педагогические науки
Сангинов Бахром Каримович ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ...
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СО СЛАБЫМ ЗДОРОВЬЕМ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
© 2018
Сангинов Бахром Каримович, соискатель кафедры общей педагогики
Худжандский государственный университет имени Бабаджана Гафурова (735700, Республика Таджикистан, Худжанд, проезд Мавлонбекова, 1, E-mail: [email protected])
Аннотация. Интегральным результатом сложных процессов сферы мотивации учащихся со слабым здоровьем является интерес к физической культуре и спорту. Хотя на любом уроке возникает мотивация к занятиям физической культурой, но эффект он этого незначительный: самостоятельно физической культурой занимаются единицы школьников. Мотивация занятий физической культурой имеет многоуровневый характер. Объясняется это тем, что она охватывает границы от далёких перспектив физического совершенствования до ближайших целей, задач, мотивов, которые доступны для реализации в конкретный период времени. Удовлетворение процессом занятий и вдохновение успехом вызывают внутренние мотивы (интерес к занятиям). Если их не будет, внешние мотивы не будут выбраны школьником, то есть будут им отвергнуты. Воспитание внешней мотивацией, которая исходит от учителя, только тогда достигает цели формирования крупиц интереса, когда его требования соответствуют индивидуальным возможностям ученика, то есть являются для него оптимальными. Только в этом случае включается механизм внутренней мотивации, который определяет интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: познавательный интерес, мотив, мотивация, внешние факторы, ученик, физкультура, спорт, потребности, личность.
FEATURES OF MOTIVATION OF STUDENTS WITH WEAK HEALTH TO PHYSICAL CULTURE AND SPORT
© 2018
Sanginov Bakhrom Karimovich, candidate of the Department of General pedagogy Khujand State University named after Babajan Gafurov (735700, Republic of Tajikistan, Khujand, Mavlonbekov str., 1, E-mail: [email protected])
Abstract. The integral result of complex processes of students ' motivation is the interest in physical culture and sports. Although at any lesson there is a motivation to engage in physical culture, but the effect of it is insignificant: self-physical culture engaged in units of students. Motivation of physical training has a multi-level character. This is explained by the fact that it covers the boundaries from the distant prospects of physical improvement to the nearest goals, objectives, motives that are available for implementation in a specific period of time. Satisfaction with the process of training and inspiration for success cause internal motives (interest in classes). If they are not, the external motives will not be chosen by the student, that is, they will be rejected. Education by external motivation, which comes from the teacher, only then achieves the goal of forming particles of interest, when its requirements correspond to the individual capabilities of the student, that is, are optimal for him. Only in this case the mechanism of internal motivation, which determines the interest in physical culture and sports, is activated.
Keywords: cognitive interest, motivation, motivation, external factors, student, physical education, sport, needs, personality.
Ученикам со слабым здоровьем в школе уделяется особое внимание. Такие дети постоянно находятся под контролем врача и преподавателей физкультуры и регулярно получают от них задания на дом. Прилежные учащиеся, которые дома выполняли все полученные задания, к концу года выздоравливают, а некоторые даже участвуют в школьных соревнованиях и занимают призовые места.
Домашние задания организуют и занимают детей. Дети становятся заинтересованными в физическом воспитании, следовательно, это приводит к укреплению их здоровья, а также повышению интереса к изучению других учебных предметов. В выполнении домашних заданий по физкультуре особую роль и помощь должны оказывать родители, т.к. задания могут быть как лёгкими, так и сложными. Существует несколько уровней сложности:
1. Обязательный минимум, который должен быть понятен и по силам любому учащемуся.
2. Тренировочный уровень осваивают те ученики, которые хотят лучше знать предмет и стремятся освоить учебную программу и даже сверх нее. Обычно учителя освобождают таких учеников от заданий первого уровня.
3. Творческий уровень. В зависимости от подготовленности учеников и темы урока учитель может использовать творческие задания на добровольных началах и стимулировать их выполнение высокими баллами и похвалой.
Чтобы выработать качество и культуру труда учащихся со слабым здоровьем по выполнению заданий на дом, необходимо соблюдать и выполнять некоторые правила и требования, которые созданы на основе психолого-педагогических закономерностей учебно-позна-
вательной деятельности по усвоению изучаемого материала.
В процессе физического совершенствования с потребностью вооруженности «связан механизм сознательного овладения двигательными навыками, развития способностей и поиск необходимых средств удовлетворения (спортивных сооружений, снарядов, тренажёров и прочего), накопление знаний и информации о собственной физкультурной деятельности» [1]. Отсюда вывод, что процесс самовоспитания тесно переплетён с процессом самообразования. Общую схему физического воспитания можно представить следующим образом: от физического саморазвития через вооруженность и самопознание к физическому самосовершенствованию и самообразованию, где определяющим механизмом должен стать принцип свободного выбора средств удовлетворения потребностей [2, с. 59].
Главная педагогическая задача в рамках физического воспитания заключается в пробуждении интереса к физической культуре и спорту, в формировании биологически (для младших классов) или социально (для старшеклассников) значимых средств удовлетворения потребностей (способов двигательной активности) и в предоставлении школьникам свободы выбора [3].
Учитывая то, что каждый человек имеет определенные индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии, мы считаем, что формирование персонального стиля физического самосовершенствования в рамках предпочтенного способа двигательной активности является конечной целью физического воспитания. Формирование индивидуального способа и стиля деятельности должно определить личностные и характерологические особенности ребенка и его образ жизни в целом.
Sanginov Bakhrom Karimovich pedagogical
FEATURES OF MOTIVATION ... sciences
Формирование потребности в физическом саморазвитии сводится к необходимости конструировать разнообразные игровые и спортивные площадки, которые учитывают мотивационные, возрастные, половые и прочие различия учащихся. Например, для учащихся младшего школьного возраста подобные игровые и спортивные площадки должны быть оснащены разнообразными средствами передвижения - велосипедами, самокатами, роликовыми коньками, скейтбордами и т.д. [4, с.78].
На подобных спортплощадках занятия физкультурой необходимо выстраивать через игру по принципу «делай как я». Обычно на таких площадках детям не нужен учитель, руководитель или методист, т.к. ребёнок сам программирует свою деятельность, потому что ему предоставлена полная свобода действий. Физическая нагрузка регулируется по его личному самочувствию. Адаптация к физической нагрузке и саморегуляции двигательных действий, развитие основных двигательных способностей в таких условиях проходит само собой. Детям нравятся свободные движения, им не нужны оценки и высокие баллы и поэтому они удовлетворяют свои потребности в саморазвитии. Высокая степень удовлетворенности в процессе физического саморазвития является источником положительных эмоций и способом оказания огромного влияния на формирование у ребёнка уже в раннем возрасте положительных черт характера.
Педагог должен обеспечить удовлетворение возрастающих потребностей учащегося, которые связаны с его интеллектуальной (поисково-информационной) деятельностью и нацелены на познание самого себя и способов совершенствования. Здесь наиболее важным является не причинить вреда подростку жёстким регламентом или командой. Поэтому целесообразно изначально: информировать учащегося об особенностях его физического и психического развития, о преобладающих мотивах, об идеалах физического совершенства и способах их достижения; предоставить ему разнообразие средств удовлетворения своих потребностей (способов двигательной активности) и свободы их выбора.
У старшеклассников должна быть возможность заниматься нетрадиционными видами двигательной активности, атлетикой, гимнастикой, аэробикой, спортивными играми, плаванием в специально оборудованных местах для занятий спортом, чтоб у них был выбор с учётом их интересов, увлечений и индивидуальных особенностей. В этом случае задачей учителя является: помочь учащимся со слабым здоровьем овладеть необходимой информацией о самих себе, о путях и способах достижения целей; помочь им сделать правильный выбор, адекватно оценить свои возможности и раскрыть потенциал; предоставить им спортивные снаряды, тренажёры, оборудование и т.д., то есть, по сути, способствовать получению ими элементарного физкультурного образования.
В формировании мотивационно-ценностного отношения к физической культуре большое значение имеет общий культурный уровень и отношение родителей к спорту [3]. Известно, что физкультурно-спортивная активность детей с каждым годом понижается, а соответственно следует ухудшение их физического состояния и здоровья. В недостаточной степени проявляется физическая активность подрастающего поколения, это результат системы привычек школьников, которые не сформировались за годы учёбы. «Интерес школьников к физической культуре зависит от воспитательного влияния среды, которая их окружает» [3].
В своей профессиональной деятельности учитель должен уметь выработать у себя системное видение учебно-воспитательного процесса. Он должен чётко ставить границы между физической культурой и духовной и физической силой личности. У подрастающего поколения необходимо формировать потребность в развитии их физических качеств, в получении знаний, в выработке двигательных умений и навыков, формировать необходимость освоить ценности физической культуры. 294
В активном субъекте физкультурной деятельности, в учащемся, должны быть гармонично распределены все силы человека, формирующие физическую культуру его личности. Современное общество нуждается в изменении мышления людей в сторону физической культуры
[3].
В связи с этим, особое значение отводится спортивным мероприятиям. Практически все учащиеся активно принимают в них участие, делятся мнениями с одноклассниками, учителями и друзьями. Подобные мероприятия повышают мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. Безусловно, положительное влияние на мотивационно-ценностное отношение учеников к физкультуре оказывает социальная среда.
Формирование положительного отношения учащихся со слабым здоровьем к физкультуре и спорту - важная составляющая образовательного процесса. Но формировать это отношение у детей необходимо без принуждения, посредством игр, через воспитание познавательного интереса, через убеждения в том, что занятия физическими упражнениями жизненно необходимы. При этом огромную роль и влияние на приобщение ребёнка с самого детства к физкультуре и спорту имеет семья. Если родители упускают этот момент, возникают сложности в последующем обучении. У ребёнка в связи с этим не формируется системный подход к занятиям физической культурой и спортом, его физическое и психологическое состояние и здоровье приходит в упадок. Формирование интереса школьников к физической культуре и спорту зависит также и от отношений в семье, в учебном коллективе со сверстниками и преподавателями.
Кроме того, важным при занятиях физической культурой является учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и как эти особенности влияют на отношение к физическим нагрузкам и занятиям спортом. Ведь работоспособность у каждого школьника разная и фаза восстановления и упрочения функций разные по длительности и степени выраженности, это зависит от разницы в возрасте и определяется индивидуальными особенностями учащихся.
«С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации - гиподинамия, курение, алкоголизм, наркомания, ухудшение экологии и т. п. Реальная ситуация такова, что физические упражнения на учебных занятиях для значительной части учащейся молодежи являются единственной возможностью получить хотя бы минимально необходимую двигательную нагрузку» [5, с. 137].
К основным средствам интереса школьников к физической культуре и спорту относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы [6-12]. Физическое упражнение - это двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Существует большое разнообразие физических упражнений, но наиболее распространенными являются гимнастика, игры, туризм, спорт.
Нами установлено, что межпредметная связь может значительно оказать влияние на создание необходимой психологической поддержки, благоприятной для формирования у учащихся со слабым здоровьем положительного отношения к здоровому образу жизни и физической культуре, ведь существует прямая связь между занятиями спортом и успеваемостью по другим предметам.
«Формирование положительного отношения к физкультурной деятельности должно строиться на основе убеждений, прочность которых определяется качеством знаний, их адекватностью и эмоциональностью. В связи с этим в учебной деятельности очень важно формиро-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Сангинов Бахром Каримович ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ...
вать теоретико-понятийный уровень для совершенствования процесса приобщения к занятиям физической культуры. Физкультурные знания являются средством педагогического воздействия на мотивационно-потреб-ностную сферу школьников. Знания составляют основу убеждения, а образовательная направленность является конкретным способом стимулирования у занимающихся потребностей в занятиях физическими упражнениями. Использование активных методов обучения с теоретическими аспектами способствует формированию и развитию познавательного интереса школьников как к освоению знаний и формированию умений, так и к практическим занятиям физической культурой. Физическая культура должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов школьников; знания, полученные при освоении обязательного минимума программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни» [5, с. 138].
«Правильная организация учебных занятий по физкультуре способствует сохранению здоровья и работоспособности учащихся. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, патология позвоночника и прочее). В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях» [13-15].
По нашему мнению, имеющиеся при школах спортивные сооружения целесообразно переоборудовать под игровые площадки для школьников младшего и среднего школьного возраста, при этом учащиеся должны ими пользоваться регулярно, как во время перемен, так и после учебных занятий. И было бы разумно, на наш взгляд, в этой связи приходить в школу в полуспортивной одежде и обуви.
Ценности здоровья и здорового образа жизни должны входить в тройку приоритетных ценностей подрастающего поколения, тем самым влияя на высокий уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Мотивация поможет учащимся со слабым здоровьем раскрыть свой потенциал, и лучшим в этом случае будет пример личных достижений других участников учебного процесса. Занятия физкультурой и спортом закаляют тело и дух, они организовывают, дисциплинируют и воспитывают лидерские качества. Но самое главное и важное то, что спорт и физические упражнения являются хорошим успокоительным, а уроки физкультурой являются местом общения, социализации и новых знакомств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Малинина С.В. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.04: - СПб., 2000. - 193 с.
2. Селиванов В.И. Психология волевой активности: лекции по спецкурсу. - Рязань: РГПИ, 1974. - 151 с.
3. Ахаев А.В Формирование мотивационно-цен-ностного отношения школьников к физической культуре. Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01. - Барнаул, 1995. - 249 с.
4. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Ин-т практ. психологии; - Воронеж: МОДЭК, 1998. - 443 с.
5. Кондратьев В.В. Модель формирования положи-
тельного отношения студентов педагогического вуза к физической культуре /Вестник ТГПУ. - Тула, 2012. -№11(126). - С. 137-141.
6. Популо Г.М., Назаренко Н.Н. Социальная значимость и роль подвижных игр на занятиях физической культурой в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 155-158.
7. Баскаев Б.А., Бузоев А.С., Хубецов А.М. Роль спортивных игр в системе школьного физического воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 3 (22). С. 16-19.
8. Усманов В.Ф., Калугин Д.М. Занятия в учреждениях дополнительного образования спортивного направления и формирование самореализации подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 168-171.
9. Сафоненко С.В. Исследование процесса формирования стремления к личностным достижениям учащихся в физкультурно-спортивной деятельности // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 106-109.
10. Василевская Е.А., Аминов Р.А. Изучение моти-вационно-ценностного компонента позитивного отношения у учащихся к физкультурно-спортивной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 226-229.
11. Коровин С.С., Малорошвило Л.Н. Ценности физической культуры: структура, характеристика // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 287-293.
12. Голобоков А.С., Наумова М.С. Роль физического и спортивного воспитания в социализации личности и общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 323-325.
13. Артамонова Л.Л. Учебно-методические материалы для выполнения заданий педагогической практики. - Тула: ТГПУ им Л.Н. Толстого. http://www.tsput.ru/res/ fizvosp/hygiene/g_4.htm
14. Оринчук В.А. Педагогические условия формирования качества жизни студентов. Автореф. дисс... канд. пед.наук. - Н.Новгород, 2009. - 28 с. http://www.dissercat. com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kachestva-zhizm-studentov#ixzz5Mj3si1K5
15. Ерохова Н.В. Формирование у студентов мотива-ционно-ценностного отношения к физической культуре при индивидуально-дифференцированном подходе: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08: - М., 2011. -123 с.
Статья поступила в редакцию 29.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018