ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
уДК 796.01 : 3763 л. Ю. КОТКОВА
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 14-18 ЛЕТ________________
В статье рассматриваются особенности информированности и активности школьников с нарушением слуха в вопросах сохранения здоровья, отношения к физкультурно-спортивной деятельности, дана оценка жизненным приоритетам учащихся. Для лиц с патологическими нарушениями в развитии акцентирование внимания и заинтересованности в укреплении своего здоровья предоставляет им возможность адекватно планировать направленность будущего профессионального самоопределения. Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, жизненные приоритеты, школьники с нарушением слуха.
Актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья человека была и остается одной из важнейших задач в свете реформ по обеспечению здоровьесбережения населения во всем мире. Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. Особое внимание и заинтересованность в укреплении состояния здоровья своего организма необходимо акцентировать детям с ограниченными возможностями здоровья. Особенности их физического развития, двигательных проявлений напрямую влияют на уровень их социальной активности на различных этапах жизненного становления.
Приоритетной задачей системы российского образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как наивысшей социальной ценности [1]. В связи с чем возрастает значимость формирования ценностного отношения к собственному здоровью детей с нарушениями в развитии, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных установок.
Для лиц с нарушением слуха характерна задержка развития их двигательной сферы, затруднено развитие речи, замедлен темп развития мышления, что приводит к раскоординированности движений, низкому уровню пространственной ориентировки, замедлению скорости овладения двигательными навыками и выполнению движений, отставанию совершения мыслительных операций [2]. Данные нарушения напрямую влияют на саморазвитие личности человека, формирование межличностных отношений [3]. В этих условиях ценностное отношение к своему здоровью для лиц с нарушением слуха будет служить им необходимой установкой к дальнейшей организации жизнедеятельности. Указанные обстоятельства констатируют важность рассматриваемой проблемы.
Целью нашего исследования является выявить особенности формирования ценностного отношения к здоровью и физкультурно-спортивной деятельности школьников с нарушением слуха.
Нами была разработана анкета, включающая в себя 20 закрытых вопросов, отражающих отношение индивида к своему здоровью: самооценка здоровья; медицинская информированность; место здоровья в системе жизненных ценностей; наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков); физическая активность. Был проведен анкетный опрос 132 школьников с нарушением слуха 14—18 лет г. Набережные Челны и г. Нижнекамск.
Результаты исследования. Анализ результатов анкетного опроса проводился по следующим направлениям:
1) информированность учащихся с нарушением слуха в вопросах сохранения здоровья;
2) физическая активность;
3) жизненные приоритеты учащихся.
Анализируя ответы на вопрос: «Как ты оцениваешь свое здоровье?», было выявлено, что 73,6% мальчиков 14—15 лет оценили свое здоровье на «отлично». 36,8% мальчиков и 81,5% девочек 14—15 лет отметили, что их здоровье хорошее, болеют они редко. Ответ «здоровье неудовлетворительное, часто болею» выбрали 16,6% девочек.
У школьников 16—18 лет 34,3% мальчиков отметили, что здоровье у них отличное, 68,7% мальчиков и 100% девочек охарактеризовали свое здоровье как хорошее, болеют они редко (табл. 1).
На вопрос: «Заботишься ли ты о своем здоровье, пытаешься ли его улучшить и каким образом?» 100% мальчиков 14—15 лет ответили, что используют для этого правильное питание, 50% девочек этого возраста применяют физические упражнения, 36,8% девочек массаж, закаливающие процедуры и лекарственные препараты.
В возрасте 16—18 лет 100% мальчиков считают, что улучшить свое здоровье возможно, используя сауну и лекарственные препараты, 68,7% — выделяют питание и массаж и лишь 34,3 % мальчиков выбрали физические упражнения. 100% девочек в этом возрасте отдают предпочтение физическим упражнениям, а 66,6% отмечают значимую роль правильно-
го питания и массажа в улучшении своего здоровья (табл. 2).
На вопрос: «Как ты считаешь, могут ли регулярные занятия физическими упражнениями помочь человеку быть здоровым?» 100% мальчиков и девочек 14—15 лет ответили утвердительно. 100% девочек 16—18 лет также согласны с этим утверждением, а 100% мальчиков 16—18 лет считают, что, благодаря занятиям физическим упражнениями, можно стать культурным человеком и расширить круг общения.
На вопрос: «Какие факторы оказывают отрицательное влияние на твое здоровье?» на 1-е место мальчики и девочки ставят курение, употребление алкоголя и наркотиков, стрессы и волнения. На 2-е место школьники с нарушением слуха ставят большую нагрузку в школе, отсутствие знаний о том, как быть здоровым.
На вопрос: «Какие темы, связанные со здоровьем, тебя интересуют?» 73,6% мальчиков и 81,5% девочек 14—15 лет на 1-е место выдвинули вопросы о физической культуре и спорте. 50% девочек также заинтересованы вопросами формирования, сохранения и поддержания здоровья и личной гигиены. На 2-е место школьники в этом возрасте отнесли вопросы о вредных привычках, закаливание организма, на 3-е — знания о формировании телосложения, использования оздоровительных систем физических упражнений.
Школьников 16—18 лет в первую очередь интересуют темы, связанные с формированием, сохранением и поддержанием здоровья, физической культурой и спортом и первой медицинской помощи (87,5% мальчиков и 83,3% девочек). На 2-е место школьники ставят вопросы о вредных привычках и использования оздоровительных систем физических упражнений. На 3-е месте находятся темы, связанные с рациональным питанием и самостоятельными занятиями физическими упражнениями (табл. 3).
Выясняя отношение к вредным привычкам, мы выявили, что школьники 14—15 лет осуждают курение и употребление алкоголя (в среднем 68,4% мальчиков и 56,5% девочек), негативно относятся к употреблению наркотиков 34,2% мальчиков и 84,2% девочек. Безразличное отношение к курению высказывают 34,2% мальчиков, к употреблению алкоголя — 21,0% девочек. Приветствуют употребление алкоголя 15,7% девочек.
Анализ результатов опроса школьников 16—18 лет показал, что 100% мальчиков и девочек отрицательно относятся к вредным привычкам (табл.4 и 5).
Респондентам также было предложено написать о том, как они понимают, что такое здоровье. Школьники 14—15 лет не дали никакого объяснения понятию «здоровье». Мальчики 16—18 лет понимают под здоровьем жизнь, человека, который правильно питается и занимается спортом. Девочки не знают, что такое здоровье.
Важную роль в сохранении и поддержании здоровья играет физическая активность, которая трактуется как деятельность индивидуума, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Понятие «физическая активность» в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре.
Физическая активность подростков с нарушением слуха оценивалась по показателям, характеризующим физкультурно-спортивные мотивы,
Распределение ответов на вопрос: «Как ты оцениваешь свое здоровье?»
Варианты ответов мальчики (%) девочки (%)
14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)
Здоровье отличное, не болею 73,6 34,3 0 0
Здоровье хорошее, болею редко 36,8 68,7 81,5 100
Затрудняюсь оценить свое здоровье 0 0 0 0
Здоровье неудовлетворительное, часто болею 0 0 36,8 0
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Заботишься ли ты о своем здоровье, пытаешься ли его улучшить и каким образом?»
Варианты ответов мальчики (%) девочки (%)
14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)
Питание 100 68,7 36,8 33,3
Физические упражнения 0 34,3 50 100
Массаж 0 68,7 36,8 66,6
Закаливающие процедуры 0 0 36,8 0
Сауна, баня 0 100 0 66,6
Лекарственные препараты 0 100 36,8 100
Психотерапия, аутотренинг 0 0 0 0
Меня это не интересует 0 0 0 0
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос:
«Какие темы, связанные со здоровьем, тебя интересуют?»
Варианты ответов Степень значимости (место)
мальчики Девочки
14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)
Формирование, сохранение и поддержание здоровья II I
Физическая культура и спорт I
Закаливание организма II III II V
Вредные привычки и их влияние на организм человека II II II II
Рациональное питание V III V III
Телосложение и его формирование III IV III VI
Личная гигиена IV V II
Оздоровительные системы физических упражнений III II III II
Самостоятельные занятия физическими упражнениями VI III II III
Первая медицинская помощь VII VI I
потребности и интересы, приобщенность к физкультурно-спортивной деятельности.
Результаты опроса показывают, что приобщенность школьников с нарушением слуха к физкуль-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
Распределение ответов на вопрос: «Как ты относишься...» (мальчики)
Варианты ответов осуждаю (%) безразлично (%) приветствую (%)
14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32)
к курению 36,8 100 34,2 0 0 0
к употреблению алкоголя 100 100 0 0 0 0
к употреблению наркотиков 34,2 100 0 0 0 0
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Посещаешь ли ты спортивную секцию?»
Варианты ответов мальчики (%) девочки (%)
14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)
Да 28,9 25,0 31,5 75,0
Нет 71,0 75,0 68,4 25,0
турно-спортивной деятельности в целом невысокая. В среднем всего 40,1% мальчиков и девочек систематически занимаются в спортивных секциях. Уровень физической активности мальчиков ниже по сравнению с девочками (табл. 6).
Среди причин пассивного отношения к занятиям физическими упражнениями большинство респондентов 14—15 лет (84,2% мальчиков и 50% девочек) отмечают отсутствие свободного времени и наличие у них «других интересных и важных дел».
В возрасте 16—18 лет 100 % мальчиков и 25% девочек указывают на отсутствие свободного времени, 71,8 % — на важность других дел и 31,2% — на отсутствие настойчивости и терпения. Также были названы лень, большая учебная нагрузка, отсутствие друзей, занимающихся в спортивных секциях, отсутствие спортивных сооружений вблизи дома и др.
На вопрос: «Какие чувства ты испытываешь чаще всего во время занятий физической культурой и спортом?» в целом 65,7% мальчиков и 84,2% девочек 14—15 лет ответили, что испытывают хорошее настроение и подъем сил, 34,2% мальчиков и 15,7% девочек получают удовлетворение от общения с другими людьми.
100% школьников 16-18 лет во время занятий физической культурой и спортом также испытывают хорошее настроение, подъем сил и удовлетворение от общения с другими людьми.
Отношение учащихся к участию в соревнованиях было следующее: большинство мальчиков (68,4% 14—15 лет и 100% 16—18 лет) и девочек (71,0% 14—15 лет и 66,6% 16—18 лет) любят участвовать в спортивных соревнованиях (табл. 7).
Анализ структуры свободного времени школьников 14—15 лет показал, что большинство респондентов тратят свое свободное время на компьютерные игры (100% мальчиков и 50% девочек), на просмотр телепередач, прием и посещение друзей, прогулки (76,3% мальчиков и 36,8% девочек). 57,8% мальчиков и 15,7% девочек любят просто лежать, ничего не делать и слушать музыку. Регулярно занимаются в кружках и спортивных секциях лишь треть опрошенных (30,2%).
Распределение ответов на вопрос: «Как ты относишься.» (девочки)
Варианты ответов осуждаю (%) безразлично (%) приветствую (%)
14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32)
к курению 81,5 100 0 0 0 0
к употреблению алкоголя 31,5 100 21,0 0 15,7 0
к употреблению наркотиков 84,2 100 0 0 0 0
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос:
«Любишь ли ты участвовать в спортивных соревнованиях?»
Варианты ответов мальчики (%) девочки (%)
14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)
Да 68,4 100 71,0 66,6
Нет 31,5 0 28,9 33,3
Мальчики 16—18 лет в свое свободное время увлечены просмотром телепередач, слушанием музыки (100%), компьютерными играми и прогулками (78,1%). Лишь 25,0% посещают кружки по интересам и самостоятельно занимаются физическими упражнениями. Девочки в этом возрасте предпочтение отдают занятиям в кружках и совместным занятиям с родителями (70,8%) и занятиям в спортивных секциях (75%).
Определяя жизненные приоритеты школьников с нарушением слуха, было выявлено, что наиболее важной ценностью, как для мальчиков, так и для девочек, является здоровье. На втором месте в списке ценностей у большинства школьников значатся «хорошие отношения в семье» и на третьем — материальная обеспеченность, учеба и хорошее образование, активная и деятельная жизнь (табл. 8).
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос:
«Что для тебя является главным в жизни?»
Варианты ответов Степень значимости (место)
мальчики девочки
14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)
Хорошие отношения в семье IV II II II
Материальная обеспеченность VI IV V III
Здоровье I
Учеба, хорошее образование VII V III V
Отношения с противоположным полом IX VIII IX IV
Хорошая и интересная работа II VI IV IV
Физическое совершенство, красота VIII VII VIII VI
Активная и деятельная жизнь X III VII VIII
Наличие верных друзей III IX VI IX
Хорошая обстановка в стране V X X X
Выводы. В ходе анкетного опроса подростков с нарушением слуха по разделу информированности в вопросах сохранения здоровья было установлено, что исследуемые не дают четкого объяснения понятию «здоровье». Большинству из них характерно наличие определенных знаний о здоровье, факторах, влияющих на него, и средствах укрепления и сохранения здоровья. В целом учащиеся характеризуют свое здоровье как хорошее, однако приоритетное место в сохранении здоровья отдают лекарственным препаратам и лечебным процедурам, не совсем понимая значимость физической культуры и спорта в деле укрепления здоровья.
Изучение физической активности школьников с нарушением слуха 14—18 лет выявило низкий уровень приобщенности к физкультурно-спортивной деятельности. Парадоксально: с одной стороны, учащиеся мотивируют свое пассивное отношение к спортивным занятиям отсутствием свободного времени, с другой — большая часть свободного времени у них уходит на просмотр телевизора, компьютерные игры, прогулки, общение с друзьями. Большинство школьников отмечают подъем настроения, сил, удовлетворение от общения с другими людьми в процессе занятий физической культурой и спортом.
Следует отметить тот факт, что школьники 14 — 15 лет имеют не достаточно полное представление о факторах укрепления и сохранения здоровья. Учащиеся 16—18 лет понимают роль физической культуры и спорта в вопросах укрепления здоровья, проявляя при этом интерес к физкультурно-спортивной деятельности, в отличие от учащихся 14—15 лет.
Таким образом, проведенные исследования по-
казывают, что у школьников с нарушением слуха недостаточно сформировано ценностное отношение к своему здоровью, понимание необходимости и значимости факторов для его сохранения. В этой связи возникает необходимость внедрения в педагогический процесс системы специального образования дополнительных педагогических технологий, обеспечивающих приобщение учащихся с нарушением слуха к основам здорового образа жизни, активизацию их двигательной деятельности.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. — 2002. — № 6. — С. 11-40.
2. Комплексный подход в процессе профессионального обучения детей-инвалидов : метод. пособие / В. Н. Латчук, С. Н. Фалько, Е. А. Осколкова. — М. : АПКиППРО, 2005. — 104 с.
3. Маджуга, А. Г. Концептуальные подходы к определению феномена «Здоровьетворящее образование» / А. Г. Маджуга // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. — Уфа : РИЦ БашИФК, 2009. — С.65 — 72.
КОТКОВА Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики физического воспитания,
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.02.2012 г.
© Л. Ю. Коткова
Информация
Гранты ФЦП «Кадры»:
Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук (мероприятие 1.2.2 — XV очередь, гуманитарные науки)
В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России » проводится открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд (XV очередь, мероприятие 1.2.2, гуманитарные науки).
Лот 1: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области исторических наук, в том числе истории политики, фальсификации истории и способов противодействия фальсификации истории в науке и образовании»
Лот 2: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области экономических наук
Лот 3: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области философских наук, социологических наук и культурологии»
Лот 4: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области филологических наук и искусствоведения»
Лот 5: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области психологических наук и педагогических наук»
Лот 6: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области юридических и политических наук»
Для финансовой поддержки могут быть предложены научные исследования продолжительностью выполнения в 2012 — 2013 годах и сроком окончания работы (проекта) не позднее 15 ноября 2013 года.
Участником конкурса может бьть юридическое лицо (за исключением федеральных казённых учреждений, а также учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями), подавшее заявку на участие и соответствующее требованиям, установленным в конкурсной документации, в том числе квалификационным требованиям.
Заявки на участие в конкурсе подаются (направляются) в бумажном виде в Министерство образования и науки Российской Федерации по адресу: 125993, г. Москва, Тверская улица, д. 11 до 12 часов 00 минут московского времени 01 июня 2012 года.
Подробная информация о конкурсе опубликована на сайте Ы1р://минобрнауки.рф/новости/2132 Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/258/232022.php (дата обращения: 12.05.2012).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ