Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017
жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования» может быть рекомендована к публикации в «Известиях Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью А.Л. Плотникова, Е.С. Борисова «Футурологи-ческий взгляд на будущее российского образования»
© 2017 Н.Л. Быкова
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Самарского государственного социально-педагогического университета.
Научная статья авторов (с.13-16) освещает вопросы будущего системы образования Российской Федерации в свете основных тенденций развития образования в мире. В статье приводится аналитический обзор тенденций и перспектив его развития в Российской Федерации, приводимый учеными-футурологами.
В статье говорится о том, что технологии за последние 10-15 лет сильно изменили и продолжают менять нашу жизнь. Появление персональных компьютеров, Интернета, Wi-Fi, облачных технологий, цифрового контента и смартфонов трансформировали способы получения информации, коммуникации, и скорость принятия решений в жизни, бизнесе, в образовании. В ближайшие годы влияние ряда новых технологических решений и разработок будет огромно. Это будут компактные системы хранения и генерации энергии, сервисная робототехника, дополненная реальность, SD-печать, SD-скани-рование и предиктивная аналитика, основанная на обработке больших данных. Все эти технологические новации находят свое отражение в определенных тенденциях развития мирового и российского образования. Понятие профессии постепенно отмирает, тогда, как лидирующие позиции на рынке труда занимают конкретные навыки.
Статья посвящена актуальной теме будущего российского образования. Изложенные в статье научные положения отражают основные современные тенденции и футурологические прогнозы. Практическая значимость результатов теоретического исследования раскрывается через возможности административного аппарата образовательных организаций ориентироваться в
современных тенденциях и грамотно выстраивать стратегию развития учреждения.
Содержание статьи соответствует заявленному названию и оформлена она в соответствии с правилами, предъявляемыми журналом к публикациям. Текст отвечает требованиям научности, ясности изложения, полноты справочно-библиографического аппарата. Статья содержит оригинальный, интересный материал и может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» по направлению 13.00.00 - педагогические науки.
Рецензия на статью М.А. Шеленок «Музыкальный мир киносценариев Е. Петрова»
© 2017 А.И. Ванюков
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского»
В статье М.А. Шеленка (с.82-86) осмысляется важная литературоведческая проблема: синтез искусств в отечественной драматургии ХХ века. Актуальность и новизна не вызывают сомнений, поскольку обусловлены, прежде всего, отсутствием исследования, посвященного целостному анализу киносценариев Евгения Петрова, которые долгое время несправедливо находились и продолжают оставаться на периферии интересов литературоведов.
Следует отметить высокий уровень проведенного исследования, позволяющий автору статьи глубоко и тонко проанализировать поэтику произведений. Анализ киносценариев проведен убедительно и точно, проделан на разных уровнях текста: жанровом, проблемно-тематическом, сюжетно-композиционном и др.
М.А. Шеленок раскрывает тематическую связь между киносценариями «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится», «Тиха украинская ночь» и «Воздушный извозчик». Отметим, последние два сценария анализируются впервые.
Убедительным представляется вывод о том, что именно тема музыки является объединяющей для большинства сценариев Е. Петрова, герои которых - люди, причастные к музыкальной среде, образы «живые», а не «плакатные». По справедливому утверждению М.А. Шеленка, при
Рецензия Review
легкости внешнего конфликта драматург отстаивает право на все жанры музыки и доказывает необходимость взаимодействия традиционного и новаторского подходов при создании произведений музыкального и - шире - любого вида искусств. Уровень понимания текста свидетельствует о филологической зрелости автора рецензируемой статьи.
Статья М.А. Шеленка представляет несомненный научный интерес для специалистов по творчеству И. Ильфа и Е. Петрова, а также для исследователей русской драматургии ХХ века; рекомендуется к печати в издании ВАК.
Рецензия на статью Т.А. Парамонова «Аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования»
Г.А. Доброзракова
Доктор филологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
Статья Т.А.Парамоновой (с. 33-38) посвящена реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования, что обусловлено медиаобразователь-ным потенциалом средств массовой информации. Направление исследования является актуальным, однако эта проблема в данной формулировке, как нам известно, не становилась ранее предметом научного осмысления. Отмечая важное значение технологического аспекта медиа-проектирования в системе высшего профессионального журналистского образования, автор обращается к аксиологическому, или ценностному, аспекту медиапроектирования, который оставался ранее за пределами внимания исследователей, что обусловливает научную новизну работы и одновременно ее актуальность, в том числе и в связи с гуманизацией образования.
В работе рассматриваются теоретические основы изучения аксиологии медиаобразователь-ных проектов в высшей школе, причем выбранное автором направление может быть экстраполировано и на другие ступени образования. Аксиологический аспект медиапроектирования, как верно указано в рецензируемой статье, правомерно рассматривать на стыке педагогической аксиологии и формирующейся аксиологии журналистики. Теоретическая база работы опирается на исследования по медиаобразованию и ме-
диапроектированию, на работы, посвященные аксиологии, аксиологии образования, аксиологии журналистики массмедиа. Опираясь на межпредметную методологическую базу, автор совершает научное открытие, обозначая контуры формирующегося научного направления -аксиологии медиаобразования.
Аксиологический аспект медиапроектиро-вания автор статьи связывает с ценностным наполнением медиаобразовательной деятельности, проблемой формирования духовно-нравственных ориентиров и изучением воспитательного потенциала медиаобразователь-ных проектов.
В силу постановки научной проблемы работа носит, скорее, обзорный характер, однако это не влияет на высокую оценку представленного научного труда в связи с новизной формулируемых положений и доказательными примерами.
Научная статья Т.А. Парамоновой «Аксиологический аспект реализации медиаобразо-вательных проектов в системе профессионального журналистского образования» соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода и, на наш взгляд, может быть рекомендована к публикации в «Известиях Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью С.С. Орищенко «Потребность молитвы в современном кинематографе»
© 2017 В.И. Ионесов
Доктор культурологии, заведующий кафедрой
культурологии Самарского государственного института культуры.
Статья С.С. Орищенко «Потребность молитвы в современном кинематографе» (с.72-75) исследует отечественный киноматериал начала XXI века с точки зрения устойчивого обращение к риторике православных молитв. Для анализа взяты работы Николая Досталя «Монах и бес» (2016 г.), Алексея Балабанова «Я тоже хочу» (2012 г.), Павла Лунгина «Остров» (2006 г.).
Исследование С.С. Орищенко прослеживает связь кино начала XXI века с веком ХХ. Три имени: Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Тенгиз Абуладзе, являются предтечами в обращении к православному дискурсу. Эта связь тонко пролеживается автором в других работах о современном кино. «Потребность молитвы в со-