке: сельское хозяйство, строительство, туризм, 1Т-сфера. По мнению декана экономического факультета МГУ профессора А. А. Аузана, в России «экономика доказала свою жизнеспособность как экономика рыночная, которая нуждается в рыночных институтах, снижении регуляторных издержек, доступе к кредитным ресурсам, разграничении использования бюджетных и частных средств для решения задач страны»9.

современные тенденции развития мсп

Для эволюционно развивающейся российской экономики характерной тенденцией последних десятилетий стала преимущественная поддержка крупного бизнеса, что исторически обусловлено преобладанием производственных отраслей в структуре народного хозяйства, с опорой на высокую долю сырьевой составляющей в российском экспорте энергоресурсов. В силу ряда объективных причин уровень развития МСП в России ниже величины малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) развитых зарубежных стран.

Согласно данным реестра субъектов МСП число зарегистрированных малых и средних предприятий в России постепенно возрастает: если по состоянию на конец 2023 г. число субъектов МСП выросло на 5,9% по сравнению с 2022 г. и составило 6,35 млн, то к середине 2024 г. их количество превысило 6,56 млн, что является самым высоким показателем с момента начала учета. Одновременно количество самозанятых в 2024 г. достигло 10,2 млн чел. Наибольшее количество созданных в 2024 г. субъектов МСП осуществляет деятельность в розничной и оптовой торговле (38,2%),

9 URL: https://www.1tv.ru/sobytiya/pmef-2024.

транспорте (7,8%) и строительстве (5,9%)10, что свидетельствует об успешном преодолении последствий санкционных шоков последних лет и увеличении количества субъектов МСП.

Наблюдающийся рост интереса к предпринимательской деятельности обусловлен влиянием множества факторов, в числе которых видное место отводится реализации комплекса мер поддержки сектора МСБ в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее — НП «МСП ПИПИ»). Высшим менеджментом страны выстроена система государственной поддержки МСП, которая сочетает применение инструментов персональной ответственности и жесткого контроля как в федеральном центре, так и в регионах.

Субъектами МСП являются юридические и физические лица. «По состоянию на 10 мая 2024 г. в реестре МСП зарегистрированы 2,34 млн юридических лиц. Из них на долю микропредприятий приходятся около 2,14 млн единиц, малых — 184 тыс. и средних предприятий — 18 тыс. Индивидуальных предпринимателей в стране почти в два раза больше — 4,2 млн»11. В общем объеме кредитования доля МСП выросла с 10% в 2020 г. до 21% в 2023 г. При этом за данный период число предоставленных кредитных ресурсов МСП увеличилось на 72%, и в 2023 г. их удельный вес составил 92% в общем количестве кредитов12. Это свидетельствует о стремлении к развитию и масштабированию, что подтверждает вывод об укреплении позиций МСП как полноправного участника национальной экономики, активно участвующего в работе по импортозамещению, развитию производства, созданию новых рабочих мест.

перспективные направления стратегирования развития мсп и их реализация

Стратегическое планирование в России базируется на мощной теоретико-методологической основе, созданной в годы социалистического строительства [4] и получившей развитие в постсоветский период, а затем в годы новейшей истории современного российского государства [5] на основе важнейших

10 Данные по состоянию на 10 мая 2024 г. URL: http:// government.ru/news/51693.

11 Александр Новак: В 2024 году сохраняется тенденция к росту численности МСП. URL: http://government.ru/ news/51693.

12 Там же.

перспективных документов, включающих социально-экономические стратегии и стратегические планы развития страны и регионов, государственные программы и национальные проекты, технология разработки и реализации которых динамично развивается и постоянно совершенствуется [6].

В трудах В. Л. Квинта представляют интерес:

• сформулированное им определение процесса стратегирования, понимаемое как «выполнение в режиме реального времени функций планирования, мониторинга, анализа и оценки принимаемых для достижения поставленных целей мер» [7, с. 43];

• раскрытие содержания пятнадцати правил стратегического мышления;

• уточнение и развитие понимания ряда базовых положений стратегирования как науки, которые находят применение при разработке стратегических документов разного ранга.

Научные положения теории стратегирования отражаются в практике программно-целевого планирования. Например, стратегия развития МСП представлена в НП «МСП ПИПИ», который реализуется в 2019-2024 гг. В его составе четыре федеральных проекта:

1) «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»;

2) «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»;

3) «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;

4) «Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами».

Одна из целей данного национального проекта предусматривала рост занятости в секторе МСП к 2024 г. до 25 млн чел13. В соответствии с заключением Президента Российской Федерации В. В. Путина эта цель, поставленная в 2018 г., досрочно достигнута, так как в экономике уже функционируют 6,5 млн субъектов МСП14.

В 2023 г. реализована важная мера: по указанию Председателя Правительства РФ М. В. Мишустина свыше 1,1 млрд руб. государственных средств направлено на поддержку «зонтичного» механизма льготного лизинга для МСБ с предоставлением пору-

13 URL: government.ru/rugovclassifier/864/events.

14 Из выступления Президента России Владимира Путина на ПМЭФ-2024 7 июня 2024 г. URL: https://www.1tv.ru/ sobytiya/pmef-2024.

чительств на сумму 25 млрд руб.15, под которые МСБ получил право на привлечение финансовых ресурсов в размере не менее 50 млрд руб. По комбинированной программе16 «ПСК+1764»17 лимит средств на 2023 г. был увеличен вдвое — до 100 млрд руб., при этом финансовая поддержка предоставлялась для малого бизнеса под 4% годовых, а для среднего бизнеса — под 2,5% годовых18. Своевременно предпринятые меры оказали положительное влияние на профессиональную ориентацию молодежи: «за 2023 год на 20% выросло число молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет. Сегодня их более 240 тыс.»19.

Начинается новый этап, цель которого — обеспечить трансформацию усиления роли МСБ в развитии экономики20. Такая постановка вопроса направлена на повышение качества работы МСБ посредством создания инструментов для его измерения, например товарных знаков, местных креативных брендов, а также технологий их регистрации и внедрения.

Свидетельством высокого качества работы предпринимателя и солидным экономическим активом становится собственный товарный знак21. Интерес предпринимателей к его получению подтверждается цифрами: в 2023 г. подано более 143 тыс. заявок на

15 Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2022 № 3915-р. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_434607.

16 Комбинированная программа создана на основе позитивного опыта объединения льготных инструментов кредитования Правительства РФ и программы стимулирования кредитования Банка России. Она направлена на оказание помощи МСБ и расширение возможностей для обеспечения по кредитам Банка России. Наряду с поручительством Корпорации МСП, банки-участники могут использовать залог облигаций федерального займа с сохранением за Корпорацией МСП контроля целевой выдачи кредитов. Это позволит региональным банкам принимать более активное участие в данной программе наряду с системно значимыми банками.

17 ПСК — выплата полной стоимости кредита + нормы постановления Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764, утвердившего Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам.

18 А. Р. Белоусов обсудил с банками ход реализации мер поддержки МСБ. URL: http://government.ru/news/47736.

19 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585.

20 Из выступления Президента России Владимира Путина на ПМЭФ-2024. 7 июня 2024 г. URL: https://www.1tv.ru/ sobytiya/pmef-2024.

21 Процесс регистрации товарного знака в России — один

из самых удобных и быстрых в мире, он полностью оциф-

рован. Срок рассмотрения заявки — четыре месяца, и по ее

итогам выдается электронное охранное свидетельство.

товарные знаки — в два раза больше, чем в доко-видном 2019 г. Высоко оценивается регистрация самобытных региональных брендов, отражающих культуру народов России, что способствует воспитанию патриотических традиций МСП, стремлению приобретать отечественные потребительские товары.

Характерно то, что многие из региональных брендов относятся к так называемым креативным индустриям. Проблематика содействия творчеству отдельных работников и целых коллективов в контексте выявления их влияния на развитие человеческого потенциала весьма разнообразна и является предметом самостоятельного исследования (см., например, [8]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввиду высокой актуальности этих вопросов в настоящее время более половины субъектов Российской Федерации выстраивают на системной основе механизмы поддержки развития творческой инициативы МСП. Президент Российской Федерации В. В. Путин дал поручение: «в весеннюю парламентскую сессию принять федеральный закон, который задаст четкую правовую базу креативной индустрии, а в дальнейшем позволит установить общие стандарты ее поддержки»22.

Наряду с созданием условий для дальнейшего ускоренного роста объемов и качественных параметров продукции и услуг МСП, в стране планируется улучшение предпринимательского климата в направлении повышения эффективности как действующих мер финансовой (налоговой, бюджетной, таможенно-тарифной) и кредитной поддержки, так и дополнительно предлагаемых новых преференций. Для начинающего некрупного бизнеса исключительно важное значение приобретает развитие системы товарных потоков. Повышается роль маркетплейсов, которые в рамках обновленной стратегии «Почты России» участвуют в формировании современной инфраструктуры доставки отечественной продукции, открывают доступ МСП из отдаленных территорий к активно развивающемуся общему рынку стран ЕАЭС.

Для содействия МСП в продвижении продукции запущен всероссийский конкурс «Знай наших», зарекомендовавший себя как настоящий бизнес-лифт. Интерес к участию в конкурсе проявляют все регионы Российской Федерации, что подтверждается сле-

22 Выступление Президента России Владимира Путина на ПМЭФ-2024. 7 июня 2024 г. URL: https://www.1tv.ru/sobytiya/ pmef-2024.

дующим фактом: в 2024 г. число заявок на участие в нем увеличилось в 2,5 раза. Важно организовывать изучение успешных практик и активно применять их на региональном уровне23.

Исключительно большое значение придается в настоящее время созданию в регионах промышленных парков и технопарков как признанному мировой практикой чрезвычайно мощному инструменту развития МСП. Это особенно актуально для секторов, связанных с промышленностью, выстраиванием технологических цепочек производства товаров, изготовлением запчастей, комплектующих, а также с переработкой сельхозпродукции24. Для размещения небольших производств, которым предоставляется право коллективного пользования централизованными логистическими мощностями, лабораториями, станками и другим оборудованием, особенно важное значение придается созданию сбалансированного организационного механизма25.

Президент Российской Федерации В. В. Путин особо подчеркнул успехи МСБ на селе, в агропромышленном комплексе, благодаря которым полностью гарантируются обеспечение страны продовольствием и занятие лидирующих позиций на глобальном рынке пшеницы, вхождение в двадцатку ведущих стран — экспортеров продуктов питания. Согласно прогнозам объем производства российского АПК вырастет до 2030 г. не менее чем на четверть по сравнению с 2021 г., а экспорт увеличится в полтора раза. Планируется продолжить поддержку АПК и развивать программу комплексного обустройства сельских территорий26.

Согласно перспективным планам Правительства РФ роль территорий в поддержке МСБ существенно возрастает. «Каждый регион должен будет разработать систему развития МСП по тем приоритетам, которые будут зафиксированы в федеральной про-

23 Из выступления Президента России Владимира Путина на ПМЭФ-2024. 7 июня 2024. URL: https://www.1tv.ru/ sobytiya/pmef-2024.

24 А. Р. Белоусов поручил донастроить правила госпрограммы создания в регионах промышленных и технопарков. URL: http://government.ru/news/48892.

25 Ключевую роль в востребованности данного инструмента у бизнеса играют квалификация управляющей компании и профиль парка: промышленные и перерабатывающие производства, импортозамещение и кооперация, сфера обработки и сосредоточение мер поддержки для резидентов — МСП на территории парков.

26 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585.

грамме, с учетом местной специфики»27. Президент Российской Федерации В. В. Путин обратил внимание на приоритетность поддержки «созидательной энергии», чтобы «средний доход на работника, занятого в сфере МСБ, в предстоящие шесть лет рос быстрее темпов увеличения ВВП. То есть должна повышаться эффективность такого бизнеса, его качественные показатели»28.

Особое значение придается реализации льготной программы кредитования как инструменту развития экономики предложения. В настоящее время условия предоставления кредитных ресурсов являются льготными29 и регулируются действующей нормативной правовой базой30. Согласно заключению М. Г. Решетникова «несмотря на рост ключевой ставки, в программе «ПСК+1764» сохраняются льготные условия для малого и среднего бизнеса, работающего в приоритетных сферах: обрабатывающем производстве, логистике, гостиничном бизнесе, а также в профессиональной, научной и технической деятельности»31. На период 2024-2030 гг. ежегодный объем банковского кредитования приоритетных инвестиционных проектов МСП планируется в объеме до 100 млрд руб.32

Премьер-министром М. В. Мишустиным объявлена финансовая поддержка механизма льготного лизинга в объеме 1,3 млрд руб. при ставке лизин-

27 А. Р. Белоусов обозначил приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса в 2025-2030 гг. URL: http://government.ru/news/49208.

28 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585.

29 Малые и средние предприятия из приоритетных отраслей могут получать по программе льготное финансирование на инвестиционные цели от 50 млн до 2 млрд руб. Кредит предоставляется на срок до 10 лет, из которых льготный период — пять лет. В течение первых трех лет ставки составляют 7,5% годовых для среднего бизнеса и 9% годовых для малых и микропредприятий, затем два года действует ставка программы 1764, установленная на момент подписания договора.

30 Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 гг. субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход, по льготной ставке» URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315291.

31 Более 90 млрд руб. льготных инвесткредитов получил МСБ за 10 месяцев 2023 г. (дата публикации: 23 ноября 2023 г.). URL: http://government.ru/news/50235.

32 Там же.

говых платежей за оборудование российского производства до 6% годовых (вместо рыночных 15%), для иностранного — до 8%33: «Такое финансирование позволит расширить число участников программ, которые ведет «МСП Лизинг». Больше компаний смогут оформить соглашения по льготным ставкам, получить необходимую технику и основные средства, а следовательно, улучшить экономику своих проектов и увеличить выпуск продукции»34.

Еще одним новшеством 2024 г. стала доступность Программы льготного кредитования под 3% годовых для высокотехнологичных и инновационных российских компаний в рамках федерального проекта «Взлет — от стартапа до IPO»35. В рамках этой программы для малых технологических компаний, включенных в соответствующий реестр, сумма заемных средств увеличена до 1 млрд руб.36

Президент Российской Федерации В. В. Путин дал ряд ключевых поручений Правительству РФ для детальной проработки:

во-первых, совместно с парламентариями проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации. Данная мера призвана инициировать отказ предпринимателей от искусственного дробления бизнеса и переход к нормальной, цивилизованной работе без применения штрафов, санкций, пересчета налогов за предыдущие периоды;

во-вторых, предусмотреть механизм плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, ко-

33 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2023 № 3520-р «О предоставлении в 2024 году акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» бюджетных инвестиций из федерального бюджета в качестве взноса Российской Федерации в уставный капитал». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_463989.

34 Правительство направит более миллиарда рублей на поддержку программы льготного лизинга для МСП (10 декабря 2023 г.) URL: http://government.ru/news/50375.

35 А. Р. Белоусов: Малые технологические компании могут получить до 1 млрд руб. по программе льготного кредитования (12 марта 2024 г.) URL: http://government.ru/ news/51087.

36 Финансовую поддержку могут получить предприятия, использующие при создании продукции технологии из перечня 14 приоритетных высокотехнологичных направлений, например технологии, связанные с искусственным интеллектом, квантовыми коммуникациями, современными и перспективными сетями мобильной связи, развитием водородной энергетики.

торые переходят с «упрощенки» на общий порядок налогообложения;

в-третьих, при сохранении моратория на проведение проверок до конца 2024 г.,37 с учетом наработанного опыта продумать механизм полного перехода бизнеса38 на рискориентированный подход с 2025 г., закрепив его законодательно, а при отсутствии рисков применять профилактические меры в целях минимизации числа проверок;

в-четвертых, предоставить некрупному бизнесу специальное право — раз в пять лет оформлять кредитные каникулы на срок до шести месяцев без ухудшения кредитной истории39.

Особо подчеркивается указание Президента Российской Федерации о создании всех необходимых условий, «чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса. В целом налоговый режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса должен быть смягчен»40.

Президентом Российской Федерации В. В. Путиным предусмотрены меры, направленные на снижение уровня бедности ниже 7% к 2030 г. и меньше 5% к 2036 г., в том числе уровня бедности многодетных семей до 12% к 2030 г. и до 8% к 2036 г., которые обеспечивают повышение опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в том числе его рост к 2030 г. более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 г., с достижением его величины не менее чем 35 тыс. руб. в месяц; последовательное снижение коэффициента Джини (индекса концентрации доходов) до 0,37 к 2030 г. и до 0,33 к 2036 г. в комплексе с реализацией всех основных векторов социальной политики, которые будут способствовать росту благосостояния граждан России41.

37 Постановление Правительства РФ от 14.12.2023 № 2140 «О _внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336». URL: http://government.ru/news/50417.

38 Как полагает Президент Российской Федерации, введенная ранее мера временного моратория на проверки бизнеса полностью себя оправдала, а компаниям, которые гарантируют высокое качество товаров и услуг, несут ответственность перед потребителями, действительно можно и нужно доверять.

39 Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 29 февраля 2024 г. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/73585.

40 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585.

41 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024

№ 309 «О национальных целях развития Российской Фе-

новации в образовательной деятельности вузов

«Чтобы повысить эффективность обучения и молодежи, и уже состоявшихся специалистов, мы будем укреплять все уровни образования: от школ до вузов, причем, конечно, в связке с бизнесом, как это уже делается в рамках системы профориентации, федеральной программы «Профессионалитет», программы «Приоритет-2030». Все они получат дальнейшее развитие»42.

Набирает силу процесс модернизации системы высшего образования, создаются условия для повышения ее глобальной конкурентоспособности и экспортного потенциала. В российских вузах восстанавливается обучение в специалитете, основанное на проектном подходе, развивается сфера научных исследований с ориентацией на учет потребностей предпринимательского сектора. В этой связи актуальным вопросом является подготовка новых и обновление действующих образовательных программ высшего профессионального образования. Одна из актуальных современных тенденций состоит в привитии обучающимся навыков ведения собственного дела, повышении заинтересованности в деятельности МСБ.

Хорошо известны рыночные принципы организации производства разнообразных товаров и услуг и необходимость их использования при создании новых рабочих мест. Однако в развитии МСБ есть определенные проблемы. Например, по данным ФСГС России доля МСП в ВВП (в текущих ценах) в течение ряда последних лет практически не росла и составила в 2021 г. 20,3%. При этом доля малых предприятий в совокупном объеме продукции обрабатывающих производств была менее 9,7%; доля добавленной стоимости отрасли «Обрабатывающее производство» в ВВП страны» — 14,3%. В 2022 г. занятость в обрабатывающей промышленности достигла 14,1% в общей численности занятых; в то же время удельный вес не обучающейся и не работающей молодежи в возрасте от 15 до 24 лет был весьма внушительным: 10,1% в общей численности населения43.

дерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ copy/73986.

42 Из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на пленарном заседании съезда РСПП. 25 апреля 2024 г. URL: http://special.kremlin.ru/catalog/ keywords/40/events/73940.

43 Российский статистический ежегодник. 2023: Стат. сб. Росстат. М.: 2023. С. 53; 57.

Такая картина наблюдается в условиях достаточно низкой официально зарегистрированной безработицы. В марте 2024 г. в России насчитывалось 2 млн человек в возрасте 15 лет и старше, которые классифицировались как безработные (по методологии МОТ). Соответственно уровень безработицы населения составил 2,7% (без исключения сезонного фактора)44.

Поэтому возникает вопрос: как привлечь молодежь к занятию полезным делом, творчеству, получению новых знаний, к предпринимательству?

Современные геополитические процессы, ориентация на достижение целей устойчивого развития ООН, стратегические приоритеты и национальные цели развития страны выступают катализаторами ускорения экономического роста национальной экономики России.

Для преодоления последствий введения антироссийских санкций требуются создание новых предприятий, способных решать проблемы импор-тозамещения, поддержка внедрения уникальных отечественных технологий и различных новшеств для производства высококачественной и конкурентоспособной на международном рынке техники. Роль предпринимательской деятельности в обеспечении технологического суверенитета российского государства многократно возрастает. В условиях дефицита кадров «важно перенастроить систему профессионального образования на запросы рынка труда, на подготовку современных, востребованных специалистов, создать возможности для работников, повышать свой профессиональный уровень в течение всей трудовой карьеры»45. Для решения задачи подготовки кадров, которая состоит в трансформации и развитии системы профессионального образования, до 2030 г. на рынке труда планируется рост доли «квалифицированной занятости, т.е. специалистов, работающих на производствах с высокой добавленной стоимостью, а значит, с большей заработной платой»46. Видное место в реализации данной задачи принадлежит федеральной программе «Профес-сионалитет», мероприятия которой направлены на

44 Росстат: уровень безработицы в России в марте 2024 года обновил исторический минимум (дата публикации: 28 апреля 2024 г.). URL: https://объясняем.рф/articles/ news/rosstat-uroven-bezrabotitsy-v-strane-obnovil-v-marte-istoricheskiy-minimum.

45 Из выступления президента Российской Федерации В. В. Путина на ПМЭФ-2024. 7 июня 2024 г. URL: https:// www.1tv.ru/sobytiya/pmef-2024».

46 Там же.

модернизацию материально-технической базы колледжей и техникумов, обновление образовательных программ для авиа- и судостроения, фармацевтики, электроники, оборонной и других отраслей, для которых до 2028 г. предстоит подготовить около миллиона специалистов рабочих профессий47.

В научных публикациях обращается внимание на имеющиеся пробелы в подготовке студентов вузов, а именно: «отсутствие единого подхода к реализации идей образовательного предпринимательства в высших учебных заведениях, отсутствие единой программы в области обучения предпринимательству» [9]; указывается на целесообразность использования нетрадиционных подходов и инновационных форм овладения предпринимательскими знаниями и востребованными рынком труда компетенциями [10; 11].

Президент Российской Федерации В. В. Путин особо подчеркнул: «В ближайшие десять лет в России появятся 40 университетских кампусов с передовыми условиями и возможностями для учебы, научной деятельности, проживания и работы студентов», а работа организаций среднего профессионального и высшего образования будет оцениваться «по тому, насколько востребованы их выпускники, как растут их заработные платы»48.

Данная трансформация инициирует целесообразность распространения передовых современных практик овладения профессией. Основания для реализации поставленных в области профессионального образования целей и задач заложены в национальном проекте «Наука и университеты»49.

Однако центром деятельности по профессиональной ориентации обучающихся по определению остаются собственная инициатива и ресурсы вузов, их тесное взаимодействие с индустриальными партнерами. Ключевую роль в данном процессе играет участие ведущих университетов в крупных государственных программах и проектах. Это относится в первую очередь к федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства». Принимая участие в данной деятельности, вузы способствуют насыщению экономики успешными студенческими стартапами, инициируют повышение заинтересованности МСБ в создании и применении инноваций. На этой основе

47 Из выступления президента Российской Федерации В. В. Путина на ПМЭФ-2024. 7 июня 2024 г. URL: https:// www.1tv.ru/sobytiya/pmef-2024».

48 Там же.

49 URL: http://government.ru/rugovclassifier/851/events.

представляется возможным всем заинтересованным сторонам выделять основные тенденции по подготовке молодежи к открытию и развитию собственного дела, проводить работу и пропагандировать изучение особенностей маркетинга и менеджмента.

Научной общественностью активно обсуждаются вопросы применения новаторских подходов к созданию в университетах «комплексной системы сопровождения молодежи, проявляющей интерес к предпринимательству». Обсуждается рекомендуемый состав элементов, которые должна включать данная система: «обучение, наставничество, помощь в подготовке обоснованных бизнес-проектов для инвесторов и гран-тодателей, содействие в запуске стартапов и поиске партнеров» и другие меры и механизмы для привития интереса молодежи к выбору профессии, овладению правовыми нормами и привитию студентам навыков ответственного поведения в сфере МСП.

выводы

Обеспечение высокого качества трудовой жизни людей становится краеугольным камнем в оценке роли образования и науки, переходе к экономике знаний и рассматривается как необходимый элемент для достижения совокупного суверенитета. Формирование социальной политики происходит во взаимосвязи с выстраиванием прогрессивных тенденций в функционировании системы профессионального образования. Наряду с сохранением традиций и преемственности в привитии молодежи профессиональных навыков необходимо системно применять различные инструменты для повышения заинтересованности лиц средних и старших возрастов; выявлять ключевые векторы развития образовательной деятельности и подготовки разных возрастных категорий населения к занятию предпринимательством.

На заседании комиссии Госсовета по направлению «Малое и среднее предпринимательство» в соответствии со стратегическими задачами, закрепленными Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, принято решение «обеспечить комплексный подход к развитию института малого и среднего предпринимательства, поскольку субъекты МСП — неотъемлемые участники всех новых национальных проектов»50. В центре внимания — вопросы роста доходов и эффективности работников

50 URL: http://special.kremlin.ru/catalog/keywords/40/ events/7388.

предприятий МСП, вопросы совершенствования налоговой системы, а также развития инфраструктуры.

Необходима актуализация подходов к организации деятельности по подготовке молодежи к выбору специальности и будущему трудоустройству. Только на основе применения принципов стратегирования можно обеспечивать опережающее применение инноваций в развитии системы профессионального образования, учитывающей глобальные экономические векторы и современные тенденции международного развития. Российские университеты под влиянием изменяющейся геополитической реальности становятся «многофункциональными площадками для

взращивания предпринимателей и создания инвестиционно-привлекательных стартапов, в том числе технологического характера» [12, с. 103]. Эта концепция подтверждает своевременность разработки инновационной учебно-методической документации и подготовки региональной научно-технологической базы в целях повышения заинтересованности молодого поколения к обучению основам ведения бизнеса. Предстоит многократно активизировать работу вузов по развитию творческого потенциала обучающихся, привитию профессиональных умений квалифицированного ведения предпринимательской деятельности.

список источников

1. Клейнер Г. Б. Инклюзивный рост в экономике замкнутого цикла. В кн.: Новое индустриальное общество второго поколения (НИО.2): проблемы, факторы и перспективы развития в современной геоэкономической реальности (СПЭК-2022). М.: ИНИР им. С. Ю. Витте; 2022:72-80.

2. Широв А. А., Белоусов Д. Р., Блохин А. А., Гусев М. С., Клепач А. Н., Узяков М. Н. Россия 2035: новое качество национальной экономики. Проблемы прогнозирования. 2024;203(2):6-20. DOI: 10.47711/0868-6351-2036-20

3. Николаев И. А. Драйверы экономического роста: возможности и перспективы их использования в под-санкционной экономике России. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023;(1):58-74. DOI: 10.52180/2073-6487_2023_1_58_74

4. Воейков М. И. СССР: народнохозяйственное планирование как форма государственного патернализма. Вопросы политической экономии. 2022;32(4):31-35. DOI: 10.5281/zenodo.7521831

5. Глазьев С. Ю. Стратегическое планирование как интегративный элемент в системе управления развитием. Экономическое возрождение России. 2021;69(3):14-19. DOI: 10.37930/1990-9780-2021-3-69-14-19

6. Молчанов И. Н., Молчанова Н. П. Развитие стратегического планирования в России: взгляд через призму высшего экономического образования. Россия и современный мир. 2023;121(4): 23-38. DOI: 10.31249/ rsm/2023.04.02

7. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Монография. 2-е издание. Кемерово: Кемеровский государственный университет; 2022. 170 с.

8. Молчанов И. Н. Творческие индустрии: механизмы развития человеческого потенциала. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(2): 52-62. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-52-62

9. Алексеенко Е. В., Гешко О. А., Романова А. Н. Образовательное предпринимательство в вузах: проблемы теории и практики. Современные проблемы науки и образования. 2022;(6-1):14. DOI: 10.17513/spno.32176

10. Высоцкая Г. В., Ермашкевич Н. С., Панявина М. Л., Рязанова Н. В. Об опыте обучения предпринимательству и оценки предпринимательских компетенций на основе игровых методов. Лидерство и менеджмент. 2022;9(4):1129-1148. DOI: 10.18334/lim.9.4.116431

11. Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н. Обучение предпринимательству с использованием технологии форсайт-сессии. Современная конкуренция. 2023;92(2):109-123. DOI: 10.37791/2687-0657-202317-2-109-123

12. Петров А. М. Современные тенденции в подготовке студентов российских вузов к предпринимательской деятельности. Лидерство и менеджмент. 2024;11(1):101-120. DOI: 10.18334/lim.11.1.120505

references

1. Kleiner G. B. Inclusive growth in a circular economy. In the book: New industrial society of the second generation (NIO.2): problems, factors and prospects for development in modern geo-economic reality (SPEC-2022). Moscow: INIR im. S. Yu. Witte; 2022:72-80. (In Russ.).

2. Shirov A. A., Belousov D. R., Blokhin A. A., Gusev M. S., Klepach A. N., Uzyakov M. N. Russia 2035: new quality of the national economy. Problemy prognozirovaniya = Forecasting problems. 2024;203(2):6-20. (In Russ.). DOI: 10.47711/0868-6351-203-6-20

3. Nikolaev I. A. Drivers of economic growth: opportunities and prospects for their use in the sanctioned economy of Russia. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2023;(1):58-74. (In Russ.). DOI: 10.52180/2073-6487_2023_1_58_74

4. Voeikov M. I. USSR: national economic planning as a form of state paternalism. Voprosy politicheskoj ehkonomii = Issues of political economy. 2022;32(4):31-35. (In Russ.). DOI: 10.5281/zenodo.7521831

5. Glazyev S. Yu. Strategic planning as an integrative element in the development management system. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic revival of Russia. 2021;69(3):14-19. (In Russ.). DOI: 10.37930/1990-9780-2021-3-69-14-19

6. Molchanov I. N., Molchanova N. P. Development of strategic planning in Russia: a view through the prism of higher economic education. Rossiya i sovremennyi mir = Russia and the modern world. 2023;121(4):23-38. (In Russ.). DOI: 10.31249/rsm/2023.04.02

7. Kvint V. L. The concept of strategizing. Monograph. Kemerovo: Kemerovo State University; 2022. 170 p. (In Russ.).

8. Molchanov I. N. Creative industries: Mechanisms of human potential development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(2):52-62. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X- 2022-15-2-52-62

9. Alekseenko E. V., Geshko O. A., Romanova A. N. Educational entrepreneurship in universities: problems of theory and practice. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2022;(6-1):14. (In Russ.). DOI: 10.17513/spno.32176

10. Vysotskaya G. V., Ermashkevich N. S., Panyavina M. L., Ryazanova N. V. On the experience of teaching entrepreneurship and assessing entrepreneurial competencies based on game methods. Liderstvo i menedzhment = Leadership and management. 2022;9(4):1129-1148. (In Russ.). DOI: 10.18334/lim.9.4.116431

11. Alekseeva E. V., Pogorelova A. Yu., Potapova O. N. Entrepreneurship training using foresight session technology. Sovremennaya konkurentsiya = Modern competition. 2023;92(2):109-123. (In Russ.). DOI: 10.37791/2687-06572023-17-2-109-123.

12. Petrov A. M. Current trends in preparing Russian university students for entrepreneurial activity. Liderstvo i menedzhment = Leadership and management. 2024;11(1):101-120. (In Russ.). DOI: 10.18334/lim.11.1.120505

информация об авторе / about the author

Игорь Николаевич Молчанов — доктор экономических наук, профессор, профессор экономического факультета, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; профессор кафедры общественных финансов, Финансовый университет, Москва, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Igor N. Molchanov — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Prof. of Department of Economics, Lomonosov Moscow State University; Prof. of the Department of Public Finance, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-4252-2387 [email protected]

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 08.07.2024; принята к публикации 10.09.2024. The article was received 08.07.2024; accepted for publication 10.09.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.