^ГАУДПОИРО Г
Онлайн-доступ к журналу: http:www//iro 38.ru
УДК 37.037.1:372.4
Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста
А. А. Зайчиков Гимназия № 3, г. Иркутск
Аннотация. Рассматриваются проблемы физического воспитания в общеобразовательной школе, инновационные подходы в учебно-воспитательном процессе; обосновывается личностно-ориентированный
подход в физическом воспитании младших школьников.
Ключевые
слова: личностно-ориентированный подход, самостоятельный вы-
бор, педагогическая поддержка, эмоциональный комфорт, физическое здоровье.
В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами являются образование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения [2, с. 127].
Из ценностного отношения к ребёнку вырастает понимание цели личностно-ориентированного образования - найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией [3, с. 28].
Наиболее гуманным средством становления субъектности является самоорганизация. Но используемые в физическом воспитании способы деятельности направлены на формирование физических качеств без учёта ценностных основ сознания учащихся. Такое обстоятельство снимает возможность смысловой самоорганизации личности в процессе физического воспитания как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик. Необходимо обращение к личностным структурам сознания.
Как считают учёные, основным показателем физической культуры сознания является цивилизованность. Физическая культура сознания как одно из проявлений цивилизованности
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ /
THEORY AND METHODS OF PHYSICAL EDUCATION
самоорганизует гуманные отношения к своему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо другим.
Некоторые уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты благодаря использованию новых средств физического воспитания. К ним относятся педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и есть процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемый при педагогической поддержке со стороны учителя. Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем. Таким образом, педагогическая поддержка саморазвития личности младших школьников в учебной деятельности способствует развитию творческой самостоятельности, самоопределения в коллективе, ответственности, инициативности. Поддержка выражает существо гуманистической позиции учителя по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты. Гуманистическая ценность педагогической поддержки состоит в ориентации учителя на развитие мотивационно-смысловой ориентации ученика, ищущего своё место в жизни [4, с.7-9].
Наличие большого числа научных и практических работ по данной проблеме свидетельствует о её актуальности, но в то же время специфика личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании в начальной школе практически не раскрыта. Это объясняется сложностью и возрастным своеобразием объекта исследования, ограниченностью выбора содержательного материала и методических приёмов. Но именно младшая школа как начальное звено обучения является основной базой для осознания школьниками своей личности, определения собственной позиции в учебном процессе как субъекта, деятельностно-го участника, способного определённым образом влиять на обучение.
Личностно-ориентированное образование стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, которая подразумевала, что «хороший ученик» - тот, кто точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании, напротив, учитель управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребёнку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор [5, с. 135].
Ведущие учёные (В. К. Бальсевич, Л. Б. Кофман, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев, Г. Б. Мейксон и др.) разрабатывают современные направления теории и методики физического воспитания детей и молодёжи. Разнообразные по сущности, эти направления имеют единую цель - ориентацию на личность ученика, учёт его индивидуальных типологических, физиологических, психологических особенностей, его потребностей, возможностей, интересов. По нашему мнению, основным инструментом для удовлетворения физкультур-но-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий (базового и профильного физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности). Следовательно, использование лич-ностно-ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе применения личностно-ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитания
[1, с. 29].
Ключевым понятием, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного самостоятельного выбора. Самостоятельность - это всегда в какой-то мере творчество. Следовательно, ребёнку предоставляется право на свободный и самостоятельный выбор из целого ряда возможных альтернатив деятельности (поведения), и он осуществляет свой выбор, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей. Из этого следует, что в личностно-ори-ентированной системе образования индивидуальный подход к каждому ребёнку является не просто декларацией, благим пожеланием, а реально действующим принципом построения всей образовательной среды, практическая реализация которого обусловлена целями и методами обучения и воспитания [1, с. 41-42].
В этой связи был сделан вывод, что сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем:
- в индивидуальном подходе педагога к каждому ученику, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию;
- в использовании и активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности;
- в создании педагогических условий для формирования у учащихся своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности;
- в создании педагогических условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в плане обучения, формирования здоровья и физической активности;
- условиями успешной организации учебно-воспитательного процесса является организация уроков физического воспитания с задействованием единства эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, действенно-практической и интеллектуально-мировоззренческой на паритетных началах.
Из всего многообразия существующих средств физического воспитания учащихся начальной школы включение упражнений из раздела плавания является предпочтительным. Это объясняется следующими причинами:
- во-первых, такие упражнения позволяют в полной мере использовать игровой метод при развитии двигательных способностей;
- во-вторых, плавание - эффективное средство развития скорости двигательной реакции, частоты движений, скоростно-силовых способностей, гибкости и общей выносливости, которые в 6-8 лет отличаются высокими темпами естественного развития.
Кроме того, этот вид спорта позволяет использовать метод сопряжённого воздействия, когда значительный объём упражнений одновременно развивает физические качества и формирует двигательные умения и навыки. В условиях уроков физической культуры такой подход наиболее целесообразен для повышения моторной плотности учебных занятий. Развивающий характер обучения плаванию, в отличие от традиционных форм, в большей степени отвечает требованиям физического воспитания младших школьников.
Исходя из вышесказанного, мы разработали «Адаптационную программу по физической культуре (раздел «Плавание») для учащихся 1-4 классов». Целью данной программы является создание оптимальных условий для укрепления и сохранения здоровья, а именно психологических и физических показателей учащихся младшего школьного возраста через организацию и проведение занятий по плаванию.
Своеобразие данной программы заключается в следующем:
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PHYSICAL EDUCATION
- в ней отсутствуют традиционные нормативы. При оценке достижения учеников мы ориентировались на индивидуальные темпы развития их двигательных и познавательных способностей, а не на среднеклассовые показатели. Следовательно, оценка каждого элемента плавания выставлялась по мере усвоения учеником учебного материала, так как оценка учителем того или иного упражнения или поступка учащегося могла восприниматься им как неприятие или критика, что, в свою очередь, могло привести к замкнутости школьника;
- в содержание программы были включены как специально подобранные, так и разработанные упражнения и подвижные игры, побуждающие ученика задействовать свои психомоторные и познавательные способности.
В качестве средств, способствующих развитию этих способностей при обучении детей плаванию, применялись:
- упражнения на определение различий пространственных параметров;
- упражнения на совершенствование «чувства времени»;
- упражнения на развитие темпа движений;
- упражнения, выполняемые с различной амплитудой;
- игры на развитие пространственно-временных характеристик движений;
- релаксационные упражнения с использованием функциональной музыки и нестандартного оборудования.
В содержание занятий были введены упражнения и игры, направленные на развитие внимания, памяти и психомоторных способностей. Игры на развитие познавательных способностей применялись в начале урока для повторения пройденного, в заключительной части - для закрепления изученного материала проводились 2-3 игры в течение 5-7 минут. Для развития психомоторных способностей проводились психотехнические игры и упражнения в течение всего урока, 4-5 упражнений в каждом занятии. Данные упражнения повышали эмоциональный фон, развивали соревновательный интерес, снижали утомляемость.
На личностно-ориентированном уроке по физическому воспитанию оправдано использование вариативных карточек. Эти карточки подготавливаются и используются таким образом, что не учитель, а сам ученик принимает решение, что делать. Он осуществляет персональный, свободный и ответственный выбор из всех предлагаемых учителем вариантов. Вариативные карточки представляют собой специально продуманный ассортимент разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебных заданий в парах, подгруппах или индивидуально. Карточки дают возможность учащемуся самому выбрать необходимые ему средства и материалы из предложенных вариантов, а также добавить к ним другие по своему усмотрению.
По степени сложности также было предложено три варианта: красный цвет - задание сложное, синий - соответствует возрасту, зелёный - простое задание. Карточки помещались в водонепроницаемую оболочку так, чтобы школьники могли их брать с собой в воду. На самостоятельное занятие по вариативным карточкам на каждом уроке отводилось от 5 до 8 минут в 1-2 классах и 8-12 минут в 3-4 классах [1, с. 47].
Так ученик проявляет свою индивидуальность, делая самостоятельный, осознанный, свободный выбор. Таким образом, индивидуальные различия детей не только не являются препятствием, но, напротив, выступают необходимым условием достижения поставленной цели. Следовательно, личностно-ориентиро-ванное образование исходит из принципа, что все дети в классе равноценны, но каждый ребёнок уникален и неповторим, и индивидуальный подход в данном случае осуществляется по отношению к каждому ребёнку, строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности ученика.
На личностно-ориентированном уроке по физическому воспитанию каждый
ученик в классе оказывается в ситуации выбора задания для себя. Каждый ребёнок, исходя из своих индивидуальных интересов и предпочтений, сам выбирает себе соответствующую вариативную карточку, а карточка выполняет три основные функции:
- вариативные карточки являются материалом учебных задач по овладению школьниками программными знаниями, умениями и навыками;
- вариативные карточки и методика их использования на уроке позволяет достигать развивающих целей; дети учатся принимать самостоятельные и взвешенные решения, делать осознанный и ответственный выбор, сотрудничать со сверстниками в процессе решения общих задач;
- использование на уроке вариативных карточек позволяет учителю на уроке не только обучать, но и изучать детей, выявлять их индивидуальные способности: побудительные мотивы и познавательные интересы, характерные способы учебной работы и предпочтения к содержанию и форме учебного материала, социальный статус.
Однако использование на уроке вариативных карточек требует от учителя перехода от привычной роли воспитателя и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно. При этом он наблюдает за действиями детей, пытается выявить побудительные мотивы их выбора, фиксировать и анализировать. Наблюдая за выбором детей, варьируя условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Например, один ребёнок часто избегает совместных форм работы со своими одноклассниками, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет всё сделать сам. Следовательно, используя на уроке вариативные карточки, педагог может отследить:
- изменения в индивидуальном выборе учащихся;
- устойчивое предпочтение в выборе задания каждого вида;
- устойчивое предпочтение в выборе задания каждого уровня сложности;
- временное изменение состава партнёров ребёнка;
- социальный статус ребёнка в группе сверстников и его активность в учебном процессе;
- то, как успешно ребёнок справляется со своей ролью в подгруппе;
- использование учащимися на уроке учебных средств и вспомогательных материалов.
Все эти сведения делают урок по-настоящему эффективным, то есть отвечающим меняющимся индивидуальным интересам и возможностям учеников. Вариативные карточки являются важным источником информации об индивидуальной избирательности и возможностях учащихся. На основе карточки учитель подбирает подходящий материал, выбирает средства и методы, планирует количество подгрупп и т. д. Следовательно, материал должен постоянно изменяться по мере прохождения учебной программы, использования учителем различных форм и методов обучения, а также в соответствии с изменением интересов и растущих возможностей учащихся [1, с. 49].
Мы отдаём себе отчёт в том, что состояние здоровья обучающихся и уровень их физической подготовленности определяются многими факторами, при этом практическим занятиям отводится ведущая роль в сохранении здоровья детей при условии их педагогически обоснованной организации. Уже сегодня, по результатам целенаправленного педагогического наблюдения и анализа, можно отметить позитивные результаты и сделать определённые выводы: увеличился
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ /
THEORY AND METHODS OF PHYSICAL EDUCATION
уровень интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальной школы, повысился уровень организованности детей, возрос процент школьников, умеющих свободно держаться на воде, снизилось количество пропусков занятий без уважительной причины. Уровень эмоционального благополучия младших школьников на занятиях в плавательном бассейне имеет положительную динамику.
В результате индивидуализации и реализации личностно-ориентированного подхода у обучающихся формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности обучающегося как субъекта образования.
Список литературы
1. Зайчиков, А. А. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. А. Зайчиков. - Улан-Удэ, 2010. - 141 с.
2. Кульневич, С. В. Педагогика личности : учебно-практическое пособие / С. В. Кульневич. -М. : Учитель, 2001. - 160 с.
3. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е. Н. Степанова. - М. : Сфера, 2004. - 128 с.
4. Николаева, М. В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы / М. В. Николаева // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 7-9.
5. Ткач, Р. С. Деятельность учителя физической культуры в условиях личностно-ориентированного образования / Р. С. Ткач // Педагогика спорта на пороге 21 века : сб. науч. трудов по материалам междунар. науч. конференции: «Запад-восток: образование и наука на пороге 21 века». - Хабаровск, 2001. - С. 135.
Person-Centered Approach to Physical Education of Junior Schoolchildren
A. A. Zaychikov Gymnasium № 3, Irkutsk
Abstract. This paper deals with questions of physical education in secondary school, innovative teaching approaches. The author gives reasons for using person-centered approach to physical education of junior schoolchildren.
Keywords: person-centred approach, independent choice, pedagogical support, emotional comfort, physical health.
Зайчиков Алексей Алексеевич Zaichikov Aleksey Alekseevich
кандидат педагогических наук, учитель PhD in Education, Teacher of Physical физической культуры Education
Муниципальное бюджетное общеоб- Municipal budgetary general education разовательное учреждение города Ир- institution gymnasium № 3, Irkutsk кутска гимназия № 3
664020, г. Иркутск, ул. Ленинградская, 75 Leningradskaya St, Irkutsk, 664020
75
тел: 8(S952)S29154 e-mail: gymnS@mail.ru
tel. 8(S952)S29154 e-mail: gymnS@mail.ru