Код УДК 12
Басаргина О.А.
Преподаватель высшей категории ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж» Заведующая кафедрой «Парикмахерское искусство»
Волгоград, Россия Макарова И.Н.
Преподаватель высшей категории ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж» Кафедра «Парикмахерское искусство» Волгоград, Россия
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА
ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ "WORLDSKILLS"
Аннотация
В статье речь идет о подготовке кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО «Топ 50» в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.
В статье рассматриваются вопросы введения демонстрационного экзамена в процедуры государственной итоговой аттестации в сфере СПО. Основные требования к проведению демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, положительные и отрицательные стороны ДЭ.
Ключевые слова.
Среднее профессиональное образование, ФГОС, ТОП-50, демонстрационный экзамен (ДЭ), государственная итоговая аттестация, WorldSkills.
Введение
Задачи опережающего развития системы среднего профессионального образования, связанные с переходом России на путь «новой индустриализации» и импортозамещения определяют новые подходы к разработке образовательных программ, механизмам оценки и мониторинга качества подготовки рабочих кадров с учетом актуальных международных стандартов. Современные механизмы внешней оценки профессиональных компетенций дают возможность определить направления совершенствования деятельности конкретной образовательной организации с целью соответствия лучшим мировым образцам подготовки профессиональных кадров. В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями...». Во исполнение указанного поручения распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 года № 349-р утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, в том числе по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.
Демонстрационный экзамен - подтверждение профессиональной квалификации студентов согласно международным стандартам WorldSkills.
Важнейшей целью ассоциации WorldSkills является повышение профессиональной подготовки и квалификации студентов, а также популяризация профессий. На сегодняшний момент планируется и создаётся множество вариантов проверки знаний и способностей человека. Иногда они нужны просто для
оценки собственных возможностей и, в этом случае, зачастую люди открывают себя с новых сторон. А с другой стороны такие инновации необходимы и являются обязательными для определённых групп людей, для определённого контингента работников различных организаций или учреждений. Данные преобразования коснулись и образовательные учреждения среднего профессионального образования. Одним из таких преобразований является демонстрационный экзамен.
Прежде всего, соответствующая процедура обеспечивает качественную экспертную оценку в соответствии с международными стандартами, так как в предлагаемой модели экспертное участие, в том числе представителей работодателей требует подтверждения квалификации по стандартам Ворлдскиллс Россия. Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:
а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний,
б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации,
в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена - это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития. Предприятия, участвующие в оценке экзамена, по его результатам могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.
Апробация ДЭ началась в 2016 году.
Основная задача - измерить и сравнить уровень подготовки выпускников СПО с уровнем выпускников в мире
Проведение ДЭК в 2017-2018 г. реализуется в пилотном формате в рамках внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в субъектах РФ. Впервые в 2018 году проводится демонстрационный экзамен как вид квалификационной выпускной работы по программам СПО в рамках ГИА.
Этот экзамен сдают студенты, завершающие освоение образовательных программ среднего профессионального образования (СПО), которые лицензированы в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными по позициям списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (Топ-50). Эти стандарты разработаны и утверждены в 2016 году, первый набор в образовательных организациях по ним прошел в 2017 году.
Задачи демонстрационного экзамена:
1. Оценка качества подготовки учащихся СПО России;
2. Оценка уровня квалификации сотрудников предприятий России;
3. Подбор персонала для предприятий России;
4. Подбор лучших кандидатов в Национальную сборную
Основные принципы системы сквозного мониторинга:
Использование единого конкурсного задания для всех чемпионатов России, разработанного на основе задания с последнего Чемпионата Мира.
Конкурсное задание имеет уровень сложности очень высокий для профессионала (практически, невозможно выполнить конкурсное задание целиком за отведенный промежуток времени и абсолютно без ошибок);
Конкурсное задание состоит из модулей, каждый из которых рассчитан на проверку определенных навыков и имеет свой вес в баллах.
Использование единых критериев для всех чемпионатов, разработанных на основе критериев с последнего Чемпионата Мира.
Одинаковые условия выполнения конкурсных заданий (оборудование, расходные материалы, временные рамки и т.п.).
Программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам, задания и продолжительность государственных экзаменов определяются с учетом примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.
Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом»
Контрольно - измерительные материалы на основе заданий Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WSR) по компетенциям, входящим в ТОП - 50 профессий и специальностей, включая все модули
За 6 месяцев до проведения демонстрационного экзамена Союз «Ворлдскиллс Россия» должен обеспечить разработку заданий экзамена, критериев оценки и инфраструктурных листов по всем компетенциям и опубликовать их в специальном разделе на официальном сайте www.worldskills.ru. Не менее чем за 2 месяца до начала экзамена ЦПДЭ формируется план мероприятий по подготовке и проведению экзамена, в том числе регламент проведения экзамена по каждой компетенции в соответствии с настоящей Методикой и другими инструктивными документами, разработанными Союзом «Ворлдскиллс Россия» и экспертным сообществом Ворлдскиллс Россия (при наличии). Все документы в обязательном порядке согласовываются с Главным экспертом и доводятся до сведения членов Экспертной комиссии. Документы должны быть размещены на официальном сайте ЦПДЭ не позднее, чем за 1 месяц до начала экзамена.
Основные требования к проведению демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills
Экспертное сообщество при проведении ДЭ.
Эксперт - лицо, подтвердившее знания, умения и навыки по какой-либо компетенции в соответствии с требованиями Союза "Ворлдскиллс Россия» (сертифицированный эксперт Ворлдскиллс), а также лицо, прошедшее специализированную программу обучения, организованную Союзом «Ворлдскиллс Россия» и имеющее свидетельство о праве проведения демонстрационного экзамена, корпоративных и региональных
чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс Россия. Главный эксперт на площадке (Главный эксперт) -эксперт, определенный в соответствии с порядком, установленным Союзом «Ворлдскиллс Россия» ответственным по организации и проведению демонстрационного экзамена на определенной площадке по какой-либо компетенции и наделенный соответствующими полномочиями. Технический эксперт - эксперт, отвечающий за техническое состояние оборудования и соблюдение всеми присутствующими на площадке лицами правил и норм охраны труда и техники безопасности (далее - ОТ и ТБ). Экспертная группа - группа экспертов для оценки выполнения заданий демонстрационного экзамена на площадке по определенной компетенции. Сертификация экспертов Ворлдскиллс осуществляется в целях формирования экспертного сообщества для способствования в достижении Союзом уставных целей, в части развития профессионального образования в соответствии со стандартами международной организации WorldSkills International (также - WSI) для обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными кадрами и повышения роли профессиональной подготовки.
Сертификация заявителя сертификационной комиссией осуществляется путем собеседования на знание стандартов, методик движения Ворлдскиллс, Кодекса этики эксперта Ворлдскиллс, регламента проведения чемпионатных мероприятий, проводимых Союзом или с его участием, правил работы с системой CIS, а также путем выполнения кандидатом тестовых заданий и собеседования по соответствующей кандидату профессии
Срок действия сертификатов экспертов Ворлдскиллс- 2 года.
Выдача сертификата эксперту Ворлдскиллс сопровождается внесением данных о сертификате в реестр сертифицированных членов Ворлдскиллс, который ведется Союзом
В случае принятия сертификационной комиссией решения о сертификации эксперта Ворлдскиллс, такому эксперту Союзом выдается сертификат эксперта Ворлдскиллс.
Электронный паспорт профессионала по результатам ДЭ.
По итогам чемпионата результаты каждого участника попадают в систему сквозного мониторинга. Создается так называемый скиллспаспорт участника. Система позволяет сравнить результаты выступлений участников разных чемпионатов. Технически, сравнение возможно не только по итоговым баллам, но также и по модулям. eSim - это система мониторинга, сбора и обработки результатов демонстрационного экзамена. CIS (Compétition Information System) - это специализированное программное обеспечение для обработки информации во время демонстрационного экзамена. Доступ к системе предоставляется Союзом «Ворлдскиллс Россия» по официальному запросу от организаторов экзамена.
Положительные стороны ДЭ
Демонстрационный экзамен ставит две основные задачи перед студентами: достойно продемонстрировать свои знания по профессии, тем самым подтвердить профессионализм преподавателей, которые вкладывали свои знания и навыки в студентов на протяжении всего периода обучения, а также спланировать своё ближайшее будущее, после получения результатов экзамена, сделав соответствующие выводы. В свою же очередь, экзамены, проводящиеся по международным стандартам WorldSkills, представляют собой, важный и ответственный этап, после прохождения, которого многие перспективные студенты становятся молодыми специалистами по определённым профессиям или специальностям, соответствующих компетенций. А те, кто займет призовые места, имеет все шансы для трудоустройства в престижных фирмах и организациях. О престижности WorldSkills говорит то, что вышеуказанные соревнования проводятся по всему миру.
Разнообразные компетенции ассоциации WorldSkills отличны друг от друга. Каждая из них требует от учащихся специальных и соответствующих знаний, навыков, должного мастерства, присущего определённой компетенции. Они разнообразны, по-своему уникальны, сложны и не похожи друг на друга, но такого рода экзамены выполняют схожие функции:
Повышают профессионализм и работоспособность;
Повышают ответственность и концентрацию внимания;
Экзамены такого типа ставят сдающих студентов, уже практически в условия будущей работы;
Позволяют адекватно оценить собственные способности и возможности; Дают надежды на перспективное будущее (в случае хорошо сданного экзамена). Проблемные стороны ДЭ
По итогам проведенного пилотного эксперимента было установлено, что использование всестороннего и строгого представления формата WorldSkills в процедурах государственной итоговой аттестации для всех обучающихся, завершающих освоение профессиональной образовательной программы, связано с рядом проблем. А именно:
Диплом о среднем профессиональном образовании - юридический документ. Диплом действует бессрочно, признается на территории Российской Федерации повсеместно Паспорт компетенции (Skills Passport). Действует бессрочно. Не имеет юридической силы, может быть расценен как свидетельство профессиональных достижений. Несоответствие процедур WS и ГИА
Содержательные расхождения между компетенциями WS и ФГОС
Не определены функции государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) в процедуре демонстрационного экзамена и роль экспертов демонстрационного экзамена от WS
Результаты оценки передаются в единую информационную систему, минуя делопроизводство образовательной организации
Отсутствует открытость предоставления информации о ГИА для студентов за полгода При проведении ДЭ не проработан вопрос рассмотрения апелляции, не отражена организация ДЭ для лиц с ОВЗ
Нет соответствия профессий и специальностей СПО и компетенций Ворлдскиллс Не определена методика проведения ДЭ для профессий/специальностей ТОП-50, не имеющих соответствующих компетенций
Объем и сложность задания соответствуют требованиям чемпионатов, не учитывается участие всех обучающихся
Отсутствует технология для перевода результатов ДЭ в оценку а ГИА
Не проработаны единые подходы к разработке заданий, к определению времени их выполнения, критериев оценки, вариативности заданий
Малое количество рабочих мест для ДЭ, соответствующих требованиям инфраструктурного листа, конкретные производители
Недостаточное количество экспертов по проведению демонстрационного экзамена Высокие финансовые затраты Оплата труда экспертов
Расходные материалы, инструменты и приспособления Коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги связи Амортизация оборудования
Закупка недостающего оборудования, создание центров проведения ДЭ Заключение
В заключение следует отметить, что разрешение выше обозначенных противоречий становится возможным путем комплексной модернизации системы проведения экзаменационных процедур по итогам освоения программ подготовки рабочих и специалистов в СПО. При этом использование критериальной основы, организационных методик и технологий оценивания по формату WorldSkills, применение процедур проведения профессиональных экзаменов в рамках системы независимой оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов, организация обмена опытом на базе межрегиональных центров компетенций, рас- пространение лучших практик и активное привлечение работодателей - это те меры, которые могли бы обеспечить сегодня значительное увеличение количества образовательных организаций, вовлеченных в процесс внедрения востребованных и перспективных профессий и специальностей Т0П-50. Развитие движения WorldSkills и JuniorSkills позволит усилить конвергентность потенциалов,
возможности преемственности дополнительного и профессионального образования в подготовке будущего конкурентоспособного профессионала. «Подготовка рабочих по новым стандартам, введение этих стандартов в систему профобразования - не самоцель. Главное, это должно влиять на производительность труда на предприятиях. Если она растет - цель достигнута», - добавил Уразов. Демонстрационный экзамен помогает определить у студентов и выпускников уровень знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность и выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills Russia. Выпускники, сдавшие экзамен, получают возможность подтвердить свою квалификацию без прохождения дополнительных аттестационных испытаний.
По результатам рассмотрения различных аспектов систем оценки профессиональных умений и знаний можно предположить, что для организации действенной процедуры демонстрационного экзамена по итогам освоения программ среднего профессионального образования, было бы исключительно продуктивно использовать опыт и подходы различных систем оценки и по возможности вырабатывать консолидированные подходы, используя опыт экспертов, поддерживая интересы всех заинтересованных сторон: государства, работодателя и обучающегося. Взаимодействие Федеральных учебно-методических объединений СПО, Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс) и советов по профессиональным квалификациям может здесь стать залогом успеха. Список использованной литературы:
1. Приложение №1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от «30» ноября 2016 г. № ПО/19 Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия
2. Портал WordSkills Russia http://worldskills.ru/
3. Золотарева Н.М. Присоединение России к WorldSkills International - Профессиональное образование в России и за рубежом №10/2013
http://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-rossii-k-worldskills-international
4. Смагин Н. И., Сергеева П. Ю. Демонстрационный экзамен студента как отражение профессионализма педагога // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 131-134. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13180/ (дата обращения: 23.05.2018).
©Басаргина О.А., Макарова И.Н., 2021
УДК 37.01
Бобомуродова Н.Ж.,
ст. преподаватель БухГУ, Республика Узбекистан
ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ - ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ГУМАНИЗМА АЛИШЕРА НАВОИ
Аннотация
В статье изложены гуманистические и патриотические идеи великого поэта, государственного деятелья А. Навои.
Ключевые слова:
Гуманист, знание, мудрость, цивилизация, патриотические идеи.
Annotation
The article describes the humanistic and patriotic ideas of the great poet, statesman A. Navoi.
Key words
Spirituality, family, old generations, traditions, spiritual and moral education, attitude, analysis.