Научная статья на тему 'Взаимосвязь нравственного самоопределения и карьерных ориентаций у представителей студенческой молодежи'

Взаимосвязь нравственного самоопределения и карьерных ориентаций у представителей студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДОМИНИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна

Актуальность исследования обусловлена динамичностью, про-тиворечивостью социальных преобразований общества, по-рождающих неопределенное отношение к ценностям и нормам, в числе которых и ценности карьеры, нравственного развития личности, ранее существовавшие. Изложены результаты эм-пирического исследования, целью которого является изучение взаимосвязи нравственного самоопределения и карьерных ориентаций, предпринятого на выборке студенческой молоде-жи (N = 112). Применение психодиагностического инструмен-тария методики «Нравственное самоопределение личности», (А. Е. Воробьевой, А. Б. Купрейченко), методики диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейна, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокуровой) с последу-ющим выполнением корреляционного анализа по К. Пирсону позволило зафиксировать наибольшее количество взаимосвязей между параметрами нравственного самоопределения и карьер-ной ориентацией на служение, характеризуещееся в целом до-минированием нравственно-конструктивной направленности. Ориентируясь на профессиональную компетентность, студенты-психологи демонстрируют готовность к реализации стратегии обязательности соблюдения нравственных норм на когнитивном и конативном уровнях, разделяя при этом нравственные предпо-чтения лишь референтных групп. В ориентации на стремление к интеграции усилий своих сокурсников они зачастую готовы пре-небречь их интересами в целях реализации собственных. При-кладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке тренинговых программ развития нравственно-пси-хологической регуляции карьерной активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь нравственного самоопределения и карьерных ориентаций у представителей студенческой молодежи»

УДК 316.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Бочарова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Е-таН; bocharova-e@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена динамичностью, противоречивостью социальных преобразований общества, порождающих неопределенное отношение к ценностям и нормам, в числе которых и ценности карьеры, нравственного развития личности, ранее существовавшие. Изложены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение взаимосвязи нравственного самоопределения и карьерных ориентаций, предпринятого на выборке студенческой молодежи N = 112). Применение психодиагностического инструментария - методики «Нравственное самоопределение личности», (А. Е. Воробьевой, А. Б. Купрейченко), методики диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейна, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокуровой) с последующим выполнением корреляционного анализа по К. Пирсону -позволило зафиксировать наибольшее количество взаимосвязей между параметрами нравственного самоопределения и карьерной ориентацией на служение, характеризуещееся в целом доминированием нравственно-конструктивной направленности. Ориентируясь на профессиональную компетентность, студенты-психологи демонстрируют готовность к реализации стратегии обязательности соблюдения нравственных норм на когнитивном и конативном уровнях, разделяя при этом нравственные предпочтения лишь референтных групп. В ориентации на стремление к интеграции усилий своих сокурсников они зачастую готовы пренебречь их интересами в целях реализации собственных. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке тренинговых программ развития нравственно-психологической регуляции карьерной активности личности. Ключевые слова: нравственность, нравственное самоопределение, нравственные ориентации, карьерные ориентации, доминирующая направленность.

й01: 10.18500/1819-7671 -2017-17-4-449-453 Введение

Изучение проявления нравственного самоопределения в структуре карьерных ориентаций личности в последнее время является одной из востребованных проблем как в психологической науке, так и в социальной практике. Достаточно выраженные динамичность, противоречивость социальных преобразований общества порождают неопределенное отношение к ценностям и нормам, в числе которых и ценности карьеры, нравственного развития личности, существовавшие ранее. По сути, речь идет о специфике сопряжения карьерного и нравственного самоопре-

деления, самореализации личности, сочетание которых, как показано в ряде исследований [1-3], не всегда гармонично и может иметь разновектор-ную направленность [1]. Этому способствует и изменение критериев успешности самореализации человека, в достижении которой проявляется не всегда «здоровая» конкурентоспособность.

Нравственное самоопределение, как подчеркивается многими исследователями [1, 4], выступает, с одной стороны, связующим звеном между объективной социальной средой и индивидуальным сознанием человека, с другой - между его сознанием, деятельностью и поведением. По сути, нравственное самоопределение личности является одним из критериев её вовлеченности в общество, отражающих результативные и процессуальные характеристики присвоения и воспроизведения общественно значимых нравственных ценностей.

Разрабатывая проблему нравственно-психологической регуляции экономической активности, А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко [1], А. Е. Воробьева [2, 3] акцентируют внимание на необходимости рассмотрения нравственности как целостной системы воззрений на должную социальную жизнь; выражающей понимание сущности человека и его бытия, отражающей ценностно-нравственные основания общества. При этом, как отмечают исследователи, система нравственных воззрений регулирует жизнедеятельность человека во всех сферах его социальных практик в целях достижения согласованности общественных, групповых и личных интересов. Основанием выстраивания частных видов самоопределения в различных сферах жизнедеятельности личности и общества, согласно взглядам А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьевой [2], выступает нравственное самоопределение.

Обобщение результатов исследований З. С. Ак-биевой, О. П. Терновской, Л. Б. Шнейдер [5], О. О. Богатыревой, Т. Д. Марцинковской [6], Л. Г. Почебут, В. А. Чикер [7] и др. свидетельствует о том, что карьерное самоопределение соотносимо с «самоориентированием» личности в своих спо-

© Бочарова Е. Е., 2017

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4

собностях, ценностных ориентациях, мотивах, смыслах и потребностях, имеющих отношение к продвижению в профессиональной деятельности.

Содержание понятия «карьерные ориентации» раскрывается через направленность личности на определенное карьерное решение, ее инструментальное движение в реализации профессиональных перспектив [5, 6], смысловую диспозицию, отражающую ключевое направление карьерного развития, имеющую для человека устойчивый жизненный смысл, выступающую механизмом личностно-смысловой и установоч-но-смысловой регуляции [8].

Не менее существенным обстоятельством обращения к изучению взаимосвязи нравственного самоопределения и карьерных ориентаций студентов является и то, что специфика профессиональной подготовки специалистов может способствовать не только нравственному становлению и развитию, но и возможной стагнации, и деформации. Кроме того, исследователи выделяют так называемый фактор духовно-нравственного призвания задействованного в выборе профессиональной деятельности и направленности продвижения в ней. В этом отношении научный интерес представляют работы З. С. Акбиевой, О. П. Терновской, Л. Б. Шнейдер [5], О. О. Богатыревой, Т. Д. Марцинковской [6], А. Е. Воробьевой [3].

В контексте изложенного вполне обосновано наше обращение к изучению структурно-содержательных характеристик взаимосвязи нравственного самоопределения и карьерных ориентаций личности.

Выборка, методики и методы исследования

Эмпирическое исследование выполнено на выборке студентов старших курсов (N = 112) психолого-педагогического профиля (будущие психологи образования) Саратовского национального исследовательского государственного университета, средний возраст которых соответствует 20,5 годам. Для диагностики применены следующие методики: «Нравственное самоопределение личности» А. Е. Воробьевой и А. Б. Купрейченко [2], методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейна, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокуровой) [7] с последующим выполнением корреляционного анализа по К. Пирсону с применением пакета математической статистики SPSS 13.0 for Windows.

Результаты исследования и их обсуждение

В структуре взаимосвязи параметров нравственного самоопределения и карьерных ори-ентаций (таблица) наибольшее количество

связей «выпадает» на карьерную ориентацию «служение» - 13 взаимосвязей.

Вполне очевидно, что предпочтение карьерной ориентации «служение» основано на представлении респондентов о нравственности, критериями которых выступают: «происхождение нравственности» (г = 0,20; р < 0,05), «значимость морали» (г = 0,25;р < 0,01), «абсолютность нравственности» (г = 0,25;р < 0,01), «воздаяние за добро и зло» (г = 0,29; р<0,01), «нравственность как сила личности» (г = 0,27; р < 0,01). Обнаружены достоверно значимые взаимосвязи между карьерной ориентацией «служение» и нравственными стратегиями обязательности соблюдения нравственных норм на когнитивном и эмоциональном уровнях (г = 0,22; р < 0,05; г = 0,36; р < 0,01 соответственно) и нравственными стратегиями активности нравственного поведения на когнитивном, эмоциональном, конативном уровнях (г = 0,26;р < 0,01; г = 0,43; р < 0,01; г = 0,43; р < 0,01 соответственно).

Это является свидетельством того, что студенты-психологи демонстрируют достаточно сформированную нравственную позицию. В ориентации на работе с людьми, «служении человечеству» респонденты склонны к принятию нравственных норм, полагая при этом, что нравственность является неотъемлемым свойством любого сообщества, а моральные нормы вечны и неизменны. Кроме того, в большей мере наблюдаются согласие в соблюдении нравственных норм как показатель силы личности, убежденность в отсутствии дифференциации морали для своих и чужих, а также необходимость оказания помощи людям в любой ситуации, руководствуясь при этом общечеловеческими ценностями. Отмечается приверженность студентов стратегии обязательного соблюдения нравственных норм на когнитивном и эмоциональном уровнях, а также - стратегии активности нравственного поведения на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях. Не является исключением тот факт, что установки студентов на обязательность соблюдения нравственных норм в любых ситуациях, на активное противодействие нарушению нравственных норм как по отношению к себе, так и к Другим характеризуются достаточной устойчивостью и выступают механизмом актуализации стратегий нравственного поведения, реализация которых сопровождается переживанием чувства эмоционального удовлетворения. Кроме того, респонденты демонстрируют убежденность в необходимости взаимного соблюдения нравственных норм.

Также обнаружены взаимосвязи между карьерной ориентацией «служение» и группо-

Взаимосвязь между параметрами нравственного самоопределения и карьерных ориентаций

студенческой молодежи

Параметры ПК М А СР СМЖ С ИСЖ П

Представление о нравственности, морали Происхождение нравственности ,04 -,09 -,14 -,14 ,10 ,20* -,06 ,01

Значимость морали, нравственности для общества -,08 -,07 ,11 ,06 -,05 ,25** ,02 -,21*

Абсолютность/ относительность нравственности ,09 -,04 -,06 ,15 ,10 ,25** -,02 -,25*

Воздаяние за добро и зло ,01 -,19* -,12 ,14 ,12 ,29* -,02 -,13

Представлеление о нравствености как о силе/слабости -,02 -,16 -,07 ,14 ,03 27** -,06 -,12

Природа нравственности личности -,06 -,23* -,03 -,07 -,06 ,13 ,04 -,18

Нравственные стратегии Обязательность/необязательность соблюдения нравственных норм

Когнитивный компонент ,23* -,14 -,08 -,02 ,03 ,22* ,04 -,19*

Эмоциональный компонент ,05 -,12 ,11 ,14 ,10 ,36* ,26* -,07

Конативный компонент ,21* -,17 -,13 ,08 ,16 ,15 -,09 -,16

Активность/пассивность нравственного поведения

Когнитивный компонент ,15 -,09 ,02 -,00 ,16 ,26** ,01 -,03

Эмоциональный компонент ,05 -,10 ,06 ,08 ,12 ,43* ,04 -,12

Конативный компонент ,09 -,12 ,04 ,02 ,12 ,37** ,16 ,08

Нравственные ориентации Эгоцентрическая -,05 ,31** ,12 ,04 -,08 -,01 ,20* ,24**

Группоцентрическая ,33* ,03 ,16 ,15 ,11 ,25** ,18 ,02

Гуманистическая ,12 -,15 ,16 ,12 ,17 ,49** ,17 -,05

Миросозидательная ,01 -,02 ,28** ,22* ,12 ,41** ,31** ,07

Примечание. *- корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01; нули опущены. Условные обозначения: ПК - профессиональная компетентность, М - менеджмент, А - автономия, СР - стабильность работы, СМЖ - стабильность места жительства, С - служение, ИСЖ - интеграция стилей жизни, П - предпринимательство.

центрической ориентацией (г = 0, 25; р < 0,05), и гуманистической ориентацией (г = 0,49;р < 0,01) и миросозидательной ориентацией (г = 0,41; р < 0,01). Очевидно, что доминирующей нравственной ориентацией для студентов является группоцентрическая ориентация в сочетании с гуманистической и миросозидательной. Для них весьма существенной является ориентация на нравственные предпочтения, нормы, стратегии нравственного поведения, разделяемые не только группами, членами которых они являются, но и обществом в целом.

В структуре взаимосвязи параметров нравственного самоопределения и карьерных ориен-таций обнаружены четыре достоверно значимых корреляции между ориентацией на «предпринимательство.» и значимостью морали, нравственности для общества (г = -0,21; р < 0,05), абсолютностью нравственности (г = -0,25; р < 0,01), нравственными стратегиями обязательности соблюдения нравственных норм на когнитивном уровне (г = -0,19; р < 0,01) и эгоцентрической ориентацией (г = 0,24; р < 0,01). Очевидно, что представление о построении собственного

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4

бизнеса связаны только с материально-прагматическими, эгоцентрическими ценностями, когда, в первую очередь, должны быть учтены лишь личные цели, и в этом случае отмечается готовность поступиться интересами Других ради достижения желаемого.

Паритетное количество взаимосвязей (3) обнаружено между ориентацией: на профессиональную компетентность (профессиональное мастерство) и нравственными стратегиями обязательности соблюдения нравственных норм на когнитивном и конативном уровнях (г = 0,23; р < 0,05; г = 0,21; р < 0,05 соответственно) и группоцентрической ориентацией (г = 0,33; р < 0,01); на менеджмент и воздаяние за добро и зло (г = -0,19;р < 0,05), природу нравственности личности (г = -0,23; р < 0,01), эгоцентрическую ориентацию (г = 0,31; р < 0,01). Ориентируясь на профессиональная компетентность, студенты демонстрируют готовность к реализации стратегии обязательности соблюдения нравственных норм на когнитивном и конативном уровнях, разделяя при этом нравственные предпочтения лишь референтных групп. В ориентации на стремление к интеграции усилий своих сокурсников зачастую готовы пренебречь их интересами в целях реализации собственных.

Выводы

Таким образом, анализ структуры корреляционных взаимосвязей параметров нравственного самоопределения и карьерных ориентаций студентов-психологов позволил выявить ее иерархию, существенная выраженность в которой принадлежит совокупности взаимосвязей (13) карьерной

ориентации на служение и параметрами нравственного самоопределения, характеризующейся в целом доминированием нравственно-конструктивной направленности, что вполне соответствует содержанию их профессионального выбора.

Список литературы

1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003. 360 с.

2. Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. М., 2013. 480 с.

3. Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016, Т. 5, вып. 2. С. 136-143.

4. Бочарова Е. Е. Нравственные ориентации и субъективное благополучие молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016, Т. 5, вып. 2. С. 143-151.

5. Акбиева З. С., Терновская О. П., Шнейдер Л. Б. Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение специалиста. М. ; Воронеж, 2008. 271 с.

6. Богатырева О. О., Марцинковская Т. Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). URL: http:psystudy. ru (дата обращения: 25.05.2017).

7. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2000. 302 с.

8. Тихомандрицкая О. А., Рикель А. М. Социально-психологические факторы успешности карьеры // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2010. № 2 (10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.05.2017).

Образец для цитирования:

Бочарова Е. Е. Взаимосвязь нравственного самоопределения и карьерных ориентаций у представителей студенческой молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 449-453. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-4-449-453.

Interrelation of Moral Self-Determination and Career Orientations at Representatives of Student's Youth

Elena E. Bocharova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia Е-mail: bocharova-e@mail.ru

The research urgency is caused by the dynamic, contradictory social transformation of society generating an uncertain attitude towards values and norms, including values, career, and moral development of a person that previously existed. The results of an empirical study are presented, the aim of which is to study the relationship between moral self-determination and career orientations undertaken on a sample of

student youth (N = 112). The application of psychodiagnostic tools: the technique «Moral self-determination of personality», (A. E. Vorobyeva, A. B. Kupreychenko), the technique of diagnosing value orientations in the career of «Career Anchor» (E. Shane, translation and adaptation V. A. Chiker, V. E. Vinokurova) followed by the implementation of the correlation analysis by K. Pierson enabled us to fix the greatest number of interrelations between the parameters of moral self-determination and career orientation toward service, characterized generally by the dominance of the moral construct envoy orientation. Focusing on professional competence, psychology students demonstrate a willingness to implement the strategy of the obligation of observance of moral norms on cognitive and cognitive levels, and distribution of moral preferences, only reference groups. Focus on the desire to integrate the efforts of their fellow students are often willing to neglect their interests in order to implement their own. The applied aspect of the research problem

can be used to design training programs for the development of

moral and psychological regulation of career activity of personality.

Key words: morality, moral self-determination, moral orientation,

career orientation, dominant orientation.

References

1. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Nravstvenno-psik-hologicheskaya regulyatsiya ekonomicheskoy aktivnosti [Moral-psychological regulation of economic activity]. Moscow, 2003. 360 p. (in Russian).

2. Kupreychenko A. B., Vorobeva A. E. Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi [Youth Moral Self-determination]. Moscow, 2013. 480 p. (in Russian).

3. Vorobyeva A. E. Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi raznykh spetsial'nostey [Moral Self-Determination of young people of Different Professions]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Arneology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 2, pp. 136-143 (in Russian).

4. Bocharova E. E. Nravstvennye orientatsii i sub"ektivnoe blagopoluchie molodezhi [Moral orientation and subjective well-being of young people from different ethnic groups]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational

A^eology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 2, pp. 143-151 (in Russian).

5. Akbieva Z. S., Ternovskaya O. P., Shneider L. B. Psik-hologiya karery iprofessional'no-relevantnoepovedenie spetsialista [Psychology of career and professionally relevant behavior of a specialist]. Moscow; Voronezh,

2008. 271 p. (in Russian).

6. Bogatyreva O. O., Martsinkovskaya T. D. Professi-onal'naya samorealizatsiya v prostranstve lichnostnogo razvitiya [Professional self-actualization in the field ofper-sonality development]. Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. jurn. [Psikhologicheskie Issledovaniya],

2009, no. 1 (3). Available at: http://psystudy.ru (accessed 25 May 2017) (in Russian).

7. Pochebut L. G., Chiker V. A. Organizatsionnaya sotsial'nayapsikhologiya [Organizational social psychology]. St. Petersburg, 2000. 302 p. (in Russian).

8. Tikhomandritskaya O. A., Rikel A. M. Sotsialno-psi-khologicheskie faktory uspeshnosti karery (Socio-psy-chological factors of career success). Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. jurn. (Psikhologicheskie Issledovaniya), 2010, no. 2 (10). Available at: http:// psystudy.ru (accessed 25 May 2017) (in Russian).

Cite this article as:

Bocharova E. E. Interrelation of Moral Self-Determination and Career Orientations at Representatives of Student's Youth. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 4, pp. 449-453. DOI: 10.18500/18197671-2017-17-4-449-453.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.