возможности преемственности дополнительного и профессионального образования в подготовке будущего конкурентоспособного профессионала. «Подготовка рабочих по новым стандартам, введение этих стандартов в систему профобразования - не самоцель. Главное, это должно влиять на производительность труда на предприятиях. Если она растет - цель достигнута», - добавил Уразов. Демонстрационный экзамен помогает определить у студентов и выпускников уровень знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность и выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills Russia. Выпускники, сдавшие экзамен, получают возможность подтвердить свою квалификацию без прохождения дополнительных аттестационных испытаний.
По результатам рассмотрения различных аспектов систем оценки профессиональных умений и знаний можно предположить, что для организации действенной процедуры демонстрационного экзамена по итогам освоения программ среднего профессионального образования, было бы исключительно продуктивно использовать опыт и подходы различных систем оценки и по возможности вырабатывать консолидированные подходы, используя опыт экспертов, поддерживая интересы всех заинтересованных сторон: государства, работодателя и обучающегося. Взаимодействие Федеральных учебно-методических объединений СПО, Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс) и советов по профессиональным квалификациям может здесь стать залогом успеха. Список использованной литературы:
1. Приложение №1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от «30» ноября 2016 г. № ПО/19 Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия
2. Портал WordSkills Russia http://worldskills.ru/
3. Золотарева Н.М. Присоединение России к WorldSkills International - Профессиональное образование в России и за рубежом №10/2013
http://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-rossii-k-worldskills-international
4. Смагин Н. И., Сергеева П. Ю. Демонстрационный экзамен студента как отражение профессионализма педагога // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 131-134. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13180/ (дата обращения: 23.05.2018).
©Басаргина О.А., Макарова И.Н., 2021
УДК 37.01
Бобомуродова Н.Ж.,
ст. преподаватель БухГУ, Республика Узбекистан
ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ - ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ГУМАНИЗМА АЛИШЕРА НАВОИ
Аннотация
В статье изложены гуманистические и патриотические идеи великого поэта, государственного деятелья А. Навои.
Ключевые слова:
Гуманист, знание, мудрость, цивилизация, патриотические идеи.
Annotation
The article describes the humanistic and patriotic ideas of the great poet, statesman A. Navoi.
Key words
Spirituality, family, old generations, traditions, spiritual and moral education, attitude, analysis.
Глубокий след в развитии культуры народов Центральной Азии оставил Алишер Навои — великий узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель. Совсем недавно вся мировая общественность отметила его 580-летие со дня его рождения.
Навои понимал, что язык является важнейшим средством развития культуры и приобщения к знаниям. Он был убежден, что пренебрежительное отношение к языку оскорбляет народ, говорящий на нем, и может причинить ему большой вред. Мыслитель считал своим долгом разрушить подобное отношение к языку, раскрыть его богатства и огромные возможности. Создав свои прекрасные произведения, Алишер Навои блестяще справился с этой задачей. Он также сохранил на всю жизнь глубокое уважение к языку других народов, в частности, к персидскому, которым владел в совершенстве.
Алишер Навои великий гуманист. По его мнению, человек - самое ценное, самое лучшее, что создано на земле. Человек и его интересы - вот та основная мера ценности. Все создано ради человека и для него. Навои стремился подходить к людям дифференцировано. Он утверждал, что «не всякого из людей можно считать хорошим, ценным, не всякие дела приемлемы, приятны» [1,123].
Одним из основных качеств человека Навои считает чувство патриотизма и ненависти к завоевателям, врагам Родины. Он говорил, что жить в беде и страданиях на родине лучше и благороднее, чем жить в довольстве и благе в чужой стране.
Настоящему человеку, по Навои, чужды корысть, жадность, вожделение, скупость, зависть. Эти отрицательные качества свойственны людям, стремящимся к наживе. Именно в них он видит источник многих социальных бед.
Хороший человек, по Навои, должен отличаться такими качествами, как благовоспитанность, учтивость, вежливость, любезность, скромность, правдивость. Он противопоставляет эти качества человеческой жестокости, кичливости, зазнайству, фальши, лжи и связывает их с необходимостью быть вежливым, учтивым, скромным в быту, особенно подчеркивая почтительное отношение к старшим, отцу и матери.
«Не уклоняйся жертвовать собой во имя отца, Не пожалей жизнь отдать за мать святую. Считай их озаряющими ночи и дни, Одного луной, а солнцем - другую».
Он высоко ценил разум и науку. «Знание и мудрость - украшение человека», - писал поэт. И, что особо хотелось подчеркнуть и выделить, Навои большое внимание уделял вопросам формирования и воспитания детей в семье. Это четко отражено в его поэме «Смятение праведников»: «И честь семьи, во-первых, честь, Коль у тебя семья и дети есть. Ты породил детей, но должен знать Как с малых лет им воспитанье дать. Ты должен хорошо наречь детей, Чтоб их потом насмешкам не обречь. Ведь имя - счастья знак и знак обид, Не зря: один «Хусейн, другой «Язид»... Жалей дитя, оберегай от бед, Но в нежности чрезмерной явный вред. Святое уважение к своим Родителям пускай владеет им». И далее: «Главу свою перед отцом склоняй, А сердце матери своей отдай. Пускай отец - луна и солнце - мать Тебе дорогу будут озарять. Блюди всегда предсказанья их,
Не переступай предначертанья их Пред ними ты свой стан согни И знай: твои хранители - они».
Такие принципы этики как патриотизм и интернационализм - характерная особенность мировоззрения Навои, что связано с его гуманистическими идеями. Навои как гуманист с большим уважением и сочувствием относится не только к своему народу, но и к другим народам. Не случайно самые любимые герои Навои - представители разных народов. Вот целая галерея образов Навои: китаец Фархад, армянка Ширин, иранец Шапур, индиец Масъуд, грек Искандер, Лейли и Меджнун - выходцы из арабского народа. Всех их объединяет гуманизм, их поступками руководит любовь к человеку. Навои не ставил одну народность выше другой, не стремился ущемлять интересы в пользу другим. Он воспевал в своих произведениях идею дружбы, взаимного уважения и любви народов, стремление к миру, ненависть к захватчикам. И это не может не быть близко нам, современным читателям Алишера Навои. Он создал такие произведения, которые вошли в мировую духовную сокровищницу и обогатили ее, оказав влияние на новые поколения поэтов и мыслителей. Навои утверждал: «Я живу, когда мы в дружбе, Дружбы нет - я смерти жду» И далее: «Нет, не дело - вражда, В добром мире живите народы, Дружба - дело людей, Славить дружбу строкой - мое дело!»
Необходимо обратить внимание на то, что А. Навои стремился в своем творчестве всесторонне и глубоко отобразить жизнь во всем многообразии.
Любовь к человеку - идейная основа гуманизма Навои. Он не без основания сделал вопросы любви одними из самых центральных в своих произведениях. Посмотрите как он в изложении и решении данной проблемы выразил, оставаясь верным гуманизму, многие моменты своего мировоззрения. Взгляды Навои на любовь были весьма оригинальны и своеобразны. Он писал: «То слово (писателя), в котором нет признака огня любви, считай равным мертвому телу, в котором нет души».
Гуманизм А. Навои, его гуманистическое учение о любви принципиально отличалось от этого мистического вида любви. Любовь, которую воспевал А. Навои, не носит пассивного характера и не исключает ненависти к тому, что противостоит ей, а включает ее в себя как составную часть. Об этом красноречиво говорят герои Навои Фархад, Искандер и др.
Мы убеждаемся, что А. Навои был гуманистом. Он стремился претворить в жизнь свои гуманистические идеи, чтобы облегчить положение народных масс и благоустроить страну.
В своих трактатах «Смятение праведных» («Хайрат ал-абрар»), «Возлюбленный сердец» («Махбуб ал-кулуб») А. Навои писал: «Если ты делаешь народу добро, то от этого тебе самому больше пользы».
«. Выбирай самый правильный путь - путь разума, во всех делах считай своим другом, спутником. Всегда будь с ним, он тебя сбережет от того, что противоречит истине.».
Мы можем сделать вывод, что передовые гуманистические и патриотические идеи А. Навои, мысли о дружбе, взаимном согласии народов, стремления к миру, ненависть к захватчикам, - все это гениально выражено в поэзии поэта и делает его близким и дорогим не только нам, но и всему прогрессивному человечеству. Мировоззрение А. Навои определяло социально-экономические условия и запросы XV в. Но мы видим, что он сумел в тех условиях высоко поднять знамя гуманизма и патриотизма, народолюбия, правды и мира. А. Навои создал такие духовные ценности, которые вошли в мировую цивилизацию и обогатили ее.
Список использованной литературы:
1. Захидов В.Ю. Мир идей и образов А.Навои. - Ташкент, 1961.
2. Хайруллаев М. Уйгониш даври ва Шар^ мутаффаккирлари. - Ташкент, 1971.
3. АБДУЛЛАЕВ К. Ф. Мыслители востока о педагогической профессии //Культура мира и ненасилия
подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития. - 2020. - С. 117120.
©Бобомуродова Н.Ж., 2021
УДК: 796.412
Тихонова И.В.
канд. пед. наук, доцент Ронь И.Н. канд. пед. наук Рахмалина О.Ю. студентка Иванова А.И. студентка
Научный руководитель: Барчо О.Ф.
старший преподаватель
ПЛАСТИЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КООРДИНАЦОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Аннотация
В данной работе рассматривается значение пластичности движений как показателя координационной подготовленности в технико-эстетических видах спорта, способствующих повышению исполнительского мастерства.
Ключевые слова:
Технико-эстетические виды спорта, спортивная композиция, пластика движений,
темп и ритм движений.
Культура движений человека тесно связана с двигательной координацией, именно поэтому её формирование становится основным компонентом процесса спортивной подготовки в технико-эстетических видах спорта.
В повседневной жизни своими телодвижениями человек сообщает окружающим о состоянии здоровья, о намерениях, о характере, по телодвижениям мы узнаем информацию о нем.
Пластический образ формируется темпом и ритмом движений, жестами, позами, походками, которые раскрывают внутренний мир человека. Чем свободнее, естественнее и непосредственнее движения, тем больше проявляется в них пластичность движений. Без высокого уровня согласованности двигательной активности мышц и ритма движений, невозможно проявление пластичности.
Применение специальных упражнений, направленных на формирование пластичности движений, исправляет недостатки походки и бега, формирует основные навыки двигательных действий [1, с. 22].
Недостаток пластичности движений связан с мышечным напряжением, неэкономичностью выполняемых движений, рассогласованием физиологических систем, ощущением дискомфорта. Гармония достигается тогда, когда темп движений соответствует динамике распределения мышечных усилий.
Пластичность движений развивается одновременно с овладением культуры движений и рациональной техникой движений, связанной с участием всех звеньев опорно-двигательного аппарата, и соответствующей мимикой. При этом выполнение движений должно быть без остановок и пауз, плавно перетекает из одного в другое, что содействует совершенствованию пластичности телодвижений.