Научная статья на тему 'Поддержка малого и среднего предпринимательства: международный опыт и российские реалии'

Поддержка малого и среднего предпринимательства: международный опыт и российские реалии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малые и средние предприятия / государственная поддержка МСБ / российский экспортный центр / small and medium-sized enterprises / government support for SMEs / Russian expert center

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Владимировна Сергеева

Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) является объектом государственной поддержки во всех странах мира, особенно в развивающихся государствах, экономическое положение которых пошатнулось в результате комплекса внешних шоков вследствие пандемии коронавируса и геополитической нестабильности. Предмет исследования — меры государственной поддержки МСБ в России и за рубежом. Цель работы — определение перспективных направлений государственной поддержки малых и средних предприятий в контексте современных трендов развития мировой экономики. В статье рассмотрены проблемы современного МСБ в странах, имеющих различный уровень экономического развития, и выделены наиболее значимые из них. Проанализированы современные экономические тренды, влияющие на перспективы развития МСБ в странах с разным уровнем доходов, и возможные меры по нивелированию негативных последствий для стран с низким уровнем развития экономики. Исследовано воздействие экономической и политической нестабильности на малый бизнес развивающихся стран. Представлены основные направления государственной поддержки МСБ в России. Сделаны выводы о необходимости стимулирования и всесторонней поддержки государством деятельности МСБ, в особенности в отношении предприятий, ориентированных на экспорт своей продукции на международный рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталья Владимировна Сергеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support for Small and Medium-Sized Businesses: International Experience and Russian Realities

The activities of small and medium-sized businesses are the object of state support in all countries of the world, especially in developing countries, whose economic situation has been shaken as a result of a complex of external shocks due to the coronavirus pandemic and geopolitical instability. The subject of the study is measures of state support for small and medium — sized enterprises (SMEs) in Russia and abroad. The purpose of the work is to identify promising areas of state support for small businesses in the context of modern trends in the development of the world economy. The article examines the problems of modern small and medium-sized businesses in countries with different levels of economic development and highlights the most promising of them. The influence of modern economic trends on the prospects for the development of small and medium-sized enterprises in countries with different income levels and possible measures to offset the negative consequences for countries with a low level of economic development are analyzed. The impact of economic and political instability on small businesses in developing countries has been studied. The main directions of state support for small and medium-sized enterprises in Russia are presented. Conclusions are drawn about the need to stimulate and comprehensively support the activities of SMEs by the state, especially in relation to companies focused on exporting their products to the international market.

Текст научной работы на тему «Поддержка малого и среднего предпринимательства: международный опыт и российские реалии»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-5-107-114 УДК 339.54(045) JELF18

(CC) ]

BY 4.0

Поддержка малого и среднего предпринимательства: международный опыт и российские реалии

Н. В.Сергеева

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) является объектом государственной поддержки во всех странах мира, особенно в развивающихся государствах, экономическое положение которых пошатнулось в результате комплекса внешних шоков вследствие пандемии коронавируса и геополитической нестабильности. Предмет исследования — меры государственной поддержки МСБ в России и за рубежом. Цель работы — определение перспективных направлений государственной поддержки малых и средних предприятий в контексте современных трендов развития мировой экономики. В статье рассмотрены проблемы современного МСБ в странах, имеющих различный уровень экономического развития, и выделены наиболее значимые из них. Проанализированы современные экономические тренды, влияющие на перспективы развития МСБ в странах с разным уровнем доходов, и возможные меры по нивелированию негативных последствий для стран с низким уровнем развития экономики. Исследовано воздействие экономической и политической нестабильности на малый бизнес развивающихся стран. Представлены основные направления государственной поддержки МСБ в России. Сделаны выводы о необходимости стимулирования и всесторонней поддержки государством деятельности МСБ, в особенности в отношении предприятий, ориентированных на экспорт своей продукции на международный рынок.

Ключевые слова: малые и средние предприятия; государственная поддержка МСБ; российский экспортный центр

Для цитирования: Сергеева Н. В. Поддержка малого и среднего предпринимательства: международный опыт и российские реалии. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(5):107-114. DOI: 10.26794/1999-849Х-2024-17-5-107-114

ORiGiNAL PAPER

Support for Small and Medium-Sized Businesses: international Experience and Russian Realities

N. V. Sergeeva

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The activities of small and medium-sized businesses are the object of state support in all countries of the world, especially in developing countries, whose economic situation has been shaken as a result of a complex of external shocks due to the coronavirus pandemic and geopolitical instability. The subject of the study is measures of state support for small and medium - sized enterprises (SMEs) in Russia and abroad. The purpose of the work is to identify promising areas of state support for small businesses in the context of modern trends in the development of the world economy. The article examines the problems of modern small and medium-sized businesses in countries with different levels of economic development and highlights the most promising of them. The influence of modern economic trends on the prospects for the development of small and medium-sized enterprises in countries with different income levels and possible measures to offset the negative consequences for countries with a low level of economic development are analyzed. The impact of economic and political instability on small businesses in developing countries has been studied. The main directions of state support for small and medium-sized enterprises in Russia are presented. Conclusions are drawn about the need to stimulate and comprehensively support the activities of SMEs by the state, especially in relation to companies focused on exporting their products to the international market. Keywords: small and medium-sized enterprises; government support for SMEs; Russian expert center

For citation: Sergeeva N.V. Support for small and medium-sized businesses: International experience and Russian realities. Ekonomika.Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(5):107-114. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-5-107-114

© Сергеева Н. В., 2024

www.etl.fa.ru

В настоящее время около 95% организаций по всему миру относятся к малому и среднему бизнесу (далее — МСБ) и на них приходятся 60% от общего числа занятых в мире1. Малые и средние предприятия (далее — МСП) содействуют уменьшению безработицы посредством создания рабочих мест в различных отраслях экономики, оказывают положительное влияние на состояние индекса деловой активности стран, пополняют национальный бюджет суммами уплаченных ими налогов. Однако они сталкиваются с рядом препятствий при выходе на международный рынок.

Важность деятельности МСП для экономики страны подчеркнута Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024 г.: «Все более значимый вклад в экономический рост вносят малый и средний бизнес. Сегодня его доля в таких отраслях, как обрабатывающее производство, туризм, IT, превышает 21%»2. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» установлен целевой показатель обеспечения в 2024-2030 гг. реального роста доходов на одного работника субъекта МСБ в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта, а для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» — увеличение к 2030 г. выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с уровнем 2023 г.3

ПРОБЛЕМЫ МСП В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Согласно данным Всемирного банка в развивающихся странах МСП в большей степени ориентированы на производство товаров и оказание услуг на внутренних рынках. В общем объеме

1 URL: https://www.oecd.org/trade/topics/sman-and-medium-enterprises-and-trade.

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29 февраля 2024 г. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/73585.

3 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспекти-

ву до 2036 года». URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/73986.

продаж их доля экспорта значительно ниже, чем у крупных предприятий. Данное заключение справедливо также в отношении использования ресурсов, необходимых для производства товаров, поскольку малый бизнес преимущественно зависит от внутренних, а не от импортируемых ресурсов. Кроме того, МСП в развивающихся странах ограничены в возможностях выхода на зарубежные рынки и не могут выдерживать конкуренцию на них.

Поэтому правительства большинства развивающихся стран принимают меры по прямой или косвенной поддержке МСП, чтобы их продукция соответствовала среднемировому уровню или превосходила его благодаря подключению к местным или географически близким производственно-сбытовым цепочкам.

Для этого развивающиеся государства должны обладать необходимыми данными о реальном состоянии МСБ, особенно с точки зрения статуса торговых предприятий малого бизнеса, действующих на зарубежных рынках, и иметь больше информации о деловой среде на территориях, где они действуют, чтобы быть готовыми к решению проблем, с которыми они могут столкнуться в ходе своей деятельности [1].

Посредством участия в сборе информации правительства развивающихся стран могут способствовать деятельности по выравниванию внутреннего торгового поля, что приведет к гармонизации их экономической политики.

В случае надлежащей поддержки со стороны государства у МСБ имеется больше возможностей в противостоянии нестабильности современной мировой экономики [2].

Начинающим предпринимателям сложно и дорого начинать в настоящее время бизнес с нуля и не прогореть. В нестабильных условиях возникают неопределенности в хозяйственных ситуациях, что увеличивает затраты на осуществление бизнеса, а институты, ответственные за базовые процедуры организации деятельности субъектов предпринимательства, такие как регистрация собственности и обеспечение исполнения контрактов, не эффективны. Согласно данным отчета «Перспективы конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на 2023 г.: малый бизнес в условиях нестабильности: от выживания к росту» (SME Competitiveness Outlook 2023: Small Businesses in Fragility: From Survival to Growth), подготовленного Международным торго-

вым центром (International Trade centre), открытие бизнеса в нестабильных странах обходится в два раза дороже, чем в среднем по миру4.

Повсеместные сбои рынка в нестабильных условиях затрудняют открытие бизнеса и его развитие, отпугивая потенциальных инвесторов чрезмерными затратами на его открытие. Причем ситуация с открытием бизнеса усугубляется тем, что в нестабильных странах инвесторы, как правило, мало заинтересованы в инновациях для упрощения бизнес-процессов, например для сокращения цепочек поставок или нахождения клиентов ближе к дому, что позволяет предприятиям быстрее адаптироваться к сложным обстоятельствам и выживать в непростых условиях.

Предпринимательство, ориентированное на выживание в сложных условиях рынка, вынуждено стремиться к достижению максимального социального эффекта, проявляемого в том числе в обеспечении самозанятости населения как форме предпринимательской деятельности, которая выражается, например, в сдаче в аренду квартир, репетиторстве, ремонтных, маркетинговых, кулинарных, развлекательных и IT-услугах.

В период 2006-2020 гг. около 70% всей занятости населения в нестабильных и затронутых конфликтами регионах мира приходились на самозанятость (для сравнения: средний мировой показатель составляет 50%).

Начинающие экспортеры сталкиваются со значительными препятствиями в своей внешнеторговой деятельности, такими как невозможность использования качественной инфраструктуры для осуществления бизнеса, ограниченный доступ к финансам, колебания обменных курсов и жесткий валютный контроль, а также с другими сдерживающими факторами, что существенно сокращает экспортные возможности малого бизнеса. Причем последний чаще всего претерпевает неудачу в нестабильных и не затронутых конфликтами условиях. При этом руководители новых предприятий имеют меньше опыта и ресурсов, чем устоявшиеся самостоятельные, организационно-обособленные хозяйствующие субъекты, что приводит к более высоким затратам по мере роста нестабильности. Тем не менее выжившие предприятия, как правило,

4 URL: https://intracen.org/resources/publications/sme-competitiveness-outlook-2023-small-businesses-in-fragility-from-survival.

не теряют надежды на восстановление экономических возможностей, как только нестабильность начинает уменьшаться, что подчеркивает необходимость сохранения поддержки бизнеса во время конфликтов.

Для оценки, насколько разные предприятия испытывают один и тот же общий уровень нестабильности, Международный торговый центр (International Trade Centre5) разработал индекс подверженности уязвимости на основе данных опроса компаний в восьми странах, который показывает, что предприятия подвержены различным аспектам нестабильности и страдают от них в разной степени в зависимости от характеристик бизнеса, таких как местоположение, размер, тип собственности, обеспечение безопасности, а также от собственных возможностей и предпринимаемых действий [3].

Хрупкость бизнеса, выражаемая в его склонности к разрушению при изменении внешних условий или неспособности к сохранению целостности и росту в неблагоприятных обстоятельствах, может быть элиминирована посредством обеспечения безопасности через экономические и социальные каналы. Например, если нестабильность экономической ситуации характеризуется более высоким уровнем преступности, более крупная фирма может позволить себе частную охрану, и, вероятно, она пострадает меньше, чем более мелкое предприятие, не имеющее больших финансовых ресурсов. Для отражения этих особенностей в основу индекса подверженности уязвимости были положены три составляющие [4]:

1) составляющая, касающаяся обеспечения безопасности бизнеса;

2) экономическая составляющая, позволяющая измерять влияние на экономические показатели и возможности предприятий;

3) социальная составляющая, посредством которой отражается степень доверия к людям, сетям, организациям поддержки бизнеса, а также местным и национальным учреждениям.

Большое значение имеет и местоположение бизнеса: в очагах конфликтов, более бедных регионах и областях, где социальное неравенство более выражено и бизнес часто более нестабилен.

5 Создан под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1964 г. и имеет целью оказание технической помощи и содействия развивающимся странам в развитии их внешней торговли.

Гендерный фактор также влияет на ведение бизнеса. Предприятия, возглавляемые женщинами, как правило, находятся в более невыгодном положении в нестабильных условиях по сравнению с руководимыми мужчинами субъектами хозяйственной деятельности. Они обычно имеют меньший доступ к услугам государственной инфраструктуры, финансовым сервисам и социальной защите.

Предприятия, возглавляемые молодыми людьми, более нестабильны, чем субъекты хозяйственной деятельности, возглавляемые лицами среднего или старшего возраста.

Определение того, какие предприятия, вероятно, будут более подвержены угрозам безопасности, экономическим и социальным проблемам, связанным с нестабильностью, необходимо для разработки индивидуальных программ поддержки бизнеса. Однако это не мешает выходить за рамки общей деятельности предприятий и устанавливать, что еще они могут сделать для повышения способности справляться с нестабильностью. Если предприятия принимают меры по повышению своей конкурентоспособности, они, скорее всего, снижают свою уязвимость перед внешними шоками [5].

На микроуровне конкурентоспособность зависит от бизнес-процессов, направленных на создание продуктов или услуг (способности конкурировать), внутренних и внешних связей (возможности подключения к другим предприятиям) и скорости адаптации (возможности меняться). Все это обеспечивает прочную основу для достижения устойчивости бизнеса.

Предприятия, обладающие критически важными свойствами конкурентоспособности, как правило, лучше справляются с кризисами. International Trade Centre определил три направления действия на уровне предприятий, которые частично компенсируют то, чего не хватает в нестабильных и пострадавших от конфликта регионах [6]:

1) создание надежных связей;

2) улучшение финансового управления;

3) выявление и удержание квалифицированного персонала.

РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МСБ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Малый бизнес в развитых странах мира имеет возможность применять результаты современных трендов и достижений.

Так, глобальные цепочки создания стоимости (далее — ГЦСС) позволяют предприятиям специ-

ализироваться на выполнении различных задач или процессов в соответствии с их преимуществами перед другими субъектами хозяйственной деятельности.

Существует ряд способов, с помощью которых малый бизнес может участвовать в ГЦСС и получать от них выгоду. Например, МСП могут пользоваться преимуществами ГЦСС, специализируясь на конкретных сегментах производства, вместо того, чтобы осваивать все процессы, необходимые для производства готовой продукции. МСП также могут извлекать выгоду из присущей им большей гибкости в управлении, чем более крупные организации, и часто имеют возможность адаптировать и дифференцировать продукты в связи с меняющейся конъюнктурой рынка и становящимися более короткими жизненными циклами продуктов.

МСП могут участвовать в ГЦСС, напрямую экспортируя промежуточные товары или услуги физическим лицам или фирмам за границу. Они также не лишены возможности участия в косвенном экспорте, т.е. путем поставки товаров или услуг транснациональным или другим отечественным организациям продукции для дальнейшего экспорта. Кроме того, МСП могут извлекать выгоду из ГЦСС за счет более широкого доступа к импорту по конкурентоспособным ценам или благодаря получению ноу-хау или технологий от более крупных фирм [7].

Цифровая трансформация предоставила МСП новые возможности для присоединения к глобальной экономике, став первоосновой для возникновения нового поколения предприятий, «рожденных глобальными», которые быстро стали интернациональными (по общему правилу в течение трех лет со дня основания) и имеют высокую долю зарубежных продаж от общего оборота (более 25%) [8].

Доступ к цифровым технологиям снижает барьеры входа на глобальные рынки, избегая лишних затрат. Цифровые технологии могут облегчать малым предприятиям участие в ГЦСС, поиск клиентов за рубежом и осуществление международных платежей.

В развитых странах предприятия МСБ содействуют уменьшению безработицы за счет создания рабочих мест в различных отраслях экономики, оказывают влияние на индекс деловой активности, а также приносят существенные налоговые поступления в национальные бюджеты, что свидетельствует о высоком уровне влияния МСП на

экономику государств [9]. Наиболее распространенными секторами ведения деятельности МСП в развитых странах являются розничная и оптовая торговля, СМИ, предоставление личных услуг.

МСП В РОССИИ

В России по состоянию на февраль 2024 г. имелись 6 390 834 МСП 6. Согласно докладу Минэкономразвития России в 2023 г. была заметна позитивная тенденция в динамике прироста количества субъектов МСБ 7. Довольно резкие спады прироста количества предприятий в 2020 и 2022 гг. были обусловлены пандемией СОУЮ-19 и изменившейся геополитической ситуацией. Наибольшая доля МСП, а именно 36%, функционирует в торговой отрасли. По итогам 2022 г. доля МСБ в объеме ВВП России составила 21%8. Важным показателем развития МСП в России является рост их доходов. В 2022 г. общий объем доходов МСП составил 119,9 трлн руб. с ростом в 15% по сравнению с показателями 2021 г.

По итогам обновления реестра субъектов МСБ на конец мая 2024 г. число зарегистрированных МСП превысило 6,5 млн, обновив рекорд с момента начала их учета. Одновременно количество самозанятых достигло 10,2 млн человек. С начала 2024 г. сохраняется прошлогодняя тенденция к росту числа предпринимателей: по итогам 2023 г. число субъектов МСБ выросло до 6,35 млн, прибавив 5,9% по сравнению с 2022 г.

Как отмечал в своем докладе заместитель Председателя Правительства РФ А. Новак, в начале 2024 г. сохранилась тенденция к увеличению численности МСБ. Это свидетельствует о том, что данный сектор успешно преодолел последствия санкционных шоков последних лет. Этому способствовала в том числе реализация комплекса мер поддержки сектора МСБ в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

6 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html.

7 Доклад «О состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019-2022 гг.». URL: https://www.economy.gov.ru/material/ dokumenty/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rossiyskoy_federacii_i_ merah_po_ego_razvitiyu_za_20192022_gg.html?ysdid=lt0h9im lp4967719226.

8 Больше от меньших: вклад МСП в экономику России

вырос до 21%. Известия. URL: https://iz.ru/1635167/mariia-

stroiteleva/bolshe-ot-menshikh-vklad-msp-v-ekonomiku-

rossii-vyros-do-21.

Выстроенная государством система управления предусматривает адресность предлагаемых мер и контроль за их эффективностью в регионах. Все это позволяет поддерживать приоритетные для государства направления и корректировать предлагаемые меры с учетом их эффективности и возникающих вызовов9.

В структуре созданных с начала 2024 г. субъектов МСБ доминирует сегмент розничной и оптовой торговли (38,2%), далее следуют транспорт (7,8%) и строительные работы (5,9%).

Региональная структура МСБ в России достаточно предсказуема: наиболее массово он представлен в столице — свое дело ведут в Москве почти 927 тыс. предпринимателей, в два раза меньше (456 тыс.) — в Московской области. На третьем месте Санкт-Петербург — здесь насчитываются порядка 377 тыс. бизнесменов. Топ-5 регионов замыкают Краснодарский край с 306 тыс. МСП и Свердловская область — почти 214 тыс. В Юго-Западных субъектах Российской Федерации деятельность ведут около 107 тыс. предпринимателей.

МСБ стремится к развитию и масштабированию, о чем свидетельствуют в том числе данные банковской системы страны. В 2023 г. доля кредитов, выданных МСП, в общем объеме кредитования достигла 21% (для сравнения: в 2020 г. этот показатель составлял только 10%). При этом количество кредитов МСП выросло почти в два раза (на 72%) и по итогам 2023 г. на них пришлось 92% всех выданных кредитов.

Выходу российских МСП на международный рынок активно способствует государство в лице Российского экспортного центра (далее — РЭЦ)10, который является оператором национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Как консультационную, так и финансовую поддержку может получать любое предприятие, которое занимается или планирует осуществлять экспорт несырьевых неэнергетических товаров, вне зависимости от его размера и местоположения.

Группа компаний РЭЦ включает Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (далее — ЭКСАР), Росэксимбанк и «Школу экспорта». Поэтому ее работа возможна с экспортерами любого профиля на различных этапах экспортного цикла — от идеи до получе-

9 URL: http://government.ru/news/51693.

10 URL: https://www.exportcenter.ru.

ния оплаты за поставленные на экспорт товары и услуги.

Флагманский проект РЭЦ — цифровая платформа «Мой экспорт», которая работает по принципу «одного окна»: экспортеры могут в онлайн-режи-ме получать доступ к государственным и иным услугам из одной точки. Работа вышеуказанной платформы похожа на функционирование портала «Госуслуги», только она предназначена для экспортеров. Портал «Мой экспорт» позволяет без лишней бюрократии, бумаг и временных затрат получать поддержку от более чем 20 ведомств, а также от партнеров. Количество зарегистрированных компаний на платформе «Мой экспорт» за 2023 г. выросло на 12 тыс. Сейчас настоящей экосистемой пользуются 26 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП). В течение 2023 г. им было оказано более 115 тыс. услуг, а их общее количество за все время работы платформы (три года) превышает 140 тыс..11 В 2023 г. в число действующих на этой платформе сервисов были добавлены 12 услуг и предоставлены пользователям три абсолютно новых сервиса. Их общее число уже превышает 110. Среди услуг, появившихся в 2023 г., услуги ЭКСАР и Росэксимбанка («Предэкспортное финансирование», «Финансирование дебиторской задолженности», «Гарантия в пользу налоговых органов (возврат НДС)», «Гарантия возврата аванса», «Гарантия исполнения обязательств», «Гарантия платежа», «Тендерная гарантия»), а также новые меры поддержки. В 2023 г. переведены в цифровой вид четыре востребованные меры поддержки: транспортировка промышленной продукции, транспортировка через порты СЗФО, сертификация продукции АПК и размещение в павильонах АПК за рубежом. На платформе также обеспечен доступ к оплате счетов и персонализированным предложениям для экспортеров. Запущен проект по интеграции платформы «Мой экспорт» с регионами. Первые соглашения были заключены с Санкт-Петербургом, Московской и Архангельской областями.

Поддержанный группой РЭЦ несырьевой неэнергетический экспорт по итогам девяти месяцев 2023 г. превысил 990 млрд руб., что на 85% больше сопоставимого показателя 2022 г. Вырос охват

11 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/bolee-115-tysyach-okazannykh-uslug-i-svyshe-12-tysyach-novykh-polzovateley-itogi-tsifrovoy-platformy.

отраслевых мер поддержки. Группа РЭЦ помогла 16,2 тыс. предприятиям12. Такие результаты стали возможными благодаря диалогу с бизнесом, который помогает разрабатывать и внедрять более адресные решения по субсидированию и администрированию условий ведения торговых операций, в том числе в части возмещения затрат на железнодорожные, морские перевозки сырья и готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Опираясь на надежное содействие государства в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», МСБ может формировать более долгосрочные стратегии и планировать инвестиции, включая расширение производства. В целях дополнительной помощи отечественным производителям в освоении новых рынков планируется запуск программы продвижения национального бренда под названием «Сделано в России».

В настоящее время группа РЭЦ вместе с отраслевыми министерствами активно работает по трем главным направлениям, которые помогают отечественным компаниям осваивать новые рынки и наращивать несырьевой неэнергетический экспорт:

первое — сохранение традиционных и уже действующих мер поддержки, которые зарекомендовали себя как эффективные (кредитование, компенсация расходов на транспортировку, патентование и т.д.);

второе — агрессивное маркетинговое продвижение российских товаров на внешних рынках, поскольку традиционно многие страны ассоциируют Россию только с ограниченным перечнем товаров, где наша страна является лидером;

третье — логистика для экспорта продукции АПК. Так, группа РЭЦ несколько лет назад запустила совместно с холдингом РЖД проект «Агроэкспресс», который позволяет доставлять максимально свежую российскую мясную, молочную и кондитерскую продукцию в специальных контейнерах в Китай, Вьетнам и другие страны. Недавно стартовал еще один проект — перевозка сборных грузов по железной дороге по похожей модели. Этот механизм позволяет экспортерам доставлять продукцию с меньшими финансовыми и временными издержками.

12 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/ podderzhannyy-gruppoy-rets-za-9-mesyatsev-2023-goda-nne-prevysil-990-mlrd-rub-mishustin.

В 2023 г. поддержку группы РЭЦ получили около 24 тыс. организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, что на 23% больше, чем в 2022 г. Всего в 2023 г. группа РЭЦ предоставила компаниям финансирование объемом 587 млрд руб., что в 1,6 раза превысило финансирование в 2022 г. Объем внешнеторговых сделок с использованием инструментов прямой поддержки РЭЦ составил 17 млрд долл. США (рост по сравнению с 2022 г. — 33%). Количество МСП, выведенных на экспортные контракты по итогам полученных услуг с помощью Центров поддержки экспорта, в 2023 г. выросло на 10% до 3,6 тыс.

Вопросы поддержки малого бизнеса активно обсуждались и в рамках Восточного экономического форума, проходившего с 3 по 6 сентября 2024 г. на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета во Владивостоке. В ближайшее время на цифровой платформе МСП.РФ, созданной Корпорацией МСП (далее — КМСП) совместно с Минэкономразвития России для поддержки предпринимателей, появится единая система управления для предпринимателей, куда войдут электронный документооборот, электронная отчетность, логистика для бизнеса. Одновременно будут упрощаться сервисы, которые уже есть на платформе, а их сегодня более тридцати. В рамках развития платформы продолжится работа по совершенствованию цифрового профиля предпринимателя, который агрегирует данные, получаемые от ФНС России, Минэкономразвития России и Банка России. На цифровой платформе МСП.РФ также будет запущен сервис для факторинга, поскольку на него есть спрос от предпринимателей.

Ранее в рамках ВЭФ КМСП сообщила о запуске по поручению Президента Российской Федерации специальной программы развития туризма с участием МСБ. Теперь предприниматели, которые готовы открывать новый бизнес на пути следования туристских автомобильных маршрутов, могут выявлять потребности в создании сопутствующей

инфраструктуры на цифровой платформе МСП. РФ и на ней же подавать заявку на реализацию инвестиционных проектов.

Предприниматели отмечают, что в рамках поручения Президента Российской Федерации по развитию МСП в России было достигнуто новое качество взаимодействия региональных правительств, федерального правительства, законодательной власти и МСБ. Также по всей стране появились центры «Мой бизнес» (по данным на конец первого полугодия 2024 г. их насчитывалось уже почти 450). В регионах России созданы центры поддержки экспорта, более 100 новых промышленных парков, технопарков, разработаны образовательные программы, выделяются гранты начинающим предпринимателям.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совместное использование потенциала государства и компаний является ключом к стимулированию экономического роста МСП, в особенности в развивающихся странах, а также к предотвращению многих рисков.

Быстрорастущие и инновационные предприятия малого бизнеса могут закладывать основу для обеспечения долгосрочной стабильности и устойчивого развития страны. Экспорт позволяет субъектам МСБ участвовать в цифровой трансформации, стимулирует инновационные процессы и расширение ассортимента, а также воздействует на увеличение уровня цифровизации. Для развития МСП необходимо снижать торговые издержки, упрощать процедуры выхода на международный рынок, уменьшать барьеры в торговле товарами и услугами. Сегодня МСБ является полноценным участником национальной экономики России, обеспечивая импортозамещение, развивая производство, создавая новые рабочие места. Поддержка деятельности российских МСП, в первую очередь ориентированных на несырьевой неэнергетический экспорт, активно осуществляется государством через механизмы РЭЦ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

1. Ahairwe P., Shiferaw T., Bilal S. Financing fragile contexts: What can development finance institutions do better? (Discussion Paper 321). European Centre for Development Policy Management. 2022. D01:10.13140/ RG.2.2.28155.59687

2. Avdiu B., Grover A. Supporting firms in fragile environments during crises [World Bank Blogs]. Supporting firms in fragile environments during crises. 2022, March 10. URL: https://blogs.worldbank.org/psd/ supporting-firms-fragile-environments-during-crises.

114

Н. В. Сергеева

3. Baliki G., Brück T., Ferguson N. T., Kebede S. W. Fragility exposure index: Concepts, measurement, and application. Review of Development Economics. 2022;26(2):639-660. D01:10.1111/rode.12876

4. Benjamin N. Dealing with informality in conflict & fragile settings [technical report]. Cambridge UK: Donor Committee for Enterprise Development. 2023. URL: https://www.enterprise-development.org/wp-content/ uploads/Dealing-with-Informality-in-Conflict-and-Fragile-Settings-DCED-BEWG-Report-April-2023.pdf.

5. Collier P., Gregory N., Ragoussis A. Pioneering firms in fragile and conflict-affected states: why and how development finance institutions should support them. Washington, DC: World Bank. 2019. D0I:10.1596/1813-9450-8774

6. De Groot O. J., Bozzoli C., Alamir A., Brück T. The global economic burden of violent conflict. Journal of Peace Research. 2022;59(2):259-276. D0I:10.1177/00223433211046823

7. Falciola J., Jansen M., Rollo V. Defining firm competitiveness: A multidimensional framework. World Development. 2019;129. D0I:10.1016/j.worlddev.2019.104857

8. Falciola J., Mohan S., Ramos B., Rollo V. Drivers of SME resilience in Southeast Asia during COVID-19. Journal of Development Studies. 2023:1236-1257.

9. Joseph J., Katsos J. E., Daher M. (2021). Local business, local peace? Intergroup and economic dynamics. Journal of Business Ethics. 2021;173(4): 835-854. D0I:10.1007/s10551-020-04515-3

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Наталья Владимировна Сергеева — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия

Natalia V. Sergeeva — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Assoc. Prof. of the Department of World Economics

and World Finance, Financial University, Moscow, Russia

http://orcid.org/0000-0003-4625-8659

[email protected]

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 16.07.2024; принята к публикации 20.09.2024. The article was received 16.07.2024; accepted for publication 20.09.2024. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.