УДК 159.928.234
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Рассматриваются теоретические и эмпирические аспекты проблемы развития музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором выявлены различия развития системообразующего структурного компонента музыкальной одаренности - музыкальности учащихся, занимающихся и не занимающихся пением. Показано, что данные различия связаны с особенностями занятий вокально-хоровой деятельностью: с соотношением описаний сходства и различия, а также параметров их сравнения. Полученные результаты свидетельствуют о равномерности развития музыкальности у одаренных школьниц.
Ключевые слова: музыкальная одаренность, музыкальность, аналитический слух, интонационный слух, вокально-хоровая деятельность.
С. Н. Лосева S. N. Loseva
PROBLEMS OF MUSICAL GIFTEDNESS DEVELOPMENT
The theoretical and empirical aspects of the development of musical giftedness in vocal and choral activities are discussed. The results of empirical studies revealing the differences in the development of such system-structural component of musical giftedness as musicality between students engaged and those not engaged in singing, are represented. It is shown that these differences are related to the peculiarities of vocal and choral training activities: a ratio of the descriptions of similarities and differences, as well as the parameters of their comparison. The achieved results indicate the uniformity of musicality development among gifted schoolgirls.
Keywords: musical giftedness, musicality, analytical hearing, intonational hearing, vocal and choral activities.
В новых социально-экономических условиях развития нашего общества проблема изучения детской одаренности стала одним из приоритетных научных направлений. Важность изучения этой проблемы объясняется тем, что потенциал одаренных людей является основой прогресса любого общества, повышает эффективность общественных реформ, выступает в качестве одного из решающих факторов экономического развития.
сравнительный анализ исследования музыкальной одаренности. Исследование проводилось на базе творческих хоровых коллективов Иркутска с музыкально одаренными школьницами 8-15 лет. Выборка испытуемых включала две группы. В первую группу были включены музыкально одаренные испытуемые (70 человек), которые занимались пением на протяжении длительного периода времени, имели высокие достижения в вокально-хоровой деятельности и награждены дипломами международных и всероссийских конкурсов. Во вторую группу вошли учащиеся, не занимающиеся пением (130 человек). В каждой группе были выделены три возрастные подгруппы: учащиеся 8-10, 1112 и 13-15 лет.
Изучение возрастных особенностей и выявление различий между школьницами первой и второй групп проводилось с помощью комплекса методик, направленных на изучение отдельных структурных компонентов музыкальной одаренности. Компонент «музыкальность» (аналитический и интонационный слух) диагностировался на основе исследования К. В. Тарасовой [1] по шестибалльной шкале. Диагностика интеллекта проводилась с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла [2; 3]. Духовный компонент изучался на основе 16-факторного опросника Р. Кеттелла [4; 5]. Были выделены три фактора А, G, I (доброта, высокая совестливость, мягкосердечность), которые, на наш взгляд, характеризуют духовность, так как она связана со способностью личности творить добро, красоту, приносить счастье другим, служить обществу. Для изучения
креативности использовались модифицированные тесты Ф. Вильямса [6]: тест дивергентного мышления (исследовались беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название, общий суммарный показатель) и опросник личностных творческих характеристик, направленный на самооценку качеств личности (воображение, любознательность, рискованность, сложность, общий суммарный показатель).
Полученные результаты представлены в обобщающей таблице 1.
Таблица 1
уровень выраженности компонентов музыкальной одаренности в разных возрастных подгруппах
Компоненты музыкальной одаренности Возрастные подгруппы учащихся
8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет
М Н М Н М Н
Музыкальность: а) аналитический слух 3,5 2,7 4,9 3 5,5 2,9
б) интонационный слух 4,2 2,6 5 2,8 5,1 2,4
Интеллект 90,5 95,5 109 92,1 113 106
Креативность: а) дивергентное мышление 60,4 57 63,7 54,1 67,7 57,9
б) самооценка творческих характеристик личности - - 70,3 64,3 68 60,1
Духовность: А - доброта 5 5,1 5,1 5 5 5
G - высокая совестливость 5,1 5,1 5,7 5,9 5 5
I - мягкосердечность 5,5 5,7 5,8 6 5 5
Примечание: М - музыкально одаренные; Н - учащиеся, не занимающиеся пением.
Аналитический, интонационный слух, креативность оценивались в баллах, интеллект - в Ю-баллах, духовность -в стенах.
Как видно из таблицы, между музыкально одаренными школьницами 8-10 и 11-12 лет обнаружена положительная возрастная динамика по уровню развития интонационного (иэмп = 203,5, р = 0,029) и аналитического слуха (иэмп = 134, р < 0,001). У школьников 13-15 лет отмечается увеличение показателей интонационного (иэмп = 116, р < 0,001) и аналитического слуха (иэмп = 167,5, р = 0,02) при сравнении с подростками 11-12 лет. У школьниц, не занимающихся пением, обнаружены в основном низкие показатели значений уровня аналитического и интонационного слуха. Положительная возрастная динамика аналитического слуха обнаружена у школьниц 11-12 лет (иэмп = 971, р = 0,039) при сравнении с младшими школьниками.
Возрастная положительная динамика, выявленная у музыкально одаренных школьниц 11-12 лет ^ = 4,093, р < 0,001), свидетельствует об интенсивности развития интеллектуальных функций, что ведет к повышению познавательных процессов младших подростков. В группе школьниц 11-12 лет, не занимающихся пением, отмечается снижение показателей интеллектуального развития, что подтверждает наличие «негативной» фазы у школьниц, не занимающихся пением. У школьниц 13-15 лет наблюдается резкое увеличение показателей по сравнению с учащимися 11-12 лет 0 = 3, 592, р = 0,001).
При сравнении результатов исследования дивергентного мышления была выявлена положительная возрастная динамика у музыкально одаренных школьниц 11-12 лет (иэмп = 192, р = 0,018). У школьниц, не занимающихся пением, статистически значимых различий между возрастными группами не обнаружено.
В группе музыкально одаренных школьниц наблюдается относительная стабильность в развитии духовности, в то время как у не занимающихся пением стабильности развития этого компонента не выявлено. Это, на наш взгляд, связано с психологическими характеристиками и особенностями подросткового возраста школьниц, не занимающихся пением.
Сравнительный анализ музыкальности, интеллекта, креативности и духовности показал, что все структурные компоненты музыкальной одаренности в большей степени выражаются у школьниц, занимающихся пением. Вокально-хоровая деятельность способствует развитию аналитического и интонационного слуха у музыкально одаренных испытуемых, что подтверждается статистически достоверными различиями по критерию и-Манна-Уитни (р < 0,001). В процессе исследования было обнаружено, что возрастные особенности интересов у музыкально одаренных подростков 11-12 лет с высоким уровнем интеллектуального развития ^ = 4,962, р < 0,001) проявляются значительно ярче и интенсивней, чем у большинства их сверстников, не занимающихся пением.
Музыкально одаренные школьницы превосходят своих сверстниц творческой продуктивностью (иэмп = 511, р = 0,032), способностью выдвигать разнообразные идеи и использовать оригинальные стратегии решения проблем (иэмп = 414, р = 0,008). Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не связано с импульсивностью, поскольку поиск оригинальных решений предполагает торможение очевидных
и тривиальных ответов. Рисунки музыкально одаренных школьниц, выполненные по первой части теста Ф. Виль-ямса, отличаются ассиметричностью и сложностью. Этим детям также свойственно творческое использование вербальных средств для отображения сути образного задания, стремление к любознательности, чувствительности к новому и неизвестному.
Для выявления связей между компонентами музыкальной одаренности мы провели корреляционный анализ, который показал, что у первой группы учащихся наблюдается значительное число связей музыкальности с интеллектом, креативностью и духовностью. Анализ позволил также определить четкую структуру положительных ранговых корреляций с увеличением возраста учащихся (см. рис.). В подгруппе испытуемых 8-10 лет статистически значимых корреляций не обнаружено. Однако в старших группах обнаруживается наличие корреляционных связей музыкальности с духовностью, креативностью, интеллектом, количество которых возрастает с увеличением возраста одаренных школьниц. Это говорит о том, что у испытуемых, занимающихся вокально-хоровой деятельностью, происходит развитие когнитивных способностей. Интенсивные занятия пением способствуют формированию слухо-вокальной координации, певческих навыков и, как следствие, происходит развитие интеллекта, креативности и духовности школьниц.
1 1 / 1 2 Уровень
♦** ^Р*^*»» ^—>. значимости
11 у^ ^(Л р<0,05 ¿7 © ^
р<0,001
11-12 лет 13-15 лет
Рис. Взаимосвязь музыкальности с интеллектом, креативностью и духовностью
Примечание: 1 - аналитический слух; 2 - интонационный слух; 3 - интеллект; 4 - высокая совестливость 5 - беглость; 6 -оригинальность; 7 - разработанность; 8 - название; 9 - суммарный результат (дивергентное мышление).
Корреляционный анализ в группе музыкально одаренных учащихся показал, что с увеличением возраста происходит значительное увеличение количества связей музыкальности с интеллектом, креативностью и духовностью, что говорит о формировании у детей структуры музыкальной одаренности. Значительное увеличение корреляционных связей музыкальности с другими компонентами может свидетельствовать о том, что именно музыкальность выступает в качестве системообразующего компонента в структуре музыкальной одаренности. У школьниц, не занимающихся пением, также выявлены значимые положительные корреляции между музыкальностью, интеллектом, креативностью и духовностью, но их меньше и они слабее. Целостная корреляционная структура у этих школьниц не выстраивается, и с увеличением возраста количество связей уменьшается.
Таким образом, уровень всех структурных компонентов музыкальной одаренности у школьниц, занимающих-
ся пением, выражается в большей степени. Ее развитие в данном случае не спонтанно, а в условиях специально организованной деятельности. Поэтому, естественно, что для развития музыкальной одаренности в условиях массовой школы требуется использовать специальную программу. С учетом результатов констатирующего исследования нами была разработана такая программа и проведена ее практическая апробация.
Экспериментальное исследование. Для проведения формирующего эксперимента мы выделили из группы учащихся (8-15 лет), не занимающихся пением, испытуемых с высоким уровнем музыкальности и провели в течение двух лет специальное обучение по разработанной нами программе. Цель программы - развитие музыкальной одаренности учащихся в процессе вокально-хоровой деятельности, их музыкального, интеллектуального, творческого и духовного потенциала.
Занятия проводились 2 раза в неделю (68 уроков в год). В программе большое внимание уделялось развитию аналитического и интонационного слуха, так как слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата. Развитие интеллекта осуществлялось при выполнении упражнений, которые требовали понимания музыкального произведения, вовлеченности в процесс интонирования, осознания отношения к себе как субъекту вокально-хоровой деятельности. Для развития креативности в сферу исполнительской деятельности учащихся включались хоровое и ансамблевое пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера. Весь процесс вокально-хоровой деятельности был направлен на развитие духовного мира ученика как части его духовной культуры.
Методический комплекс, обеспечивающий контрольную диагностику, осуществлялся с помощью методик, использованных в констатирующей части исследования. В таблице 2 приводятся результаты обучающего эксперимента.
Данные, приведенные в таблице, отражают статистически достоверное развитие музыкальности в процессе формирующего эксперимента. Это говорит о том, что в процессе пения у школьниц развиваются вокально-хоровые навыки, которые способствуют улучшению качества пения и воспроизведению мелодии голосом.
Рост интеллекта школьниц был обнаружен во всех возрастных подгруппах. Проникновение в содержание музыки через ее всестороннее и тщательное аналитическое осмысление в певческой деятельности способствует интеллектуальному развитию учащихся, повышению их познавательной активности.
В процессе вокально-хоровой работы обнаружена положительная динамика дивергентного мышления. Этот факт, по нашему мнению, взаимосвязан с развитием музыкальной интонации, которая, в свою очередь, формирует у школьниц способность к художественному творчеству, новым способам мышления и его нестандартности. Взаимосвязь развития музыкальной интонации и самооценки своих творческих способностей обнаружена у школьниц 11-12 лет и 13-15 лет.
Таблица 2
уровень выраженности компонентов музыкальной одаренности после эксперимента
Компонент музыкальной одаренности Возрастные подгруппы1 учащихся
8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет
1 2 1 2 1 2
Музыкальность: а) аналитический слух 3,4 44*** 3,6 4 6*** 3,8 4 8***
б) интонационный слух 3,4 44*** 4,1 5 1*** 4,3 5 3***
Интеллект 104 115** 94,2 104,5*** 94,8 108***
Креативность: а) дивергентное мышление 55,7 66,3** 57,3 62,2** 55,8 64,3**
б) самооценка творческих характеристик личности - - 61,3 70,8** 57,8 63,8**
Духовность: А - доброта 4,6 4,8 3,4 44*** 4,5 5,2
G - высокая совестливость 5,2 5,6 5,1 6,2 5,1 5,4
I - мягкосердечность 5,7 6,2 5,8 6,3 4,1 4,3
Примечание: 1 - до эксперимента; 2 - после эксперимента. Достоверность различий: ** р < 0,01; *** р < 0,001
Повышение общительности, яркости эмоциональных проявлений, эмоциональной лабильности и выразительной экспрессии отмечается у музыкально одаренных школьниц 11-12 лет (по фактору А - t = 4,690, р = 0,001). С увеличением возраста учащихся постепенно расширяется духовное самосовершенствование, направленное на взаимоотношение с окружающими. В процессе пения у школьниц формируется рационально-логическое музыкальное мышление, которое воздействует на внутренний мир респондентов.
На основе полученных данных составлены психологические «портреты» музыкально одаренных школьниц. Было установлено, что в процессе взросления девочки увлеклись пением, появилась привычка напевать дома, по дороге в школу и т. д. В процессе серьезных занятий в музыкальной школе и в вокальном ансамбле возросли самостоятельность и организованность, повысилась выносливость к возникающим трудностям. Дружеская атмосфера вокальных занятий, проведение школьных праздников и концертов привели к раскрепощению школьниц, снятию комплекса зажатости. Благодаря стабильности музыкальных занятий, учащиеся достигли больших успехов в развитии вокально-хоровых навыков.
В процессе лонгитюдного исследования выявлено, что у школьниц всех возрастных подгрупп обнаружена тенденция к увеличению показателей уровня музыкальности и интеллекта. В процессе вокально-хоровой деятельности у музыкально одаренных школьниц 8-10 лет обнаружено развитие дивергентного мышления по факторам «оригинальность», «название» и общего суммарного показателя. Выявлено также развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы школьниц, что способствовало совер-
шенствованию художественного восприятия. У учащихся 11-12 лет с увеличением возраста происходит развитие вербального компонента дивергентного мышления, оригинальности, любознательности, возрастает интерес к людям, способность к установлению непосредственных, межличностных контактов, формируется саморегуляция поведения, настойчивость, организованность. У подростков 13-15 происходит развитие дивергентного мышления, самооценки творческих характеристик и общительности.
Таким образом, данные, полученные в обучающем эксперименте и лонгитюдном исследовании, продемонстрировали устойчивость развития музыкальности, интеллекта, креативности и духовности школьниц. Этому, несомненно, способствовала разработанная нами программа обучения. Специально ориентированная на возможности и потребности музыкально одаренных школьниц, она позволяет создавать благоприятные условия для индивидуализации обучения и развития всех компонентов музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности.
В заключение можно сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы и результаты проведенного исследования показали, что музыкальная одаренность - сложный психологический феномен, который представляет собою динамическое интегральное образование, включающее музыкальность, интеллект, креативность и духовность как высший уровень развития личности.
2. Структура музыкальной одаренности формируется в процессе вокально-хоровой деятельности, между компонентами которой устанавливаются значимые корреляционные связи. При этом музыкальность выступает в качестве системообразующего фактора.
3. Музыкальная одаренность учащихся разных возрастных подгрупп отличается рядом особенностей: наиболее высокий уровень показателей музыкальности, интеллекта, креативности характерен для младшего подросткового возраста; у учащихся старшего подросткового возраста при относительной стабильности интеллекта и креативности в большей степени развивается музыкальность. В ходе
длительного лонгитюдного обучения учащихся, происходит устойчивое поступательное развитие музыкальности, интеллекта, креативности и духовности.
4. У одаренных школьниц, по сравнению с учащимися, не занимающимися пением, структурные компоненты музыкальной одаренности развиваются равномерно, что в конечном итоге приводит к образованию устойчивой структуры. Для школьниц, не занимающихся пением, образование целостной структуры нехарактерно.
5. Практическое использование разработанной нами программы развития музыкальной одаренности, ориентированной на формирование музыкальности, интеллекта, креативности и духовности, показало целесообразность ее применения в массовой школе и в системе дополнительного образования.
В целом выполненное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. В то же время исследование поставило ряд вопросов, намечающих перспективы дальнейших исследований по данной проблеме. К их числу, в частности, следует отнести изучение гендерных различий музыкально одаренных школьников, выявление роли и значения в вокально-хоровой деятельности духовной составляющей и др.
1. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988. 176 с.
2. Денисов А. Ф. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла. Диагностика культурно-независимого интеллекта (методическое руководство). СПб.: ГП «ИМАТОН», 2003. 32 с.
3. Собчик Л. Н. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2002. 24 с.
4. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2007. 104 с.
5. Рукавишников А. А. Факторный личностный опросник Кеттелла. СПб.: ИМАТОН, 2006. 92 с.
6. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003. 96 с.
© Лосева С. Н., 2015