Научная статья на тему 'Формирование контрольно-оценочных умений у младших школьников в процессе физического воспитания'

Формирование контрольно-оценочных умений у младших школьников в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CONTROL / ESTIMATION / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна, Копёнкина Людмила Владимировна

Предложена методика урока «личных достижений», его структура; показаны общепринятые и специфические педагогические приемы, способствующие формированию контрольно-оценочных умений у младших школьников на занятиях физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна, Копёнкина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of controlling and estimating abilities among younger schoolchildern in the course of their physical training1Far Eastern State Academy Humanities Social Studies

The article deals with the method of the so called personal achievements employed at the lessons of gymnastics. It contains its structure and the standard and specific practices, which enable the younger schoolchildren to develop their controlling and estimating abilities in the course of their physical training.

Текст научной работы на тему «Формирование контрольно-оценочных умений у младших школьников в процессе физического воспитания»

УДК 796

И. М. Воротилкина, Л. В. Копёнкина

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Предложена методика урока «личных достижений», его структура; показаны общепринятые и специфические педагогические приемы, способствующие формированию контрольно-оценочных умений у младших школьников на занятиях физической культуры.

Ключевые слова: контроль, оценка, младший школьник, физическое воспитание.

The Formation of controlling and estimating abilities among younger schoolchildern in the course of their physical training. IRINA M. VOROTILKINA (Far Eastern State Academy for Humanities and Social Studies, Birobidzhan), LYUDMILA V. KOPYONKINA (Birobidzhan City Adminitsration).

The article deals with the method of the so called personal achievements employed at the lessons of gymnastics. It contains its structure and the standard and specific practices, which enable the younger schoolchildren to develop their controlling and estimating abilities in the course of their physical training.

Key words: control, estimation, younger schoolchildren, physical training.

Одной из причин низкой двигательной активности учащихся и незаинтересованности их в укреплении здоровья многие исследователи считают традиционную систему физического воспитания, где преобладают авторитарные отношения между учителем и учащимися, не учитываются индивидуальные особенности учащихся, их мотивационно-потребностная сфера и отношение к различным видам двигательной активности, региональные климато-географические особенности территорий [7, 8, 11].

В качестве приемов, способствующих стимулированию детей к двигательной активности, предлагаются: активные формы агитации и пропаганды; совершенствование спортивной базы; расширение возможностей учащихся в выборе форм физкультурной деятельности; повышение эмоциональности и привлекательности физкультурных занятий и спортивно-массовых мероприятий; оценка уровня физической и двигательной (технической) подготовленности детей с учетом их индивидуального развития; включение учащихся во внеурочную физкультурно-спортивную деятельность [1].

Нами разработана методика формирования контрольно-оценочных умений учеников в процессе физического воспитания на основе анализа специальной психолого-педагогической, научно-методической литературы.

Методика формирования контрольно-оценочных умений направлена на повышение самостоятельности и активности младших школьников в процессе физического воспитания. Данная методика апробировалась на уроке «личных достижений» (третий урок недельного цикла). Основная задача педагога на уроке «личных достижений» - обучение контрольно-оценочным умениям в процессе физического воспитания. Одна из задач учащихся - овладение умениями самоконтроля, адекватной самооценки для практического применения в самостоятельной двигательной деятельности.

Достижение цели методики формирования контрольно-оценочных умений обеспечивалось решением следующих основных задач.

1. Овладение базовыми теоретическими знаниями в области физической культуры и практическими действиями по выделению структурных компонентов учебной двигательной деятельности: постановка совместно с учителем цели, определение двигательных задач урока, планирование деятельности, выполнение физических упражнений по плану, контроль этапов выполнения, оценивание двигательного действия на основе сравнения с эталоном.

2. Организация занятий физической культурой на основе личностно-ориентированного подхода.

ВОРОТИЛКИНА Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Биробиджан). E-mail.: btb-irina@ rambler.ru, КОПЁНКИНА Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, заместитель главы мэрии города по социальным вопросам, образованию и культуре (Мэрия города Биробиджана).

© Воротилкина И.М., Копёнкина Л.В., 2010

3. Изменение системы педагогического контроля и оценивания результатов двигательной деятельности учащихся на уроке «личных достижений».

4. Целенаправленное взаимодействие учителя физической культуры с родителями учащихся.

Для достижения поставленных задач учителям физической культуры необходимо было овладеть данной экспериментальной методикой. С этой целью разработан план повышения квалификации педагогов по вопросам обучения в процессе физического воспитания контрольно-оценочным умениям, который предусматривал изучение педагогами деятельностного подхода в обучении, теории учебной деятельности В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина, способов, методов формирования контрольно-оценочных умений младших школьников. Были проведены серии психолого-педагогических семинаров, лекций, методических тренингов для учителей физической культуры, которые позволили им овладеть экспериментальной методикой.

Для успешной реализации разработанной методики учитель физической культуры должен обладать специальными умениями:

- анализировать педагогическую ситуацию и владеть методами, средствами, приемами формирования контрольно-оценочных умений младших школьников;

- проводить диагностические исследования компонентов учебной деятельности, сформированности контрольно-оценочных умений, индивидуальных достижений учащихся, самостоятельности, активности, мотивации, психоэмоционального состояния;

- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение учащихся;

- применять личностно-ориентированный подход в процессе физического воспитания;

- разрабатывать систему дифференцированных развивающих самостоятельных учебных заданий, исходя из особенностей учащихся класса;

- прогнозировать физическое развитие и физическую подготовленность своих учащихся;

- моделировать систему взаимоотношений с учащимися, педагогами, родителями.

Особенностью предложенной методики явилось использование на уроке специфических средств обучения: познавательных разминок «Почемучка», направленных на расширение кругозора младших школьников в области физической культуры и спорта, разноуровневых заданий развивающего характера для самостоятельной работы, внепрограммных подвижных игр и игровых двигательных заданий, самооценка двигательных достижений, дневник самоконтроля «Учусь быть здоровым», которые формировали интерес и мотивацию к занятиям физической культурой, способствовали повышению самостоятельности и активности младших школьников.

На уроке «личных достижений» ученику предоставлялось право выбора физических упражнений, самостоятельных заданий. Учащиеся демонстриро-

вали одноклассникам личные умения в двигательной деятельности. Учителя физической культуры отмечали старания и усилия учащихся, качество выполнения, степень освоения физического упражнения, внутреннее состояние, личностные изменения, происходящие в процессе обучения двигательным действиям. Индивидуальный двигательный эталон позволял определить индивидуальную физическую подготовленность отдельно взятого ученика, предполагал гибкую оценку результатов освоения двигательных действий.

На уроках «личных достижений» закреплялись и совершенствовались усвоенные ранее двигательные умения и навыки, развивались физические и личностные качества, формировались общеучебные навыки.

В вводной части урока «личных достижений» учитель физической культуры совместно с учащимися формулировал цель, учебные задачи урока. Вводились необходимые теоретические знания о физической культуре и спорте, здоровьесбережению, контрольнооценочной деятельности.

В подготовительной части особое внимание уделялось формированию умений самостоятельно провести разминку. На данном этапе учащиеся также обучались самостоятельной работе с развивающими заданиями и заданиями, направленными на формирование общеучебных умений. В качестве наглядных методов обучения использовались карточки, которые содержали индивидуальные или групповые учебные двигательные задания, а также содержали образцы (эталоны техники выполнения физических упражнений) для самоконтроля.

В основной части урока особое место отводилось организации самостоятельной и групповой работы по дифференцированным заданиям. Формировались контрольно-оценочные умения учащихся: самостоятельно выполнить физические упражнения, соотнести результат с эталоном, сотрудничать в группе, контролировать свои действия и действия товарищей, провести взаимооценку, самооценку. Использовались различные типы самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие, внепрограммные подвижные игры и игровые двигательные задания, направленные на формирование мотивации к самостоятельной двигательной деятельности.

В заключительной части урока оценивалась степень самостоятельности и активности в выполнении учебных задач, сравнивался результат с поставленной целью. Ученики осуществляли рефлексию выполнения учебных задач урока, заполняли листы самооценки, с помощью которых оценивали результат выполненных на уроке физических упражнений.

В процессе формирования контрольно-оценочных умений на уроке «личных достижений» использовались различные виды деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

в вводной части урока, представленная вербальными

(речевым общением, в том числе и диалогами) и невербальными формами (использованием знаковых систем - таблицы, схемы и т.п.), формирование аналитических умений.

Двигательно-познавательная деятельность в подготовительной и основной частях урока осуществлявшаяся через усвоение знаний о влиянии физических упражнений на организм человека, контроле, самоконтроле, самооценке, а также в ходе выполнения общеразвивающих упражнений и упражнений для развития физических качеств, в процессе подвижных игр и игровых двигательных заданий, в ходе самообучения, самоанализа, взаимообучения, взаимонаблюдения, взаимоконтроля.

Рефлексивная деятельность в заключительной части урока, направленная на объективное самостоятельное оценивание выполненных физических упражнений и техники выполнения в соответствии с эталоном и поставленными задачами.

Для формирования аналитических контрольно-оценочных умений учителя использовали прием сравнительного анализа выполняемых упражнений с выделением сходства и различия по определенным признакам.

Особенностью предложенной методики явилась ярко выраженная самостоятельная направленность процесса обучения на уроках «личных достижений». Педагоги использовали различные типы самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. При использовании самостоятельных работ реконструктивно-вариативного типа педагоги предлагали учащимся сначала выполнить знакомое физическое упражнение по карточке-образцу, а затем с опорой на образец выполнить другое упражнение, подобное образцу.

Эвристические самостоятельные работы предлагали учащимся по обозначенным в карточке учебным задачам и описанию упражнений вначале выполнить знакомое физическое упражнение, а затем придумать с данным исходным положением новое упражнение; комплекс упражнений; к знакомой подвижной игре - придумать новое правило, и т.д. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делали знания, практические умения младших школьников более гибкими, мобильными, способствовали творческой активности. Использование учителями творческих самостоятельных работ, когда учащиеся придумывали варианты упражнения, комплекса упражнений, разминки, подвижной игры, демонстрировали физические упражнения товарищам по классу, давали возможность учащимся закрепить сформированные контрольно-оценочные умения, проявить творческую активность в двигательной деятельности.

На уроках «личных достижений» применялись разнообразные виды контрольно-обучающих заданий: по формированию двигательных умений и навыков; по

осмыслению рациональных форм организации двигательной деятельности в индивидуальных и групповых физических упражнениях, подвижных играх и игровых упражнениях [12].

Методика формирования контрольно-оценочных умений в процессе физического воспитания базируется на использовании личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, основанного на методах и приемах, соответствующих следующим требованиям:

- диалогичность;

- деятельно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального физического развития младшего школьника;

- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы выбора физических упражнений и их демонстрации, активности и творчества в двигательной деятельности [2].

В экспериментальной методике предусмотрено применение учителем разнообразных общепринятых педагогических методов, таких как словесный разбор физических упражнений, целостно-конструктивное, расчлененно-конструктивное упражнение, сопряженное воздействие, обучение контролю и оценке, самоконтролю посредством мышечных ощущений: иллюстрирование заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров, а также коллективный диалог, рефлексия, самоконтроль, самооценка.

Предусмотрено применение и специфических педагогических приемов, способствующих формированию контрольно-оценочных умений младших школьников на занятиях физической культуры:

- проговаривание элементов учебной деятельности при выполнении физических упражнений;

- изобретение оценочных шкал учащимися (линеечки, лесенки, елочки);

- «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей при выполнении того или иного физического упражнения);

- задания на освоение способа действия;

- определение или установление возможных ошибкоопасных мест;

- работа с карточкой-образцом;

- составление комплекса упражнений подобного представленному на карточке-образце (вычленение существенного в образце);

- классификация упражнений по способу их выполнения и влияния на развитие физической активности и здоровья (выделение общего способа решения задачи);

- самостоятельное составление комплекса упражнений в соответствии с поставленной задачей;

- составление проверочных заданий для одноклассников (выделение критериев и на их основе разработка комплексов упражнений);

- «обоснованный отказ» от выполнения физических упражнений (обозначение границы своих возможностей);

- «многоступенчатый выбор» (выбор физических упражнений от простых к сложным).

Осуществление целенаправленной деятельности учителем по осознанию учащимися этапов учебной деятельности побудило некоторых школьников называть компоненты учебной деятельности и анализировать двигательную деятельность в определенной последовательности по алгоритму (постановка цели - учебная задача - план - что получилось (самоконтроль) - самооценка).

Самооценка применялась на разных этапах обучения. Процедурой самооценки завершалось решение каждой двигательной задачи, которых на уроке могло быть несколько.

Процесс самооценки включал в себя совместное обсуждение учащихся с учителем критериев оценивания. Они могли быть разными, в зависимости от учебной двигательной задачи (объем и техника выполнения, правильность, самостоятельность, активность, приложенные усилия, время, затраченное на выполнение заданий одинаковой сложности т.д.). Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных двигательных результатов необходимый компонент урока «личных достижений».

Методика предусматривает использование учителем и учениками различных видов оценивания: ретроспективная оценка, прогностическая, самооценка, взаимооценка, совместная с учителем.

Самооценка учащегося постепенно дифференцировалась. Обучение содержательному (само)оцениванию шло неотрывно от умения себя контролировать путем совместных усилий учителя и ученика, выявлять сходство или различие между самооценкой учащегося и оценкой учителя.

При оценке выполнения физических упражнений учителем использовалась качественная словесная оценка: «Молодец!», «У тебя все получилось!», «Ты меня порадовал!» и др. Оценочные суждения способствуют формированию положительной мотивации к самостоятельным занятиям двигательной деятельностью, позволяют учителю показать ученику качество выполненного им физического упражнения, оценить успехи, помочь ему увидеть недочеты и ошибки, совместно выработать пути их устранения.

Словесная оценка содержала анализ динамики физического развития и физической подготовленности младшего школьника.

В разработанной нами методике обязательным условием формирования контрольно-оценочных умений младших школьников является обучение учащихся ретроспективному оцениванию, которое предшествует оценке учителя физической культуры.

Адекватная ретроспективная оценка свидетельствует об умении самостоятельно оценить правильность выполнения физического упражнения исходя из эталонной техники; выделить ошибки. Сформирован-ность адекватной ретроспективной оценки предпола-

гает обучение учащихся прогностическому оцениванию, т.е. умению ребенка оценить свои возможности до выполнения физического упражнения, произвести при этом анализ двигательных задач и, учитывая усвоенные способы двигательных действий, внести коррективы.

Педагогический процесс формирования контрольно-оценочных умений младшего школьника в процессе физического воспитания предполагает наличие взаимосвязанных компонентов: целевого, заключающегося в формировании умений самоконтроля, адекватной самооценки младших школьников; содержательного, включающего в себя методические рекомендации учителю физической культуры по организации процесса формирования контрольно-оценочных умений; процессуального, предполагающего использование методических приемов (анализ, рефлексия, самонаблюдение), средств, видов контрольно-оценочных умений (контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, взаимооценка); методов контроля (индивидуальные эталоны оценивания, самонаблюдение, самоанализ); форм контрольно-оценочных умений (индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная); диагностического, определяющего на каждом этапе уровень сформированности контрольно-оценочных умений.

Рефлексивная деятельность педагога и учащихся

- необходимая составляющая методики. Рефлексивная самооценка ученика понимается нами как оценка учащимися своих собственных практических умений в двигательной деятельности, собственных возможностей и ограничений.

Методика предполагает акцентирование внимания учителя на формировании умений и навыков самостоятельности и активности в двигательной деятельности, умений контроля и оценки.

В формировании аналитических умений, самоконтроля, самооценки помогал дневник школьника «Учусь быть здоровым» [4]. С помощью данного дневника учащиеся учились анализировать личные продвижения в физическом развитии и физической подготовленности, выделять недостатки при выполнении физических упражнений, планировать способы достижения поставленной цели, контролировать и адекватно оценивать себя.

Анализ специальной литературы [3, 5, 9] позволил выделить и использовать в работе с учащимися следующие виды работ:

1) самостоятельная работа с карточками. Каждый ученик (группа) выполняет самостоятельно определенное учебное задание, направленное на формирование какого-то двигательного действия;

2) парная работа по выработке общих критериев самоконтроля выполненного задания;

3) взаимопроверка выполненного задания по техническому эталону;

4) обсуждение результатов выполнения физического упражнения в парах, звеньях;

5) обсуждение результатов выполнения физического упражнения всем классом, при этом проверяется не только правильность выполнения.

Учителя физической культуры для оценки деятельности учащихся на уроке «личных достижений» пользовались индивидуальной шкалой оценивания, где приоритет отведен динамике личных достижений учащихся в физическом развитии и физической подготовленности, самостоятельности, активности, мотивации, развитии личностных качеств.

На основе анализа научно-методических источников [6, 10, 13], практического опыта нами выделены уровни сформированности контрольно-оценочных умений и критерии для оценки сформированности данных уровней.

1. Объективность оценивания младшими школьниками результатов двигательной деятельности: соответствие оценки результатов двигательной деятельности младшего школьника оценке учителя.

1. Умение контролировать и оценивать результаты двигательной деятельности: умение анализировать результаты двигательной деятельности; сравнивать результат выполненного физического упражнения с эталоном техники; выявлять достоинства и недостатки личных продвижений в физической подготовленности.

2. Самостоятельность при выполнении физических упражнений: выполняет физические упражнения с помощью учителя, товарища; выполняет физические упражнения самостоятельно; придумывает новые комплексы упражнений.

3. Преобладающие виды активности на занятиях физической культуры: копирующая; воспроизводящая; творческая.

Педагогический эксперимент, в ходе которого апробировалась экспериментальная методика формирования контрольно-оценочных умений в процессе физического воспитания, подтвердил ее эффективность: младшие школьники на занятиях физической культурой стали более самостоятельны и активны, произошли положительные сдвиги в мотивационной сфере, сформи-рованности компонентов учебной деятельности и, как следствие - прирост показателей здоровья и физической подготовленности, успешность в обучении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986. С. 82-157.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.: Ростов н/Д., 1999. 128 с.

3. Бурак РИ. Содержание занятий по физическому воспитанию и методика их формирования у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук Л., 1984. 21 с.

4. Воротилкина И.М. Дневник школьника. «Учусь быть здоровым». Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003. 82 с.

5. Дорошенко А.С. Формирование самостоятельности и активности у младших школьников на уроках физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1981. 137 с.

6. Жарова Л.В. Развитие активности и самостоятельности учащихся V-VI классов в процессе проверки знаний и умений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1965. 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПбГУ, 1998. 48 с.

8. Зобков В.А. К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 15-17.

9. Ксензова ГЮ. Оценочная деятельность учителя: учеб.-метод. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. 121 с.

10. Попков А.В. Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика // Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: книга для педагога. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С. 479-537.

11. Решетнева Г.А. Формирование философии здоровья средствами физической культуры // Региональные проблемы физической культуры и спорта: материалы 46 науч. конф. преподавателей ХГПУ Секция «Теория и методика физического воспитания». Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000. С. 72-74.

12. Федоров В.В. Гуманизация физкультурного образования студентов технического университета // Физкультурное образование в странах северо-востока Азии на рубеже веков: материалы междунар. науч. конф. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК. 2001. С. 227-228.

13. Хайбулина Д.Р Формирование основ самостоятельной оздоровительно-профилактической деятельности в процессе физкультурного образования детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2002. 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.