Научная статья на тему 'Современные педагогические подходы к формированию социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса'

Современные педагогические подходы к формированию социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL-PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL-PROFESSIONAL INSTALLATION / PERSONALITY-ORIENTED VOCATIONAL TRAINING / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пудовкина Н. В.

В статье дается анализ формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса с позиций развития их личностного потенциала. Наиболее востребованными в современных условиях и действенными, с точки зрения целей образования, в разработке системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза являются современные идеи личностно-ориентированного подхода в обучении, личностно-ориентированного профессионального образования и творческого саморазвития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пудовкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL SECTOR SPECIALISTS' SOCIAL AND PROFESSIONAL ORIENTATION: MODERN PEDAGOGICAL APPROACHES TO ITS FORMATION

The article contains the analysis of future agricultural specialists' social and professional orientation formation in terms of their personal potential development. Modern ideas of a personality-oriented approach in education, personality-oriented professional education and personality creative self-development are the most popular today, especially in the process of social and professional orientation development.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические подходы к формированию социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса»

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

© 2012 Н.В.Пудовкина

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Статья поступила в редакцию 06.05.2011

В статье дается анализ формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса с позиций развития их личностного потенциала. Наиболее востребованными в современных условиях и действенными, с точки зрения целей образования, в разработке системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза являются современные идеи личностно-ориентированного подхода в обучении, личностно-ориентированного профессионального образования и творческого саморазвития личности.

Ключевые слова: социально-профессиональная компетентность, социально-профессиональная установка, личностно-ориентированное профессиональное образование, творческое саморазвитие личности.

В связи с необходимостью реализации национальной целевой программы по подъему сельского хозяйства особую актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки специалиста-агрария и, как следствие, эффективности его дальнейшей профессиональной деятельности и закрепляемости в сельскохозяйственном производстве.

Сельское хозяйство одна из сложных сфер приложения человеческого труда. Современное состояние аграрного сектора таково, что сельскохозяйственный труд самый непристижный и низкооплачиваемый, он малопривлекателен и не эстетичен (погодные условия, загрязненность, солнечная радиация), а в следствие сравнительно низкого уровня механизации трудовых процессов требует больших физических нагрузок. В связи с низким уровнем жизни сельского населения в последнее десятилетие отмечается интенсивный отток из села трудоспособного населения, особенно молодежи. Выпускники школ профессионально не ориентированы на образовательные учреждения агропромышленного комплекса. Молодые люди часто выбирают сельскохозяйственные профессии лишь тогда, когда осознают, что выбор любой другой желаемой профессии связан с множеством трудностей, которые невозможно преодолеть (пройти по конкурсу, иметь соответствующий уровень знаний, умений, навыков). Среди абитуриентов сельскохозяйственных вузов до сих пор много молодежи, не знающей специфики работы на селе. В дальнейшем, приступая к учебе, молодые люди не заинтересованы в приобретении глубоких профессиональных знаний

Пудовкина Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики. E-mail: PudovkinaNV@yandex. ru

и формально относятся к получению диплома о высшем сельскохозяйственном образовании.

Дисбаланс между количеством подготовленных специалистов по той или иной сельскохозяйственной профессии и реальной возможностью, в соответствии с собственными потребностями, трудоустроиться в аграрном производстве приводит к тому, что большинство выпускников сельскохозяйственных вузов после их окончания выбирают другую профессию и оседают в непрофильных отраслях.

Таким образом, социально-экономические и индивидуально-психологические факторы порождают проблему «внутреннего отчуждения» будущего специалиста сельского хозяйства от процессов образования и профессионализации, что выражается в отсутствии закрепляемости молодежи на селе и формирования стабильных трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий. Данный факт становится причиной целого ряда явлений, приводящих к формированию специалиста, разочаровавшегося в своем профессиональном выборе, неудовлетворенного своим профессиональным обучением, затрудняющегося в определении своих потребностей и целей, не мотивированного к выполнению профессиональной деятельности. Отсутствие установки студентов сельскохозяйственного вуза на овладение и выполнение социально-значимой профессиональной деятельности делает необходимым выстраивание процесса их профессиональной подготовки с позиций развития личности, через мотивацию ее саморазвития. Необходима переориентация образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки будущего специалиста к продуктивному самостоя-

тельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

Согласно идее И.А.Зимней, у будущего специалиста агропромышленного комплекса должно быть сформировано некоторое целостное социальное качество - социально-профессиональная компетентность, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми1. Развивая точку зрения И.А.Зимней, одним из условий формирования социально-профессиональной компетентности специалиста сельскохозяйственной отрасли считаем развитие мобилизационной готовности студентов к творческому саморазвитию данной компетентности. Дидактической основой этого процесса является формирование у студентов социально-профессиональной установки на профессионализацию и самореализацию в сфере сельскохозяйственного производства.

Социально-профессиональная установка -это особое состояние личности будущего специалиста, его внутренняя готовность к освоению и выполнению профессиональной деятельности, с дальнейшей самореализацией в профессиональном сообществе и обществе в целом, к творческому саморазвитию профессионально-значимых личностных качеств, к проявлению сопряженности личных интересов с потребностями социума. Наиболее востребованными в современных условиях и действенными, с точки зрения целей образования, в разработке системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза являются современные идеи личностно-ориен-тированного подхода в обучении, личностно-ори-ентированного профессионального образования и творческого саморазвития личности.

Личностно-ориентированный подход выступает в качестве новой парадигмы и является ведущим направлением современного образования. Концептуальные основы данного подхода имеют свои истоки в положениях многих концепций и теорий прошлого и настоящего. Это творческое наследие К.Д.Ушинского, П.Ф.Кап-терева, П.Ф.Лесгафта, Н.Х.Веселя, К.Н.Вент-целя, Л.Н.Толстого, И.А.Сикорского; теория гуманизма, воплощенная в педагогическом опыте В.С.Сухомлинского, Я.Корчака; концепция диалога культур М.М.Бахтина, В.С.Библера; положения гуманной концепции Ш.А.Амо-нашвии; идеи концепции педагогической поддержки О.С.Газмана; исследования Д.А.Белу-хина, Е.В.Бондаревской, Э.Ф.Зеера, Л.П.Качаловой, С.В.Кульневича, В.В.Серикова,

1 Зимняя И.А. Общая культура и социальная компетентность человека // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.eidos.ru /jonal /2006 /0504.htm. (Дата обращения 26.12.2010).

И.С.Якиманской и др. И.С.Якиманская считает, что в основе личностно-ориентированного подхода в обучении «лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного объекта, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом»2.

А.Маслоу утверждает основой личностно-ориентированного подхода в педагогике гуманизм и включает в этот подход воспитание свободной личности и в развитии ее самостоятельности; индивидуализацию воспитания и признание приоритета личностного перед общественным; организацию воспитания на основе единства социального, психического и биологического; всемерное удовлетворение познавательных потребностей личности; выявление и реализацию личностного потенциала учащихся; развитие внутреннего мира ребенка»3.

Э.Ф.Зеер определяет личностно ориентированный подход как «становление духовности личности, позволяющей ей реализовать свою природную, биологическую и социальную сущность. Целью воспитания является создание условий для удовлетворения потребности быть личностью духовно богатой, нравственно устойчивой, психически здоровой»4. Л.П.Качалова рассматривает реализацию личностно ориентированного подхода через призму педагогической поддержки и указывает, что в основе его лежат СО и САМО процессы, направленные на раскрытие личностного потенциала и создающие условия для самоактуализации личности5. В связи с этим Э.Ф.Зеер выделяет признаки личностно ориентированного подхода: организация субъект субъектного взаимодействия; создание условий самоактуализации; активизация обучаемого; обеспечение внешних и внутренних мотивов обучаемого; получение удовлетворения от решения учебных задач и заданий в сотрудничестве с другими обучаемыми; обеспечение условий для самооценивания, саморегуляции и самоактуализации; перенос акцента в функциях педагога на позицию фасилитатора.

Обобщая исследования в области личностно-ориентированного образования, можно определить его возможности в процессе формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК. Данный подход обеспечивает определение роли преподавателя и

2 Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996.

3 Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. - М.: 1982.

4 Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: 2000.

5 Качалова Л.П., Качалов Д.В., Качалов А.В. Лично-

стно-ориентированный подход в образовании: педагогика личности: пособие к спецкурсу. - Шадринск: 2007.

студента в процессе формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства; содержание системы формирования социально-профессиональной установки, в соответствии с чем учебный материал приобретает субъективное значение; самоанализ, самооценку, самокоррекцию поведения и отношений, опору на потенциал личности, развитие ее задатков и способностей.

Важно отметить, что ценность личностно-ориентированного подхода как тактики разработки системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза состоит в том, что обеспечивается открытое взаимодействие субъектов процесса этого формирования, актуализируется творческий потенциал личности студента, а также саморазвитие, соуправление процессом формирования социально-профессиональной установки будущего специалиста-агрария как элемента его социально-профессиональной компетентности.

Также следует подчеркнуть, что в центре системы формирования социально-профессиональной установки находится личность как субъект собственной жизнедеятельности, способный к сотрудничеству, диалогу, свободной и конструктивной творческой деятельности. Это личность ответственная, самореализующаяся, саморазвивающаяся, активно познающая. Такая личность выступает как эпицентр новой парадигмы обучения и воспитания (Н.А.Алексеев, Ш.А.Амонашвили, С.И.Архангельский, А.Г.Ас-молов, Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Б.Г.Корнетов, В.В.Краевский, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.) и, следовательно, подготовки специалистов для сельского хозяйства в современных социально-экономических условиях.

Опора на идеи личностно-ориентированного подхода при проектировании системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза предполагает не только развитие личности будущего специалиста, но также учет того факта, что этот процесс становится возможным только при наличии «других» взаимодействующих с личностью субъектов, осуществляющих деятельность «развивания» (В.И. Слободчиков6).

Исследования последних лет (В.П.Зинченко, Б.С.Братусь, А.Б.Орлов, А.В.Мудрик, В.А.Петровский, В.А.Татенко, И.Б.Котова и др.) пока-

6 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. - М.: 2000.

зали, что развитие личности невозможно не только без «значимого другого», но и без «значимого себя для других». Поиски ответа на вопрос о развитии личности привели к открытию той формы активности, которая получила название «устремление», то есть направленность человека на продуцирование таких действий, которые связаны с расширением возможностей и сферы действований.

Выявлено, что каждый из субъектов образования не просто содействует развитию другого, а находит в этом условие для собственного личностного развития. В основе такого взгляда лежит концепция рассмотрения личности как субъекта идеальной представленности и про-долженности человека в другом человеке, разработанная А.В.Петровским и В.А.Петровским7. Исходя из этой концепции, педагоги (преподаватели) несут ответственность за систему взглядов, цыенностей, личностных смыслов студентов. Функция педагога раскрывается в принятии на себя ответственности за характер и перспективы развития личности студента, за те изменения, которые он вносит в систему личностных ценностей и смыслов других людей.

Установлено, что в процессе образования происходит трансляция не только профессиональных знаний, но и субъектных параметров педагога. Это становится возможным, если педагог владеет развивающими образовательными технологиями, заботится о повышении педагогического мастерства, способен к аналитическому мышлению и имеет развитую педагогическую рефлексию, которая позволяет ему осознать мотивы профессиональной деятельности, последствия своего влияния на студентов, дает возможность увидеть себя их глазами, оценить применяемые стратегии и тактики и определить темпы личностного и профессионального становления и развития обучаемых.

Поэтому в модели системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК определены и представлены виды деятельности не только студентов, но и педагогов, преподавателей. Деятельность педагогов направлена на организацию сотрудничества и диалогового общения между субъектами процесса формирования социально-профессиональной установки, создание развивающей творческой познавательной среды для выявления субъектных возможностей будущих специалистов в ходе самоформирования установки на развитие социально-профессиональной компетентности.

7 Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. - 1982. - № 3.

В данном случае речь идет не о формировании личности с заранее заданным набором качеств, а о создании педагогической среды, обеспечивающей проявление и развитие субъектного личностного опыта. Термин «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый человеком в конкретных условиях социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Включенность субъектного опыта студента в процесс формирования социально-профессиональной установки означает организацию будущим специалистом собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебно-профессиональной деятельности и руководствуясь личным отношением к выбранной профессии. Педагог также является носителем способов приобщения студентов к их будущей профессиональной и социальной деятельности. Обмениваясь с обучаемыми своими способами, как более профессионально продуктивными, педагог становится источником их становления, создает благоприятные условия для овладения ими, превращая их в рациональные приемы умственной деятельности.

В рамках личностно-ориентированного обучения формирование социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК складывается из двух элементов: 1) переработанного социально-культурного опыта, существующего независимо от процесса обучения в виде учебно-программных материалов (образовательный стандарт); 2) личного опыта, приобретаемого на основе субъект - субъектного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотвор-чества, саморазвития.

Формирование социально-профессиональной установки становится индивидуальной деятельностью студента и переходит в самоформирование на личностном уровне. Обретение социально-профессиональной установки на саморазвитие социально-профессиональной компетентности начинает переживаться студентом как жизненная проблема, что, в свою очередь, мобилизует и развивает структуры его личности.

Личностно-ориентированное содержание системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства не может рассматриваться в отрыве от идей личностно-ориентированного профессионального образования. Личностно-ориентированное профессиональное образование базируется на том, что любое саморазвитие и самосовершенствование личности происходит только в результате взаимодействия с окружающим миром. В основе личностно-ориен-

тированного профессионального образования лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом.

Индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне. Человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания. Индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию. Взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения. Самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Таким образом, личностно-ориентированное профессиональное образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности будущего специалиста, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; представляет каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации, внутренние установки и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, поведении, учебно-профессиональной деятельности; обеспечивает профессиональную и социальную адаптацию в обществе.

Э.Ф.Зеер центральным звеном личностно-ориентированного профессионального образования считает профессиональное развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает неравномерную целостность. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его8. Э.Ф.Зеер определил ведущие положения личностно ориентированного профессионального образования, которые нельзя не учитывать при анализе проблемы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса. Сущность этих положений состоит в следующем: 1) личностное и

8 Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: 2000.

профессиональное развитие студентов рассматривается как главная цель, что предполагает субъективную активность обучаемого. Он сам творит учение и самого себя; 2) критериями эффективности организации профессионального образования являются параметры личностного и профессионального развития; 3) в качестве дидактической единицы профессионального образования выступает учебно-профессиональная ситуация. Совокупность этих ситуаций позволяет смоделировать все составляющие профессионального образовательного процесса; 4) социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами профессионального развития обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и обучаемых. Принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное профессиональное образование создает условия для полноценного соразвития субъектов образовательного процесса.

Исходя из вышеизложенного, можно определить основные направления личностно-ориентированного профессионального образования в разработке системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК. Формирование социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза на саморазвитие социально-профессиональной компетентности предполагает полноценное развитие их личности. Главным мотивом формирования социально-профессиональной установки является потребность в постоянном саморазвитии и самореализации всех субъектов данного процесса и всего процесса обучения в целом. Конкретная личность играет роль системообразующего фактора в формировании социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства.

Обучающиеся и педагоги являются взаимодополняющими субъектами процесса формирования социально-профессиональной установки студентов в образовательном процессе. Создание условий, при которых происходит формирование социально-профессиональной установки - это ключевая и первостепенная задача, обеспечивающая сформированность социально-профессиональной компетентности будущего специалиста сельскохозяйственного производства. Формирование социально-профессиональной установки на саморазвитие социально-профессиональной компетентности будущих специалистов АПК обеспечивается планомерным выявлением и включением в процесс обучения их субъектного, личностного опыта. Ос-

новной целью формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза является развитие у них способности самостоятельного принятия решений о путях своего профессионального и социального становления и ответственности за их последствия.

Принимая во внимания данные положения, вслед за Л.М.Митиной приходим к выводу о единстве личностного и профессионального развития. «Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме деятельности личности - творческой са-мореализации»9.

Идеи творческой самореализации получили развитие в трудах В.И.Андреева. Его концепция обучению творческому саморазвитию личности базируется на следующих положениях: 1) осознание самоценности каждой личности, ее уникальности; 2) неисчерпаемость возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития; 3) приоритет внутренней свободы - свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.

В.И.Андреев рассматривает творческое саморазвитие как целенаправленный осознаваемый процесс созидательного изменения самого себя, как «особый вид творческой деятельности субъект - субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности»10.

Е.В.Бондаревская трактует творческое саморазвитие личности как интегративный творческий процесс осмысленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов11.

В.А.Сластенин определяет профессиональное саморазвитие как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешнее задает содержание, а внут-

9 Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4.

10 Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2. - Казань: 1998.

11 Бондаревская Е.В. Педагогика. - Ростов на/Д.: 2000.

реннее движение обеспечивает реализацию саморазвития, ее личностный смысл12.

З.Д.Жуковская определяет процесс саморазвития как «восхождение к неповторимой индивидуальности, условиями которого являются профессиональное самосознание, принцип динамизма и процессуальный подход»13.

Главным механизмом саморазвития, как целенаправленного воздействия человека на самого себя, является разрешение противоречий между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности, решение постоянно усложняющихся творческих задач (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, С.Б.Елканов, Э.Ф.Зеер, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.).

Б.Е.Фишман конкретизирует эти противоречия: движущей силой развития выступает противоречие между растущими потребностями личности и реальными возможностями их удовлетворения, а в саморазвитии - противоречие между осознанным личностью собственным социальным назначением и реальными возможностями его осуществления (противоречие между собою - желаемым и собою - реальным); в процессе развития личность рассматривается как объект процесса, в процессе саморазвития -как субъект, как активный творец себя14.

Для проектирования системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля также считаем важным установленный В.И.Андреевым закон фазового перехода развития в творческое саморазвитие личности. Согласно этому закону, развитие личности, будучи детерминировано внешними и внутренними факторами и условиями, на определенном этапе жизнедеятельности в процессе позитивных количественных и качественных изменений в «самости» может и на определенной стадии переходит в фазу осознаваемой, целенаправленной, преимущественно внутренне детерминированной деятельности и трансформируется в творческое саморазвитие личности. Педагогическим условием активизации и интенсификации перехода развития в творческое саморазвитие личности, по В.И.Ан-

12 Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 5.

13 Жуковская З.Д. О развитии творческой индивидуальности педагога как основы качества повышения его профессиональной квалификации // Проблемы качества повышения квалификации работников образования: Мат-лы второй заоч. межрегион. науч.-практ. конф. - М.; Воронеж: 2005.

14 Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка профессио-

нального развития/саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 2.

дрееву, является такое образование (обучение и воспитание), которое способствует тому, чтобы личность обучаемого сама все более осознанно и целенаправленно овладела бы методологией и технологией самопознания, творческого самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации. В.И.Андреев определяет положение гарантированного качества образования: «Только такое образование можно считать образованием гарантированного качества, которое переходит в самообразование. При этом обучение переходит в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а личность из состояния развития - в фазу творческого саморазвития»15.

Говоря о механизме творческого саморазвития личности будущего специалиста сельского хозяйства при формировании социально-профессиональной установки, следует отметить, что если даже каждый студент имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие в учебно-профессиональной деятельности и социальной среде. Преодоление этих трудностей заключается в следующем: 1) осознание студентом необходимости самопознания, самообразования, самосовершенствования, саморазвития на основе самодиагностики своих индивидуальных возможностей (экставерсия - интроверсия; тип мышления; способности; социальные и мотивационно-личностные установки; активность; способность к рефлексии; эмоциональная, волевая, коммуникативная сферы и т.д.); 2) оценка студентом результатов своей учебно-профессиональной деятельности, анализ причин успеха - неуспеха, осознание возможных личностно-профессиональных трудностей в дальнейшей социально-профессиональной деятельности; 3) осознание и самостоятельный выбор студентом средств, способов, условий, необходимых для разрешения противоречий между требованиями будущей профессии и внутренней готовностью и их осуществлению; между естественной личностной потребностью студента к самореализации, самообразованию, самосовершенствованию и возможностями достижения этого в условиях учебно-профессиональной деятельности; 4) целеполагание студентом своего творческого саморазвития и себя как регулятора этого процесса. Учитывая невозможность одновременной реализации всех потенциальных особенностей личности, студент совершает сознательный выбор именно тех целей, которые важны и имеют реальные возможности воплощения

15 Андреев В.И. Педагогика творческого ....

в процессе эффективного творческого саморазвития личности.

Процесс вузовского обучения и профессиональной подготовки является значимым этапом, стимулирующим будущего специалиста к саморазвитию. Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого студента. Постановка определенных целей, направленных на

саморазвитие, стремление к их реализации позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта профессиональной и социальной деятельности -сформированность социально-профессиональной установки на саморазвитие социально-профессиональной компетентности.

AGRICULTURAL SECTOR SPECIALISTS' SOCIAL AND PROFESSIONAL ORIENTATION: MODERN PEDAGOGICAL APPROACHES TO ITS FORMATION

© 2012 N.V.Pudovkina

Samara State Agricultural Academy

The article contains the analysis of future agricultural specialists' social and professional orientation formation in terms of their personal potential development. Modern ideas of a personality-oriented approach in education, personality-oriented professional education and personality creative self-development are the most popular today, especially in the process of social and professional orientation development.

Keywords: social-professional competence, social-professional installation, personality-oriented vocational training, creative self-development of a personality.

Natalya Vladimirovna Pudovkina, Senior Teacher of the Pedagogy department. E-mail: PudovkinaNV@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.