Игра Игра носит сюжетный характер, отра- Появляются элементы ролевой
жающий взаимосвязь и последователь- игры.
ность действий из жизни окружающих.
Конструктивная Самостоятельно делает простые сюжет- Появляются сложные сюжет-
деятельность ные постройки и называет их. ные постройки.
Изобразительная С помощью пластилина или
деятельность карандаша изображает простые
предметы и называет их.
Н В одевании Полностью одевается, но еще не умеет Самостоятельно одевается, мо-
а застегивать пуговицы и завязывать жет застегнуть пуговицы,
в шнурки. шнурки завязывает с неболь-
ы шой помощью взрослого.
к В кормлении Ест аккуратно. Пользуется салфеткой по мере
и надобности, без напоминания.
Движения Перешагивает через палку или веревку, Перешагивает через палку или
горизонтально приподнятую от пола на веревку, горизонтально при-
20-28см. поднятую от пола на 30-35см.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Громова О.Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2008. №4.
2. Половинкина О.Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей // Дефектология. 2003. №2.
А.Ю. Кругликова КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ
Консультирование как один из видов оказания психологической помощи исследуется давно и имеет на сегодняшний день в отечественной психологии не бесспорную, но достаточно упорядоченную научно-методологическую основу (Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, Р. Кочюнас, В.В. Сто-лин, Э.Г. Эйдемиллер) [1, 2, 4]. В практической психологии консультирование выступает неотъемлемой частью деятельности психолога, психотерапевта и направлено на актуализацию дополнительных психологических сил и способностей клиента, позволяющих ему найти новые варианты выхода из трудной жизненной ситуации. Особенно широко консультирование применяется в ситуациях нарушений межличностного общения, когда существенно ограничиваются возможности самореализации клиента в личностной, социальной и производственной сфере.
Примером нарушенного (затрудненного) общения является логоневроз - особая форма заикания, проявляющаяся не только на физиологическом и собственно речевом уровне, но и на уровне межличностной коммуникации. Заикание - это сложное системное нарушение, при котором несвободная, затрудненная речь является лишь верхушкой айсберга. Его подводная часть определенным образом связана со всем негативным опытом жизни человека, в нем тесно переплетаются как речевые, так и собственно психологические проблемы (страх речи, неуверенность, стыд за свою речь, боязнь новых контактов, сужение, или ограничение, сферы общения). Как образно говорила Ю.Б. Некрасова, автор методики групповой логопсихотерапии, заикающийся - это человек со «звучащей психотравмой» [7]. Последствия психологической травматизации при лого неврозе наиболее наглядны. Они дают о себе знать не только во взгляде, в поведении, в отношении к себе и окружающим людям, но и озвучены в речи, во всем речевом поведении, что во много раз усложняет жизнь страдающего заиканием. Скрыть свою проблему можно только, если молчать или сводить общение до минимума. В силу особой сложности указанного психоречевого нарушения не-
обходима и сложная система социальной реабилитации, в которой тесно переплетаются логопедические, психологические и психотерапевтические технологии воздействия.
В данной статье представлен анализ процесса социальной реабилитации заикающихся разного возраста, включающего непосредственно связанные с ним различные виды консультирования. Сущность социально-психологической помощи детям, подросткам и взрослым, страдающим заиканием, состоит в восстановлении полноценного речевого общения по особой системе - семейной групповой логопсихотерапии Н.Л. Карповой, имеющей в своей основе методику групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой [3, 7]. Объемный и длительный (не менее одного года) логоп-сихотерапевтический процесс, организуемый в разновозрастных группах, включающих помимо заикающихся подростков и взрослых их ближайшее окружение (родители и родственники), осуществляется отчасти через различные виды и формы консультирования. В соответствии с содержанием семейной логопсихотерапии на разных этапах реабилитационного курса они приобретают свою специфику, которая также определяется и сложностью личностно-речевой проблематики и конкретных запросов заикающихся и их родителей. Опыт работы с логопсихотерапевтическими группами показывает, что в практической работе нами используются индивидуальное, групповое консультирование, консультирование по результатам психодиагностики, возрастно-психоло-гическое консультирование, варианты семейного консультирования.
Рассмотрим это подробно, опираясь на результаты, полученные в ходе многолетнего экспериментального исследования в группах семейной логопсихотерапии [5]. Одногодичный очно-заочный курс социальной реабилитации заикающихся разного возраста начинается первичной консультацией (в начале первого пропедевтического этапа), на которой присутствуют, как правило, клиент (носитель симптома) и его родители. Фактически это вариант семейного консультирования, при котором наглядно предстают диспозиции членов семьи, их семейные роли, особенности детско-родительских и семейных отношений, преобладающий стиль воспитания, способы семейного взаимодействия. Но особенно важным для нас является отношение каждого из родителей, других членов семьи к речевому дефекту главного участника процесса, интуитивно найденные семьей эффективные и неэффективные способы преодоления заикания и его психологические последствия.
В ходе первичной консультации решаются следующие задачи:
■ знакомство с будущим участником группы и его окружением;
■ первичное выявление особенностей личности клиента, его поведения, характера переживания в связи с заиканием;
■ определение формы и структуры речевого нарушения, отношение к нему со стороны носителя симптома и членов его семьи;
■ оценка опыта лечения и психокоррекции за весь период заикания и поиск в нем личностных и семейных ресурсов;
■ распределение ответственности за проблему;
■ мотивация к преодолению своего недуга и готовность решать личностно-речевую проблему;
■ отреагирование чувств клиента и его родителей, связанных со «стажем» заикания и опытом лечения;
■ внушение клиенту и его семье позитивного настроя на преодоление нарушения через предъявление полезной учебно-лечебной информации.
Особенностью первичной консультации в семейной логопсихотерапии является использование видеосъемки, позволяющей логопсихотерапевту по окончании встречи увидеть в комплексе клинические и психологические проявления заикания и точнее установить его форму, степень тяжести, сопутствующие насильственные и ненасильственные движения, основные области телесного напряжения в момент речи. В дальнейшем видеосъемка при желании клиента используется как средство фиксации его собственных изменений, которые в ходе активной работы наступают достаточно быстро (в течение 1-1,5 недель).
Согласно материалам первичной консультации (протоколы наблюдений, видеозапись, анкетирование), возможно определить: а) отношение клиента-заикающегося к предстоящему лечению (пассивное-активное); б) предполагаемую им роль до и в процессе лечения (роль «больного» или
субъекта собственного излечения и соучастника процесса); в) представление о субъекте ответственности за результаты лечения (сам заикающийся, логопсихотерапевт, родители) и о возможном «личном достижении»; г) демонстрируемый тип межличностного общения (затрудненное-незатрудненное) [6].
В нашем исследовании установлено, что большинство клиентов, как подростков, так и взрослых, относятся к лечению достаточно пассивно, не ощущают себя субъектом собственного излечения и всю ответственность за него возлагают либо на родителей, либо на специалистов (врачей, психологов, логопедов). В их невербальном поведении на первичной консультации отмечаются следующие показатели: малоинтенсивный визуальный контакт (или его отсутствие), преобладание напряженных закрытых поз, резкость, суетливость и неадекватность жестов, маскирующих заикание, дисгармоничность и неконгруэнтность мимики, что по совокупности указанных кинесико-проксемических характеристик указывает на «генерализованный» невербальный паттерн субъекта затрудненного общения» (по В.А. Лабунской) [6]. В целом для наших клиентов характерны неуверенное поведение, односложные ответы, низкая инициативность и закрытость в общении.
Анализ психодиагностических материалов первичного обследования (тесты «Речевая тревога», «Речевые притязания» в модификации В. Калягина, тесты Рикса-Уэссмана, Д. Тейлор и др.) по окончании консультации дает информацию о специфических особенностях личности заикающихся, сформированных под влиянием речевого нарушения. У большинства испытуемых (72 % от выборки) отмечаются проявления страха речи - логофобии, на что указывает высокий уровень речевой тревоги (М=18 при N=12-13). По степени выраженности логофобия представлена как легкая - в 28 % случаев, средняя - в 50 %, высокая - в 22 %. Также объективно установлено: личностная тревога в начале курса лечения имеет сверхнормативные значения (М=28 при N=15-25), что соответствует высокому уровню тревожности по шкале Д. Тейлор. Выявляется также недостаточный уровень речевых притязаний (М=13 при N=16-17), что в совокупности с завышенными показателями речевой и личностной тревоги свидетельствует о возникновении определенных ограничений в самореализации, связанных с речевым нарушением, то есть с блокировкой личностного роста. Высокие значения личностной и ситуативной тревоги выявляются также и у родителей клиентов, как правило, у матерей.
По прошествии пропедевтического этапа, который осуществляется с помощью динамической психотерапевтической диагностики на основе библиотерапии, перед сеансом эмоционально -стрессовой психотерапии (второй этап курса) проводится групповое консультирование, на котором впервые собирается вся группа, происходит общее знакомство и логопсихотерапевтом предлагается информация о подготовке к сеансу и последующему трехдневному молчанию. В ходе группового консультативного процесса осуществляется идентификация клиента с группой, в которую входят люди с аналогичной проблематикой и опытом страдания. Это способствует возникновению у всех участников ощущения поддержки, оформлению первого, пока еще диффузного, Мы и обретению веры в успешность совместного прохождения психологических трудностей сеанса. Групповая консультация также решает задачи подведения итогов пропедевтического этапа как первого опыта преодоления себя и возникновения атмосферы доверия и близости людей друг другу. Библиотерапия - прочтение определенным образом подобранных художественных произведений всеми участниками процесса (в том числе и родителями) - создает общее смысловое поле взаимопонимания, что впоследствии на активном этапе логопсихотерапии станет ценностно-смысловым предметом общения группы в ходе психотерапевтических бесед.
Успешно решенные задачи, перечисленные выше, позволяют сформировать у участников группы к концу пропедевтического этапа позитивные саногенные (оздоравливающие, по Ю.М. Орлову) психические состояния, которые являются ресурсными и для прохождения сеанса, и для вхождения в активный логопсихотерапевтический процесс, который длится пять-шесть недель. Комплекс возникших психических состояний (формирование положительной мотивации, обретение веры в успех на сеансе, чувство ответственности, ощущение готовности к свободной речи и возросших собственных сил) можно определить как интегративное состояние интенсивного эмоционального напряжения, высокого уровня психической активности, что создает почву для предстоящих личностно-коммуникативных изменений. Пассивная надежда на «чудо-таблетку»,
«волшебство» гипноза сменяется осознанием своей собственной роли и ответственности за результат разрешения проблемы.
Активный логопсихотерапевтический этап социореабилитационного курса (третий этап) осуществляется посредством самых разнообразных психологических, логопедических и психотерапевтических методов, в ходе различных форм речевой и психологической работы в режиме функциональных тренировок и психо-речевого тренинга. Но и здесь может иметь место консультирование, и прежде всего в групповой форме. В рамках психотерапевтических бесед создаются условия для передачи учебно-лечебной информации и глубокого психотерапевтического воздействия. Осмысление получаемой информации и осознавание своих проблем происходит по механизму индентификации - участники процесса как бы «примеривают» их на себя. Логопсихотера-певтом дается установка как на обязательность отдельных предложенных средств и способов, так и на вариативное использование некоторых из них с учетом характера речевых проявлений, индивидуально-личностных и возрастных особенностей.
В групповых беседах часто затрагиваются вопросы общения в семье, с ближайшим окружением, а также с широким социумом. В отдельные моменты работы возникает необходимость использования метода параллельного индивидуально-группового консультирования, что сопоставимо с гештальт-техниками. Логопсихотерапевт при необходимости останавливается на персональной проблеме одного из участников или его семьи. Разговор индивидуализируется, идет по своему руслу без привлечения других членов группы, которые остаются молчаливыми свидетелями разговора, по-своему осмысляя и осознавая его, выбирая для себя близкие и ресурсные суждения. В заключение при желании персонифицированного участника разговора группа дает «обратную связь», делится своими впечатлениями, чувствами. Данный прием в условиях указанного вида консультирования позволяет решать проблемы личностной и групповой идентичности, получать в случае запроса помощь и поддержку от группы, прояснять собственное отношение или позицию.
Особо следует остановиться на том, что хотя процесс социальной реабилитации строится с использованием системы семейной групповой логопсихотерапии, это не означает, что при этом в полной мере осуществляется семейная терапия или семейное консультирование [1, 4, 8]. В семейной логопсихотерапии акцентируется возможность не на терапии семьи со всем комплексом ее нарушенных, дисфункциональных отношений. Главный фокус внимания семейного логопсихоте-рапевта в группе - терапия неадекватного и непродуктивного отношения родителей к своему ребенку и к его речевому нарушению в форме логоневроза. Поэтому логопсихотерапевт в первую очередь решает задачи развития готовности семьи к научению способам поддержки своего ребенка в случае рецидивов, восстановления полноценного речевого общения детей и родителей, наполнения семейного опыта ценностно-смысловым общением. Фактически наша помощь семье заключается в том, чтобы помочь ей стать терапевтическим агентом своего ребенка. Таким образом, проблемная зона семейного консультирования в логопсихотерапии ограничивается областью межличностных детско-родительских отношений, в которых - в связи со стажем заикания и гиперболизации влияния речевого нарушения на способности и возможности личности ребенка -возникают непродуктивные способы поведения и стили взаимодействия. Иная проблематика семьи (конфликты между супругами, между разными поколениями, взаимоотношения с другими членами семьи) получает опосредованное и отсроченное влияние, так как разрешение отдельных трудностей детско-родительских отношений, связанных с реакцией на заикание, «запускает» процесс общих изменений, как в ребенке, так и в семье в целом.
При необходимости родители наших младших клиентов (младшие и старшие подростки) получают психологическую помощь посредством возрастно-психологического консультирования [2]. Для его частичной реализации (на третьем и четвертом - контрольно-поддерживающем этапе) имеется широкий спектр разноплановой и многомерной информации, полученной в ходе психологической диагностики/самодиагностики и личного общения с детьми, их родителями, иногда с учителями. Данный вид консультирования организуется по запросу родителей при наличии проблем с учебой, трудностями общения в классе со сверстниками, с учителями и осуществляется в большей степени за рамками группового логопсихотерапевтического процесса. В случае выравнивания группы по определенному возрасту и возникновения общего запроса такого рода кон-
сультирование может приобретать характер группового и встраиваться в общий процесс социальной реабилитации.
Еще один вид консультирования, который применяется нами в семейной логопсихотерапии, - это консультирование по результатам диагностики. Как было отмечено, пропедевтический этап методики выстроен на основе динамической психотерапевтической диагностики, разработанной Ю.Б. Некрасовой и дополненной применительно к диагностике семьи Н.Л. Карповой. Динамическая психотерапевтическая диагностика представляет собой блок специально подобранных библиотерапевтических произведений в особой связке с психологическими тестами [3, 7]. Данный вид нетрадиционной для работы с заикающимися людьми диагностики направлен на выявление их «внутренней картины здоровья», говоря словами Ю.Б. Некрасовой, «портрета неповторимости», а фактически - позитивных психологических ресурсов, которые станут отправной точкой для выбора индивидуальной тактики и стратегии работы с клиентом.
Собранная и обобщенная информация, полученная в ходе динамической психотерапевтической диагностики, на первом этапе курса реабилитации позволяет корректировать последующий логопсихотерапевтический процесс, а на втором этапе - сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии - возвращается каждому участнику в форме коллективного и индивидуального внушения, становясь фундаментом для эффективного «ввода в речь» (завершающая часть сеанса, когда со сцены человек говорит свободно без запинок). На активном этапе семейной логопсихотерапии осуществляется групповое консультирование с предъявлением диагностической информации о психологическом портрете группы в целом и о ее динамике. При наличии запроса отдельного участника проводится индивидуальное постдиагностическое консультирование, в ходе которого клиенту сообщается информация личного характера, а затем обсуждаются отношение к ней и варианты ее использования в процессе дальнейшего саморазвития и самовоспитания.
Еще один возможный вариант - информирование родителей (при соблюдении принципа конфиденциальности) об индивидуально-психологических особенностях ребенка, которые объясняют его психологические трудности. Так, например, данные по тесту выявления типа темперамента предлагаются родителям с рекомендациями профилактического или коррекционного характера для выбора оптимального индивидуального подхода к ребенку. В целом диагностическое консультирование стимулирует потребность участников логопсихотерапевтической группы к более полной самореализации и личностному росту. Чем старше клиент, тем больше возможностей для осознавания себя как личности и дальнейшего самовоспитания открывается перед ним, тем больше он мотивирован на преодоление своего недуга и принятие ответственности за поддержание своего комфортного психологического состояния и построение оптимального речевого общения.
Целью социореабилитационной работы с клиентами, страдающими логоневрозом, является не столько снятие симптома (полное устранение запинок в речи), сколько решение психологических проблем, связанных с логофобическим синдромом. Это сближает семейную групповую ло-гопсихотерапию с консультированием как видом оказания психологической помощи. Важный результат нашей работы - продуктивные личностные изменения ценностно-смыслового характера, происходящие в самосознании наших клиентов. Об этих изменениях свидетельствуют не только диагностические показатели по тестам и опросникам на момент окончания курса, дневники клиентов, но также проективные рисунки с подробными комментариями к ним, обработанные нами методом интерпретации метафорического смыслового поля значений. Сравнительный анализ проективных рисунков «Я и моя речь», «Аранжировка методики», «Мое будущее» и др. показывает, что для большинства наших клиентов в начале работы речь рассматривается как фактор, полностью закрывающий доступ к внутренним ресурсам и к овладению как речевыми, так и собственно психологическими (личностными) стратегиями поведения в общении. Это дополняет наши представления о сущности психологических барьеров личностного роста в связи с речевой тревогой. Используемые нашими клиентами графические и словесные метафоры в начале курса социореабили-тации отражают негативное представление о речи и о себе, отсутствие в образе Я целостности и конгруэнтности, неадекватность взаимоотношений личности с речью. Приведем примеры: речь как «весы», в которых чаша с плохой речью преобладает, «стрелы» с надписями, обозначающими влияние плохой речи (волнует, раздражает, беспокоит, я ненавижу ее), «груз, который висит на
мне», «мяч, катящийся по волнообразной дорожке: то вверх, то вниз», «спотыкающиеся шаги», «замок» на области рта. Это говорит о том, что, начиная уже с подросткового возраста, под влиянием логоневроза формируется негативное самоотношение, образуются непринятые части Я, снижается самооценка, возникают аффективные вторичные наслоения. Все это ограничивает возможности самопринятия, ощущения целостности своей личности, а, следовательно, и субъектной самореализации.
В проективных рисунках участников группы по окончании курса социореабилитации появляются новые образы и метафоры, символизирующие личностно-речевые достижения: «ангел, парящий высоко в небе над головой»; «разноцветное легкое облако» с надписью: «Выразительность, красота, яркость»; «мозг-компьютер», слаженно управляющий речью и поведением; речь -«многоцветное, струящееся облако», «руки-крылья», позволяющие парить. Проективная психологическая продукция в конце курса социореабилитации показывает, что используемые клиентами разноплановые содержательные метафоры отражают не только позитивный фон психических состояний, но и смысловой аспект самосознания. Это также свидетельствует о важной перестройке в ценностно-смысловой подструктуре личности, происходящей в ходе группового процесса благодаря оригинальной метафоричности самой системы семейной логопсихотерапии. Налицо личностный рост участников социореабилитационного процесса.
Содержательный анализ ранжирования качеств личности по частоте их употребления в самохарактеристиках участников групп до и после курса социореабилитации показывает, что вначале преобладают качества, провоцирующие негативные психические состояния: слабость, обидчивость, упрямство, конфликтность, неуверенность. По окончании курса по частоте выбора преобладают субъектные качества личности, стимулирующие позитивные, саногенные психические состояния: сила, уверенность, решительность, активность, целеустремленность, самообладание, а также качества, позволяющие строить оптимальные межличностные отношения на основе рефлексивного опыта: интерес к себе и к другим, способность к самоанализу, доверие, гордость.
Отметим, что в нашем практическом опыте также имеются случаи, связанные с оказанием психологической помощи через индивидуальное консультирование выпускников групп в ситуации стресса, вызванного новой острой травматизацией - смерть близких, потеря работы, личные и семейные проблемы, возникновение рецидива логоневроза на фоне перенесенного заболевания или перенапряжения. Такой вид консультирования фактически выходит за рамки одногодичного социореабилитационного процесса. Однако при условии, что выпускники наших групп так или иначе периодически являются участниками новых групп в качестве ассистентов, помощников или гостей, можно и этот вид консультативной помощи считать специфическим для используемой нами системы семейной логопсихотерапии.
Таким образом, многогранный и разноплановый процесс социальной реабилитации подростков и взрослых, построенный на принципах семейной групповой логопсихотерапии, по своей комплексной личностно-речевой направленности неизбежно включает различные виды и формы консультирования, имеющие специфические черты их применения в соответствии с особенностями процесса как в целом, так и с задачами каждого его этапа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование (Проблемы психического развития детей). М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1990.
3. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: учеб. пособие / Н.Л.Карпова. 2-е изд. М.: МПСИ: Флинта, 2003.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академ. проект, 1999.
5. Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии): дис... канд. пси-хол. наук. Ростов н/Д., 2006.
6.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
7. .Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающегося: автореф. дис. в форме научн. докл. ... д-ра. психол. наук. М., 1992.
8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003.
А.А. Плотникова
ВЛИЯНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ ПАТОЛОГИИ НА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы увеличилось количество зубочелюстных аномалий и деформаций среди детского населения с 50 % до 65-70 %. По мнению многих авторов тенденция к увеличению количества детей с деформациями зубочелюстной системы будет оставаться стабильной в ближайшем будущем.
Актуальность данной проблемы стала поводом для ее совместного изучения стоматологами и логопедами.
Цель нашего исследования - изучение влияния зубочелюстных аномалий и деформаций на звукопроизношение в детском возрасте.
Нами было проведено стоматологическое и логопедическое обследование 63 дошкольников в возрасте 4-7 лет. Стоматологическое обследование включало выявление характера и распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций, при логопедическом обследовании изучалось состояние звукопроизношения у детей.
По результатам проведенного обследования выявлено, что из 63 детей старшего дошкольного возраста у 42 обнаружены зубочелюстные аномалии и деформации (66,66 %), что совпадает с данными, полученными Л.С. Персиным, Т.Ф. Косыревой, Ф.Я. Хорошилкиной. У 33 детей из 42 обнаружены дефекты звукопроизношения, что составило 52,38 % от общего количества обследуемых. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распространенность зубочелюстных аномалий, деформаций и дефектов звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Патология
Открытый прикус Дистальный прикус (прогнатия) Глубокий прикус Протрузия верхнечелюстного отдела Мезиальный прикус (прогения) Сужение верхней челюсти
Перекрестный прикус Итого
Количество зубочелюст-
ных аномалий
и деформаций
Абс.
6
6
42
Количество дефектов
звукопроизношения
%
9,52 9,52
14,29 12,7
6,35
7,94
6,35
66,66
Абс. %
4 4
8 7
3
4 3
33
6,35 6,35
12,7 11,11
4,76
6,35
4,76
52,38
4
5
4