экономика и управление / economics and management
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-5-77-86 УДК 338.439.222(045) JEL O13, P32, Q17
(CC) (
Инструменты антикризисного управления малым и средним бизнесом
М. С. Оборин
Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г В. Плеханова;
Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова,
Пермь, Россия
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования — определение тенденций применения инструментов антикризисного управления малым и средним бизнесом (МСБ). Цель работы — установление путей совершенствования инструментов антикризисного управления МСБ. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в текущих макроэкономических условиях необходимо развитие концептуальных основ антикризисного управления предпринимательством, соответствующего особенностям государственного регулирования, задачам стратегического развития экономики страны. Несмотря на значимость предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов, инструменты их поддержки и регулирования находятся в стадии формирования, поскольку существующие институты ограничены финансово-экономическим потенциалом, законодательством, особенностями деятельности малых и средних предприятий (МСП), обусловленные недостаточной прозрачностью и наличием собственных активов. В работе определен потенциал развития инструментов антикризисного управления МСП, основанный на анализе ключевых показателей эффективности использования ресурсов и возможностей внешней институциональной среды. Методы исследования — системный, ситуационный и сравнительный анализы, метод моделирования социально-экономических и управленческих процессов. Разработана система инструментов антикризисного управления МСП, сочетающая преемственность целей и задач государственной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с внутренними ресурсами субъектов предпринимательства. Сделаны выводы о том, что эффективность инструментов антикризисного управления предпринимательством должна обеспечиваться институциональной средой и внутренним ресурсным потенциалом бизнес-единицы, которые должны адаптироваться и подстраиваться к изменениям в зависимости от управленческих, производственных, финансовых и иных возможностей МСП. Ключевые слова: малый и средний бизнес; малое и среднее предпринимательство; антикризисное управление; инструменты антикризисного управления
BY 4.0
Для цитирования: Оборин М. С. Инструменты антикризисного управления малым и средним бизнесом. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(5):77-86. DOi: 10.26794/1999-849Х-2024-17-5-77-86
ORiGiNAL PAPER
Anti-Crisis Management Tools for Small and Medium-Sized Businesses
M. S. Oborin
Perm Institute (branch) of the PLekhanov Russian University of Economics; Perm State Agrarian and Technological University named after ak. D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia
ABSTRACT
The subject of the study is to identify trends in the use of anti - crisis management tools for small and medium-sized businesses (SMEs). The purpose of the work is to establish ways to improve the tools of anti - crisis management of SMEs. The relevance of this study is due to the fact that in the current macroeconomic conditions it is necessary to develop the conceptual foundations of anti-crisis management of entrepreneurship, corresponding to the peculiarities of state regulation, the tasks of strategic development of the country's economy. Despite the importance of entrepreneurship in the socio-economic development of regions, instruments for their support and regulation are in the process of formation, since existing institutions are Limited by financial and economic potential, Legislation, and the specifics of the activities of smaLL and medium-sized enterprises (SMEs) due to insufficient transparency and the availability of their own assets. The paper identifies the potentiaL for the deveLopment of anti-crisis management tooLs for SMEs, based on the anaLysis of
© Оборин М. С., 2024
key indicators of resource efficiency and the capabilities of the external institutional environment. The research methods are systematic, situational and comparative analysis, a method of modeling socio-economic and managerial processes. A system of anti-crisis management tools for SMEs has been developed, combining the continuity of goals and objectives of the state strategy for socio-economic development of the Russian Federation with the internal resources of business entities. Conclusions are drawn that the effectiveness of anti-crisis management tools for entrepreneurship should be provided by the institutional environment and the internal resource potential of the business unit, which should adapt and adapt to changes depending on the management, production, financial and other capabilities of SMEs. Keywords: small and medium-sized businesses; small and medium-sized enterprises; crisis management; crisis management tools
For citation: Oborin M. S. Anti-crisis management tools for small and medium-sized businesses. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(5):77-86. (in Russ.). 2024;17(5): X-X. DOi: 10.26794/1999-849X-2024-17-5-77-86
введение
Текущие условия макроэкономической и геополитической нестабильности оказывают длительное негативное влияние на предпринимательство. С учетом рискового характера деятельности предприятий малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) развитие инструментов антикризисного управления стало актуальным прикладным направлением исследований, имеющих научно-теоретическое и прикладное значение. В России можно выделить несколько уровней антикризисного регулирования деятельности субъектов МСБ.
Макроэкономический или федеральный уровень управления сосредоточен на формировании благоприятных условий развития и функционирования бизнеса, стимулировании предпринимательской активности, поддержке социально значимых инициатив в приоритетных видах экономической деятельности, где доля малых и средних предприятий (далее — МСП) традиционно высока [1-3].
Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию было отмечено, что вклад МСБ в ВВП страны увеличивается, достигая в отрасли туризма, обрабатывающих производств и индустрии уровня 21%, растет количество компаний МСБ — в 2023 г. появилось свыше 1,2 млн предприятий, увеличилось также на 20 тыс. число предпринимателей возрастом до 25 лет — сейчас их около 240 тыс. человек1. В Послании было также отмечено, что будет продолжен курс на создание благоприятного бизнес-климата, осуществление риск-ориентированного подхода при проверках, отдание приоритета доверию, поддержке. К конкретным мерам, в частности, относятся обеспечение в 2024-2030 гг. реального роста дохода
1 Послание Президента Федеральному Собранию от 29.02.2024.
на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта, а также увеличение к 2030 г. выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с уровнем 2023 г.2
Система федерального законодательства, определяющая содержание и цели государственной политики регулирования и развития институциональной среды бизнеса, имеет в качестве основных приоритетов увеличение вклада в ВВП страны рост числа предпринимателей, поддержку инновационной активности, реализацию последовательных мер по сокращению теневой деятельности3. Многие государственные программы и проекты предусматривают наличие взаимосвязанных индикаторов, позволяющих осуществлять мониторинг и оценку качества принимаемых решений:
1) в приоритетных государственных программах по направлению «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», которое содержит восемь программ, включающих 21 проект и имеющих целью поддержку и стимулирование МСП в таких отраслях, как сельское и лесное хозяйство, аграрный туризм, энергетику, сохранение природных ресурсов, земель, развитие сельских территорий и т.п.;
2) в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуаль-
2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
3 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р; Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
ной предпринимательской инициативы», включающем на данное время пять федеральных проектов4, охватывающих цифровые технологии, разнообразные формы развития бизнес-активности.
Многие меры, реализуемые субъектами федерального уровня, имеют не только регулятивный, но и антикризисный характер, поскольку обусловлены обеспечением стабилизации деятельности МСП, поддержкой их ресурсного обеспечения, созданием законодательных условий их участия в кластерных проектах, государственных закупках и т.п.
Программы поддержки МСБ в субъектах Российской Федерации разрабатываются и реализуются в целях выполнения государственных программ и проектов для развития отраслей экономики, которые определены в качестве наиболее значимых. Это может быть поддержка агростартапов, личных подсобных хозяйств, семейных ферм, на которые выделяются от 3 до 15 млн руб. в зависимости от соответствия условиям, целям бизнеса, производимой продукции согласно стратегиям и программам социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, отраслей, инфраструктуры регионов и отдельных территорий [4-6].
На уровне отраслей действуют союзы, ассоциации, некоммерческие организации, осуществляющие консультационную и управленческую поддержку МСП благодаря организационным, научно-консультативным формам сопровождения деятельности и развития сотрудничества, обеспечению повышения качества внутренних процессов [7-9].
Таким образом, внедряемые подходы к антикризисному управлению предпринимательством должны учитывать специфику и закономерности функционирования объектов управления, региональные и институциональные условия поддержки предпринимательства.
результаты исследования
В настоящее время МСБ нашей страны испытывает повышенное давление со стороны стран Запада
4 В национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» входят следующие федеральные проекты: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»; «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»; «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»; «Популяризация предпринимательства».
в условиях введенных ими санкций и других ограничений деятельности. Первым показателем макроэкономического благополучия и применения востребованных инструментов антикризисного регулирования является динамика численности данных субъектов (рис. 1).
Наиболее благоприятным периодом увеличения численности предприятий МСБ был 2018 г., в настоящее время происходит ее восстановительный рост, который не достиг максимальных значений. Эффективными инструментами антикризисного регулирования прошедшего периода стали:
• законы, направленные на снижение административного давления на предпринимателей, которое отразилось в моратории на проверки, либерализации налоговых режимов и ставок, упрощении регистрационных процедур;
• нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, связанные с внедрением программ отраслевой, проектной и технологической поддержки предпринимательства, включая доступ к инфраструктуре технопарков;
• система законодательства, связанная с обеспечением доступа предприятий МСБ к ресурсам за счет участия в государственных закупках, контрактах крупного бизнеса на условиях подряда и т.п.
Положительная динамика нарушилась под влиянием геополитического кризиса, пандемии коро-навируса и проведения специальной военной операции, которая на начальном этапе способствовала поиску различных решений развития экономики и стимулированию промышленного производства, включая инновации в оборонном комплексе.
Важным показателем деятельности МСП является рентабельность продаж, которая в целом позволяет оценивать эффективность управления и качество принимаемых решений.
На рис. 2 можно наблюдать волнообразное изменение показателей рентабельности продаж, пик которой приходится на 2018 и 2023 гг., спад — на 2020-2021 гг. Причинами снижения рентабельности в кризисные периоды стали:
• сокращение выручки и потеря части клиентов, утративших платежеспособность при невозможности пропорционального снижения затрат;
• существенное изменение рыночных условий, которые, в частности, обусловлены ростом цен на материалы, оборудование, поступающие из-за рубежа, санкционными ограничениями на производимую продукцию, изменением торгово-экономи-
100% - - - - - -
100%
13682
100% 17725 17622 17585 17385
99%
99% ---
2 65994
99% 2 25314 7 2 24837 2 2 283401 2 54517 3 2 500 968
99%
2023 2022 2021 2020 2019 2018
□ Число предприятий среднего бизнеса, ед. / The number of medium-sized enterprises, units.
□ Число предприятий малого бизнеса, ед. / The number of small businesses, units.
17725
2 25314
17622
7 224837
17585
2 2 2834Í
17385
1 2 54517
16786
500 9)8
13682
65994
2023 2022 2021 2020 2019 2018
2
Рис. 1 / Fig. 1. Динамика численности субъектов МСБ страны за шесть лет, ед. / Dynamics of the number of SMEs in the country over six years, units
Источник/Source: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики / compiled by the author according of the Federal State Statistics Service.
ческих и логистических связей, способствующих росту неопределенности и сбоям поставок;
• отсутствие быстрого доступа к необходимым ресурсам вследствие невозможности гарантийного обеспечения обязательств, высоких расходов на их получение и возврат;
• недостаточность стимулов для сохранения квалифицированного персонала, который обеспечивает себе более стабильную занятость и оплату труда;
• отсутствие доступа к инновациям и возможности их адаптации к производственным процессам и обслуживанию потребителей.
Другим важным показателем эффективного антикризисного управления является рентабельность активов МСБ, т.е. совокупности имущества и нематериальных ценностей, обеспечивающих основное производство (рис. 3).
Изменение данного показателя также соответствует тенденциям динамики рентабельности продаж, однако имеет свои особенности. Ввиду того, что негативные кризисные тенденции способствуют сокращению наиболее ликвидных активов, реализация мер адаптации предприятиями МСБ должна предусматривать подготовку превентивного плана реагирования по восполнению финансов и оборотных активов, оптимизации их структуры. Такие меры имеют прямую связь с производством и объ-
емами продаж, перспективами спроса на рынках присутствия.
Основными инструментами антикризисного управления активами предпринимательства являются:
• стратегия развития предприятия, которая предусматривает расчетно-аналитическое обоснование мер антикризисного реагирования, включая пропорциональное сокращение сбыта, поставок и объема производства, вызванных негативными рыночными тенденциями;
• наличие нескольких альтернативных вариантов развития предприятия, отраженных в бизнес-планах, проектах, договорах о сотрудничестве;
• производственные планы ресурсного обеспечения, включая аналоги, предлагаемые на рынках; способы их доставки; совместимость с производством, обслуживанием потребителей; возможность быстрого проведения организационных, административных, технологических и кадровых изменений.
Необходимо обратить внимание на показатели обеспечения эффективности использования основных и оборотных активов, доля которых в структуре собственных средств предприятий может существенно отличаться (рис. 4, 5).
Средний бизнес располагает гораздо большим капиталом, масштабом производства и его мате-
14 12 10 8
6 4 2
0
6,3
6,7
2023
6,1
6,3
2022
5,3
5,7
2021
5,2
5,7
2020
5,9
6,4
2019
6,1
6,8
2018
□ Рентабельность продаж средних предприятий, % / Profitability of sales of medium-sized enterprises,
%
□ Рентабельность продаж малых предприятий, % / Profitability of sales of small enterprises, %
Рис. 2 / Fig. 2. Динамика изменения рентабельности продаж субъектов МСБ страны за шесть лет, % / Dynamics of changes in the profitability of sales of SMEs in the country over six years, %
Источник/Source: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики / compiled by the author according of the Federal State Statistics Service.
10 -
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
5,2
3,6
4,5
3,1
4,4
2,8
3,9
3,1
3,8
3,1
4,7
3,7
2023
2022
2021
2020
2019
2018
□ Рентабельность активов средних предприятий, % / Return on assets of medium-sized enterprises, %
□ Рентабельность активов малых предприятий, % / Return on assets of small enterprises, %
Рис. 3 / Fig. 3. Динамика изменения показателя рентабельности активов субъектов МСБ страны за шесть лет, % / Dynamics of changes in the indicator of return on assets of SMEs in the country for six years, %
Источник/Source: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики / compiled by the author according of the Federal State Statistics Service.
30 25 20 15 10 5 0
16,9
9,7
2023
15,7
10,8
2022
15,4
8,7
2021
14,3
8,2
2020
10,2
6,4
2019
15,2
7,5
2018
□Рентабельность внеоборотных активов, средних предприятий, % / Profitability of
non-current assets, medium-sized enterprises, % □Рентабельность внеоборотных активов, малых предприятий, % / Profitability of non-current assets, small enterprises, %
Рис. 4 / Fig. 4. Динамика изменения показателя рентабельности внеоборотных активов субъектов МСБ страны за шесть лет, % / Dynamics of changes in the profitability index of non-current assets of SMEs in the country for six years, %
Источник/Source: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики / compiled by the author according of the Federal State Statistics Service.
риально-технологическим обеспечением. В этом заключается как преимущество, так и уязвимость антикризисных стратегий и возможностей применения определенных инструментов.
Предприятия среднего бизнеса обладают большими возможностями кредитования и получения финансовых ресурсов под залог основных фондов, использования оборудования, переданного в лизинг, соответственно у них выше оборот и шире направления реинвестирования. Однако в кризисных условиях применять инструменты сокращения затрат и оптимизации производства достаточно сложно, поскольку:
• сокращение основных средств связано с изменением производства и рыночных позиций, потому что тактические решения могут провоцировать серьезные стратегические последствия, включая утрату доли рынка, изменение контрагентов и партнеров;
• поддержание активов в нормальном состоянии влечет затраты и убытки в текущем периоде неблагоприятной макроэкономической ситуации, поэтому необходима государственная поддержка в быстрые сроки;
• альтернативная специализация средних предприятий представляет собой достаточно сложный процесс, поскольку связывает весь технологиче-
ский процесс, перестройка которого требует времени, кадровых, материальных расходов, и заключает не меньшие риски.
Малые предприятия, в отличие от средних предприятий, могут вообще не обладать основными средствами, оказывая различные виды бытовых, транспортных и иных услуг населению и бизнесу. Основные риски применения инструментов поддержки характерны для государства и финансово-кредитной системы, поскольку они не обеспечены и должны формироваться новые формы и подходы для данной группы предприятий.
Положительным аспектом отсутствия активов являются неограниченные возможности адаптации вплоть до смены вида деятельности, ее прекращения, приостановки, совмещения нескольких видов занятости для предпринимателя.
Предприятия МСБ испытывают различную зависимость от оборотных активов, обусловленную особенностями специализации и масштабами охвата рынка. В наиболее распространенных видах деятельности, где преобладает малый бизнес, например в розничной торговле, оборотный капитал определяет динамику получения прибыли и стратегию развития. Как правило, подобные рынки являются рынками совершенной конкуренции, когда востребованность продуктов питания, быта и т.п. не
16 14 12 10 8 6 4 2 0
5,9
7,5
2023
4,8
5,3
2022
5,1
4,6
2021
4,9
4,9
2020
5,2
4,7
2019
6,7
7,2
2018
□ Рентабельность оборотных активов, средних предприятий, % / Profitability of current assets, medium-sized enterprises, %
□ Рентабельность оборотных активов, малых предприятий, % / Profitability of current assets, small enterprises, %
Рис. 5/ Fig. 5. Динамика изменения показателя рентабельности оборотных активов субъектов МСБ страны за шесть лет, % / Dynamics of changes in the indicator of profitability of current assets of SMEs in the country over six years, %
Источник/Source: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики / compiled by the author according of the Federal State Statistics Service.
снижается, а товар является достаточно ликвидным, и его объемы позволяют гибко компенсировать и снижать текущие потери. Эти факторы объясняют более высокие показатели рентабельности оборотных активов малых предприятий (рис. 5). Разрыв показателей рентабельности основного и оборотного капитала у малого бизнеса незначителен, тогда как у средних предприятий в некоторые периоды он больше.
система инструментов антикризисного управления предприятиями мсб
Исходя из вышеприведенного анализа антикризисного регулирования МСБ можно предложить систему инструментов антикризисного управления предприятиями МСБ (рис. 6).
Прямые инструменты позволяют применять оперативные адресные меры помощи, которые оказываются органами федеральной, региональной власти, различными фондами при наступлении неблагоприятных кризисных явлений в соответствии критериям доступа к помощи. Программно-целевые меры охватывают программы и проекты различного уровня, направленные на достижение целей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, связывая регионы,
бизнес и население. Некоторые из них направлены на оптимизацию процедур и технологий, необходимых для участия в государственных закупках, проведения действий на основе цифровой платформы МСП. Необходимыми средствами являются интеграционные инструменты, так как они соединяют ресурсный потенциал субъекта предпринимательства, компетенцию управления и возможности внешней среды.
Представленная система инструментов направлена на оптимизацию деятельности МСП в неблагоприятные макроэкономические периоды. Основным условием внедрения обозначенных инструментов в региональную практику является взаимосвязь их целей, результатов и внутреннего потенциала субъектов предпринимательства.
выводы
МСБ обеспечивает получение высоких результатов в экономике страны, решая значимые социально-экономические задачи в регионах и сельской местности. В условиях санкционного и геополитического давления продолжается негативное влияние на различные отрасли, следствиями которого стали сокращение численности субъектов предпринимательства, снижение бизнес-активности населения, увеличение рисков ведения деятель-
Система инструментов антикризисного управления / The system of anti-crisis management tools
Прямые / Программно-целевые / Интеграционные /
Straight Software-targeted Integration
Субсидии и дотации из Государственные и Кластерные проекты на базе
бюджетов различных уровней / национальные программы, крупного бизнеса / Cluster
Subsidies and grants from budgets проекты / State and national projects based on large
of various levels programs, projects businesses
Региональные адресные меры поддержки / Regional targeted support measures
4
Внешнее антикризисное (арбитражное) управление, санация / External anti-crisis (arbitration) management, rehabilitation
Проекты кластерного развития,
(отрасли, инфраструктура, технологии) / Cluster development projects (industries, infrastructure, technologies)
»
Гранты и проекты государственных и внебюджетных фондов / Grants and projects of state and extra-budgetary funds
Проекты развития цифровой среды (электронное Правительство, закупки, государственные услуги) / Digital environment development projects (e-government, procurement, public services)
Сетевое взаимодействие (интеграция) с крупными копаниями, альянсами и т.п. / Networking (integration) with large companies, alliances, etc.
Консалтинговое управление и сопровождение бизнеса / Consulting management and business support
Реорганизация, слияние, поглощение, франшиза и т.п. / Reorganization, merger, acquisition, franchise, etc.
Рис. 6 / Fig. 6. Система инструментов антикризисного управления предприятиями МСБ / The system of anti-crisis management tools for SMEs
Источник/Source: составлено автором на основе [10- 15] / compiled by the author on the basis of [10-15].
ности, повышение цен на основные материальные и энергетические ресурсы.
Уязвимость данных групп предприятий заключается в недостаточном обеспечении ликвидными активами, позволяющими сохранять долю рынка в неблагоприятных условиях, а также в их сокращении и удорожании. Основные финансово-эконмиче-ские ресурсы сосредоточены в бюджетах различных уровней, капитале крупного бизнеса, соответственно поддержка МСБ может быть обеспечена за счет
прямых и косвенных инструментов антикризисного регулирования, позволяющих получать необходимое ресурсное обеспечение.
В связи с этим разделение инструментов антикризисного регулирования, подразделяемых на прямые, программно-целевые и интеграционные средства, соответствует текущим потребностям бизнеса и отвечает интересам государства по созданию благоприятных макроэкономических условий для предпринимательства.
список источников
1. Адонин Е. А. Инновации как инструмент антикризисного управления в малом и среднем бизнесе. Инженерные кадры — будущее инновационной экономики России. 2020;(8):97-100.
2. Дарвиш Ф. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления инновациями в сфере малого и среднего бизнеса. Экономические и гуманитарные науки. 2022;364(5):10-17.
3. Татаринов П. С. Управление интеллектуальной собственностью как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности МСП. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2022;(10):63-75.
4. Боброва Е. А., Сотникова Е. А. Развитие малого и среднего бизнеса на региональном уровне: управленческие и финансовые инструменты. Среднерусский вестник общественных наук. 2023;(4):178-200.
5. Гарнова В. Ю., Умнова М. Г., Лю Я. Обзор доступных цифровых технологий и инструментов для российского малого и среднего бизнеса. Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2022;(2):46-53.
6. Козлова А. А. Особенности реализации проектного подхода в малом и среднем бизнесе. Экономика и социум. 2019;56(1-2):186-190.
7. Мелешкина А. И., Маркова О. А., Власов К. В. Рыночные стратегии компании как источник антимонопольных рисков. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2018;28(2):7-28.
8. Рублев В. Ю. Обзор инструментов автоматизации для управления предприятиями малого и среднего бизнеса. Наука и практика регионов. 2023;33(4):124-131.
9. Симонов А. П. Разработка модели для анализа эффекта внедрения инструментов управления цепями поставок на оценку стоимости компании из сегмента малого и среднего бизнеса. Russian Economic Bulletin. 2019;(6):144-150.
10. Борисова М. В. Реструктуризация как инструмент управления стоимостью малого и среднего бизнеса в России. Синергия Наук. 2020;44:174-184.
11. Босенко О. Д. Теоретические аспекты общего управления качеством на малых и средних предприятиях. Трибуна ученого. 2020;(12):818-824.
12. Данышев Р. В., Зюкин Д. В., Овчинникова О. А., Ткач А. М. Взаимосвязь функций и технологий управления человеческими ресурсами в малом и среднем бизнесе в условиях цифровой трансформации. ВестникКурской государственной сельскохозяйственной академии. 2023;(1):241-246.
13. Жабин А. П., Волкодавова Е. В. Использование инструментов проектно-процессного подхода в управлении затратами на предприятиях малого и среднего бизнеса в условиях усиливающейся рыночной конкуренции. Экономические науки. 2020;184:71-76.
14. Максуд Л. Франчайзинг как инструмент управления бизнесом для малых и средних компаний. Экономика. Бизнес. Банки. 2024;71(1):19-28.
15. Фокина О. В., Никулина Т. С. Проектное управление в сфере корпоративного обучения. Вопросы устойчивого развития общества. 2020;(7):37-41.
references
1. Adonin E. A. Innovations as an anti-crisis management tool in small and medium-sized businesses. Inzhenernye kadry — budushchee innovacionnoj ekonomiki Rossii = Engineering personnel are the future of Russia's innovative economy. 2020;(8):97-100. (In Russ.).
2. Darvish F. Balanced scorecard as a tool for strategic innovation management in the field of small and medium-sized businesses. Ekonomicheskie igumanitarnye nauki = Economic and humanitarian sciences. 2022; 5 (364):10-17. (In Russ.).
3. Tatarinov P. S. Intellectual property management as an effective tool for improving the competitiveness of SMEs. Intellektual'naya sobstvennost'. Avtorskoe pravo i smezhnye prava = Intellectual property. Copyright and related rights. 2022;(10):63-75. (In Russ.).
4. Bobrova E. A., Sotnikova E. A. Development of small and medium-sized businesses at the regional level: management and financial instruments. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk = Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2023;(4):178-200. (In Russ.).
5. Garnova V. Yu., Umnova M. G., Liu Ya. An overview of available digital technologies and tools for Russian small and medium-sized businesses. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy = Scientific research and development. The economics of the company. 2022;(2):46-53. (In Russ.).
6. Kozlova A. A. Features of the implementation of the project approach in small and medium-sized businesses. Ekonomika i socium = Economics and society. 2019;56(1-2):186-190. (In Russ.).
7. Meleshkina A. I., Markova O. A., Vlasov K. V. Market strategies of the company as a source of antitrust risks. Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakul'teta. Elektronnyj zhurnal = Scientific research of the Faculty of Economics. Electronic magazine. 2018;28(2):7-28. (In Russ.).
86
М. С. Оборин
8. Rublev V. Yu. Overview of automation tools for managing small and medium-sized businesses. Nauka i praktika regionov = Science and practice of the regions. 2023;33(4):124-131. (In Russ.).
9. Simonov A. P. Development of a model for analyzing the effect of the introduction of supply chain management tools on the valuation of a company from the segment of small and medium-sized businesses. Russian Economic Bulletin = Russian Economic Bulletin. 2019;(6):144-150. (In Russ.).
10. Borisova M. V. Restructuring as a cost management tool for small and medium-sized businesses in Russia. Sinergiya Nauk = Synergy of Sciences. 2020;44:174-184. (In Russ.).
11. Bosenko O. D. Theoretical aspects of general quality management in small and medium-sized enterprises. Tribuna uchenogo = The tribune of the scientist. 2020;(12):818-824. (In Russ.).
12. Danyshev R. V., Zyukin D. V., Ovchinnikova O. A., Tkach A. M. Interrelation of functions and technologies of human resource management in small and medium-sized businesses in the context of digital transformation. Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii = Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2023;(1):241-246. (In Russ.).
13. Zhabin A. P., Volkodavova E. V. The use of tools of the project-process approach in cost management at small and medium-sized businesses in conditions of increasing market competition. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences. 2020;184:71-76. (In Russ.).
14. Maksud L. Franchising as a business management tool for small and medium-sized companies. Ekonomika. Biznes. Banki = Economy. Business. Cans. 2024;71(1):19-28. (In Russ.).
15. Fokina O. V., Nikulina T. S. Project management in the field of corporate training. Voprosy ustojchivogo razvitiya obshchestva = Issues of sustainable development of society. 2020;(7):37-41. (In Russ.).
информация об авторе / about the author
Матвей Сергеевич Оборин — доктор экономических наук, кандидат географических наук, профессор, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал), Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова; Пермь, Россия
Matvey S. Oborin — Dr. Sci. (Econ.), Cand. Sci. (Geogr.), Prof., Prof. of the Department of Economic Analysis and Statistics, Perm Institute (Branch), Plekhanov Russian University of Economics; Prof. of the Department of World and Regional Economics, Economic Theory, Perm State National Research University; Prof. of the Department of Management, D. N. Pryanishnikov Perm State Agrarian and Technological University; Perm, Russia http:/orcid.org/ 0000-0002-4281-8615 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 13.07.2024; принята к публикации 21.09.2024. The article was received 13.07.2024; accepted for publication 21.09.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.