Научная статья на тему 'Налогообложение малого и среднего бизнеса и развитие российской экономики'

Налогообложение малого и среднего бизнеса и развитие российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малый и средний бизнес / малое и среднее предпринимательство / налогообложение / государственное регулирование / добавленная стоимость / small and medium-sized businesses / small and medium-sized enterprises / taxation / government regulation / value added

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Владимировна Рубан-лазарева

Предмет исследования — состояние малого и среднего бизнеса в условиях текущей потребности общества в справедливом налогообложении. Цель работы — раскрытие сущности и региональных особенностей налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) для выявления посредством применения риск-ориентированного подхода к установлению возможных резервов роста российской экономики. Проанализированы характеристики субъектов МСБ и виды применяемых ими систем налогообложения. Сопоставлены объемы собранных налоговых платежей, предоставленных льгот, созданной добавленной стоимости в регионах деятельности субъектов МСБ. Представлены резервы роста экономики с учетом национальных программных целей развития МСБ и региональных преференций. Определены сущность налогообложения субъектов МСБ в современных условиях развития экономики и ожидаемые последствия налоговой реформы бизнеса. Сделан вывод о необходимости обеспечения устойчивого и качественного развития малого и среднего предпринимательства и окупаемости предоставляемых ему налоговых преференций через приращение добавленной стоимости, рост производительности, обеспечение среднего дохода от продаж на одного работника и продление срока предпринимательско-инвестиционной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation of Small and Medium-Sized Businesses and the Development of the Russian Economy

The subject of the study is the state of small and medium — sized businesses in the context of the current need for fair taxation. The purpose of the work is to reveal the essence and regional peculiarities of taxation of small and medium-sized businesses in order to identify through the use of risk-based approaches to establishing possible reserves for the growth of the Russian economy. The characteristics of small and medium-sized businesses and the types of taxation systems they use are analyzed. The volumes of collected tax payments, benefits provided, and added value created in the regions of activity of small and medium-sized businesses are compared. The reserves of economic growth are presented, taking into account the national program goals for the development of small and medium-sized businesses and regional preferences. The essence of taxation of small and medium-sized businesses in modern conditions of economic development and the expected consequences of business tax reform are determined. It is concluded that it is necessary to ensure the sustainable and high-quality development of small and medium-sized businesses and the payback of tax preferences provided to them through value addition, productivity growth, ensuring average sales income per employee and extending the period of entrepreneurial and investment activity.

Текст научной работы на тему «Налогообложение малого и среднего бизнеса и развитие российской экономики»

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXES AND TAXATION

129

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-5-129-136 УДК 336.22(045) JEL H25

(CC) ]

BY 4.0

Налогообложение малого и среднего бизнеса и развитие российской экономики

Н. В. Рубан-Лазарева

Финансовый университет, Москва, Россия;

РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — состояние малого и среднего бизнеса в условиях текущей потребности общества в справедливом налогообложении. Цель работы — раскрытие сущности и региональных особенностей налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) для выявления посредством применения риск-ориентированного подхода к установлению возможных резервов роста российской экономики. Проанализированы характеристики субъектов МСБ и виды применяемых ими систем налогообложения. Сопоставлены объемы собранных налоговых платежей, предоставленных льгот, созданной добавленной стоимости в регионах деятельности субъектов МСБ. Представлены резервы роста экономики с учетом национальных программных целей развития МСБ и региональных преференций. Определены сущность налогообложения субъектов МСБ в современных условиях развития экономики и ожидаемые последствия налоговой реформы бизнеса. Сделан вывод о необходимости обеспечения устойчивого и качественного развития малого и среднего предпринимательства и окупаемости предоставляемых ему налоговых преференций через приращение добавленной стоимости, рост производительности, обеспечение среднего дохода от продаж на одного работника и продление срока предпринимательско-инвестиционной активности. Ключевые слова: малый и средний бизнес; малое и среднее предпринимательство; налогообложение; государственное регулирование; добавленная стоимость

Для цитирования: Рубан-Лазарева Н. В. Налогообложение малого и среднего бизнеса и развитие российской экономики. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(5):129-136. DOI: 10.26794/1999-849Х-2024-17-5-129-136

ORiGiNAL PAPER

Taxation of Small and Medium-Sized Businesses and the Development of the Russian Economy

N.V. Ruban-Lazareva

Financial University, Moscow, Russia; PLekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the state of small and medium - sized businesses in the context of the current need for fair taxation. The purpose of the work is to reveal the essence and regional peculiarities of taxation of small and medium-sized businesses in order to identify through the use of risk-based approaches to establishing possible reserves for the growth of the Russian economy. The characteristics of small and medium-sized businesses and the types of taxation systems they use are analyzed. The volumes of collected tax payments, benefits provided, and added value created in the regions of activity of small and medium-sized businesses are compared. The reserves of economic growth are presented, taking into account the national program goals for the development of small and medium-sized businesses and regional preferences. The essence of taxation of small and medium-sized businesses in modern conditions of economic development and the expected consequences of business tax reform are determined. It is concluded that it is necessary to ensure the sustainable and high-quality development of small and medium-sized businesses and the payback of tax preferences provided to them through value addition, productivity growth, ensuring average sales income per employee and extending the period of entrepreneurial and investment activity. Keywords: small and medium-sized businesses; small and medium-sized enterprises; taxation; government regulation; value added

For citation: Ruban-Lazareva N.V. Taxation of small and medium-sized businesses and the development of the Russian economy. Ekonomika.Nalogi.Pravo = Economics,taxes & law. 2024;17(5):129-136. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2024-17-5-129-136

© Рубан-Лазарева Н.В., 2024

В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию от 29 февраля 2024 г. анонсировано, что в прошлом году было зарегистрировано 1,2 млн новых субъектов малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) при увеличении на 20% числа молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет, составив 240 тыс. чел., что позволит благодаря их созидательной энергии повысить до 2030 г. эффективность и качественные показатели МСБ и достичь превышения среднего дохода от продаж на одного работника над темпами роста ВВП посредством выполнения национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Запланированное1 увеличение численности субъектов МСБ до 25 млн чел. превышено в 2023 г. на 6 млн чел. и составило почти 31,3 млн чел2. Этому во многом способствовало наряду с проявлением индивидуально-предпринимательской инициативы субъектов МСБ оформление самозанятых при трудоустройстве у работодателей. Теперь количество должно перерасти в качество. Именно качественные изменения МСБ, сопровождающиеся ростом числа средних предприятий, увеличением «срока жизни» бизнеса, превышением среднего дохода от продаж на одного работника над темпами роста ВВП, характеризуют траекторию устойчивого развития МСБ до 2030 г. благодаря принятию государством комплекса мер, включая:

• изменение законодательства по предоставлению прав на кредитные каникулы на полгода один раз в пять лет;

• установление льготного налогообложения МСБ, включая обрабатывающие производства, рост доходов на одного работника3.

СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МСБ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Анализ научной литературы по налогообложению субъектов МСБ подтвердил востребованность науч-

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/63728.

2 URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/ d13/razvitie_sektora_msp.

3 URL: https://xn — l1agf.xn — p1ai/services/news/detail/ prezident-poruchil-predstavit-predlozheniya-po-podderzhke-msp/?utm_source = email&utm_medium=msprf&utm_ campaign=08_04_2024_news_digest_fl_opened.

ным сообществом установления его роли, условий развития, инструментария налогового стимулирования.

В источниках научной литературы обосновано сопоставление налогообложения субъектов МСБ с «одним из рычагов управления бизнесом» [1], через который регулируется совокупная приемлемая налоговая нагрузка на него, отвечающая «интересам большинства субъектов экономических отношений» [2]. Не случайно, что «в последние годы МСБ привлекает к себе все больше внимания со стороны государства» [3], которое заинтересовано не только в его масштабировании, но и в качественном развитии, позволяющем получать бизнесу больше доходов на одного работника через выстраивание налоговой политики, направленной на поддержку и развитие МСБ. Безусловно, «уровень эффективности налоговой политики регионов в значительной степени влияет не только на региональную, но и в целом на налоговую политику федерального центра» [4], поскольку государство, предоставляя преференции для развития МСБ, заинтересовано в приращении налоговых доходов и долгосрочных инвестиционных активов, обеспечивающих устойчивый рост экономики. Поэтому должно соблюдаться следующее условие развития МСБ: обеспечение бизнеса «оптимальной налоговой нагрузки со стороны государства» [5].

Для субъектов МСБ характерна типичность проблем, с которыми они сталкиваются: «относительно короткий срок развития предпринимательства; нежелание нести дополнительные риски; ограниченный спрос; отсутствие кооперации с крупными предприятиями» [6]; «большинство компаний не стремятся разрабатывать и внедрять инновации» [7]; «смешение денег получаемых от ведения бизнеса, с личными финансами...неточности в расчете налогов... отсутствие полной картины организации и развития» [8]; отсутствие налогового планирования либо его эпизодическое применение [9]; зависимость бизнеса от государственных законодательных инициатив и мер поддержки.

Государство последовательно поддерживает МСБ на всех этапах его развития, стимулируя развитие производства, не ужесточая правовой режим [10] и предоставляя временный мораторий на проверки. Это позволит уже со следующего года для бизнеса, в котором отсутствуют риски, применять профилактические меры и расширять риск-ориентированный подход к проведению налоговых выездных

и камеральных проверок МСБ с тем, чтобы строгость осуществления контрольных мероприятий зависела от категории риска проверяемых субъектов.

Несмотря на многоаспектность и безусловную актуальность вышеуказанных проблем, стремление бизнеса к обеспечению устойчивого развития неуклонно увеличивается. Бесспорно, основополагающим для развития МСБ является инструментарий налогового стимулирования, состоящий из пяти критериев его классификации:

• способ воздействия (прямой и косвенный);

• широта охвата по сферам и видам действия;

• субъекты хозяйствования (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятые);

• целевая направленность (снижение налоговой нагрузки, уменьшение административного давления);

• временной период действия (как на постоянной или временной основах и в чрезвычайных обстоятельствах) при обеспечении удобства налогообложения согласно выбранному специальному налоговому режиму [11].

В настоящее время востребована необходимость исследования «налоговых инструментов с целью повышения инвестиционной привлекательности регионов [12], которые создают базовую платформу для развития бизнеса. Чем понятнее, доступнее, ощутимее для МСБ стимулирующие меры и инструментарий поддержки государства, тем устойчивее его состояние и продолжительнее срок жизни, а именно предпринимательско-инвестиционной активности в развитии бизнеса, решении социальных и инвестиционных проблем, должном исполнении обязательств перед работниками, бюджетом, контрагентами, учредителями.

Вышеприведенные исследования позволили определить экономическую природу одного из ключевых понятий устойчивого развития бизнеса — сущность налогообложения МСБ в современных условиях развития экономики, заключающуюся в создании справедливого налогообложения бизнеса через установление размера совокупности взимаемых налогов и сборов и предоставление преференций в установленном законом порядке.

СОСТОЯНИЕ МСБ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕГО НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ

В российских малых и средних предприятиях (далее — МСП) насчитывается 10,26 млн самоза-

нятых чел4., из которых 2,4% получали меры господдержки, 73,3 тыс. субъектов МСБ пользовались льготным кредитованием в сумме 941,4 млрд руб.5 Количество индивидуальных предпринимателей (4,22 млн) превышает количество юридических лиц МСБ (2,34 млн6) с их преимущественным сосредоточением в Центральном и Приволжском федеральных округах, обеспечивая рабочие места для 18,5 млн чел. (таблица).

Значительное число индивидуальных предпринимателей объясняется их наибольшей востребованностью у населения по сравнению с юридическими лицами, применяющими общие и специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), автоматизированную упрощенную систему налогообложения (далее — автоУСН), патентную систему налогообложения (далее — ПСН), единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН).

Самозанятое население, уплачивающее налог на профессиональный доход (далее — НПД), распределено по российским регионам неравномерно и характеризуется максимальным их сосредоточением в регионах, характеризующихся созданием наибольшей добавленной стоимости: ЦФО — 32%, ПФО — 17%, ЮФО — 12%, СЗФО — 11%.

К субъектам МСБ относятся микропредприятия с доходами до 120 млн руб., малые предприятия — до 800 млн руб. и средние предприятия — до 2 млрд руб.7 с существенным перевесом в сторону микропредприятий: 91,34% по юридическим лицам и 99,31% по индивидуальным предприятиям, что является особенностью МСБ в России.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» охватывает в 2019-2024 гг. четыре федеральных проекта, рассчитанных на 41 участника и 261 регио-

4 Минэкономразвития России. Половина созданных в 2024 г. МСП заняты в торговле, стройке и доставке. URL: https://xn — l1agf.xn — p1ai/services/news/detail/ minekonomrazvitiya-polovina-sozdannykh-v-2024-godu-msp-zanyaty-v-torgovle-stroyke-i-dostavke.

5 Развитие сектора МСП. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/departments/d13/razvitie_sektora_msp.

6 URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html.

7 Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Таблица / Table

Количественные показатели субъектов МСБ / Quantitative indicators of small and medium-sized businesses

Федеральный округ / Federal District Валовая добавленная стоимость, млн руб. / Gross value added, mln rub. Количество субъектов МСБ, всего / Number of SMEs, total в том числе / including: Само Занятые / Self Employed Число работников у юрлиц, чел. / Number of employees of legal entities, persons Число работников у ИП, чел. / Number of employees at individual entrepreneurs, persons

Юрлица / Legal entities ИП / IE

Центральный/ Central 47367524 2102765 864 949 1237816 3303208 5394667 828298

СевероЗападный / Northwest 18 928 861 723805 291771 432034 1 112593 2001768 306739

Южный/ Southern 9815611 743525 176306 567219 1 213646 1 228 248 505 899

СевероКавказский / North Caucasus 3111332 244 208 55 782 188426 707702 312393 118083

Приволжский / Volga 19664499 1122056 391063 730993 1 721425 2735416 667638

Уральский / UraLsky 20 073 357 538682 197684 340998 773155 1 247342 300102

Сибирский/ Siberian 13054068 651892 237944 413948 1 016 394 1493995 378616

Дальневосточный / Far Eastern 8655564 327244 116368 210876 383878 620894 198811

Юго-Западные Субъекты / Southwestern entities х 107405 11 366 96 039 х 114850 53 699

Всего по России / Total for Russia 140670817 6561582 2343233 4218349 10 260288 15 149 573 3357885

Примечание/Note: МСБ/small and medium-sized businesses (SMEs); ИП / individual entrepreneurs (IE).

Источник/Source: составлено автором по данным Росстата / compiled by the author according to Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/ statistics/accounts.

нальных проектов, включающих 749 участников, на которых выделено финансирование в сумме 434,29 млрд руб.8

Предоставляемые меры поддержки МСБ разнообразны по формам9 и предусматривают финансовые, информационные, образовательные, кон-

8 Информация об основных параметрах реализации национальных проектов. URL: https://www.budget.gov.ru

9 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). URL: https://www.consultant.ru/document/

cons doc LAW 52144.

сультационные, имущественные, инновационные меры поддержки по федеральному, региональным, муниципальным правовым актам объемом 2717 млрд руб., 1768 млн кв.м., 59 млн часов10, в частности:

• льготные кредиты по федеральной программе льготного кредитования субъектов МСБ (Программа 1764), в рамках которой за I квартал 2024 г. денежные средства на предоставление льготных кредитов распределились между субъектами МСБ следующим

10 URL: https://rmsp-pp.nalog.ru/statistics.html#statdate=15.07.2024.

образом: микропредприятия — 70%, средние предприятия — 30%п;

• «зонтичные» поручительства, которые предоставляются субъектам МСБ при получении банковского финансирования в объеме до половины суммы кредита и позволяют их получать в любом регионе в случае нехватки у бизнеса оборотных и залоговых активов;

• гарантии, поручительства национальной12, региональной гарантийной систем;

• бюджетные субсидии присоединенным территориям Юго-Западных субфедеральных субъектов на поддержку МСБ13;

• льготный лизинг14, микрозаймы15;

• цифровые сервисы платформы МСП.РФ и расширение рынков сбыта;

• закупки у субъектов МСБ товаров, услуг крупными компаниями с госучастием по закону № 223-ФЗ16 при контроле Корпорацией МСП и уполномоченными региональными органами квот закупок у МСБ;

• региональные центры «Мой бизнес», др. Регионы заинтересованы в приращении добавленной стоимости и совокупного выпуска производства, расширении количественного числа субъектов МСБ, под которые предоставляются бюджетные средства, и среднего дохода от продаж на одного работника МСБ при продлении срока активности бизнеса.

Региональные особенности налогообложения МСБ17 типичны:

• ставка 0% при ПСН по ремонту и пошиву изделий, услугам присмотра и ухода за детьми, ветеринарным и другим услугам в Калужской области ЦФО;

11 URL: https://xn — l1agf.xn — p1ai/services/news/detail/ minekonomrazvitiya-v-i-kvartale-2024-goda-biznes-poluchil-bolee-130-mlrd-rubley-v-ramkakh-programmy.

12 URL: https://xn — l1agf.xn — p1ai/services/news/detail/ predprinimateli-novosibirskoy-oblasti-blagodarya-natsproektu-poluchili-s-nachala-goda-finpodderzhku-.

13 Постановление Правительства РФ от 16.05.2024 № 607. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_476609.

14 URL: https://xn — l1agf.xn — p1ai/services/news/detail/msp-prigranichnykh-regionov-smogut-brat-v-lgotnyy-lizing-novyy-gruzovoy-transport-i-b-u-oborudovanie.

15 Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2021 № 142. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_384609.

16 URL: https://xn — l1agf.xn — p1ai/services/news/detail/ predprinimateli-orlovskoy-oblasti-poluchili-s-nachala-goda-blagodarya-natsproektu-finpodderzhku-na-s.

17 URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/

doklad_o_sostoyanii_msp_v_rossiyskoy_federacii_i_merah_po_

ego_razvitiyu_za_20192022_gg.html.

• меры фискального стимулирования по региональной части налогов и проектов государственно-частного партнерства в Самарской области18; налоговые льготы для МСБ легкой промышленности: ставка 1% «доходы» и 5% «доходы минус расходы»19 Оренбургской области ПФО;

• налоговые каникулы для новых лиц на ПСН в производственной, социальной, бытовой сферах Краснодарского края20 ЮФО;

• снижение ставок по налогам при УСН для социального МСБ до 1% «доходы», до 5% «доходы минус расходы» в Республике Коми СЗФО; сокращение до 50% налога на имущество для организаций МСБ социальной сферы при поддержании зарплаты на уровне минимальной в Санкт-Петербурге; преференции участникам специального административного района «Остров Октябрьский Калининградская область» СЗФО, включая 0% страховых взносов в пределах базы для исчисления страховых взносов и 7,6% сверх нее согласно п. 2.2. ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ);

• налоговые послабления, арендные каникулы в ДФО и др.;

• льготы и преференции для хозяйственных товариществ, резидентов особых экономических зон, участников приоритетных и специальных инвестиционных проектов, территорий опережающего развития, для плательщиков УСН с перечнем льготных условий в Свердловской области21 УФО и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что сопоставление налоговых поступлений и предоставленных преференций в открытом доступе отсутствует, хотя за 2022 г.22 из суммы исчисленного ЕСХН 17,3 млрд руб. не поступило в бюджет 17% в связи с пониженной налоговой ставкой в отношении отдельных категорий плательщиков.

Посредством применения риск-ориентированного подхода для исключения значимых рисков, создающих угрозу реализации обозначенных в ежегодном президентском послании целей развития МСБ, можно выделить ключевые резервы роста

18 Серия: аналитический бюллетень ПФО Института экономики УрО РАН. URL: https://uiec.ru/

19 URL: https://www.interfax-russia.ru/volga/news/nalogovaya-lgota-dlya-msp-v-legkoy-promyshlennosti-nachala-deystvie-v-orenburzhe.

20 URL: h ttps://mbkuban.ru/financial-support/nalogi.

21 URL: https://minfin.midural.ru/special/article/show/id/1083.

22 URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/forms.

экономики с учетом национальных программных целей развития МСБ:

1) приращение добавленной стоимости МСБ;

2) достижение превышения среднего дохода от продаж на одного работника над темпами роста валового внутреннего продукта и валового регионального продукта в регионах активности МСБ;

3) перераспределение МСБ в сторону роста числа малых и средних предприятий и предпринимателей при реализации новаций в налогообложении.

Налоговая реформа-202523 выстраивания сбалансированной и справедливой налоговой системы напрямую затрагивает субъекты МСБ при:

• удержании НДФЛ у источника выплат при исполнении обязанности налоговых агентов: введении прогрессивного налогообложения доходов 13% до 2,4 млн руб., 15% от 2,4 до 5 млн руб., 18% от 5 до 20 млн руб., 20% от 20 до 50 млн руб. и 22% свыше 50 млн руб. в год; снижении налоговой нагрузки на семьи с детьми при частичном возврате НДФЛ и расчете стандартных налоговых вычетов при доходах до 450000 руб., возможности воспользоваться вычетами при прохождении нормативов ГТО и диспансеризации;

• исчислении НДФЛ с дивидендов 13% до 2,4 млн руб. и 15% на все суммы свыше 2,4 млн руб.;

• выборе и применении систем налогообложения. Поэтапный рост порога применения УСН до 450 млн руб. доходов (под которые попадают микро и частично малые предприятия) и до 200 млн руб. основных средств с одновременной обязанностью уплаты НДС для бизнеса, находящегося на УСН, с доходами более 60 млн руб. Предусмотрена альтернатива: или обычные ставки НДС, или пониженные (5% НДС при доходах от 60 млн до 250 млн руб. в год и 7% НДС при доходах от 250 млн до 450 млн руб. в год). Доля субъектов бизнеса на УСН с доходами выше 60 млн руб. всего 3,2%, но именно на них приходятся более 46% доходов УСН, что позволит масштабировать бизнес при заключении контрактов с крупным бизнесом, выравнивая условия хозяйствования, исключая неуплату косвенных налогов как конкурентное бизнес-преимущество;

23 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». URL: https://storage.consultant.ru/ondb/attachm ents/202407/12/0001202407120009_De0.pdf.

• реализации социально значимых товаров, услуг, включая ИТ, гостиницы, медицинские, детские товары при сохранении по ним ставок НДС;

• поддержке бизнеса, который инвестирует полученную прибыль на расширение производства, увеличение вознаграждений работникам, социальную инфраструктуру регионов, а не выводит прибыль в офшоры;

• «обелении» доходов бизнеса при добровольном отказе от его дробления без применения штрафных санкций за три предшествующих года;

• начислении страховых взносов МСБ в обрабатывающих секторах (кроме производства напитков, изделий из табака, металлургии, нефтепродуктов) по пониженной ставке 7,6% с выплат работников сверх МРОТ;

• инвестировании активов с сохранением проектов на условиях обеспечения инвестиционной стабильности, включая региональные ОЭЗ, СЗПК, ТОР, СПИК;

• ограничении федерального инвестиционного налогового вычета 50% расходов, составляющих первоначальную стоимость основного средства или амортизируемого нематериального актива при обязательности уплаты суммы налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет после уменьшения на федеральный инвестиционный налоговый вычет, по ставке 2% (3% в 2025-2030 гг.);

• введении туристического налога со стоимости услуг по предоставлению для временного проживания лиц в средстве размещения с ежегодным увеличением налоговой ставки от 1% в 2025 г. до 5% в 2029 г.

ВЫВОДЫ

Под влиянием новаций в налогообложении МСБ изменяется его налоговая нагрузка. Анализ характеристики и массовости субъектов МСБ, видов самостоятельно выбираемых и применяемых систем налогообложения показал заинтересованность бизнеса в развитии. Определение экономической сущности налогообложения МСБ в современных условиях развития экономики как создание справедливого налогообложения бизнеса через установление совокупности взимаемых налогов и сборов, систем налогообложения и предоставление преференций, способствующих устойчивому его развитию, позволит при непрерывном анализе МСБ в регионах их активности выявлять тенденции развития и влиять на эффективность предоставляемых преференций. Анализ типичных региональных особенностей налогообло-

жения при применении риск-ориентированного подхода к достижению обозначенных целей развития позволили выявить резервы роста МСБ, ставшие ключевым результатом настоящего исследования. Налоговые изменения способствуют формированию долгосрочной бюджетной устойчивости и при снижении ключевой ставки служат возможным импульсом к повышению активности МСБ, «оздоравливаю-щим» эффектом российской экономики при сохра-

нении режимов «самозанятости», индивидуального предпринимательства и специальных режимов по налогообложению. В настоящее время высока потребность в обоснованном государственном регулировании устойчивого качественного развития МСБ в целях окупаемости налоговых преференций через приращение добавленной стоимости, среднего дохода от продаж на одного работника при продлении срока активности МСБ [13].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ганчина Т. А., Луконина Е. П. Налогообложение в современной России. Выбор системы налогообложения в сложившихся условиях экономики. Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2020;(11):8.

2. Ряховский Д. И., Балакин М. С. Анализ влияния уровня налоговой нагрузки на экономический рост: теоретический и эмпирический аспекты. Экономика устойчивого развития. 2022;51(3):119—122. DOI: 10.37124/20799136_2022_3_51_119

3. Абдуллаев Н. В. Современные особенности функционирования субъектов малого и среднего бизнеса в России. Экономика и предпринимательство. 2024;163(2):771-776. DOI: 10.34925/EIP.2024.163.2.151

4. Пансков В. Г. Проблемы и перспективы налоговой политики в целях устойчивого развития регионов. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(1):34-43. DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-1-34-43

5. Эльбиева Л. Р., Ильясова К. Х. Налогообложения предприятий малого бизнеса в Российской Федерации. Тенденции развития науки и образования. 2020;68(5):128-130. DOI: 10.18411/lj-12-2020-213

6. Короткевич А. И., Стефанович А. И. Малый и средний бизнес Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Экономическая наука сегодня. 2022;15:57-72. DOI: 10.21122/2309-6667-2022-15-57-72

7. Акпанов А. К., Айгалин А. С.. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане Форум. Серия: Наука. Культура. Образование: актуальные проблемы и перспективы развития. 2024;31(2/1):51-54.

8. Кожанчикова Н. Ю., Полякова А. А., Алентьева Н. В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и направления совершенствования. Вестник аграрной науки. 2023;100(1):119-128. DOI: 10.17238/issn2587-666X.2023.1.119

9. Фаррахова Ф. Ф., Сайфутдинова Л. Р., Аскарова А. А., Гайсина Г. А. Налогообложение малого бизнеса с использованием информационных технологий. Уфимский гуманитарный научный форум. 2023;15(3):209-220. DOI: 10.47309/2713-2358-2023-3-209-220

10. Буга А. В., Версоцкий Р. Р., Изотов А. В. [и др.] Основные предпосылки возрождения и развития отечественного предпринимательства в период экономических реформ: анализ и оценка. Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2024;19(21):44-59.

11. Гончаренко Л. И., Мельникова Н. П. Налоговые инструменты стимулирования развития малого и среднего предпринимательства: исторический аспект и перспективы развития в России. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(6):122-133. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-6-122-133

12. Богачев С. В., Гончаренко Л. И., Гурнак А. В. [и др.]. Налоговые инструменты в реализации инвестиционной политики регионов. 2-е издание. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2022. 232 с.

13. Адвокатова А.С. Налоговый контроль в условиях модификации отношений налоговых органов и налогоплательщиков. Монография. М.: Русайнс; 2020. 190 с.

REFERENCES

1. Ganchina T. A., Lukonina E. P. Taxation in modern Russia. Choice of taxation system in the current conditions of the economy. Nauchnyj vestnik Gumanitarno-social'nogo instituta = Scientific Bulletin of the Humanitarian-Social Institute. 2020;(11):8. (In Russ.).

2. Ryakhovsky D. I., Balakin M S. Analyzing the impact of the level of tax burden on economic growth: theoretical and empirical aspects. Ekonomika ustojchivogo razvitiya = Economics of Sustainable Development. 2022;51(3):119-122. (In Russ.). DOI: 10.37124/20799136_2022_3_51_119

136

Н. В. Рубан-Лазарева

3. Abdullaev N. V. Modern peculiarities of functioning of subjects of small and medium business in Russia. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics andEntrepreneurship. 2024;163(2):771-776. (In Russ.). DOI: 10.34925/EIP.2024.163.2.151

4. Panskov V. G. Problems and prospects of tax policy for sustainable development of regions. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(1):34-43. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-1-34-43

5. Elbiyeva L. R., Ilyasova K. H. Taxation of small business enterprises in the Russian Federation. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the development of science and education. 2020;68(5):128-130. (In Russ.). DOI: 10.18411/lj-12-2020-213

6. Korotkevich A. I., Stefanovich A. I. Small and medium business of the Republic of Belarus: problems and prospects of development. Ekonomicheskaya nauka segodnya = Economic Science Today.2022;15:57-72. (In Russ.). DOI: 10.21122/2309-6667-2022-15-57-72

7. Akpanov A. K., Aigalin A. S. Financial support of small and medium business in Kazakhstan. Forum. Seriya: Nauka. Kul'tura. Obrazovanie: aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya = Forum. Series: Science. Culture. Education: actual problems and prospects of development. 2024;31(2/1):51-54. (In Russ.).

8. Kozhanchikova N. Y., Polyakova A. A., Alentieva N. V. Taxation of small business in Russia: problems and directions of improvement. Vestnik agrarnoi nauki = Bulletin of Agrarian Science. 2023;100;(1):119-128. (In Russ.). DOI: 10.17238/issn2587-666X.2023.1.119

9. Farrakhova F. F., Sayfutdinova L. R., Askarova A. A., Gaisina G. A. Taxation of small business using information technologies. Ufimskij gumanitarnyj nauchnyj forum = Ufa humanitarian scientific forum. 2023;15(3):209-220. (In Russ.). DOI: 10.47309/2713-2358-2023-3-209-220

10. Buga A. V., Versotsky R. R., Izotov A. В. [et al.] Basic prerequisites for the revival and development of domestic entrepreneurship in the period of economic reforms: analysis and evaluation. Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom (St. Petersburg) = Economics and Management of the national economy (St. Petersburg). 2024.19(21):44-59. (In Russ.).

11. Goncharenko L. I., Melnikova N. P. Tax tools to stimulate the development of small and medium entrepreneurship: historical aspect and prospects of development in Russia. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(6):122-133. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-6-122-133

12. Bogachev S. V., Goncharenko L. I., Gurnak A. V. [et al.]. Tax instruments in the realization of regional investment policy. 2nd edition. Moscow: Publishing and Trade Corporation «Dashkov and K»; 2022. 232 p. (In Russ.).

13. Advokatova A.S. Tax control in the context of modification of relations between tax authorities and taxpayers. Monograph. Moscow: Rusajns; 2020. 190 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Наталья Владимировна Рубан-Лазарева — профессор кафедры налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия; профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия

Natalia V. Ruban-Lazareva — Prof. of the Department of Taxes and Tax Administration, Financial University, Moscow, Russia; Prof. of the Department of State and Municipal Finance, Plekhanov Russian Economic University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-3110-1539 [email protected]

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 16.07.2024; принята к публикации 19.09.2024. The article was received 16.07.2024; accepted for publication 19.09.2024. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.