неблагоприятную экологическую обстановку, но и с большинством факторов социальной, экономической, психологической природы и т.п.
Особенно острой эта проблема является в отношении нашего подрастающего поколения. Существенное падение уровня физического здоровья среди молодежи, распространение среди них различных заболеваний ставит под угрозу экономическую, интеллектуальную и социальную стабильность нашего общества в самой недалекой перспективе.
В связи с вышеизложенным, чрезвычайно актуальной проблемой на современном этапе представляется работа, направленная на скорейшее восстановление значимости физической культуры и спорта в современном обществе как в экономическом, социальном, так и в общегосударственном отношении. Для решения данного вопроса необходимы совместные усилия различных государственных и общественных организаций, причем не в декларативном порядке, а реально, на деле. Очевидно, что принимаемые в больших количествах различные программы все же не могут обеспечить практическое решение данной проблемы, нужны реальные экономические и социальные подходы, способные переломить неблагоприятную обстановку в области физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Текст] : федер. закон № 329-Ф3 от 4 дек. 2007 г. // Российская Газета. - 2007. - N4539 (8 дек.).
2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства РФ №30 от 21 января 2015 г. -Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
3. Курганская область. Правительство. Программа «Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2014-2019 годы» [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Курганской области №489 от 14 октября 2013 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460207847.
УДК 37.037.1
Н.А. Кузнецова, г. Шадринск
Физическое воспитание в условиях сельской малочисленной школы
В статье рассматриваются особенности организации физического воспитания в условиях сельских малочисленных школ.
Малочисленная сельская школа, физическое воспитание.
Ы.А. Kuznetsova, Shadrinsk
Physical education in rural small schools
In the article the features of organization ofphysical education in rural indigenous schools.
Keywords: small rural school, physical education.
Современная школа сталкивается с новыми вызовами: новые социально-экономические условия, изменившаяся система ценностей, «новые» обучающиеся, чуть ли не с пелёнок владеющие компьютерными технологиями, новые федеральные государственные образовательные стандарты, пытающиеся учесть все эти изменения, -требуют от школы обновления, внедрения новых методов и форм работы, освоения педагогами современных технологий. Особенно трудно происходит «обновление» в условиях сельской школы, для которой характерны: удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность, недостаточное количество педагогов-предметников, малочисленность классов.
Малочисленной сельской школой называют школу с полным комплектом дифференцированных классов (без параллелей), имеющих малую наполняемость (обычно менее 20 человек). Малочисленная школа становится малокомплектной, если процесс обучения проводится в объединенных по возрасту классах, или смешанной, имеющей и дифференцированные, и объединенные классы.
В классе сельской малочисленной школы возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Особенно это касается уроков физической культуры, на которых дети любят играть, состязаться, сравнивать свои достижения, что в условиях малочисленного класса невозможно. В этой связи особую актуальность приобретает поиск эффективных форм и методов организация работы по физическому воспитанию в сельской школе, привлечение школьников к активным занятиям физической культурой и спортом, особенностью которых является разновозрастной состав занимающихся.
Успешности педагогического процесса на селе способствуют такие особенности обучения в сельских школах, как:
- охват разными формами обучения и воспитания практически всех учащихся, ввиду их малого количества;
- большие возможности для осуществления индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании;
- гармоничность экологического воспитания на всех его этапах;
- высокая эффективность метода личного примера;
- реализация сотрудничающего характера педагогического общения;
- тесная связь школы с семьями учащихся;
- определяющая роль школы как центра воспитательной работы на селе.
Однако анализ работ С.В. Сидорова, Р.И. Кузьмина, С.В. Кузьминой позволяет выделить и факторы, негативно влияющие на результаты педагогического процесса, часть из которых обусловлена спецификой социально-экономических условий села. Приведём некоторые из них:
- большая загруженность сельских жителей домашней работой, не способствующей личностному развитию (уход за животными, работа в огороде);
- меньший, по сравнению с городом, доступ информации в сельскую местность (скудость библиотечных фондов, удалённость от научных центров региона, несовершенство транспортного сообщения и систем коммуникации), хотя стоит отметить,
что в последние годы эта проблема частично решена за счёт программы компьютеризации сельских школ и обеспечения их доступом в интернет;
- недостаточный общекультурный уровень сельских жителей, по сравнению с городскими, связанный с отсутствием возможностей посещать театры, музеи, выставки и
т.п.;
- дефицит квалифицированных педагогических и административных кадров, полифункциональность педагогов (часто учителя ведут несколько предметов, компенсируя отсутствие специалистов);
- безальтернативность в образовательном пространстве (отсутствие возможности выбора учебного заведения, учителей, возможностей посещать спортивную, музыкальную, художественную школы);
- бедность материальной базы в сельских школах (данная проблема частично решается за счёт участия школ в грантах, но обычно это единичные и разовые «акции», в целом состояние школ, особенно спортивной базы, довольно печальное) [2, 10, 11].
Как уже отмечено, в последние годы названные проблемы получили частичное решение за счёт участия школ в грантах, компьютеризации сельских школ и обеспечения их доступом к интернету. Планируется, что компетентность и профессионализм педагогов повысится за счёт внедрения профессиональных стандартов, также этому способствует и такое нововведение, как прохождение повышение квалификации педагогами раз в три года, а не в пять, как было ранее.
В Курганской области проблему подготовки кадров к работе в сельской местности успешно решает Шадринский государственный педагогический университет, в который поступают в основном выпускники сельских школ, многие из которых затем возвращаются на работу в свои же сёла. Преподаватели ТТТГПУ, конечно, учитывают данный факт, и, например, на факультете физической культуры в процессе подготовки студентов обязательно затрагиваются вопросы особенностей организации физического воспитания в условиях сельских школ (в рамках предметов «Педагогика», «Методика физической культуры и спорта», в различных курсах по выбору).
Существенное влияние на построение педагогического процесса в сельских школах оказывает малочисленность классов, которая имеет некоторые положительные стороны и в то же время создает определенные проблемы для учителя и ребенка.
Студентами факультета физической культуры ШГПУ был проведён письменный опрос (анкетирование) учителей физической культуры, работающих в сельских малочисленных школах. Целью анкетирования было выяснить отношение педагогов к особенностям организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе, и в частности физического воспитания. После обработки данных анкет были получены следующие результаты.
Отвечая на вопрос «Назовите преимущества обучения в сельской малочисленной школе», учителя отметили:
- возможность осуществлять индивидуальный подход, уделять больше внимания каждому ребёнку;
- легко поддерживать дисциплину на уроке;
- возможность проявить себя и раскрыть свои личностные качества каждому обучающемуся;
- более доверительные отношения между педагогами и учащимися;
- невозможность ребёнку просто «отсидеть» урок.
На вопрос «Назовите недостатки педагогического процесса в сельской малочисленной школе» были получены следующие ответы:
- мало возможностей для полноценной соревновательной деятельности;
- малая конкуренция, что затрудняет возможность обучающимся реально оценить свои способности и потенциал;
- необходимость для педагогов ежедневной подготовки к каждому уроку (в отличие от городских учителей, работающих на параллелях);
- бедная материальная база (старый спортинвентарь, что снижает возможность конкуренции при выезде, например, на областные соревнования);
- необходимость организации поездок для проведения мероприятий с участием нескольких школ делает подобного рода мероприятия по сравнению с городскими школами более редкими;
- ограниченный выбор форм внеурочной деятельности (в отличие от города, где большое разнообразие учреждений дополнительного образования, а также различных форм кружковой, клубной, секционной работы, организуемой самими школами);
- ограниченный круг общения;
- невозможность выбора другого образовательного учреждения или педагога.
В ответе на вопрос «Если бы был выбор, остались бы Вы работать в сельской школе или перешли в городскую» 80% учителей выбрали прежнее место работы. Это говорит о том, что, не смотря на недостатки обучения в сельских школах, работа в них -сознательный выбор большинства педагогов, а это значит, что нужно совместными усилиями учителей-практиков, педагогов-исследователей, учёных искать пути решения выше названных проблем и находить такие методы, приёмы и формы работы, которые смогут сделать образовательный процесс в сельской школе эффективным, качественным, комфортным и для педагогов, и для обучающихся.
Перед учителями малокомплектной школы стоят задачи не только дать учащимся знания по предмету в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, но и развивать умение общаться с детьми разного возраста в процессе учёбы, самостоятельность, умение быстро адаптироваться в новых условиях.
Организация совместной деятельности детей разного возраста реализует воспитательный и образовательный потенциал занятия, если педагог:
- обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
- разъясняет детям важность проведения совместного занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого;
- помогает каждому усвоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;
- раскрывает значимость действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, его личных успехов;
- использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеурочной деятельности;
- обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
- четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия [1, 3, 5].
Имеет свои особенности и организация физического воспитания в сельской школе. Учитель физической культуры хорошо знает каждого ученика, у него есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение. Увеличивается моторная плотность урока, возможна реальная взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя.
Однако малочисленность класса затрудняет проведение некоторых уроков физической культуры. Так, самая привлекательная для детей форма занятий физической культурой - это соревнование. Участвуя в них, школьник стремится показать наиболее высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых психологических и физических качеств (целеустремленности, инициативы, настойчивости, решительности и т.д.). Сложность проведения спортивных соревнований в малочисленной школе заключается в том, что состав детей и одного возраста сильно ограничен из-за малой наполняемости классов (иногда 2-3 человека). В данной ситуации соревнования и конкуренция лишены их главного смысла, что снижает интерес детей к уроку. Создание разновозрастных команд, примерно равных по силам и количеству участников, - выход из создавшегося положения.
При объединении классов появляется больше времени на проведение бесед, лекций, передачу теоретических сведений по предмету «физическая культура», на пропаганду здорового образа жизни. Это беседы о здоровом образе жизни, развитии физических качеств, проведении самостоятельных занятий, технике физических упражнений, оказании первой помощи при травмах и т.д. Опираясь на школьную программу и свой личный опыт, учитель может определить необходимый уровень знаний для каждой возрастной группы учащихся и конкретного ученика.
Теоретические занятия можно проводить с использованием видеопроектора, на котором можно демонстрировать фильмы о выдающихся спортсменах, олимпийцах, просматривать наиболее удачные выступления наших команд на соревнованиях. Такие занятия легко встраиваются в программу каждого класса, понятны и доступны школьникам любого возраста, решают задачи умственного, патриотического, эстетического, нравственного воспитания.
На теоретических занятиях по физической культуре в разновозрастных классах можно сочетать изучение нового материала, просветительскую и воспитательную работу с проверкой знаний учащихся, которая может осуществляться и с помощью интерактивных технологий, благо программа компьютеризации сельских школ обеспечила современной техникой и доступом в интернет практически все школы. Контроль за усвоением теоретического курса обучающимися можно проводить также в форме тестирования, устных ответов на вопросы, контрольных работ, выполнения практических заданий.
Разнообразить образовательный процесс в настоящее время позволяют интерактивные технологии, в том числе сделать более качественным и интересным процесс физического воспитания учащихся. Так, например, при организации работы двух классов на уроке физической культуры, пока учитель занимается с одним, обеспечивая разучивание техники нового движения, отрабатывая приёмы страховки, другой класс в это время может проводить самостоятельное знакомство с новым теоретическим материалом за компьютерами, смотреть фильм по истории спорта или выполнять проверочную работу с помощью тестирования.
Положительным моментом увеличения количества учащихся на занятиях физической культурой является и то, что из учеников формируется коллектив. Полноценный коллектив - решающее условие формирования психологически здорового и социально активного человека. В здоровом коллективе ученик не растворяется, а, наоборот, выявляет свои лучшие стороны. Возникает атмосфера состязательности между учениками и группами. При объединении малочисленных классов устраняется ограниченность общения учащихся. В объединенном коллективе можно проводить спортивные и подвижные игры, что имеет особое значение для учеников младших классов, где подвижные игры являются одним из основных средств физического воспитания [6, 7, 8, 12].
Объединение малочисленных классов в разновозрастные группы для занятий физической культурой возможно в различных сочетаниях, например: 1-4 классы -младший возраст, 5-6 классы - средний возраст, 7-9 классы - старший возраст. Могут быть и другие варианты объединения классов в зависимости от количества учеников в школе. Наиболее оптимальной считается группа с количеством 12-15 человек.
При объединении учащихся в разновозрастную группу возникают трудности планирования. Местные условия, возможности, оснащение материальной базы инвентарем требуют индивидуального планирования для каждой малочисленной школы. Дополнительно в программу обучения можно включать туризм, ориентирование, футбол, бадминтон, настольный теннис, кроссовую подготовку и т.д. Все зависит от возможностей школы и специализации учителя физической культуры.
Разновозрастные занятия возлагают большую профессиональную ответственность на учителя физической культуры. Чтобы уроки были интересными и полезными, необходима их тщательная подготовка. На разновозрастном занятии применяются различные формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, сменно-групповая, поточная, круговая, индивидуальная.
Индивидуальная и групповая работа может быть организована учителем с помощью учебных карточек. Учебная карточка выдается одному ученику или небольшой группе учащихся (примерно одной физической подготовки) после объяснения правил самостоятельной работы. Вся работа по учебным карточкам выполняется под контролем учителя. Он находится там, где необходимы показ нового элемента, страховка при выполнении сложного движения. Может использоваться и помощь старших учеников младшим [4].
Интересной интерактивной формой работы, предусмотренной современными федеральными государственными образовательными стандартами, является проектная деятельность. Особенно ценно её воспитательное и развивающее значение при разновозрастном обучении, когда при работе над групповым проектом распределяются поручения между членами группы в соответствии с их возрастными возможностями, индивидуальными особенностями, когда может быть организовано сотрудничество между старшими и младшими товарищами. Темами проектов, несомненно, заинтересующих обучающихся, могут быть: разработка программы закаливания, составление меню здорового питания, подбор упражнений для коррекции осанки и плоскостопия и т.п.
Продолжает решать задачи, стоящие перед физическим воспитанием, внеурочная воспитательная работа с учащимися, их родителями, населением, что в условиях села
особенно важно, поскольку сельская школа часто является единственным очагом культуры.
Проблему физического воспитания в сельской малочисленной школе невозможно решить усилиями одной школы, без заинтересованного, делового сотрудничества с родителями. Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о школьной физической культуре. До начала учебного года на родительских собраниях, в личных беседах важно обратить внимание родителей на режим дня, активный отдых, утреннюю гимнастику и закаливание детей, а также обучить родителей контролю за выполнением учащимися домашних заданий. Необходимо подчеркнуть личный пример родителей занятиями физическими упражнениями, участия их в спортивной жизни школы и села [12].
Родители могут быть привлечены и к участию в проектной деятельности. Интересными темами, способными объединить и сплотить всю семью, могут быть, например, исследования истории развития физической культуры и спорта в селе, районе или области; изучение биографии и спортивной карьеры выдающихся спортсменов, тренеров, выходцев из села.
Внеурочные занятия можно рассматривать как предоставление учащимся возможности совершенствования в избранном виде спорта и как способ повышения уровня двигательной активности. Внеурочная деятельность может развиваться в двух направлениях: организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Только в системе с использованием всех форм работы можно добиться высокой результативности физического воспитания.
Спортивно-массовая работа предусматривает создание в школе разновозрастных кружков, секций, проведение внутришкольных соревнований по различным видам спорта, что позволяет учащимся оттачивать спортивное мастерство, дает возможность организовать досуг в соответствии с их интересами и желаниями.
К организации спортивно-массовой работы привлекаются родители, сельская молодёжь, налаживается взаимодействие со школами соседних сёл.
Физкультурно-оздоровительная работа предусматривает такие формы, как: утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры на переменах и во время динамического часа у первоклассников и др. Понятно, что для проведения подвижных игр происходит объединение нескольких классов, поэтому важно думать о безопасности, тщательно контролировать передвижения детей, строго следить за дисциплиной [6, 9].
Обобщив выше сказанное, можно сформулировать следующие особенности организации физического воспитания в сельской малочисленной школе, которые могут обеспечить качественный педагогический процесс:
- планирование форм работы на уроке физической культуры увязывать с материально-техническими возможностями сельской школы (наличия спортзала, спортплощадки, спортинвентаря, их технического состояния);
- на уроках целесообразно объединять детей из нескольких классов (особенно при организации спортивных игр, соревнований);
- педагогам активнее использовать интерактивные технологии, практиковать групповые разновозрастные проекты;
- в организации физкультурной работы на селе задействовать учителей физической культуры, администрацию школы, классных руководителей, родителей и др.;
- взаимодействие с сельскими малочисленными школами соседних сёл;
- в спортивно-массовую работу вовлекать сельскую молодёжь;
- формировать разновозрастные спортивные команды;
- разновозрастной состав занимающихся предъявляет особые требования к обеспечению безопасности во время занятий и соблюдению дисциплины, как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
- занятость во внеклассных формах работы по разным видам спорта одних и тех же детей вызывает необходимость особо внимательного отношения к юным спортсменам, чтобы избежать переутомления и перетренированности;
- во внеурочной деятельности должны превалировать воспитательные задачи, а не достижение высоких спортивных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : монография / Л.В. Байбородова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. - 319 с.
2. Кузьмин, Р.И. Сельская школа и социум: проблемы взаимодействия и пути решения [Электронный ресурс] / Р.И. Кузьмин, С.В. Кузьмина // СуЬейешпка. - Режим доступа: Шр://суЬег1етпка. ru/article/n/selskaya-shkola-i-sotsium-problemy-vzaimodeystviya-i-puti-resheniya. - 19.02.17.
3. Лебединцев, В.Б. Учебный процесс в разновозрастном коллективе [Текст] / В.Б. Лебединцев, Т.А. Кинстлер // Начальная школа. - 2011. - N 4. - С. 3-7.
4. Леонтьева, Т.Н. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися в разновозрастных группах сельской малочисленной школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / Т.Н. Леонтьева. - Ярославль, 2002. - 266 с.
5. Михеева, Н.Н. Особенности организации обучения в малокомплектной школе [Электронный ресурс] / Н.Н. Михеева // Наша сеть : соц. сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shko1a/obshchepedagogicheskie-tekhno1ogii/2013/04/10/osobennosti-organizatsii-obucheniya. - 19.02.17.
6. Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе [Электронный ресурс] : учеб.-метод. материалы / сост. Н.В. Гогина, А.Б. Гогин. - Шуя : ШГПУ, 2008. - 92 с. - Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/1113458/3060.organizaciya-fizkul._turno-ozdorovitel._noj-raboty-v-se... - 19.02.17.
7. Павлова, И.С. Обучение в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И.С. Павлова. - Ярославль, 2007. - 268 с.
8. Панфилова, Н.Г. Физическое воспитание в малокомплектной школе [Электронный ресурс] / Н.Г. Панфилова // Наша сеть : соц. сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2012/08/15/. - 19.02.17.
9. Полозов, Е.В. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа в школе [Электронный ресурс] / Е.В. Полозов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/500234/. - 19.02.17.
10. Сидоров, С.В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления [Текст] : монография / С.В. Сидоров ; под ред. С.А. Репина. - Шадринск : Исеть, 2006. - 266 с.
11. Сидоров, С.В. Специфика управлениями инновациями в сельской школе [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Вестник института педагогики и психологии / под общ. ред. С.А. Репина. - Челябинск : Образование, 2005. - Вып. 4. - С. 34-47. - Режим доступа: http://www.1ib.csu.ru/vch/5/2005_01/2005_01.pdf#2. - 19.02.17.
2017
12. Тюменцев, В.Д. Преподавание физкультуры в сельской малокомплектной школе [Электронный ресурс] / В.Д. Тюменцев // МКОУ «Бестужевская ООШ». - Режим доступа: http://boosch65.ucoz.ru/publ/prepodavanie_f_ry_v_selskoj. - 19.02.17.
УДК 37.037.1
И.С. Осипова, г. Шадринск
Проблемы организации занятий физической культурой в сельской
школе
В статье определяются особенности сельской образовательной среды; обозначаются проблемы организации занятий физической культурой в сельской школе, раскрываются некоторые способы решения данных проблем.
Физическая культура, сельская образовательная среда.
I.S. Osipova, Shadrinsk
Problems of organization of physical culture lessons in a rural school
The article defines the features of the rural educational environment; define the problems of organization of physical culture lessons in a rural school, describes some of the ways to solve these problems.
Keywords: Physical education, rural educational environment.
Образование сельских школьников протекает под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями сельской школы и сельского социума. Главные особенности сельской школы связаны с её значительной территориальной и информационной изолированностью, а также сравнительной малочисленностью учащихся и педагогов. Основные особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым, по сравнению с городом, количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций, недостаточным финансированием.
Так, в 2015 году проведен мониторинг технического состояния объектов физической культуры и спорта в 339 общеобразовательных организациях Курганской области. Было выявлено следующее:
- 65% спортивных залов требуют проведения капитального ремонта;
- 49% общеобразовательных организаций имеют потребность в строительстве и ремонте открытых плоскостных сооружений;
- 12% общеобразовательных организаций имеет потребность в строительстве спортивных залов;
- 75% общеобразовательных организаций имеют потребность в оснащении современным инвентарем и оборудованием.