УДК / uDC 378.147 Е. А. Корчагин, Р. С. Сафин,
П. Н. Осипов, Л. Р. Яруллина
E. Korchagin, R. Safin, P. Osipov, L. Yarullina
личностно-развивающий потенциал профессиональной подготовки будущих специалистов
A PERSON POTENTIAL DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING OF FuTuRE SPECIALISTS
В статье рассматривается понятие профессионально-личностного потенциала студента в процессе обучения в вузе. Раскрываются основные методологические подходы в парадигме личностно-ориентированного профессионального образования, определяются особенности деятельности преподавателя в процессе формирования личностноразвивающего потенциала при подготовке современного специалиста.
The essence of cultivation student’s professional and personal potential in the course of training in higher education institution is revealed in this article. The main methodological approaches in a paradigm of personal-oriented professional education are revealed. Features of the teacher’s activity in the course of cultivation personally developing potential, while training the modern specialist, are defined.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, профессиональное образование, личностно-развивающий потенциал, знания, умения, навыки, профессиональные качества.
Keywords: teaching and educational
process, professional education, person developing potential, personality, knowledge, abilities, skills, professional qualities.
Актуальность данной статьи обусловлена следующими причинами. Во-первых, новые требования наукоемкого производства способствовали дальнейшему развитию квалификации специалиста посредством перехода к компетентности и компетенциям. В их состав, наряду с умениями, входят опыт работы и отношение к труду. Отношение к труду, в свою очередь, связано с другими характеристиками личности работника. Это и мотивация, интерес и желание трудиться, любовь к своему делу и другие, которые определяют культуру труда, его успешность, а значит, и самореализацию, социальную за-
щищенность конкурентоспособного работника, востребованного определенным видом профессионального труда. В терминах компетентностей и компетенций формулируются профессиональные и образовательные стандарты. Рынок труда требует компетентного специалиста, способного творчески мыслить, видеть проблемы и находить пути, способы и средства их решения. В условиях рынка профессиональная подготовка в вузе должна быть ориентирована на удовлетворение требований как работодателя, так и самого будущего специалиста. В этих условиях профессиональной школе необходимо быстро реагировать на запросы и требования рынка труда, чтобы выпускники были востребованы.
Во-вторых, жизнь показывает: успех в общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной деятельности, успешную социальную и профессиональную карьеру делают наиболее активные, уверенные в себе, умеющие «подать себя» работники. И конкурентоспособность специалиста часто зависит от его умения управлять своими эмоциями, сдерживать себя, быть в постоянной готовности к любым переменам на производстве. По крайней мере, производственники часто оценивают работника по этим качествам. В вузе принята несколько иная оценка студента, а именно по уровню знаний, умений, которые он продемонстрировал в учебной деятельности, на зачете или экзамене. Личностные качества не входят в число приоритетных при оценке подготовленности выпускника к профессиональному
труду.
В-третьих, в условиях кризисной экономики и неуверенности в завтрашнем дне возрастает значение подготовленности работника к нерегламентируемому поведению в производственных ситуациях. В ситуациях, когда возникают непредусмотренные нару-
шения в режимах работы производственного участка, в технологическом регламенте, срывы поставок сырья, некачественная продукция, несоответствующая техническим характеристикам и не удовлетворяющая заказчика, и другие. От работника требуются адекватные действия, которые часто выходят за рамки предписанных регламентом и являющиеся личностными.
В-четвертых, технологии и методики профессионального обучения в вузе достаточно эффективно работают на систематизацию содержания учебного материала (системный подход), на нормативную учебную деятельность (деятельностный подход), на активизацию мышления студентов (проблемный подход). Традиционного применения известных педагогических подходов к методикам и технологиям обучения явно недостаточно на то, чтобы будущий специалист стал личностью, обладал личностным потенциалом, развитой индивидуальностью. Традиционная система подготовки специалистов, сложившаяся в годы плановой экономики и из которой в условиях рыночной экономики выпало воспитательное звено, «хромает» и, на наш взгляд, не соответствует экономическим, социальным и технологическим преобразованиям в стране, новым требованиям существующей сегодня экономики.
Нужно переосмыслить традиционные подходы к профессиональной подготовке, поскольку личностно-развивающий потенциал этих подходов используется, на наш взгляд, недостаточно. Это, в свою очередь, может привести к обновлению целей, задач и содержания обучения, к использованию новых форм, методов и средств профессиональной подготовки, отвечающих задаче формирования личности, востребованной современным производством. И не только производством. Хорошо обученные рабочие и специалисты, обладающие профессиональными личностными качествами, ориентирующиеся на самоопределение, на успешную самореализацию в различных сферах социальной и профессиональной деятельности, требуются для решения социально-экономических задач, стоящих перед современным обществом, для выхода из экономического застоя, для развития общества и экономики страны в целом.
Рассмотрим личностно-развивающий потенциал применяемых подходов к подготовке современного специалиста. Согласно
Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, под «потенциалом» понимается «степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, необходимых для чего-нибудь», «ресурсы»; потенциальный — «возможный»; «потенция — возможность, то, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных условиях» [3]. В соответствии с данным определением под личностно-развивающим потенциалом понимаются воспитательные, развивающие возможности, ресурсы профессионального образования с целью развития личности. Цель развития студента в процессе учебной деятельности всегда ставилась в профессиональном образовании как одна из составляющих триединой цели — обучения, воспитания и развития. Поскольку цель обычно выступает как системообразующий фактор, то можно сказать, что развитие студента — это системообразующий компонент любой образовательной системы. Главная особенность применяемых образовательных систем — их взаимосодействие, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развития личности. Это обусловлено тем, что учебные заведения должны готовить к жизни, а жизнь — это не только академические знания. При обучении в вузе у студента как личности и субъекта учебной деятельности развиваются мышление, эмоциональная сфера, память и другие психические процессы. Студент втянут в учебную деятельность, участвует в ней наряду с другими студентами. Вследствие этого развиваются устойчивость к стрессам, самостоятельность, автономность. Появляется чувство уверенности в себе, развиваются отношения с преподавателями, с другими студентами. Это заставляет студента самоактуализироваться, самосовершенствоваться. Личность студента развивается в процессе социализации. Усвоение социального опыта студентом глубоко субъективно. Из одинаковых ситуаций разные личности выносят различный социальный опыт. В процессе усвоения социального опыта формируется социальная зрелость. Ее составляющие — это составляющие личностной зрелости:1)ответственность; 2)терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное отношение к миру; 5) положительное мышление. В последний пункт входит и мотивация учения как важнейший элемент мотивации саморазвития. Воспитание личности, формирование ее социальной зрелости невоз-
можно без знакомства педагогов с каждым индивидом, с каждым студентом, его способностями, особенностями характера, его стремлениями и ожиданиями. С развитием личности тесно связано и профессиональное становление студента.
Личность и профессия тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга. Студенту может нравиться профессия, и тогда личность положительно относится к выбранной профессии, и профессиональное становление в вузе проходит успешно. Но может случиться, что профессия студенту «не по зубам». Не хватает трудолюбия, упорства, настойчивости, мотивов,способностей кобу-чению, непреодолимые психологические препятствия, семейные проблемы — да мало ли что! Профессия со своей стороны формирует в личности студента присущие ей характерные черты. Каждая профессия имеет свои черты. Обобщая, можно сказать, что у каждой профессии свой набор этических правил, которым нужно следовать. Ответственное отношение и любовь к своему делу, оперативность, критическое отношение к себе, постоянный самоконтроль и другие. Эти качества, становясь личностными качествами, положительно влияют на личность. Возрастает мотивация, успехи в учебе радуют студента, формируют у него оптимизм.
Профессиональное становление студента осуществляется в контексте возрастного развития. Студенческий возраст — это пора развития молодого человека. В этот период жизни формируется относительная экономическая самостоятельность, многие студенты живут вдали от дома, нередко создают собственные семьи. В студенческом возрасте осуществляются социализация, становление характера, развитие интеллекта, ярко проявляются творческие возможности и необходимо, чтобы этот период жизни студент «не упустил» в своем развитии.
На профессиональное становление оказывают влияние условия. Эти условия имеют динамичный характер. При обучении в вузе у студента нередко изменяются представления об осваиваемой профессии, о мотивах ее получения, о способах самореализации в ней. Эти представления становятся более реальными и жизненными. Под их влиянием формируются профессиональный менталитет, этические, нравственные ценности и отношения к профессии. Отношения с преподавателями, с работниками производства — представите-
лями профессии также сказываются на формировании профессиональных личностных качеств. Профессиональное становление студента осуществляется в учебно-профессиональной среде. Эта среда наполнена предметной деятельностью, социальными отношениями, характеризуется активностью, психологическим климатом и, безусловно, оказывает влияние на личность. Изменение общественной значимости профессии, открывающиеся перед студентом перспективы ее освоения, требования этой перспективы и несоответствие этих требований наличным знаниям и умениям студента способствуют возникновению насущных потребностей и интересов, обновлению целевых установок, формированию мировоззренческих взглядов, убеждений и побуждают к активной деятельности по приобретению недостающих знаний и умений.
Важное место в формировании профессиональных качеств занимает профессиональная направленность. Процесс ее формирования, в свою очередь, осуществляется поэтапно. На довузовском этапе школьник решает важный для себя и своих родителей вопрос: кем быть? В старших классах школы этот вопрос все более актуализируется и обостряется. Надо принять какое-то решение, и старшеклассник пока неуверенно, больше для внешнего окружения, чем для себя, это решение принимает. Он эмоционально настроен на выбранную профессию, проявляет к ней какой-то интерес, который носит эпизодический, ситуативный характер, определяет предмет своей будущей работы. Старается приобрести трудовые привычки. Но пока не тверд в своих намерениях, чувствует, что принятое им решение не совсем самостоятельное, а скорее результат внешнего давления, поскольку все от него этого ждали. Поэтому никакой инициативы пока не проявляет. Но вот вчерашний школьник поступил в вуз. На этапе обучения в вузе студент чувствует себя более уверенно в правильности выбора профессии, его склонности и интересы приобретают более устойчивый характер, появляется самостоятельность, формируется ответственность. Его интересы больше направлены на практическую сторону учебного материала, а цели — на выполнение учебной и профессиональной деятельности. Учебная деятельность, связанная с освоением большого объема информации, относящейся к профессии, к ее требованиям к специали-
сту, подкрепляет профессиональную направленность.
Открывающиеся перед студентом вследствие этого перспективы освоения профессии сопровождаются появлением новых мотивов, зарождением новых ценностных ориентаций, расширяющих и обогащающих его представления о будущей работе.
На последнем курсе у выпускника вуза в основном сформировалась твердая установка на занятие профессиональной деятельностью, появились устойчивый интерес и склонность к ней. У будущего специалиста наблюдается увлеченность своей профессией, причем интерес проявляется не только к практико-ориентированному, но и к чисто теоретическому учебному материалу. Студент ищет способы самовыражения, стремится к профессиональному мастерству, строит планы о самоутверждении посредством профессионального труда. У него есть профессиональный идеал, основанный на твердом убеждении в общественной и личной значимости, в важности своего дела. Важную роль при этом играют престиж, материальный достаток от занятия профессиональным трудом.
Во многом благодаря профессиональной направленности формируется личностный смысл, который имеет для специалиста содержание его профессии.
Вообще говоря, личность специалиста и его профессиональный труд должны соответствовать друг другу. Содержание профессии имеет объективный характер, а ее личностный смысл — субъективный, и в идеале они должны совпадать. Но в действительности этого не происходит. Более того, возникают противоречия между осваиваемой профессиональной деятельностью и ее личностным смыслом для студента. Причинами могут быть: несоответствие доминирующего мотива выбора профессии студентом сущности содержания профессиональной деятельности, интерес к профессиональной деятельности может не являться преобладающим в структуре интересов студента и другие.
Наличие такого противоречия создает предпосылки для последующего развития в учебно-воспитательном процессе вуза профессиональной направленности, усиления мотивации, углубления интересов в сторону содержания профессиональной деятельности и становления тем самым профессиональных личностных качеств специалиста.
Таким образом, чтобы у будущего специалиста сформировались профессиональные личностные качества, он должен пройти через сложную психологическую многоуровневую структуру мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей.
Как мы уже отмечали, главной задачей обновляющейся профессиональной школы является не только приобретение студентами прочных базовых знаний и умений, но и обучение их механизму организации собственной деятельности по их добыванию, способам саморегуляции в процессе ее осуществления, что и будет способствовать успешной социализации личности студента. Реализация этой сложной педагогической задачи возможна в процессе применения высоких образовательных технологий, выстроенных на основе внутренне мотивированной деятельности. Главными отличиями внешне мотивированной деятельности от внутренне мотивированной являются следующие. В случае внешней мотивации широко используется стимулирование извне (поощрения, награды, одобрения, баллы — все то, что студент получает со стороны окружающих его товарищей и педагогов). Внутренняя мотивация связана с процессами, происходящими в самом студенте. Она затрагивает внутренние механизмы нравственно-волевой регуляции личности на основе учета потребностей и интересов студента. При этом способе осуществления образовательного процесса возбуждаются и поддерживаются приятные эмоции от достижения результата, чувство удовлетворения от работы, ощущение собственной компетентности и связанное с этим чувство самоуважения. Отсюда следует, что образовательная технология, выстроенная на основе внутренне мотивированной деятельности, должна быть личностно ориентированной. В основе личностно ориентированной образовательной технологии лежит тот или иной приоритетный методологический подход, обеспечивающий достижение целей обучения, в число которых входит развитие профессиональных качеств и профессиональной компетентности студентов в вузе. Напомним, что и в соответствии с компетент-ностным подходом при обучении студентов профессиональной дисциплине нужны такие образовательные технологии, которые способствовали бы эффективному формированию как профессиональных знаний, умений, навыков, так и профессионально значимых
личностных качеств; в основе учебной деятельности студента должны лежать будущее содержание и профессиональная деятельность.
Из различных теорий и концепций вытекают такие же различные подходы к профессиональному образованию, обеспечивающие его реализацию и конкретизацию. Применительно к личностно ориентированной парадигме профессионального образования такими подходами, на наш взгляд, являются личностный, индивидуальный, культурологический, аксиологический, деятельностный, компетентностный и контекстный.
Определим личностно развивающий потенциал названных подходов, лежащих в основе осуществления различных направлений развития личности. Каждый из подходов конкретизируется в целях, содержании, средствах (в широком смысле) обучения и реализуется в учебно-воспитательном процессе вуза.
Когда говорят о целях профессионального обучения, то обычно имеют в виду иерархическую многоуровневую структуру, в которую входят государственная цель — обычно формулируется в государственных документах; профессионально-квалификационная цель — в ней конкретизируются требования к специалисту со стороны производства и общества — представлена в ФГОС; дидактическая цель — ее требования сформулированы в образовательной программе; методическая цель — выступает как конкретизация дидактической цели. Нижележащие по уровню цели этой иерархии работают на вышележащие. Поэтому государственная цель имеет стратегическое значение. Согласно закону «Об образовании в РФ» (2012 г.), профессиональное образование направлено «... на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности» [4, ст. 2].
Содержание профессионального образования проектируется в соответствии с его целями и с вытекающими из них требованиями, сформулированными в ФГОС. В действующих в настоящее время ФГОС-3 содержание образования направлено на формирование компетенций как интегральных результатов, включающих как знания и умения, так и про-
фессиональные личностные характеристики, т. е. как подготовку к труду, так и развитие личности.
Соответствующие такому содержанию средства обучения (в широком смысле слова) должны предусматривать все многообразие форм, методов и собственно средств как индивидуальных, так и индивидуально-групповых и коллективных, направленных на развитие различных сторон личности студента и на формирование его знаний, умений, навыков.
Разумеется, каждый из подходов, включенных в обойму личностно ориентированной парадигмы, имеет свои особенности. Так, основная задача личностного подхода [2] — выращивание личностного потенциала специалиста — подразумевает реализацию себя в профессиональной деятельности, а применительно к студенту — формирование в учебной деятельности качеств личности будущего специалиста, способствующих стать ей субъектом производственной деятельности.
По мнению В. С. Безруковой, личностный потенциал — это целостность, включающая в себя [1]:
— профессионально значимые знания, умения, навыки, определяющие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал);
— работоспособность (психофизиологический потенциал);
— интеллектуальные, познавательные способности (образовательный потенциал);
— креативные способности (творческий потенциал);
— способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенциал);
— ценностно-мотивационную сферу (мировоззренческий, нравственный потенциал).
Таким образом, личностный потенциал — это интегральная совокупность квалификационного, психофизиологического, образовательного, творческого, коммуникативного, мировоззренческого, нравственного потенциалов.
Выращивание личностного потенциала означает, прежде всего, его развитие, а развитие, в свою очередь, невозможно без самореализации в профессиональной или учебной деятельности. При этом раскрываются сущность личности, ее интеллектуальные возможности, нравственные нормы и правила, способности выходить из сложных жизненных и профессиональных ситуаций, творче-
ский потенциал. Раскрываясь, они получают дальнейшее развитие и формируются на более высоком уровне. Таков путь выращивания личностного потенциала. Чтобы идти этим путем, надо иметь желание быть личностью, взвесить свои силы и возможности, желание утвердить себя и свой способ жизнедеятельности. Но одного желания мало, необходимы соответствующие условия. Чтобы раскрыть себя в учебной или профессиональной деятельности, необходимо, чтобы содержание этой деятельности было личностно значимым для будущего специалиста, помогало ему в решении его проблем и способствовало достижению успеха. Чтобы деятельность была естественной, отвечала мыслям и чувствам студента, способствовала проявлению своего «я», личностному росту. Создается определенная психолого-педагогическая среда, в которой выращивается личностный потенциал студента.
С психологической стороны такая среда устраняет психологические барьеры, расковывает студента, создает вокруг него атмосферу доброжелательности, понимания, обеспечивает ему психологическую помощь и безопасность, возможность проявлять и совершенствовать себя.
Добиться сказанного в реальном учебновоспитательном процессе довольно сложно. Необходимо, чтобы студент сам участвовал в определении целей, содержания, средств своего обучения, чтобы у него были доброжелательные, доверительные, открытые отношения с преподавателями.
Личностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза усиливается и углубляется посредством индивидуального подхода. Как будет проявлять себя личность в деятельности, во многом зависит от ее индивидуальности. Индивидуальность традиционно представляется нам как отличие: по полу, по темпераменту, по характеру, по способностям, по интересам и т. д. В учебно-воспитательном процессе эти отличия учитываются: дифференцируется содержание обучения в зависимости от познавательных способностей, подбираются темп, формы, методы обучения и т. д.
Отличия могут быть уникальными, неповторимыми, например, когда индивидуальность проявляется в творчестве. Творческий продукт — это выражение мировоззрения, того, что ему дорого, развитие у студентов способности к творчеству — это задача вуза,
которая решается через организацию конкурсов, выставок и т. д.
Выращивание личностного потенциала, обогащение индивидуальности невозможны без культурологического и аксиологического подходов.
Культурологический подход обеспечивает формирование общей, а затем — профессиональной культуры будущего специалиста. В педагогике профессионального образования он выражается через принцип культуро-сообразности. Профессиональной деятельности присущи культура труда, эстетическая, нравственная, экологическая культуры. Все лучшее, жизнеутверждающее, жизнеспособное отражается в них. Профессиональная культура, питающая личность студента через пуповину профессионального образования, является одним из основных показателей конкурентоспособности и компетентности специалиста.
Обучая профессии, вуз прививает студенту новые образцы профессиональной культуры и строит учебно-воспитательный процесс на основе культурного образца профессиональной деятельности. Культура предполагает учебно-профессиональную деятельность студентов, в основе которой лежат их сущностные силы и способности. Культура — это один из источников квалифицированного труда, формирования эмоционально-волевой сферы и нравственно-ценностного отношения студента к окружающему миру, к людям, к жизни. И от того, каков уровень профессиональной культуры в вузе, можно, вероятно, судить об эффективности взаимодействия учебного заведения с производством. Поскольку в профессиональной культуре выражены убеждения, нормы поведения, отношения, трудовые традиции, т. е. система профессиональных ценностей, общих для всех носителей профессии, в которой интегрируются личностные профессиональные качества и способности. Освоение в вузе профессиональной культуры удовлетворяет потребности тех, кто учит, и тех, кто учится, повышает профессиональную квалификацию, психологически улучшает образовательную среду, вызывает стремление у студентов следовать профессиональному поведению.
Мир труда — это, прежде всего, ценностный мир. Материальные ценности выражаются в средствах, предметах, результатах труда. Духовные — в отношении к этим материальным ценностям, в отношении к людям, к жизни. По-
зитивное отношение к миру является источником оптимизма, и задача учебного заведения через аксиологический подход поддерживать представления студентов о ценности жизни, ценности труда — одного из основных средств, формирующих личность.
Формирование личности будущего специалиста в труде, в деятельности (учебной, профессиональной) — такова суть деятельностного подхода. В вузе студент втягивается в активную учебную деятельность, посредством которой осваивается профессиональная деятельность, развиваются мышление, память, внимание и другие психические процессы, выращивается личностный потенциал и развиваются индивидуальные качества.
Среди вышеназванных подходов деятельностный подход является наиболее рациональным, последовательным и научно обоснованным, в его основе лежит прогностический анализ содержания профессиональной деятельности, которое предстоит освоить будущему специалисту, выявление умений, необходимых для успешного выполнения трудовых функций, и знаний, обеспечивающих осознанное овладение этими умениями. Большую роль в современной профессиональной деятельности играет творчество, способствующее обновлению производства, делающее его более эффективным. Подготовка творческого специалиста предполагает развитие в вузе творческих способностей студентов, необходимых им для успешной работы в различных областях. В свою очередь, это делает необходимым включение в содержание обучения материала общекультурного назначения, цель которого — расширить диапазон трудовой культуры специалиста, чтобы он имел возможность изменять существующее производство, а не только адаптироваться к нему.
Рассматриваемые нами подходы имеют одно общее свойство: они работают кто-то больше, кто-то меньше на выращивание личностного потенциала, на развитие индивидуальности будущего специалиста. Практическим средством формирования личностного потенциала и индивидуальности служит компетентностный подход. Под компетенцией в этом подходе понимается интегральная совокупность ценностей и качеств личности, знаний, умений, навыков и способностей. Другими словами, компетенция — это единство в формировании личности и деятельности, сплав профессиональных качеств личности и традиционных знаний, умений, навыков.
В плоскости реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе может быть применен контекстный подход. Акцент в контекстном подходе делается на преобразовании учебной деятельности студента в вузе в профессиональную деятельность специалиста в условиях производства. Наряду со знаниями, умениями у студентов формируются профессиональные качества, опыт социальных производственных отношений, профессиональные ценности.
Преподавателю высшей школы необходимо ориентироваться в рассмотренных выше подходах, лежащих в основе личност-но ориентированной парадигмы профессионального образования. Такая ориентация поможет ему определиться в направлениях своей педагогической деятельности и построить систему своих действий.
Технология деятельности преподавателя в направлении выращивания личностного потенциала и развития индивидуальности студента включает решение следующих групп задач.
1. Конструктивно-прогностические задачи. Деятельность преподавателя направлена на постановку целей обучения, способствующего развитию личности и профессиональных качеств. Цели обучения ставятся на основании анализа результатов мониторинга требований общества и производства к профессиональным качествам специалиста. В соответствии с целями разрабатывается программа действий, намечаются этапы, определяются условия развития личности будущего специалиста. Проектируется содержание учебно-воспитательного процесса, прогнозируются его возможности по выращиванию личностного потенциала студента.
В результате создается модель выращивания личностного потенциала и развития индивидуальности студента.
2. Организационно-деятельностные задачи. При решении этих задач актуализируется построенная модель выращивания личностного потенциала и развития индивидуальности студента. При этом учитываются прогнозные возможные последствия ее реализации в конкретных социально-педагогических условиях. В процессе решения психолого-социальных проблемных ситуаций осуществляется развитие и саморазвитие личности студента.
3. Оценочно-информационные задачи. Информация об эффективности использу-
емых педагогических средств, о степени их влияния поступает к преподавателю в форме результатов тестирования, и он должен дать им свою оценку, выполняющую функцию контроля. Деятельность преподавателя при решении оценочно-информационных задач направлена на обеспечение регулярного получения информации, на ее анализ, оценку и дальнейший учет при выращивании личностного потенциала будущего специалиста. В реальных условиях педагогического процесса бывает трудно определить, когда и у какого студента сформируется то или иное профессиональной качество, произойдут изменения в его индивидуальности. Поскольку достоверная, объективная информация часто отсутствует. Объясняется это практической неразработанностью критериев, по которым можно оценить развитие индивидуальности, личностных качеств, эффективность воспитательной работы в вузе.
4. Коррекционно-регулирующие задачи. Они возникают для устранения противоречия между стремлением учебно-воспитательного процесса к упорядочиванию в части выращивания личностно развивающего потенциала студента, с одной стороны, и воздействием случайных факторов, направленным на разрушение этого упорядочивания, — с другой. Кроме этого в учебно-воспитательном процессе часто происходят изменения, что также требует постоянного регулирования его
элементов, направленных на выращивание личностно развивающего потенциала студентов.
Выделенные группы задач являются типичными для преподавателя в учебно-воспитательно-развивающей деятельности в вузе. В конкретной педагогической ситуации каждый преподаватель может предложить свое творческое решение их на основании имеющегося у него педагогического опыта.
Таким образом, в технологии деятельности преподавателя смещается акцент с формирования знаний, умений, навыков на развитие личностно развивающего потенциала, в котором формирование знаний, умений, навыков лишь один из компонентов. Естественно, это ведет к изменению уровня профессионально-педагогической культуры преподавателей, к повышению общеобразовательного и профессионального уровней подготовки студента и новому характеру социально-педагогических условий.
1. Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. — 320 с.
2. Прохорова Е. А. Психолого-педагогические основы личностно ориентированного подхода в обучении будущих инженеров-педагогов. — URL: www.rudocs. exdat.com / docs / index-362432.html
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — URL: www.ozhegov.org
4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. — 2012. — 31 дек.
УДК / uDC 378 А. Т. Галиахметова,
Ж. И. Айтуганова, Т. Б. Харисов
A. Galiakhmetova, J. Aitouganova, T. Kharisov
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА цЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
MANAGEMENT OF EDuCATION QuALITY
in institutions of higher education
ON THE BASIS OF COMPLEXES OF TARGET PROGRAMS
В статье представлены результаты исследования деятельности высших образовательных организаций по решению задачи повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях развива-
ющихся рыночных отношений. В настоящее время осуществляется переход от концепции «Повышение качества знаний (образования)» к концепции «Управление качеством образования», которая становится основой новой