Научная статья на тему 'Личностные основания управления предпринимальской карьерой'

Личностные основания управления предпринимальской карьерой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / КАРЬЕРА / ЛИЧНОСТЬ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТИПЫ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / SUBJECT / CAREER / PERSONALITY / CAREER ORIENTATION / VALUES AND RESPONSIBILITY / TYPES OF CAREER ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна

В статье рассматриваются вопросы построения карьеры и управления ею в контексте субъектного подхода. Приводятся результаты эмпирического исследования личностных детерминант построения карьеры. Описаны личностные типы построения карьеры будущими профессионалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS CAREER DRIVEN BY PERSONALITY FACTORS

While dealing with career opportunities and its managing subjectively, the article provides the data of personality determinants empirical research and describes the personality patterns of career building.

Текст научной работы на тему «Личностные основания управления предпринимальской карьерой»

УДК 331.108.4

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАЛЬСКОЙ КАРЬЕРОЙ BUSINESS CAREER DRIVEN BY PERSONALITY FACTORS

Л.И. Дементий L.I. Dementiy

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В статье рассматриваются вопросы построения карьеры и управления ею в контексте субъектного подхода. Приводятся результаты эмпирического исследования личностных детерминант построения карьеры. Описаны личностные типы построения карьеры будущими профессионалами.

While dealing with career opportunities and its managing subjectively, the article provides the data of personality determinants empirical research and describes the personality patterns of career building.

Ключевые слова: субъект, карьера, личность, карьерные ориентации, ценности, ответственность, типы карьерных ориентаций.

Key words: subject, career, personality, career orientation, values and responsibility, types of career orientations.

Современная конкурентная среда нашего общества все больше требует осознанного управления не только отдельными ситуациями, но и жизнью, и всеми ее составляющими. Успешность личности в определяющей степени зависит от ее способности актуализировать и проявлять субъектную активность во всех сферах жизнедеятельности. Особенно важно «прак-тикование» субъектности, направленной на преобразование себя и внешней среды в самом начале жизненного пути. Так, от того, насколько человек становится субъектом жизни и деятельности, зависит его будущее. Обучение в вузе является одной из таких жизненных сфер, в которой созданы все условия для формирования и практикования субъктности. При выборе профессии, специализации, способов представленности в учебном процессе человек имеет возможность соотнести свои личностные особенности с требованиями профессии, вуза, сформировать адекватные содержанию профессии установки, простроить стратегии профессиональной деятельности.

Процесс профессионализации личности носит не линейный характер, полидетермини-рован и многокомпонентен. Актуальной проблемой становится анализ и исследование становления профессионала, способного отвечать вызовам общества.

Одним из направлений, в рамках которого возможно выявление факторов и условий, определяющих формирование специалиста с

© Л.И. Дементий, 2011

необходимыми обществу компетенциями, является построение карьеры. Мы решили рассмотреть этот процесс на примере предпринимательской деятельности, так как именно предпринимательство актуализирует и необходимо требует проявления субъектных качеств личности.

Предпринимательство в научной литературе довольно часто понимается в достаточно широком смысле слова. Это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т. е. имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход.

Тема предпринимательства достаточно актуальна сегодня по причине, имеющей не только практическую, но и моральную окраску. В условиях разложения своеобразной, достаточно организованной формы общественного сознания, сложившейся в последние десятилетия в нашей стране, мы должны искать новые точки опоры и в понимании происходящего, но, что более важно, в поиске тех оснований, управление которыми позволит решать проблемы предпринимательства в настоящем и будущем.

Становление института предпринимательства во все исторические времена шло достаточно стихийно [1]. Лишь в последние десятилетия идет цивилизованное и осознанное формирование профессионалов-предпринимателей. При этом следует отметить, что предпринимателями становятся и не только лица, получившие специальное экономическое и бизнес-образование. Для экономического развития общества принципиально важным становится по-

нимание процессов формирования сообщества предпринимателей, становления их профессионального самосознания, формирования гражданской позиции, правовых и нравственных их установок. Ведь от того, каким будет содержание сознания и поведение предпринимателей зависит экономическое и социальное благополучие граждан России.

В этом контексте приобретает особое звучание проблема построения карьеры будущими предпринимателями.

Исходя из литературы, мы можем выделить следующие этапы построения предпринимательской карьеры.

Начальный этап построения карьеры, включающий прежде всего профессиональное обучении, характеризуется осознанием собственного направления деятельности в рамках определенного сектора (секторов) и формированием образа будущих профессиональных стратегий и образа себя как специалиста.

Этап реализации, который включает в себя два подэтапа:

1)создание собственного направления своей деятельности;

2) развитие и совершенствование существующего дела, либо развитие новой отрасли.

Некоторые авторы выделяют третий этап-этап осознания пройденного пути и полученных результатов.

Старт профессиональной карьеры рассматривается нами как ведущий в связи с тем, что профессиональные установки, сформированные на этом этапе предопределяют дальнейшее развитие профессиональных стратегий во всех проявлениях бизнес-деятельности.

Вслед за Д. Сьюпером мы склонны рассматривать стадию профессиональной подготовки не только как старт профессиональной деятельности, но как начальную стадию становления карьеры и карьерных ориентаций, которые формируются в рамках профессионального самоопределения.

Период профессионального самоопределения сопровождается серьезными когнитивными и поведенческими перестройками, овладением системой профессиональных ценностей, что в последующем обеспечивает профессиональную пригодность, успешность адаптации к условиям реальной профессиональной деятельности и, в конечном итоге, эффективность деятельности.

Профессиональное самоопределение и построение предпринимательской карьеры происходит не линейно и зависит от целого ряда факторов. В качестве определяющих выступа-

ет фактор личностных особенностей будущего профессионала.

В литературе исторической, экономической, психологической, социологической показана роль личности в осуществлении предпринимательской деятельности. Личностные особенности предпринимателя в разные исторические периоды развития российского общества неоднократно становились предметом исследования ученых из разных научных направлений. Однако роль этих особенностей на ранней стадии построения карьеры практически не исследовалась.

Особое место среди личностных особенностей предпринимателя занимают субъектные качества, обеспечивающие сознательное отношение и к деятельности, и к построению карьеры, и к управлению профессиональным и жизненным путем. Одним из центральных субъектных качеств личности по признанию многих ведущих отечественных ученых является ответственность. При регуляции личностью процессов своего самоосуществления она приобретает свободу, которая реализуется в выборе ответственности за свое бытие. Именно ответственность позволяет человеку сохранять свою устойчивость в изменяющемся мире и управлять ситуацией даже в условиях высокой неопределенности. Благодаря ответственности личность разрешает противоречия жизни, проблемы, опираясь не на внешние обстоятельства и людей, а на свои ценности, ресурсы [2]. Опираясь на идеи ряда авторов, мы имеем основания утверждать, что нравственный склад и отдельной личности, и общества в целом «цементируется» ответственностью. На первой стадии профессионального обучения и построения карьеры формирование образа будущего профессионального пути обязательно должно основываться прежде всего на осознании, принятии и реализации личной ответственности за результаты и профессионализации, и своего будущего в профессии.

Другим немаловажным личностным основанием построения и формирования предпринимательской карьеры являются ценности личности, которые предопределяют нравственную направленность будущего предпринимателя, построение профессиональных стратегий. Согласно исследованиям Л.И. Катаевой и Т.А. Полозовой, успех профессионального самоопределения и профессиональной самореализации обеспечивается «согласованной и непротиворечивой системой ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования согласованной системы жизненных целей

и планов». Более того, любая профессиональная группа задает специфическую систему ценностей, без ориентации на которую невозможно продвижение по карьерной лестнице [3, с. 148].

Опираясь на вышеизложенные представления об этапах построения карьеры, личностных основаниях построения карьерных ориентаций, мы предприняли попытку выделения типов построения предпринимательской карьеры на ранних этапах профессионального становления будущего предпринимателя.

В диагностический исследовательский комплекс вошли авторская методика диагностики ответственности [2], методика изучения Ш. Шварца в адаптации В.Н. Карандышева для изучения ценностей [4], методика Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер для определения карьерных ориентаций [5]. В качестве основного статистического метода обработки данных использовался кластерный анализ (методом К-средних) [6].

В исследовательскую выборку вошли студенты экономических специальностей, намеревающиеся развивать предпринимательскую карьеру. Общий объем выборки составили 153 студента Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Результатом исследования стало выделение пяти типов студентов - будущих предпринимателей.

Первый тип, условно названный нами «предприниматель-новатор» (31,37 % выборки), характеризуется стремлением к достижению личного и социального успеха, ориентирован на творчество и исследовательскую позицию в профессии и жизни, стремящийся к лидерству. Проявляет готовность к принятию ответственности, преодолению трудностей, риску.

Второй тип (29,94 % выборки) - «предприниматель-менеджер», ориентирован на такие ценности, как «самостоятельность», «достижение» «менеджмент», «интеграция стилей жизни» эффективное использование уже существующих стратегий организации деятельности, поддержку социальных стандартов и деловой культуры, с высоким чувством ответственности.

Для третьего типа - «предприниматель-служащий» (16,33 % выборки) наиболее характерны такие черты, как стремление получать удовольствие от жизни и деятельности, стремление к личному благополучию. Основные ценности данного типа - «стимуляция», «гедонизм», «универсализм». Преобладающие карьерные ориентации - «стабильность места

работы», «служение», «интеграция стилей

жизни». Ответственность как личностная черта у данного типа не сформирована. Предпринимательство рассматривают преимущество исключительно как возможность стабильно жить.

Основными ценностями четвертого «социально-ориентированного предпринимателя» (15,68 % выборки) являются «доброта», «достижение», «самостоятельность». В качестве предпочитаемых карьерных ориентаций называются «независимость» и «служение». Ответственность сформирована как ситуативное качество личности, однако демонстрируют высокую готовность к самостоятельному осуществлению деятельности и принятию новых обязанностей. Можно предположить, что данный тип готов к реализации социально-ответственного бизнеса.

«Предприниматель, ориентированный на профессионализм», - это пятый тип, выделенный в исследовании (15,68 % выборки), - это будущий предприниматель, ориентированный на достижения в профессиональной деятельности, высоко оценивающий роль знания. В качестве ведущих карьерных ориентаций для данного типа выступают «профессиональная компетентность», «предпринимательство»,

«независимость», предпочтителен автономный стиль деятельности, хорошо развит поведенческий компонент ответственности, определяющий качественный и своевременный подход к выполнению деятельности.

Выявленные типы имеют свои характерные особенности, которые уже на этапе становления профессионала свидетельствуют о выраженных тенденциях в построении и будущей реализации карьеры предпринимателя.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о центральных личностных особенностях, детерминирующих построение предпринимательской карьеры. Мы полагаем, что целенаправленное воздействие, оказываемое на ценности и уровень сформированности ответственности, дает возможность управления формированием карьеры предпринимателя.

Учитывая высокую социальную ценность института предпринимательства в нашей страны, трудности реализации предпринимательской карьеры в силу социальных, экономических и политических условий, отсутствие социальной направленности деятельности многих российских предпринимателей разного уровня, нахождение механизмов управления предпринимательской карьерой представляются нам весьма перспективным.

1. Каменецикй И.П., Метелев С.Е. История предпринимательства в России (1Х-ХХ вв.). -М.: ЗАО «Изд-во "Экономика"», 2007. - 288 с.

2. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2005. -357 с.

3. Катаева Л.И., Полозова Т.А. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества // Мир психологии. - 2005.- № 1. - С. 147-156.

4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

5. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб.: Речь, 2000. - 176 с.

6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.