Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ В «ПЯТЕРИЦЕ» АЛИШЕРА НАВОИ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМЫ
«СМЯТЕНИЕ ПРАВЕДНЫХ»)
Х.Н. Исмаилова
Преподаватель кафедры русского языка и литературы Каракалпакского государственного университета имени Бердаха
В статье рассматривается вступление Алишера Навои на литературную арену, его попытки создания нового оригинального произведения на тюркском языке, которые могли бы равняться предшествующим образцам; приводятся интересные сведения о его тахаллусах.
Ключевые слова: «Пятерица», Абдурахман Джами, Низами Ганджави, Амир Хосров Дехлеви.
PECULIARITIES OF NATIONAL MENTALITY EXPRESSION IN THE "KHAMSA" (QUINTET) BY ALISHER NAVOI "(ON THE BASE MATERIAL OF THE POEM "CONFUSION OF THE RIGHT")
The article considers Alisher Navoi's entry into the literary arena, his attempts to create a new original work in the turkic language; provides interesting information about his tahallusas.
Keywords: "Hamsa", Abdurahman Jami, Nizami Ganjavi, Amir Hosrov Dehlevi.
ВВЕДЕНИЕ
Мечтою всей жизни Алишера Навои было создание «Пятерицы». Хотя Навои освободился от официальной службы при дворе в 1476 году, еще целых шесть лет не мог приняться за его создание.
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
«Если назвать этого великого человека святым, то он-самый святой среди святых, если назвать мыслителем-он лучший среди мыслителей, если назвать поэтом-он султан среди поэтов1»
И.А.Каримов. Высокая духовность непобедимая сила.2008.
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Алишер Навои перед тем, как приступить к созданию «Пятерицы» собственной, познакомился с теми «Пятерицами», которые существовали в его время. Но после этого его охватил страх, так как каждая из «Пятериц», написанных до него являлись прекрасным миром. Поэтому создать новую «Пятерицу» для него было опасным. Об этом он пишет следующее: Мне быть везде владыкою мечталось, Владеть страной великою мечталось. И дума зрела в сердце:мало, мало!-К двум «Пятерицам» сердце прилежало.
Навои считал, что создание «Пятерицы» для него было одной из великих задач, возложенных историей, и в конце концов отваживается эту задачу выполнить. Об этом он пишет следующее:
Но бог тебе послал большую милость: С тех пор, как слово тюрок в мир явилось, И строй стихов дарован был народу, Таких, как ты, народ не видел сроду. И что же отступил с того пути ты, И к «Пятерице» путь не смог найти ты? Смири в душе сомненья и тревоги, Верши свой труд, ступай по той дороге!
В 1483 году Навои решил приступить к созданию «Пятерицы». Для совета он отправляется к своему духовному наставнику Джами, который призывает его безбоязненно приступить к делу. Своему ученику и другу Алишеру великий поэт предрекает победу:
Мне был указан путь благой десницей, Чтоб пятерню проверить «Пятерицей»... Но даже взором не объять сокровищ: Не зря ведь в «Пятерице» пять сокровищ! Сверкают в ней пять перлов драгоценных, В ней-солнце, что согреет пять вселенных! И не любой, кто силы к ней приложит, Сил не лишаясь, осилить ее сможет.4
2 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах. Ташкент. 1963-1968, -322б с.
3 Там же.
4 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах. Ташкент. 1963-1968, -322б с.
Google scholar ISSN:2181-2454
www.carjis.org VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
Первую «Пятерицу» создал Ильяс Низами из Гянджи. Амир Хосров из Дели повторил творческий подвиг Низами и на основе свободной переработки сюжетов, вошедших в первую «Пятерицу», написал «Пятерицу» новую. Основой обеих «Пятериц» были сюжеты, передаваемые в народе из уст в уста. Поэтому создание крупных произведений путем свободного истолкования входящих в «Пятерицы» сюжетов в эпоху Навои стало своего рода традицией.
Работа над «Пятерицей» поначалу пошла с неожиданной легкостью. И Навои был очень доволен. Свое удовольствие он выразил в следующих стихах(из дастана «Стена Искандера»):
Даровала судьба мне и рвенъе и пыл-«Пятерицу» слагать я перо навострил. Приступил я к тому, что задумал давно, И желанному было свершиться дано, Вел перо по бумаге узорами строк И с диковин немало завес я совлек.5
Созданием «Пятерицы», Навои преследовал две цели. Первая это создание его на «тюркском» (староузбекском ) языке. Об этом он пишет в поэме «Смятение праведных» следующее:
Когда ж прочел я этих песен много, Вступила в сердце думою тревога: О, если б мне свою стезю найти На верном и проложенном пути, И там, где по-персидски речь звучала, Мне бы тюркской речи положить начало!6
Но Навои не хотел переводить на «тюркский» язык созданные прежде него «Пятерицы». Он хотел создать новые оригинальные произведения, которые могли бы равняться предшествующим образцам. Такой была вторая его цель. Навои считал, что нельзя повторяться истинному поэту. Об этом он пишет в дастане «Фархад и Ширин»:
Создай стихи и дай им новый стройНа строй, любезным людям, их настрой! А старому повторный лоск придать-
п
Какая будет людям благодать?
5 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах.Т. 10 «Стена Искандера» Ташкент. 1963-1968, -315-316с.
6 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах. Ташкент. Т.6 «Смятение праведных» 1963-1968, -12-13 с.
7 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах. Ташкент. Т.7 «Фархад и Ширин» 1963-1968, -23 с.
59
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
Навои работал очень упорно и быстро. В 1483 году он завершил философско-нравоучительный дастан «Смятение праведных». Этим дастаном Навои произвел на читателей сильное впечатление и получил широкую популярность. Этот успех воодушевил поэта.
«Смятение праведных»-поэма философско-дидактического характера. Большое место в ней занимают вопросы политики. Поэт резко критикует несправедливых и жестоких властителей.
Идеал Навои-своеобразный вариант просвещенной монархии на восточный лад, глава которой окружает себя мудрыми, образованными и бескорыстными советниками. Навои коварству и корыстолюбию современных поэту сановников противопоставляет высокие нравственные идеалы великодушия, щедрости, доброты, верности в дружбе и любви, скромности и честности.
«Смятение праведных» это гимн «яркому небу знаний», противопоставленному «темноте ночи невежества». Навои, восхищаясь подвижниками науки, прославляет людей деятельных, энергичных, стремящихся к ясной общеполезной цели, а не ученых затворников.
Поэма «Смятение праведных» проникнута гуманной идеей справедливости, верой в торжество добра. Эти идеи созвучны с ренассансом идеями Запада.
В 1484 году поэт завершил дастан «Фархад и Ширин». Навои в том же году завершил два дастана - «Лейли и Меджнун» и «Семь планет».
Навои с легкостью закончил четыре дастана, но перед созданием пятого-«Стена Искандера» ощутил некоторые трудности. Трудности эти заключались в том, что сведения, которые поэт добывал из исторических источников об Искандере, нередко оказывались противоречащими одно другому. Из этой ситуации Навои смог высвободиться с помощью своего учителя Абдурахмана Джами, который в то время также работал над дастаном об Искандере. Он преимущественное внимание обращал не на факты биографии реального Александра Македонского, а на мудрые слова, которые следовало передать посредством его образа. Такой метод пришелся и Алишеру Навои.
Навои завершил дастан «Стена Искандера» и всю «Пятерицу» в 1485 году. Завершив «Пятерицу», Навои хотел, чтобы он был оценен людьми.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Таким образом, завершение «Пятерицы» явилось внесением в сокровищницу мировой литературы значительного необходимого вклада.
60
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
Благодаря «Пятерице» Навои навечно останется в одном ряду с величайшими классиками мировой литературы.
Для того, чтобы более определенно говорить об особенностях национальной ментальности, необходимо тщательно проследить ее проявление в художественной литературе.
Слово "менталитет" стало одним из наиболее употребляемых в последнее время. Этот термин давно уже вошел в терминологический обиход западной науки. Он ведет свое происхождение от латинского mens, mentis, т.е. ум, мышление, рассудок, образ мыслей и т.д. В английском научном языке термин "менталитет" употребляется с середины XIX в., в немецкой научной терминологии - со второй его половины. Менталитет в понимании зарубежных ученых включает в себя чувства, симпатии и антипатии, привычки, представления о человеке и его месте в мире.
Справедливо отмечает Пушкарев JI.H., «мышление - это познание мира, а менталитет - это манера мышления, его склад, его особенности, его своеобразие. »8
Однако, несмотря на довольно длительное употребление термина "менталитет" в разных странах ученые вкладывали в него отнюдь не одинаковое значение. В результате можно констатировать, что единого общепринятого определения менталитета нет.
Особенности национальной ментальности в поэме «Смятение праведных» Алишера Навои нашли отражение в описании окружающей среды поэта на основе реалистического метода. Раскрытию национальной ментальности способствуют художественное время и место. Здесь он поднимает общественно-политические, философские и морально-этические вопросы той эпохи, которые своими корнями уходят в реальную жизнь и трактовка их требует решения.
В первую очередь прослеживается представление о возникновения вселенной и появления в ней человека, его судьбы. Алишер Навои верит в высшее начало, творящую силу. Сюжеты произведений, авторские отступления, описание обычаев, поведения героев способствуют раскрытию ментальных факторов.
Национальной ментальностью пропитано и мировоззрение Алишера Навои, в основе своем религиозное, совершенно отличается от других взглядов, оно гуманистическое. По мнению поэта, человек является наивысшим и
8 Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. - N3. -
С.157
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
совершенным творением. Ни одно живое существо не наделено свойствами человека, поэтому человек достоин владеть наивысшими благами жизни.
Национальную окраску носит и окружающая среда Навои, которая была мрачна. Поэт везде сталкивается с господством несправедливости, бесправия и мракобесия. Основная часть общества живет в нужде и голоде. Господствующая часть общества, обладающая всеми материальными благами, ведет паразитический образ жизни. Навои выступает ярым противником этого.
В главах, где поднимаются общественно-политические вопросы эпохи Навои, национальная ментальность проявляется в осуждении образа жизни султана и его окружения, в наставлениях поэта, которых он дает султану, в поговорках и наставлениях из Корана.
Об этом свидетельствуют следующие строки: Где у тебя закон? Где правый суд? К чему твои поступки приведут? По воле бога ты султаном стал -А ты народ измучил, обобрал! Молитва, пост завещаны тебе, А ты привык к веселью и гульбе. В самозабвенье дни твои пройдут... Опомнись! Вспомни: грянет грозный суд!
Национальный опечаток носит и ненавистное отношение Навои к служителям религии ислама, шейхам, фанатикам ислама, которые не меньше феодалов угнетают и грабят народ и держат людей в невежестве и духовной нищете.
Национальная ментальность проявляется и в доверье простого народа невежественному шейху, который своей пустой болтовней обманывает народ. Подобные паразитические элементы встречает поэт и в других социальных слоях общества-это придворные, вельможи, судьи, законоведы, писцы и другие, живущие за счет трудового народа.
Об этом свидетельствуют следующие строки: И, полн доверья, слушает народ Невежественный - все, что он поет. И он своей пустою болтовней Увлечь людей умеет за собой. Одним внушает: - В угол сядь, молись! -Другим внушает: - В горы удались! Он шлет на мученичество одних
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
И тешит небылицами других.
Умеющий обманывать народ,
Он выдумку за правду выдает.
Почти все сатирические строки «Смятения праведных» были тесно связаны и обусловлены общественной жизнью той эпохи и часто были написаны на конкретных фактах.
Алишер Навои в «Смятение праведных» выступает противником не только правителей, придворных, служителей ислама и других, но поднимает морально-этические вопросы той эпохи. Поэт выступает противником алчности, невоздержанности, вранья, пьянства, которые царили в обществе в эпоху Навои. Национальная ментальность проявляется через наставления поэта окружающим его людям, в вопросах семьи и воспитания детей, в вопросах взаимоотношения родителей и детей, в вопросах довольствования малым и воздержанности во всем, в размышлениях и наставлениях поэта о правдивости, в презрении поэта людей, ведущих распутный образ жизни.
В «Шестой беседе о благопристойности» национальная ментальность проявляется через наставления поэта окружающим его людям. Об этом свидетельствуют следующие строки:
Происхождением знатным не гордись
И преходящей славы устыдись.
Но непристоен будет здесь вовек
Гордящийся собою человек.
Этими строками поэт просит не гордится своим происхождением.
Поэт наставления дает даже самому правителю:
Ты не гони его, не угнетай,
Сочувствуй, в трудном деле помогай.
Над подчиненными держи надзор
И знай: их беззаконье-твой позор.
В «Смятении праведных» национальная ментальность также проявляется воспевании человека, его высоких духовных свойств. Алишер Навои разоблачает господство невежд, фанатиков в эпоху бесправия, тирания, гнета и эксплуатации и с большой симпатией относится к простым труженикам и людям умственного труда. Почти в каждой главе придворным, вельможам, судьям, законоведам, писцам Алишер Навои противопоставляет простой народ.
Поэт-гуманист, так возвеличивший Человека, все свое творчество посвятивший человеку и всю свою жизнь служивший ему, перед ним ставит большие требования. В поэме «Смятение праведных» целые главы посвящены
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
благородству, честности, щедрости, верности и другим человеческим качествам. Для поэта самым высшим критерием является гуманизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальное видение мира накладывает отпечаток на поэтику произведения, в первую очередь на стиль повествования. Его отличает неторопливость изложения, привлечение богатого этнографического материала. Раскрытию национального мировосприятия способствуют и такие авторские приемы, как маленькие рассказы-притчи, часто заимствованные из устного народного творчества и легенд, которые следуют в конце каждой главы.
Несмотря на внешнюю схожесть и созвучность названий поэм, только при сравнительном изучении можно обнаружить неповторимость и оригинальность как каждой беседы и притчи, так и всего содержания поэм этих авторов. Основу всех четырех поэм составляют 60 малакатов-бесед и иллюстрированные к ним 20 хикайатов-притч, в которых отражены основные философские, общественно-политические, дидактические и эстетические воззрения их авторов.
Хотя идея о соблюдении принципов справедливости шахом в управлении государством имеется во всех четырех поэмах, но исходя из характера своего общества категории справедливости каждый автор, в том числе и Алишер Навои, толкует по-своему.
«Смятение праведных» проникнута гуманной идеей справедливости, верой в торжество добра. Эти гуманные идеи созвучны с ренессансными идеями Запада.
Гуманистические тенденции видны в мыслях поэта о равенстве всех перед лицом судьбы. Поэт славит жизнь, весну, благословенную природу, в единении с которой залог счастья человека.
Почти в каждой главе, в каждом двустишье и строке Алишер Навои предстает перед глазами читателя как певец разума и прогресса, как гениальный мастер художественного слова. Его величие заключается еще в том, что он не был в плену тех формалистических традиций, которые были характерны для восточной переводной литературы. Навои неоднократно подчеркивал, что в поэзии форма и содержание должны быть едины. Но при этом он всегда указывал, что содержание составляет основу художественного произведения.
REFERENCES
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
1. И.А.Каримов. Высокая духовность-непобедимая сила. Ташкент. 2008.
2. Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах. Т.10 «Смятение праведных», Ташкент. 1963-1968
3. Алишер Навои. Мукаммал асарлар туплами. Т.5 «Девони Фоний» Ташкент, 1989
4. Айбек. Алишер Навои. Москва: Художественная литература, 1989
5. Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М. - Л., 1948.
6. Ганиева С. Алишер Навойи. -Ташкент:Фан,1968.
7. Захидов В.Ю. Мир идей и образов Алишера Навои.-Ташкент: Узлитиздат, 1961
8. Иззат Султан. Книга признаний Навои. Ташкент. Издательство Гафура Гуляма. 1985.
9. Avlaev, O. U. (2020). The role of social intelligence in personal development. In Association with Novateur Publication India's A Multidisciplinary Peer Reviewed Journal, 692-698.
10. Djuraeva, S. N. (2018). Specifity and Features of Application Modern Innovative Technologies Training to Higher Education. Eastern European Scientific Journal, 4, 136-139.
11. Jorayeva, O. N., & Juraeva, S. N. (2020). Strategies for using alternative assessment methods in language and literature classes. International Journal of Innovations in Engineering,Research and Technology (IJIERT), 141-146.
12. Jo'rayeva, S. N., & Jumayev, S. Q. (2021). Psixologlarning etiket tamoyillari. O'zbekiston Respublikasi Milliy gvardiyasi Harbiy-texnik instituti axborotnomasi, 1(13), 95-101.
13. JO'RAYEVA, S., & SHAMSHETOVA, A. (2021). Kursantlarda kasbiy kompetentlik va kreativlikni shaklllantirish mexanizmlari. "XALQ TA LIMI" ilmiy-metodikjurnali, 6, 52-54.
14. JO'RAYEVA, S., TURSUNOV, B., & JUMAYEV, S. (2021). Zamonaviy ta'limni rivojlantirishda pedagog imijini shakllantirishning ahamiyati. "XALQ TA LIMI" ilmiy-metodik jurnali, 6, 14-16.
15. Zhu'raeva, S. N. (2020). Interpretation of image in modern scientific research. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XXI ВЕКЕ, 8(11), 257-267.
16. Авлаев, О. У. (2021). Талабалар камолотида ижтимоий интеллектнинг гендер фарклари. "PSIXOLOGIYA " ILMIY JURNAL, 34-41.
17. Авлаев, О. У. (2021). Талаба ёшлар камолотида масъулиятнинг урни. Eurasian Education, Science and Innovation Journal, 5, 67-72.
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
18. Авлаев, О. У. (2021). Хдрбий таълими тизимида касбий хдракат куникмаларини ургатиш технологияси. PSIXOLOGIK XIZMAT FAOLIYATINI TAKOMILLASHTIRISHNING DOLZARB MASALALARI respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi materiallar to'plami, 87-90.
19. Жураева, С. Н., Турсунов, Б. С., & Кдландарова, г. (2021). Оилада турли манипуляция холатларининг намоён булиши. Педагогика Ва Психологияда Инновациялар, 4(4), 62-66.
20. Рашидов, А. А., & Жураева, С. Н. (2021). Чет тилида нуткни тинглаб тушунишдаги кийинчиликлар. Harbiy yetakchining shakllanishida xorijiy tillarni bilishning roli" mavzusida respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi, 10-12.
21. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Academic research in educational sciences, 2(8), 518-525.
22. Исламов, И. С. (2021). Влияние тренировки на иммунитет пловца. Academic research in educational sciences, 2(6), 1451-1461.
23. Islamov, I. S., & Ikramov, B. F. (2021). Starting actions of rowers on kayak and canoe. Academic research in educational sciences, 2(6), 1442-1450.
24. Ikramov, F. T., & Azimov, Z. N. (2021). Features of use rowing pool. Academic research in educational sciences, 2(6), 1154-1159.
25. Sharafutdinova, K. G., Kulmamatova, F. K., & Haydarova, S. (2021). The role of cognitive psychology in the elimination of destructive behavior. ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH, 10(4), 957-964.
26. Шарафутдинова, Х. Г., & Нормуминова, Д. Э. (2020). Преодоление тревожности с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Педагогическое образование и наука, (1), 124-127.
27. Sharafutdinova, K. G. (2020). Destruction of family relations psychoprophylaxis family-neighborhood-educational institution cooperation. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 1000-1007.
28. Авлаев, О. У., & Маматкулова, З. Г. (2019). Динамика межличностного отношения компонентов социального интеллекта студентов. Наука и образование сегодня, (12 (47)).
29. Valieva, M. S., & Avlaev, O. U. (2021). The influence of educational factors on the formation of personality. Heraldpedagogiki. Nauka i Praktyka, 1(2).