ЛЬГОТЫ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Райконен Е. Е. Зыбкин С. В.
Целью данной статьи является рассмотрение понятия «таможенные льготы», законодательства, регулирующего данную сферу, виды льгот и основания их предоставления, а также практических проблем, связанных с правом пользования льготами.
The article is aimed at considering the concept of «preferential treatment», legislation regulating the sphere, kinds of benefits and the reasons for granting as well as the practical problems connected with the rights for preferential treatment.
Ключевые слова: Таможенный кодекс, таможенные льготы, таможенные платежи, статус товаров, перемещение товаров. Key words: the customs code, preferential treatment, customs payments, the status of the
goods, moving of the
Рассмотрение льгот, предоставляемых в области таможенного дела является достаточно актуальной темой, особенно в связи с вступлением в силу с 1 июля 2010 года нового Таможенного Кодекса и вступившим в силу с 1 января 2010 года Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании. Целью данной статьи является рассмотрение понятия «таможенные льготы», законодательства, регулирующего данную сферу, виды льгот и основания их предоставления, а также практические проблемы, связанные с правом пользования льготами.
Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) не содержит определения понятия «таможенные льготы».
Упоминания о таможенных льготах встречаются в связи с уплатой таможенных пошлин, налогов вообще (пункт 3 ст. 131 ТК РФ) и освобождениями от уплаты таможенной пошлины, в частности (ст. 37 Закона РФ «О таможенном тарифе»). При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.1 Таким образом, можно сделать
1 Закон РФ «О таможенном тарифе» от 1 июля 1993 г. (с изменениями на 28 июня 2009 г.).
вывод о том, что понятия «таможенные льготы» и «таможенные преференции» являются тождественными.
В новом Таможенном Кодексе, который вступит в силу с 1 июля 2010 года под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) тарифные преференции;
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
3) льготы по уплате налогов;
4) льготы по уплате таможенных сборов.
Вместе с тем содержание таможенных льгот не ограничивается только преимуществами по освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов или применением сниженных ставок таможенных пошлин.
Таможенное законодательство предусматривает также предоставление преимуществ, обусловленных:
- особенностями таможенного оформления товаров (статьи 67, 68 ТК РФ);
- особенностями осуществления таможенными органами контрольных функций (статья 386 ТК РФ).
Таким образом, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств это исчерпывающий перечень таможенно-правовых институтов, в которых встречаются конкретные виды таможенных льгот.
Иные упоминания о существующих преимуществах в области таможенного регулирования внешнеторгового товарооборота являются лишь частностями или отдельными критериями предоставляемых законодательством таможенных льгот.
Такими критериями могут выступать, например, страна происхождения товаров, таможенный режим или специальная таможенная процедура.
На практике таможенные льготы могут проявлять себя не только по отдельности (в конкретных таможенно-правовых институтах), но и одновременно, например, при освобождении от таможенного досмотра международных почтовых отправлений, стоимость которых не предполагает уплату ввозных таможенных платежей.
Однако более ясное понимание сущности таможенных льгот можно получить, обратившись к каждой относительно самостоятельной группе предоставляемых преимуществ, а также основаниям их предоставления и некоторым процедурным требованиям, позволяющим реализовать соответствующие правовые возможности.
Таможенное оформление содержит ряд преимуществ, отличных от общих требований выполнения таможенных операций и процедур. Так, например, статьей 67 ТК РФ «Первоочередной порядок таможенного оформления» предусматриваются упрощения, которые предоставляются в зависимости от:
- видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);
- особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления);
- целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).
Поскольку перечень товаров, подпадающих под льготный порядок таможенного оформления, остается открытым, сюда же можно отнести, например, грузы гуманитарной помощи (Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации») и ряд других товаров.
Как правило, результатом предоставляемых таможенных льгот при таможенном оформлении товаров является уменьшение количества требуемых таможенными органами документов и сведений, и, как следствие, сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей.
В статье 68 ТК РФ «Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц» речь идет также о льготах в области таможенного оформления, но предоставляемых уже в отношении отдельных лиц. То есть имеет место субъектный критерий предоставления таможенных льгот.
Лица, претендующие на получение определенных преимуществ по таможенному оформлению товаров должны одновременно отвечать следующим требованиям:
1) не иметь на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур, вступивших в силу, и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров.
Заявитель должен вести систему учета коммерческой документации не позднее дня начала применения специальных упрощенных процедур.
Система учета коммерческой документации должна содержать полученные из коммерческих, таможенных или иных документов сведения о внешнеэкономической сделке, включая сведения о товарах, являющихся предметами указанной сделки и содержащихся в каждой товарной партии, а также сведения о последующих операциях с указанными товарами, независимо от наличия или отсутствия у заявителя права собственности на эти товары.
В системе учета коммерческой документации отдельно должны содержаться сведения о товарах, которые декларируются:
- в разных таможенных декларациях;
- в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара;
- в одной таможенной декларации под одним номером товара, но имеют разные торговые, коммерческие или иные традиционные наименования, или разные торговые знаки, артикулы, стандарты, или разную расфасовку и тому подобные технические и коммерческие характеристики.
3) осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Трехлетний срок объясняется попыткой исключения из числа претендентов на получение прав по применению упрощенных процедур таможенного оформления товаров лиц, созданных для осуществления одной - двух внешнеторговых сделок, то есть так называемых «фирм однодневок».
Выполнение перечисленных требований позволит Федеральной таможенной службе отнести участников внешнеэкономической деятельности к числу «добросовестных участников ВЭД» и установить для них конкретные специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. Предоставляемые преимущества используются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и заключаются, например, в возможности:
- подачи периодической таможенной декларации;
- выпуска товаров при предоставлении сведений, необходимых для идентификации товаров, то есть до подачи таможенной декларации;
- проведения таможенного оформления на объектах «добросовестных участников ВЭД»;
- хранения «добросовестными участниками ВЭД» товаров, не прошедших таможенного оформления, на своих складах (ст. 117 ТК РФ).
В соответствии с Приложением 1 к Порядку установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц могут устанавливаться следующие специальные упрощенные процедуры:
- временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) Заявителя;
- предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации;
- декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) Заявителя, с подачей периодической таможенной декларации;
- выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
Заинтересованное лицо (Заявитель) вправе выбрать для таможенного
оформления своих товаров одну или несколько специальных упрощенных процедур.
Заявление на установление специальных упрощенных процедур может быть подано Заявителем:
- в ФТС России (если планируется применение специальных упрощенных процедур в регионах деятельности нескольких таможенных управлений);
- в региональное таможенное управление (если планируется применение специальных упрощенных процедур в регионе деятельности таможенных органов, подчиненных одному региональному таможенному управлению).
Льготы по таможенным платежам всегда вызывают повышенный интерес у лиц, деятельность которых связана с внешнеэкономическими операциями.2
К таможенным платежам, в соответствии с пунктом 1 ст. 318 ТК РФ относятся:
- ввозная и вывозная таможенные пошлины;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров;
- акциз, взимаемый при ввозе товаров;
- таможенные сборы.
I. Преимущества, предоставляемые по уплате таможенных пошлин, принято называть тарифными льготами или таможенно-тарифными льготами.
Данные термины обусловлены применением в таможенном регулировании таможенных пошлин, ставки которых содержатся в таможенном тарифе.
Тарифные льготы проявляют себя в:
- освобождении от уплаты таможенных пошлин;
- применении сниженных ставок таможенных пошлин;
- возврате уплаченных таможенных пошлин;
- установлении тарифных квот на преференциальный ввоз/вывоз товаров.
Наиболее удобней рассматривать тарифные льготы по основаниям их предоставления. Такими основаниями могут выступать:
- страна происхождения товаров;
- цель ввоза товаров;
- категории перемещаемых через таможенную границу товаров;
- стоимость ввозимого товара;
- вид таможенного режима или специальной таможенной процедуры.
В соответствии с частью 1 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дифференцированные ставки в зависимости от страны происхождения товаров допускается устанавливать только для ввозных таможенных пошлин.
Преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров, имеют еще одно название - тарифные преференции.
Тарифные преференции устанавливаются при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами (ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» в отношении товаров):
2 Романова Т. Ф., Григорян М. Р. Финансы таможни: вопросы теории и практики. Ростов-на-Дону, 2007. С. 35.
- происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций.
Преференциальная система Российской Федерации охватывает следующие группы стран.
1. Развивающиеся страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др.). В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).
2. Наименее развитые страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.). К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ТК РФ страной происхождения товара может быть как конкретная страна (регион или часть страны, например, свободная таможенная зона), так и группа стран или таможенные союзы стран.
Следующим основанием предоставления тарифных льгот выступает цель ввоза товара. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины:
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (пункт «ж» ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе»);
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий (ст. 37 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Независимо от обстоятельств перемещения товаров, основаниями предоставляемых льгот могут служить их индивидуальные характеристики. В этом случае определяющим критерием предоставляемых тарифных льгот будет выступать категория товаров, перемещаемых через таможенную границу. Например, на основании пункта «г» ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» от уплаты таможенной пошлины освобождаются:
- валюта Российской Федерации;
- иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей);
- ценные бумаги.
Новеллой национального таможенного законодательства является возможность освобождения от уплаты таможенных платежей в зависимости от стоимости ввозимого в РФ товара.3 Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей.
Наибольший интерес в области внешнеторгового товарооборота вызывают льготы, составляющие содержание отдельных таможенных режимов и специальных таможенных процедур, в которых предусмотрены «свои» основания предоставляемых преимуществ по уплате таможенной пошлины.
Основаниями предоставления тарифных льгот в пределах конкретных таможенных режимов и специальных таможенных процедур могут выступать следующие критерии:
1. Статус товаров (российские или иностранные товары). В этом случае не имеет значения страна происхождения иностранного товара. Определяющим такого статуса является факт нахождения товара в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации. Например, под режим уничтожения с освобождением от уплаты таможенных платежей могут быть помещены только иностранные товары (ввозимые или ввезенные в РФ и находящиеся под каким-либо таможенным режимом).
2. Категории лиц, для которых предусмотрена возможность заявить соответствующий таможенный режим или специальную таможенную процедуру.
3. Цель перемещения товаров. На данном критерии основано, в частности, применение иных специальных таможенных режимов, например, при перемещении товаров для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, при перемещении товаров между таможенными органами через территорию иностранных государств и другие варианты перемещения товаров - ст. 268 ТК РФ.
Таможенные режимы помимо различных оснований, предоставляемых тарифных льгот, содержат многообразные варианты их проявления, например:
- полное освобождение (в том числе полное условное освобождение) от уплаты таможенной пошлины допускается в соответствии с таможенными режимами международного таможенного транзита, переработки на таможенной территории, таможенного склада, реимпорта, реэкспорта, беспошлинной торговли и т.д.;
- частичное освобождение (в том числе частичное условное освобождение) от уплаты таможенной пошлины предоставляется в соответствии с таможенными режимами переработки для внутреннего потребления (пункт 2
3 Новиков А. Б. Контроль в системе управления таможенным делом в Российской Федерации. СПб., 2009. С. 61.
ст. 195 ТК РФ), переработки вне таможенной территории (пункт 2 ст. 207 ТК РФ), временного ввоза (пункты 2 - 3 ст. 212 ТК РФ);
- возврат сумм ввозных таможенных пошлин возможен в соответствии с таможенными режимами реимпорта (пункт 1 ст. 236 ТК РФ), реэкспорта (пункт 1 ст. 241 и пункт 2 ст. 242 ТК РФ), беспошлинной торговли (пункт 4 ст. 258 ТК РФ).
II. Существующие льготы по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм и могут быть разделены по критериям их предоставления в зависимости от:
- категорий ввозимых товаров (необработанные природные алмазы, иностранная и российская валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), акции, облигации, сертификаты, векселя и др.);
- целей ввоза товаров (гуманитарная и техническая помощь);
- таможенного режима перемещения или специальной таможенной процедуры (реэкспорт, беспошлинная торговля, таможенный склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона, перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение товаров физическими лицами и др.);
- стоимости товаров (общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей).
III. Для акцизов предусмотрен также небольшой перечень льгот, предоставляемых в виде освобождения от их уплаты либо возврата ранее уплаченных сумм. Критериями такого освобождения могут выступать:
- таможенный режим или специальная таможенная процедура (реэкспорт, транзит, уничтожение, таможенный склад, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля, перемещение товаров физическими лицами и др.);
- стоимость товара (общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей).
IV. Применительно к таможенным сборам, практически, можно говорить только о льготах по уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Так, например, в соответствии с пунктом 1 ст. 357.9 ТК РФ льготы предоставляются в зависимости от:
- цели перемещения товаров (гуманитарная помощь, товары, предназначенные для проведения киносъемок, спектаклей, спортивных соревнований);
- таможенного режима или специальной таможенной процедуры (отказ в пользу государства, перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение припасов, перемещение товаров физическими лицами);
- категории товаров (наличная валюта Российской Федерации, ввозимая или вывозимая Центральным банком Российской Федерации, за исключением памятных монет, культурные ценности временно ввозимые/вывозимые государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования, бланки книжек МДП);
- стоимости ввозимого товара (общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей).
В заключении необходимо отметить, что на практике воспользоваться льготами по таможенному оформлению товаров либо иными особенностями совершения таможенных операций, не отнесенных законом к упрощенным процедурам таможенного оформления, не всегда представляется возможным.4 Причинами этого является несовершенство отдельных положений Таможенного кодекса РФ (например, осуществление внешнеэкономической деятельность не менее трех лет для лиц, претендующих на применение упрощенного порядка таможенного оформления товаров не учитывает количества совершенных внешнеторговых операций (поставок товаров), отсутствие в таможенных органах надлежащей материальной базы, а также недостаточное знание таможенного законодательства и, как следствие, неспособность воспользоваться новыми способами таможенного оформления товаров.
4 Суслов Н. А. Система таможенных органов Российской Федерации. М., 2006. С. 132.
Правовые аспекты таможенной деятельности 85