Научная статья на тему 'Факторы построения предпринимательской карьеры будущих специалистов'

Факторы построения предпринимательской карьеры будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Жирикова Анастасия Викторовна

The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to students vies about their future business career. In our research we picked out five factors, which will be predetermined the students future business career. The factors are following: ‘Balance’, ‘Management’, ‘Competitiveness’, ‘Status’ and ‘Professional skill’.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы построения предпринимательской карьеры будущих специалистов»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ личности

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 2. С. 4-8.

© Л.И. Дементий, А.В. Жирикова, 2008 УДК 159.923

ФАКТОРЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л.И. Дементий, А.В. Жирикова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to students vies about their future business career. In our research we picked out five factors, which will be predetermined the students future business career. The factors are following: ‘Balance’, ‘Management’, ‘Competitiveness’, ‘Status’ and ‘Professional skill’.

Современная ситуация развития общества ориентирует личность на активность, ее проявление и реализацию инновационными способами. Исходя из чего, на всех этапах своей жизнедеятельности личность стремиться соответствовать требованиям внешней среды и одновременно с этим реализовывать свои потребности, интересы, предпочтения, ценности. Эти личностные конструкты должны быть релевантны тем внешним условиям, в которых они представлены и активны. Следовательно, это требует от личности постоянной работы, нацеленной на преобразование себя и внешнего мира, иначе говоря, ее субъектной представленности в социуме. Эта субъектная представленность ориентирует личность на постоянную активность, преобразование и принятие решений, вследствие чего, формируется способность к прогнозированию и планированию своей активности. Данная способность развивается, как правило, на подготовительном этапе жизненного пути личности и постоянно модернизируется и совершенствуется в контексте ее жизнедеятельности [1].

Осваивая специфику профессии, формируя объективные представления о ней, личность имеет возможность соотнести свои личностные характеристики и ресурсы с требованиями и спецификой будущей профессиональной деятельности. Данное соотнесение появляется на этапе профессионального обучения - начальном этапе построения своей карьеры.

Проведенные нами ранее исследования показали, что основными детерминантами представлений о способах реализации своей профессиональной карьеры являются ценно-

сти личности. На основе чего мы склонны полагать, что именно ценности являются основой формирования карьерных ориентаций и более того являются теми механизмами, на основе которых личность соотносит свои возможности и ресурсы с требованиями профессиональной деятельности, преломляющимися в карьерных ориентациях [2; 3].

Основываясь на данном положении, нами было проведено исследование, целью которого стало выделение основных факторов, предопределяющих построение карьеры студентами - будущими предпринимателями. В рамках конкретизации данной цели нами были решены следующие исследовательские задачи:

1) изучена специфика ценностей студентов

- будущих предпринимателей, с помощью методики Ш. Шварца (адаптация В.Н. Каранда-шев), позволяющей учитывать нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждения и поведения [5];

2) исследованы карьерные ориентации студентов - будущих предпринимателей, с помощью опросника «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация В. А. Чикер) [6];

3) для подтверждения полученных в исследовании данных были использованы следующие методы статистической обработки данных:

■ анализ особенностей распределения выборки по каждой переменной (критерий Ъ Колмогорова-Смирнова) [4];

■ факторный анализ полученных данных (методом максимального правдоподобия) с целью анализа факторов, формирующих направленность построения карьеры [4].

Выборку исследования составили 153 студента (77 - девушек, 76 - молодых людей) Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (факультета международного бизнеса и экономического факультета). Возраст респондентов - 19-21 год. В исследовании принимали участие студенты, которые уже занимаются предпринимательской деятельностью, но имеют небольшой стаж, а также те, кто имеет выраженное желание и стремление к реализации данной деятельности по окончанию университета.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Нами было установлено, что студенты в качестве преобладающих карьерных ориентаций выделяют «интеграцию стилей жизни», «предпринимательство» и «менеджмент». Преобладающая совокупность карьерных ориентаций может свидетельствовать о развитом стремлении к самореализации в труде и личностной готовности действовать в условиях рыночной экономики и инновационной деятельности.

Наименее выраженными являются такие карьерные ориентации как «профессиональная компетентность», что может говорить о том, что для будущих специалистов в наименьшей степени характерна ориентация на проявление своих талантов и способностей, а также желание быть мастером своего дела. В данном случае, мы наблюдаем тенденцию направленности на результат и его достижение и осознание данного достижения на индивидуальном уровне, нежели стремление быть признанным окружающими. Возможно, это объясняется отсутствием или наличием небольшого опыта реальной профессиональной деятельности у данной группы респондентов, что обуславливает некие индивидуализированные представления о будущей профессиональной деятельности и карьере, а также слабо выраженную потребность в признании со стороны окружающих. Более того, данные результаты могут быть детерминированы представлениями будущих специалистов о специфике своей профессиональной деятельности в условиях рыночной конкуренции. Карьерная ориентация «стабильность места жительства» имеет наименьшие показатели, что может говорить о том, что молодые специалисты не имеют выраженной тенденции реализовывать свою профессиональ-

ную деятельность в рамках какого-либо определенного географического региона.

Молодые специалисты, намеревающиеся построить свою карьеру в предпринимательстве, имеют выраженные тенденции к независимости, самостоятельности и ответственности при реализации и построении карьеры, склонности к риску и умению преодолевать препятствия. Данные характеристики, выделенные при изучении представлений о своей будущей карьере, в рамках изучения карьерных ориентаций показали, что будущие специалисты достаточно четко определяют специфику и направленность своей будущей профессиональной деятельности, задают себе ориентиры ее построения, а также осознают степень ответственности за осуществление данной деятельности. Четкость и ясность представлений молодых специалистов детерминирована профессиональным обучением, в контексте которого выделены и осознаны основные критерии будущей успешной карьеры, специфика реализации предпринимательской деятельности, а также осознанно решение построения карьеры в данной области.

Изучение карьерных ориентаций студентов - будущих предпринимателей показало нам, что на этапе профессиональной подготовки молодые специалисты тщательно планируют свой карьерный и профессиональный путь, основываясь на приобретенных профессиональных знаниях, умениях и навыках, а также индивидуальных приоритетах. В связи с чем достаточно актуально и целесообразно изучить и проанализировать ценности молодых специалистов, на основе которых осуществляются и реализуются не только профессиональное планирование, но и реализация жизненного пути [2; 3].

Наиболее выражены в исследуемой группе такие ценности, как «самостоятельность», «гедонизм», «традиции». Это может свидетельствовать о том, что молодые специалисты придают большую значимость самостоятельности мышления и самостоятельному выбору способа действия. Наименьшую выраженность получили ценности «власть», «стимуляция», «достижения», ориентирующие на социальное уважение, проявление компетентности при непосредственном взаимодействии, сохранение доминантной позиции в рамках какой-либо группы либо сообщества,

а также стремлению к глубоким переживаниям. Невысокие значения данных характеристик могут быть детерминированы отсутствием либо небольшим стажем реальной профессиональной деятельности, а также отсутствием потребности к признанию окружающими. Можно сделать вывод, что ценности будущих специалистов имеют четкую структуру и ориентацию. Это свидетельствует о способности осознанно и целенаправленно принимать решения о выполнении какой-либо деятельности и способах достижения поставленных целей [3].

Далее нами была предпринята попытка выделения факторов, предопределяющих построение карьеры студентами - будущими предпринимателями, на основе соотнесения выделенных ценностей и карьерных ориентаций. Для реализации данной задачи был использован факторный анализ (метод макси-

мального правдоподобия, вращение Уайтах). Выбор данного статистического метода анализа данных обусловлен тем, что он позволяет четко ограничить выделенные факторы по представленным в них характеристикам, отсеивая при этом переменные, имеющие небольшое значение в формировании выделенной структурной единицы. Анализ нормальности распределения с помощью критерия Ъ Колмогорова-Смирнова показал, что все исследуемые переменные (ценности) имеют нормальное распределение; и это дает возможность проведения факторного анализа данных.

На основе факторизации данных нами была получена структура, включающая 5 факторов, предопределяющих построение карьеры студентами - будущими предпринимателями (табл. 1).

Факторы, характеризующие направленность построения

Т а б л и ц а 1

Наименование фактора Переменная Факторная нагрузка % дисперсии

Фактор 1 Стабильность места работы 0,980 19%

« Сбалансированност ь » Интеграция стилей жизни 0,862

Самостоятельность 0,777

Универсализм 0,706

Достижение 0,668

Фактор 2 Менеджмент 0,856 11%

«Управление» Вызов 0,692

Власть 0,599

Предпринимательство 0,562

Стимуляция 0,55

Фактор 3 Самостоятельность 0,805 9%

«Конкурентоспособность» Г едонизм 0,745

Независимость 0,723

Профессиональная компетентность 0,645

Достижение 0,505

Фактор 4 Доброта 0,763 6%

«Статус» Власть 0,662

Вызов 0,588

Стабильность места жительства 0,524

Фактор 5 Традиции 0,704 6%

«Профессионализм » Универсализм 0,633

Профессиональная компетентность 0,594

Независимость 0,566

Предпринимательство 0,508

0,501

В фактор 1 включены такие карьерные ориентации как «стабильность места работы» и «интеграция стилей жизни», а также ценности: «самостоятельность», «универсализм»,

«достижение», на основе сочетания которых он был назван нами «сбалансированность». Данная направленность характеризует проявление активности и самостоятельности в

мышлении и действиях, ориентацию на благополучие, стабильность, высокий статус, при одновременном стремлении к балансу различных аспектов жизнедеятельности. Таким образом, можно говорить о тенденции строить свою профессиональную карьеру в соответствии с собственным жизненным ритмом, потребностями, интересами и ценностями, синтезируя личное и профессиональное, а также стремлении достигать благополучия во всех сферах жизнедеятельности.

Фактор 2 «управление» включает такие карьерные ориентации: «менеджмент»,

«предпринимательство», «вызов» и ценности «власть», «стимуляция». Студенты, имеющие данную направленность, ориентированы на интеграцию и организацию деятельности и усилий других людей, решение трудных и инновационных задач, требующих проявления готовности к риску. А также стремление занимать авторитетную позицию, посредством высокого статуса или престижа. Следовательно, будущие специалисты склонны ориентироваться на руководящую позицию, выполняя функции координации деятельности сотрудников и делегирования полномочий, с целью получения эффективного результата или продукта.

Фактор 3 «конкурентоспособность» является синтезом таких карьерных ориентаций, как: «независимость», «профессиональная компетентность» и ценности «гедонизм», «достижение», «самостоятельность». Студенты, предпочитающие данную направленность предпринимательской карьеры, ориентированы на компетентную и профессиональную стратегию реализации деятельности. Преобладает стремление быть мастером своего дела, получая, удовольствие от процесса и результата деятельности. Личный успех, как правило, достигается посредством проявления своей компетентности и социального одобрения. Будущие специалисты будут в наибольшей степени ориентированы на сочетание теоретических знаний, полученных в результате профессионального образования, и практической деятельности. Формируя последнюю на основе известных теоретических концепций и принципов эффективного ведения бизнеса.

Фактор 4, включающий такие ориентации как «вызов», «стабильность места жительст-

ва», а также ценности «власть», «доброта», был обозначен нами как «статус». Для студентов, ориентирующихся на статусное построение карьеры, характерно стремление реализовывать предпринимательскую деятельность в рамках четко обозначенного географического региона, что обеспечивает стабильность работы и жизни. Более того, обеспечивает достаточно глубокие знания в сфере распределения рынка по товарному сегменту, а следовательно, понимание потребностей и нужд потребителей. Основной направленностью данного типа является достижение высокого социального статуса и престижа, а также контроля и доминирования над людьми и средствами в процессе конкуренции. Возможно предпочтение данного типа связано с особенностями и статусом семьи, в которой воспитывались студенты. Скорее всего, родители либо один из родителей являются успешными предпринимателями или руководителями, что дает возможность будущим специалистам получить престижную должность за небольшое время реализации своей практической деятельности. Однако, следует отметить и то, что несмотря на статусную ориентацию, студенты также ориентированы на решение трудных задач, преодоление препятствий посредством своих профессиональных компетенций.

Фактор 5 «профессионализм» включает карьерные ориентации: «профессиональная

компетентность», «предпринимательство», «независимость» и ценности: «традиции», «универсализм». Преобладает тенденция стать мастером своего дела, способного самостоятельно принимать решения, создавать новое, рисковать. Одновременно с этим, ориентируясь на выполнение всех норм и традиций, предписываемых обществом, государством, профессиональной группой. Центральная тенденция

- создание концептуальной организации, осуществляющей эффективную и социально одобряемую деятельность, а также производящую общественно-полезный продукт. Следовательно, мы можем полагать, что студенты склонны будут реализовывать социально ответственную предпринимательскую деятельность, осознавая и признавая необходимость построения такой деятельности уже на первых этапах своего карьерного пути - профессиональном обучении.

В результате проведенного исследования были выделены факторы, предопределяющие построение карьеры студентами - будущими предпринимателями: «сбалансированный», «управляющий», «профессионально-независимый», «статусный», «предпринимательский». Это

позволило нам понять, что у студентов, намеревающихся реализовывать предпринимательскую деятельность, существуют различные представления о её специфике, процессе, результате и направленности. Следующим этапом нашей работы будет являться поиск и анализ основных личностных детерминант определяющих данные факторы, а соответственно, и представления о своей будущей профессиональной деятельности.

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследо-

вания реальной личности): избранные психологические труды. - М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999 - 224 с.

2. Дементий Л.И., Жирикова А.В. Формирование ценностей и карьерных ориентаций у будущих специалистов в учебно-профессиональной деятельности // Психология в вузе. - 2008. - № 3. -С. 26-37.

3. Дементий П.И., Жирикова А.В Ценности как детерминанта выбора карьерных ориентаций студентами - будущими предпринимателями // Вестник Омского университета. Серия «Психология».

- 2007. - № 2. - С. 4-10.

4. Наследов АД. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. - СПб: Речь, 2006

- 392 с.

5. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство - СПб: Речь, 2004 - 70 с.

6. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб: Речь, 2004 - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.