Научная статья на тему 'Структура музыкальной одаренности'

Структура музыкальной одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / MUSICAL GIFTEDNESS / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / MUSICALITY / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLECT / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONAL AND CHORAL SINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосева С. Н.

Исходя из представления автора о структуре музыкальной одаренности как интегральном образовании, в статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL GIFTEDNESS STRUCTURE

According to the authors idea about the structure of musical giftedness as an integral formation, the article presents and discusses the results of a musical giftedness research in teaching personal and choral singing

Текст научной работы на тему «Структура музыкальной одаренности»

#

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ

у них уходит на просмотр телевизора, прогулки, общение с друзьями.

Следует отметить тот факт, что школьники 14-15 лет проявляют большую активность по отношению к своему здоровью и физической активности, чем учащиеся 16-18 лет.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, о том, что у слабовидящих школьников 14-18 лет наблюдается недостаточная сформированность интересов и потребностей к заботе о состоянии своего здоровья, осуществлению физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому необходимость проведения дополнительных мероприятий, направленных на приобщение учащихся с нарушениями в развитии к основам здорового образа жизни, активизацию их двигательной деятельности становится важной задачей для всей системы специального образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитриев В. С. Адаптивное физическое воспитание в аспекте культуры здоровья инвалидов // Материалы объединенной конференции «Адаптивная физическая культура в медицинской реабилитации и социализации инвалидов» и «Физическая культура и спорт среди инвалидов». -СПб., 2001. - С. 28.

2. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В. И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 267 с.

СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

MUSICAL GIFTEDNESS STRUCTURE

С. Н. Лосева

S. N. Loseva

Исходя из представления автора о структуре музыкальной одаренности как интегральном образовании, в статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности.

According to the author's idea about the structure of musical giftedness as an integral formation, the article presents and discusses the results of a musical gifted-ness research in teaching personal and choral singing.

Ключевые слова: музыкальная одаренность, музыкальность, интеллект, креативность, духовность, вокально-хоровая деятельность.

Keywords: musical giftedness, musicality, intellect, creativity, spirituality, personal and choral singing.

В своем исследовании при определении структуры музыкальной одаренности мы опирались на культурно-психологическую модель одаренности Л. И. Ларионовой [1]. По нашему мнению, музыкальная одаренность включает как общие способности - интеллект, креативность и духовность, так и специальные - музыкальность. Отмечая специфику вокально-хоровой деятельности в рассмотрении музыкальности как компонента музыкальной одаренности, мы считаем близкой точку зрения Б. М. Теплова [2] о двух сторонах музыкальности -эмоциональной и слуховой и Д. К. Кирнарской [3], выделяющей аналитический и интонационный слух в структуре музыкальности.

Программа эмпирического исследования включала следующий методический комплекс: для диагностики интеллекта использовался культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла [4]. Для изучения креативности использовались модифицированные креативные тесты Ф. Ви-льямса [5]. Духовный компонент изучался нами на основе

16-факторного опросника Р. Кеттелла [6]; мы выделили три фактора - А, G, I (доброта / обособленность; высокая совестливость / недобросовестность; мягкосердечность / жестокость), которые, на наш взгляд, соответствуют данному критерию.

Компонент музыкальной одаренности в вокально-хоровой деятельности - музыкальность - изучался в нашем исследовании как «синтез слуховой (аналитический слух) и эмоциональной (интонационный слух) музыкальных способностей». Уровень развития интонационного и аналитического слуха изучался нами по шестибалльной оценке [3; 7]. Музыкальные примеры, предъявляемые испытуемым для диагностики аналитического и интонационного слуха, были взяты из образовательных программ Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной [8], Г. С. Ри-гины [9] и произведений, разучиваемых учащимися в вокально-хоровых коллективах.

Психологическое исследование музыкально одаренных учащихся 11-12 лет, занимающихся в вокально-хоро-

Ф

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ

вых коллективах г. Иркутска, было проведено с 2005 по 2006 г. на базе творческих хоровых коллективов: образцовой хоровой студии «Ангара», «Радуга» Дворца детского и юношеского творчества, хоровых коллективов детской школы искусств № 4, вокального ансамбля «Когорта» и «Истоки» общеобразовательной школы № 7. В процессе исследования были сформированы две группы: группа музыкально одаренных учащихся - 26 человек и школьниц МОУ СОШ № 7, не занимающихся пением, - 50 человек. Всего были охвачены исследованием 76 респондентов.

Обратимся к результатам сравнительного анализа музыкальности, интеллекта, креативности и духовности. Уровень музыкальности одаренных школьниц отличается высокими показателями, интенсивным развитием и достоверно различается с показателями школьниц, не занимающихся пением (интонационный слух - 11эмп = 151,5 при р < 0,001; аналитический слух - 11эмп = 132,5 при

р < 0,001). эмп

Полученные данные показали, что респонденты двух групп данного возраста имеют средний уровень интеллектуального развития. Обнаруженные статистически достоверные различия у музыкально одаренных школьниц 11-12 лет ^ = 4,962 при р < 0,001) свидетельствуют о более высоком интеллектуальном развитии музыкально одаренных подростков данного возраста.

Анализируя результаты дивергентного мышления и самооценки творческих характеристик респондентов, можно отметить, что у музыкально одаренных подростков 11-12 лет рисунки отличаются разнообразием, асимметричностью и сложностью (беглость - и = 511

~ 4 эмп

при р = 0, 032; гибкость - иэмп = 414 при р = 0,008; оригинальность - иэмп = 474 при р = 0,053; разработанность - и = 302,5 при р < 0,001; название - и = 419

эмп эмп

при р = 0,011; общий суммарный показатель -иэмп = 271,5 при р < 0,001).

Интенсивное развитие духовного компонента музыкально одаренных школьниц может свидетельствовать о том, что в процессе вокально-хоровой деятельности происходит эмоционально-интонационное постижение музыки, которое направлено на раскрытие творческой, духовно-нравственной природы музыкально одаренных школьниц.

Результаты сравнительного анализа структурных компонентов музыкальной одаренности показали, что

значения всех составляющих у музыкально одаренных школьниц превышают показатели у школьниц, не занимающихся пением. Полученные результаты подтвердили предположение о том, что в структуре музыкальной одаренности можно выделить такие компоненты, как музыкальность, интеллект, креативность и духовность. Наличие значимых корреляционных связей показателей структурных компонентов у музыкально одаренных школьниц может свидетельствовать о том, что музыкальность является системообразующим фактором в структуре музыкальной одаренности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ларионова Л. И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дис. ... д-ра психол. наук. - Иркутск, 2002. - 420 с.

2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. - 379 с.

3. Кирнарская Д. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 373 с.

4. Денисов А. Ф. Дорофеев Е. Д. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла. Диагностика культурно-независимого интеллекта (методическое руководство). - СПб.: ИМАТОН, 2003. - 32 с.

5. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

6. Рукавишников А. А. Факторный личностный опросник Кеттелла: Методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2006. - 96 с.

7. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1987. -299 с.

8. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с.

9. Ригина Г. С. Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л. В. Занкова. - Самара: Корпорация «Федоров», Учебная литература, 2002. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.