РЕЦЕНЗИЯ
Рецензия на статью
В.Н. Востриков «Эстетические основы
градостроительной структуры
площади Славы в г. Самаре»
© 2017 М.А. Белоногова
Кандидат архитектуры, главный архитектор
ООО "ВолгаХаусГруп
Актуальность научной статьи (с. 5-11) определяется необходимостью глубоких всесторонних исследований главных площадей г. Самары, в контексте развития градостроительных планов. Особую важность представляют аспекты эволюции и реконструкции исторически сложившихся территорий, сформированных в исторической зоне с ориентацией на реку Волгу, которые являются важнейшими доминантами в формировании панорамы города.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием и последующей эволюцией площади Славы, проведен анализ эстетической выразительности, композиционного решения и планировки данной территории с учетом развития советского монументального искусства.
Исследована планировочная структура площади с учетом зонирования территории, а также последующих изменений в трактовке мемориального комплекса, отмечены преобладающие тенденции с использованием специфических художественных средств как формы сложного синтетического пространственного искусства, рассмотрены особенности эстетической выразительности.
Научная новизна статьи обусловлена обращением автора к конкретному вопросу в рамках градостроительной истории Самары-Куйбышева, реконструкции и преобразований планировки современных площадей. Статья написана доступным научным языком с изложением специального материала, сопровождаемого иллюстрациями в виде фотодокументов.
В статье также анализируются значимые композиционные решения ставшие основой создания художественно-образной системы как части ар-хитектурно-пространствеиной системы города. Исследованы вопросы, относящиеся к такому понятию как средство гармонизации для выражения степени стабильности композиционной формы при сочетании утилитарных и идейно-художественных задач. Такое исследование востребовано и важно с точки зрения изучения и сохранения архитектурно-художественного и историче-
ского наследия, а также разработки и реализации планов по реконструкции Самары.
При проведении исследования применялся теоретический научный метод и формально-композиционный анализ, что позволило выявить основные особенности эстетической выразительности, композиционного решения и планировки как одной из главных площадей Самары.
Выводы по статье отличаются обоснованностью и полнотой. Обязательные разделы статьи (аннотация, ключевые слова, список литературы) оформлены в соответствии с необходимыми требованиями.
Статья рекомендуется к публикации в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки». Раздел журнала, в который направляется статья Научная жизнь. Шифр научной специальности, соответствующей статье 05.23.20 («Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия»).
Рецензия на статью Е.Г. Столярова, О.А. Жерноклёва «Методические аспекты преподавания условно-декоративной живописи»
© 2017 Л.В.Гаврилова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Самарского государственного института культуры
Тема статьи (с. 44-47) связана с экспериментальными поисками в области методики преподавания живописи в высшем учебном заведении, общая направленность статьи посвящена теоретическим исследованиям истории изобразительного искусства и прикладным использованием приемов и методов работы в области лабораторных исследований живописи, ее дальнейших форм развития. В целом статья соответствует проблематике гуманитарных наук.
Актуальность статьи подтверждается необходимостью включения инновационных направлений и методик преподавания живописи в высшем учебном заведении творческой направленности. Изложенные в статье научные положения и результаты исследования авторов публикации заслуживают положительной оценки и привлекают внимание к проблеме развития креативного подхода к созданию художественно-творческих работ.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017
Научные положения обоснованы развитием творческих приемов в натюрморте, экспериментальными методами живописи художников начала ХХ века.
Новизна результатов исследования проблематики статьи подтверждается перманентными исследованиями в развитии форм живописи и искусства в целом, анализом новых возможностей педагогической работы преподавателей вузов. Рассмотренные методические разработки авторов статьи способствуют развитию теоретической науки и дают импульс творческой деятельности студентов вузов искусств.
Рецензент рекомендует к изданию статью Е.Г. Столяровой и О.А. Жерноклевой «Методические аспекты преподавания условно-декоративной живописи» в научном издании «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью Т.А. Парамонова «Взаимодействие технологического и аксиологического аспектов медиапроектирования в системе профессионального журналистского образования: интеграция обучения и развития в процессе реализации медиаобразовательных проектов»
© 2017 Г.А. Доброзракова
Доктор филологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
В рецензируемой статье (с. 36-39), которая входит в цикл, посвященный теории и методологии медиапроектирования, рассматривается интегральный характер медиаобразовательного проекта в системе профессионального журналистского образования.
Научная и методическая новизна представленного в рецензируемой работе подхода к проектированию медиаобразовательных проектов заключается в синтезе технологического и аксиологического аспектов медиапроектирования -использовании медийного и аксиологического потенциала медиапроекта. Автор рассматривает медиаобразовательный проект как инструмент профессионального журналистского образования - базу для овладения навыками медиапроизвод-
ства в практико-ориентированном обучении и формирования ценностной медиаобразователь-ной среды. Обращение в процессе медиапроекти-рования наряду с технологическим аспектом к аксиологическому аспекту позволяет в ходе реализации медиаобразовательных проектов не только обучать (формировать знания, умения и навыки, медиакомпетенции), но и развивать студентов, в том числе через аксиологию медиаобра-зовательного контента. Это, по мнению автора статьи, обусловливает интегральный характер медиаобразовательного проекта в системе профессионального журналистского образования.
Интересным является тезис исследователя: «Аксиологический аспект реализует ценностный потенциал медиапроектирования и способствует формированию аксиологии медиаобразователь-ной среды ценностей и ориентиров», который аргументирован на примере репрезентации ценностей в медиаобразовательном проекте, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В работе рассматриваются теоретические основы изучения технологического и аксиологического аспектов при реализации медиаобразова-тельных проектов в высшей школе и обозначены основы интегральной модели медиапроектирова-ния. Созданная автором цикла методологическая база изучения аспектов реализации медиаобразо-вательных проектов является универсальной и актуальной не только для высшей школы, но и для других ступеней образования.
Научная статья Т.А. Парамоновой «Взаимодействие технологического и аксиологического аспектов медиапроектирования в системе профессионального журналистского образования: интеграция обучения и развития в процессе реализации медиаобразовательных проектов» соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода и, на наш взгляд, может быть рекомендована к публикации в «Известиях Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».