#
подростка в условиях спортивной деятельности обусловлена в ряду других факторов и адекватным информационно-методическим обеспечением процесса спортивной подготовки по заявленным в публикации направлениям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юзвишин И. И. Основы информациологии. - М.: Межд. изд-во «Информациология»: Высшая школа, 2000. - 517 с.
2. Акопян А. О. Средства и методы информационного обеспечения тренировочного процесса спортсменов высокого класса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: ВНИИФКб. - М., 1999. - 24 с.
3. Акулова Л. Н. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического вуза: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: СПБГАФК им. Лесгафта. - СПб., 2005. - 52 с.
4. Каня Ян. Информационные потребности личности и социально-педагогические условия их удовлетворения: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2002. - 48 с.
5. Кардялис К. К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: ВНИ-ИФК. - М., 1990. - 49 с.
6. Колокатова Л. Ф. Дидактическая система инфор-
мационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: РГУФКСиТ. - М., 2008. - 51 с.
7. Колтыгина Е. В. Учет особенностей проявления информационной работоспособности и сенсомо-торной обучаемости в процедуре психологического диагностирования интеллекта: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2002. - 24 с.
8. Полозов А. А. Информационная модель управления соревновательной деятельностью: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: СибГУФК. - Омск, 2003. - 48 с.
9. Полякова Т. А. Спортивная ориентация детей младшего школьного возраста на основе информационного подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: ВНИИФК. - М., 2008. - 24 с.
10. Пугачев А. В. Совершенствование техники стрельбы из пневматической винтовки на основе средств срочной информации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 24 с.
11. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966.
12. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.
13. Шадриков В. Д. Формирование психологической системы деятельности // Проблемы системогенеза деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1980. - С. 5-31.
ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 14-18 ЛЕТ В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОТНОШЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PERSONAL ATTITUDE OF VISUALLY IMPAIRED 14-18-YEAR-OLD SCHOOLCHILDREN TOWARDS HEALTH CARE AND SPORTS
Л. Ю. Коткова
В статье рассматриваются особенности информированности и активности школьников с нарушением зрения в вопросах сохранения здоровья, отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Дана оценка жизненным приоритетам учащихся.
Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, жизненные приоритеты, школьники с нарушением зрения.
L. Y. Kotkova
The article examines peculiarities of visually impaired schoolchildren' level of information, active position and attitude towards health care and sports. The author gives an evaluation to life priorities of students.
Keywords: movement activity, health, life priorities, visually impaired schoolchildren.
Социальная потребность сохранения и укрепления здоровья человека существовала всегда. Значимость здоровья для осуществления полноценной деятельности в различных сферах жизни очень велика.
Особую важность проблема заботы о сохранности своего здоровья приобретает для людей, имеющих различные нарушения в развитии. Проявление внимания и заинтересованности в укреплении состояния здоровья своего ор-
Ф
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Как ты оцениваешь свое здоровье?»
Варианты ответов Мальчики (%) Девочки (%)
14-15 лет (п = 19) 16-18 лет (п = 16) 14-15 лет (п = 19) 16-18 лет (п = 12)
Здоровье отличное, не болею 11,76 0 28,57 0
Здоровье хорошее, болею редко 52,94 73,33 42,85 54,54
Затрудняюсь оценить свое здоровье 29,41 13,33 14,28 27,27
Здоровье неудовлетворительное, часто болею 5,88 13,33 14,28 18,18
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Заботишься ли ты о своем здоровье, пытаешься ли его улучшить
и каким образом?»
Варианты ответов Мальчики (%) Девочки (%)
14—15 лет (п = 19) 16-18 лет (п = 16) 14-15 лет (п = 19) 16-18 лет (п = 12)
Питание 58,82 60 57,14 45,45
Физические упражнения 82,35 40 50 36,36
Массаж 17,64 0 42,85 36,36
Закаливающие процедуры 0 20 14,28 36,36
Сауна, баня 47,05 20 14,28 36,36
Лекарственные препараты 52,94 33,33 42,85 36,36
Психотерапия, аутотренинг 0 0 0 9,09
Меня это не интересует 0 6,66 0 0
ганизма открывает перспективы не только полноценного психофизического развития человека, но и возможности профессионального роста, личностного становления, освоение определенного социального пространства и устойчивого положения в обществе [1].
В процессе получения среднего общего образования при приближении к этапу профессионального самоопределения необходимость информирования школьников с нарушениями в развитии по вопросам сохранения и укрепления здоровья, осуществления активной двигательной деятельности становится неотъемлемой частью их адаптации к условиям социальной жизни.
По утверждению А. И. Федорова и С. Б. Шармановой, отношение человека к здоровью включает в себя субъективную оценку или самооценку человеком своего физического и психического состояния [2].
Существует набор показателей, которые характеризуют отношение индивида к своему здоровью: самооценка здоровья; медицинская информированность; место здоровья в системе жизненных ценностей; наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков); экологи-
ческие факторы; стрессогенные факторы; физическая активность.
Целью нашего исследования явилось изучение информированности и активности слабовидящих школьников 14-18 лет в вопросах сохранения здоровья и отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
Для решения поставленной цели была разработана анкета и проведен анкетный опрос 132 школьников с на-
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Какие темы, связанные со здоровьем, тебя интересуют?»
Варианты ответов Степень значимости (место)
Мальчики Девочки
14-15 16-18 14-15 16-18
лет лет лет лет
Формирование, сохранение и под- I I I I
держание здоровья
Физическая культура и спорт II II VII X
Закаливание организма IX III VIII VIII
Вредные привычки и их влияние на VII VI IX IX
организм человека
Рациональное питание VIII V V IV
Телосложение и его формирование III IV X VI
Личная гигиена IV VII III II
Оздоровительные системы физиче- V VIII IV V
ских упражнений
Самостоятельные занятия физиче- VI IX II VII
скими упражнениями
Первая медицинская помощь X X VI III
рушением зрения. Анкета включала в себя 20 закрытых вопросов. Пункты вопросника предполагали выбор из нескольких вариантов, которые необходимо было расставить по рангу, по степени важности выбираемых вариантов ответа.
Анализ результатов анкетного опроса проводился по следующим направлениям:
1) информированность слабовидящих учащихся в вопросах сохранения здоровья;
2) физическая активность;
3) жизненные приоритеты учащихся.
Анализируя ответы на вопрос «Как ты оцениваешь свое здоровье?», мы выявили, что 11,76% мальчиков и 28,57% девочек 14-15 лет оценили здоровье на «отлично». В целом затруднились оценить свое здоровье 21,37% мальчиков и 20,77% девочек. В то же время 63,13% мальчиков и 48,69% девочек отметили, что их здоровье хорошее, болеют они редко. Ответ «здоровье неудовлетворительное, часто болею» выбрали 9,60% мальчиков и 16,23% девочек (табл. 1).
На вопрос «Заботишься ли ты о своем здоровье, пытаешься ли его улучшить и каким образом?» 6,66% мальчиков 16-18 лет ответили, что не заботятся о своем здоровье и не интересуются этим. В среднем 61,17% мальчиков и 43,18% девочек используют для поддержания своего здоровья физические упражнения, и 43,13% мальчиков и 39,60% девочек применяют лекарственные препараты. Закаливающие процедуры для поддержания своего здоровья применяют 10% мальчиков и 25,32% девочек. Применяют для своего оздоровления сауну и баню 33,52% мальчиков и 25,32% девочек, следят за питанием - 59,41% мальчиков и 51,29% девочек, используют массаж - 8,82% мальчиков и 39,60% девочек (табл. 2).
На вопрос «Как ты считаешь, могут ли регулярные занятия физическими упражнениями помочь человеку быть здоровым?» 90% мальчиков и 100% девочек ответили утвердительно, 6,66% мальчиков затруднились ответить, и 3,33% мальчиков ответили отрицательно.
На вопрос «Какие факторы могут оказывать отрицательное влияние на здоровье?» мальчики и девочки ответили, что это курение, употребление наркотиков, малая физическая нагрузка, стрессы и волнения.
На вопрос «Какие темы, связанные со здоровьем, тебя интересуют?» мальчики на 1-е место выдвинули вопросы формирования, сохранения и поддержания здоровья, на 2-е - вопросы о физической культуре и спорте, на 3-е - знания о формировании телосложения.
Для девочек интересны темы о формировании, сохранении и поддержании здоровья (1-е место), личной гигиене (2-е место) и самостоятельных занятиях физическими упражнениями (3-е место). Меньше всего мальчиков и девочек ин-
Распределение ответов на вопрос «Как ты относишься.
Таблица 4 .» (мальчики)
Варианты Осуждаю (%) Безразлично(%) Приветствую (%)
14-15 лет 16-18 лет 14-15 лет 16-18 лет 14-15 лет 16-18 лет
К курению 83,35 53,33 11,76 33,33 5,88 13,33
К употреблению алкоголя 83,35 53,33 11,76 40 5,88 6,66
К употреблению наркотиков 100 100 0 0 0 0
Таблица 5 Распределение ответов на вопрос «Как ты относишься.» (девочки)
Варианты Осуждаю (%) Безразлично (%) Приветствую (%)
14-15 лет 16-18 лет 14-15 лет 16-18 лет 14-15 лет 16-18 лет
К курению 64,28 72,72 35,71 18,18 0 9,09
К употреблению алкоголя 64,28 72,72 35,71 18,18 0 9,09
К употреблению наркотиков 92,85 90,90 7,14 9,09 0 0
тересуют темы: «Первая медицинская помощь», «Вредные привычки и их влияние на организм человека» (табл. 3).
Выясняя отношение к вредным привычкам, мы выявили, что в большей степени опрашиваемые осуждают курение и употребление алкоголя (68,34% мальчиков и 68,5% девочек), негативно относятся к употреблению наркотиков 100% мальчиков и 91,87% девочек. Безразличное отношение к курению высказывают 22,53% мальчиков и 26,94% девочек, к употреблению алкоголя - 25,88% мальчиков и 26,94% девочек, к употреблению наркотиков -8,11% девочек. Анализ результатов опроса показал, что 9,60% мальчиков и 4,54% девочек приветствуют курение, употребление алкоголя одобряют 6,27% мальчиков и 4,54% девочек (табл. 4 и 5).
Респондентам также было предложено написать о том, как они понимают, что такое здоровье. Встречались разные ответы: «физическое и внутреннее состояние человека», «отсутствие болезней», «гармония в организме», «счастье и движение в жизни», «физическая и психологическая уравновешенность», «опрятная и красивая внешность», «хорошая физическая подготовка, психологическая устойчивость и устойчивость от заболеваний», «когда чувствуешь себя хорошо и ничего не болит», «долгая жизнь» и др. Дать объяснение понятию «здоровье» не смогли 24,7% мальчиков и 17,2% девочек.
В настоящее время приоритетным становится не просто развитие школьников, приобретение ими различных умений и навыков, а формирование физической культуры личности, воспитание потребности в здоровом образе жизни, ориентация на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями.
Поэтому важную роль в сохранении и поддержании здоровья играет физическая активность, которая трактуется как деятельность индивидуума, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями.
Понятие «физическая активность» в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре.
Физическая активность подростков с нарушением зрения оценивалась по показателям, характеризующим физкультурно-спортивные мотивы, потребности и интересы, приобщенность к физ-культурно-спортивной деятельности.
Результаты опроса показывают, что большинство респондентов понимают, какое значение имеют занятия физическими упражнениями, однако всего лишь треть опрошенных посещают занятия в спортивных секциях (табл. 6).
Уровень приобщенности школьников с нарушением зрения к физкультурно-спортивной деятельности в целом можно оценить как недостаточный. По результатам опроса в среднем всего 40,58% мальчиков и 30,8% девочек систематически посещают занятия в спортивных секциях. Уровень физической активности девочек ниже по сравнению с мальчиками.
Среди причин пассивного отношения к занятиям физическими упражнениями большинство респондентов (19,6% мальчиков и 32,46% девочек) отмечают наличие у них «других интересных и важных дел». Второй причиной, по которой школьники не занимаются физическими упражнениями, явилось «отсутствие свободного времени» (15,48% мальчиков и 16,23% девочек). Также были названы лень, большая учебная нагрузка, отсутствие друзей, занимающихся в спортивных секциях, отсутствие спортивных сооружений вблизи дома и др.
На вопрос «Какие чувства ты испытываешь чаще всего во время занятий физической культурой и спортом?» в целом 87% мальчиков и 61,22% девочек ответили, что испытывают хорошее настроение и подъем сил, 50,5% мальчиков и 50% девочек получают удовлетворение от общения с другими людьми.
Отношение учащихся к участию в соревнованиях было следующее: большинство мальчиков (59,8%) любят участвовать в спортивных соревнованиях, а большинство девочек (64%) наоборот (табл. 7).
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос «Что для тебя является главным в жизни?»
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Посещаешь ли ты спортивную секцию?»
Варианты ответов Мальчики (%) Девочки (%)
14—15 лет (п = 19) 16-18 лет (п = 16) 14-15 лет (п = 19) 16-18 лет (п = 12)
Да 47,05 33,33 42,85 18,18
Нет 52,94 66,67 57,14 81,81
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос «Любишь ли ты участвовать в спортивных соревнованиях?»
Варианты ответов Мальчики (%) Девочки (%)
14-15 лет (п = 19) 16-18 лет (п = 16) 14-15 лет (п = 19) 16-18 лет (п = 12)
Да 52,94 66,66 35,71 36,36
Нет 47,05 33,33 64,28 63,63
Варианты ответов Степень значимости (место)
Мальчики Девочки
14-15 16-18 14-15 16-18
лет лет лет лет
Хорошие отношения в семье I I I II
Материальная обеспеченность IV III VIII VI
Здоровье II IV II I
Учеба, хорошее образование III II III III
Отношения с противоположным полом VII VIII VI V
Хорошая и интересная работа VI VI VII IV
Физическое совершенство, красота VIII VII V VI
Активная и деятельная жизнь IX V IX VIII
Наличие верных друзей V IX IV VII
Хорошая обстановка в нашей стране X X X IX
Анализ структуры свободного времени исследуемых показал, что большинство респондентов имеют достаточное количество свободного времени в течение дня. При этом большую часть своего свободного времени 41,76% мальчиков и 61,35% девочек тратят на прием и посещение друзей, на просмотр телепередач и фильмов (35% мальчиков и 31% девочек), на прогулки (42,5% мальчиков и 35% девочек). Результаты опроса показали, что треть исследуемых (34,5% мальчиков и 38,56% девочек) могут просто лежать, ничего не делать и слушать музыку.
Определяя жизненные приоритеты школьников с нарушением зрения, было выявлено, что наиболее важной ценностью как для мальчиков, так и для девочек являются «хорошие отношения в семье». На втором месте в списке ценностей у большинства школьников - здоровье и на третьем - учеба и хорошее образование (табл. 8).
В ходе анкетного опроса слабовидящих подростков было установлено, что у исследуемых нет единого понимания здоровья, а также того, что мешает им должным образом заботиться о своем здоровье. Для большинства из них характерно наличие определенных знаний о здоровье, факторах, влияющих на него, и средствах укрепления и сохранения здоровья, но в то же время отсутствует желание или умение применять их на практике. В целом у учащихся выявлена завышенная самооценка здоровья и пассивное отношение к своему здоровью.
Изучение физической активности слабовидящих школьников 14-18 лет выявило низкий уровень приобщенности к физкультурно-спортивной деятельности. Наблюдается парадокс: с одной стороны, учащиеся мотивируют свое пассивное отношение к физкультурным занятиям отсутствием свободного времени, с другой - большая часть свободного времени
#
у них уходит на просмотр телевизора, прогулки, общение с друзьями.
Следует отметить тот факт, что школьники 14-15 лет проявляют большую активность по отношению к своему здоровью и физической активности, чем учащиеся 16-18 лет.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, о том, что у слабовидящих школьников 14-18 лет наблюдается недостаточная сформированность интересов и потребностей к заботе о состоянии своего здоровья, осуществлению физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому необходимость проведения дополнительных мероприятий, направленных на приобщение учащихся с нарушениями в развитии к основам здорового образа жизни, активизацию их двигательной деятельности становится важной задачей для всей системы специального образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриев В. С. Адаптивное физическое воспитание в аспекте культуры здоровья инвалидов // Материалы объединенной конференции «Адаптивная физическая культура в медицинской реабилитации и социализации инвалидов» и «Физическая культура и спорт среди инвалидов». -СПб., 2001. - С. 28.
2. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В. И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 267 с.
СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
MUSICAL GIFTEDNESS STRUCTURE
С. Н. Лосева
S. N. Loseva
Исходя из представления автора о структуре музыкальной одаренности как интегральном образовании, в статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности.
According to the author's idea about the structure of musical giftedness as an integral formation, the article presents and discusses the results of a musical giftedness research in teaching personal and choral singing.
Ключевые слова: музыкальная одаренность, музыкальность, интеллект, креативность, духовность, вокально-хоровая деятельность.
Keywords: musical giftedness, musicality, intellect, creativity, spirituality, personal and choral singing.
В своем исследовании при определении структуры музыкальной одаренности мы опирались на культурно-психологическую модель одаренности Л. И. Ларионовой [1]. По нашему мнению, музыкальная одаренность включает как общие способности - интеллект, креативность и духовность, так и специальные - музыкальность. Отмечая специфику вокально-хоровой деятельности в рассмотрении музыкальности как компонента музыкальной одаренности, мы считаем близкой точку зрения Б. М. Теплова [2] о двух сторонах музыкальности -эмоциональной и слуховой и Д. К. Кирнарской [3], выделяющей аналитический и интонационный слух в структуре музыкальности.
Программа эмпирического исследования включала следующий методический комплекс: для диагностики интеллекта использовался культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла [4]. Для изучения креативности использовались модифицированные креативные тесты Ф. Ви-льямса [5]. Духовный компонент изучался нами на основе
16-факторного опросника Р. Кеттелла [6]; мы выделили три фактора - А, G, I (доброта / обособленность; высокая совестливость / недобросовестность; мягкосердечность / жестокость), которые, на наш взгляд, соответствуют данному критерию.
Компонент музыкальной одаренности в вокально-хоровой деятельности - музыкальность - изучался в нашем исследовании как «синтез слуховой (аналитический слух) и эмоциональной (интонационный слух) музыкальных способностей». Уровень развития интонационного и аналитического слуха изучался нами по шестибалльной оценке [3; 7]. Музыкальные примеры, предъявляемые испытуемым для диагностики аналитического и интонационного слуха, были взяты из образовательных программ Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной [8], Г. С. Ри-гины [9] и произведений, разучиваемых учащимися в вокально-хоровых коллективах.
Психологическое исследование музыкально одаренных учащихся 11-12 лет, занимающихся в вокально-хоро-
Ф