Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛИШЕРА НАВОИ В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛИШЕРА НАВОИ В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
281
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эшонкулов Нурбой Окназарович, Исмаилов Нартажи Кенжаевич

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой - возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого. В статье идет речь о психологических взглядах известного поэта Алишера Навои в его произведениях.The modern scientific knowledge of mentality, of sincere human life develops in two directions: on the one hand, it tries to answer questions of the device and value of this life today, at the end of the XX century, with another - comes back to a set of former answers to these questions. Both directions are unseparable: behind each problem of today's scientific psychology there are achievements of the past. In article there is a speech about psychological views of the famous poet Alisher Navoi in his works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Эшонкулов Нурбой Окназарович, Исмаилов Нартажи Кенжаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛИШЕРА НАВОИ В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛИШЕРА НАВОИ В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Эшонкулов Нурбой Окназарович, Исмаилов Нартажи Кенжаевич

Преподователи Каршинского государственного, университета, Узбекистан

АННОТАЦИЯ

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой - возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого. В статье идет речь о психологических взглядах известного поэта Алишера Навои в его произведениях.

Ключевые слова: человеческий разум, художественное мышление, духовная жизнь, человеческая личность, психологическое состояние личности, формирование характера, «Я».

SUMMARY

The modern scientific knowledge of mentality, of sincere human life develops in two directions: on the one hand, it tries to answer questions of the device and value of this life today, at the end of the XX century, with another - comes back to a set of former answers to these questions. Both directions are unseparable: behind each problem of today's scientific psychology there are achievements of the past. In article there is a speech about psychological views of the famous poet Alisher Navoi in his works.

Keywords: human reason, art thinking, spiritual life, human person, psychological state of the personality, character formation, "I".

Душа для познающего человечества на протяжении всей его истории представляла интерес во многих отношениях, что закономерно выразилось в многообразии направлений и форм её исследования. В различные эпохи основными источниками последних являлись как религиозные установки, эмпирические данные отражения связи души и тела, так и результаты умозрительных наблюдений человеком за происходящими у себя психическими процессами. Одной из существенных особенностей средневекового периода эволюции психологического знания как раз и является утверждение единства обозначенных источников.

Алишер Навои, поэт и философ суфийского направления, высоко ценил науку и человеческий разум и считал мудрость и знание украшениями человека. В его произведениях очень широко раскрыты вопросы обучения и воспитания, а его педагогические взгляды глубоко гуманистичны. Он уделял большое внимание вопросам воспитания ребенка, который для Навои был светилом в доме, приносящим в семью счастье и радость. Принуждающие методы обучения и в школе, и дома Навои осуждал, выступая против телесных наказаний. Невежественных учителей он считал наказанием для школы, потому что учитель обязан в совершенстве знать преподаваемый им предмет, понимать нужды народа, обладать глубокими знаниями и во всем показывать пример. Навои призывал учителей прививать ученикам любовь к родине и уважение к самому ценному и высокому дару вселенной - человеку. В произведениях поэта значительное место занимают вопросы трудового и нравственного воспитания.

Он опередил свое время на многие века, его гениальные произведения, мысли и идеи оказали огромное воздействие на развитие научной мысли и духовной жизни узбекского и других народов Центральной Азии в историческую эпоху Восточного Ренессанса. Несмотря на прошедшие столетия, его творческое наследие, которое является сокровищницей мирового значения, остается для новых поколений неисчерпаемым кладезем мудрости и гуманистического познания окружающего мира.

Наш величайший предок - поэт, мыслитель и государственный деятель Алишер Навои был незаурядной личностью, поражавшей как современников, так и нас, потомков, разнообразием и разносторонностью своих интересов и талантов, огромным стремлением проникнуть в тайны и секреты науки, искусства и ремесел. В своем творчестве, опираясь на богатейший опыт, накопленный выдающимися учеными средневекового Востока и Средней Азии в области астрономии, математики, химии, философии и других наук, он старался всесторонне и глубоко отображать действительность во всем ее многообразии. Об этом свидетельствует его интерес к работам Абу Али ибн Сины, Фараби, Улугбека и множество собственных естественно-научных, философских, социологических наблюдений. Во многих своих произведениях гениальный поэт и мыслитель, выдвигая поистине фантастичные для своего времени идеи и мысли, пытается ответить на волнующие вопросы о судьбе мироздания и человечества, космоса и истории, тем самым предвосхищая величайшие научные и технические открытия, кардинально изменившие жизнь всего человечества.

С древнейших времен художественное мышление как один из способов активного познания мироздания, который делает возможным прогресс как отдельной личности, так и человечества в целом, всегда шло в авангарде научной мысли. Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать феномены и закономерности. Так, живший практически в одно время с величайшим представителем Восточного Ренессанса Алишером Навои ярчайший представитель итальянского Возрождения Леонардо да Винчи вошел в историю не только как гениальный художник, но и ученый. Он предвосхитил открытия, сделанные много веков позже, им были намечены основные принципы авиации, сделаны ценные открытия в области анатомии и физиологии растений.

Величайший поэт и мыслитель Алишер Навои понимал, что наука служит духовной эмансипации человека, народа, интересы которых он ставил превыше всего. Нет

ни одного более или менее заслуживающего внимания вопроса общественной и даже научной жизни, о котором он не сказал бы слова и не определил бы своего отношения к нему.

Тематическая направленность лирических произведений Алишера Навои как никогда актуальна и сегодня. Их современность заключается в том, что поэт ставит в центр человеческую личность как наивысшее чудодейственное создание Всевышнего. Основой мироздания служат его дела, помыслы, чувства, высокое предназначение. Алишер Навои пишет: "Если кто-то сердечно поддержит душевно униженного и расстроенного человека, его доброта соразмерна заново построенной разрушенной Каабы".

Как никогда глубоко и всесторонне в своих произведениях поэт поднимает тему Родины, говорит о том, что человек впитывает от нее свою силу, а на чужбине он -раб. "Пусть чужбина будет для него золотой клеткой, но ведь соловей не поет в клетке и не размножается, а человек не радуется на чужбине!" - восклицает он. Посредством поэтического слова он впервые поднимает тему социального неравенства, клеймит стяжательство, невежество, затрагивает проблемы морали и духовности. Очень тонко передает психологическое состояние личности, доводя эмоциональный настрой до уровня высокой трагедии:

Бью я в грудь камнем и кровь течет.

Это не от раны моей, это камень плачет кровью.

Исследование творчества Алишера Навои поможет открыть еще много удивительных научных тайн и предвидений нашего гениального предка. Как отметил Президент Узбекистана Ислам Каримов на открытии международной конференции "Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации" в Самарканде, наша важнейшая задача сегодня - глубокое осмысление научного наследия выдающихся ученых и мыслителей средневекового Востока, оценка их роли и места в истории современной цивилизации.

Лирические стихи Навои не поддаются датировке, и в них едва улавливаются отклики на известные нам события жизни поэта. Его газелям вообще не свойственна событийность. Сводный диван «Сокровищница мыслей» разворачивается как лирическая исповедь поэта, чутко фиксирующего богатую гамму своих переживаний, спири-туализированных, как это было у Данте и Петрарки, но на особый, характерный для передовой поэзии Среднего Востока, суфийский манер. Поэзия Навои метафорична. Вся она - непрерывное нагнетание метафор, в которых поэт был необыкновенно смел, изобретателен и точен. Щедрая метафоричность открыла читателю все краски, звуки, запахи, формы мира, все радостные в своей основе проявления бытия. Одни метафоры и сравнения Навои не выходят за грань установившейся поэтической традиции, другие свежи и оригинальны. Тонко чувствующий природу человек, Навои наполнил ее образами свою поэзию. Здесь и свежая зелень лугов, и манящая прохлада леса, и знойная синева неба, и холодная белизна горных снегов, здесь птицы, звери, всевозможные цветы и травы и одновременно мерцание звезд на черной, опрокинутой чаше ночного неба.

Чувство любви трактуется поэтом как высокое, одухотворяющее, облагораживающее, но одновременно подчиняющее человека себе, сжигающее его дотла.

Эта одержимость любовью свойственна Навои, и мысли о неизбежности земного конца не рождают в поэте пессимистического отношения к миру: «Так прими же неизбежность мир покинуть, Навои, // Выведи любовь и нежность из мирского тупика». Он трактует любовь как всепоглощающее чувство, наполняющее жизнь человека большим содержанием и смыслом. Оптимистический, мироприемлющий пафос лирики Навои выражен и в стихах к виночерпию.

Лирика Навои, при всей ее артистической виртуозности, обращена к народу. У поэта есть стихи, осуждающие неправых правителей и отмеченные неподдельной любовью к простым людям. Впрочем, и сама жизнь Навои, аристократа, человека утонченной, рафинированной культуры, но живо прислушивающегося к нуждам народа, говорит о народных корнях его гуманизма. Сам Навои признавался на склоне лет: «Из средств своих я брал себе на жизнь лишь то, что необходимо простому человеку, - довольствовался халатом, который защищал меня в жару и в холод, и непритязательной пищей. Остальные же я тратил на общение с народом, на питание служителей и домочадцев. А то, что оставалось сверх расходов на еду и на исполнение различных обязанностей, я представлял на благотворительные дела».

Всепоглощающей силой чувства, высокими стремлениями, глубокой мудростью отмечены положительные герои пяти великих поэм Навои. Развивая многовековые поэтические традиции «Пятериц» Низами, Амира Хусро и Джами, поэт создал глубоко оригинальный эпический цикл, наполнив традиционные сюжеты новым идейно-художественным содержанием.

В поэмах А. Навои поднимаются важные для его времени вопросы нравственности, любви и дружбы, философии, науки, искусства, государственного устройства.

«Смятение праведных» (1483) - поэма философ-ско-дидактического характера. Большое место в ней занимают вопросы политики. Поэт резко критикует несправедливых и жестоких властителей. Его идеал -своеобразный вариант просвещенной монархии на восточный лад, глава которой окружает себя мудрыми, образованными и бескорыстными советниками. Коварству и корыстолюбию современных поэту сановников и правителей Навои противопоставляет высокие нравственные идеалы великодушия, щедрости, доброты, верности в дружбе и любви, скромности и честности. Поэма Навои - гимн «яркому небу знаний», противопоставленному «темноте ночи невежества». Навои, восхищаясь подвижниками науки, прославляет людей деятельных, энергичных, стремящихся к ясной общеполезной цели, а не ученых затворников. Гуманистические тенденции видны в мыслях поэта о равенстве всех перед лицом судьбы. Поэт славит жизнь, весну, благословенную природу, в единении с которой залог счастья человека. Навои - деятель и мыслитель эпохи подъема культуры Средней Азии. Поэма «Смятение праведных» проникнута гуманной идеей справедливости, верой в торжество добра. Эти гуманные идеи созвучны с ре-нессансными идеями Запада.

Средневековые моменты суфийского понимания любовной одержимости как силы, которая помогает ге-

рою преодолеть себя, возвыситься над земными интересами своего «я», иногда дают о себе знать и в поэме Навои, в образе Фархада, который порой напоминает Кайса - Меджнуна. У Низами эпизодически появляющийся Фархад был работником-богатырем, каменотесом и строителем, простым человеком. У Навои главный герой - Фархад. Он своим трудом каменотеса завоевывает свободное сердце Ширин и любовь ее народа. Мотив страстного интереса к искусству, к ремеслу, к труду кузнеца, строителя и простого каменотеса проходит через всю поэму Навои, играет большую роль в формировании характера героя. Решающую роль в жизни и успехах Фархада играют не его героические поединки, не военные подвиги (которые отчасти обесцениваются его неспособностью противостоять обману), а труд: он прокладывает в горах сквозь твердые породы арыки, строит крепости, дворцы.

Мир образов и чувств Алишера Навои одухотворил поэзию народов Среднего Востока, прежде всего узбекскую литературу, первым великим представителем которой он был. Темы и сюжеты его произведений, воспринятые из поэтической традиции и из народного творчества, скоро вновь получили хождение в народной среде и были затем, в свою очередь, не раз обработаны народными певцами и сказителями. Заслуга Навои не только в том, что он с блеском доказал неограниченные возможности узбекского поэтического творчества и создал «на языке тюрки» гениальные произведения, но и в том, что он выразил передовые, гуманистические идеи своего времени

во всей их сложности, противоречивости, во всем переплетении великих прозрений и заблуждений, безудержного прославления жизни во всех ее проявлениях и печального скепсиса, прекраснодушных мечтаний и трезвого взгляда на жизнь.

Литература

1. Алишер Навои Сочинения в 10 томах. - Т.: «Фан», 1968-1970. - Т. 1-10. - 3095 с.

2. Навои А. Стихотворения и поэмы. - М., 1965.

3. Навои А. Сочинения. - Т. 1-10. - Ташкент, 1968-70.

4. Навои А. Пять поэм. — М.: Худож. лит., 1972.

5. Навои А. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. — Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978.

6. Навои А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Камиля Яшена; Сост. и примеч. А.П. Каюмова. - Л.: Сов. писатель, 1983. - 920 с.

7. Навои А. Возлюбленная сердец. — Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.

8. Навои А. Афоризмы Алишера Навои. — Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.

9. Навои А. Афоризмы — Aphorisms. — Ташкент: Уки-тувчи, 1991.

10. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. - М., 1996. -416 с.

11. Психология: словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ

У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Высоцкая Елена Викторовна

канд.психол. наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования,

г.Москва

Янишевская Мария Алексеевна

канд.психол. наук, старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования,

г.Москва

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF FORMATION RELATIVE CONCEPTS AMONG YOUNGER ADOLESCENTS Vysotskaya Elena, Candidate of Science, leading researcher at the Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow

Ianishevskaia Maria, Candidate of Science, senior researcher at the Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены подходы к формированию понятий Ж. Пиаже и Л.С.Выгодского. Описан подход к организации деятельности учащихся 6-7 классов, позволяющий сформировать относительные понятия у детей младшего подросткового возраста. Данный подход основан на выделении отдельных признаков объектов, которые сначала рассматриваются как раздельные и независимые, а потом как относительные. Проведенная диагностика такого способа формирования понятий показала, что специально организованная учебная деятельность приводит к формированию относительных понятий у младших подростков.

ABSTRACT

Approaches to the formation of the concepts of J. Piajet and L.S.Vygotsky. The described approach to the organization of activities for students of 6-7 classes that allow you to form a relative concept in children younger adolescence. This approach is based on the identification of certain characteristics of objects that are first considered as separate and independent, and then as a relative. The diagnosis of such a way of forming concepts showed that a specially organized educational activity leads to the formation of relative concepts among younger adolescents.

Ключевые слова: деятельностный подход, относительные понятия, формирование

Keywords: activity approach, relative concepts, formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.